fantlab ru

Александр Кондратьев «Надпись на саркофаге»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
24
Моя оценка:
-

подробнее

Надпись на саркофаге

Рассказ, год

Аннотация:

История Хелидонион, дочери Праксинои, что посвятила себя воле богини Афродиты и даровала свою ласку мужчинам, которые в ней нуждались.

Входит в:

— сборник «Улыбка Ашеры», 1911 г.

— сборник «Сны», 1993 г.



Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Улыбка Ашеры
1911 г.
Сны
1993 г.
Сатиресса
2017 г.
Филин Персефоны
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крошечная зарисовка.

Надпись на саркофаге, своего рода эпитафия. Краткая исповедь гетеры, или, как она сама себя называет — служительницы Афродиты.

Своего рода, философская притча.

История пастушки, добровольно, по призванию души, ставшей танцовщицей, и, дарившей (ну, как сказать, дарившей — в обмен на подарки из монет и драгоценных камней) свою любовь старцам, воинам и юношам.

Но, жизнь скоротечна, хотя, богатств владелица саркофага не скопила, но, она уверена, что «честно исполнила свое земное предназначение».

Очень характерный рассказ для античного мира — жизнь, это радость. Дарить наслаждение — почётно и достойно. Гетера — уважаемая и почитаемая женщина.

История на спорную, для современного европейского менталитета тему. Но, все-таки, девиз, начертанный на саркофаге героини рассказа мощный: «...желанья их всех я утолила. Никто не уходил от меня, не пресытясь любовью...» Наверное, дама была неординарная!

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительно поэтичный монолог служительницы Афродиты, в жизни которой было много любви и страсти и которая желала бы унести за пределы жизни память о тех, кто разделял с ней радость земных наслаждений. Веер, зеркальце, изображение Афродиты и память — все, что захотела забрать с собой прекрасная гетера. Хочется верить, что она действительно помнит, блуждая где-то за гранью в мире теней, и память эта служит источником спокойной радости.

Трогательной и беззащитно звучат слова, обращенные к возможным расхитителям гробниц. И снова хочется верить, что не усомнится искатель кладов в правдивости той, что принадлежит миру мертвых, не потревожит покой саркофага.

Одна единственная картина нарисована Автором, но в ней вместилась вся жизнь человеческая. На саркофаге — вся жизнь. Это символично и очень грустно. Или мне только так кажется.

В любом случае рассказ-монолог прекрасен завершенностью сюжета — всё уже свершилось, не надо волноваться, не надо печалится, пусть мертвые покоятся с миром, а живые продолжают свой путь...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ “Надпись на саркофаге”, посвященный князю Г.С.Гагарину, продолжает тему служения богине любви и красоты.

“Надпись на саркофаге” построена в излюбленной повествовательной манере Александра Кондратьева — от первого лица. Кроме того, сам жанровый прием — эпитафия на саркофаге или могильной плите, идущая от первого лица — обычное явление в Древней Греции.

Имя гетеры, чей прах погребен в саркофаге — Халидонион, дочь Праксинои. По воле богини любви ей пришлось покинуть родной дом и стать служительницей Афродиты. Никто не уходил от нее, не пресытясь любовью. За красоту мужчины несли ей дары. И она, щедро даря свою красоту, брала любую плату, потому что эта плата была даром мужчин на алтарь богини Афродиты.

Но богатство нельзя взять с собой в могилу.

“Возле меня лежит только медное зеркальце, из пальмовых листьев сделанный веер и глиняное изображение Афродиты-Астарты. — обращается гетера к случайному прохожему. — Путник, не тревожь покоя гробницы! Ничего не взяла с собой дочь Праксинои; ничего, кроме воспоминанья о тех, кого обнимала…”.

Гетера верит в то, что возьмет с собой память о любовниках. Но если учесть, что по греческим верованиям, душа умершего теряет память о земной жизни и скитается по Елисейским полям в виде бесплотной тени, то воспоминания — это действительно уникальная награда.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх