fantlab ru

Отто Пенцлер «Вампирские архивы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
68
Моя оценка:
-

подробнее

Вампирские архивы

The Vampire Archives

Антология, год

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

  • Все, или практически все содержание данной антологии Отто Пенцлера, заявленной как монументальная, составляют произведения ранее публиковавшиеся в других антологиях о вампирах. Так, например, в нее вошло около трех четвертых содержания антологии «Dracula's Brood» (1987, под ред. Ричарда Далби) и часть рассказов вероятно целиком совпадает с «The Dracula Book of Great Vampire Stories» (1977, под ред. Лесли Шепарда). Среди других антологий, явно или скорее всего использовавшихся Пенцлером — «The Mammoth Book of Vampires» (2004, под ред. Стивена Джонса), «The Mammoth Book of Vampire Stories by Women» (2001, под ред. Стивена Джонса), «The Midnight People» (1968, под ред. Питера Хэйнинга, плюс возможно его же «The Vampire Omnibus» (1995)), «The Undead» (1973, под ред. Джеймса Дики), «Vampires» (1987, под ред. Алана Райана), «Blood Is Not Enough» (1989, под ред. Эллен Датлоу), «Girls' Night Out: Twenty-Nine Female Vampire Stories» (1997, под ред. Джемьяновича, Вайнберга, Гринберга), «Vampire & Werewolf Stories» (1998, под ред. Алана Дюранта).

  • На русском языке антология «Вампирские архивы» вышла в двух томах, с сохранением предисловий об авторах и оригинальных тематических разделов, но один из последних при этом занял другое место ради лучшей компоновки томов. Библиографический список рекомендованного чтения в данное издание не вошел. Также по неизвестным причинам из оригинального состава было убрано стихотворение Василе Александри.



  • В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


    7.60 (64)
    -
    1 отз.
    7.27 (70)
    -
    1 отз.
    7.06 (63)
    -
    1 отз.
    • Предшественники Дракулы / Pre-Dracula
    6.88 (134)
    -
    6 отз.
    6.80 (88)
    -
    3 отз.
    6.54 (80)
    -
    3 отз.
    6.35 (81)
    -
    3 отз.
    6.84 (81)
    -
    3 отз.
    • Strigoiul (1886) // Автор: Василе Александри  
    7.27 (15)
    -
    7.37 (224)
    -
    7 отз.
    7.06 (105)
    -
    4 отз.
    7.89 (348)
    -
    18 отз.
    6.85 (68)
    -
    3 отз.
    7.64 (1058)
    -
    39 отз.
    7.04 (92)
    -
    3 отз.
    6.69 (117)
    -
    4 отз.
    • Подлинные истории о вампирах / True Stories
    6.54 (103)
    -
    4 отз.
    6.55 (63)
    -
    2 отз.
    5.85 (60)
    -
    3 отз.
    • Кладбища, замки, церкви, развалины / Graveyards, Castles, Churches, Ruins
    7.31 (123)
    -
    4 отз.
    6.48 (105)
    -
    6 отз.
    6.57 (62)
    -
    3 отз.
    7.26 (127)
    -
    5 отз.
    6.79 (58)
    -
    3 отз.
    • Собака / The Hound  [= Пёс; Амулет; Гончая] (1924) // Автор: Г. Ф. Лавкрафт  
    7.41 (1059)
    -
    21 отз.
    7.10 (70)
    -
    3 отз.
    7.27 (68)
    -
    4 отз.
    6.38 (68)
    -
    3 отз.
    7.37 (209)
    -
    7 отз.
    • Строки, выведенные кровью / That's Poetic
    7.77 (93)
    -
    3 отз.
    7.49 (96)
    -
    2 отз.
    7.25 (66)
    -
    1 отз.
    • Трудные времена для вампиров / Hard Times For Vampires
    7.20 (67)
    -
    3 отз.
    7.15 (60)
    -
    4 отз.
    6.13 (218)
    -
    14 отз.
    • Классические истории / Classic Tales
    6.05 (69)
    -
    2 отз.
    7.46 (181)
    -
    2 отз.
    7.08 (111)
    -
    4 отз.
    6.94 (207)
    -
    11 отз.
    7.42 (133)
    -
    3 отз.
    7.47 (176)
    -
    3 отз.
    7.34 (82)
    -
    3 отз.
    6.78 (143)
    -
    4 отз.
    6.19 (52)
    -
    2 отз.
    7.60 (349)
    -
    14 отз.
    7.02 (159)
    -
    2 отз.
    6.48 (52)
    -
    2 отз.
    6.62 (62)
    -
    1 отз.
    7.57 (210)
    -
    6 отз.
    • Они выпивают душу / Psychic Vampires
    • Красавица / The Lovely Lady  [= Прекрасная дама; Очаровательная леди] (1927) // Автор: Дэвид Г. Лоуренс  
    6.63 (62)
    -
    1 отз.
    • Паразит / The Parasite  [= Паразит (Записки зомбированного)] (1894) // Автор: Артур Конан Дойл  
    7.60 (169)
    -
    5 отз.
    6.88 (193)
    -
    5 отз.
    • Красным по черному / Something Feels Funny
    • Крови! / Blood  [= Крови мне, крови!] (1955) // Автор: Фредерик Браун  
    7.29 (283)
    -
    9 отз.
    • Попси / Popsy  [= Деда; Папся] (1987) // Автор: Стивен Кинг  
    7.45 (1020)
    -
    24 отз.
    7.36 (64)
    -
    3 отз.
    • Выпей мою кровь / Drink My Red Blood  [= Маленький Дракула; Выпей крови моей; Пей мою кровь; Кровный сын; Blood Son; Drink My Blood] (1951) // Автор: Ричард Матесон  
    6.43 (281)
    -
    6 отз.
    7.06 (340)
    -
    10 отз.
    • Любовь... навсегда / Love ... Forever
    6.71 (61)
    -
    2 отз.
    6.36 (54)
    -
    2 отз.
    6.58 (60)
    -
    1 отз.
    6.20 (53)
    -
    2 отз.
    • Желание / Will  [= Le Scarabée funèbre; Погребальный скарабей] (1898) // Автор: Винсент О'Салливан  
    6.05 (53)
    -
    3 отз.
    5.61 (54)
    -
    2 отз.
    6.44 (62)
    -
    1 отз.
    6.05 (89)
    -
    1 отз.
    6.58 (73)
    -
    2 отз.
    • Вампиры идут / They Gather
    5.91 (51)
    -
    2 отз.
    7.32 (55)
    -
    2 отз.
    7.30 (202)
    -
    14 отз.
    7.49 (164)
    -
    10 отз.
    • Знак вампира / Is that a Vampire?
    8.44 (1130)
    -
    15 отз.
    5.78 (52)
    -
    1 отз.
    6.95 (113)
    -
    2 отз.
    7.64 (619)
    -
    25 отз.
    5.66 (108)
    -
    4 отз.
    6.97 (202)
    -
    13 отз.
    6.38 (62)
    -
    2 отз.
    • Орля / Le Horla  [= Орла] (1887) // Автор: Ги де Мопассан  
    7.83 (191)
    -
    3 отз.
    7.41 (321)
    -
    8 отз.
    • Это война? / This is War
    7.49 (180)
    -
    4 отз.
    6.39 (55)
    -
    3 отз.
    • Современные вампиры / Modern Masters
    6.94 (232)
    -
    12 отз.
    • Постоялец со второго этажа / The Man Upstairs  [= Постоялец из комнаты наверху; Жилец из верхней квартиры; Верхний сосед; Жилец из верхней комнаты; Жилец со второго этажа] (1947), написано в 1943 // Автор: Рэй Брэдбери  
    7.88 (906)
    -
    40 отз.
    5.93 (153)
    -
    9 отз.
    6.22 (176)
    -
    8 отз.
    5.80 (139)
    -
    2 отз.
    7.15 (256)
    -
    3 отз.
    6.62 (53)
    -
    1 отз.
    • The Vampire: A Bibliography: Compiled by Daniel Seitler

    Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
    рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


    Похожие произведения:

     

     

    
    Издания: ВСЕ (3)

    Вампирские архивы. Книга 1. Дети ночи
    2011 г.
    Вампирские архивы. Книга 2. Проклятие крови
    2011 г.

    Издания на иностранных языках:

    The Vampire Archives: The Most Complete Volume of Vampire Tales Ever Published
    2009 г.
    (английский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    – [  5  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Наверное, мало найдется таких любителей фантастики и фэнтези, кому хоть раз в жизни не захотелось бы приобщиться к миру Ночи, с ее классическими, жуткими обитателями, утонченными ценителями, как резус положительной, так и резус отрицательной алой кровушки, текущей в наших жилах.

    Вампиры….

    На сегодняшний день их опошлили до невозможности, превратив в гламурных, смазливеньких юношей и девушек, озабоченных решением лишь своих любовных дилемм и, иногда, вытаскивание друзей/подружек из беды, спасибо Голливуду.

    Но, слава Тьме, не все так печально, как могло показаться и за это стоит поблагодарить Отто Пенцлера, создателя данной анталогии.

    Если вам, как и мне, интересно с чего все начиналось, каковы были первые рассказы о живых мертвецах, кто и в каком стиле писал о них, эта книга вас не разочарует.

    Двухтомная анталогия вобрала в себя более чем солидный состав авторов, здесь найдутся рассказы на любой вкус, коротки, длинные, с утонченным психологизмом героев и простенькие, словно написанные для легкого чтения в электричке.

    Есть рассказы давящие мрачной депрессивностью своего повествования, а есть несколько веселых и откровенно стёбных, высмеивающих жанровые клише и представления о вампирах.

    Но, как и положено, юмор в этих рассказах, разумеется, черный, что впрочем, нисколько не умаляет удовольствия от прочтения.

    Пожалуй сложно было бы собрать более полную коллекцию рассказов. Работа была проделана просто огромная.

    Из рассказов, вошедших в первый том, наиболее понравились и запомнились творения таких мастеров:

    Г.Ф Лавкрафт, рассказ «Пёс».

    Энн Райс – «Хозяин Рэмплинг-гейта» (уж эта мадам летучую мышь на подобных историях съела),

    Сэр Артур Конан Дойл, его рассказ «Паразит», о психологическом вампиризме, как разновидности этой напасти.

    Для тех, кто помнит сюжет Дракулы, будет небезынтересно узнать, откуда берет свои корни это произведение.

    «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню во многом является предшественником истории Брэма Стокера.

    Среди нестандартных сюжетов, хотелось бы выделить «Место Встречи» Чарльза Бомонта — рассказ об уцелевших после биологической войны имеет крайне интересный финал.

    Весьма порадовал коротенький рассказ «Крови мне, крови!» Фредерика Брауна, так обломать несчастных кровососов, это надо уметь, пятеркаJ.

    Для жаждущих бессмертной любви, помимо вышеупомянутой Энн Райс, рекомендую «Некусайка, или Флёр де фёр», Танит Ли и «Лигейя» от мэтра депрессии и безысходности, Эдгара Аллана По.

    Оба рассказа очень красивы и выразительны, первый очаровывает языком повествования, в духе старинной легенды. А второй дарит фейерверк эмоций и страстных переживаний, на который был так богат господин По.

    Второй том обширнейшей антологии о немертвых продолжает парад историй, с разных сторон подающих тему вампиризма.

    Если первый раздел «Классические истории о вампирах», еще раз наглядно показывает, что из всех возможных вариантов, какие можно измыслить о проклятых аристократах, истории Стокера и Ле Фаню – самые яркие и запоминающиеся, нового ничего не придумаешь, как ни старайся, то все последующие разделы второго тома преподносят немало оригинальных, интересных идей о проявлении вампиризма.

    «Подмена» Лизы Татл – оригинальная история о женщинах, столь падких на всякие выверты селекции, вроде йоркширских терьерчиков и прочих комнатных уродцев.

    Как бы вы отнеслись к ситуации, если бы в один прекрасный день, ваша благоверная притащила в дом не грязного лысого котенка или лупоглазую карликовую псину, а вообще неведомую зверушку, способную вызвать рвотные позывы у любого нормального человека.

    И не дай бог вы скажете «нет», на просьбу оставить найденыша, не обсуждается!

    Советую сразу смириться, что животинка легко и без каких-либо усилий завоюет все внимание вашей супруги, будет спать в вашей постели, отнимать львиную часть времени, постоянно находиться на ручках, все внимание будет посвящено найденному уродцу, а то что зверьку периодически нужно немного хозяйской крови – так ведь он же такой беззащитный!

    Для несогласных с таким положением вещей – дверь всегда открыта…

    «Когда Гретхен была человеком» Мэри А. Турзилло – еще одна лишенная типичных кровавых моментов вампирская история.

    Да, мы вампиры, да иногда берем кровь, немного, чтобы не убить, нет, солнце крест и чеснок нам не вредят.

    Мы живем обычной жизнью успешных, уверенных в себе людей, на первый взгляд мы ничем не отличаемся от миллионов окружающих, разве что живем очень долго, нас невозможно убить, а то, что за этот подарок судьбы придется расплачиваться потерей сначала телесной, а потом и душевной чувствительности, так ведь в жизни обычного человека есть куда более страшные ситуации, несчастья, травмы, болезни… рак например.

    Стив Резник Тем, в свою очередь, расскажет вам еще одну историю о психологическом «ненасильственном» вампиризме.

    «Мужчины и женщины Ривендейла» достаточно пессимистический, депрессивный рассказ.

    Танит Ли, автор запомнившийся еще по первой части антологии, в этот раз предлагает нам еще одну историю, «Зимние цветы».

    Несмотря на «девчачье» название — это классическое фэнтези, рассказывающее о судьбе небольшого отряда наемников-вампиров и о том, как охотникам самим непосчастливилось стать жертвами более коварного хищника.

    Вполне сгодилось бы, как начало полноценного романа.

    Любителям вампиро-апокалипсиса стоит обратить внимание на рассказ «Полуночная месса» Ф.Пола Уилсона.

    Все как полагается, мир разрушен, везде царит анархия, страх и безысходность.

    Кровососов с каждой ночью все больше, да и немногие избежавшие обращения люди все чаще задумываются о том, чтобы встать на сторону победителей.

    Стоит ли в такой ситуации что-то делать или просто, запасшись большим количеством алкоголя, ждать неизбежного конца?

    Пусть каждый решает сам.

    Порадовал подарок от мэтра хоррора, «Человеческие останки» Клайва Баркера.

    Дабы не портить впечатление от истории, даже мельком не стану раскрывать сюжет, скажу лишь, что рассказ один из самых ярких в сборнике,…. да, и, несмотря на кровожадное название, суть совсем не «мясная»…

    Для знакомых с жизнью и творчеством Ги де Мопассана будет небезынтересен рассказ «Орля», можно даже сказать, автобиографический рассказ в чем-то.

    Фриц Лейбер, пожалуй, последний о ком я упомяну в своей рецензии, кроме названных авторов многие остались «за бортом», кто — то зацепил своей историей больше, кто-то совсем чуть-чуть, но все равно оставил зарубку в памяти.

    Ну а «Девчонка с голодными глазами» — хорошая история, написанная колоритным языком побитого жизнью бульварного фотографа, волею случая ставшего проводником вампиризма нового времени.

    Оценка: 9
    – [  5  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    В антологии можно найти несколько превосходных рассказов. Значительная часть — довольно скучна для современного читателя. Однако все они вместе демонстрируют, как основательны и ветвисты корни вампирской темы в литературе. Собранные произведения позволяют составить представление о зарождение и эволюции «вампирского» жанра. Именно так, я думаю, должна быть собрана хорошая антология.

    Вампирское племя представлено в своём разнообразии: хищники без души и разума; древние боги и демоны, могущественные и неуничтожимые; просто психи, вообразившие себя вампирами; обитатели старинных предметов; энергетические вампиры; те, кто питается эмоциями; совестливые вампиры, полные раскаяния; экзотическая вампирша-лягушка.

    Некоторые вампиры поражают своей бестолковостью и занудством. Так же не переводятся люди, которые добровольно лезут в злачные места.

    Не забыта и вампирская романтика: полюбил, укусил, жили долго и счастливо … – источник модных сейчас гламурных зверьков.

    Героями показаны не только вампиры, но также их жертвы, охотники на вампиров, защитники вампиров, сверх вампиры, добрые соседи вампиров – оборотни.

    Места действия тоже разнообразны: средневековые замки, склепы, курорты, концлагерь, безмятежный пригород и пятно мертвой земли в цветущем саду. Есть миры, где вампиры ведут скрытную жизнь среди людей; миры, где они уже победили и правят нами; миры-страшилки для вампиров, где эволюция привела к тому, что людей заменили разумные овощи.

    С удивлением обнаружила, что прочла также все краткие сведения об авторах. Положительно влияет на восприятие текста.

    Исполнение двухтомника от Эксмо/Домино достойное: и обложка, и компоновка, и шрифт – в тему. Из претензий, только: просвечивается текст через страницу.

    Если соблюдать правило «читать в одиночестве и после наступления темноты», то обязательно встретишь «свой» рассказ, который заставит опасливо покоситься в темноту за окном.

    Оценка: 9
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    У тех, кого при слове «вампир» передергивает, появилась отличная возможность оглянуться назад — и увидеть, как хорошо всё начиналось и как по-разному продолжалось. В большинстве произведений, собранных под этой обложкой, вампиры предстают роковыми злодеями, безжалостными социопатами или прожорливыми чудовищами. В некоторых они выведены в роли жертв — тоже не особенно почетной. И лишь в считанных рассказах вампир становится поводом, чтобы рассказать историю любви — но чаще всего любви трагичной, с самого начала обреченной на крах.

    Составителя антологии есть в чем упрекнуть. Среди находок, раскопанных им в старых книгах и журналах, попадаются настоящие бриллианты – но их блеск несколько теряется на фоне однообразных викторианских страшилок, построенных по отлаженной схеме. И пыльной букинистики здесь будет в избытке – покойники не требуют авторских отчислений и готовы работать за еду… пардон, за публикацию.

    Другой кол в жирное тело антологии – расовая непоследовательность. Иные рассказы превращаются в задачку «Найди вампира» – увы, не имеющую решения. Хотя тех, кто ищет не вампиров, а увлекательного времяпровождения, это не смутит. Живые мертвецы, зловещие гипнотизеры, демонические художники и деспотичные мамаши – не менее почтенная публика, чем Дракула (Рутвен?) и его литературное потомство.

    Третий кол – это чувство, которое словами можно выразить только по-французски (дежавю). Многое из представленного в этих томах мы уже читали по-русски – и кое-что перечитывать не хотелось бы. Но есть и такие знакомые, каждая встреча с которыми – в радость.

    И потому кола номер четыре (прощального) не будет. При всех своих недостатках, «Вампирские архивы» – это шанс проследить историю одного образа от зарождения к расцвету, от расцвета – к упадку, от упадка – к ренессансу и переосмыслению. Менялись эпохи и режимы, страхи и надежды человечества – и вместе с ними менялись вампиры. И даже если им теперь не узнать самих себя – нам от них уже не отделаться…

    P. S. Авторы лучших рассказов: Амброз Бирс (только поищите другой перевод), Танит Ли, Кларк Эштон Смит, Ф. Марион Кроуфорд, М. Р. Джеймс. Дэвид Г. Лоуренс, Артур Конан Дойл, Стивен Кинг, Рональд Четвинд-Хейс, Лиза Татл, Брайан Стэблфорд, Клайв Баркер, Фриц Лейбер, Дэн Симмонс и Гэхан Уилсон.

    Оценка: 8
    – [  10  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Со всей определённостью можно заявить, что нынешнее состояние вампирской темы сложно назвать простым. С одной стороны, эта тема сейчас весьма популярна (пусть и многие причины этой популярности имеют мало отношения к вампирам), с другой, эта когда-то весьма яркая тема оказалась ныне размытой до практически полного растворения – причём этому способствуют как выход вампирской тематики далеко за пределы хоррор-жанра, так и сильнейшее расширение самого понятия «вампир». Последнее можно объяснить желанием авторов найти нечто новое в весьма старой и затёртой теме, что, несомненно, является весьма благим и способствовавшим появлению множества талантливых вещей намерением, однако благодаря этому сейчас для определения вампира непреложным осталось лишь слово «высасывать» — не обязательно кровь, не обязательно из живого существа, да и самому вампиру иметь человекообразный облик уже не обязательно. В данной ситуации нелишним будет вспомнить классические вампирские истории и более традиционные образы кровососов, практически забытые, смытые потоком любовных романов с притянутой за уши вампирской темой и литературных экспериментов с ней же.

    То, что изданная в этом году на русском антология Отто Пенцлера «Вампирские архивы» как нельзя подойдёт для этих целей, можно понять, даже ещё не открывая её. Два толстых тома в обложках, стилизованных под средневековые фолианты, выгодно отличаются внешне от немалой части современных изданий книг о вампирах. Предисловия просто замечательны, как для создания нужного настроения, так и сами по себе — особенно вдумчивое рассуждение Ньюмана об образе вампира и краткое, живое, переплетённое с личными воспоминаниями вступление Геймана. Даже краткие биографические справки, обычные для антологий, здесь не выглядят простой данностью благодаря необычности личностей некоторых авторов – чего стоят только эмансипированная женщина, бывшая противницей феминистского движения, или аристократ, стремившийся прожить жизнь согласно декадентским идеалам, или ценитель цыганской культуры, любивший выдавать себя за цыгана…

    Непосредственно состав тоже заслуживает похвал, что неудивительно — все рассказы уже появлялись в других антологиях, то есть, в сущности, представляет из себя наиболее понравившееся одному человеку из наиболее понравившегося другим — под «понравившимся» я подразумеваю не только произведшее наилучшее впечатление, но и просто показавшееся наиболее уместным в составляемой книге. Несмотря на присутствие небольшого количества нетипичных вещей, большинство рассказов отличаются более традиционным подходом к теме. Наличие рассказов, написанных ещё в девятнадцатом веке, несомненно, способно оставить весьма благородное впечатление (особенно у тех читателей, в чьём представлении вампиры больше ассоциируются с прошлым, чем с настоящим). Радует тот факт, что автор включил рассказы как признанных классиков, так и интересных, но уже подзабытых писателей.

    Однако не всё так чудесно, как может показаться. Как раз отличительная особенность антологии – традиционность большой части включённых в неё вещей – делает её довольно однообразной. Качество тоже не сильно различается — откровенного хлама мало, как и действительно цепляющих вещей. Правда, на впечатление читателя может повлиять тот факт, что наиболее известные и современные рассказы были ранее изданы на русском языке – в частности, в двух вампирских антологиях Джонса и в издании девяностых годов «Они появляются только ночью» и могут оказаться уже знакомыми ему. Второе, что несколько удивляет – некая неясность принципов, по которым составлялись разделы.

    Наиболее яркими можно назвать вещи из двух последних разделов обоих томов. «Серых», средних во всём произведений там сравнительно мало. Весьма удачны те рассказы, в которых присутствует юмор – ироничная история Блоха о перестаравшемся актёре, чёрно-юморная вещь Четвинд-Хейса в духе «Семейки Аддамс», образец краткого, близкого к анекдоту рассказа Фредерика Брауна и совершенно безумное прочтение безусловно самой страшной и трагичной части «Алисы в стране чудес» (да-да, я про устриц) от Гахана Уилсона. Среди других удачных вещей в разделах можно выделить рассказ Гарднера и Дозуа, изображающий вампира, производящего впечатление существа куда более живого, чем многие окружающие его люди (что неудивительно, если вспомнить, где происходит дело), болезненно печальную и безжалостно моральную историю Харлана Эллисона и особенно извращённую «Особенную» Лаймона, невероятным образом сочетающую в себе садизм по отношению к женщине с уважением к ней. «Утеха падали»

    Симмонсе, предшественник одноимённого романа, первоначально привлекает своей аристократичной размеренностью, но начинает отталкивать по мере мало сочетающегося с первоначальным настроением превращения в нечто близкое к боевику. Наименее удачным показался рассказ Матесона, мутный, скомканный и начисто лишённый блеска и чёткости лучших рассказов писателя.

    Среди запоминающихся вещей из других разделов (если не считать тех, что давно известны и безусловно хороши) в первом томе можно выделить артистически-изнеженную итальянскую историю Энн Кроуфорд, вызывающий искреннее сопереживание психологичный реализм Элизы Линтон, странный, но сильный рассказ Бирса и осенне-печальную постапокалиптическую миниатюру Бомонта, во втором – «Миссис Эмворт» Бенсона, любопытную вариацию на старую тему «волк в овечьей шкуре»; лиричную и до самого конца не производящую впечатление чего-то зловещего зарисовку Яна Неруды (кстати, включение неанглоязычных авторов могло бы стать несомненным плюсом книги, если бы их рассказов там было бы побольше) и изображающий весьма оригинального вампира рассказ Блэквуда, производящий впечатление солнечного удара. Также близок к изменённому состоянию сознания «Мужчины и женщины Ривендейла» Стивена Резника Тема, где тема болезни весьма удачно сочетается с присущей его творчеству болезненной и вязкой атмосферой. Оба рассказа Танит Ли весьма изысканны и красивы. Правда, её «Некусайка» может отпугнуть некоторых затрёпанным и опошленным сюжетом о любви человека и вампира, но благодаря её стилю, способному по-настоящему загипнотизировать и околдовать, рассказ сам по себе начинает напоминать вампира. Также благодаря стилю в соединении с мастерским изображением другого мира впечатляют оба произведения Эштона-Смита.

    В принципе, антология оказалась примерно такой же, какой её и можно представить изначально: классической, традиционной, немного даже устаревшей, но отмеченной высоким качеством и практически лишённой как проходных вещей, так и ослепительно ярких. Впечатление довольно положительное, но несколько «приглушённое». Она отличается большим количеством традиционных вещей, но при этом наиболее примечательны из них те, что далеки от традиции. Она идеально подходит для того, чтобы ознакомиться с основами вампирского жанра, отдохнуть от многочисленных экспериментов… и вновь начать искать нечто более оригинальное.

    Оценка: 8
    – [  1  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Ценность этой антологии — в широте охвата темы от бесспорной классики до современных вариаций.

    По-настоящему интересных рассказов довольно мало, но это искупается возможностью проследить за развитием жанра. Много однообразных рассказов начала 19-начала 20 веков.

    Наряду с корифеями здесь много малоизвестных (или уже основательно забытых) авторов, что тоже придает двухтомнику дополнительный интерес.

    Авторы проделали большой труд, создав своеобразную хрестоматию жанра, за что им большое спасибо.

    P.S. Впечатление немного подпортило одно обстоятельство — большинство рассказов читал ранее в других антологиях

    Оценка: 8
    – [  8  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    На сегодняшний день — это самая большая коллекция вампирских историй, обобщающая и систематизирующая содержание своих предшественников. В отечественном издании антология была разбита на два тома — в сумме полторы тысячи страниц, более 80 разнообразных историй. Среди плеяды громких имен рассеяны малоизвестные авторы, новинок для англоязычного читателя здесь нет, а вот для нас есть — большинство рассказов издается на русском впервые. Особо радует, что среди представленного материала довольно много рассказов, публиковавшихся в культовом журнале «Weird Tales». Отто Пенцлер — заслуженный и опытный составитель антологий, здесь чувствуется его работа — все рассказы делятся на тематические разделы, выстроена внутренняя хронология и логика подачи материала, каждый рассказ предваряется небольшой вступительной статьей об авторе, что является большим плюсом, учитывая обилие незнакомых имен.

    Вампиры пришли к нам из средневековых легенд и сказок, прочно обосновавшись в литературе ещё два столетия назад. Эталонный готический роман начинался с историй о привидениях, обитавших в фамильных замках, старых особняках и заброшенных кладбищах. Но на одних призраках далеко не уедешь, писатели вынуждены постоянно расширять круг сюжетов, удивлять и шокировать читателя, поэтому дальнейшее появление вампиров и оборотней в литературе ужаса выглядит вполне логично. Первый раздел антологии называется «Предшественники Дракулы», чтобы дойти до сути, нужно понять как всё начиналось — большинство из представленных здесь историй выкроены по стандартным лекалам и на сегодняшний день смотрятся архаично. Пожалуй, для ознакомления с эталоном вполне достаточно прочесть «Кармиллу» Дж.Ш. ле Фаню, которая считается предвестницей «Дракулы» Б. Стокера. Здесь есть все элементы классической вампирской истории, более того автор эпатирует публику прозрачными намёками на женский гомоэротизм, в наше время это смотрится вполне невинно, но для своей эпохи это была, наверное, бомба.

    Не бывает дыма без огня, распространенность и живучесть преданий о кровососущих монстрах, известных ещё с античных времен, заставляет задуматься о том, какие реальные предпосылки послужили для их возникновения. В позапрошлом веке особой популярностью в аристократических салонах пользовались истории, якобы основанные на реальных событиях. Напустить тумана, выдать собственную фантазию за реальность были не прочь многие авторы, достаточно вспомнить А. Бирса и А. Мейчена. В разделе «Подлинные истории о вампирах» представлены менее известные авторы, сами рассказы к числу сильных не относятся, но для полноты картины их присутствие обязательно. Даже не самый сильный сюжет можно изрядно улучшить фразой «основано на реальных событиях». Вспомните фильм «Ведьма из Блэр», снятый на любительскую камеру — вроде бы ничего страшного в кадр не попадает, но эффект присутствия, создаваемый непрофессиональной съемкой, заставляет вздрагивать от каждого шороха, так же и здесь — ощущение, что описанные в рассказах события могут случиться и с тобой, добавляют жути.

    Немаловажную, а порой определяющую роль в вампирских историях играют описания места действия — мрачные пейзажи, таинственные развалины — достаточно сделать один шаг с ярко освещенной солнцем тропинки, как попадаешь в другой мир, где царят опасность и безысходность. Если в современном хорроре «сценические задники» не столь важны, то для классической готики соответствующие настроению произведения декорации были жизненно необходимы. Чудовище появляется на сцене далеко не сразу, а до этого создать напряжение и задать читателю нужное настроение можно было с помощью описаний пейзажа, интерьеров комнат. Название раздела «Кладбища, замки, церкви, развалины» говорит само за себя — сюда вошли истории в которых на первых ролях в создании нужной атмосферы выступают декорации. Истории признанных классиков типа Э. Райс и М.Р. Джеймса показались довольно стандартными. Особого внимания заслуживают рассказы Г.Ф. Лавкрафта «Пёс» и К.Э. Смита «Смерть Илалоты», хотя здесь не могу ручаться за объективность, будучи поклонником лавкрафтианского хоррора.

    Вампирская тематика нашла свое отражение не только в готических романах, но также и в произведениях классической поэзии. Небольшой раздел антологии под названием «Строки, выведенные кровью» предлагает нашему вниманию творчество Байрона, Гёте и Дж. Китса, где нашли воплощение образы порождений ночи. Конечно, не стоит полагать, что фрагменты приведенных здесь стихотворений способны кого-то напугать или поразить закрученным сюжетом — для общего развития вполне можно прочесть, хотя несмотря на авторитетность авторов я особо не впечатлился. На мой взгляд, важность этого раздела в том, чтобы показать истоки романтического представления о вампирах, которые могут представать не только в образе жестоких монстров, несущих угрозу всему живому, но также способны чувствовать, испытывать эмоции и любить. Одиночество, на которое неизбежно обречен вампир в своем посмертном существовании не могло не тронуть чуткие струны души служителей муз, а жажда крови — одно из воплощений физической страсти, не только утоление голода, но и проявление чувств к вожделенному объекту.

    На каждую силу найдется другая сила, ситуации, когда охотник и жертва меняются местами привлекают уже своей нестандартностью. Приятно ассоциировать себя с мужественным героем, который объявил открытую войну нечисти — сразу вспоминается Ван Хельсинг, Баффи, Соломон Кейн. Как правило, нам нравится болеть «за слабого» — обычный человек, вступающий в поединок с созданием, наделенным сверхъестественными способностями, уже является нашим фаворитом по определению. В разделе «Трудные времена для вампиров» два рассказа из трех посвящены будням охотников на монстров. Если в «Неделе с нежитью» Д.Дж. Шоу герой расправляется с упырями без страха и сомнений, то в рассказе Э. Гормана «Долг» главный герой выполняет трудную и неблагодарную работу, в которой не может позволит себе пощадить даже ребенка, ведь он знает, что должен выполнять эту функцию, несмотря на противодействие и ненависть окружающих, которые не всегда способны понять, что им движет не удовольствие, а чувство долга.

    В разделе «Классические истории» нам встретятся не только хрестоматийные сюжеты, типа сферической вампирской истории в вакууме «Четыре деревянных кола» В. Романа, но и довольно необычные представители кровососущего племени. Стоит отметить «Метель» А. Дерлета, где вампиры являются не только порождениями ночи, но и вечного льда, их появление привязано к времени года. Огромное удовольствие получил от «Конца рассказа» К.Э. Смита, в котором фигурирует коварная ламия, плетущая сеть сладострастных иллюзий. Подарком для ценителей романа Б. Стокера «Дракула» станет рассказ «В гостях у Дракулы», представляющий из себя главу, не вошедшую в финальную редакцию произведения. Столкновение энергетического вампира с природными силами земли, жаждущими подпитки, описывает Э. Блэквуд в новелле «Превращение» — как видим, кровь не такой уж обязательный атрибут вампиризма. В небольшой зарисовке Я. Неруды «Вампир» читателю предоставляется возможность самостоятельно домыслить механизм воздействия энергетического вампира на окружающих, искусство требует жертв, иногда в буквальном смысле слова. В общем, не торопитесь ставить знак равенства между эпитетами «классический» и «скучный».

    Развивая тему «неканонического» вампиризма, давайте обратимся к вампирам энергетическим. Для того, чтобы забирать у окружающих жизненную энергию непосредственный контакт шеи и зубов требуется не всегда. В разделе «Они выпивают душу» роковая роль отводится исключительно женщинам. Чтобы удержать стремительно ускользающую молодость, представительницы прекрасного пола готовы прибегать к любым средствам. Вспомним, к примеру, графиню Батори, принимавшую омолаживающие ванны из крови умерщвленных девственниц. Авторы этого раздела считают, что можно обойтись и без таких радикальных мер, однако для жертвы последствия в данном случае могут оказаться не менее страшными. Особое внимание хочу обратить на повесть А. Конан Дойла «Паразит» — автор прекрасно знаком с темой, он посвятил исследованиям спиритизма и месмеризма более двадцати лет жизни, так что опыт есть богатый. Здесь интересно наблюдать за процессом постепенного подчинения личности главного героя воле энергетической вампирши, превращение его из скептически настроенного джентльмена в оболочку, ведомую чужими желаниями и страстями.

    Постепенно заняв свою нишу в литературе, вампиры продолжали оказывать свое влияние на формирование общественного сознания. Соответственно неизбежно было их проникновение как в городской фольклор, так и в связанный с ним черный юмор. Смех — превосходная защитная реакция, об этом человечеству известно с давних времен. Если пугающего одним только своим видом страшного монстра превратить в шута горохового, то страх мгновенно исчезнет. Юмористический раздел антологии обозначен «Красным по черному», если честно, то ни один из представленных там рассказов на меня впечатления не произвел, составитель занял компромиссную позицию — избегая откровенных юморесок поместил туда рассказы с небольшим ироническим подтекстом, получилось ни рыба, ни мясо. В качестве факультативного видеоприложения к разделу можно посмотреть комедийную пародию с Л. Нильсеном «Дракула, мёртвый и довольный».

    Развитие романтического подхода к трактовке образа вампира, заложенное классическими поэтами, упоминавшимися выше, получило развитие в XX столетии, думаю, нет лишней необходимости напоминать о нашумевшей подростковой эпопее «Сумерки», к счастью в разделе «Любовь... навсегда» произведения подобного плана отсутствуют. Помимо стандартных историй на тему «кровь-любовь» здесь есть несколько оригинальных рассказов, о которых хотелось бы упомянуть особо. Пропитанная духом феминизма «Подмена» Л. Татл изображает вампиров в виде необычных зверушек, внезапно начавших появляться на улицах городов. Главный герой питает к этим уродцам искреннее отвращение, но его жена без ума от своего нового питомца — здесь показано становление симбиоза «хозяин-жертва», в котором привычный сексуальный партнер оказывается третьим лишним. «Канал» Э. Уоррела заставляет вспомнить поверье, что вампир не может преодолеть поток воды — мрачная атмосфера, эволюция бурной страсти в жгучую ненависть — рассказ мне запомнился именно этим. Также достойна упоминания «История Чугоро» Л. Хирна — это японский парафраз русской народной сказки о Царевне-лягушке.

    Вампирские сообщества — явление достаточно интересное, недаром для освещения этого феномена в антологии выделен особый раздел «Вампиры идут» — все четыре истории, которые составитель сюда поместил достойны похвалы. Однако же особый реверанс хочется сделать в сторону превосходного рассказа Т. Ли «Зимние цветы», исполненного в жанре «тёмного фэнтези». После прочтения рассказа на ум пришла крылатая фраза — «против лома нет приема, окромя другого лома». Атмосфера европейского средневековья, где по дорогам странствуют банды вампиров-наемников, города, преданные огню и мечу, обаятельные подонки, способные проявлять как холодную жестокость, так и человеческие чувства. Стандартный прием, когда охотник становится жертвой, украшает прекрасный финал, в котором проявляется вся неоднозначная сущность главного героя — предводителя наемников Маурса. Альтернативная история Европы, которая в 1627 году находится целиком под властью немногочисленных вампиров, предстает перед нами в рассказе Б. Стэблфорда «Возлюбленный вампирши» — здесь мы становимся свидетелями начала мятежа против власти угнетателей, сам же рассказ — начало целого романа, для затравки вполне годится.

    Возможное разнообразие кровососущих представлено в разделе «Знак вампира», конечно, нельзя объять необъятное, всего спектра не охватить и десятком таких антологий, но составитель попытался собрать здесь самые интересные примеры. Начиная с рассказа А. Конан Дойла «Вампир в Суссексе», где Шерлок Холмс доказывает, что высасывание крови совсем не обязательно делает человека вампиром, до «Девушки с голодными глазами» Ф. Лейбера, который дает свою трактовку мотива энергетического вампиризма. Самым интересным из собранных в этом разделе рассказов стала для меня история К. Баркера «Остатки человеческого» о том, как после столкновения с неведомым, главный герой начинает терять человеческие качества, а его «второе я», постепенно поглощая личность, замещает его. Довольно оригинальный рассказ с элементами исторического детектива предлагает нам В. Ли под названием «Марсий во Фландрии» — расследование чудесного обретения уникального образа Спасителя в городе Дюне приводит к неожиданным результатам, благодаря которым становится понятным происхождение странных явлений в местной церквушке.

    Если для вас война — это ад, то для вампиров — бесплатная столовая, там где кровь льется рекой вампиру полное раздолье. В раздел «Это война?» посвященный роли кровососов во Второй мировой, вошли всего два рассказа. Небольшая зарисовка Р. Блоха — это скорее жестокий иронический казус без элементов мистики, особого впечатления автор здесь произвести не сумел. Обратить внимание рекомендую на второй рассказ, написанный Г. Дозуа в соавторстве с Дж. Данном — «Среди мертвецов». Не так часто приходится читать истории, где основное место действия — германский концлагерь. Описывается жизнь и работа еврейских заключенных, один из которых случайно застает своего друга в процессе поглощения крови из шеи умирающего. Проблема в том, что Эдуард Вернеке, оказавшийся вампиром, днём ведет себя как неформальный лидер общины, вдохновляет окружающих, делится с ними пайком, ночью же он восполняет потраченные силы за счет крови товарищей по несчастью. Как относиться к открывшейся истине и каковы подлинные намерения Вернеке? Помимо прочего, в финале авторы предлагают нам свою версию того, как можно стать вампиром, за концовку — дополнительный плюсик.

    Логически завершает ретроспективу вампирских историй раздел, посвященный современным вурдалакам. Если когда-то встретить вампира можно было только в лесной глуши, на старом кладбище или в заброшенном замке, куда обычный человек заходить остережется, то в наши дни эти опасные монстры вполне спокойно себя чувствуют среди нас, на улицах больших городов, в переходах метро. Интересную постапокалиптику предлагает Р. Лаймон в рассказе «Особенная» — вся территория Америки находится под властью отдельных вампирских шаек, немногие выжившие люди делятся на стражей, которые прислуживают вампирам, и дикарей, скрывающихся в лесах. Вампиры совместно со стражами охотятся на дикарей, отлавливая их для своих извращенных забав — довольно жесткий боевичок с обилием сцен физического и сексуального насилия. Рассказ Д.Симмонса «Утеха падали» на основе которого был написан одноименный роман, поначалу показался скучноват, но потом действие захватило целиком. Вампиры здесь — по сути обычные люди, наделенные способностью брать под контроль разум других людей и, управляя им, совершать преступления. Для них это Игра — застрелить чужими руками Дж. Леннона, заколоть жену Р. Полански, совершить любое бессмысленное и кровавое преступление, за которое в Игре начисляются очки, для них это особое удовольствие — Подпитка. Когда главная героиня решает выйти из игры, её бывшая подруга начинает смертельную охоту за бывшими игроками, в конце, понятно, должен остаться только один. Завораживает легкость с которой стороны конфликта берут под контроль случайных прохожих, будь то старик или ребенок — после того как он выполнил свою функцию, его просто отбрасывают, как сломанную игрушку, без тени жалости.

    Признаюсь, что двухтомник я одолел не сразу — прочитав первый том, сделал перерыв, иначе разум мог бы взбунтоваться от перегруза. Взявшись со свежими силами за вторую книгу, я проглотил ее за два дня эпизодического чтения. Несмотря на разный уровень представленных рассказов, антология понравилась, провальных рассказов, слепленных на скорую руку здесь нет. Некоторые классические истории кажутся сегодня скучноватыми, неоригинальными, это нормально — сколько воды утекло с момента их написания... Системный подход — вот это здесь радует, ты словно попадаешь на экскурсию в исторический музей, начав с классической готики, заканчиваешь современным хоррором. Если ваше представление о вампирах сводится к классическому образу графа Дракулы или к симпатичным клыкастым подросткам из молодежных сериалов, то эта антология позволит вам познакомиться с настоящим многообразием вселенной вампиров, которая прошла долгий путь от средневековых легенд до современной массовой культуры.

    Оценка: 7
    – [  6  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Они приходят с темнотой, их время — ночь, они почти совершенны и все, что им от вас нужно — ваша кровь. Они — вампиры, существа, живущие в человеческих страхах с древних времен. Когда они появились, почему человеческое сознание придумало их и почему людей так влечет к вампирской тематике? Вы вряд ли найдете ответы на эти вопросы в двух томах «Вампирских архивов», но каждый из них позволит вам погрузиться в страну вечной ночи, заглянуть в самые потаенные уголки страхов и предрассудков, попасть в новые миры, поймать себя на мысли, что неожиданно в квартире стало как-то слишком тихо, и почувствовать, как по спине побежали мурашки, как будто от чьего-то колючего взгляда.

    Первый том знакомит нас с классическими историями. Пожалуй, это тот вид историй о вампирах, которые я люблю больше всего. Хрупкие, как ландыш, чистые, как роса, нежные девушки, которым всегда готовы прийти на помощь честные, храбрые, добропорядочные джентельмены, настоящие рыцари без страха и упрека, темные замки и таинственные истории, непередаваемое очарование викторианской эпохи с ее чопорностью и недосказанностью. Когда вампиризм — очевидное зло, инфернальное, гадкое, которому не место в жизни людей, когда добро непременно торжествует. Нет, даже не так — торжествует добродетель. Есть в этих милых историях своя прелесть, несмотря на предсказуемость сюжета и присущую им наивность. Пожалуй, современные истории менее интересны, но подборка такова, что практически каждая из них — оригинальна и незамызгана.

    Оценка: 7


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх