fantlab ru

Роберт И. Говард «Чёрный камень»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
327
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный камень

The Black Stone

Другие названия: Чёрный Камень

Рассказ, год (год написания: 1930); цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

Герой узнает из «Черной книги» фон Юнцта о Черном Камне, расположенном неподалеку от венгерской деревни. Он отправляется туда, чтобы узнать страшную тайну монолита...

Входит в:

— журнал «Weird Tales, November 1931», 1931 г.

— антологию «Grim Death», 1932 г.

— антологию «Sleep No More: Twenty Masterpieces of Horror for the Connoisseur», 1944 г.

— сборник «Skull-Face and Others», 1946 г.

— журнал «Weird Tales, November 1953», 1953 г.

— сборник «Wolfshead», 1968 г.

— антологию «From the Archives of Evil», 1975 г.

— сборник «Cthulhu: The Mythos and Kindred Horrors», 1987 г.

— антологию «To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare», 1993 г.

— сборник «Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard», 2001 г.

— сборник «The Best of Robert E. Howard», 2007 г.

— сборник «The Horror Stories of Robert E. Howard», 2008 г.

— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.


Похожие произведения:

 

 


Черный камень
1997 г.
Черный Канаан
2001 г.
Мифы Ктулху
2011 г.
Безымянные культы
2016 г.
Безымянные культы
2017 г.
Соломон Кейн и другие герои
2022 г.
Мифы Ктулху
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» November 1931
1931 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1953
1953 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Хозяин судьбы
2021 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Grim Death
1932 г.
(английский)
Sleep No More
1944 г.
(английский)
Skull-Face and Others
1946 г.
(английский)
Sleep No More
1964 г.
(английский)
Sleep No More
1965 г.
(английский)
Wolfshead
1968 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1969 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1973 г.
(английский)
Christopher Lee’s ‘X’ Certificate
1975 г.
(английский)
From the Archives of Evil
1976 г.
(английский)
Wolfshead
1979 г.
(английский)
Cthulhu: The Mythos and Kindred Horrors
1987 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos: Golden Anniversary Anthology
1990 г.
(английский)
To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare
1993 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1998 г.
(английский)
Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard
2001 г.
(английский)
The Haunter of the Ring & Other Tales
2007 г.
(английский)
Crimson Shadows: The Best of Robert E. Howard Volume 1
2007 г.
(английский)
The Horror Stories of Robert E. Howard
2008 г.
(английский)
American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny from Poe to the Pulps
2009 г.
(английский)
The Horror Stories of Robert E. Howard
2010 г.
(английский)
Les Ombres de Canaan
2013 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говард прекрасен. Более конкретен, чем Лавкрафт. Его герой не сошёл с ума при виде призрачных оргий и кровавых жертвоприношений мрачных культов.

Ну и то, что зажившегося на свете демона-жабу можно убить верной турецкой сталью, тоже добавляет оптимизма и веры в будущее.

Связно, атмосферно, здорово.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытная стилизация под Лавкрафта, но сильная индивидуальность Говарда проявляется и здесь. Загадочные, древние книги, подробные исторические экскурсы, плавное и интересное повествование, рассказ по своему приятно читать. Хорошая мистическая атмосфера и образы делает это произведение, очень крепким представителем Мифов Ктулху. К прочтению рекомендуется.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я давно не читал Говарда и его мистические рассказы в частности… С чего бы начать? Пожалуй, с того, что я читал этот рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», но у меня нет полной уверенности, что рассказ относится к авторскому миру Лавкрафта, ибо там нет ни одного атрибута из него. Я бы сказал, что этот рассказ скорее тождественен миру Лавкрафта – при отсутствии явных отсылок к «Мифам…» он во многом очень похож: книга фон Юнтца вместо «Некрономикона» (и, кстати, любопытно было прочитать историю этой самой книги фон Юнтца, как я понимаю, имеющей немалое значение не только в одном этом рассказе), протоцивилизациия, но безымянная и без видимого намёка на протоцивилизации Лавкрафта; богомерзкий культ, но при этом без вошедших в традицию лавкрафтовских причитаний типа «Ктулху фхтагн!» (занятно, что автор не удержался и провёл-таки параллель между этими аборигенами-культистами и близкими его сердцу пиктами); да и чудовище тут в отличие от лавкрафтовских божеств было из плоти и крови, кровожадный реликт,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и оно было даже обнаружено и убито
(и это, кстати, лично мне добавило какой-то жуткой убедительности). Всё это казалось мне очень похожим на мир и традицию Лавкрафта, но шло как-то в параллель… В прочем, это лично моё такое ощущение.

Язык же, по-моему, был слишком уж сухим, особенно в начале – и многообещающее начало, в котором сходилось вместе и безумие поэта Джеффри, и странная гибель фон Юнтца, и битва турецкого султана с графом Борисом Владиновым в 1526 году, и кровавое полное уничтожение местных жителей, и сам таинственный, окутанный недоброй славой Чёрный Камень для меня чуть ли не скребло как камень о камень этим сухим бесстрастным стилем. Однако в моменте шабаша, да и всё последующее, вдруг приобрело этим стилем пугающую силу реального кошмара наяву – сыграл тут стиль. И вся история, в конце концов, слилась в довольно-таки пугающий посыл о том, что могло остаться от древних забытых времён, и о том, что ещё явится (тут хоть и скоротечно, но ярко мелькнуло и будущее в образе испускающих огонь шаров, да так, что меня этот маленький фрагмент до сих пор будоражит – что это было? вторжение пришельцев?). Единственное не очень-то я верю, что тело графа Владинова с заветным ларцом пролежало так долго нетронутым, и никто это место не разграбил, и раскопок на нём не велись (хоть битва эта, судя по всему, имела большое значение, если даже человек из другой страны о ней слышал) – но вот пролежало, хоть и было доступно настолько, что наш герой без всякого специального оборудования извлёк всё в одиночку и за одну ночь. Момент этот мне кажется не слишком уж логичным и бросает лёгкую тень…

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротное подражание Говарду Лавкрафту, я даже перепутал авторов вначале.

Заимствование полное, включая идею сюжетной интриги, колорит и схемы сцен, образы героев.

Драйв, по сравнению с оригиналом, умеренный. Не так захватывает.

В принципе, читабельно, однако сильно не хватает свежих идей, авторских собственно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно-таки добротный лавкрафтианский рассказ с хорошей сюжетной линией. Понравилось, как описано расследование героя — постепенно, от редких текстов старинных авторов до, так сказать, полевой экспедиции. «Идейная» составляющая (ужасы язычества), впрочем, на современный взгляд слаба. Кульминационная сцена «монстрослужения» не особо впечатляет и могла бы относиться к обычному обряду, не имеющему отношения к Великим Древним.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/778023.html

«Черный камень» — незамысловатый лавкрафтианский рассказ, который хорошо сделан. Причем по мере развития сюжета разница с Лавкрафтом ощущается все больше. Все же Роберт Говард — автор более телесный, и потому его призрак прошлого пугает куда меньше лавкрафтовской неопределенности, но в тоже время из-за этой телесности следовать за главным героем «Черного камня» куда ощутимее, чем за сновидцами и невротиками его провиденсовского друга.

Из интересного в рассказе обыгрывается тема Венгрии, как Черной дыры посреди Европы. Если Балканы и Карпаты чаще ассоциируются с понятными православными бесами, то факт того, что мадьяры заняли территорию нынешнего государства только 1000 лет назад, позволяет пофантазировать, какие племена жили здесь до них и какому Злу могли поклоняться. Известно, что здесь проходили турки, римляне и другие завоеватели, но в 30х оставалась надежда на забытый медвежий угол.

Также заинтересовала мысль, свойственная 1930-м: «Хуже того: они, по словам моего собеседника, были другой крови. Когда крепкие, статные мадьяро-славяне смешиваются с вырождающимся племенем аборигенов, стоит ли удивляться, что на свет появляются хилые уродцы?» Мне казалось, что свежая кровь должна постепенно выправлять породу, а не наоборот. С другой стороны мысли главного героя необязательно есть мысли автора.

Итого: крепкий рассказ о древнем призраке.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно тот вариант лавкрафтианских рассказов, которые я люблю.

В глубинке Венгрии есть некое сакральное место, куда так стремился главный герой. Но есть тайны, которые лучше не ворошить, и он это понял.

Хотя рассказ и подражательный, но Говард отличный рассказчик и создал очень интересную историю

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое творение Роберта Говарда, которое мне довелось прочитать.

Рассказ хорош не только увлекательностью любительского расследования любопытных событий, но и многочисленными историческими отсылками. Читать эту историю реально увлекательно, на каждой странице повествования автор сообщает какую-нибудь новую интересноть.

Очень понравилась то, что сразу чувствуется авторская уникальность в рассказе. Это, конечно, подражание Лавкрафту, но не бездумное и в нём чувствуется авторская уникальность.

Есть одна сильная нелогичность — развалины, под которыми покоился местный национальный герой сотни лет лежали нетронутыми и никому не пришла в голову идея разгребсти их и похоронить мужественного славянина? А вот главный герой захотел, и ВНЕЗАПНО за пару дней взял и разобрал завал. В людном местности. Не слишком большую кучу. О которой все знали. И все знали кто под ней лежит. Не верится в такое.

P.S. Продолжаю удивляться слабонервности людей минувших времён — чуть что, так сразу суицидничают, с ума сходять и пугаются ужасно. Хотя их можно понять — они с детства не закаливали психику чтением Лавкрафта.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Являясь ценителем творчества Роберта Говарда, читаю каждый рассказ с большим желанием, т.к. переведенного на русский язык очень мало (если не брать в расчет Конана). Данное произведение понравилось характерными яркими описаниями и продуманной исторической предысторией, что в целом свойственно короткой прозе Говарда. Заставило улыбнуться, что даже в истории про такую нетипичную как для мифов ктулху, так и для творчества Говарда, страну как Венгрия, автор провел параллели с кельтскими мифами и «смешанными расами пиктов», тему которую он активно развивал во многих сериалах про своих героев. В общем рассказ в духе Лавкрафта, но с четким почерком мастера, обладающим своим собственным стилем.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот короткий, но удивительно полный и емкий рассказ Говарда, я не мог отделаться от мысли, что читаю быль! Страшную, неправдоподобную, жуткую быль.

Мы- далеко не первые люди на планете, сколько сгинувших цивилизаций со своими страшными и кровавыми тайнами и ритуалами ходили по Земле до нас!? Нам не дано это узнать. И прочитав удивительно интересный рассказ, я лишний раз убедился в том, что не все древние тайны должны быть вытащены на свет Божий! По крайней мере такие, как тайна Черного камня. Нам не дано понять, что двигало теми, скрытыми от нас в бездне веков далекими предками. Может господствовавшая тогда мораль и этика были единственно верными и нужными на тот момент. А люди, жившие тогда, не хотели и не искали для себя иной судьбы. Пусть покоятся они с миром и не тревожат нас, живущих ныне, своими кровавыми культами и последующими кошмарами.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх