Аркадий и Борис Стругацкие «Перестарок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В небе Мира Полудня ЧП. Неопознанный ядерный планетолет летит по околоземной орбите, сбивая все, что попадется на пути. Прекращены все полеты. Запрещены все финиши. Готовятся к старту аварийные роботы, задача которых приземлить неуправляемую ракету.
Эта новелла присутствует под одним и тем же заглавием во всех вариантах повести «Полдень, XXII век», включая журнальный, и отдельно не публиковалась.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Полдень, XXII век», 1967 г. > Возвращение
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами > повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г. > Глава первая. Двое с «Таймыра»
— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.
— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.
— журнал «Světová literatura, č. 1, 1979», 1979 г.
- /языки:
- русский (44), французский (1), литовский (1), чешский (2), эстонский (1)
- /тип:
- книги (38), периодика (2), самиздат (3), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- П. Мазель (1), Р. Томинг (1), Й. Тыч (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 9 января 2017 г.
Вот она сила времени. То, чего боялись юные студенты из произведения «Почти такие же», отстать от времени, отстать от прогресса, перестать быть нужными. Ведь отправившись в космос, нарушая пространственно-временной континуум они пересекают эту черту современности, заглядывая далеко вперед. И единственный путь для возвращения — это путь вперед, путь на новую Землю, где уже совершенно другая новая жизнь.
Они возвращаются не современниками, которые принесли новые знания или технологии, они возвращаются перестарками. Именно в этом и кроется основная проблематика рассказа. Быть перестарком, значит быть отставшим от современности. Это именно та цена, которую заплатили те юные космологи, отправляясь в далекий и тогда еще неисследованный космос, за новыми открытиями, новыми знаниями и приключениями. А теперь вернулись, вернулись и вынуждены адаптироваться, вливаться в новую жизнь.
Старая техника, которая уже вышла из пользования. Новые космодромы, которые переоборудованы под современные космические корабли. Сложности посадки и большая опасность для космологов. Все это говорит о том, что современность все таки забывает о своих перестарках, о тех, кому обязана прогрессом и развитием..
MarchingCat, 19 октября 2016 г.
Сильно, чорт побери. И по сей день, какой раз ни перечитывай — сильно.
Да, как самостоятельная единица — это не рассказ. Но как часть, точнее, как звено между частями «Полдня 22 век», тут всё замечательно. Ощущения от вторжения в рабочую зону устаревшего корабля, обалдевший, но предельно профессионально сработавший диспетчер, описание поведения члена экипажа.
Верю, во всё верю. Да, так могло быть. Да, если бы так было — примерно так бы оно и было в предложенном авторами мире.
davdav2, 7 декабря 2014 г.
Потрясающе написано. В каждом слове чувствуется эпоха начала 60-х гг. Да, далекие походы стали реальностью. Но ведь возвращаться придется в будущее время, через много поколений. А что там? Если научный, технический и социальный процесс продолжался (а в 60-е можно было быть в этом уверенным), то значит — ты, твой корабль, да и твои знания неизбежно устареют. Что тогда? Поставлена огромная проблема — можно ли преодолеть проблему времени. Я бы, кстати, добавил, что и язык изменится (носители одного и того же языка, если между ними лежит тысяча лет, уже друг друга не поняли бы).
Yazewa, 16 января 2008 г.
Славное начало доброй светлой книги.
Первое описание Жени Славина, вернувшегося на Землю, у меня до сих пор — после десятков прочтений! — вызывает какой-то спазм в горле. Сентиментальность? Просто очень пронзительно написано.
Ladynelly, 15 ноября 2008 г.
Интересный рассказ, на мой взгляд очень реалистично показано возращение дальней, многолетней звездной экспедиции...
А вот поведение диспетчера и его злость, вызывали раздражение! Неужели он не понял, ЧТО это за звездолет? Неужели он ничего не знал о экспедициях отправившихся в далекий космос?
Ох, не нравится мне такой мир... Очень не нравится...
artem-sailer, 6 февраля 2021 г.
Рассказ, конечно, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного произведения. Это неотъемлемая часть повести «Полдень». Это лишь эпизод, но самый начальный, в котором описано прибытие корабля, потерянного в пространстве и, как выяснилось, во времени. Нет тут пока никаких объяснений: откуда он взялся, кто это, да и что за корабль вообще? Если не знаешь содержание всего цикла, то пожмёшь плечами в недоумении — а что это было?
Однако мы уже тысячу раз читали, мы знаем, что этот рассказ — связующее звено между новеллой «Почти такие же» и всеми остальными частями произведения. Также на ум тут же приходят «Частные предположения», но ситуация там диаметрально противоположная. Поэтому на ум он и приходит. А главный герой в «Частных предположениях», кстати говоря — Валентин Петров, к которому идёт Кондратьев в самом конце новеллы «Почти такие же». Тот самый Кондратьев, которому в «Перестарке» требуется медицинская помощь. Кондратьев, который... В общем, целый клубок, своего рода игра с читателем, которую затеяли великие авторы.
И всё же, при всей своей несамостоятельности рассказ меня впечатлил. Своей картинкой. Есть здесь что-то такое... торжественное, что ли. Что-то такое глобальное и даже драматическое. Словно сам присутствуешь при появлении странного планетолёта из прошлого в окрестностях Земли. Написано кратко, даже скупо. И за счёт этого — сильно.
zotovvg75, 18 декабря 2024 г.
Всякая история имеет свою завязку. Желательно, чтобы завязка была острая, сразу привлекала к себе внимание и в хорошей книге развитие дальнейших событий соответствовало бы такому умело заданному старту. В этом отношении обстоятельства возвращения на родную Землю остатков экипажа «Таймыра», полностью соответствует качеству высококлассного десерта к изысканному блюду гурманов. Неизвестный устаревший космический корабль, катастрофа, чудом выжившие незнакомые люди, что можно еще желать для острой завязки истории. Тем более к ставшему культовым известнейшему произведению братьев Стругацких.
Перестарок по своей словесной форме представляет собой довольно уничижительное значение. Но не для жителей двадцать второго века, диспетчер, злясь и негодуя, принял все меры, чтобы посадить неизвестный корабль. Ведь там должны были находиться люди — самая главная ценность для грядущего, куда неожиданно ворвался гость из прошлого. Поэтому разбитое Главное Зеркало здесь не в счет, также как не идет в счет опасность приземления неизвестного перестарка. Опасность — это то, над чем смеются жители Мира Полдня, наоборот, они ищут ее, не ради бессмысленных экстремальных ощущений, а ради полезной практической деятельности. Вот этот мир и принял своих прапрадедов, а вместе с ними и нас, читателей.
viv, 7 декабря 2007 г.
Окончен путь. Дальняя экспедиция вернулась через сотню лет, к праправнукам... Это, собственно, и не расказ — просто картинка будущего, в которое грубо и тупо вломилось прошлое.Будущее справилось. Двое вернулись на Землю...
Unicorn, 4 сентября 2007 г.
Ну да... оно наверное так и должно быть... Хотя 150 лет не так уж и много, чтобы привести к таким последствиям. Драматично.
laborant81, 8 августа 2007 г.
Очень интересный сюжет. Сразу становится интересно, как Кондратьев и Славин оценят новую эпоху.
Vargnatt, 31 июля 2007 г.
Из космоса появляется неуправляемый корабль грозящий смертью многим людям на земле. А внутри него сидит тот самый Кондратьев…
Johnny_Z, 7 апреля 2007 г.
Очень понравилось произведение! Действительно, люди уже не могу себе представить и даже подумать, о том, что выходит за рамки их времени.
Vendorf, 9 августа 2006 г.
Когда искусственный интелек выживает из ума это смешно, если не опасно, а когда опасно не смешно...
aps, 8 сентября 2008 г.
Незапланированная встреча правнуков с предками и действительное начало книги «Полдень. XXII век.» В нем рассматривается проблема контакта, но не контакта с инопланетными расами, а контакта людей: людей прошлого и людей будущего.
Это начало сразу заставляет читать дальше. Ведь становится интересно, как примет будущее главных героев. Смогут ли они почувствовать себя в нем своими? На эти вопросы ответят последующие рассказы.
p.s.: интересно было бы узнать истинные чувства потомков когда на них свалился такой подарочек — старый фотонный звездолет:smile:
Тимолеонт, 11 июня 2022 г.
Прекрасный пример создания яркого и глубокого образа. Во многом здесь продолжается тема прогресса, его скорости и устаревания, того, возможно ли вообще идти в ногу с ним. Может ли «прошлое» жить в мире с «настощим-будущим»? Вот это было действительно круто и интересно. К счастью, рассказ — не голые философские рассуждения, Стругацкие не говорят, а показывают, и так их мысль доходит только лучше.