FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Злоумышленники»

Злоумышленники

Рассказ, год (год написания: 1960); цикл «Мир Полудня»

Перевод на чешский: J. Týč (Spiklenci), 1980 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 112

 Рейтинг
Средняя оценка:8.25
Голосов:883
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В Аньюдинской школе, в 18-й комнате живет четверка сорванцов. Поль Гнедых он же Либер Полли, Александр Костылин он же Лин, Михаил Сидоров он же Атос и Генка Комов — Капитан. Это обычные мальчишки Мира Полудня. Конечно же будущие звездолетчики и покорители вселенной. Бесстрашные неутомимые охотники на ракопауков с грозной Пандоры.

Рассказ затрагивает одну из любимых тем Стругацких — новую систему образования — основу Мира Полудня.

Герои этого рассказа будут периодически появляться во многих произведениях Стругацких.

Примечание:


Глава «Злоумышленники» была напечатана в журнале «Знание-сила», № 2 за 1962г. — стр. 25-29, рис. Г. Макарова.

Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»  >  повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.  >  Возвращение

— условный цикл «История будущего»  >  Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами  >  повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.  >  Глава первая. Двое с «Таймыра»


Похожие произведения:

 

 


Возвращение
1962 г.
Возвращение
1963 г.
Полдень, XXII век /Возвращение/
1967 г.
Полдень, XXII век. — Малыш
1975 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1995 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Билет в детство
2005 г.
В поисках Странников, или История космических свершений человечества в XXII веке, рассказанная Аркадием и Борисом Стругацкими
2005 г.
Полдень, XXII век
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Полдень. XXII век
2009 г.
Полдень. XXII век
2016 г.
Забытый эксперимент
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2017 г.

Периодика:

Знание-сила №2, 1962 год
1962 г.

Аудиокниги:

Полдень, XXII век
2006 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Полдень, XXII век
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том четвертый. 1960
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Les revenants des étoiles
1963 г.
(французский)
Vidurdienis, XXII amžius
1972 г.
(литовский)
POLEDNE, XXII. století
1980 г.
(чешский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2009 г.

Обыкновенные мальчишки 22 века. Обыкновенные. Такие же, какими мы были в 13 лет. Разве что мечтают не о первых полетах в космос и о стройках пятилеток, а о покорении океанских глубин и далеких планет. Всегда мальчишки мечтают о том, что делают, и делают с энтузиазмом, взрослые. И неважно, какой на дворе век.

Но век-то — двадцать второй. И мечты вполне реальны. И именно этим мальчишкам суждено многое сделать в их жизни, которую понемногу, короткими штрихами авторы покажут читателям всего цикла Мира Полдня.

Но книга-то не об этом... Понятие Высокая Теория Воспитания было введено Стругацкими позднее, но этот рассказ — именно о воспитании. Пусть не все согласны с методами, которыми действует учитель, они действительно спорны, а порой и не понятны, но одно бесспорно — он этих мальчишек любит, он держится с ними действительно на равных, и они видят в нем старшего товарища, который просто знает чуть больше, чем они, и поэтому с ним всегда интересно.

Вот это, по-моему, главное — учеба ИНТЕРЕСНА! И поэтому в Учителя идут лучшие люди планеты, и поэтому дети с ранних лет впитывают незыблемые моральные правила, от которых никогда и нигде не отступают. И как ни назови эти правила — Моральный кодекс строителя коммунизма или Заветы Моисея — суть же в одном — в человечности, которую в Мире Полдня сумели сделать общей нормой...

И вот ради этого можно этому миру простить и содержание детей в интернатах, и снотворное излучение, и методы учителя Тенина...

И можно простить братьев Стругацких, которые, не будучи педагогами, может быть, выбрали не лучшие методы воспитания, но при этом показали великолепную ЦЕЛЬ воспитания!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2009 г.

Мне приходилось много слышать разных фраз на тему — сами АВС не знали пути к своему светлому Полдню.

Полдень видели, а пути нет. Я думаю, что это не так. Во-первых, всякий, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к основам марксизма-ленинизма знает о триединой задаче построения коммунистического общества — создать материально-техническую базу коммунизма, перейти к коммунистическому

самоуправлению, воспитать нового, всесторонне развитого человека.

И Стругацкие не могли этого не знать. Вопрос лишь в том, что задачу воспитания НОВОГО человека они ставили исключительно на первое место.

Так же они искали и сами способы его воспитания. Например, весь процесс воспитания в мире Полдня отдан в руки профессионалов высочайшего класса, заслуженно уважаемых членов общества. Вспомните «Жук в муравейнике», как там описан жизненный путь Льва Абалкина? Кто занимался его ростом и взрослением? То-то.

Рассказ написан от души, читать всем.:appl:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2010 г.

Рассказ действительно в первую очередь о подростках. Хотя вначале мне показалось, что ребята скорее студенты. Ассоциации возникли например даже с Аргентинским фильмом «Голубое дерево», вряд ли режиссеры читали Стругацких, просто тема вечная и не сильно зависит от времени и места.

Во-вторых конечно же об учителе. Настоящем учителе, с почти непререкаемым авторитетом. Но это почти очень важно. В реальной жизни такие учителя очень редки. Есть правда в таком отношение ученик-учитель, что-то от восточных учений. Что понравилось учитель не приказывает и даже не советует, а наводит на важные решения.

И ,как мне показалось, только в третьих о будущем, о важнейших сферах деятельности человека. В том числе, что болота и океаны не менее важны и интересны, чем космические просторы. А учитель и врач профессия не менее почетная, чем космонавт и глобоководник.

Но при этом без сильных характеров главных героев рассказ был бы скучным. С героями мы еще, как видно, встретимся и постараемся узнать насколько изменились или не изменились их характеры и взгляды на жизнь.

Немного грустно , что не упоминаются родители ребят.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2014 г.

Важный для всего цикла рассказ. Это рассказ, который взрослому может показаться подростковым, но для прочитавшего подростка это очень взрослый рассказ.

Герои, которым в будущем предстоит проявить себя во взрослом возрасте, проявляются в юношеском. Проявляются их сильные и слабые человеческие качества. Ведь Атос, готовившийся здесь в штурманы, в Десантниках будет фигурировать только под своей фамилией Сидоров, и станет биологом (еще один раз он будет упомянут в Благоустроенной планете даже как микробиолог). И проявит он себя как бэд-гай. Получается, что первое впечатление Капитана окажется верным: «Атос казался Капитану человеком надменным и пустоголовым».

Здесь же высказаны основные моральные нормы, соответствующие всей нашей отечественной традиции: «Лжешь учителю — солжешь кому угодно», «Все самое плохое в человеке начинается со лжи». Или вот еще эта фраза: «Ты помнишь, что самое дрянное на свете? Я напомню тебе: трусить, врать и нападать». Над третьим надо особенно внимательно подумать. Что хотели сказать АБС? Только ли нападать первыми?

Любопытно, что у Р. Желязны, стопроцентного американца, в «Хрониках Амбера» (1 том, «9 Принцев») другое — герой игрок, значит, чтобы победить, должен обманывать и предавать («... зато прекрасно знаю, что ты опасный игрок и предательство тебе не в новинку»). Культур-мультур, в общем.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2017 г.

Снова учительство и воспитание. Снова Стругацкие рисуют мир далекого прогрессивного будущего, в котором показывают, как ведут себя социальные институты, а так же как себя ведут ученики: какие у них мечты, цели и стремления. Вот и получается, что мотивы у детей что ни наесть чистые, а цели грандиозные, достижения целей в целом наивные, но от того смелые и человечные.

Воспитать человека морально-значимого, духовно-сильного, тяготеющего к знаниям и новым свершениям — основная задача в парадигме цивилизации прогресса. Именно это является основой для построения цивилизации будущего. Люди, которых воспитали, заложили основы человечности, честности, устремленности еще в самом детстве — будут великими героями на благо общества, да и всего человечества. В этом и весь основной посыл.

Главное, не убить в этих детях того самого стремления, не спугнуть их растущее любопытство к окружающему миру и далекому космосу — вот задача настоящего учителя. И когда Тенин понимает, что задумали его смелые ученики (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
побег с целью захвата космического корабля
), то не бьет их по рукам, не читает нотации, а наоборот не дает угаснуть этому героическому рвению, направляет их бешеную энергию в нужно русло, давая понять им самим всю наивность их действий, от того возбуждая и открывая в них новые цели: учиться дальше и совершенствоваться, чтобы в будущем добиться мастерства и профессионализма в том деле, которым им понравиться заниматься.

Именно таким и станет Геннадий Комов, с которым мы еще обязательно встретимся в произведении «Малыш» или «Жук в муравейнике», заслушиваясь его философскими теориями о вертикальном прогрессе.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2016 г.

Идеальный учитель. Почти идеальные дети, при воспитании которых даже шалости любой величины стараются не карать, а предупреждать. То есть ещё и идеальная система воспитания. Нам бы такие детские дома, да? Утопия, да. Потому что взята сразу готовая отлаженная система без учёта человеческого фактора. Без показа куда девают детей, не вписывающихся в систему. То есть, все острые углы — за борт. На страницы произведения — идиллия.

Но прочитать о таком, помечтать, чертовски приятно. Детские персонажи хорошо показаны. Не уровень лучшего Крапивина, пожалуй, но тоже очень хорошо. В момент чтения рассказа я каждый раз верю почти во всё.

Но и да, это ведь не заблуждения авторов по части утопичности, идеализации образа человека вообще и ребёнка в частности. Рассказ — элемент общей схемы и в рамках сюжета повести и вИдения лучших моментов лУчшего мира будущего вообще. Как и раскрытие становления персонажей, которых мы затем увидим взрослыми. И в рамках данных задач рассказ смотрится очень и очень хорошо.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2014 г.

Конечно, рассказ советский и насквозь пропитан теорией марксизма-ленизма и его главной задачи воспитания нового человека — строителя коммунизма. Первый постулат: дети должны быть изъяты из семей и воспитываться под присмотром специально обученных людей в замкнутых помещениях под названием интернат — более похожих на казармы. Второй постулат: цель всё — средства ничто. Третий постулат: вера, что методы воспитания могут изменить законы развития цивилизаций, обществ, групп людей. Сегодня это смешно, но тогда в это не только верили, но и прилагали все усилия для осуществления. Одно я не могу понять. Неужели авторы истинно верили, что романтизм фильмов тридцатых годов о сознательной молодежи превратится в реальность. Мы в те годы в это уже не верили. Заставляли верить — да, но не верили.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2008 г.

Согласна за многими: очень яркие запоминающие образы мальчишек, смело идущих к своей мечте, не останавливаясь ни перед какими трудностями. А вот учитель вызывает лишь отрицательные эмоции. Да, он желает успеха своим ученикам,да он любим ими! НО... Какими средсвами Он этого добивается? Тем, что роется в личных вещах учеников? Подставляет другого мальчика? Насколько этичны данные поступки? Чтобы сказали ученики, узнав об этом?

Я скажу перефразируя писателя, вступившего в полемику со Стругацкими «Нельзя строить дружбу на обмане!»

P.S. А еще детей лишают одного из путей получения жизненного опыта: путем совершения ошибок! Недаром классик сказал: И опыт, сын ошибок трудных!» Какими они вырастут, если убирать с их пути все камни и препятствия?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2008 г.

Страшно люблю эту тему. Как вообще произведения, героями в которых являются Учителя. Не обязательно педагоги по профессии (как в «ОЗ», например), а вообще люди, которые тонко чувствуют детей и умно, тактично, сопереживая, ведут их в жизнь. Крайне невысокий уровень современных педагогов (в том числе тотальная бестактность), на мой взгляд, — тяжелейшая проблема и первооснова многих и многих бед.

У Стругацких Учитель — важнейшая фигура, и это правильно на 200 %.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2008 г.

Если описать сюжетный ход данного рассказа одной фразой — становление и взросление главных героев. Именно этот расказ позволяет нам более глубоко понять их действия в будущем, тот выбор профессий, который они сделают. А также огромную роль в этом учителей.

А так обычный рассказ из жизни подростков, с их неуемной фантазией, жаждой приключений и их кодексом чести.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2007 г.

Простые мальчишки с непростыми мечтами и планами. Учитель, буквально живущий их проблемами. Вроде и все. Но насколько яркая картинка жизни, обычной жизни 22 века...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2007 г.

Самый сложный шаг в будущее Стругацких — не изобрести новую технику, а воспитать нового человека. Но вот получится ли это сделать по рецептам Стругацких? Рассказ вызывает определенные сомнения в этом.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2007 г.

Замечательный, добрый рассказ. И в первую очередь, образом Учителя, который всегда найдет подход к своим ученикам, не даст совершить ошибку.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2006 г.

Молодым у нас дорога... Новый взгляд на старые проблемы...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2007 г.

Мне понравилось... Грамотный учитель-наставник, прививание основных норм морали... Индивидуальный подход... Никакого насилия... Умно. Хитро.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх