FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Свидание»

Свидание

Другие названия: Люди, люди…

Рассказ, год (год написания: 1960); цикл «Мир Полудня»

Перевод на немецкий: A. Möckel (Der Jäger), 1977 — 1 изд.
Перевод на чешский: J. Týč (Setkání), 1980 — 1 изд.
Перевод на польский: И. Левандовская (Spotkanie), 1970 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 110

 Рейтинг
Средняя оценка:8.49
Голосов:808
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Охотник Поль Гнедых вернулся на Землю, в зоологический музей. Там, среди прочих экспонатов, хранится заспиртованная голова четверорука с планеты Крукса, которого подстрелил сам Поль.

Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»  >  повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.  >  Какими вы будете

— условный цикл «История будущего»  >  Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами  >  повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.  >  Глава третья. Люди, люди…

— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.

— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.

— антологию «Galaktyka», 1987 г.


Похожие произведения:

 

 


Возвращение
1962 г.
Возвращение
1963 г.
Полдень, XXII век /Возвращение/
1967 г.
Полдень, XXII век. — Малыш
1975 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1995 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
В поисках Странников, или История космических свершений человечества в XXII веке, рассказанная Аркадием и Борисом Стругацкими
2005 г.
Полдень, XXII век
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Полдень. XXII век
2009 г.
Полдень. XXII век
2016 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2017 г.

Периодика:

Урал, 1961, № 6
1961 г.

Аудиокниги:

Полдень, XXII век
2006 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Полдень, XXII век
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том четвертый. 1960
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Les revenants des étoiles
1963 г.
(французский)
Kroki w nieznane. Tom 1
1970 г.
(польский)
Vidurdienis, XXII amžius
1972 г.
(литовский)
MITTAG 22. Jahrhundert
1977 г.
(немецкий)
POLEDNE, XXII. století
1980 г.
(чешский)
Galaktyka I
1987 г.
(польский)
Gesammelte Werke 5
2013 г.
(немецкий)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2012 г.

Даже в мире-утопии (а что иное есть мир Полудня?) бывают трагедии. И не только из-за природных причин или форс-мажоров. Но и самые страшные — личные. Тем более, если они полностью ложатся на совесть одного человека...

Самый печально-щемящий рассказ цикла, если не всего творчества АБС. И один из самых страшных. Только что бы осознать это, прочитать его надо лет в 25, не раньше.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2016 г.

Рассказ написанный во времена, когда трава была зеленее и небо голубее .... и до моего рождения оставалось .... дцать лет.

Суметь в одном маленьком рассказе изложить историю, на которую некоторые авторы способны, растягивая удовольствие, наклепать целый роман, а другие снять аж целый фильм — это настоящее искусство.

В небольшом по объему рассказе показана настоящая трагедия. Человек прекращает заниматься любимым делом из-за происшествия, в которое он хочет и не хочет одновременно верить. Трудно осознавать, что ты лишил жизни такого же как ты, такого же исследователя, такого же может охотника, а может такого же отца семейства, но при этом абсолютно непохожего и непонятного внешне существа. Выражаясь юридическим языком, произошло убийство по неосторожности, когда не то увидел, не туда и не тем выстрелил, а получилось так как получилось.

Не зря говорят, что совесть — это тысяча свидетелей. В данной истории это именно так, никто не может осудить ГГ, т.к. убитый Охотником космонавт неизвестной инопланетной расы, для всех это всего лишь на всего трофей, привезенный с малоизученной планеты, «тушка» неизвестной звурУшки, голова которой выставлена как чучело на общее обозрение в музее.

Жутковатая история и слог выбранный авторами для ее изложения самый что не наесть подходящий, все лаконично, нет лишних ненужных подробностей, все в ней четко и несколько даже сухо, что делает ее понятной для всех.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2008 г.

Последний раз встречаемся мы на страницах книг с двумя бывшими мальчишками из Аньюдинского интерната — Полем Гнедых и Александром Костылиным. Жизнь Александра логична и проста — он теперь директор музея космозоологии, солидный, с животиком, обремененный внуками и правнуками. Поль — странник, непоседа, прожил совсем другую жизнь — он стал космическим охотником, побывал на сотнях миров, добыл сотни удивительных животных. Он и сейчас ловит животных, только уже не стреляет. Не может. Много лет гнетет его тяжкий груз собственной совести — не разумное ли существо он подстрелил на планете Крукса?

Похоже, в Мире Полдня единственное возможное наказание за проступок — это пытка собственной совестью. Но эта пытка, оказывается, самое страшное, что может испытать человек.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2014 г.

Мне тоже показалось, что это одно из самых жестких (жестоких) и, одновременно, пронзительных произведений ранних БАС. Думаю, что вряд ли бы оно возникло, если бы АНС не был сначала военным, а затем японистом-филологом и переводчиком именно японской средневековой литературы. Авторы казалось бы пусть деликатно и осторожно, но все таки зашли за очень тонкую грань жестокости и антигуманизма, которую до лейтенантской и лагерной прозы, кажется, никто из больших писателей в русской литературе не преступал. Массовое убийство животных — пусть ты даже и охотник с большой буквы, пережить еще можно; убийство себе подобных — в жизни преступление, а на войне — долг и проявление героизма. Но случайное, по недосмотру и оплошности, убийство разумного существа, а затем передача его таксидермисту (тем более другу!), и далее изготовление из того, что осталось, чучела , а затем еще и помещение его в качестве экспоната в зоологический музей — это ли не за гранью? Но похоже неслучайно, в рассказе проскальзывает японская фраза (сора-тобу хиру букв. летающий холм?) и китайский мифический единорог цилинь, намекающие на категории иной культуры. Получается, проявить гуманизм должен ... читатель (не осуждай...). Если это окажется ему по плечу, то он сможет понять, что нет не за гранью — первооткрывателю чужих планет приходится сталкиваться со многими загадками и разнообразием форм жизни, каждая из которых может таить опасность (одному человеку, экипажу корабля и т.п.). Да и череда трагических случайностей тоже может иметь место — никто не застрахован. Поэтому, на мой взгляд, точнее было бы сказать, что авторы только обозначили грань, но не переступили через нее.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2013 г.

Человек называет себя ОХОТНИКОМ и это дает ему моральное право убивать разнообразную инопланетную живность.

Ведь все они так не похожи на него, ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО, поэтому можно стрелять не задумываясь и не целясь, по движению, по звуку. Упс, грохнули собрата по разуму, а так похож на зверушку! Горе то какое!...

А про сотни неизученных видов, представители которых, в виде чучел, хранятся в зоологическом музее, можно не беспокоиться. Дичь она на то и есть.

А может где то бродят ОХОТНИКИ с таким высокоразвитым интеллектом, что мы для них... Но это уже другая история.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2009 г.

Замечательный рассказ, и очень сильный, вот только в романе ему не место :dont:

Дело в том, что заключительные главы («Поражение» и «Свидание») поначалу никоим образом не рассказывали о будущем «четверки злоумышленников» из Аньюдинского интерната. Героем «Свидания» был некий абстрактный «Охотник», а вовсе не Поль. Точно так же, как не имели никакого отношения к роману герои рассказов «Поражение», «Ночь на Марсе», «Почти такие же», «О странствующих и путешествующих»... Переделывая в 1967 году повесть «Возвращение» в роман «Полдень, XXII век» братья Стругацкие объединили все вышеупомянутые рассказы с повестью. Понятно, что Стругацкие при этом постарались минимизировать число героев.

К сожалению, приходится признать, что при этом несколько нарушилась эмоциональная стройность романа. Дело в том, что поначалу роман вовсе не предполагал рассказывать о старости героев, он заканчивался, когда даже Кондратьев, Славин и Горбовский еще весьма молоды (глава «Какими вы будете»), а уж тем более молоды Комов, Атос, Лин и Поль. Показать своих героев в старости — задача, которую Стругацкие решали совсем в других романах этого цикла...

Именно поэтому начальный вариант (повесть «Возвращение») я ставлю намного выше ныне издаваемого романа «Полдень, XXII век».

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2009 г.

Очень печальный рассказ, самый печальный во всей книге.

Когда я начинала читать про этих сорванцов, даже не думала, что их жизнь вот так повернется.

Я плакала, пока читала.

Столько веков искать хотя бы следы других цивилизаций, а потом одним выстрелом.

Мне очень жаль Поля, точнее очень жаль, что этот груз выпал именно на его долю. Да и Лину не легче, трудно даже представить, сколько сил ему стоило говорить другу, что он ошибается в своих предположениях, когда он точно знал, что Поль был прав.

Тяжелый рассказ.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2008 г.

Два героя. У каждого на душе тяжелый груз. Но если у Поль подсознательно себя терзает, он просто догадывается о правде. То Костылин Александр знает наверняка, но ради товарища молчит, скрывает правду. И кто знает, кому тяжелее.

С людьми 22 века злую шутку сыграла уверенность, что они единственная известная разумная раса вышедшая в космос. У них даже в мыслях не было, что в их «владениях» мог появиться пришелец из дальних миров. Они разучились удивляться. И Поль на 100% был уверен, что стал первооткрывателем нового вида животных. И сначала стрелял, а потом думал. А результатом этого стал громадный груз содеянного, который лег на плечи главных героев. Он не сломал их, нет, но очень сильно изменил. И видно , что Поль ищет прощения, но в тоже время понимает, что никогда не сможет сам себя простить. Хоть он, повторюсь, даже не знает ПРАВДЫ.

По мне — это самый печальный рассказ из «Мира полдня».

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2008 г.

Потрясающе сильный сюжет.

Кто в наше время способен (именно способен!) так сломаться из-за необдуманного (не преступного!) поступка? Как это контрастирует с теми горами трупов, — абсолютно бесспорно принадлежащих разумным гуманоидам! — заполняющими экраны и страницы сейчас!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2014 г.

Этот рассказ нужно прочувствовать на собственной шкуре, а, если вы еще были, подчеркиваю были, охотником, тогда можно понять чувства главного героя. Вы видели слезы косули, которую добивает ножом охотник или слышали, как плачут зайцы, когда в них попадает дробь?.. А у охотников эти сцены вызывают эмоциональный кайф: а я ему с двух стволов, как дал... а он, как кувыркнется... а я за ним, чуть успел перезарядить и тогда уже добил... Сюжет рассказа оригинальный, написано хорошо, читать будут всегда.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2011 г.

История поучительна. Могла бы стать притчей для пацифистов. Освоение с помощью оружия — обречено. Я тысячу раз согласна с авторами: трофеи, добытые убийством, не могут быть предметом гордости. Ни одна коллекия этого не стоит! Впрочем, муки совести не каждому ведомы. Значит трофейные коллекции есть и будут. Грустно.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2010 г.

Действительно самое грустное произведение. Наконец прозвучала тема: «Хватит палить во все что движется». Переживание Поля очень яркие. И груз на нем конечно страшный. Кто же знал, что таким будет первый контакт. И Лину тяжело скрывать от друга правду. Но проскакивает кощунственная мысль: очень жалко главных героев, но неужели полученная информации не заслуживает попадания в комиссию по контактам. Все-таки это не только вопрос нравственных страданий главных героев, но интерес всего человечества.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2016 г.

Очень сильный рассказ. Сперва убаюкивает экскурсией по ксенозоомузею, а затем даёт обухом по башке ошеломляющим фактом. Больше и говорить ничего не надо, такой рассказ НАДО читать.

Разве что добавлю один штрих, промелькнувшую мысль... таксидермист-таки скрыл правду. Но вот сам ли он это сделал, или в мире будущего таки есть цензура (спецслужбы, спецкомитеты или что там ещё), решающая что должны знать простые граждане, а что — нет...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2011 г.

Пожалуй, самый сильный рассказ сборника. Единственный, в котором есть внутренний конфликт. По глубине описание угрызений совести не уступает «Преступлению и наказанию» Достоевского. Понятно, что Поль никого не собирался убивать, даже животных. Стрелял-то он иглами со снотворным. Но одна такая игла попала в кислородный баллон инопланетного исследователя… И настолько глубокие человеческие переживания удалось уместить в рамках короткого рассказа.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2010 г.

Иллюстрацию именно к этому рассказу, ставшему частью повести «Возвращение. (Полдень, XXII век)» редактор поместил на обложку издания 1962 года. Неслучайно, на мой взгляд. Даже в Самом Светлом Будущем есть место человеческим трагедиям.

Человек верующий в Бога — покаялся бы, исполнил епитимью. Но людям, осознающим, что между ними и Вечностью нет спасительной прослойки, приходится самим нести тяжесть своих ошибок (хотя человеку свойственно ошибаться). А Вы к этому готовы?

Если «нет» — ступайте в церковь, там вам помогут.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх