fantlab ru

Кэролайн Черри «Моргейн»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
108
Моя оценка:
-

подробнее

Моргейн

Morgaine

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Действие цикла разворачивается в нескольких мирах, по которым странствуют загадочная Моргейн, владелица волшебного меча Челленджина и ее спутник, полу-раб, полу-возлюбленный Вейни. Их цель – уничтожение т.н. «Врат», некогда созданных расой Кел и позволяющих мгновенно перемещаться в Пространстве и Времени. Цикл довольно запутан, начальная интрига быстро теряется под напором других событий, а героем сюжета скорее является Вейни, влюбленный в Моргейн, который, как преданный пес готов пожертвовать ради нее жизнью, долгом, честью...


Содержание цикла:


7.03 (168)
-
6 отз.
7.29 (124)
-
3 отз.
7.42 (129)
-
3 отз.
7.40 (42)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Ледовая шхуна
1994 г.
Хроники Моргейн
1994 г.
Хроники Моргейн
1994 г.
Ледовая шхуна
1995 г.
Врата Иврел
1996 г.
Огни Азерота
1996 г.
Врата Моргейн
2002 г.
Врата Моргейн
2002 г.
Врата Иврел
2004 г.

Периодика:

Техника - молодёжи № 12 1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Моргейн
2011 г.
Врата Изгнания
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Gate of Ivrel
1976 г.
(английский)
Well of Shiuan
1978 г.
(английский)
Fires of Azeroth
1979 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое знакомство с этим циклом соответствует хронологии его написания: первую трилогию прочитал лет пятнадцать назад, а затем, спустя несколько лет, перечитал перед знакомством с четвертой частью, так как события первых трех романов почти выветрились из головы к тому моменту. Интересно, что при достаточно большом количестве изданий этого цикла на русском языке, он не получил популярности, и общее количество оценивших его на Фантлабе весьма невелико.

Чтобы долго не томить читающих данный отзыв своими рассуждениями, сразу скажу, что мои впечатления от первой трилогии не вполне оправдали надежд, которые я на неё возлагал из-за завлекательных издательских аннотаций и авторских вступлений. И за четвертый роман взялся, как обычно, прежде всего, от жажды узнать – чем же закончится история. Хотелось увидеть: удастся ли Автору выйти за пределы камерного характера первой трилогии, ведь потенциальные возможности темы были очень многообещающие – однако Автор, на мой взгляд, не сумела (а возможно, не захотела) их реализовать в полном объеме. Ну, и ещё (даже стыдно признаться) очень хотелось, чтобы между Моргейн и Вейни наконец-то возникла любовная связь, или хотя бы просто страстный секс – ибо в конце третьего романа появляются лишь мимолетные намеки…

Итак, из любой аннотации становится понятно, что некая Моргейн со своим спутником Вейни перемещаются между мирами при помощи системы Врат-порталов, чтобы запечатать их, ибо порталы оные крайне зловредно влияют как на миры, в которых расположены, так и на нравы народов, сии миры населяющих. То, что Автор бросает читателя каждый раз в новый мир, со своей историей и культурой – это общепринятый приём в фантастической литературе. Вот только у Черри знакомство с очередным миром происходит крайне скупо, редкими мазками, и тут Вам не встретится ни хронология, ни терминология, ни толковая география, поэтому читателю предстоит непростая работа: понять – кто все эти люди и почему они так поступают. К счастью, персонажей в романах немного – остальные мелькают на заднем плане безликими статистами, изображая толпу. Кроме людей в цикле встречаются представители расы кел – очевидно, Автор в данном случае вдохновлялась классическими эльфами. В общем-то, определенные культурные заимствования в цикле явны и не особо скрываются: имя главной героини Моргейн прямо восходит к Артуриане, как фактически и третий по значимости персонаж – особый меч Челленджин / Подменыш, принадежащий Моргейн, и обладающий весьма необычными свойствами. Иногда мне казалось, что этот меч и есть главное действующее лицо, а Моргейн и Вейни – лишь придатки к нему. Меченосцы так сказать. Кроме указанных моментов, с Артурианой цикл роднит и общая канва повествования: сюжет представляет собой квест, причины которого не вполне понятны, особенно в первых двух романах, ясно только, что героям нужно выполнить некое задание. Следующая особенность – гипертрофированное изображение чести и долга, которое местами становится просто недостоверным. Например, Вейни, да и любому воину, достаточно крикнуть что-нибудь типа «мерзкий ублюдок», чтобы вызвать у него приступ неконтролируемой ярости с превращением в какого-то берсеркера. По-видимому, именно так Автор представляет себе агрессивное мужское начало в понятиях о чести и доблести.

Общая атмосфера цикла – меланхоличная, а в первых двух романах просто люто депрессивная, как на мой взгляд. Если же Вам показалось, что они крайне увлекательны – поздравляю, Вы попали в число немногих (вероятно) поклонников сего цикла. Ну а я после первых двух романов просто забросил цикл, и вернулся к третьему роману через пару месяцев – на удивление, третий оказался поживее и динамичнее.

Немного о том, что лично мне не понравилось, и почему «Хроники Моргейн» не оправдали моих надежд. Цикл жанрово находится на стыке фэнтези и научной фантастики, и по сути это история о попаданцах. Во вступлениях ко всем романам цикла что-то говорится про какой-то научный отдел, и т.п. Однако, дальше, в сюжете, никакой научной фантастики нет. С другой стороны, нет и особой фэнтезийной составляющей. Вероятно, должно понравиться любителям так сказать реалистической фэнтези – герои отнюдь не супермены, и носительство особого меча их явно тяготит. Но, парадоксальным образом, событиям романов как раз не хватает реалистичности – персонажи постоянно куда-то скачут, в основном по пустынным местам, иногда дерутся, едят и пьют, и значительную часть времени посвящают поискам места для очередной ночевки. И так из главы в главу, довольно монотонно и однообразно. При этом все персонажи отличаются каким-то просто болезненным аскетизмом в еде: в пищу употребляют только хлеб, сыр и мясо, и никакого алкоголя. (Никаких гномов, заливающихся пивом. Никаких застольных песен). Аскетизм также распространятся и на поведение персонажей – сплошной целибат и целомудрие – в этом плане можно читать даже детям, не в пример современному темному фэнтези. Ещё один характерный момент – бесконечная серьезность происходящего: ни Моргейн, ни Вейни, ни кто-либо из прочих персонажей, ни разу не проявил каких-нибудь эмоций, кроме тех, что требуются строго по жанру – в мирах цикла про Моргейн нет места ни юмору, ни шуткам, ни улыбкам. Также следует отметить, что кроме лаконичных вступлений, Автор и не пытается построить собственную Мультивселенную – а ведь идея сети Врат-порталов, соединяющих многочисленные миры, подразумевает наличие такой Вселенной. Принципы, на которых работают те самые Врата-порталы, тоже не объясняются – а в некоторых романах даже непонятно, кто через какие Врата и куда попал… И, довольно много всяких логических нестыковок: например, рассказывается, что чудесный меч Моргейн, запирающий Врата, был создан относительно недавно, когда из сотни первоначальных спутников Моргейн осталось лишь пятеро – а в таком случае, при помощи чего эта бригада закрывала Врата до создания Меча, не говорится.

Да, у стиля и языка К. Дж. Черри есть определенное очарование, но мне он кажется довольно тяжеловесным, тягучим и словно бы искусственно усложненным – местами сквозь текст нужно продираться. Довольно много диалогов – но в основном на одну и ту же тему: клятвы, обеты, предательство, измены, честь… просто утомляет. Как надоедает и бесконечная история семейного конфликта, однообразным фоном продолжавшаяся на протяжении первых трех романов…

Тем не менее, во время чтения цикла у меня сложилось представление о Моргейн, как о женской реинкарнации Вечного воителя, с безнадёжной обреченностью путешествующей от одного мира к другому, в абсолютном и бесконечном одиночестве, и присутствие рядом с ней Вейни – в котором нет ни капли от Санчо Панса – ничуть не скрадывает это одиночество.

Как я уже писал, в отличие от многих других подобных эпопей, циклу явно не хватает какого-нибудь словарика… путеводителя... Рекомендую перед чтением хотя бы озаботиться картой мира – на ФЛ в соответствующем форуме можно найти, пусть и в довольно лаконичном виде, но всё же лучше, чем ничего – может это хоть немного поможет.

https://fantlab.ru/messages/337/3377/33777/3377777/C.J.%20Cherryh.zip

Кому можно порекомендовать сей цикл – поклонникам литературы: про попаданцев, реалистической фэнтези при минимальной фантастической составляющей, в духе средневековых эпосов, и любителям лощадей.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не читайте в русском переводе косноязычного Колесникова (другого и нет). После того, как я осилил тетралогию в оригинале, я могу со всей ответственностью заявить, что миссис Черри — моя любимая писательница в жанре фэнтези и один из величайших авторов в фэнтези-литературе вообще. Даже Ле Гуин рядом не стоИт. К сожалению (или к счастью?), столь сложную для восприятия фэнтези мало кто сможет прочесть, понять, принять и полюбить, чтение Черри — это труд и квест, но награда того стОит.

Учите английский — и наслаждайтесь. На этом языке существуют книги намного лучше гаррипоттеров и джорджеймартинов.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я хорошо помню необычность знакомства именно с этим Автором и с этим произведением. Это было нетипичное начало. Я редко читаю предисловия, но магическая подпись привлекла мое внимание. Поскольку предисловие к «Врата Иврел» было написано ни кем иным, как Андрэ Нортон, я с определенным предвкушением начала читать эту книгу. Я ведь должна была разобраться, почему Нортон сожалеет, что не может писать так, как Автор.

Да, Автор определенно пишет иначе. Потрясающе. Необычно. Для нее важны отношения. Все как-бы на этом фоне вторично. Тонкие связи между героями крепнут, сложные спутанные клубки взаимоотношений ГГ со своими близкими постепенно распутываются и завязываются новые, но уже перед нашими глазами. Все это происходит на фоне сюжетной линии, которая здесь, повторюсь, не столь важна, хоть и присутствует, и мир прописан интересно, хотя и как-то нечетко.

Книга несколько странная. Отстраненность и обособленность Главной героини, идущей по своему Пути, неопределенность происходящего угнетают не только ГГ, но и читателя. Однако при этом «Хроники Моргейн» — это одна из полностью признанных мной книг, хоть и перечитываю я ее редко. Впечатление чуть меняется, но признание только крепнет.

Две темы особенно интересны, на мой взгляд.

Первая -это Тема главных героев, следующих по определенному пути. Здесь некий треугольник перед нами. Героев – три. Не забегая вперед для тех, кто не читал, лишь отмечу линию, упомянутую в аннотации. Он и Она. Забавно, но для меня в большей степени ГГ — это нхи Вейни, а Моргейн — Та, за которой он следует, то есть это то, как я понимаю Автора. Не случайно третий герой также связан именно с Вейни.

Вторая тема — Тема Изгнания, она здесь очень мощно звучит, многократно усиленная разнообразными приемами.

Я согласна с отзывами, что эту книгу надо читать не спеша. Не надеясь отвлечься, а рассчитывая на талант Автора, который делает прочтение с каждой страницей все более запоминающимся. Герои интересные. Ситуации подстроены под дальнейшее раскрытие характеров. Автор их неуклонно ведет к изменению.

Чтобы найти Дружбу и Любовь, надо не просто уйти из своих миров, надо с надрывом души Все Потерять.

Нет, надо не просто Все Потерять. Надо отринуть старое, согласиться на рабство, унижение, дойти до предельного уровня отчаяния.

Но при этом оставаться собой, не отступая от принципов и не сдаваясь.

Тогда, хоть и не сразу, и появятся они, те сокровища, которые ищет по жизни каждый. Поначалу неузнанные, они просто проявятся в неожиданный момент, когда станет ясно, что неважно, куда шел Ты. Станет ясно, что в отношениях главное — с кем и что Ты обрел.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала хотелось бросить в окно, читать было невыносимо, неинтерессно, но т.к. больше ничего под рукой не оказалось пришлось читать. Сработало правило первых 20 страниц, у Черри так всегда. Интересснейшие и увлекательные произведения со своей спецификой, своим миром. Жалко только что все печельно и самое обидное, что 4 тома не перевели и не собираются. Вообще автора обделили, про Шанур не перевели, про Моргейн тоже. остальные книги только числятся в библиографии и надо учить английский чтобы прочесть.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень серьезная вещь. Для чтения, когда есть время и желание думать. Без осознания практически каждого прочитанного слова можно и не пытаться читать. Все завязано с начала и до конца. И кроме того, если Вы подвержены депрессии читать не советую — настроение с прочтением падает катастрофически.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия эта и романтична, и в то же время — реалистически жестока. Трудно сказать, права или неправа Моргейн, для которой люди — что пешки: она, в конце концов, просто выполняет свой долг. Трудно сказать, положительный или отрицательный герой Рох (Лилл) — он проходит длинный (во всю трилогию) путь от одного к другому... Но все они — люди (даже нелюдская раса Кел), и все они, при всех их вопиющих недостатках — не лучше и не хуже нас с вами. Поэтому я бы посоветовал читателям быть снисходительными к героям этой трилогии.

Ну и, в любом случае, К. Дж. Черри не напишет плохо :wink2: Классика есть классика.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл пронизан болью, различными недомолвками между героями, основанных на честности одних, коварстве и лживости других. Кто ищет развлекательного чтения — можно этот цикл даже не начинать читать.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочитал «Огни Азерота» в 80-х в самздатовском переводе. Запомнилась атмосфера романа: печаль и безысходная решимость. Недавно перечитывал весь цикл, — ощущение сохранилось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх