FantLab ru

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.90
Голосов:
544
Моя оценка:
-

подробнее

Атлант расправил плечи

Atlas Shrugged

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Должны ли никчёмные бездельники существовать за счёт энергичных, волевых предпринимателей? Может ли устоять целая страна, когда толпы нахлебников желают существовать за счёт чужого труда и обосновывают для этого целую систему взглядов? С этими вопросами сталкиваются главные герои романа — «стальной король» Хэнк Реардэн и вице-президент железнодорожной компании Дэгни Таггарт. А тем временем правительство пытается задушить бизнес, общество погружается в апатию и хаос, промышленность приходит в упадок. Есть ли выход из этой ситуации, и кто такой загадочный Джон Галт?

Масштабно обрисованные картины страны, погружающейся в хаос, противостояние рациональности, практичности и бессмысленного разрушения, любовная история и целый пласт философии «нравственности разумного эгоизма», нотки утопии и жёсткая критика социалистической философии — и наконец, попытка разъяснить общественное значение предпринимательства. Вот основные темы этого неоднозначного романа, в котором переплелись жанры социальной фантастики и философского трактата. Если мир хочет жить лишь за счёт творцов, то рано или поздно они отказываются держать мир на своих плечах.

Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1983 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1958 // Художественная литература

Экранизации:

«Атлант расправил плечи» / «Atlas Shrugged: Part I» 2011, США, реж: Пол Йоханссон



Похожие произведения:

 

 


Атлант расправил плечи. Том 1
1997 г.
Атлант расправил плечи. Том 2
1997 г.
Атлант расправил плечи. Том 3
1997 г.
Атлант расправил плечи. Книга 1. Без противоречий.
2006 г.
Атлант расправил плечи: в 3 частях
2009 г.
Атлант расправил плечи. Три тома в одной книге
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Атлант розправив плечі. Частина друга. Або — або
2015 г.
(украинский)
Атлант розправив плечі. Частина перша. Несуперечність
2015 г.
(украинский)
Атлант розправив плечі. Частина третя. А є А
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый том достаточно читабелен и часть второго. Но третий том, с его философией, просто убил все впечатление. Да и сама философия, из уст писателя, мягко говоря, оторванная от реальности, не жизнеспособная и нереализуемая, на мой субъективный взгляд.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал на одном дыхании. Да, книга правдива, подобные вещи вижу и вокруг себя постоянно. Интересный феномен, очень редко попадаются книги, написанные жутко корявым языком (такое ощущение, что дело не в переводе.), да и герои картонные, но от которых не оторвешься, эта из их числа. Парадокс. Читал года 3-4 назад, но книга запомнилась. Не знаю, про Америку ли книжка, но то что про Россию, это точно.

Третий том можно не читать, да, просто не читать, он пустой, искуственновыдуманный и никчемный. Прямая аналогия — третий том в трилогии Ежи Жулавского. Но первые двв тома Атланта оцениваю очень высоко. Считаю, что книжка вошла в список литературной классики.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В недоумении. По мне – так это занудный, ужасно затянутый, да, к тому же – плохо написанный производственный роман. Написанный, насколько я его понимаю, методом социалистического реализма.

Книгу отложил, осилив 2-3 процента текста. Больше всего у меня претензий к качеству текста и нелогичности. Роман начинается с того, что Эдди Виллерс идет на работу. Торопится, опаздывая. Между тем – над Нью-Йорком разливаются сумерки… Допускаю, что работать ему в ночную, или этот случай – из ряда вон выходящий. Но автор, объясни это мне, бестолковому читателю… Нет, ничего подобного – текст течет, как ни в чем не бывало дальше.

Идет Эдди, так кажется, по пустынным улицам, на одной из которых он встретил попрошайку – бродягу. Но, нет, вроде улицы забиты транспортом и прохожими, но по тексту – это совсем не чувствуется.

Ну и так далее в том же нелогичном духе. Может, самое классное в романе начнется с тысяча первой страницы? Ведь не зря же на него такие восторженные отзывы… Только вот проверять это что-то не хочется.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зачем ругать книгу если в ней описываются вещи имеющие место быть. Все хотят казаться лучше и кричат что они не эгоисты, взгляните правде в глаза...все мы эгоисты. Не бойтесь правды, примите ее и живите дальше. Автору уважение за актуализацию вопроса который никто не хочет поднимать так как сразу превратиться в античеловечного субъекта.

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большой объем произведения не всегда указывает на его эпохальность, но часто говорит о словоблудстве, что, собственно говоря, кратко характеризует произведение Айн Рэнд.

О чем книга? Про то, как государство, отданное в мерзкие руки не менее мерзких людей, превращается в пустошь: оставленные заводы, мучительно умирающее хозяйство и прочие атрибуты. Начиная с описания бедствующей железнодорожной компании, Рэнд поглощает всевозможные сферы, которые подвергаются упадку из-за диктатуры и ограничений со стороны государства.

Но что же автор предлагает вместо ужасающей фантазию диктатуры? Личность. Индивидуальность. Айн Рэнд — ярый враг альтруизма, морали и, судя по всему, рассудка. Создавая совершенно условные образы, она пытается показать, насколько ее теория идеальна.

Однако проблема заключается в том, что всякая теория хороша до тех пор, пока она не применяется на практике. Ее герои — это то, что она желает видеть, а не то, чем на самом деле является человек. Благодаря этому возникает ощущение, что автор совершенно лишен представления о том, как себя ведут люди в тех или иных ситуациях.

К тому же сам символ доллара, который каким-то образом становится общей целью (по мнению Рэнд), вызывает сомнения касательно профессиональности писательницы — с каких это пор деньги стали целью, а не средством ее достижения? Если Айн Рэнд предлагает нам всем отбросить все человеческое, стать эгоистами, забыть об альтруизме и жить, как кучка зажатых в материализме существ, то она предлагает нам не идеальную картину общества и мира в целом, а механизированную. Автор хочет, чтобы мы мыслили плоско, однобоко и придерживались исключительно одной системы принципов без каких-либо сомнений. То есть Рэнд меняет одну диктатуру на другую, на более изощренную, которая представляется на первый взгляд свободой.

А диктатурой все это является по той простой причине, что подобное общество не примет людей с другими взглядами на жизнь и посчитает правильным любыми средствами избавиться от инакомыслящего.

Да и сама идея касательно эгоизма представляется мне бредом: если бы все люди избавились от альтруизма и думали только о себе, то как минимум не существовало бы бесчисленных шедевров искусства, чьи авторы жертвовали своим счастьем ради большего. Если Рэнд отрицает все это, то она отрицает духовное развитие человека, делая ставку на исключительный прагматизм, а если какая-то персона отвергает духовное, то это не человек вовсе, а жалкая пародия на разумную жизнь в самой низшей и недоразвитой форме, какую только можно представить. По мнению Рэнд, искусство должно существовать ради какой-то цели. Сложно представить, о каком искусстве можно говорить в идеальном для автора обществе, где люди заняты работой и обогащением.

К тому же, ее мнение о том, что мир черно-белый, вызывает улыбку. Насколько тривиально нужно мыслить, чтобы делить все на хорошее и плохое? Даже представить сложно — словно читаешь откровение обиженного школьника.

В результате роман представляется мне пустой тратой времени на ярую пропаганду сомнительной философии от еще более сомнительного писателя с ужасным стилем.

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Самый продаваемый роман», цена соизмеримая с четырьмя классическими произведениями в любом магазине, потрясающие идеи... Чушь. Просто чушь. Атлант — это бессовестная графомания с километровыми описаниями ненужных чувств главных героев, каких-то левых событий и абсолютно лишних сюжетных линий (жена Джеймса Таггерта, например); Атлант — это мир, где есть процветающий Нью-Йорк и пара-тройка городов, других мест просто не существует. Атлант — это мир, где существует два типа людей: первые — умные, красивые (обязательно), талантливые, склонные к словоблудию... то есть философии к месту и нет, которые работают для себя и только для себя, а помогать другим зазорно и тупо; вторые — тупые, ленивые, жадные чиновники, которые воруют всё, что движется и не движется, призывают всем помогать и разделять промышленность (ага, мы все узнали отсылку к Советскому Союзу), но в итоге превращают экономику в абсурд и кладут нажитое в карман.

По сути у романа неплохая идея. Нет, правда. Богатые эгоисты двигают мир, почему нет. А когда тупые чиновники всю воруют наступает тотальная антиутопия, мир рушится и движется к доисторической эпохе. Третьего исхода не дано, богатых, которые мечтают делать деньги и помогать нуждающимся — это всё сказки и падение в никуда (чушь). Всё это растянуто на километры страниц, но, поверьте — это самая лучшая часть романа. Правда. Ибо в остальном книга пуста до безобразия. Сюжет? Он глуп, неровен, предсказуем, да ещё и наполнен дешёвой мелодрамой. Главная героиня такая умная, независимая, но готовая лечь под каждого богатого парня (сначала Д'Акония, потом Риарден, потом Голт). Отношения такие холодные, невзрачные и плоские, что тебе просто плевать, будут ли герои любить друг друга или нет.

Персонажи? Их нет. Есть образы, которые говорят и думают одинаково. Короче говоря — это Рэнд, прикидывающаяся разными людьми. Все они функции и нужны, чтобы показать какие плохие жадные чиновники, и какие хорошие умные эгоисты. Последние готовые философствовать на тему: кто человек, что ему надо и для чего мы живём. На несколько страниц.

Ценность романа? Если вы бизнесмен, то проникнетесь идеей Рэнд. В остальном, Атлант пустая графомания, которая забывается спустя пять минут после прочтения. 1500 страниц потраченных впустую. Но стоит признать одну вещь — роман написан очень и очень неплохо. Особенно когда речь касается описания природы.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такого удивительного контраста мнений по поводу книги я еще не видела никогда: от «второй после Библии» до «полного ничтожества и образца пошлости».

Удивило меня и то, что авторы негативных отзывов не просто оценивают книгу как плохую, но и дают очень резкую и жесткую оценку. Т.е. не просто плохо, а супер-плохо, дальше — только дно.

Ну, дно так дно, подумала я. И открыла эту «помойную» книгу.

ВИДЕЛИ ЛИ ВЫ КАРТОН?! Прочитав первый том, я поняла, что понятие литературного картона требует четко закрепленного в законодательстве определения. Ибо я не понимаю, каких героев тут можно назвать этим словом. Уж точно не главных. Дагни, Риарден, Джим, Лилиан произвели на меня впечатление живых персонажей с абсолютно логичными действиями. Здесь нет роялей, герои предельно последовательны и это очень заметно (особенно, если читать не через строчку).

РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМОВИЧ. К концу первого тома до меня наконец дошло, что читаю я фантастическую книгу про некую альтернативную Америку. Меня это удивило: я-то думала, что в моих руках Реализм Реализмович. Но ёжиков фантастикой не напугать (в отличие от критиков, видимо) и я продолжила чтение. Возможно, эта ловушка нефантастической фантастики стала причиной негатива со стороны читателей, которые настраивались на «книгу о том, как вести бизнес», а получили фантастический роман с утопическим окрасом.

ГДЕ ОРГИИ, СПРАШИВАЮ? Второй том меня разочаровал... где эти оргии, о которых писали в отзывах? Где обещанный БДСМ? И шо? И шо теперь три мужчины в жизни одной сороколетней женщины это разврат?! Я вас умоляю. И даже не одновременно!!! ))) Даже для поборников нравственности обвинять эту книгу в сексуальной распущенности смешно и стыдно.

ТРАВА ЗЕЛЕНАЯ или А есть А. К концу третьего тома хотелось смеяться в голос, вспоминая рецензии обвиняющие книгу в пропаганде капитализма и эгоизма. Ну, вы понимаете: обвинять книгу, про которую иначе как про Библию капиталиста не говорят, в пропаганде этих идей смешно. В туже степь — обвинения о том, что такой Америки, как в книге никогда не было... Господа, это фантастика! Проходя мимо, проходите, так сказать.

ТАКОГО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НЕ БЫВАЕТ ИЛИ РАМКИ ЖАНРА.

К тому моменту, как я поняла, что держу в руках утопию (или атиутопию, как хотите) меня перестали смущать пространные рассуждения героев (кстати по большей части уместные и интересные) о социализме и капитализме, а также некоторые нестыковки сюжета. Это закономерности жанра. Я готова это простить и понять. Я прекрасно понимаю, что многие из экономических причинно-следственных связей схематичны и упрощены. Если я захочу все точно «измерить и взвесть» я начну с учебника «экономической теории». Здесь же меня привлекает концепт (в целом, обоснованный). Понимаю я и то, что книга написана 60 лет назад. И мне тем более интересно сравнить представления автора с тем, что мы имеем сейчас.

ДВА РАЗА НЕ ПОВТОРЯЮ, НЕ ПОВТОРЯЮ. Это — да. Некоторые идеи обмусолены в книге не по разу и даже не по два. Повтроены, переповторены. Но меня это начало несколько напрягать только к третьему тому. При этом удивила тема религии, которая не поднималась ровно до финальной речи Голта. А тут раз — получи фашист гранату — критика религии в полный рост.

ИТОГО. Не так страшен волк, как его малюют.

-читать интересно, сюжет логичен,

-герои живые,

-вначале книга походит на произведения Хейли, потом на — утопию/атиутопию,

-есть небольшие огрехи перевода.

P.s. Идеи, затронутые в книге, комментировать не буду. А то подеремся ))))

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«атлант расправил плечи». неа, не дочитал. остановился на 183 странице. какая же это мура! какое же это графоманство, просто тихий ужас! книга начинается с тоскливого-серого-медленного-инертного-наискучнейшего действия. и это т.н. действие тянется до последней — в моем случае 183 — страницы. чем эта книга цепляет? да ничем. вот НИ-ЧЕМ! хотя оговорюсь, восторженными отзывами — этим она когда-то меня и зацепила, повелся на них. в остальном шлак, шлак и еще раз шлак!

но все по порядку.

персонажи: картонные, неживые, ходульные, пресные, искусственные до отвращения, серые. никому из них не веришь, никогда ТАКИХ диалогов в жизни не встречал, не слышал и вряд ли когда-нибудь услышу. это надо же, так долго она — писателька (фемкам антипривет!)- «рожала» эту графоманскую тягомотину, уффффффф

сюжет: такой же никакущий. возможно, томах 2-3 он во что-то и превращается, возможно, трансформируется в нечто более читабельное, не знаю и знать не хочу, уж слишком жалко мне терять свое бриллиантовое время на подобный мусор или на поиски «золотой иглы» в бочке с дерьмом. неа, увольте.

по сюжету — более амбициозные против менее амбициозных, непопулисты против популистов, капиталисты против социалистов, сильные против слабых, деньги против псевдо морали и тэ дэ. лейтмотив понятен.

художественность: zero. и этим все сказано. в этом произведении нет художественности, ее нет, литературы тут не происходит, нет той алхимии как в Гарри Поттере или в «Терроре» Симмонса, про классиков и говорить нечего. зато тут полно пропаганды, о, да, даже этих 183 страниц мне хватило понять всю эту агитскую волну. представляю что ждет в остальных томах. мне кажется, «атлант...» популярен лишь потому, что его написала феминистка. в пору политкорректного определения «хорошего» и «плохого» достаточно в нужном месте и в нужное время оказаться геем, азиатом, черным, фемом, трансом или кем угодно из меньшинств, и книга твоя будет ходить по кругам много лет, возможно, завоюет статус «бестселлера», курам на смех, чесслово. то, что ее читать невозможно — не важно. другие же говорят, что книга интеллектуальная, хорошая, что в ней мысли и идеи офигительно крутые, мотивирующие и просто меняющие сознание на лету, прямо во время чтения. раз другие говорят, я поддакну, буду как они, хочу слыть интеллектуалом, скажу, что все понял, соглашусь со всеми бла бла бла. и все эти snowflakes, имхо, вторят и расхваливают.

идея/задумка: ничего нового или супер необычного. Стивена Кови гораздо полезней и приятней читать в этом смысле, он не прикрывается псевдохудожественностью. не говоря о ненужности такого текстового нагромождения. ну, не нужно это. тааакое количество бессмысленных, не работающих на общую цельность произведения, деталей, подробностей и прочей шелухи, вся эта псевдофилософия, раскачивание и хождение вокруг да около. уфффф, ну и бред.

а еще меня триггерит от людей, которые пишут так: «кому не понравилась эта книга — не поняли ее, интеллектуально не осилили». ну приехали! одни ставят себя выше других на основании разногласий во вкусах. тебе не нравится песня, которая нравится мне, значит, ты кретин! чудесно!

мой диагноз: книга г***! Драйзер с его «Трилогией желания» на тыщу уровней выше стоит.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал все отзывы. Нет, Айн Рэнд, конечно же гениальная личность. И личность, глубоко травмированная Октябрьской революцией и последующим социализмом. Отсюда все ее оды индивидуализму и упреки коллективизму, заботе о слабых и т.п. Она против альтруизма. Человек должен уметь сам заботиться о себе. Люди могут тебе помочь, могут не помочь, но на собственных ногах должен стоять ты сам. Для меня вершин она достигает в области лирического компонента, описании судеб. Философия у нее вторична. Далее... чернобелость. Ну не всюду должны быть 50 или более оттенков серости... Алиса Зиновьевна была наделена блестящим умом. И воспринимала мир через контраст. Она пишет, собственно, о том, как одиноко в нашем мире одаренному человеку. Однако, я предпочитаю другой ее роман — Источник, там меньше философии, больше реальной жизни.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дело в том, что что Оруэлл, что Хаксли, что госпожа Рэнд, что другие создатели антиутопий лишь моделируют некий мир. Реальный мир бесконечно сложнее и многогранней. Любая модель не повторяет свой оригинал, а лишь приближается к нему. Писатели могут рассмотреть некоторые стороны мира, который они видят, проанализировать его, но не опишут реальный мир.

В мире Атланта есть интересные идеи. Но это идеальный, сферический мире из 2.5 железных дорог и пары городов. Есть десяток человек, которые умные. Есть десяток негодяев, управляющих этой вымышленной страной. И есть рабочие. Насколько он похож на реальный мир? По-моему — никак.

В общем-то, мне не хотелось в первом предложении ставить Рэнд в одном перечислении с Оруэллом и Хаксли, но мысль была не про уровень произведений, а моделирование общества в целом.

Честно говоря, через какое-то время начинает закрадываться мысль, что книга просто вкладывает в умы людей некие пропагандистские идеи капитализма через популистскую форму. Тем не менее, не хотелось бы думать, что данная книга была написана Айн Рэнд исключительно из идеологический побуждений и решения практических целей поддержания существующего строя.

Всё же, я бы сказал, что книгу таки стоит прочитать. Однако всегда нужно помнить, что эти мысли — мысли автора. Можно соглашаться либо не соглашаться с ними. Главное — воспринимать книгу критически, а не принимать на веру.

З.ы. однако, почитав другие отзывы, предположу, что книга вполне могла быть написано именно в целях пропоганды капиталистических ценностей. Особенно речь Джона Голта — ну это уже даже не смешно — так долго просто декларировать свои идеи прямым текстом большими буквами через рот в художественной книге. Наверно, на случай, если в течение предыдущего повествования кто-то что-то недопонял.

По поводу многочисленных мужиков главной героини — здесь идёт прямое следствие философии автора — не требовать, чтобы кто-то жил ради тебя и самому не жить ради других людей. Если Тагерт нашла себе другого мужика, лучше прежнего, прежний не должен от неё требовать остаться с ней, чтобы она жертвовала собой ради него. Однако забавно смотреть, как все спокойно принимают эту философию, будто пирожок в ларьке покупают, а не теряют любовь все своей жизни. Никаких чувств, эмоций: «Женщина встретила мужчину лучше. Следовательно, я должен уйти. Он умнее меня, следовательно, она права». На этом робот встаёт и удаляется в закат. Не стоит натягивать сову на глобус и ставить человеческие чувства, любовь, дружбу на рельсы прагматизма.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написано неплохо, читается средне, но не увлекло, сюжет не захватил. Поэтому второй и третий том я оставлю без внимания. К чтению рекомендуется, но заинтересует исключительно узкий круг читателей.

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не буду вдаваться в идеологическое содержание, его многие озвучили в своих отзывах. Коснусь художественной ценности данного произведения.

Абсолютно все персонажи шаблонны. Положительные — умные и привлекательные, отрицательные — мерзкие идиоты. При этом последние, на протяжении большей части книги, одерживают победу за победой. Колоссальное количество буквальных самоповторов, одно утверждение вам будут повторять 5-10-20 раз (вдруг вы не запомните). Крайне предсказуемый сюжет.

Собственно о сюжете: любовная антиутопия, главная героиня которой не может определиться с кем же ей спать. Поведение нелогично (как и весь мир вокруг) во всех аспектах: от секса до управления компанией. Действия и характеры персонажей гипертрофированы до такой степени, чтобы даже ребенок, в жизни не слышавший о капитализме и социализме, сделал «правильные» выводы.

Можно долго продолжать, но считаю, что я потратил слишком много времени на этот шедевр. И хоть меня уже опередили, я напишу свои мысли.

Не читайте, это агитка.

Оценка: 1
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга 1 знаменитый роман, который заставляет задуматься для чего жить и как жить, больше как посыл к действию молодым. Я уже через это прошла и начиталась. Но мне было интересно-это как любовная линия идеальных героев на фоне экономического трактата. Слог бедненький, штампы, пафос. Черно-белое будущее, отраженное в кривом зеркале социализма: идиоты, создающие искаженную действительность, рушащие все начинания, безумные законы. И благородные хозяйственники, которым нет места с их начинаниями в подобном обществе.

третью книгу читать не буду))

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта книга запомнится тем, что вызвала недоумение.

Я не поняла, с какой целью она была написана. Она начинается как вдохновляющее повествование и призыв к действию, постепенно превращаясь в учебник. Позиция философии в каждом прикладном случае описывается автором со всех сторон: с точки зрения университетского профессора, который сдался, и того, который остался верен своему мышлению, с точки зрения молодого человека, понявшего суть «мира» благодаря идеалу, и девушки, сведенной с ума разрушительным окружением, и так далее. Само повествование нужно только для того, чтобы обосновать философию. Повторяющиеся до степени впадения в занудство аргументы выражены в полном объёме в речи Джона Голта. То есть, весь роман вокруг речи нужен был для того, чтобы её суть было легче воспринять?

Но эта философия рушится, если её наложить на настоящий мир, где очень мало черного и белого. Она слишком плоска, чтобы объять все существующие полутона и детали. Простой пример: в книге не описаны митинги, где люди выходили бы на улицу с требованиями к правительству. Потому что одна часть населения отказывается думать, а другая приняла доктрину жить только ради себя? Но так же не бывает, нет мира без середины между крайностями. Зачем нужна философия для придуманного мира?

Я могла бы понять эту книгу как призыв к действию, к использованию разума и здравого смысла. Но она не про борьбу за пробуждение сознания, а про борьбу людей уже мыслящих и деятельных против людей игнорирующих разум и реальность. Что тогда я должна извлечь из этого романа? Политические идеи? Но в настоящем мире не бывает таких простых людей, заточенных исключительно под две плоскости. Чтобы искренне принять эту книгу как пропаганду капитализма и контрпропаганду социализма, нужно намеренно игнорировать реальность, как это делают персонажи, с которыми автор явно не согласна.

Что тогда?

Недоумение

Оценка: 6
–  [  41  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действие книги происходит не только в альтернативной Америке, оно еще и происходит в какой-то альтернативной, откровенно белибердовой реальности, в которой, по-видимому, находилась и сама Айн Рэнд. Здесь альтернативные экономические взаимоотношения, альтернативные предприниматели, альтернативные финансы, альтернативная политика, альтернативная логика, альтернативные законы природы, альтернативный секс да и люди какие-то альтернативные. Почему-то во всем мире останавливается производство, все банкротятся, все разучились что либо делать, земные недра иссякают, и подается это как само собой разумеющееся — без каких-либо объяснений и причин происходящего.

Рэнд вообще плохо разбирается кажется во всем подряд. Высший свет и богатых людей она явно списывает с голливудских экранов, работа фондовой биржи и вообще сделки с акциями у нее на уровне воскресного приложения к массовой газете, и она свято уверена, что успех предприятия обязательно приводит к банкротству всех конкурентов и измеряется их числом. Работа легислатуры для нее тайна за семью печатями (именно поэтому ее персонажи с таким ужасом смотрят на законодательный процесс), а кабину парового локомотива она явно видела только издалека. Она не в курсе, что закрытые шахты затапливаются и прогуляться там не получиться, и даже миф о Прометее умудрилась переврать. Про опереточного пирата, который в духе Неуловимого Джо всех грабит и никто не знает даже, как он выглядит, говорить не приходится. Социализм здесь похож на Матрицу во время перезагрузки. Часто делает технические ошибки, дико передергивает, путает причины со следствием, да и вообще постоянно выдает свою невежество почти во всех сферах деятельности человека, а вместо реальных образов у нее везде симулякры и декорации; в особенно концентрированной форме это заметно в «трехчасовой речи» Джона Голта, где почти каждая фраза если не откровенное вранье, то мошенничество.

Персонажи здесь — заготовки манекенов, заунывными голосами на мертвом языке они говорят пустые рыбьи слова, не несущие никакого смысла, их можно не читать, и вы ничего не потеряете, точнее, их вообще лучше не читать, потому что это опасно для здоровья — как физического, так и в первую очередь душевного. Персонажи говорят, как пишущие машинки, на один голос: строго говоря, здесь нет диалогов, один большой монолог — по-видимому, автор беседует сам с собой, придумывает дебильные аргументы, подает их так, что хочется блевать, а потом с блеском их опровергает, причем один и тот же тезис может повторяться на протяжении книги десятки раз, одними и теми же словами. Сказать, что в книге много воды — значит не сказать ничего: если роман хорошенько отжать и убрать все повторы, останется максимум половина, если не треть.

По Рэнд, капиталисты это такая отдельная раса, новые арии, элои, единственные, кто живет и думает, к ним не применимы общечеловеческие мораль и этика, они стройны телом и благородны профилем, они коня на скаку и в горящую избу, а все остальные — этакие гнусные утопцы, уродливые морлоки, живущие в ночи, чмошники и паразиты (о которых так убедительно распинался Эндрю Райан, пока ему голову не снесли клюшкой от гольфа), только и думающие, как бы отнять у богатых все деньги и всячески поглумиться и унизить. Вообще чем меньше в персонаже человеческого, тем больше его хвалит автор. Судя по тому, как Рэнд извращенно и гнусно подает любовь, взаимопомощь и дружбу, ей этих качеств явно не хватает.

Это откровенная графомания, причем очевидно это с первых страниц. Рэнд явно хотела написать Великий американский роман и у нее это получилось, судя по статусу книги в современных Штатах, однако литературные достоинства романа находятся где-то на уровне Мертвого моря. О, я прекрасно понимаю, почему он нравится некоторым. Графоманский стиль Рэнд завораживает, буквально затягивает в поганую трясину нескончаемого словоблудия и вербального поноса, она пишет с такой уверенностью и напором в каждом слове, что карточный домик ее вымысла кажется реальным, долбит в одну точку по заветам Геббельса, рассчитывая, что ложь, повторенная тысячу раз, покажется правдой. Но, люди, надо ведь как-то использовать логику и мозги. Сегодня ты Рэнд веришь, а завтра что? начнешь заряжать воду через телевизор? вступишь в секту Марии Дэви Христос? Думать — это не право человека, это его обязанность.

Герои притворяются теми, кем не являются — (умными) людьми. Автор упорно нагнетает, что они очень умные и талантливые, и все могут, вот только это никак не проявляется. Эти гении регулярно повторяют, что они ничего не понимают в окружающем мире и людях (что, в общем-то не удивительно — мир-то выдуманный). Самая частая фраза в книге — «Я не понимаю». Персонажи не понимают, не в курсе, не могут взять в толк, почему все происходит, кто эти люди, где они находятся и кто такой Джон Голт. Данни Таггерт вообще крайне показательный персонаж: подаваемая как умная и сильная женщина, она ведет себя как тупая блондинка, прыгающая в постель к любому, кто поманит пальцем (но исключительно к богатым), плохо соображающая, что вокруг происходит и с готовностью это признающая. Для того, чтобы герои все-таки хоть бы выглядели крутыми, Рэнд уничтожает экономику страны и заселяет ее идиотами, на фоне которых все эти голты, уэйатты и риордены чутка возвышаются над общим болотом.

Умиляет паника, в которую ударяются герои, узнавая, что враги собираются принять очередной дебильный закон. Реальные американские магнаты на их месте давно бы купили конгрессы штатов, посадили своих губернаторов и сенаторов, вывели на улицы тысячи зависимых от них рабочих, а карманные журналисты и художники давно бы устроили истерию в прессе и обществе. Строго говоря, именно олигархия и нерегулируемая экономика едва не похоронили Америку, а вовсе не выдуманные социалисты. Рэнд в голову не приходит, что если собрать всех ее разлюбезных голтов и риарденов в одно место, то они очень быстро друг дружку сожрут.

Все это сильно напоминает фентези, причем очень плохое фентези, которое наверняка хоть раз попадалось каждому из нас, где герои из туалетной бумаги сражаются с картонными злодеями, от диалогов и реплик кровь течет из глаз, волны пафоса накатывают как цунами, НПС все как один говорят одно и то же, декорации состоят из одинаковых, все время повторяющихся элементов, а сюжет настолько скучен и вторичен, что даже иногда, на долю секунды, кажется оригинальным. Чем больше читаешь, тем меньше знаешь, буквально чувствуешь, как на глазах тупеешь, волосы редеют, спина горбится и вот ты уже говоришь «моя прелессссть». Фраза же «Расправь плечи» звучит как «Бегите, глупцы».

Рэнд пишет антиутопию как сентиментальный роман и это приводит к когнитивному диссонансу. Производственный роман она пишет как философский трактат, в результате получает уродливого мутанта — ни производства, ни философии. Если же копнуть чуть глубже, то легко заметить, что на самом деле под производственный замаскирован любовный роман про нефритовые стержни и шелковые лона. Помните, как у Тимура Шаова: «И она аж вспотела, так тела его захотела». Вот здесь то же самое не только на 108 странице, а гораздо чаще, довольно быстро начинаешь предугадывать, что вот эта сцена обязательно закончиться «он сорвал с нее платье и ее соски затвердели». Лучшая экранизация данной книги — это порнофильм, причем в BDSM-формате. У детища Рэнд и 50 оттенков серого гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Если в книге поменять местами капитализм с социализмом (и вычеркнуть, конечно, BDSM-сцены), то получится шедевр соцреализма, который обязательно бы понравился Отцу народов и заслуженно бы получил Сталинскую премию. Это ж как сказка Гайдара с Голтом в роли Мальчиша-Кибальчиша. Фактически Рэнд написала историю борьбы авангарда рабочего класса с ужасным царизмом. Ее утопия в горах Колорадо (почему-то именно так она называет Скалистые горы) — это один-в-один «Кубанские казаки», только что женщин маловато.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх