FantLab ru

Джек Лондон «Мартин Иден»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.74
Голосов:
1764
Моя оценка:
-

подробнее

Мартин Иден

Martin Eden

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 136
Аннотация:

Молодой моряк по имени Мартин Иден однажды спас от смерти незнакомого юношу, который в благодарность пригласил его на званый ужин. Впервые оказавшийся в благородном обществе, неотёсанный и неуклюжий Мартин знакомится с сестрой юноши, Руфью Морз, и та моментально покоряет его сердце. Мартин понимает, что ему — простому парню — никогда не быть вместе с такой девушкой, как Руфь. Однако Мартин Иден не умеет сдаваться и принимает решение завязать с прежней жизнью и сделаться лучше, умнее и образованнее, дабы завоевать сердце девушки.

Примечание:

Впервые был напечатан в журнале «Пасифик Мансли» в 1908—1909 годах и уже в 1909 году вышел отдельной книгой в издательстве «Макмиллан Компани».

В 2019 году роман был экранизирован.


Входит в:

«Театр FM», 2004 г.


Экранизации:

«Мартин Иден» / «Martin Eden» 1914, США, реж: Хобарт Босворт

«Не для денег родившийся» 1918, Россия, реж: Никандр Туркин

«Приключения Мартина Идена» / «The Adventures of Martin Eden» 1942, США, реж: Сидней Сэлкоу

«Мартин Иден» 1976, СССР, реж: Сергей Евлахишвили

«Мартин Иден» / «Martin Eden» 1979, Италия, Германия (ФРГ), реж: Джакомо Баттиато

«Мартин Иден» / «Martin Eden» 2019, Италия, Франция, Германия, реж: Пьетро Марчелло



Похожие произведения:

 

 


Том XIII
1929 г.
Мартин Иден
1949 г.
Мартин Иден
1949 г.
Мартин Иден
1950 г.
Избранное
1951 г.
Martin Eden
1954 г.
Мартин Иден
1955 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 5.
1955 г.
Мартин Иден
1956 г.
Мартин Иден
1958 г.
Мартин Иден
1959 г.
Мартин Иден
1961 г.
Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 7
1961 г.
Мартин Иден. Рассказы
1972 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в тринадцати томах. Том 7
1976 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1. Мартин Иден. Рассказы
1976 г.
Мартин Иден
1977 г.
Мартин Иден
1977 г.
Джек Лондон. Избранное
1979 г.
Мартин Иден
1979 г.
Мартин Иден
1979 г.
Избранные произведения. Мартин Иден. Рассказы
1980 г.
Мартин Иден
1981 г.
Мартин Иден
1982 г.
Мартин Иден
1983 г.
Мартин Иден
1983 г.
Белый клык. Мартин Иден. Рассказы
1984 г.
Избранное
1985 г.
Избранное
1985 г.
Мартин Иден. Белый Клык. Рассказы
1985 г.
Мартин Иден. Рассказы
1985 г.
Мартин Иден. Рассказы
1985 г.
Мартин Иден
1986 г.
Мартин Иден
1986 г.
Мартин Иден. Рассказы
1986 г.
Мартин Иден. Рассказы
1986 г.
Мартин Иден
1987 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в десяти томах. Том 4
1993 г.
Мартин Иден. Зов предков
1993 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1994 г.
Мартин Иден. Люди бездны
1994 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1996 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в 20 томах. Том 10. Мартин Иден
1998 г.
Мартин Иден
1998 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том  2
1998 г.
Мартин Иден
2001 г.
Мартин Иден
2002 г.
Избранные сочинения в трёх томах. Том первый.
2003 г.
Мартин Иден
2003 г.
Мартин Иден (аудиокнига)
2003 г.
Мартин Иден. Рассказы
2006 г.
Мартин Иден. Сердца трех
2006 г.
Мартин Иден
2007 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений. Том 7. Мартин Иден
2008 г.
Мартин Иден
2009 г.
Полное собрание романов в двух томах. Том 1
2010 г.
Мартин Иден
2011 г.
Мартин Иден
2011 г.
Мартин Иден
2013 г.
Мартин Иден
2013 г.
Мартин Иден
2014 г.
Мартин Иден
2015 г.
Мартин Иден
2015 г.
Мартин Иден
2015 г.
Мартин Иден
2016 г.
Мартин Иден
2016 г.
Мартин Иден
2016 г.
Великий Гэтсби. Мартин Иден
2017 г.
Мартин Иден
2017 г.
Мартин Иден
2017 г.
Martin Eden
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2018 г.
Мартин Иден
2019 г.
Мартин Иден
2019 г.
Мартин Иден / Martin Eden | Лондон Джек
2019 г.
Мартин Иден
2019 г.
Мартин Иден
2020 г.
Мартин Иден
2020 г.
Мартин Иден
2020 г.
Мартин Иден
2021 г.
Мартин Иден
2021 г.
Мартин Иден. Маленькая хозяйка большого дома
2021 г.

Аудиокниги:

Мартин Иден
1976 г.
Мартин Иден
2003 г.
Театр у микрофона. Часть 2
2006 г.
Мартин Иден
2007 г.
Мартин Иден
2008 г.
Мартин Иден
2011 г.
Martin Eden
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Martin Eden
1953 г.
(не указан)
Английская литература.
2004 г.
(английский)
Martin Eden
2009 г.
(не указан)
Мартин Иден
2016 г.
(узбекский)
Мартін Іден
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мартин Иден» считается едва ли не самым главным произведением Джека Лондона. Роман во многом автобиографичен, и через него писатель рассказывает о своей нелёгкой судьбе. Лично моих ожиданий «Мартин Иден» не оправдал – мне было очень сложно сопереживать главному герою. Но обо всём по порядку.

Действие романа происходит в Окленде, штат Калифорния, в начале ХХ века. Главный герой – двадцатилетний Мартин Иден. Он простой парень из низов общества, подрабатывающий моряком. Однажды Мартин, наделённый отменным здоровьем и мощным телосложением, помогает незнакомому парню отбиться от хулиганов. А качестве благодарности тот приглашает своего спасителя на ужин к себе домой. Здесь Мартин встречает сестру спасённого юноши, Руфь Морс, в которую сразу же влюбляется. История стара как мир: бедный моряк влюбляется в девушку из обеспеченной семьи. Однако этот роман совсем не о принцессе, бросившей всё ради нищего возлюбленного. Мартин настолько теряет голову и впечатляется высшим обществом, что ставит перед собой цель – стать достойным Руфи, любой ценой добиться успеха и статуса в обществе.

Начать свой путь наверх Мартин решает с самообразования. Он упорно работает над своим языком и манерами, восполняет пробелы в научных знаниях при помощи книг. В это же время он узнаёт о довольно неплохих гонорарах, которые платят журналы писателям за публикации. Мартин видит в этом золотую жилу и решает посвятить себя писательскому ремеслу. Пишет он, опираясь в основном на свой богатый жизненный опыт. Главный герой оказывается очень плодовитым писателем и вскоре начинает рассылать свои работы в различные журналы. Несмотря на все усилия, произведения Мартина публиковать не хотят и неизменно отправляют обратно. Однако он не сдаётся! Вера в себя помогает ему вопреки всем невзгодам продолжать писать и бороться за место под солнцем, ведь награда за успех так велика – взаимность Руфь.

Джек Лондон умудрился включить в роман огромное колличество мотивов, и каждый найдёт здесь что-то своё. Книга учит относиться к неудачам как к вызову. У главного героя есть цель, и он идёт к ней вопреки всему. Родные и близкие не понимают и осуждают его, призывают всё бросить и заняться «нормальным делом». Обществу ведь не нужно, чтобы ты выделялся. В первую очередь это касается конечно же творчества.

Тема любви подана здесь довольно необычно. Джек Лондон показывает нам просто колоссальную силу этого чувства. К сожалению, лишь с одной стороны. Довольно простыми примерами автор показывает, что такое доверие и поддержка. Помимо этого Лондон очень удачно изображает то, насколько любовь ослепляет. Мартин упорно отказывается видеть истинную сущность Руфь, любя её выдуманный безупречный образ.

Не обошлось здесь и без философских размышлений, которых, кстати, довольно много. Здесь лично я вижу изъян самообразования – Мартину элементарно не хватает наставника, помогающего найти верный путь. Его влечёт от одной философской идеи к другой, доводя порой до одержимости.

Интересно Лондон изобразил общество. До начала своего образования Мартин думал, что все эти люди из высшего общества очень умны и одарены, в силу того, что имеют хорошее образование. Постепенно он убеждается в обратном – буржуазия ничем не лучше людей из низов. Только самомнения и напыщенности у них на порядок больше.

Почему же при столь очевидных плюсах роман так и не стал для меня шедевром? Причин, на сомом деле, несколько. Во-первых, мне было сложно сопереживать Мартину. Возможно, причина в том, что я человек не творческий. Цель – это, конечно, хорошо, но отказываться от всего в жизни ради неё всё же не стоит. Причём сам же Иден и осуждает одного из знакомых Руфь за аналогичный аскетизм ради карьеры. Есть в этом некая двуличность. Ничто не мешало Мартину работать и писать в свободное время. Но нет, он полностью отдаёт себя писательскому ремеслу. Особенно странно это в свете помолвки с Руфь. Он, как никак, берёт на себя некоторые обязательства, но никак не хочет заботиться об их совместном благополучии. Во-вторых, с самообразованием всё не так безоблачно. Главный герой напоминает мне слепого котёнка, беспомощно ищущего свой путь. Он практически гениален в одном, но совершенно невежественен в другом. Его образование однобоко и, из-за этого, неполноценно. В конце концов его философские изыскания приводят его к ницшеанству, и он начинает смотреть на других свысока. Чего стоит хотя бы сцена с судьёй на ужине у семейства Морсов. Всё эти моменты помешали мне проникнуться книгой и получить максимум удовольствия.

Итог: Роман о многом заставляет задуматься. В первую очередь его стоит рекомендовать людям творческих профессий. Проблем в романе поднято очень много, и хоть что-то в романе зацепит почти каждого.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, но две мои самые любимые книги Лондона находятся на противоположных полюсах. С одной стороны — жизнеутверждающих, оптимистичный «Смок Беллью». С другой — «Мартин Иден» с его мрачным финалом.

Герой отдалился от своего былого окружения и новая буржуазная среда так же оказалась для него чужой. Любимая девушка его тоже предала, оказалась ни чуть не лучше своего окружения. Мартин чувствует себя в этом мире чужим и не смотря на невероятный успех на литературном поприще сводит счёты с жизнью...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня книга вызвала бурю противоречивых чувств.

С одной стороны — прекрасно, что герой так вырос, прекрасно, что можно отследить весь его непростой путь, это вдохновляет и тебя тоже, возникает желание что-то делать.

С другой —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
я ощущала с этой Руфи подвох
. Странно и местами грустно смотреть на развитие их отношений.

Концовку я себе заспойлерила. Когда за 20 страниц до конца книги заглянула на последние страницы, ибо было вообще непонятно, чего ждать и меня это терзало. Я ожидала успокоиться, но вышло иначе :D

И когда я ее запослерила — я не могла поверить. Разочарование и горечь были настолько сильными, что я не стала дочитывать книгу.

Через пару месяцев я вернулась к концовке.

Прочла ее уже вдумчиво и холодно, но разочарования своего все равно скрыть не могла.

И кажется, это даже логично, не лишено смысла и закономерно. И в какой-то степени правильно. Но мне от этого не сильно легче и горечь остается все равно.

Но книга, безусловно, интересная.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За то время, за те дни, пока читал этот шедевр, успел слиться с ним, проникнуться всем нутром, раскрыть всю свою душу, чтобы ею завладели строки этого произведения в переводе великолепных Раисы Облонской и Норы Галь (стихи). Одним словом, «Мартин Иден» — это личное.

С одной стороны, каждое слово в романе выверено до невероятной точности, а с другой стороны, «Мартин Иден» за звёздами к нему не тянется, он приземлённый, на одной волне с читателем. Он просто является собеседником.

Джек Лондон не манипутирует чувствами, он показывается всё как есть, не преувеличивания ничего, и не преуменьшая. Он показывает жизнь в настоящем своём воплощении, со всеми трудностями и невзгодами. Джек ничего не придумывает, он лишь показывает то, на что многие закрывают глаза. Горько, неприятно. А разве сама жизнь — это фантазия? Разве, выдумав что-то в голове, это вопрощается в реальность?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Содержание этого романа и есть жизнь Мартина Идена. Читатель проживает те 7-10 часов вместе с ним. От момента, как Мартин начинает меняться, и до самых последних строк, до самых последних слов — до самой смерти.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаться, этот роман меня разочаровал. Настолько правильным, настолько утомительно-скушным и тяжеловесным оказался слог автора, что я едва сдюжил треть книги. И отложил ее, чтобы никогда не браться за нее вновь.

Думаю, будь она читаема мной в далеком юношестве, лет эдак в 14-15, она произвела бы на меня гораздо более сильное и положительное впечатление. А так… Буквально с первых страниц, с первых строк понимаешь, о чем будет идти речь в книге. И автор (увы-увы-увы) оправдывает эти ожидания, послушно ведя героя по правильной дорожке. Ну и толпы читателей ведет следом. Читателей, которым, судя по отзывам, эта книга очень понравилась. Ну что ж, так тоже бывает.

Речь в романе (если вдруг кто не знает. Я, например, не знал) идет об обычном честном трудяге-парне. Из низов. Малообразованном, окончившем всего несколько классов, но – надо отдать ему должное – честном, открытом, трудолюбивом. Парень плавает простым матросом на различных судах, а, в свободное от вахт время, читает. Ну, короче – сплошь положительный парень.

А тут еще знакомится с прекрасной девушкой, по своему социальному положению стоящей на значительно более высокой ступеньке общества. Ну, понятное дело, парень влюбляется в эту слегка анемичную особу. Параллельно – парень решает стать писателем. А что? Таланта и наблюдательности – не занимать. Трудолюбия и упорства – тоже. На чернила и бумагу – он зарабатывает моряцким трудом.

Сказано – сделано. ВПЕРЕД!

Дальше не читал, но, думаю, что у парня и с писательством будет все ОК, и девушку он завоюет. Будет трудно, но он пробьется. Мне говорили, что Мартин Иден – альтер эго самого Джека Лондона. Так что парень – пробился, не стоит беспокоиться за него. Вон, до сих пор читают. И большинству (см. выше) чтение нравится. К слову сказать, произведения Джекя Лондона я, в свое время, любил. Но этот роман… очень меня огорчил. Не скоро теперь возьмусь почитать у автора что-либо еще.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоть в романе и затронуты важные проблемы, главному герою симпатизировать не получается. Неприятный он. Всё это выглядит как история интеллектуального сноба с небольшими проблесками здравомыслия, но в целом — с немыслимым уровнем ЧСВ. Туда и дорога.

Уверена, что это любимая книга многих наивных людей, считающих себя «не такими как все».

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вначале я был заинтригован названием романа Мартин Иден. Кто это? Молодой или старый? Богач или бедняк? Умен или глуп? И при первом знакомстве я был немного удивлён и разочарован, но простота Мартина Идена обаятельна, а цели наивны, но благородны. И вот я уже не могу оторваться от книги: я становлюсь частью Мартина Идена, его удивительной жизни Икара. Этот роман как будто не просто для чтения, эта ода жизни. Такой яркой и трудной, полной творчества подпитываемого любовью и нуждой. Очень рекомендую прочесть этот удивительный роман.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший цельный роман, написанный простым языком. Произведение многоплановое, можно находить множество слоёв, но я хотел бы выделить важный (для меня) слой. Это — великодушие человека. Общество всегда было наполнено условностями. В данном случае: социальные различия между людьми мешают общаться. И этот барьер не так легко преодолеть, как кажется. Моя подруга цитировала преподавательницу: «Общаться со всеми могут только невротики». Это не совсем так. Хотя, согласитесь, мысль заманчивая. Мартин — душа широкая, почти русская. Ему чужды условности, поскольку это претит его пониманию жизни.Это романтик, но романтик практичный, житейский.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он готов помочь всем: бедной женщине с детьми, товарищу по работе, а став знаменитым- не задирает нос.

Понимаю, что это книга, но, некоторые факты автобиографии были взяты автором из жизни. Кстати, тут встречается отсылка к реальным произведениям Лондона: рассказ «Приключение».

То, что герой умирает- для меня неожиданно. «Мартин Иден»- первый роман, который я прочитал у Джека Лондона. Не знаю, насколько хороши другие, но, думается, это самый лучший.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот даже не знаю, как описать свои впечатления.

Очень хочется поговорить о таланте и силе воли человека, о великом стремлении, о тяге к познанию, о целеустремленности, но это будет только одна из сторон книги.

Еще очень хочется поговорить о любви. На что только не способна подвигнуть человека любовь, но любовь ли это к другому человеку или это любовь к идее, мечте, придуманному нами образу, которому мы только придаем внешность другого человека, по сути случайного? И так ли уж не похоже на настоящую любовь желание жить вместе с любимым и растить с ним детей? Так ли уж пошло хотеть быть уверенной в финансовой защищенности (ведь дети хотят есть и даже очень талантливые рассказы, но не обмененные на деньги, голод не утолят)?

А еще хочется говорить о выбитой почве из-под ног. Если цель твоя перечеркнута, если цель становится недостижимой, потому что стала ясна ее иллюзорность, ее обманчивость, то сил нет ни на что, то остается лишь разочарование во всем. И как найти новый смысл, новую цель? И возможно ли вообще их тогда найти?

А еще не стоит сбрасывать со счетов эмоциональное выгорание. Масса потраченных сил, которые не приносят результата, убьют и радость творчества, и радость труда, и всякое желание что-то делать. И просто отдых, и запоздалый результат это выгорание не вылечат. А как же излечиться от этого?

Но загвоздка в том, что всё это по отдельности — это не про эту книгу, а всё это вместе — это про эту книгу, но я не очень-то верю, что всё вместе это может быть в жизни одного человека в одно и то же время.

Мне понравилась эта книга, я с интересом ее прочитала, но уж очень из ряда вон выходящая ситуация описана в ней, настолько, что не очень-то верилось в реалистичность происходящего. А еще, при всем таланте и трудолюбии героя, на мой взгляд, ему крайне не хватало самокритичности. А может, будь она в нем в достаточном количестве, ничего бы он не достиг? Или, наоборот, будь она в нем в достаточном количестве, он мог бы радоваться жизни? Как же Мартин Иден хотел избежать участи безрадостного мистера Батлера и как был уверен, что избежит ее, но собственная его участь, пожалуй, еще безрадостнее.

Я и понимаю, и не понимаю Мартина Идена и «Мартина Идена».

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мартин Иден» — довольно неоднозначное произведение для человека сугубо левых взглядов (по крайней мере именно таким я воспринимал мировоззрение Джека Лондона), но тем не менее оно одно из самых сложных и глубоких с точки зрения поднятых идей общественного сознания, а так же взаимоотношения общества и творца, становления сильной личности через муки самосовершенствования и самообучения. Отдельного рассмотрения требует и само мировоззрение Мартина Идена, которое является основополагающим мерилом его сильной (тут уж не поспоришь) личности, которая в конечном итоге вступает с автором романа в самые вопиющие противоречия.

1. Социал-дарвинизм или материализм Спенсера. Это один из столпов, на котором держится мировоззрение Мартина, а так же анализ окружающего общества, логика его поступков и стремлений. Развитие общества Мартин рассматривал через призму эволюционизма Дарвина, как и Спеснер, чьи труды оказали на него самое сильное влияние, став базисом его отношения к миру. По мнению Идена общество представляет из себя постоянную борьбу за выживание, подчиняясь логике естественного отбора, и только методами этой борьбы способно преображаться и прогрессировать. Этим самым Мартин вступает в самые непримиримые противоречия с принципами социализма, критикуя образ жизни пролетариев, что в конечном итоге приведет его к отчуждению от близкого круга его старых друзей и родственников.

2. Реакционный индивидуализм или этика Ницше. Это второй столп философии Мартина, которым он полностью противопоставляет себя сложившемуся укладу общества, критикуя основные принципы его жизнедеятельности, начиная от низов, где сводят концы с концами бедняки, заканчивая верхами, где расположился господствующий класс буржуазии, в котором главный герой так же не видел ни достоинства, ни искренности. И этим самым Мартин вступает в противоречия уже с принципами капитализма, которые основаны на главенстве одного общественного класса над другим, что позволяет невежеству и безграмотности самих буржуа проникать в механизмы уклада этого общества, что по сути делает их противниками просвещения (искусства, знания, истории). Буржуазия критикует и Спенсера и Ницше, да и вообще любую мировоззренческую идею так, как им выгодно, тем самым ставя в приоритет капитал, а не человеческие достижения, что доводит Мартина до бешенства, а потом он и сам на собственном примере убеждается в лицемерии, лживости и слабости этого класса, проникаясь к ним самым искренним презрением.

3. Противоречия философии Мартина Идена. Так или иначе Мартин обособляется, как индивидуалист, поборник воли (по Ницше), который видел выход для восстановления уклада общества в наличии у власти сильной личности, которая смогла бы задать вектор развития бедных пролетариев и упразднить буржуазию. Но в логике его рассуждений я, как читатель, вижу очень большие противоречия.

3.1. Во-первых это критика самого социализма. Я не утверждаю, что социализм не за что критиковать, но в полемике Мартина я вижу слишком едкое высокомерие, которое не дает ему взглянуть на всю картину общества целиком, на его дальнейшую перспективу развития. По мнению Идена пролетарии — это рабы, которые остались на обочине жизни естественного отбора, от того слабы и дееспособны, от того мечтают навязать свои порядки равноправия и единения. То есть якобы нет никакой классовой борьбы, нет никаких производственных отношений эксплуататора и эксплуатируемого, а сам рабочий класс из себя вообще ничего не представляет, как производственная сила. Но это же ложь и заблуждение. Рабочий класс является базисом, на котором держится эта капиталистическая пирамида и их попытка установить равноправие и социалистическую парадигму в обществе полностью оправдана и логична — они хотят демократии (диктатуры пролетариата).

3.2. Во-вторых это сам социал-дарвинизм, на котором Мартин основывает свою критику. Если честно, я вообще не понимаю и не принимаю теорию развития социальных отношений через призму естественного отбора, так как в самом этом принципе этих отношений нет. Эта теория развития видов (животных видов), но не социальных институтов. Перекладывать теорию Дарвина на общество, которое пытается быть социальным и цивилизованным — ошибка. Как раз таки умение найти в отношениях между людьми понимание, справедливость, из чего и состоит цивилизованное общество — это и есть развитие, следующая после эволюции видов ступень, где более не применимы пещерные принципы. Мартин же все это перечеркивает, называя откровенные механизмы регресса развитием. И да, в этом противостоянии идеям Мартина Идена я становлюсь на сторону социализма, ибо не вижу в его речах (уж прости меня Герберт Спенсер) вообще никакой логики.

3.3. В-третьих эта теория о «сильных» личностях, которые якобы смогут переломить устои этого больного общества (меритократия). Да, по мнению Мартина общество больно, ибо в нем нет искренности и честолюбия, где господствующий класс установил свой менталитет невежества, провозгласив свои «высокие» требования к искусству и знаниям. Но что значит эта самая «сильная» личность? Как она будет бороться с буржуазией, как будет спасать искусство от грязных лап невежд и циников? Да и что это за общество такое, в котором, по мнению Идена должны остаться лишь такие же индивидуалисты? Будет ли это называться вообще обществом, где не останется ничего социального? В том-то и проблема, что Мартин — закостенелый идеалист и не умеет ничего рационализировать, вот и не получается у него продумать такое будущее, где всё логично и правильно. И такими речами он лишь оправдывает тот же самый капитализм, где будет та же самая буржуазия (которая ему противна), только с вывеской на витрине «сильные личности». Чрезмерная убежденность в своих право-либеральных взглядах не дает Мартину осознать, что меритократия по своей механике и логике ничем не отличима от власти буржуазии.

4. Сила личности Мартина Идена и его внутренний надлом. Что ж так или иначе, но сам главный герой — это действительно сильная личность, которая сделала себя сама, проделав над собой колоссальные усилия. Этим он заслуживает уважение многих. В этом неравном бою с собственным невежеством и в муках творчества большую роль сыграл, как ни странно, его возделанный индивидуализм. Именно обособившись, пропитавшись презрением к остальным, он сумел добиться своих целей. Но проблема его мировоззрения в том, что индивидуализм бывает только личной историей и его нельзя сделать целой парадигмой для общества. Вообще если рассматривать его личность в отрыве от его взглядов, то это прежде всего честный человек, который держит свое слово до конца, а так же человек сочувствующий другим, даже тот, кто помогает остальным совершенно бескорыстно (казалось бы, какой уж тут индивидуализм и ницшеанство). В конце концов Мартин перестает быть индивидуалистом, ибо чтобы быть им и дальше, нужна неиссякаемая сила воли, а главный герой её таки лишается. Определенные события выбивают почву из под его ног, что самым жестоким образом заставляет Мартина посмотреть на свой источник вдохновения (его любимая Руфь) совсем другими глазами.

В итоге. Наблюдать за изменениями главного героя, его душевными терзаниями, ростом его личности, а так же за его трагичной судьбой — судьбой влюбленного индивидуалиста — это самое яркое мое впечатление на данный момент на поприще чтения художественной литературы. Одновременно я испытываю уважение к такому герою, но при этом не могу принять его выводы и никогда с ними не соглашусь.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилась книга! Джек Лондон открылся с совершенно другой стороны для меня. Все время слушая книгу, не мог отделаться от параллели сюжета с «Цветами для Элджернона». Мораль книги очень близка фразе, которую я часто люблю повторять «Меньше думаешь — больше счастлив!».

З.Ы. А еще запомнилась цитата «Если работаешь как животное, то и напиваешься как животное. А если работаешь как человек, то и пьешь не больше рюмки в неделю».

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не сильно знаком с творчеством Джека Лондона, но достаточно наслышан. Поэтому я ожидал, что роман должен быть хорош. Но я не ожидал, что он будет настолько хорош. Да, после прочтения я считаю, что это шедевр и никак не меньше.

Для меня в этом романе переплелись три основные составляющие.

Первое — это стиль изложение, реалистичность описываемого. Ты будто находишься рядом с работником прачечной в адской жаре, обливаясь потом. Потом ты голодаешь вместе с Мартином. Потом ощущаешь буквально кожей нахождение в доме богачей. Размышления Мартина настолько естественны, что постепенно начинается казаться, что это уже не его мысли, а твои.

Второе — это любовная линия. Любовью пропитан весь роман. В мыслях, поступках, смыслах — везде любовь, красота, одухотворенность. Что-то возвышенное. Взлеты и падения. Любовь которая окрыляет и которая убивает. Я думаю любой, кто в жизни любил, поймет эту составляющую. И вспомнит — точно, так все и бывает.

И третье, наверное то, что для меня оказалось самым важным — это упрямство и решительность главного героя, Мартина. Его стремление к цели. Когда он решил добиться расположения своей любимой — он словно стрела помчался к своей цели, разрушая все преграды, веря в себя и делая всё, что в его силах, для достижения этой цели.

Очень интересно читать об изменениях, которые происходят с главным героем. Процесс его становления, роста, возвышения и в итоге падения. Всё это описано очень живо. И, хотя нас ждет в определенной степени закономерный финал, этот роман как знамя, взяв которое в руки можно идти вперед.

Также я думаю весьма интересно будет читать тем, кто хотел бы попробовать себя на поприще писателя или пробует себя в этом качестве. Ведь важная составляющая романа это именно становление Идена как писателя. Равно как и трудности, которые ожидали его на этом пути.

В общем не хочется много писать. Да и стыдно что-то писать, после прочитанного. Лучше пойти и перечитать избранные фрагменты и поразмышлять о высоком.

В конце лишь хочется сказать: многие знания — многие печали. Мартин всё-таки опалил свои крылья, взлетев слишком высоко...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мартин Иден, двадцатилетний моряк, волею случая оказывается в доме богатой семьи. Он из обычной многодетной семьи, члены которой привыкли к тяжелой работе, сам он неоднократно в своих плаваньях бывавший на волосок от смерти, сидит за одним столом с культурными, начитанными людьми, и не знает, как пользоваться большим набором столовых приборов. Но это еще не беда. Вся проблема в том, что рядом с ним сидит невероятно красивая девушка Руфь, и Мартин влюбляется в нее с первого взгляда. И вот после этого ужина Мартин решил добиться расположения девушки. Для этого ему придется много читать и учиться, чтобы не ударить в грязь лицом во время следующей встречи.

Произведение, которое оставило у меня двоякое впечатление. Читать про повседневную жизнь Мартина, его работу в прачечной, желание стать писателем интересно. Погружаешься в книгу полностью, тебя захватывает жизнь бедного молодого человека, его проблемы с деньгами, вынужденные голодовки. Но как только речь заходит про Руфь, обеды в семье Морз, философские рассуждения, возникает вопрос: Зачем? Для чего мне знать про Герберта Спенсера, социализм? Я, конечно, понимаю что это взгляды автора, и что Спенсер его любимый философ, но вверять их в уста главного героя, который всю жизнь жил в бедности, и только последние два года плотно стал читать книги. Сомневаюсь, что его вообще бы заинтересовала вся эта философия. А его споры с профессором, который почти всю жизнь посвятил изучению наук, выглядит нелепо. Ну а главы с 36 по 38 полностью посвященные философии смотрятся странно.

И совсем не верится в любовь Мартина и Руфи. Она родилась в богатой семье, палец о палец не ударила, думает, что деньги берутся из отцовского кармана, он из бедной семьи, вся его жизнь это попытка заработать себе на кусок хлеба. Как они вообще могли полюбить друг друга. Зачем он стремится к ней, когда рядом есть хорошие работящие девушки. Зачем она стремится к нему, когда у нее на уме только деньги, она даже свадьбу отложила на срок, пока Мартин не заработает достаточного количества денег. Правильно сказал молодой человек по имени Олни, что им богатство досталось от родителей, поэтому они от нечего делать изучают латинский язык, и становятся бакалаврами искусства, а Мартину самому приходится всего добиваться, в связи, с чем он и выбирает себе знания, которые ему пригодятся в жизни.

И что самое интересное в данном произведении — главным героям совершенно не хочется сопереживать. Мартин вместо того чтобы найти нормальную работу, зарабатывать пусть и небольшие но деньги, чтобы хотя бы не голодать, а по вечерам писать свои шедевры, сидит голодный, без денег не имея даже возможности увидеться с любимой девушкой, потому что сдал единственный костюм в заем. Мало ли во что он верит, жить надо сегодняшним днем, в не грезами о богатстве. Он должен был работать с утра до вечера, чтобы сходить с ней куда-нибудь на выходных. И Руфь, должна была не отсрочивать свадьбу на два года, чтобы у Мартина была возможность заработать, а жить с ним, найти работу по специальности, и помогать человеку, которому призналась в любви. А то уж очень хорошо устроилась. Я тебя очень сильно люблю, прямо жить без тебя не могу, но жить буду с родителями, а ты зарабатывай, чтобы мне жилось вольготно.

Только два светлых момента нашел я в данной книге. 1. Мартин всегда выполняет обещание и отдает долги. 2. Бриссенден. Человек, который смирился, но продолжает жить.

Убери философию, Руфь, ненужные мысли и рассуждения главного героя (автора), выведи на первый план девушку Лиззи, вышла бы книга про молодого человека, который сумел добиться всего поднявшись от моряка до писателя, при поддержке любящей его девушки (которая тоже вкладывается в любовь, а не ждет пока ради нее зарабатывают деньги).

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще в детстве читал великолепную повесть Джека Лондона «Белый клык», а также роман «Джерри-островитянин» и его продолжение. Про волков и собак автор писал бесспорно отлично, но и про людей ничуть не хуже и «Мартин Иден» тому подтверждение. Роман невероятно глубокий, затрагивающий множество тем, одновременно с этим он во-многом еще и автобиографичный. Сказать по правде, начиная читать это роман на смартфоне, как книгу, которую я буду читать где-то в дороге или в минуты ожидания, я не думал, что взялся за такое мощное и монументальное произведение.

Поначалу кажется, что это история о любви людей из разных социальных классов, моряка Мартина Идена и девушку из довольно обеспеченной семьи – Руфь. Тема, наверное, и так достаточная для полноценной книги, но это оказывается лишь верхним слоем этого по-настоящему многослойного произведения, становится отправной её точкой. Читаешь дальше, кажется, что основная тема писательство, творческий процесс, начиная от зарождения идеи, заканчивая проблемами с изданием. Все это объединяется в историю о пути успеха, дороги наверх, саморазвитии. Но и это не всё, цели и смысл жизни, одиночество, тяжелый труд, социализм и капитализм, искусство и мораль, социальное неравенство и многое другое затрагивает автор, но роман не превращается от этого в непонятную мешанину, когда «вроде обо всём, но при этом ни о чём». Роман последователен, всё на своих местах.

Здесь есть собственные убеждения автора, которые он хочет донести до читателя, но что отличает хорошее литературное произведения с авторской позицией и пищей для размышлений, как и вообще любой вид искусства, от посредственной пропаганды чего-либо, это ненавязчивость в подаче этих самых убеждений. Хоть Джек Лондон и был социалистом, и через отдельных персонажей («Мне бы очень хотелось, чтобы вы стали социалистом, прежде чем я умру. Только это может спасти вас в час разочарования в жизни, которое, несомненно, наступит»), через развязку книги, явно делился своим личным мировоззрением, но нет чувства будто тебя пытаются насильно в чём-то убедить. Во-многом этому способствует и то, что главный герой придерживается противоположных автору взглядов. Соглашаться ли с автором полностью, частично или вовсе нет, личное дело каждого, как это и должно всегда быть. Истина же, наверное, как это часто бывает, где-то посередине и на многие события в книге, можно и нужно смотреть под разными углами, тогда чтение будет давать повод подумать.

Читать Джека Лондона, как всегда, приятно и легко, написано всё простым языком, очень легко сконцентрироваться и сложно оторваться. Текст не перегружен, несмотря на количество поднятых в нём тем.

Самый главный герой здесь, конечно, один – Мартин Иден, но и остальные персонажи, которых он встречает на своём пути, так же с хорошо прописанными характерами, в них веришь, здесь нет ненужных героев, которых можно просто убрать, не нарушив целостности истории. Некоторым из них можно сопереживать наравне с главным героем.

Финал книги логичный с точки зрения сюжета, хоть и неоднозначный с точки зрения обычной жизни. По-другому, наверное, закончиться и не могло, но оправдать поступок Мартина полностью для меня трудно. От этого сам главный герой тоже не является идеальным человеком, хоть в нём и очень много хорошего.

Итог: мощное, монументальное произведение, с множеством актуальных тем для размышлений, с очень интересным главным героем, и хорошими персонажами в целом. Отличный сюжет, во-многом, автобиографичный и это чувствуется, так как веришь в происходящее. При этом очень легкое для восприятия и приятное в чтении. Книга стоит того чтобы с ним ознакомится и более того, чтобы его перечитывать. Думаю, каждый может найти в нём что-то своё. Пытаясь же рассказать об этой книге, очень легко упустить что-нибудь.

Оценка: 10/10 («Превосходно»).

«Боже мой, — думал Мартин, — а я тогда голодал, ходил оборванцем! Почему они меня в то время ни разу не пригласили обедать? Тогда это пришлось бы как раз кстати. Ведь всё это вещи, написанные давным-давно. Если вы теперь кормите меня обедами за то, что я сделал давным-давно, то почему вы не кормили меня тогда, когда я действительно в этом нуждался?.. Нет, вы меня угощаете вовсе не за мою работу, а потому, что меня угощают все, и потому, что угощать меня теперь считается за честь.»

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мартин Иден — это то, что можно перечитывать снова и снова. Заинтересованность в происходящем возникает с первых страниц и не отпускает до последних строк. Наблюдать за становлением личности и осознанием лицемерия окружающего общества очень интересно. Эта книга не о любви, не о строе общества, она о человеке, который смог переступить через самого себя, чтобы достичь цели. И когда герой, добившись желаемого огромной ценой, разочаровался в этом, в моём сознании произошел невообразимый резонанс. Конец жизни Мартина Идена не мог стать другим при любых обстоятельствах, так как этому человеку не нашлось бы места ни в одном из обществ.

Нельзя обвинить Руфь в предательстве, она не смогла понять его, увидеть в нем то прекрасное, чем он буквально сиял перед читателями. И виной этому только рамки, в которые ее вогнало воспитание.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх