FantLab ru

Джаспер Ффорде «Полный вперёд назад, или Оттенки серого»

Полный вперёд назад, или Оттенки серого

Shades of Grey: The Road to High Saffron

Роман, год; цикл «Оттенки серого»

Перевод на русский: В. Петров (Полный вперед назад, или Оттенки серого), 2012 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 66

 Рейтинг
Средняя оценка:8.37
Голосов:637
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В цветократическом Коллективе место гражданина в иерархии зависит oт того, какие цвета он умеет различать, и все, от почти бесправных «серых», до «фиолетовой» элиты, подчиняются Правилам, регламентирующим каждый аспект жизни.

Эдди Рассетт — молодой «красный» с высоким цветовосприятием и блестящими перспективами. Но в наказание за неудачную шутку, которую Эдди сыграл с сыном префекта, его отправляют проводить перепись стульев в прифронтирный городок Ист-Кармин. По дороге туда он знакомится с «серой» Джейн С-23, девушкой с красивым носиком и трудным характером. Эта встреча изменит жизнь Эдди и приведет к открытию, которое перевернет его представление об окружающем мире.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2012 // Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
В. Петров (1)

Полный вперед назад, или Оттенки серого
2012 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2017 г.

Впечатляет литературно-композиционное мастерство автора. Концовка — пушкинская: мы расстаемся с героем «вдруг», на полуслове.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«...И здесь героя моего,

В МИНУТУ ЗЛУЮ ДЛЯ НЕГО,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда...»

Такая концовка встряхивает и взбадривает. Но стоит ли ждать продолжения цикла? В общем-то, о героях сказано всё — и сказано с пугающей откровенностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Каждый предал всё что мог, всё что мог. Мы об этом помолчим, помолчим» (Ю.Визбор)

Психологическая канва сюжета исчерпана. По социологической схеме — ну да, «назрели перемены». Развитие этой схемы предсказуемо: два варианта с разновидностями. Намеченный в романе тайный союз чиновника и террористки — его последствия тоже предсказуемы: логику революций никто не отменял. Нет, продолжение всё испортит: сейчас этот роман без начала и конца самодостаточен — как у Стругацких на пике творчества.

Ну разве что Ффорде сможет сделать по-настоящему фантастическое (т.е. небывалое) продолжение...

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2017 г.

Атмосфера страха и безнадежности, вездесущие агенты политической полиции, толпы безликих граждан в бесформенных мешковатых костюмах — в антиутопии Дж. Ффорде «Полный вперед-назад» этих привычных элементов жанра нет и в помине, здесь всё ровным счетом наоборот. Яркий причудливый мир — временами безумный до степени абсурда, временами гипертрофированно рациональный — такой отход от принятых канонов вызывает когнитивный диссонанс. Продуманная социальная система, подробно регламентированная до незначительных бытовых мелочей, раскрывает свои секреты постепенно, заставляя всё глубже погружаться в мир авторской фантазии. Ффорде безусловно сотворил нечто своё, оригинальное и неповторимое. Однако бархатная и даже, если позволите, жизнерадостная диктатура не меняет своей сути — Левиафан, пожирающий свободу, по определению не может быть мягким и пушистым котиком, как бы он не маскировался под ярмарочной маской — рано или поздно любой спектакль закончится.

Чтобы научиться плавать, нужно начать тонуть, поэтому автор забрасывает нас в свой мир без лишних предисловий и объяснений. Общество будущего строится на чётких принципах хроматического неравенства — каждый гражданин способен видеть только определенный процент одного или нескольких естественных цветов, по этому правилу проводится разделение на красных, желтых, зеленых и т.д. Положение в обществе, карьерные перспективы и даже выбор брачного партнера зависят от того цвета, который способно воспринимать зрение того или иного члена Коллектива. Низшую ступень занимают Серые, те, кто вообще лишен цветового восприятия — здешний непривилегированный класс. Понятно, что люди от рождения неравны — кто-то умнее, кто-то красивее — неравенство заложено в нас от природы, но здесь автор доводит концепцию до абсурда, выстраивая искусственную систему, в основе которой лежит принцип незыблемой Стабильности, неприятия любых, даже положительных перемен.

Поначалу я ожидал, что автор предложит интересную хронофантастику, однако упоминания о Больших скачках назад, сопровождающихся процедурой Дефактирования, т.е. изъятием из оборота технических средств — будь то трактор или велосипед — всего лишь бюрократическая процедура, а не процесс, сопровождающий реальное течение временного потока вспять. Время действия определяется довольно точно — 00496 год после Того, Что Случилось, только вот что же на самом деле произошло, нам так и не расскажут, по крайней мере в первом романе цикла. Хотя наблюдательный читатель уже сейчас может догадаться и установить дату по нашей системе летосчисления с погрешностью плюс-минус сотня лет, благодаря подсказкам в виде разнообразных артефактов, которые всплывают по ходу сюжета. Определить место действия, по крайней мере идентифицировать главные локации, как то Восточный Кармин или Ржавые Холмы благодаря подсказкам тоже возможно, правда, здесь у соотечественников Ффорде солидное преимущество.

Примерно до середины сюжет развивается очень неспешно, почти бессобытийно, но скучно не будет — автор дает время на адаптацию с правилами игры, на изучение декораций, выписанных в мельчайших подробностях, а также на знакомство с основными персонажами. Главный герой, 19-летний сын цветоподборщика (так здесь именуют докторов) Эдди Бурый за незначительный проступок отправляется на периферию ойкумены — небольшой городок Восточный Кармин, где ему предстоит по заданию Главной конторы заняться переписью стульев, тем самым обучившись смирению. Эдди готовится пройти тест Исихары, который предположительно закрепит его высокий уровень восприятия красного и откроет двери к должности префекта, а также к выгодному браку по расчету. Однако жизнь во Внешних пределах полна сюрпризов, и главный герой постепенно начинает узнавать, что окружающий мир совсем не такой, каким кажется на первый взгляд, а честность и настоящая любовь важнее сытого благополучия и уютного спокойствия.

Несмотря на то, что в Цветократии практически нет преступности, а об убийствах никто даже не помышляет, жизнь в таком обществе нельзя назвать безопасной, особенно на фронтире. Гражданам действительно есть чего опасаться — бандитские шайки, не признающие власть Цветократии, огромные плотоядные лебеди, шаровые молнии, смертельная плесень, страшнее рака и чумы вместе взятых, даже простой приход ночи, когда гаснут все краски и цвета, смертельно опасен. Отказ от свободы во имя стабильности при таких раскладах многим кажется меньшим из зол, пусть даже и приходится подстраивать свою жизнь под откровения из Книги мудрости Манселла, в которой без малого восемь сотен томов, но в любом законе можно отыскать лазейку, это большинство здешних граждан превосходно усвоили. Набирать баллы в специальную книжку и продвигаться по социальной иерархии вовсе не обязательно, а максимальное наказание — отправка на перезагрузку, что-то типа исправработ и перевоспитания, не особо сурово, на первый взгляд.

Исследовать Восточный Кармин в компании с Эдди безусловно интересно, но самое вкусное начинается потом, когда автор, незаметно развесив по сцене внушительный ружейный арсенал, начинает планомерно приводить его в действие. Постепенно круговорот событий настолько затягивает, что становится сложно оторваться. Каждый шаг главного героя приносит очередной кирпичик паззла, розовый туман медленно рассеивается и начинают проступать очертания чего-то зловещего. Интересных крючочков и ключей в тексте просто огромное количество, первый роман вскрывает разве что верхушку айсберга, оставляя массу вопросов на откуп запланированным продолжениям. В этом заключается главный недостаток книги — неизвестно когда будут опубликованы следующие романы, а без них «Полный вперед-назад» — это всего лишь тизер, разнообразный, интересный и дико увлекательный, но бессмысленный без развития и финала полной истории, в которой ожидается ещё как минимум два романа.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2017 г.

Просто . Безыскусно. Наивно . И очень хорошо .

Соблюдая классические законы антиутопий , не тех где пепел и на обломках люди в обносках убивают друг друга за жестяную банку , а тех где люди живут зажмурившись и запрещают себе помнить что было и что вообще что-то было — Ффорде создал интересную историю , с необычными правилами и интригой . Ни разу не провис сюжет , ни одной страницы не захотелось перевернуть . Некоторую наивность , как героя , так и событийную идеально оправдывает собственно личность героя . Зазноба ГГ слегка разве что через чур — она выпадала из правил чуть больше чем , по идее, могла себе позволить девушка ее положения в мире произведения .

Я с нетерпением жду продолжения .

И , да, удивительно что это и Четверг Нонетот писал один и тот же человек .

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2017 г.

«Я видел как возникали и исчезали цивилизации. Как рождались и гибли империи. Перед моими глазами прошли десятки жизней. Попробуй сделать невозможное. Попробуй меня удивить» (почти моя предъява к художественным произведениям).

«Зажрались вы, сударь» (логичный ответ на такую предъяву).

Наверное, в жизни любого любителя фантастики, который пытается открывать для себя все новые и новые горизонты, настает один печальный момент. Поглощенная им информация в какой-то момент достигает критической массы. Его начинает мучать постоянно дежа-вю, ему все приедается. Ничто больше не вызывает восторга.

Я люблю антиутопии. Люблю вычурные миры и загадки. Но, похоже, как раз где-то перед прочтением этой книги я достиг той самой критической точки по части антиутопий. Слишком много их зажевал. И очередное печальное будущее не явило мне ничего нового или необычного. Дифференциация общества по цветовому зрению? Ой, да где-то это уже было, только со штанами. Нелепые законы, вроде запрета на ложки? А как тебе вполне реальный закон, по которому безработные должны платить дополнительный оброк? Не удивил, в общем. Загадка, как люди дошли до жизни такой? Да знаешь, мне и разгадывать ее не особо хочется, опять какая-нибудь типа неожиданная банальность будет… И так всю книгу. А еще эта современная манера не писать четко законченные произведения, сразу замахиваться минимум на трилогию… Ну и где там твое продолжение, автор? В Арции, овеваемое Ветрами Зимы?

В общем, книга может и неплохая, но мне не зашла совершенно. Ибо критическая масса в данном жанре уже видать превышена.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2016 г.

Долго откладывала прочтение этого романа, ведь серия про Четверг Нонетот была такой крутой (хоть последняя книга оставила довольно двоякое впечатление), что не хотелось погружаться ни в какой другой мир Ффорде. И вот день настал — были открыты первые страницы. Примерно половину книги я думала — ну нет, дочитаю главу и брошу, ну невозможно же. Не понятно ничего, вся эта плотная мифология мира сбивает с толку, вы с разбега ныряете в это зарегулированное до невозможности общество и не понимаете ничегошеньки.

Но затем все постепенно проясняется, шоры спадают и перед вами предстает удивительный мир, полный тайн и загадок, интереснейших персонажей и сюжетов!

Теперь с нетерпением жду следующий роман!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2016 г.

Сражен на повал! Редкое удовольствие от чтения получил этого сочнейшего романа.

Всё начиналось как-то слишком чудаковато, но, тем не менее, легко и захватывающе. Первые страницы думал, что это будет некая психоделия, бред автора, но постепенно всё выстроилось в складную систему цельного мира. И какого! Столько тайн и загадок на кадую страницу романа еще не встречал и многие из них открываются, а другие остаются пока только будоражащими намёками.

Юмор этого мира тонок и естественнен, герои, даже отрицательные, очаровательны.

Как антиутопия — чрезвычайно мощно!

Да я готов запеть от восторга! Не вижу причин поставить что-либо кроме 10-и!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2016 г.

Сразу скажу однозначно, что ничего более лучшего за последний десяток лет я не читал.

Теперь — синопсис: молодой человек, имеющий определенный статус и достаточно крепко сидящий в обществе, не сильно думающий о своем будущем, попадает «по-ошибке» в опалу и ссылку, с отработкой и прочим, на отшиб в маленький, тихий городок, где работают не все правила и где ему очень сильно придется измениться. Там он находит друзей, зарабатывает себе врагов, и влюбляется, и начинает совершать абсолютно безумные поступки. Вроде бы всё. Но! Тут утопии/анти в стиле Замятина или Оруэлла, бред в стиле Нуна, чудеса, как у Алисы или её Кэррола и тонкий такой, чисто британский юморок. И теперь самое интересное — загадки! Загадок на эту книжку СЛИШКОМ много. Мир не желает делиться своими тайнами, хотя этот ход понятен, насколько главный герой открывает свои глаза, настолько ему и открывается мир, который он сам ни капли не понимает, хотя очень этого хочет.

Концовка предсказуема, но: детские приключения в необычном фантастическом антураже перерастают уже во взрослую игру, откуда, как за крюк, начинает вытягиваться огромный кусок ужаса, страха и неизбежности. Во всём происходящем начинает всплывать «СИСТЕМА» (причем не та, которая описывается в законах, перед каждой главой), а нечто необъяснимое и действительно пугающее, чудовищное.

Я люблю загадки, вроде «как выглядели квинтяне», или «что за нах был на Эдеме». Лем доказывал невозможность внешнего контакта. Форде — сделал обратное. Честь ему и хвала!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Теперь, о главном: не обосраться бы ему, как Уилсону, или Уотсу, с их трилогиями

Но мне и первой части хватило — очень хорошая книга!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2015 г.

Что если бы не только личные амбиции, талант, интеллект и сила влияли на положение человека в обществе, но еще и умение распознавать цвета? Как развивалось бы общество, в котором видеть пурпурный цвет было значительно лучше, чем видеть синий? Почему тот, кто видит зеленый цвет, может руководить теми, кто различает оттенки красного?

Перевернув последнюю страницу книги у меня в голове возникло всего одно слово — «шедеврально». Ффорде в книге рассказывает об обществе не очень далекого будущего (+200 лет), мостом от нашего социума к которому стало некое неназываемое событие, после которого люди стали различать лишь один цвет, а то и вовсе видеть окружающий мир в серых тонах. В этом пост«невестькаком» будущем из-за новой градации по цветовому признаку появились новые законы, новые устои, новые привычки, новые манеры.

«У нас закончился сахар, поэтому в печенье мы добавили песок, а пользоваться ложками запрещено — мешайте чай вилкой» — подобные вещи приводят меня в восторг и их в книге превеликое множество. Весь роман пропитан несуразностями, странностями и неожиданными поворотами. Персонажи колоритные, и даже «серые» люди по характеру совсем другого цвета, поэтому интересно наблюдать за всеми героями любых планов.

В основе книги лежит и любовь, и приключение, и тайны, и заговоры, поэтому читалось все довольно легко, быстро и непринужденно.

Только один-единственный момент меня сильно опечалил — финал открытый, можно еще сочинять и сочинять, но цикл пока дальше не продвигается. Ффорде и сам писал, что ему сложно дался этот роман, много приходилось консультироваться со знатоками цветов. Буду надеяться, что в скором времени мы обязательно увидим продолжение, и оно обещает быть не менее интересным, я уверен.

Великолепный роман, Ффорде браво, это лучшая из его книг, прочитанная мною!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2015 г.

Книгу прочитал за пару дней, уж очень она меня увлекла. Изложение, которое ведётся от лица главного героя, неторопливое и поначалу кажется, что ничего не происходит. Но слог автора лёгкий, желания листать дальше до какого-то экшна не возникает. Просто осматриваешься по сторонам в странном мире книги.

Мир в самом деле странный. Это мир настолько далёкого будущего, что оно стало похоже на прошлое. Поначалу кажется, что это не такое уж и плохое, и даже скучное место. Но потом начинается: цветовая дифференциация штанов^W; таинственные правители; запретные территории; Книга, руководящая каждым аспектом жизни людей; штрихкоды на всех животных, насекомых и даже людях (причём их никто не клеит, они просто есть); летающие артефакты Прежних (для нас с вами они очень даже Будущие); программирование сознания при помощи цвета; самовосстанавливающиеея дорожное полотно из живого (?) пластика, деревья-каннибалы и плотоядные гигантские лебеди и так далее. Много оригинальных или умело позаимствованных идей. Но тут нет выпячивания фантастического, всё кажется естественным и привычным. И даже устаревшим, так как прогрессом в этом мире называется совсем не то, что в нашем.

Но мир — это лишь декорации в которых происходит жизнь героев. Нельзя сказать, что их внутренний мир прописан так же детально, как в «Войне и мире», но им сопереживаешь и сочувствуешь. К Эдди Бурому быстро привязываешься, хотя он недотёпа каких мало. Но так задумано, приходится какое-то время мириться, пока он не поумнеет. Герои не плоско-картонные, а очень даже с характерами, привязанностями, манерами и привычками. Тут нашлось место даже — пусть и наивной — любовной линии. И именно жизнь героев, их приключения являются движущей силой романа.

А приключений тут хватает. Медленно раскручивающийся маховик сюжета превращает неспешные прогулки первых страниц в полудетективную историю с напряжёнными моментами. Понемногу за странным бытом, за мишурой чудаковатых правил (чего только стоит запрет на изготовление ложек!), за всеми интригами проступает нечто большое, таинственное и обладающее большой властью. Что это? Какие его цели? Что находится за пределами мира цветократии? Как вообще это всё могло появиться? Эти и десятки других вопросов постепенно возникают в голове ближе к последним страницам. И вот тут наступает главное разочарование: эта книга — лишь первая часть трилогии. Поэтому догадки остаётся приберечь для продолжения. Будем ждать. :)

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2015 г.

Давно не испытывал такой ненависти к автору после прочтения книги. Ему ведь удалось, удалось меня заинтриговать миром, его загадками, атмосферой, романтической линией. Мне было интересно! Но кроме интриги я не получил ничего. Ни одна загадка мира не была раскрыта, романтическая линия пережила явно искусственное оживление и выдохлась, атмосферу перекрыло прущее из всех щелей желание автора закрутить посильней сюжет...

В общем, дождусь выхода следующих книг и прочитаю краткое содержание в Википедии — и с меня хватит.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2014 г.

O чем там пишут антиутопии? Технологическая сингулярность в тоталитарном государстве после ядерной войны? Все это ерунда. Джаспер Ффорде сказал в этом жанре новое слово. Утопия абсурда. Мир, в котором просто так — «без крайней нужды» — не заточишь карандаш, а с художественной литературой знакомишься через передачи азбукой Морзе по радиаторам. Это мир, где живет Эдди Рассетт. И после нескольких дней, проведенных с ним в Англии конца 21-го века, начинаешь по-настоящему ценить возможности современности. Посмотреть на Солнце, посчитать овец, жонглировать после 16.00 — всего этого и многого другого жители Коллектива себе позволить не могут. Добавь к этому тотальный дефицит ложек и нападения лебедей — и вот она — самая пугающая антиутопия нашего времени. Сюда-то ты и попадешь без всякой подготовки и разъяснений. Просто, от первого лица, не спеша начнешь знакомиться с миром цветократии — навевает дух исследований из детских книжек. Воообще вся эта книга воспринималась мной с позиций человека гораздо меньшего возраста: мне было стыдно от глупости и простодушия главного героя и я искренне желал, чтоб он подставил грубиянку Джейн. Потому что мне понравился этот уютный мирок, где жители развлекаются коллекционированием штрихкодов к штрихкодам и «трясованием», а по субботам реконструируют события вторника. Плевать на то что, что у этого мирка есть скелеты в шкафу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а точнее, в перпетулите — местном асфальте — и скелетов этих десятки тысяч.

«Откровения» и «сложный моральный выбор» последней части не воспринимаются всерьез (да и как вообще тут что-то можно воспринимать всерьез?), поэтому неожиданно предсказуемая концовка мне совершенно не понравилась. Простая как главный герой. Кого действительно стоило бы «отправить в Самаргд на ночном поезде», так это дизайнера, который делал обложку для русского издания. И уже в конце первой книги совершенно понятно, кто победит, но я все равно буду «болеть за плохих». Помимо всяких глобальных вопросов, типа почему запрещены браки среди цветов, из которых получается коричневый и «Что-Именно-Произошло», ответы на которые явно для следующих книг, автор оставил в сюжете несколько «пасхалок», которые не работают, видимо, просто для красоты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот пример: Эдди носит почтовый код своего деда, который тоже был касным префектом и тоже влюбился в серую — до последнего момента рассчитывал, что это «ружье» выстрелит вместе с рассказами апокрифика. Ну это ладно.

Впечатление не портит, даже наоборот. Вместе отличным юмором, ярким на 86% красного миром, забавными мелкими деталями и абсурдными диалогами, получилась великолепная книга. Давно такого не читал, а может даже никогда не читал. Это было первое знакомство с этим автором, захотелось прочитать и другие произведения. Да, кстати, на сайте автора есть контент по «Оттенкам серого», который немного расширяют представление о мире книги.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2014 г.

Ничего так, увлекательно, с юмором нормально у автора, но герой уж какой то приторно сладкий и правильный, эдакий наивный простачок и это в мире циничных негодяев, что то как то не очень верится. Идея с цветом так и не разжевана до конца, почему все эти люди делятся на разные типы и тащатся от разных цветов? В общем конец книги очень много вопросов оставил, а в общем читал, надеясь получить на них ответы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
есть и такие мысли, что типа все герои мутировавшие крысы, объясню, в романе это проскальзывает, 1)типа острые мордочки и длинные носики, что привлекает мужской пол по книге 2)цапнуть соперника зубами во время спортивного состязания, откусить ухо или че то там, это нормально 3)типа бывшие древние обитатели планеты были огромными 4)проблемы с цветовым восприятием 5) нигде не проскальзывают моменты, что автор пишет именно про homo sapiens. Так что есть вариант что читали все это про крысиную цивилизацию, как то так и Ффорде будет дураком, если это не обыграет

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2014 г.

Напишу о своих впечатлениях, а потом почитаю те отзывы, что здесь написаны. Авось, что в голове и щелкнет. :)

Предполагаю, что получится сумбурно, потому как закончила читать только вчера.

Новый цикл Ффорде. И есть только одна первая книга, в которой сеттинг намечен настолько легкими штрихами, что дальше может быть что угодно — особенно у этого автора, который хитроумием заткнет за пояс самого Улисса. Поэтому для начала определюсь: буду считать, что все действующие в «Оттенках серого» персонажи — это люди. Сильно мутировавшие, но именно люди. И отталкиваться стану от этого предположения.

Что же тогда мы имеем? На базе невнятного пока постапа (что случилось с Прежними пока неясно от слова «совсем») выстроена вполне кондовая (если не брать основную фишку с цветовосприятием) антиутопия с предельно регламентированным кастовым обществом. Причем показана она глазами ГГ — юноши до предела наивного и законопослушного. Жениться для повышения социального статуса рода на богатой зануде? — нет проблем. Отправиться считать стулья в далекую провинцию за невинный детский проступок (формально — за него)? — почти с радостью. Но даже этот его предел имеет три и весьма ощутимые прорехи: наблюдательность, любознательность и способность влюбиться в ту, что совсем не пара.

Наивность и трепетность юнца, правда, зашкаливает почти до абсурда — в его-то двадцать лет. Но кто сказал, что время там идет по-прежнему? Итак, встреча с хамоватой Серой приводит к тому, что ГГ начинает лезть туда, куда совсем не следовало, и даже выясняет, что поезд везет проштрафившихся вовсе не в теплый край на перевоспитание. А значит — настала пора выбирать — с кем ты. И первый выбор — жесткий и совсем непохожий на наивного мальчика — в конце первой части сделан. Дальше обрыв, и «Продолжение следует...»

Сюжет для микса антиутопии с романом воспитания — повторюсь — достаточно кондовый. Но дан в очень необычном антураже. А именно — последствия мутации (если она имела место быть, и персонажи люди — вернусь к исходному посылу) стали краеугольным камнем выстраивания нового общества. И вот тут у меня появляются вопросы. Нет — не почему пурпурные выше по рангу, чем красные и т. д. Смущает меня вот что. Исходим по тексту из того, что физиология человека изменилась так, что 1) зрачок постоянно сужен, поэтому отсутствует ночное зрение; 2) каждый субъект (кроме серых с их монохромным зрением) воспринимает ограниченное количество цветов, остальные для него — серые, 3) цветовосприятие сопровождается синестезией — цвет вызывает звуковые, вкусовые и другие образы, 4) цветовосприятие влияет не только на работу органов чувств и психику в целом, но и жестко связано с физиологией — специально подобранным цветом можно вылечить или убить. Вот с последним у меня пока и непонятки. Лечение, убийство, наркотическое воздействие осуществляется цветами — общими для всех, независимо от их цветовосприятия. Даже если для данного субъекта этот цвет — один из оттенков серого. Почему он тогда воздействует?

Надеюсь, что ответ на этот вопрос — один их тех тузов в рукаве, которые автор припас для продолжения. :)

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2014 г.

Во многих книгах герои попадают в неизведанный, сказочный, полный чудес и загадок мир, повстречав какое-нибудь странное существо или пройдя сквозь врата, но, наверное, лишь Эдди Бурый, главный герой романа «Полный вперед-назад», обнаружил, что странности и чудеса скрываются прямо под ногами, а поводом послужило то, что он НЕ посмотрел на одинокого кролика. Казалось бы, сущий пустяк, но правила, по которым живет хромократическое общество, не терпят даже малейшего нарушения гармонии. Потому Эдди, вопреки его воле, с каждым шагом и часом будет все глубже погружаться в мрачные пучины истины.

Ключевой элемент, вокруг которого и строится весь мир, это цвет. Если чуть точнее, то способность людей видеть определенные цвета и их оттенки. Именно на этом критерии основано общество Коллектива, именно по нему распределяют обязанности и даже заключают браки. И, поскольку все в романе завязано на цветах, то давайте проверим книгу на спектрографе, чтобы определить, какую окраску и какую интенсивность имеют ее идеи.

Первая линия принадлежит красной части спектра. Кроваво-яркая, бунтарская, она как нельзя лучше характеризует антиутопический мотив борьбы с системой. Перед нами предстает весьма любопытно и необычно устроенное общество, которое заковано в строгие рамки Книги правил. Впрочем, особую пикантность роману придает тот факт, что во Внешних пределах, где и разворачивается действие, правила исполняются весьма своеобразно, а префекты закрывают глаза на рынок нелегальных услуг. Таким образом, Ффорде одновременно ушел от картонной искусственности, часто присущей антиутопиям, и насытил картину яркими красками, демонстрируя, сколь ужасной может оказаться подобная система при умелом манипулировании законами.

Поразительно, как ловко Ффорде выстраивает жесткую конструкцию правил, согласно которым общество не просто регрессирует, но регрессирует, изощряясь в поиске лазеек в законах. В результате, Коллектив одновременно использует и архаичные вещи, и сложнейшие технологии. Запрещены трактора, но ходят поезда с гироскопической стабилизацией, нет свечей, зато существует квалифицированная медицина, основанная на цветоподборе, позволяющая вылечить практически любую болезнь. Возникает ощущение гигантского эксперимента, в котором подопытными служат все члены Коллектива.

Вторая спектральная линия имеет насыщенный зеленый цвет, цвет юности и бодрости, под стать душевному состоянию Эдди Бурого. Казалось бы, его судьба предрешена — короткая поездка в Восточный Кармин, сдача теста и свадьба с пурпурной Констанс, необходимая, чтобы упрочить положение Бурых. Кто бы знал, что за несколько дней он успеет ввязаться в уйму дел, завести друзей, совершить рискованное путешествие, влюбиться в Серую Джейн и понять, наконец, что такое быть зрячим по-настоящему. И хотя все это выглядит довольно просто, Ффорде мастерски передает чувства и мысли героя, рисуя яркие и живые картины его жизни. Благодаря колоритности персонажей и диковинности бытующих в Коллективе нравов даже описание заурядных будней получается увлекательным.

Что касается третьей линии, то она располагается у синей границы. Ведь этот роман еще и превосходно декорирован в старомодно-английском стиле. Абсурдные и в то же время совершенно логичные парадоксы отсылают нас к Кэрроллу, а изящный иронический слог блестяще сочетается с подлинно британской чопорностью. Дискуссионные клубы, смахивающие на чаепития с Безумным Шляпником. Высокопарные рассуждения о высоких обязанностях и ответственности хромогенции. Иногда роман балансирует на грани сюрреализма, особенно, когда речь заходит о налетах лебедей и отваливающихся ушах, но к счастью или к сожалению, такие моменты довольно редки. Единственный недостаток книги то, что многочисленные вопросы по большей части остаются без ответа, по крайне мере, пока не выйдет продолжение. И лишь тогда мы узнаем, что говорят призраки, что погубило Прежних и что известно о Конторе Бакстеру 4.

Итог: пестрый и юмористический роман о серьезных и не очень вещах.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2013 г.

Литературно-историческое буйство из серии о Четверг сменилось буйством цвета, а приключенизм сменился антиутопизмом. Впрочем, антиутопией этот роман можно назвать только с натяжкой: уж слишком легко и весело пишет Ффорде, да и главные герои — подростки, что тоже не добавляет мрачности. По большому счету основные проблемы Эдди, главного героя — такие же, как и у любого подростка: самоопределение, отношения с девушкой и родителями, злые педагоги и невозможность погулять поздно вечером. Но к концу романа, когда он сталкивается с угрозой своей жизни, с угрозой жизни другим людям, тут действие становится по-настоящему захватывающим, да и моральный выбор героя в паре сцен произвел на меня впечатление своей серьезностью. К слову, о действии. В начале романа действия мало, автор знакомит со своим миром. И как только втягиваешься в произведение, тут же... ничего не происходит. Всю середину романа ничего не происходит. Сплошные нудные перетирания подростковых переживаний. так и хотелось подстегнуть персонажей: «Ребята, у вас за порогом начинаются приключения, чего вы сидите!». Но как только они вступили на дорогу, начинается сюжет, проникновение в самые мрачные и цветные тайны мира.

Собственно, это в первую очередь роман об интересном мире, в котором главную роль играет цвет и возможности зрения. Своего рода роман в стилистике «Города грехов», где цветом расставляются акценты серого мира, и у каждого персонажа свой акцент. А какого цвета там вообще мир? И что там произошло? Пустые города, кровожадные растения, ночные монстры, технологии будущего и одна ложка на человека. Этот мир хочется исследовать, хочется узнать все его тайны. И я очень жду выхода следующей части.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх