Джаспер Ффорде «Полный вперёд назад, или Оттенки серого»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В цветократическом Коллективе место гражданина в иерархии зависит oт того, какие цвета он умеет различать, и все, от почти бесправных «серых», до «фиолетовой» элиты, подчиняются Правилам, регламентирующим каждый аспект жизни.
Эдди Рассетт — молодой «красный» с высоким цветовосприятием и блестящими перспективами. Но в наказание за неудачную шутку, которую Эдди сыграл с сыном префекта, его отправляют проводить перепись стульев в прифронтирный городок Ист-Кармин. По дороге туда он знакомится с «серой» Джейн С-23, девушкой с красивым носиком и трудным характером. Эта встреча изменит жизнь Эдди и приведет к открытию, которое перевернет его представление об окружающем мире.
Входит в:
— цикл «Оттенки серого»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2012 // Роман (Великобритания) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 20 мая 2025 г.
«Оттенки серого» Джаспера Ффорде обладают более высоким порогом вхождения, нежели прочие его романы. Всё дело в очень необычном мире, придуманном автором, правила которого становятся понятными далеко не сразу. Первую сотню страниц я никак не мог понять, как же видят мир персонажи, как строится иерархия местного общества и почему один взгляд на определённый цвет может оказать влияние на физиологические процессы организма. К середине книги происходящее стало отчасти более понятным, и гораздо более увлекательнее, так что на копившиеся вопросы я просто перестал обращать внимания, надеясь получить ответы если не в финале этой книги, то хотя бы в следующей. Тем более, что «Рэдсайдская история» уже вышла и ожидает своего часа на моей полке.
Ффорде предлагает читателю взглянуть на мир антиутопического толка, основанный на цветовосприятии: чем больше оттенков цвета человек различает, тем выше его положение в обществе. В центре повествования находится история Эдди Бурого, который в самом начале живёт тихую жизнь среднестатистического гражданина, но со временем задаёт всё больше неудобных вопросов и понимает всё больше неприятных истин. А катализатором прозрения для Эдди стала Джейн Серая, девушка из самого низа социальной иерархии.
Роман представляет собой не столько антиутопию, сколько пародию на неё. Ффорде не скатывается в мрак и безнадёжность, регулярно приправляя повествование юмором, абсурдом и абсурдным юмором. Хотя печальных и тяжелых моментов в истории, конечно, хватает. Тот случай, когда «мем смешной, а ситуация страшная».
И хотя фокусы с цветовосприятием весьма занимательны, роману есть чем удивить и помимо них. Самая частая причина смерти здесь – образование плесени в лёгких. Жутко, не правда ли? Чуть менее жутко то, что в первой пятёрке также есть нападения диких лебедей. После заката, с наступлением полной темноты, люди подвержены приступам ночного страха, из-за которого вполне можно пропасть без вести. По округе есть заброшенные города, заходить в которые крайне опасно из-за бандитов, плесени и призраков. Время от времени происходит Великий скачок назад, в результате чего общество целиком отказывается от некоторых привычных предметов или понятий. А ещё люди следуют огромному перечню правил, который не могут толком объяснить. Вот есть запрет на изготовление новых ложек, и всё – ложки не делают, тщательно берегут имеющиеся. А для чего этот запрет нужен никто не представляет. И подобных деталей мироустройства много. Часть из них ироничны, часть – пронизаны сатирой, некоторые абсурдны, а некоторые вполне логичны, но весьма напрягающие.
Итог: неплохо, но истории про Четверг я люблю чуточку больше.
Нортон Коммандер, 13 сентября 2024 г.
Джасперу Ффорде удалось придумать действительно оригинальную идею, до этого нигде не встречающуюся. Этот роман-антиутопия рассказывает о мире (по видимому это будущее), где каждый человек может воспринимать какой-то один цвет из спектра. И то, какой цвет он воспринимает, определяет его место в обществе. (При этом существуют синтетические цвета, видимые всем.) Это хроматический мир, в котором люди живут по правилам Цветократии, и у каждого человека есть свой социальный рейтинг — баллы, которые могут добавляться или сниматься.
Цвета в этом мире оказывают на людей сильнейшее влияние, там существуют странные технологии, а общество живёт по строгим правилам. Правил и запретов множество, они абсурдны, многие кажутся нелогичными и бессмысленными, но соблюдение их строго обязательно. Хотя, многие люди их периодически нарушают.
Автор не даёт нам никакой предыстории этого мира, а сразу окунает нас в его яркие краски, поэтому поначалу приходится многое понимать интуитивно. Да и в дальнейшем полностью цельной картины не получается. Тем более, что даже главный герой-рассказчик по ходу сюжета открывает факты, указывающие на то, что его мир устроен сложнее, чем он думал. И в финале не на все вопросы он находит ответы.
Некоторую сложность добавляет и обилие второстепенных персонажей, в которых можно запутаться.
Если сравнивать с кем-то Джаспера Ффорде, то прежде всего вспоминается Дуглас Адамс, как впрочем и более ранние английские классики — Льюис Кэрролл или Джером К. Джером . У Ффорде та же чисто английская удивительная и абсурдная ирония. Где географически находится хроматический мир не известно, но можно поспорить, что герои «Оттенков серого» — британцы.
Очень яркая и нетривиальная книга.
Дочь Самурая, 27 августа 2024 г.
Начало очень понравилось, лёгкий стиль, юмор, такой как я люблю. Немного чернушный, сатира и сюрприз. Прям появилось ощущение что это она, та самая книга, которую я давно искала. Но примерно к середине это ощущение стало пропадать. И вроде всё неплохо, герою сопереживала, мир интересный и необычный, приключения. Но как-то слишком много непонятного, которое у меня никак не выстраивать в цельное картинку, и было ощущение, что автор накидывает странностей просто ради самих странностей. И честно, говоря, саму систему, кто и что видит, куда деваются естественные цвета, зачем красить растения и тыды, я не очень поняла. Вроде автор все же дописал продолжение спустя много лет. Возможно, там он на все отвечает.
Да и поведение героев иногда немного раздражало. Весь роман упоминается дерево, а в результате сцена с ним какая-то невнятная. Непонятно, зачем героя туда засунули и почему вытащили.
При всем при этом книга читается легко и увлекательно, если не заморачиваться логикой и принять фантазии автора.
Molekulo, 29 октября 2020 г.
Это очень необычная антиутопия, в которой место человека определяется цветовой дифференциацией. Но не штанов, а самих граждан, т.е. тем, какие цвета человек может различать.
Написано довольно интересно, хотя что приключения, что откровения настолько не новы, что кажутся откуда-то скопированными. Главный герой — обычный гражданин из нижней части среднего класса, хоть и с некоторым вольнодумством, но вполне лояльный член коллектива. Он встречает необычную девушку из низов, после многих трудностей находит с ней общий язык, открывает правду о мире, а потом они вместе идут свергать несправедливый строй.
К сожалению, мир выглядит слишком неправдоподобно. Правила и запреты обладают абсолютной, почти божественной властью, почитаются и уважаются всеми людьми, но, тем не менее, почти каждый знает как эти правила обойти и временами пользуется этим. Время от времени происходят скачки назад, при которых запрещаются те или иные вещи, люди удивляются, но в массе своей воспринимают это как должное. В мире романа запрещено делать новые ложки, из-за чего они обладают огромной ценностью. Различные нарушители и авантюристы могут принести ложки из заброшенных поселений, но никто почему-то так и не додумался делать кустарные ложки самому. Убить человека могут, хотя это тоже запрещено, делать ложки — нет. Где-то мелькнула мысль, что эти странные запреты должны стабилизировать общество, но, судя по всему, как-то не очень работает.
Очень жаль, что роман оказался банальной антиутопией с тайным заговором власть предержащих. По-моем, было бы гораздо интересней и абсурдней, если бы оказалось, что все правила и запреты появились случайно, эволюционировав из какой-нибудь инструкции. А так очередная конспирологическая правда и очередные злодеи на троне.
Вот что действительно вышло удачно, так это концовка, оставляющая возможным любой дальнейший вариант развития событий. Хотя автор вроде бы пишет продолжение, мне кажется, что лучше все оставить как есть.
Изенгрим, 19 ноября 2019 г.
Под прикрытием типичных для Джаспера Ффорде шутеек, игры слов и сюрного идиотизма скрывается отлично замаскированная оригинальнейшая махровая антиутопия про жесточайшую диктатуру, которая давит простого обывателя при любых многочисленных возможностях (даже когда ты наконец понимаешь, о чем Ффорде пишет, мозг все время пытается свернуть обратно и воспринимать книгу как обычное юмористическое фентези): какая-то угарная смесь Кин-дза-дзы, Дивного нового мира и Заводного апельсина . Или можно еще представить себе, как бы выглядел режим Неизвестных Отцов в Солнечном городе Николая Носова. Если бы не это, сюжет в целом укладывался бы в рамки системоборческого нарратива почти любого постаповского янг-эдалта, только, конечно, значительно сложнее — Ффорде не был бы Ффорде, если бы его истории не были украшены множеством побочных квестов, многозначительных отступлений, колоритных персонажей, сложных поворотов и неожиданных откровений.
Словарному запасу Ффорде можно только позавидовать — кажется, никто из современных англоязычных писателей (я уж не говорю о фантастах) не использует в своих романах такое чудовищное количество старых, малоупотребляемых, редких и специализированных слов, как автор цикла о Четверг Нонетот. Он единственный, чьи книги я вынужден читать, держа словарь под рукой: обычно, когда я встречаю незнакомое слово, его суть понятна из контекста, с Ффорде такой подход не прокатит — ежели в предложении сразу несколько непонятных слов, то никакой контекст не поможет.
Интересно, что Ффорде умудряется писать сюжеты, которые происходят в выдуманном мире, соответствуют выдуманным автором законам, но при этом подчиняются внутренней логике и не кажутся вымученными или непонятными, не возникает ощущения, что автор как-то манипулирует персонажами или специально создает события. Каждый поворот сюжета оправдан и имеет четкие прекурсоры — случайности не случайны, а крепко сцеплены друг с другом. Ффорде никогда не упускает из виду главную историю, и любые, даже кажущиеся лишними детали и сцены служат важным функциям и не являются декоративными, даже если представляются таковыми.
Фантазия автора, кажется, бьет все рекорды — даже нет смысла приводить примеры или цитировать: история поражает своей редкостной детализированностью и высокой степенью красочности, хотя с красками-то здесь напряг: персонажи могут видеть максимум один только цвет спектра. Это Утопия Томаса Мора, написанная Ирвином Шоу и рассказанная Пелемом Вудхаусом.
Кого пугает термин янг-эдалт, можно успокоить тем, что с другой стороны это роман взросления, где очень хорошо показано становление человека, приехавшего на место действия теленок теленком, и в процессе серьезных подстав, жестких разводов и достижений черезнемогу, когда выбор между плохим и худшим, а также реальных жертв для людей, которые этого не оценят, герой постепенно закаляется и проходит огонь и воду. Самое плохое в книге — это то, что хотя прошло уже десять лет после ее написания, продолжения по-прежнему нет и не предвидится.
ilya_cf, 7 октября 2019 г.
Мне нравятся книги Ффорде. А «Оттенки серого», возможно даже одна из лучших его книг. При этом интересно, что она довольно прохладно была встречена зарубежными читателями, видимо жаждущими продолжения приключений Четверг Нонетот (которую я тоже очень люблю). И всего-то стоило свернуть с тропки ведущей в книгомирье.
По сути своей антиутопия, но почему же мне было так весело её читать? Да, есть драматические моменты, в которых Джаспер серьёзен как никогда, но даже они не лишают книгу той лёгкости, что вообще присуща стилю автора. И здесь Ффорде, как мне кажется, прыгнул выше головы, замутив на антиутопических дрожжах самый настоящий сай-фай.
Странная мутация, произошедшая с людьми после некоего Явления, о котором мало что известно. И в первую очередь касающаяся зрения, люди теперь абсолютно не видят в ночное время, а в дневное способны различать максимум один-два цвета, да и то, не полной насыщенности. Важный нюанс: синтетические, искусственно созданные специальные краски различных цветов, видят все. Воздействие цветовой палитрой на определённые участки головного мозга, и даже врачевание специальными цветовыми табличками. Информация в головах людей, к которой нет доступа без правильно подобранной комбинации цветов. Продвинутые технологии, временами всплывающие в ходе раскопок, а то и по случайности, доставшиеся от «прежних». Огни на неосвещённой стороне лунного полумесяца и другие светящиеся точки, движущиеся по ночному небу. Самовосстанавливающиеся и программируемые дороги.
Загадкам и тайнам несть числа в этой книге, и за всем этим явно просматривается нечто большее, досконально продуманное автором. Жаль, что приоткроется оно лишь чуть-чуть, а продолжение под большим вопросом. Мне в какой-то момент даже показалось, что всё происходящее, один большой эксперимент, вышедший из под контроля, либо пущенный на самотёк.
Специально не касаюсь основной канвы произведения, в многочисленных отзывах неплохо рассказали о самом сюжете. А уж забавных мелочей, рассыпанных по страницам книги... Ффорде знает в том толк, и раскрывать все козыри, что у автора в рукаве, мне как-то не с руки. Всего лишь заострил внимание на некоторых моментах.
technocrator, 21 апреля 2019 г.
Каждый Ознакомившийся Желает Знать, какие Грибочки Собирал Ффорде ;)
Весьма любопытное чтение.
Необычный мир с интересными правилами, не похожий почти ни на что. Самая близкая ассоциация – вселенная Homestuck (что, никто в отзывах до сих пор Homestuck не упомянул? cерьёзно??), а именно:
1) довольно жестокая социальная система с иерархией по хроматическому спектру, где пурпурный цвет принадлежит верхушке общества
2) «красный», восстающий против сложившегося порядка вещей
3) подростковая романтика, сложные системы взаимоотношений, друзья и враги
4) местами схожий стиль иронии (некоторые саркастические фразочки Джейн могли бы прозвучать и у Роуз Лалонд)
5) множественные загадки, очень неторопливо выстраивающиеся в абсурдную, но внутренне непротиворечивую картину. Постоянное удивление и разрушение ожиданий. Автор честно понемногу даёт части объяснения происходящему, но это вызывает только новые вопросы :)
Непонятно, будет ли у книги запланированное продолжение, но хотелось бы.
Надо ли читать: если не прочь познакомиться со странным оригинальным миром.
Ev.Genia, 2 апреля 2019 г.
Ну что ж, это было весьма и весьма необычно, странно, удивительно, ярко, сочно и дико интересно. И, конечно же, жаль, что нет продолжения. Книга закончилась на перепутье, главный герой сделал нелёгкий выбор, он претерпел перемены во взглядах и суждении, он, оказывается способен на серьёзные поступки – благодаря чему, очевидно, что весь мир цветократии ждут великие перемены и борьба только начата.
Автор рисует мир после некой далёкой катастрофы, мир очень отдалённого по времени постапокалипсиса. Главное здесь — цвет. Люди делятся на разные касты, имеют какие-либо привилегии в зависимости от того, какой именно цвет и насколько хорошо они его видят. Стать взрослым тут можно только после того, как пройдёшь специальный тест, который и определит насколько привилегирован ты будешь.
Что именно произошло в этом мире не известно, на что именно обращают внимание высшие силы, запрещая какое-либо действие или вещь тоже не известно. Есть куча, прописанных в десятках книг, правил, следовать которым обязаны все. И правила эти более чем странные: например книжка «Маленький отважный паровозик Тилли» — что в ней было такого опасного для общества, что его запретили, почему-то отменили телефонную связь, почему-то больше нельзя было слушать «Simply Red», почему-то запретили рифлёные чипсы, велосипеды, воздушных змей, застёжки-молнии, шарики йо-йо, банджо и марципаны, ложки, наконец… И таких странностей тут пруд пруди… Этот мир, как тюрьма, только стены в нём сделаны из страха, табу и неизвестности.
Но стоит посмотреть вокруг и возможно увидеть другой мир за пределами правил. Стоит только чуточку усомниться и это сомнение превратится в фундамент, на котором можно строить. А если добавить в него любопытства, это приведёт к чему-нибудь полезному, например к размышлению и к действию. Правда любопытных здесь ждёт всегда одно и то же. И это хуже, чем смерть – Прозрение. И нашего главного героя, который все двадцать лет жил в уютном и удобном неведении, именно оно и настигло.
В книге Автор здорово соединил разные жанры – тут и фантастика, и фэнтези, и детектив. Здесь за всем очень интересно наблюдать и куча каламбуров, аллюзий, стёба ни в коей мере не утомляют. Здесь есть над чем вдоволь посмеяться, но по сути книга не очень то весёлая. Мастерски стилизованная под сказку, в ней множество мелких, тщательно выписанных деталей, которые в целом делают чтение потрясающе увлекательным.
sam0789, 6 сентября 2018 г.
Вот читала и не могла понять – что не моё? Автор? Жанр?
Вообще масса вопросов и никаких объяснений. Сиди в недоумении с не пойми каким впечатлении о прочитанном.
Читать скучно. Завязки нет. История как-то началась, без какого-либо вступления, и идет себе, идет.
Честно говоря я ждала от книги чего-то большего! Что затянет история! Ан нет…Главный герой всё двигается, передвигается, что-то с ним случается, с кем-то общается, но ничего интересного!
Вообще не понятна суть книги. Столько действий – а всё для чего?
Не знаю…. Единственная радость это –мучала мучала книгу и наконец домучала! Если бы был бумажный вариант – убрала бы куда подальше, чтоб на глаза не попадалась. А еще лучше – с глаз долой и из сердца вон!
aleksdesent, 30 июля 2018 г.
Крайне странное произведение, разумеется не тем что происходит там по ходу дела, а тем как это написано. С одной стороны есть тончайшие моменты, описания мира и его логики через самые не очевидные моменты типа песочного печенья, для которого не нашлось сахара песка, потому его заменили просто песком. С другой стороны это один из немногих случаев где описания природы и прочий ландшафтный дизайн мною просто пропущен по причине нечитабельности. Тем не менее 8
baglej, 19 ноября 2017 г.
Нестадартный мир, требующий времени на «осязание». Первые 100-150 страниц были трудными, хаотичное описание среды, неясные правила без объяснений... Но потом книга постепенно захватывает и к концу уже жалеешь что она закончилась.
Zivitas, 11 ноября 2017 г.
Впечатляет литературно-композиционное мастерство автора. Концовка — пушкинская: мы расстаемся с героем «вдруг», на полуслове.
В МИНУТУ ЗЛУЮ ДЛЯ НЕГО,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда...»
Такая концовка встряхивает и взбадривает. Но стоит ли ждать продолжения цикла? В общем-то, о героях сказано всё — и сказано с пугающей откровенностью.
Психологическая канва сюжета исчерпана. По социологической схеме — ну да, «назрели перемены». Развитие этой схемы предсказуемо: два варианта с разновидностями. Намеченный в романе тайный союз чиновника и террористки — его последствия тоже предсказуемы: логику революций никто не отменял. Нет, продолжение всё испортит: сейчас этот роман без начала и конца самодостаточен — как у Стругацких на пике творчества.
Ну разве что Ффорде сможет сделать по-настоящему фантастическое (т.е. небывалое) продолжение...
Нескорений, 14 июня 2017 г.
Атмосфера страха и безнадежности, вездесущие агенты политической полиции, толпы безликих граждан в бесформенных мешковатых костюмах — в антиутопии Дж. Ффорде «Полный вперед-назад» этих привычных элементов жанра нет и в помине, здесь всё ровным счетом наоборот. Яркий причудливый мир — временами безумный до степени абсурда, временами гипертрофированно рациональный — такой отход от принятых канонов вызывает когнитивный диссонанс. Продуманная социальная система, подробно регламентированная до незначительных бытовых мелочей, раскрывает свои секреты постепенно, заставляя всё глубже погружаться в мир авторской фантазии. Ффорде безусловно сотворил нечто своё, оригинальное и неповторимое. Однако бархатная и даже, если позволите, жизнерадостная диктатура не меняет своей сути — Левиафан, пожирающий свободу, по определению не может быть мягким и пушистым котиком, как бы он не маскировался под ярмарочной маской — рано или поздно любой спектакль закончится.
Чтобы научиться плавать, нужно начать тонуть, поэтому автор забрасывает нас в свой мир без лишних предисловий и объяснений. Общество будущего строится на чётких принципах хроматического неравенства — каждый гражданин способен видеть только определенный процент одного или нескольких естественных цветов, по этому правилу проводится разделение на красных, желтых, зеленых и т.д. Положение в обществе, карьерные перспективы и даже выбор брачного партнера зависят от того цвета, который способно воспринимать зрение того или иного члена Коллектива. Низшую ступень занимают Серые, те, кто вообще лишен цветового восприятия — здешний непривилегированный класс. Понятно, что люди от рождения неравны — кто-то умнее, кто-то красивее — неравенство заложено в нас от природы, но здесь автор доводит концепцию до абсурда, выстраивая искусственную систему, в основе которой лежит принцип незыблемой Стабильности, неприятия любых, даже положительных перемен.
Поначалу я ожидал, что автор предложит интересную хронофантастику, однако упоминания о Больших скачках назад, сопровождающихся процедурой Дефактирования, т.е. изъятием из оборота технических средств — будь то трактор или велосипед — всего лишь бюрократическая процедура, а не процесс, сопровождающий реальное течение временного потока вспять. Время действия определяется довольно точно — 00496 год после Того, Что Случилось, только вот что же на самом деле произошло, нам так и не расскажут, по крайней мере в первом романе цикла. Хотя наблюдательный читатель уже сейчас может догадаться и установить дату по нашей системе летосчисления с погрешностью плюс-минус сотня лет, благодаря подсказкам в виде разнообразных артефактов, которые всплывают по ходу сюжета. Определить место действия, по крайней мере идентифицировать главные локации, как то Восточный Кармин или Ржавые Холмы благодаря подсказкам тоже возможно, правда, здесь у соотечественников Ффорде солидное преимущество.
Примерно до середины сюжет развивается очень неспешно, почти бессобытийно, но скучно не будет — автор дает время на адаптацию с правилами игры, на изучение декораций, выписанных в мельчайших подробностях, а также на знакомство с основными персонажами. Главный герой, 19-летний сын цветоподборщика (так здесь именуют докторов) Эдди Бурый за незначительный проступок отправляется на периферию ойкумены — небольшой городок Восточный Кармин, где ему предстоит по заданию Главной конторы заняться переписью стульев, тем самым обучившись смирению. Эдди готовится пройти тест Исихары, который предположительно закрепит его высокий уровень восприятия красного и откроет двери к должности префекта, а также к выгодному браку по расчету. Однако жизнь во Внешних пределах полна сюрпризов, и главный герой постепенно начинает узнавать, что окружающий мир совсем не такой, каким кажется на первый взгляд, а честность и настоящая любовь важнее сытого благополучия и уютного спокойствия.
Несмотря на то, что в Цветократии практически нет преступности, а об убийствах никто даже не помышляет, жизнь в таком обществе нельзя назвать безопасной, особенно на фронтире. Гражданам действительно есть чего опасаться — бандитские шайки, не признающие власть Цветократии, огромные плотоядные лебеди, шаровые молнии, смертельная плесень, страшнее рака и чумы вместе взятых, даже простой приход ночи, когда гаснут все краски и цвета, смертельно опасен. Отказ от свободы во имя стабильности при таких раскладах многим кажется меньшим из зол, пусть даже и приходится подстраивать свою жизнь под откровения из Книги мудрости Манселла, в которой без малого восемь сотен томов, но в любом законе можно отыскать лазейку, это большинство здешних граждан превосходно усвоили. Набирать баллы в специальную книжку и продвигаться по социальной иерархии вовсе не обязательно, а максимальное наказание — отправка на перезагрузку, что-то типа исправработ и перевоспитания, не особо сурово, на первый взгляд.
Исследовать Восточный Кармин в компании с Эдди безусловно интересно, но самое вкусное начинается потом, когда автор, незаметно развесив по сцене внушительный ружейный арсенал, начинает планомерно приводить его в действие. Постепенно круговорот событий настолько затягивает, что становится сложно оторваться. Каждый шаг главного героя приносит очередной кирпичик паззла, розовый туман медленно рассеивается и начинают проступать очертания чего-то зловещего. Интересных крючочков и ключей в тексте просто огромное количество, первый роман вскрывает разве что верхушку айсберга, оставляя массу вопросов на откуп запланированным продолжениям. В этом заключается главный недостаток книги — неизвестно когда будут опубликованы следующие романы, а без них «Полный вперед-назад» — это всего лишь тизер, разнообразный, интересный и дико увлекательный, но бессмысленный без развития и финала полной истории, в которой ожидается ещё как минимум два романа.
1lina1, 13 июня 2017 г.
Просто . Безыскусно. Наивно . И очень хорошо .
Соблюдая классические законы антиутопий , не тех где пепел и на обломках люди в обносках убивают друг друга за жестяную банку , а тех где люди живут зажмурившись и запрещают себе помнить что было и что вообще что-то было — Ффорде создал интересную историю , с необычными правилами и интригой . Ни разу не провис сюжет , ни одной страницы не захотелось перевернуть . Некоторую наивность , как героя , так и событийную идеально оправдывает собственно личность героя . Зазноба ГГ слегка разве что через чур — она выпадала из правил чуть больше чем , по идее, могла себе позволить девушка ее положения в мире произведения .
Я с нетерпением жду продолжения .
И , да, удивительно что это и Четверг Нонетот писал один и тот же человек .
Angvat, 29 мая 2017 г.
«Я видел как возникали и исчезали цивилизации. Как рождались и гибли империи. Перед моими глазами прошли десятки жизней. Попробуй сделать невозможное. Попробуй меня удивить» (почти моя предъява к художественным произведениям).
«Зажрались вы, сударь» (логичный ответ на такую предъяву).
Наверное, в жизни любого любителя фантастики, который пытается открывать для себя все новые и новые горизонты, настает один печальный момент. Поглощенная им информация в какой-то момент достигает критической массы. Его начинает мучать постоянно дежа-вю, ему все приедается. Ничто больше не вызывает восторга.
Я люблю антиутопии. Люблю вычурные миры и загадки. Но, похоже, как раз где-то перед прочтением этой книги я достиг той самой критической точки по части антиутопий. Слишком много их зажевал. И очередное печальное будущее не явило мне ничего нового или необычного. Дифференциация общества по цветовому зрению? Ой, да где-то это уже было, только со штанами. Нелепые законы, вроде запрета на ложки? А как тебе вполне реальный закон, по которому безработные должны платить дополнительный оброк? Не удивил, в общем. Загадка, как люди дошли до жизни такой? Да знаешь, мне и разгадывать ее не особо хочется, опять какая-нибудь типа неожиданная банальность будет… И так всю книгу. А еще эта современная манера не писать четко законченные произведения, сразу замахиваться минимум на трилогию… Ну и где там твое продолжение, автор? В Арции, овеваемое Ветрами Зимы?
В общем, книга может и неплохая, но мне не зашла совершенно. Ибо критическая масса в данном жанре уже видать превышена.