FantLab ru

Леонид Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.44
Голосов:
1238
Моя оценка:
-

подробнее

Про Федота-стрельца, удалого молодца

Другие названия: Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 218
Аннотация:

Искрометная, смешная, а местами даже злая сатира, актуальная и по сей день пародия на нашу действительность. Это собирательный образ всего российского сказочного фольклора, изложенный в стихах. Вот что говорил Филатов о своем произведении: «В нашей пишущей стране пишут даже на стене. Вот и мне пришла охота быть со всеми наравне!». Долгое время эту сказку исполнял сам автор в телепередаче «Театр одного актера».

Примечание:

  • Впервые опубликована в журнале «Юность» в 1987 году (март 1987, №3, с. 46-53). С подзаголовком «Сказка для театра (по мотивам русского фольклора)».


  • Входит в:

    — сборник «Бродячий театр», 1990 г.

    — сборник «Сукины дети», 1992 г.

    — сборник «Любовь к трём апельсинам», 1997 г.

    — сборник «Сказки», 1997 г.

    — антологию «Жизнь — Театр», 1998 г.

    — сборник «Бродячий театр», 1999 г.

    — сборник «Избранное. Книга вторая», 1999 г.

    — сборник «Театр Леонида Филатова», 1999 г.

    — сборник «Про Федота-стрельца и не только», 2003 г.

    — журнал «Гений, № 2, 2009», 2009 г.


    Экранизации:

    «Про Федота-стрельца, удалого молодца» 1988, Россия, реж: З. Алиева

    «Сказ про Федота-Стрельца» 2002, Россия, реж: Сергей Овчаров

    «Про Федота-стрельца, удалого молодца» 2008, Россия, реж: Людмила Стеблянко



    Похожие произведения:

     

     

    
    Бродячий театр
    1990 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    1990 г.
    Сукины дети (стихи, переводы, пародии, пьесы, киносценарии)
    1992 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    1994 г.
    Любовь к трем апельсинам
    1997 г.
    Сказки
    1997 г.
    Оранжевый кот
    1997 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    1997 г.
    Любовь к трем апельсинам
    1998 г.
    Жизнь — Театр
    1998 г.
    Стихи. Песни. Пародии. Сказки. Пьесы. Киноповести
    1998 г.
    Театр Леонида Филатова
    1999 г.
    Бродячий театр
    1999 г.
    Избранное. Книга вторая
    1999 г.
    И год как день
    2000 г.
    Про Федота - стрельца
    2000 г.
    Провинциалы
    2001 г.
    Любовь к трем апельсинам
    2002 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2002 г.
    Про Федота-стрельца и не только
    2003 г.
    Жизнь — Театр
    2003 г.
    И год как день
    2003 г.
    Избранные
    2003 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2003 г.
    Апельсины цвета беж
    2004 г.
    Все это - театр
    2004 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2004 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца. Стихи, сказки, пародии
    2004 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2005 г.
    Про Федота-стрельца: Сказки
    2005 г.
    Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 36. Леонид Филатов
    2006 г.
    Про Федота
    2006 г.
    Про Федота стрельца, удалого молодца
    2006 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2006 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2006 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2006 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2007 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2007 г.
    Про Федота-стрельца - удалого молодца
    2008 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2008 г.
    Про Федота-стрельца удалого молодца
    2009 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2009 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2009 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2010 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2010 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2010 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2010 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2010 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2010 г.
    Леонид Филатов. Поэзия
    2011 г.
    Собрание сочинений в одном томе
    2011 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2011 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2012 г.

    2012 г.
    Самые остроумные афоризмы и цитаты
    2013 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2013 г.
    Любви покорны все буквально возраста
    2014 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2014 г.
    Сукины дети
    2014 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2016 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2017 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2017 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2018 г.

    Периодика:

    Гений, № 2, 2009
    2009 г.

    Аудиокниги:

    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    1995 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2002 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2002 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2002 г.
    Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца
    2002 г.
    Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца
    2003 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2004 г.
    Театр Леонида Филатова
    2005 г.
    Театр Леонида Филатова
    2005 г.
    Самые смешные сказки
    2006 г.
    Самые смешные сказки
    2006 г.
    Про Федота-стрельца, удалого молодца
    2008 г.
    Про Федота-стрельца удалого молодца
    2009 г.




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  9  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Ну, тут все просто. В этих строчках наша российская ментальность отразилась как в зеркале, удивительно чистом, светлом и абсолютно ничем не замутнённом. Тут есть все, что важно, нужно, значимо и достойно, здесь нет ничего лишнего. Это душа нации, облеченная в словесную форму — нерукотворный образ нашего коллективного «Я», со всеми его чаяниями и надеждами, со всем, что в нас есть — и что еще будет.

    Книгу не просто «растащили на цитаты», она вся — от первого и до последнего слова — одна сплошная Цитата Коллективного Бессознательного. Про меня, про тебя, уважаемый потенциальный читатель, про наших близких, друзей и знакомцев, про наших недругов и недоброжелателей.

    До сих пор не могу понять, как Филатову ТАКОЕ удалось. Такое 100% попадание «в десятку», такой мощный, буквально гудящий резонанс с какими-то неведомыми струнами души. По масштабу, по силе воздействия на Подсознание это сравнимо разве что (если бы таковое сравнение было уместным) с Откровением Божьим. Но дело-то – в конце концов — не в уместности или неуместности каких-либо сравнений, просто «Сказ…» — БОЛЬШЕ. Он, как бы, не просто «вне религии», «вне политики», «вне морали» — он одновременно и первое, и второе, и третье. А также – четвертое, пятое, шестое и т.п. Он, если хотите – Ментальный Паспорт Россиянина, адекватная и безупречная по истинности и полноте характеристика Народа, и вот оную характеристику – ежели потребуется – вполне можно «предъявлять» на всяческих судах, включая и Суд Божий, как вполне себе достаточное основание для вынесение каких-либо Решений.

    Это – если НАС устраивает Легитимность суда.

    А ежели НЕ устраивает – ну, извиняйте, баре – мы и сами с усами

    Оценка: 10
    –  [  3  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Отличная, быстрая в чтении пьеса!

    Очень смешная, задорная.

    Но и оставляющая глубокий след, заставляющая задуматься о многом.

    Очень понравилась, потом вспомнила, что есть и «экранизация». Очень смеялась.

    Потом плакала.

    В общем отличная вещь, всем рекомендую, читайте, не пожалеете.

    Оценка: 10
    –  [  7  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Честно говоря, не хотел писать отзыв на данную пьесу. Ну что тут можно сказать нового и оригинального? Да, Классика, которая уже проверена временем. Да, слог настолько изумителен, что текст запоминается практически мгновенно. Язык смачен до невозможности, однако произведение при этом не скатывается в вульгарность и пошлость. Отрицательные герои – удались автору просто отлично, положительные – откровенно невнятные. Впрочем это нормальная ситуация для литературы, когда злодеи получаются более запоминающимися и интересными, чем положительные персонажи.

    Единственное, что меня заставило взяться за перо, так это повторяющийся в отзывах лаборантов рефрен «Ах, какая сатира!». На мой взгляд, сатирическая составляющего данного произведения, изрядно преувеличена. ИМХО, жители СССР были склонны видеть высмеивание режима даже там, где её и не было. Ну что общего у Генерала и Брежнева? Только обилие орденов, а этого как-то маловато для сатиры. В конце-концов кого удивит генерал с иконостасом до пупа? И наоборот, высокопоставленный военный без наград – это явно отклонение от нормы. И причём здесь тогда Брежнев? С тем же успехом можно было провести параллели между этими персонажами на том основании, что и у того, и у другого было по две руки, две ноги. Правда у Генерала был только один глаз, а у Брежнева – два… Чёрт, и здесь аналогия не получается!

    И кто у нас тогда Царь? Хрущёв, если судить по лысине? А кто тогда Баба-Яга? А Нянька? А Принцесса? Нет у героев пьесы явных прообразов и прототипов, поскольку герои пьесы не столько конкретные личности, сколько архетипы. Цензоры на излёте советской эпохи понимали это прекрасно и именно поэтому у пьесы не было особых проблем с изданием. Впрочем, 1987 год – это уже Перестройка, когда стали печатать всё что можно и нельзя, так что стоит ли удивляться тому, что шедевр был издан?

    Да, конечно, Филатов позволял себе пошутить над современными ему реалиями. И именно эти моменты сейчас выглядят наиболее архаично и непонятно для современного читателя. Что такое «селёдка иваси»? В восьмидесятые – дефицит и статусный продукт (вместе с финским сервелатом), а сегодня – нечто загадочное и требующее сносок в тексте и комментариев от издателя. Или вовсе сумбурное «Не сумел, не устоял, Не имел, не состоял, Не был, не был, не был, не был, Даже рядом не стоял». Если бы мне в своё время не объяснили, что это отсылка к пресловутой пятой графе в советской анкете, то я бы в жизни не догадался что имел в виду автор. А ведь я, по сравнению со многими своими сверстниками, весьма неплохо разбираюсь в советских реалиях! Филатов правильно сделал, когда в более поздней редакции исключил этот фрагмент из текста.

    Отсюда мораль всем писателям: коли уж сели ваять нетленку, которая непременно станет Классикой, то постарайтесь обойтись без сиюминутных примет времени, ведь уже через 20 лет читатель не вспомнит, что такое Айфон 6 и не поймёт шуток про пармезан и хамон.

    P.S. Если говорить об экранизациях, то на данный момент есть две удачных и одна провальная. Первая – моноспектакль 1988 года, где Филатов декламирует свою пьесу. Вторая – мультфильм студии «Мельница», снятый в 2008 году. Провальная – художественный фильм 2002 года, о существовании которого хочется забыть ещё во время просмотра. Три экранизации за четверть века – очень неплохой результат для любого произведения. Уверен, что будут и другие, ведь пьеса будет жить столько же, сколько и Классическая Русская Литература, составной частью которой она и является.

    Оценка: 9
    –  [  4  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Замечательное, уникальное произведение. Читается удивительно легко. В совершенстве сочетаются богатство русского народного языка и современность. Превосходный юмор и сатира. Лучше всего, конечно, слушать как читает сам автор.

    Оценка: 10
    –  [  10  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Все произведение — одна Большая Цитата. Нет ни одной пьесы, или любой другой поэзии которую построчно знали бы абсолютно все. Это воплощенный, ядерный, невозможный гениальный проект. Как в одном произведении можно было обыкновенные слова составить в такие рифмы, что их знает вся страна?! Подобное только случалось с Менделеевым, когда приснилась таблица. Отдельное спасибо Гению, за «ты у нас такой дурак, по субботам али как» и за «скушай заичий помет, он ядренный, он проймет» Не поверю, что есть хоть один человек не читавший это творение. Странно, что так мало оценок....

    Оценка: 10
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Говорят о деградации языка, об умирании литературы. А вот жили рядом с гением, написавшим пьесу, которую читать будут и спустя сто лет. Конечно, традиция имелась, на которую опереться можно: Ершов со своим «Коньком-Горбунком», Е. Шварц, умело переносящий сказочных персонажей в наши дни или заставляющий ради комического эффекта говорить современным языком принцессу из неопределенного прошлого. Но все-таки Филатов — человек нашего времени, и он доказывает, что хорошая литература существует, рано нам запасать венки для похорон и кутью готовить. Использована сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то, не знаю что». Высмеивает автор в первую очередь стереотипы: наше восприятие иностранцев и восприятие нас иностранцами, например. По всему произведению рассыпаны упоминания характерных черт ушедшего 20го века, дефицита товаров, к примеру. Несколько раз в отзывах упоминалось, что сказка хороша в исполнении чтеца, а как спектакль не получалась. Но это ведь прежде всего литература, а не драматургия, слово имеет такую ценность, что костюм-реквизит-декорации-действие-актерская игра уже даже и не нужны. Сказка для годов социализма злободневная, даже немножко плакатная, но она популярна и сегодня, хотя некоторые явления нашей жизни вместе с социализмом ушли. Она продолжает поднимать людям настроение, веселит и помогает переживать трудности, а это главное.

    Оценка: 10
    –  [  6  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Эх, помню впервые эту сказку услышал еще на аудиокассете. Принес ее папа с работы и, вставив в магнитофон, пригласил всех к столу. Что еще сказать... помню, как забрызгал всю семью щами буквально после первых строчек, чуть не подавился куском хлеба и в конце всего этого упал со стула. Потом бросил затеи покушать в тот вечер и сидел с улыбкой, которая не сходила на протяжении всей истории про Федота-Стрельца.

    Просто гениальны. Всем камеди-юморо-смехо программам поучиться. К прочтению, а лучше наверное даже к прослушиванию в исполнении именно Леонида Филатова, обязательно.

    Оценка: 10
    –  [  10  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца, не былина — чистый юмор, прочитайте до конца!

    Можно только удивляться, как в те времена (хоть и под конец эпохи, 87-й год) пропустили столь ядрёную сатиру. И ведь можно было назвать «Ишь, медаль!.. Большая честь!.. У меня наград не счесть: Весь обвешанный, как елка, На спине — и то их шесть!..» насмешливым кивком в сторону Брежнева, обвешенного орденами как ёлка. И легко причислить ответ царя на заявления няньки, что он стар для женитьбы «От тебя ж — один бедлам, Стыд царю, конфуз послам! Я давно антиресуюсь, Ты не засланная к нам?..» намёком на политику советской компартии, в которой каждое сомнение — контрреволюционер и шпион, а депутаты сидели на посту до глубокой старости и склероза.

    Но чудо пропустили, а уж восхищения — не счесть. И верно говорят, что без прочтения самим Филатовым сказка стала бы не той. Экранизация её сомнительны, но старая запись, в которой из декораций лишь чтец, картонные дома и пара лавок, настолько хороша, что никакими спецэффектами или музыкой не повторить.

    И всё же сказочка о многом. Как вам, например, хохма над народной медициной: «Захворала — не беда! Съешь лягушку из пруда! Нет надежней медицины, чем природная среда!» или множество других?

    Смотреть, читать, слушать и восхищаться.

    Оценка: 10
    –  [  0  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Не могу поставить меньше 10!

    Федот по сей день актуальное произведение. И интерес к нему не слабеет.

    Но, что интересно. Я пыталась читать его — не то... Но когда слушаешь выступление Филатова — понимаешь это гениально!

    Оценка: 10
    –  [  6  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Это — просто нечто! Это — просто огромный талант! Не устаю восхищаться этой сказкой, а если ее послушать и в исполнении автора — шквал положительных эмоций обеспечен. Что еще хочется отметить — данная книга актуальна во все времена, всегда у нас есть такие цари и такие Федоты.

    Оценка: 10
    –  [  13  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Мое знакомство с этой потрясающей сказкой произошло в далеком каком-то там году, когда я, будучи еще совсем мелким существом, услышал отрывки сего невыразимо потрясающего текста из динамика старого кассетного магнитофона. В будущем слушал много-много раз. Не выразить словами моего детского восторга, и точно так не выразим и мой теперешний восторг. Ну как, КАК (!!!) можно говорить что-то о произведении, цитатами из которого не только говоришь, но подчас и думаешь?! Всю мудрость народного творчества собрал Филатов, гармонизировал и подал нам в виде серьезно-несерьезной сказки, которая пускает свои корни глубоко в твое сердце, заполняет собой разум и вкрадывается в душу. А исполнение автора вообще нечто! Нет, ну что тут говорить, это надо читать, это надо слушать, этим надо восторгаться, восторгаться и еще раз восторгаться!

    Оценка: 10
    –  [  9  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Леонид Филатов умудрился написать произведение, которое не просто запоминается — оно западает в душу навсегда. Прочтешь «Сказку про Федота-стрельца» единожды — в памяти останется добрая половина текста, прочтешь еще раз — будешь знать наизусть весь. Бывает, общаешься с другом, братом, продавцом в магазине, а пятью минутами позже понимаешь, что только и делал, что невольно цитировал Филатова. Как Леонид добился этого? Ему, должно быть, помогали Тит Кузьмич и Фрол Фомич.

    Оценка: 10
    –  [  14  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Интересно, оценит ли кто-нибудь «Федота» ниже десятки? «Мы не жалуем Федота, а народ наоборот«!

    Хочется подчеркнуть одну особенность этой вещи. Она всегда существовала в неразрывной связи с автором. Произвела бы она такой фурор, если бы он сам блестяще не прочел ее со сцены? Цитировали бы ее так, если бы она осталась просто еще одной публикацией в журнале «Юность»? Ведь, пытаются и фильмы, и м/ф по ней снимать, а ничего не выходит. Заколдованная сказка. Автор ушел и секрет с собой унес.

    Оценка: 10
    –  [  19  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    «Какой же он гад, раз играет такого циника»- так думал я, тогда еще подросток, впервые посмотрев «Экипаж», об актере Филатове. «Как он мог так поступить с замечательной А.Яковлевой (в которую были влюблены все мои сверстники), ведь она так его любит»? Потом был фильм «Грачи» , где он играет редкостного злодея-убийцу, который добавил несколько монеток в копилку нелюбви к нему. И в заключение была «Забытая мелодия для флейты» , во время просмотра которой я искренне желал смерти его герою. О, юность, с ее идеалами и безапеляционными суждениями! Прошли годы. Я вырос, повзрослел (по крайней мере по паспортному возрасту) . С какой жадностью и вниманием, с каким восторгом и всей невысказанной любовью я сейчас смотрю эти фильмы, даже если их повторяют часто. И смотрю их именно из-за НЕГО! Из-за Леонида Филатова! Только Великий Актер может ТАК играть отрицательного героя, что ты переносишь эмоции на актера. И только Великий Актер не побоится уронить свою актерскую репутацию игрой отрицательных героев и ролей! У нас при СССР были актеры и очень известные, образ которых на экране был всегда положительным. Отрицательные роли им играть запрещали и они соглашались с этим запретом. А он не боялся играть свои роли. И играл их с надрывом, так же как и жил! И только такой Автор, как Филатов, мог написать «Сказ про Федота». Он ведь тоже написан с надрывом. Может я и низко-духовная личность, но не стесняюсь признаться, что «Онегин» Пушкина не помню (кроме двух монологов), а вот «Федота» помню наизусть! Потому что мое, потому что цитирую, потому что люблю, потому что ХОЧУ ПОМНИТЬ!

    видфара написал: «Он мог бы больше ничего не написать (и не сыграть), и всё равно остаться в нашей памяти настоящим народным автором и народным артистом».

    Я полностью согласен с этим, от себя хочу добавить лишь то, что слава БОГУ, что Леонид Филатов и сыграл, и написал все то, что мы СМОТРИМ, ЧИТАЕМ, ЦИТИРУЕМ и ЛЮБИМ в его исполнении!

    Оценка: 10
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Совершенно немыслимой прелести шедевр...

    Цитаты на любые случаи жизни: специально проверено, так!

    А вот писать отзыв — это просто мучение: все в превосходных степенях, да еще ощущение собственного косноязычия (в сравнении с автором). Вещь гениальная, и анализировать ее — едва ли не грешно! (ИМХО, ИМХО...)

    Оценка: 10


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх