FantLab ru

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.61
Голосов:
5607
Моя оценка:
-

подробнее

Имя ветра

The Name of the Wind

Роман, год; роман-эпопея «Хроника Убийцы Короля»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 229
Аннотация:

Однажды юный Квоут, эдема руэ, актёр из бродячей труппы и ученик арканиста, услышал от своего отца о чандрианах — странных и страшных демонах, то ли реальных существах, то ли героях легенд и детских песенок-страшилок. Никто не догадывался, что песня о них будет стоить родителям Квоута и всей труппе жизни, а его самого толкнёт на дорогу, полную приключений и опасностей. И кем бы он ни был — бродяжкой, студентом Университета или трактирщиком, — он будет разыскивать след ужасных существ, встреченных однажды ночью на пепелище, где сгорело его беззаботное детство.

Примечание:

Награды:

  1. номинировался на «Locus» (2008): 2 место среди дебютных романов (First Novel) и 17 — в категории «fantasy novel»


Входит в:

— роман-эпопею «Хроника Убийцы Короля»


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место

лауреат
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2007 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2008 // Фэнтези

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2008

лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2009 // Переводной роман

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2008 // Дебютный роман

номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2008 // Дебютный роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2010 // Переводной роман (США, 2007)

номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, V (2010) // Зарубежный роман (США)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2010 // Зарубежный роман (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2011 // Книга фэнтези (США)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2012 // Переводная книга фэнтези (США)

номинант
Premi Ictineu, 2012 (IV) // Роман, переведённый на каталанский (США)

FantLab рекомендует:

Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind»


Похожие произведения:

 

 


Имя ветра
2010 г.
Имя ветра
2011 г.
Имя ветра
2015 г.
Хроника Убийцы Короля. День первый. Имя ветра
2017 г.

Аудиокниги:

Имя ветра
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Name of the Wind
2007 г.
(английский)
The Name of the Wind
2008 г.
(английский)
The Name of the Wind
2011 г.
(английский)
The Name of the Wind: 10th Anniversary Deluxe Edition (Kingkiller Chronicle)
2017 г.
(английский)
Ім’я вітру
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга Патрика Ротфусса мне понравилась даже намного больше «Ученика убийцы» Робин Хобб, с которой его часто сравнивают. Здесь, как мне показалось, больше волшебства и приятной атмосферы. И Квоут как главный герой смотрится очень ярко, не банально. Роман прекрасно ложится на душу и оставляет неизгладимый след в ней. Я считаю, он заслужил честно все свои награды. Очень рекомендую тем, кто ценит качественное и неторопливое фэнтези с проработанным миром и психологически достоверными персонажами. Отличная книга, я никогда её не забуду.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первых строк в глаза бросился слог. Он не такой лёгкий как у Аберкромби, но читать тоже было приятно и интересно. Система здешней магии хороша. Персонажи и события интриговали.

Но потом началась сама история Квоута, и вся интрига куда-то делась.

Произведению отчаянно не хватает экшена, повествование довольно монотонно, последние страницы я листал уже особо не вчитываясь. Сюжет как бы есть, но совсем ненавязчивый.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да все с первых строк знали, что родители Квоута вскоре умрут насильственной смертью. Даже под спойлер эту информацию прятать не надо, настолько приём дёшев и избит

Я получил свою толику удовольствия от этой книги, но перечитывать бы её явно не стал. Главная причина этого — Главный Герой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Квоут прекрасен. Квоут красив. Квоут быстро учит песни и быстро учится играть на лютне. В симпатию ( аналог магии в местном мире) Квоут вникает за считанные дни. Квоут очень способный мальчик. Глаза у Квоута ясные-ясные. Если Квоут станет арканистом, то к 24 годам получит королевское назначение, а если торговцем, то к концу жизни наверняка будет владеть половиной мира. Учитель Квоута никогда бы не додумался до того, до чего додумался Квоут. Квоут умён, и мы оба это знаем. Так легко забыть, что Квоуту всего 12. Квоут с лёгкостью поступил в Университет. Квоут унизил лектора Университета. Квоут критикует стишки других учащихся. Враги Квоута ещё пожалеют, что обидели Квоута. Голова Квоута так умна. Никто не замечал, а Квоут заметил. Всех потрясло, что Квоут бросил вызов сыну высокопоставленного вельможи. К концу четверти Квоут имел репутацию отчаянного храбреца. У большинства учеников на это дело уходит месяц, у кого-то вся четверть, у Квоута же ушло семь дней, а всё потому что Квоут чрезвычайно умён. Квоут ступает твёрдо, заявляя о своём праве на каждый шаг. Есть в Квоуте что-то волшебное, что мне по нраву. Когда до противников Квоута дойдёт, что пора бы оставить Квоута в покое? Квоут спасает студентку из огня. Квоут победил бандитов. Квоут угрожает. Квоут убил дракона. Квоут угрожает всем. Квоута целует маленькая девочка (тут вообще все девочки льнут к неповторимому Квоуту). Квоут использует заклинания, которым его никто не учил (но тут это в порядке вещей). Квоут показывает всем свою мудрость. Квоута исключают из Университета (ааа нет, не исключают, но потом исключат)

Почти всё это буквально написано в книге. Квоут непобедим. Ты хуже Квоута, просто признай, что Квоут лучше тебя во всём. Дайте Квоуту игрушечный барабан, самокат и новые рейтузы, и тысяче чандриан не поздоровится.

Также мне было непонятно, для чего в этом мире нужна Денна. Дана. Диана. Дайана. Она постоянно зачем-то меняет свои имена, и видит Бог, мне абсолютно плевать, зачем она это делает. Она нужна книге как рукав — козе. Вроде бы она должна превносить романтику, но Квоут не хочет признаваться ей в любви, потому что, цитата: «мужчины все время западают на Денну. А ей знаешь каково? Знаешь, как это утомительно? Я один из немногих ее друзей и не стану рисковать нашей дружбой. Я не стану на нее бросаться: она этого не хочет.»

А чего хочет каждый день шляющаяся с новым ухажёром Денна? Что она вообще тут делает?

Литературная ценность Имени ветра довольно мала. Хорошее произведение для начинающего автора, но я бы ничего не потерял, если бы обошёл его стороной.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильно!

Первая часть весьма удалась. Тут мы имеем интересную систему и теорию магии. Мир тоже не мал и не скучен. Академия магии весьма детализирована. Сюжет правда не очень обилен для такой толщины книги, но зато проработан.

Главный герой не всегда героичен — это хорошо. Талантлив — надо же чем то понравиться нам, читателям.

Отмечу, что первая часть лучше второй (ИМХО).

Хорошее фентези.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучшее здесь – это язык. Для фантастики очень богатый, яркий, своеобразный. Есть, конечно, заслуга и переводчика, но и оригинал явно выдержан на высоком уровне.

Второй плюс – главный герой. Тут о нём сказали много разного, но объективно образ получился очень убедительным. Правда, парень пятнадцати лет рассуждает и поступает, как будто ему восемнадцать. Это можно списать на особенности данного мира, как и у Мартина. Возрастом можно объяснить неприятные стороны характера героя – непомерное тщеславие, агрессию, страсть к самоутверждению, слабую работу головы. Болезни роста.

Главный минус, на мой взгляд – невнятная картина мира. Этот мир явно вырос из средневековья и даже постсредневековья, но так ни к чему и не пришёл. Списать его противоречия на магию не получается. Что-то такое, старинное и не слишком, смутно знакомое. Хотя этот подход часто встречается у американцев, лишённых своей истории.

Второй минус – развитие сюжета. Вяло, многословно, без динамики. Динамику сюжета могло бы заменить развитие характеров, но и здесь динамики маловато.

Третий минус – штампы. Перечислять незачем, они бросаются в глаза каждому. Единственная интересная находка – чандриане, но они остаются на обочине.

Общий вывод – вещь чересчур раскручена, но при этом явно возвышается над средним уровнем фэнтези. Книга будет интересна не всем. Главным образом тем, для кого характеры важнее сюжета, философии или проблем мироустройства. Хотя и в этом отношении не следует ожидать слишком уж многого.

P.S. Всем здоровья, спокойствия, удержаться на работе.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из столпов современной мировой фэнтези, гордо стоящий рядом с мартиновской «Игрой престолов». Собственно это по популярности, по стилю конечно совершенно отличается. Главный герой Квоут — это типичный «мальчик, который остался жив», только вот какие у него шансы отомстить тем, кого и увидеть практически невозможно, а говорить — опасно — услышат-с и накажут-с, пока абсолютно непонятно.

И мальчик поступает в университет магии, где немножко не так как в Хогвартсе — всё-таки высшая школа и предметы посерьёзнее. Автор — преподаватель, он знает, как универы изображать, поэтому учебно -бытовой процесс прказан реально нереально круто, в том смысле, что и магические предметы продуманы на совесть, и преподы, и стьюденты, и лихая финансовая система. Дело в том, что Универ — на самоокупаемости, то есть, производство амулетов, и прочих магобоев поставлено на поток, понятно рабсила — стьюденты, и им за это идёт денежка.

Уточню, что по форме книга представляет собой рассказ трактирщика, в котором мы узнаем беднягу Квоута, которому служит человекоподобный слуга, по сути демон. При этом особым уважением этот трактирщик не пользуется, хотя он к этому времени чуть ли не маг вне категорий по шкале Лукьяненко.

В целом изложено прекрасно, за что автору и почет, и уважение и огромная популярность в мире, но вот каким образом Квоут дошел до жизни такой, автор похоже ещё не придумал — в этой книге юный гений отучился только первый год.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

прочитал эту книгу и совершенно не понял откуда взялись такие высокие оценки. Более нудного чтива я давно не читал. Ждал, ну вот вот начнется... Совершенно бесполезно. Вторая книга ничем не лучше. Больше я этого автора знать не хочу, да и многим не советую

Оценка: 3
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Выбирал к прочтению эту книгу здесь, на этом сайте, много положительных отзывов соответствующий рейтинг и раньше не подводили рекомендации. А тут вышла осечка. Книга написана хорошим, приятным языком. Уж не знаю заслуга ли это переводчиков или самого автора. Начинаешь сомневаться, так как сам сюжет книги хромает на обе ноги. Становится как-то обидно, потому как понимаешь, автор мог написать совсем другого уровня книгу, умение писать явно присутствует. Легко начинаешь читать, постепенно втягиваешься в сюжет, мир книги начинает разворачиваться и затягивать, а в итоге, не получаешь желаемого. Если знакомы с таким термином, как филлер в телевидении, то поймете, что практически вся книга является филлером. Есть интересная, заявленная в описании, интрига с чандрианцами, которая будет по капле встречаться в сюжете. И тонны побочного повествования, зачастую не нужного, ни к чему не приводящего, сюжет отбрасывает ложноножки в разные стороны, развешивает ружья, которые не стреляют. И в конце концов вы понимаете, что жуете мозговую жвачку. Жаль, ведь потенциал был.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каюсь не сразу и я распробовал Патрика нашего Ротфуса. Начало книжки довольно занудное. Пару раз поэтому откладывал. Но надо же когда-то начинать. Продрался через вступление и не пожалел. Герой перестал ломаться и начал рассказывать. Кому как, а мне история нравится. Всегда любил читать про людей, мир придуманный автором, воспринимаю как средство раскрывать характеры, а не самоцель для любования. Поэтому технические (или магические) детали волнуют мало. Нет их или слабо прописаны? Ну и черт с ними, меньше нагрузки на «железо». А с характерами у Ротфуса все в порядке. Герой не картонный и следить за его судьбой не скучно. Что собственно и отличает хорошую книгу от писанины. Настоящая литература заставляет сопереживать выдуманным людям. А другая литература делает все остальное.

Движухи, бдыщ-бдыщ и пиф-паф в книге маловато, мегакрутых монстров и миродробящих заклинаний, в духе Перумова, на всех может и не хватить. Ну что делать. Почитайте что-нибудь другое.

ps Автор доказал, что слабое начало это еще не конец :) Раньше я просто откладывал книги, в которых на первой сотне страниц ничего не происходит. Впредь буду осторожнее. Пусть «Имя ветра» не станет моей любимой книгой, но удовольствие от чтения присутствует. Значит время потрачено не зря.

О хейтерах

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Забавно как много недовольных отписалось в теме. При этом народ не пытается отрицать, что книга написана хорошо. Сюжет не понравился? Мир не прописан? Автор карту не нарисовал? Магия не такая волшебная, как хочется или просто золота нет в Серых горах? Ну отложите книгу если не прет. Зачем оценку-то занижать.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга достаточно неоднозначная, но в целом, как ни странно, мне очень понравилась. Но обо всем по порядку.

Хронист записывает историю жизни К(в)оута. Сам Квоут еще недавно вел крайне активную жизнь (в тавернах часто можно услышать байки о его подвигах), но сейчас залег на дно. Многие уверены в его смерти, да он и сам стремится закрыться от прошлого и настоящего под личиной трактирщика Коута.

Начинает свое повествование он с самого детства. Думаю, не будет спойлером (вы уже могли читать об этом выше в аннотации), что его основная цель — месть неким мистическим чандрианам, которые убили его родителей. Однако, данная сюжетная линия практически не двигается с места. Что же мы видим в книге? Мы видим взросление, обучение главного героя, разные бытовые проблемы. Все его встречи, переживания, разговоры с друзьями, поиск комнаты и тд и тп — все очень подробно, буквально каждый день по часам.

Не скучно ли это? — спросите вы. И нет, я получал огромное удовольствие от каждой страницы. Книги достаточно объемные, сюжет продвигается черепашьим шагом, ты ощущаешь это, понимаешь, что автор явно затягивает, но хочется, чтобы он затягивал книги еще больше)

Представленный мир особо не выделяется среди других фентезийных миров. Нам дают его предысторию через рассказы, песни и другие мелкие детали. Постепенно картина начинает складываться, но очень-очень постепенно. Система магии здесь такова — для подчинения стихии/предмета нужно сказать его истинное имя. Сказать сам ты не можешь, только твое подсознание. Оно должно хорошо узнать предмет и тогда может взять власть над телом и произнести истинное имя предмета. Главное при этом не сойти с ума и отхватить власть над телом обратно. Владеют ей единицы, остальные только более простой и слабой, основанной на управлении реальностью при помощи своего разума. Последняя подается достаточно четкой, логичной, со своими законами.

Любовная линия необычна, спойлерить не буду, скажу лишь, что образ Денны надолго останется со мной)

В целом, несмотря на некоторую Марти-Стюшность главного героя и простой сюжет, мне книга очень понравилась. Наверное, в большей степени на это повлиял крайне приятный язык повествования. Книга увлекла и пролетела до обидности быстро.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом весьма хорошо.

Есть, правда, серьёзный перебор с бытовыми подробностями.

Герой вновь и вновь заходит в одну и ту же забегаловку, вновь и вновь решает вопросы, которые ему, конечно, по-человечески надо решить, но сюжет они не двигают.

Но по сравнению со штамповкой Магических Академий учёба Квоута, конечно, в ярком выигрыше.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом — неплохо. Местами скучновато, местами устаешь от любовной линии. Действия гг не всегда поддаются логике, но в этом есть одна из главных черт характера Квоута. Вообще, его характер штука противоречивая — свой быт продумывает до мелочей и не рискует почем зря, и чуть ли не сразу после глубокого анализа своей нелегкой жизни все усугубляет красным словцом, если не делом. Квоут — мудрый человек порыва).

Сюжет раскрывается долго, и в этом есть прелесть. Большую часть книги нам рассказывают обычную жизнь необычного человека, где можно узреть отражения своих собственных проблем и загонов, после чего хочется сопереживать герою(по крайней мере мне). Читать этот роман после тяжелого рабочего дня — самое то! Не забивать голову сложными интригами и глубокой философией и просто расслабляться.

Увы, остальные персонажи эмоций не принесли: слегка заинтересовал Баст, немного улыбнул Элодин, чутка взбесил Амброз...на этом всё.

Глобальный сюжет слабоват, раскрывается медленно и в двух временных промежутках(А вот это уже вплелось хорошо — отступ от рассказа приятно разбавляет повествование).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И хотя мы знаем заранее, что Квоут поступит в универ, его оттуда позже исключат(еще и из-за Амброза), станет героем и так далее, это только подогревает интерес ведь ситуация говорит об обратном.

. Приключенческое фэнтези в мелочах, и это получилось достойно.

Написать можно еще много чего, потому напишу заключение)

Ротфусса не стоит сравнивать с кем-то из других авторов, завышать ожидания из-за рейтинга, высматривать очередного современного Толкиена. По моему мнению нужно просто немного отключиться от мира и читать, тогда и рейтинг станет понятен и книга понравится. Со временем возьмусь за продолжение, обязательно. Заслуженная девятка.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток. Может у меня перевод какой-то не такой, но... «Экзотермическая реакция» в мире магии!? Это как? Может теорию струн туда? Блин, надеюсь, это переводчики напортачили и в оригинале все гууд! По мне, роман затянут, понравилась часть, где он был беспризорником. Ну, а его «лав стори» и экономический квест скучноват... Действия не хватило. Враг (антогонист) прописан так, что сложно сочуствовать Квоуту. Нам его показали один разок в самом начале и все... Дальше скитания и поиски...

Повторюсь — это мое мнение. Но история слабовата, мир сероват, одним словом barbos70 прав... не смог домучать и остановился на 80% в своем ридере. Увы!

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь и приключения Заморыша»

Название именно этой детской книги пришло в голову довольно скоро от начала чтения и сопровождало практически всё время, пока мы прослеживали судьбу сначала юного, затем молодого Квоута. Потому что основным и главным содержанием совсем не хлипкой книги (800 с гаком страниц) стало описание детских и затем юношеских лет этого маленького на начало бродяжей истории мальчонки. А затем планомерно и последовательно мы буквально день за днём прослеживаем все перипетии жизни огольца — сначала с бродячим балаганом родителей и их труппы, а затем попытками поступить в местный (для того мира местный) НИИ ЧАВО, который было бы правильно назвать более подходящим и более знакомым именем Хогвартс, однако Патрик Ротфусс незамысловато и скромно называет этот ВУЗ Университетом. Потому что учат в этом Университете основам магии и волшбы, основам управления веществами и энергиями, основам управления стихиями. А потом идут дни, недели, месяцы и годы учёбы, и опять день за днём и неделя за неделей...

Вот, собственно говоря, всё, что можно упомянуть, говоря о сюжете этой книги (первой из трилогии), дабы не впадать в грех спойлерства. Язык повествования довольно простой, однако мне показалось, что роман затянут, растянут и вытянут. Слишком долго идут всякие подходы и реверансы к поворотным моментам сюжетной линии, слишком тщательно автор описывает детали этого мира, слишком много рассуждает и порой буквально жуёт словесно-ментальную жвачку герой. И потому порой становилось слегка скучновато и хотелось уже нетерпеливо перелистнуть пару-тройку страниц и заглянуть за горизонт книжных событий (однако поскольку это был аудиоформат, то проматывать трек ради сомнительного удовольствия потом искать место, где ты был до этого, не стоило любопытства).

Приключенческая составляющая романа, поскольку также попала в это прокрустово ложе растягивания, тоже не перенасыщена яркими и острыми событиями. Хотя такие безусловно в романе есть: тут вам и непонятные и страшноватые визитёры, с коими приходится справляться с помощью железа, тут вам и жутковатые убийцы-чандриане, тут и Дракону есть место поместиться, тут и всякие химико-алхимические и магические стычки с недоброжелателями, тут и просто бои без правил (попросту уличные драки на убой). И без романтической линии тоже не обошлось — мы ведь помним, что речь идёт о жизни и приключениях совсем молодого человека, подростка-юноши, как тут без симпатии и влюблённости. Впрочем, термин «симпатия» в романе имеет совсем другое значение, но об этом вы узнаете из текста самого романа.

Думаю, что просто я не совсем совпадаю с ЦА, для которой написан и которой адресован этот роман. А вот более молодому читателю/слушателю книга вполне может понравиться больше, чем мне.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Будучи детьми, мы редко думаем о будущем. Благодаря этому мы можем веселиться, как мало кто из взрослых. В тот день, когда мы начинаем тревожиться о будущем, детство остается позади.»

*

«Я сделал свой выбор и жалею о нем по сей день. Кости срастаются. А раскаяние остается с тобой навсегда.»

*

«Мудрец страшится трех вещей: бури на море, ночи безлунной и гнева спокойного человека.»

*

Мифы, баллады и сказания. Правда или вымысел? Насколько тонка грань между истиной и ложью в красивой обертке? Кто стоит между реальной историей и байкой для развлечения? На эти вопросы знают ответы лишь те, кто оказались героями этих легенд. Те, чьи жизни превратились в буквы и стали преданиями. Такие истории растут прямо у нас на глазах: в усадьбах и мастерских, в песчаном море и каменных хижинах, среди безмолвия и бесед, а иногда — в убогих барах и безлюдных переулках. Эта же история началась с трагедии. Однажды мальчик по имени Квоут на месте разбитого на ночь лагеря бродячей трупы своих родителей находит страшное пепелище. С этого дня уютная жизнь юного Квоута рядом с любимыми исчезает. Отныне поиск виновников смерти близких ему людей и борьба с ними становится целью его существования. Ему придется преодолеть множество препятствий, перенести массу испытаний и невольно стать притчей во языцех для многих людей на долгие годы. Кто он? Герой или убийца? Человек или демон? У нас есть всего три дня на то, чтобы узнать ответы на эти вопросы. Итак! Время пошло! День первый...

*

Есть такие книги, которые не имеют недостатков и любовь к ним начитается уже с первой страницы. На них всюду миллионы обзоров и рецензий, а у автора — тысячи поклонников. Пусть мой отзыв затеряется среди других, но быть может, именно он станет для кого-то отправной точкой в путешествие под названием «Хроники убийцы короля». Представляю Вам один из миллиона хвалебных отзывов на книгу Патрика Ротфусса «Имя ветра», которая вызывала в моем сердце массу самых разных ярких эмоций.

*

Открывая эту книгу, надо быть готовым к тому, что оторваться от нее вы сможете, лишь на последней странице. Стиль повествования автора и сам сюжет истории обладают какими-то магически-гипнотическими свойствами, которые имеют власть над читателем, заставляя его постоянно искать повод вернуться к этой шикарной книге. Мои бессонные ночи в компании Ротфусса — тому подтверждение. Эта книга и ее содержание — прекрасный образец того, как должна выглядеть идеальная история. Здесь всего в меру — приключений и магии, трагедии и сердечных переживаний, диалогов и описаний, рассуждений на злободневные вопросы и сюжетной динамики. Поэтому многим писателям стоит поучиться у Ротфусса, как из слова можно сделать шедевр, а из книжного героя — легенду!

*

Сюжет книги разделен на две линии повествования, одна из которых погружает читателя в прошлое главного героя, знакомя с его детством и началом университетской жизни. Автор постепенно вводит нас в мир книги, где основные виды магии называются симпатией и сигалдрией, из забвения выходят легендарные чудовища, а избранные маги способны управлять мирозданием с помощью знаний могущественных имен. Слог автора завораживает своей лаконичность и поэтичностью. Стихи, встречающиеся в сюжете были прекрасны! А как автор описывает игру главного героя на лютне! Когда он брал в руки инструмент и ощущал, как внутри него что-то обрывается и в тишину ночи льется музыка. Струны и пальцы чувствовали себя как встретившиеся друзья, осторожно ведя беседу, словно их танец выплетал строки безумной любви. Музыка двигалась легким дыханием по страницам книги, менялась и звучала с пустотой внутри и болью от холода в руках. И в этот момент я готова была простить автору все те круги ада, по которым он провел героя. Читая про музыку, у меня учащалось сердцебиение и терялось ощущение пространства. Создавалось впечатление, что Ротфусс сам музыкант. Потому что описать музицирование так, как это делает автор, не способен человек, который не держал в руках музыкальный инструмент. Это было великолепно!

*

Потрясающие персонажи вызывали двойственное отношение. Одни — восторг и уважение, другие — презрение и ненависть. Образ главного героя восхищает. Первую четверть книги психологически было очень тяжело читать из-за событий, происходящих в судьбе этого мальчика.То, как он карабкается по жизни, выставляя приоритеты и придерживаясь своих мотивов, вызывало чувство глубокого уважения. Читая линию его поведения, я ловила себя на мысли, что многим людям есть чему у него поучиться. Все его поступки были логичны и последовательны, а импульсные из них были продиктованы лишь необходимостью. За его плечами не было никого, кто был бы способен подстраховать, выручить его в трудную минуту. Поэтому он научился не ждать помощи ни от кого. Иногда хотелось плакать вместе с ним, когда осознание потери близких холодной волной боли топило его душу. Но он был чрезвычайно умен и ему незатейливо везло! И я благодарна автору за это! А еще я благодарна автору за то, как красиво и проникновенно он описывает сердечные переживания первой влюбленности подростка. Эти эпизоды хотелось перечитывать!

*

Ни одна баллада о смелом воине не обходится без прекрасной девы. Эта история — не исключение. Здесь у нас несколько ярких и абсолютно неповторимых женских образа. Устами одного из героев автор сравнивает женщин с пламенем. Одни как светлячки летней ночи, другие как походный костер, готовые растаять поутру. Есть женщины — как домашний очаг, который будет греть тебя долго-долго. Но есть такие, как сноб искр — их не удержать и не понять. Ярким представителем такие женщин является главная сердцеедка этой истории. На фоне других женщин она выглядела меркантильной тварью, не способной обеспечить свое существование, кроме как, продавая свою внешность. Сами понимаете, особой симпатии к ней я не испытывала, да и трепета мужиков, с любовью во взоре взирающих на ее лик, я тоже на понимала. Хочется верить, что рано или поздно, любовная линия, которая практически отсутствует в этой части трилогии, возьмет свое начало в правильном направлении.

*

Финальная часть этой книги оказалась полна неожиданных событий, и именно здесь автор положил начало нового направления в жизни героя. Есть семь слов, которыми можно заставить человека полюбить тебя. Есть десять слов, которыми можно сломить волю сильного мужчины. Но слово — всего лишь изображение пламени. А имя — само пламя. Поэтому, вслед за Квоутом, мы отправляемся раскрывать тайны магии слова и имени, которые ждут нас в следующей книге под названием «Хроника убийцы короля. День второй. Страхи мудреца». Продолжение следует...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Опираясь на мнение нескольких сотен тысяч (!) человек, выбирал я как-то раз, что бы такое почитать, чтобы наверняка не промахнуться в выборе. И вот, за просмотром рейтинга лучшей эпик-фэнтези популярнейшего книжного сайта goodreads, наткнулся я на Патрика Ротфусса и испытал лёгкий культурный шок. Первый после Толкина, Мартина и Роулинг, и первый среди лучшей фэнтези 21-го века! Тут автор вызвал у меня (и не только) когнитивный диссонанс. Как, при всего двух толстых книжках и одной новелле с явными недостатками, автор сумел вызвать любовь и признательность стольких людей? Естественно, мне стало любопытно, и я это прочитал. Предварительно просмотрев отзывы и согласившись со всей критикой, я всё равно это прочитал и просто выпал в осадок...

Как оказалось, эта книга выдерживает лишь поверхностные сравнения с Толкином и Роулинг. Самыми близкими по манере исполнения будут Робин Хобб, Питер Бигл, Лев Толстой и Тэд Уильямс. И если какое-то подобие волшебной школы здесь имеется, то об эпике лишь одно мимолётное упоминание. Это самое что ни на есть приключенческое героическое фэнтези о становлении героя, с классическим линейным сюжетом, напрашивающимся на сравнения с чем угодно. Другое дело подача и форма, с которыми у Патрика Ротфусса как раз нет никаких проблем. Уж многолетняя ли редактура и образование поспособствовали прекрасному слогу, но стиль написания располагает к себе с первых строк, показывая автора не только как проницательного и глубокомысленного рассказчика, но и как близкого друга. Ротфусс легко втирается в доверие, и в этом его главное писательское преимущество.

И во многом благодаря многословности автор выдерживает такой завлекающий стиль написания. Однако многословность порождает и недостатки романа, в котором на 300 страниц текста практически ничего не происходит. Вернее, происходит, но с подробным раскрытием чувств и эмоций персонажа. Поскупившись на описание мироустройства и продвижение основной сюжетной линии, автор уделяет время

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бродяжничеству юного Квоута-лютниста среди городских трущоб, тяжбам университетской жизни, поиску денег, санта-барбаре и лишь в самом конце случайной схватке с огнедышащим ящером.

Помимо пострадавшей динамики в романе хватает и странностей. Быстро срастающиеся кости и заживающие раны у избитого ребёнка сочтём за излишки авторской фантазии, так и быть. Везучесть также списываем со счетов, так как автор вспоминает иногда о слабостях героя и пытается соблюсти какой-никакой баланс. Но вот помощник Квоута-трактирщика просто вершина обжигающих фантазий. Настолько манерный и легкомысленный пай-мальчик, бегающий по девушкам, но который, цитирую,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«наблюдает за спящим Квоутом, касается его руки и убирает прядь волос со лба»,
несколько сбивает с толку своим поведением. Если за личиной этого фантастического альтруиста прячется мама Квоута (или трогательнейшая история о спасении и дружбе), тогда это многое объясняет. Ненавистный обидчик Квоута в Академии стоит отдельных слов: этот местный «тролль» явно телепортировался из нашего измерения, чтобы продемонстрировать образ типичного задиры из американской футбольной команды. Не говоря о местной даме сердца, которая,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
несмотря на своё холодное поведение, будучи хитрой и зависимой от богатых мужчин,
вызывает сильную симпатию у нашего героя. При этом Ротфусс вешает ему на шею других девушек, подчёркивая
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слепоту героя к горячему дыханию, нежным объятиям и предложению остаться на ночь.
Такой верности своей любви можно только позавидовать. Как жаль (нет), что во второй книге Квоут
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
проиграет в борьбе с соблазном.

Чрезмерная натуралистичность характеров у Ротфусса бросается в глаза, мы верим и переживаем, вспоминая собственные студенческие годы. Отсюда вытекают и слабости романа, ловушки, которые автор ненароком расставил сам себе. Да, это фэнтези, где возможно всё, но это не отменяет адекватности происходящего в романе по меркам естественной жизни. Такое ощущение, что Ротфусс временами забывает, что он описывает околосредневековую жизнь, отчего роман в итоге складывается из каких-то противоречий, поочередно вызывающих недоумение и восхищение.

И на первый взгляд может показаться, что книга не достойна такого широкого внимания. Это посредственный мир, который ничем не выделяется, и простой сюжет, который не предлагает особой смысловой нагрузки. Это неправдоподобные и очень везучие герои. Это бесконечное топтание на месте и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«обугленное тело Господне!»
словоблудие... Но с другой стороны, это также чудесный мир, который богат на детали и эмоции. Это образный язык, пестрящий метафорами. Это обаятельный герой, восторгающий романтичной душой поэта, вместе с которым переживаешь каждый его день со всеми невзгодами и лишениями. Это трогательные слова и мысли, вторящие вашим. Это дань ролевым играм, где мы следим за постепенным развитием героя. И наконец, это трепетное погружение в чувства музыканта, ведь «Имя ветра» в первую очередь в общем-то о музыке и погоне за мечтой.

Это удивительная книга, которая вызывает бурю противоречивых эмоций, которую одновременно любишь и ненавидишь, но которая непременно очаровывает выразительностью мысли умного и доброго рассказчика. А самое главное — это очень живая книга, которая способна увлечь историей, далёкой от ваших вкусов, но близкой к уже знакомым ощущениям, пережитыми вами в реальной жизни. Таково мастерство исполнения, раскрывающее всю красоту фантазии в незначительных тонкостях чувственного и ассоциативного восприятия.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх