fantlab ru

Эрик Фрэнк Рассел «Зловещий барьер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
523
Моя оценка:
-

подробнее

Зловещий барьер

Sinister Barrier

Другие названия: Миг возмездия; Расплата

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

После того, как мир, благодаря шведскому ученому Бьернсену, получил способ расширения границы человеческого зрения за пределы инфракрасного диапазона, гении, стоявшие у разгадки, стали один за другим покидать наш мир. Умирает и Бьернсен, и те его друзья, кто знал об открытии. Но нити, соединяющие странные явления, слишком тонки, чтобы их можно было заметить сразу. Новый, доселе неведомый мир оказался недобрым. За зловещим барьером, создаваемым человеческим ограниченным зрением, скрываются жестокие, всемогущие господа, правящие каждым из нас с колыбели и до могилы, невидимо и безжалостно паразитирующие на нас — истинные хозяева Земли, парящие сферы – витоны, сияющие бледно-голубым светом. Витоны умеют читать человеческие мысли, витоны похищают людей и проводят эксперименты над ними, превращая их в экстрасенсов или в парящие объекты. Витоны не только состоят из энергии, но еще и зависят от энергии, питаются энергией — нашей с вами энергией! Мы для них — производители энергии, которых им любезно предоставила природа для удовлетворения аппетитов. Над Землей нависла угроза. И давно. Земле осталось жить не более 80 часов.

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация первой редакции была в 1939 году.

Роман был дополнен и изменен автором в 1948 году. Переводы на русский делались по второй редакции


Входит в:

— сборник «Часовые Вселенной», 1984 г.

— антологию «Вторая модель», 1996 г.

— сборник «Entities: The Selected Novels of Eric Frank Russell», 2001 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Научная фантастика - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Зловещий барьер
1992 г.
Миг возмездия
1993 г.
Вторая модель
1996 г.
Зловещий барьер
2002 г.
Часовые Вселенной
2010 г.

Самиздат и фэнзины:

Считайте его мёртвым
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Sinister Barrier
1943 г.
(английский)
Sinister Barrier
1950 г.
(английский)
Schiavi degli invisibili
1982 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

ПРЕВОСХОДНЫЙ РОМАН!!!

С мыслью, с толком, с расстановкой, с изрядной долей юмора. Сюжет завораживает несмотря на почтенный возраст. И не выглядит через-чур наивным, вполне достоин прочтения. С литературной точки зрения БЕЗУПРЕЧЕН, не в пример многим современным писателям. Построение сюжета характерно для детектива, что является несомненным плюсом — не оторвешся.

С фантастической — не часто встречаешь аналоги, следовательно, вполне жизнеспособно и актально!

ЗЫ И, я бы сказал, что этот роман все-таки стОит квалифицировать как твердую научную фантастику, нежели гуманитарную... Согласитесь, элементов, именно научных, в нем куда как предостаточно!

ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня идеи этого романа во всю используются современными и не совсем сегодняшними писателями. Однако, первый и самый большой плюс автору и роману за то, что он был первый. Даже не верится, что это было написано в 1939 году, идеи достойны не только сегодня, но и завтра. Увлекателен сюжет. Автор не впадает в экшн, а переводит в противостояние мозгов, психологий, вариантов решений в практически безвыходной ситуации. Герои могли быть раскрыты и более детально, но на фоне эпичности произведения, наверное, это было бы излишним. Таким образом, в целом роман заслуживает высших похвал.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, полный увлекательных приключений и потрясающей силы предвидения Рассела. Трудно поверить, что в 1939, когда вышел роман, можно было столь глубоко превидеть пути направления развития военных технологий и политики.

Расселу удалось совместить безукоризненный сюжет, полный богатой фантазии и увлекательной интриги, с весьма высоким драйвом сцен.

Имеется некоторая экономия на образах героев, однако вполне терпимо.

Рассел допускает традиционный для жанра промах, формируя психологию «нелюдей» в чрезмерно человеческом стиле. Вообще, в поведенческой линии витонов, в сфере их интеракции с человечеством автор допускает несколько логических ошибок. Всё это, однако, не снижает высокого качества романа.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, приятно удивлен и даже слегка восхищен.

Считаю, что в каждом издании фантастики должна быть хотя бы краткая биография писателя, чтобы лучше понимать его произведения.

В «Зловещем барьере», на мой взгляд, присутствуют много аллюзий на Вторую мировую и на мир того времени вообще. Например: Азиатское Сообщество — прототип Японской империи (мне так кажеться). Упоминания об уничтожении Тихоокеанского флота США и поражении союзников на Филиппинах ничего не напоминают? Я не говорю уже о том, что Рассел в своем романе часто вспоминает и другие вещи, которые можно разобрать даже невооруженным глазом и привязать к тем годам.

Интересным и важным моментом есть то, как писатель изобразил такую черту людей как перекладывание вины на кого-то другого, мол, «у нас все так плохо из-за того что кому-то это выгодно», «войны все из-за их». Правда, «их» Рассел выбрал не людей, а других существ.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Является ли человек венцом творения, как сам считает? Или есть силы, направляющие людей, и это вовсе не ангелы, Боги или демоны.

На основе таких достаточно сложных философско-теологических вопросов Рассел создает интересный приключенческий роман с иронией над собой (человечеством), могущественными пришельцами (при определенных допущениях, вполне лавкрафтианского толка), отельными героями, готовыми вступить в практически проигранную битву и интересным сюжетом.

Сейчас роман выглядит простовато, но он и написан очень давно.

Прочитал с большим интересом, так как являюсь поклонником классической фантастики золотого века

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал очень давно, но хорошо помню идею. Написанно интересно и захватывающе. Аж мерзко становится, если представить над собой противного витона:smile::box:.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бодрящее разум сочетание фантастического экшена и детективной истории. Витоны могут вызвать неподдельный интерес также и у любителей более «твёрдых» жанров.

Идея Рассела о витонах открывает широкий простор для фантазий. Было бы забавно в подробностях увидеть мир этих шаровидных созданий. Возможно, Земля — лишь одна из моногочисленных колоний Великой державы витонов. :biggrin: Хотя, врядли они имеют собственную государственность. :shuffle:

P.S. Единственный недостаток произведения — его излишне «популярный формат». Хочется чего-то позаумнее и пооригинальнее. Твёрдая «9» {исправлено с «8» :shuffle:}.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение хорошо тем что пугающе близко к реальности. Советую всем почитать про такие энергетические атмосферные явления как ELVES, STEVE, Blue Jets, Red sprites. Прочитали, задумались? Не почувствовали ли вы холодок пробежавший по шее?

P.S. Рекомендую в довесок прочитать рассказ Ужас высот, Артура Конана Дойля. Он тоже о чем-то таком подозревал.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых версий о ненавязчивом порабощении землян, которая муссируется до сих пор в печати.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастический боевик, написанный мастером слова.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Они среди нас.

Идея «тихого», незаметного инопланетного вторжения или присутствия чужого разума, тайно управляющего человечеством, появилась давно, и один из пионеров в этой области – «забытый мастер» фантастики Эрик Фрэнк Рассел с его дебютным романом «Зловещий барьер».

Будущее. По сюжету романа некий ученый разрабатывает химический состав, способный изменить человеческое зрение таким образом, что становятся видны некоторые незаметные ранее глазу предметы или существа – парящие в воздухе энергетические шары, очень похожие на шаровые молнии. К такому открытию приходит сразу несколько выдающихся умов по всей планете, и сразу же после того они начинают один за другим погибать. Что это за шары и почему ученые погибли – ответы на эти вопросы и дает роман.

Время написания произведения приходится на тревожное предвоенное время (1939), когда ощущение чужого присутствия буквально витало в воздухе. Рассел подобно многим авторам уловил нерв эпохи по-своему и предложил фантастическую идею, согласно которой человечеством словно фермой управляют высокоорганизованные и абсолютно безжалостные существа, представляющие собой сгустки чистой энергии – витоны. Питаются эти хищники эмоциями и людей используют как овощи, для извлечения из них эмоциональных соков. Случайное открытие, позволившее обнаружить их существование, приводит к ситуации прямого столкновения людей со своими «хозяевами».

Роман очень динамичный и прекрасно передает атмосферу тревоги, смутной угрозы, источник которой до конца не ясен, но предельно реален. Особенно хороши первые сцены поиска угрозы, когда вообще непонятно, что происходит. Роман причудливо сочетает элементы научной фантастики и нуара, поскольку главными героями здесь выступают циничные сыщики, а основное действие происходит в пыльных американских городах.

Расселу удалось показать, что людьми в общем-то очень легко управлять, если делать это умело. Человеческая масса внушаема, предсказуема и поддается «дрессировке», конечно, за исключением меньшинства индивидов, способных разглядеть угрозу и бороться с ней. В этом плане очень интересно следить за психологией обывателей, которые ничего не подозревают о существовании манипуляторов, да и само их описание выглядит слишком удивительным и неправдоподобным. И вот в столь сложных условиях меньшинство решается бросить хозяевам вызов.

Интересно, что один из самых ярких в этом ключе роман «Кукловоды», написанный гранд-мастером американской фантастики Робертом Хайнлайном, появляется лишь спустя более десяти лет, в 1951 году, в разгар маккартизма и всеобщей антикоммунистической истерии, но все фишки незаметного присутствия сверх-расы до него успешно опробовал Рассел: стравливание между собой государств, игра на их противоречиях и имперских амбициях (интересная идея, что все эти лозунги покорения мира и претензии на мировое господство есть внушение кукловодов и нормальным людям такое в голову не придет никогда), манипуляция слабыми индивидами и эмоциональное рабство, необходимость действовать скрытно, чтобы сохранить возможность бороться, абсолютная власть витонов над людьми, подпольные условия борьбы.

Роман выдающийся, потому что для того времени содержал новаторскую идею, по сути прямо противоположную схеме открытой «войны миров», постулированной Уэллсом, и к тому времени обсосанной до костей. Схема проста и элегантна: они захватят нас незаметно, никто ничего не узнает. Несмотря на ряд теперь уже архаичных деталей, вольные интерпретации ядерной войны (неправдоподобные, потому что откуда в 1939 году понимать всю сокрушительную мощь этого оружия, если оно будет применено позже), чрезмерно примитивное разрешение конфликта, этот роман заслуживает внимание – хотя бы как одна из первых попыток убедительного описания Чужого присутствия и донесения неприятной мысли, что все мы уже давно находимся в рабстве. Просто не чувствуем кандалов.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любого рода претензии к данному роману должны быть развеяны в пух и прах, стоит лишь взглянуть на год написания (даже если брать более позднюю дату, когда он был переработан). Насколько могу судить, это второе после «Войны миров» по своей масштабности произведение, описывающее борьбу землян с враждебно настроенными существами извне (в данном случае, правда,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
исконные хозяева Земли как раз таки вовсе не человечество).
Более того, именно данный роман стал первым в череде произведений о пресловутых «паразитах сознания» (стоит заметить, что данную тему Рассел использовал чуть ранее в своем небольшом рассказе «Импульс»).

Помимо вышеперечисленного, в процессе чтения «Зловещего барьера» раз за разом в мозгу так и рисуются кинематографические картинки, уже давно ставшие штампами в голливудском кино, — не только в плане сюжетных ходов, но и образов героев, антуража, даже шуток и диалогов, не говоря уже о финальной сцене, не раз и не два используемой в том же Голливуде... Всё это, опять таки, говорит лишь в пользу данного романа, которым явно вдохновлялось не одно поколение как писателей, так и кинематографистов.

Подводя итог — для своего времени новаторский роман с блестящей идеей, написанный хорошим и легким языком, в котором гармонично сочетаются философская глубина и сюжетная динамика.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассел писал чуть позже Берроуза. Но какя разница. :super: Марсианский мордобой и размышления о судьбе Земли. Местами наивно, конечно, но все равно хорошо.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

достаточно топорные персонажи и картонные декорации, но в основном ХОРОШАЯ книга

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человеческие органы чувств весьма несовершенны. Мы видим лишь часть диапазона электромагнитных волн и слышим лишь звуки ограниченной частоты. И этот факт дает возможность фантастам задумываться, а что же может находиться за этими пределами? Что может быть в окружающем нас мире такого, что мы не слышим или не видим? На такой идее и построен данный роман.

Ученые сумели заглянуть за пределы зрительного диапазона, преодолели естественный зрительный барьер и увидели то, что видеть не стоило. Оказывается рядом с нами существуют могущественные витоны, энергетические существа, которые по сути управляют людьми в своих интересах. Но тот, кто тайно управляет явно не хочет, чтобы об этом узнали. Интересно, что должна почувствовать домашняя скотина, узнав и осознав, что она лишь скот для заклания?

И начинается динамический боевик. Главный герой, типичный Джеймс Бонд (справедливости ради, книги о Бонде появились через 15 лет) без страха и упрека, преодолевает любые преграды, заигрывает с девушками, является непонятным тайным агентом и вообще немного напоминает супермена в человеческом обличье. Хотя возможно такой образ был типичен для подобных произведений того времени. Ведь роман написан в 1939 году. Однако во время чтения время написания не особо заметно. Воспринимается вполне современно, если не обращать внимания на детали.

Мне роман очень сильно напомнил «Паразитов сознания» Колина Уилсона (но затем я выяснил, что написан он был заметно раньше). Он проигрывает книге Уилсона в глубине и философии, но выигрывает в динамике. Хотя, тут кому что нравится. Мне «Паразиты» понравились больше. Но в целом интересно наблюдать, как авторы книг с подобной идеей, что кто-то управляет нами в той или иной степени, рассматривают наш мир и процессы в нем происходящие. С одной стороны это интересно — задуматься, а вдруг за всем этим что-то есть? А с другой — это может показаться попыткой переложить ответственность за наши поступки на неких витонов или паразитов сознания. Мол, мы то при чем — во всех грехах повинен кто-то иной. Кто-то, кто находится за пределами нашего понимания. При этом в подобных книгах всегда поднимается вопрос борьбы. Возможно это должна быть борьба не с вымышленными врагами, а с нашими внутренними демонами, которые и являются истинными источниками наших поступков, прежде всего негативных. Добро должно побеждать зло. Ну а добро — это конечно мы. И главные герои романа.

В целом хорошая и интересная книга, дитя своей эпохи. Звезд с неба не хватает, хотя идея интересная и читается легко. Глубины в романе искать не стоит, как и рассчитывать на богатые образы героев. Легкое чтение для отдыха — самое оно для этой книги.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх