FantLab ru

Эрик Фрэнк Рассел «Оса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
807
Моя оценка:
-

подробнее

Оса

Wasp

Другие названия: Диверсант

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

Маленькая оса может уничтожить несколько людей, если её укус произойдет в нужное время и придётся в нужное место. Роль такой осы должны сыграть земляне, посланные, чтобы ускорить конец войны между Землей и Сирианской Империей.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1998 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Великий крестовый поход. Оса. Чувство долга
1991 г.
Зловещий барьер
1992 г.
Оса
1992 г.
Диверсант
1996 г.
Космический марафон
2001 г.
Часовые Вселенной
2010 г.

Самиздат и фэнзины:

Далекие звезды
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Wasp
1957 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Закос на шпионский роман, но в инопланетных декорациях.

О сюжете. Во многом герою просто «везёт». На его действия граждане не обращают внимания — и это в государстве, ведущем войну! Где шпиономания? То он вовремя ушёл, то вовремя пришёл, то угон динокара не заметили, то он ушёл из поля зрения просёлочными дорогами. А главное — где, шъёрт побъяры, в документах агентов их фотографии? Вы как будете сопоставлять их принадлежность? Перевоплощается и «разводит» тайную полицию, как детей! Ключевые чиновники ходят без охраны, поэтому без труда удаётся их убрать.

Об идеологии. Увы, т.к. я читатель сегодняшнего дня, то мне интересно отражение сегодняшней повестки. Глупо критиковать писателя за отсутствие такового. Он писал то, что требовала публика тех лет, что хорошо продавалось тогда. Но ведь проблемы человека и человечества мы не победили: они были и сто лет назад, есть и сейчас. Всё, что можно сказать об этом, укладывается только в заключительный диалог ГГ, выживший в стане врага:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Мы забросим вас на Артишейн. Отправление завтра.

- Что? Завтра?

- Вот именно <...>

- Да, — ответил упавшим голосом Моури<...>

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Текст вызывает недоумение не тем, что в нём есть, а тем, чего там нет. Да человек ли это писал, не T-800 какой-нибудь? Если и человек, то заперший свою сексуальность в чулане; даже T-800 в одной из серий женился (пускай и не секса ради).

Итак, кто такие сирианцы? Судя по подготовке агента-землянина ко внедрению (уши пришить да ноги скривить), отличия их от людей являются, в основном, косметическими. И как же они тогда размножаются? Видим ли мы хоть одного ребёнка на недонаселённой планете, находящейся (в начале повествования) в глубоком тылу?

Наш герой — мужчина, умеющий легко менять внешность и с неограниченным запасом денег. Он идёт в городской парк для распространения подрывных слухов. И кого же он там видит? Играющая детвора, как было сказано, отсутствует. Где прогуливающиеся мамаши с грудными детьми (или как это надо называть для сирианцев)? Где просто жёны (а то и вдовы) солдат, отправленных на фронт? Если имеются, то почему бы смазливому толстосуму было не обратить на них внимание хотя бы для распространения тех же слухов? А если их искать не следует, то автор должен был бы нам объяснить: по такой-то и такой-то причине агент счёл, что общаться надо лишь со старыми непривлекательными ворчунами.

И весь роман, вместо отсутствующих женщин и детей, мелькают перед нами какие-то громилы, лесорубы, асексуальные старики, грузчики в порту, клерки, матросы и им подобные персонажи.

Русофобия? Да ну — не слушайте параноидальных патриотов. Никак особенно об СССР, похоже, Расселл не думал; в виду могли иметься и Японская империя, и оккупированная немцами Франция, и Северный Вьетнам, и какая-нибудь латиноамериканская диктатура (типа семьи Сомоса в Никарагуа), да и вообще всякая страна с репрессивным режимом за исключением разве что КНДР, где (в 1950-х) во владельце пачки банкнот стоимостью в 100 000 сразу опознали бы инопланетянина. То же, что в романе _есть_, читается как разнузданная бравада «подвигами» Управления специальных операций (которое SOE) во времена Второй мировой войны. Да, и ещё: сцена занудного установления межпланетной связи, нарушаемой помехами, проливает свет на прошлое Расселла как радиста Королевских ВВС. Похоже, лишь в этом месте он писал о чём-то, в чём смыслил.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Месяцами мы с триумфом отступаем перед деморализованным противником, наступающим в полном беспорядке».

Приведенная выше цитата, пожалуй, сама лучшая строчка за всю книгу.

В детстве мне очень нравился этот роман, но сейчас я уже не могу точно вспомнить за что. Он порой напоминает затянувшийся анекдот про (американского) Штирлица, в котором не хватает характерной анекдотам же абсурдности. Для фантастики тут всё чересчур понятное и узнаваемое, для сатиры — слишком прямо играется и серьезно к себе относится, для шпионского боевика — как-то просто всё выходит у главного героя и в целом немного даже по-детски.

Идея с «Осой», которая в одиночку может привлечь на себя внимание правительства враждебной страны и устроить беспорядки, которые создадут иллюзию присутствия целой подпольной сети — любопытная, но крайне сомнительная. Вместе с тем чувствуется в этой идее какой-то характерный американский индивидуализм (что в общем-то удивительно, учитывая, что автор — британец).

В начале романа приводят пример с осой, залетевшей в машину и устроившую аварию, вот только на каждую такую осу приходится тысячи и больше насекомых, которые повлияют на автомобиль с его водителем чуть менее, чем никак. Когда речь заходит о специально обученных людях, которые действуют на территории с диктаторским строем, где существуют органы, которые на даже официальном уровне могут применять пытки, один единственный шпион, попавший в руки врага сможет рассказать вполне достаточно, чтобы серьезно затруднить работу остальных.

Что до главного героя, то он на протяжении всей книги действует под влиянием безотказной удачи, благодаря которой практически все попавшиеся ему на пути полицейские и члены органов местной безопасности верят ему на слово, не имеют охраны и вообще каких бы то ни было средств противостоять герою.

Справедливости ради, в романе даются намеки на то, что на одного успешного нашего героя где-то там за кадром могло прийтись немало других, менее успешных агентов, о которых никто и никогда уже не узнает. Да и концовка мне дико понравилась своей антиклиматичностью: она наводит на мысль, что по крайней мере военные с «нашей» стороны не так уж далеко ушли от военных противника, а наградой за примерную работу герою будет очередное назначение (и так, пока он не провалится или его не выбросят как отработанный материал). Было бы любопытнее, если бы эта тема сходства между «вашими» и «нашими» была обыграна поглубже.

Да, и напоследок, мне попалась цитата Пратчетта: «Я не могу представить справочник террористов смешнее» из статьи некого Джеймса Сэллиса, который отмечает, что в 2005, когда образ внешнего врага для оправдания перегибов со стороны правительства вместо коммунистов заняли террористы, роман Рассела читался явно иначе, и честно говоря, можно понять почему.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной залихватский боевик в исполнении Эрика Фрэнка Рассела. Причем, если убрать фантастическую составляющую, которой здесь совсем немного, остается смесь из приключенческо-шпионской тематики, приправленной щепоткой военного противостоянии двух держав.

Как и другие произведения автора, этот короткий роман читается легко, отчасти благодаря динамичным событиям на страницах книги, отчасти благодаря неплохим диалогам и щедрым порциям юмора, тут и там разбросанного в избытке британцем, который настолько сильно мимикрировал под своих американских коллег, что, знакомясь с его творчеством, изрядно удивляешься, как мог человек с туманного Альбиона писать в такой манере и столь хорошо, что многие читатели с далекой заокеанской страны принимали его за своего соплеменника.

Да, несомненно, как и в случае со «Зловещим барьером», автору можно предъявить претензии в излишней легковесности, пустословии и отсутствии глубокого смысла в произведении. Но ведь и развлекательная литература, коей это роман, на мой взгляд, является, тоже должна быть и должна радовать читателя. Основная же, если так можно сказать, моя претензия к Расселу заключается в том, что он низводит сложность и трудность работы разведчика под прикрытием к уровню щеголеватых франтов по имени Джеймс Бонд со товарищи, когда великие дела творятся лишь мановением пальца этих супершпионов. На самом деле это, конечно же, не так, и мы имеем массу подтверждений оного, как в литературе, так и в других сферах искусства, да и в документальной хронике тоже.

В остальном же, роман «Оса» — неплохо написанное, увлекательное, еще раз повторюсь, «залихватское» произведение, которое продумано лучше «Зловещего барьера», выглядит более глубоким и серьезным (хотя какая тут серьезность :) ), но все равно страдает, как и другие работы Рассела, от отсутствия предыстории, описания характеров персонажей и многого другого, что, на мой взгляд, мешает поставить за этот роман более высокую оценку.

З.Ы. Для читавших роман на русском из поля зрения скорее всего уйдет один интересный момент, связанный с названием. Дело в том, что WASP — это не только насекомое, вынесенное в заглавие, но и популярная лет 50-70 назад английская аббревиатура White Anglo-Saxon Protestant, то бишь белый англосаксонский протестант, а проще говоря человек привилегированного происхождения, то есть наделенный лучшими качествами среди себе подобных. И вот как раз Джеймс Моури именно таков, согласно задумки писателя.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пособие для свержения диктаторских режимов в несильно технологическом мире. Причем с минимальными затратами и жертвами. Читал и выискивал , где автор напортачил в этой операции. Не нашёл. Только условие — не сильно технологический мир — примерно 50-60 -е годы нашего 20 -го века. Иначе прихлопнули бы Осу. В реальности — свержение диктатора — это большие человеческие жертвы — а здесь легко, виртуозно. Гениальность автора в этом произведении. Одно из самых запоминающихся произведений Рассела.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой роман о диверсионной деятельности с элементами информационно-психологической войны в тылу внеземного противника. Повествование очень динамично и подается с черным юмором, присущим боевой обстановке. Главный герой и персонажи запоминающиеся, как и сам сюжет, который отчетливо всплывает в памяти по прошествии двух десятилетий с момента прочтения. Значительно интереснее повести «Цепная реакция», в которой автор демонстрирует схожую деятельность героев в альтернативных декорациях. Дирак Ангестум Гесепт одобряет к ознакомлению.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная подростковая фантастика, в одном ключе с Гаррисоном, поэтому легко, весело, динамично и полностью минуя мозг)

Для всех тех, кто чем то недоволен — смотрим год написания и делаем соответствующие поправки.

Всем, кому за 15, может уже не зайти...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: ностальгия

В итоге: была такая серия книг в начале девяностых — «Мастера Фантастики». Выделялась из основной массы фантастики строгим оформлением под кожу с фольгированным тиснением серии, номера тома и входящих в него произведений, а также качеством изданных в этой серии романов — АКАДЕМИЯ Азимова, МИР СМЕРТИ Гаррисона и т.д.

В четвёртый том вошли романы разных авторов: «Великий крестовый поход» Пола Андерсона про медиевальных воинов, захвативших космический корабль; роман «Чувство долга» Гаррисона, похожий на его же «Неукротимую планету» (совершенно не помню сюжет «Чувства долга») и «Оса» Рассела, про диверсанта, заброшенного на вражескую планету.

Вот сюжет «Осы» помню прекрасно. Помню как меня, 15-летнего, поразила как сама концепция диверсанта-«осы», так и мощь пропаганды. Нравилось, что, как и в, допустим, серии «Стальная крыса» Гаррисона, герой решал проблемы не кулаком и пистолетом, а, в основном, головой.

Настоящая фантастика золотого века. Старомодная, но увлекательная.

Опять встаёт вопрос терминологии — шпион или разведчик? Сирианцы показаны абсолютным врагом, и главный герой им совершенно не сопереживает, устраивая теракты и масштабный саботаж.

Объём небольшой, читается «Оса» легко, прочитал за полтора дня.

Когда Оса стал вербовать местных аполитичных уголовников, мне происходящее почему-то напомнило «Место встречи изменить нельзя». Ведь бандосов интересовали только деньги и их легко могли завербовать немцы ещё во время войны.

Потом мысли плавно повернули в следующем направлении: а что, если, как любят в альтернативной истории, победили бы немцы и банда Чёрной Кошки из матёрых уголовников превратилась в грозных бойцов за свободу. А два неприятных херра полицая их бы ловили. И, возможно, даже бы поймали, но в конце бы произошла не банальная сдача, а геройская гибель Горбатого и его близких...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первый раз попробовал читать «Осу» сразу после «Великого Крестового Похода» Андерсона, но споткнулся на первой фразе, после чего перешёл к следующему в сборнике роману. Через пару дней вернулся к ней и проглотил на одном дыхании. Динамичный сюжет держит в напряжении до самого конца, плюс специфический аглицкий юмор. Позже Балабуха написал, что в Советском Союзе, гитлеровской Германии или в Китае Моури был бы быстро раскрыт и обезврежен, но это уже дело другое.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этакая «Стальная Крыса» до того, как она была написана. Ингредиенты те же — юмор, главгерой с легкостью решающий любые проблемы государственного и планетарного характера, кладущий неприятеля, не поведя бровью, куча роялей в кустах и технических тузов в рукаве и прочее. Кому такой сюжет и подача по нраву — смело берите в руки книгу и читайте. Кроме того, считаю роман крайне недооцененным в среде российских любителей юмористической фантастики.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так уж и важно, хотел ли автор написать что-то вроде пародии на космического агента 007 и постебаться на антивоенную (шпионскую) тематику, или просто писал развлекательное приключенческое чтиво. Простенькое, но смешное, . Да, невероятная предприимчивость и удачливость агента-осы при такой паршивенькой подготовке, когда ему противостоят все спецслужбы целой планеты, нереальна. Но ведь это фантастика, и фантастика отнюдь не философская, не стоит искать в ней сходства с реальной ситуацией, сложности и глубины, новых идей и откровений.

А, если отбросить эти придирки, то получаем добротное, веселое, динамичное произведение, написанное вполне приличным слогом, вызывающее много улыбок и позволяющее приятно скоротать время. Послевкусия и поводов для каких-то размышлений «а что если» книга не оставляет, но любителям иронично-пародийной, юмористической фантастики понравится, как и тем, кто просто хочет почитать легкую доступную «шпионско-фантастическую» книжку.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, сколько людей узнали в красном Сириусе СССР. Еще забавней тот факт, что автор имел ввиду вовсе не Союз, а совсем другую страну. Название местной спецслужбы Кайтемпи — не сильно замаскированный Кэмпэйтай, военная полиция императорской Японии. Так же на азиатское происхождение Сириуса указывает техническая отсталость и многочисленность населения. Ну и фамилиям досталось.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Общее впечатление: не стоило потраченного времени. С недоумением листаю отзывы, пестрящие десятками и девятками.

В сущности, самым фантастическим в этом романе являются не сакраментальные космические корабли (которых практически и нет) или инопланетные жители (которые отличаются от землян несколькими незначительными анатомическими деталями), а фабула: простой землянин после двух (прописью — двух) месяцев обучения в шпионской школе отправляется на враждебную планету для диверсионной работы. Один. И с успехом с этой работой справляется.

Книга слегка напоминает написанную на 12 лет позже «Месть Стальной Крысы» Гаррисона, но последний всё же пытался иронизировать по поводу штампов шпионской литературы (и не по поводу ли Рассела, кстати?), автор же «Осы», боюсь, вполне серьёзен. Доблестный земной разведчик, разумеется, хитёр, удачлив и борется за правое дело, а его инопланетные оппоненты — тупы, жестоки, невезучи и обречены на провал уже просто потому, что они не земляне (классическая схема — «светловолосые друзья и рыжие враги», только в данном случае враги — синелицые), при этом и первый, и вторые схематичны настолько, что скулы сводит. Уровень представлений автора об особенностях диверсионной деятельности вполне гармонирует с уровнем литературным.

Откровенно говоря, отбросить книгу в сторону мне мешала только слабая надежда на какой-то нетривиальный конец, но надежда эта не оправдалась. Да, наши победили — сюрприз! Больше ничего интересного не произошло.

Так что упомянутая выше «Стальная Крыса», литературные достоинства которой тоже, мягко говоря, не зашкаливают, по сравнению с романом Рассела смотрится чуть ли не шедевром. Четыре балла от силы такому чтению.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот очередь на прочтение подошла и к Эрику Ф. Расселу, а именно к роману «Оса».

По комментариям и оценкам к другим работам этого автора в большой форме мне начинает думаться, что это либо лучшее, либо одно из лучших его произведений. В этой книге имеются и элементы юморка, и сатира, и хорошо продуманные военные будни, добротный сюжет и производственная часть, но без минусов и тут не обошлось. Но обо всем по порядку.

Условно для оценивания этого романа в своей голове я разделил его на три части, на которые обычно и делят любую книжку — начало, середина и финал. И середина вышла в «Осе» просто замечательной. За ГГ было интересно наблюдать, следить за его поступками и мыслями; да за каждым шагом было интересно смотреть! А что случалось при погоне за этим персонажем! А если он оказывался на волоске от смерти... Вообщем, я ему сопереживал, да еще как — миссия на нем лежит важная. Сама идея этой миссии вполне себе реалистична — своеобразный военизированный эффект бабочки, ну либо аналогия с внедрением хаотической частицы в стабильную систему. И то, как реализовывались, воплощалась в жизнь эта миссия, ее этапы — все на качественном высоком уровне. Даже в определенном смысле слишком однобокое выставление Империи сирианцев перед читателем как чего-то абсолютно негативно-диктаторского не портило впечатлений по мере прочтения. За такое не жалко было бы и девяти баллов выставить, да вот помешали те самые вступления с заключением.

Ну что ж так не потрудился Рассел над приданию реалистичности, хоть мизерной, прологу и какой-то интересности эпилогу? Что же с ними не так?

Начнем с первого, логического минуса (во вступлении). Хорошо, обходим стороной, что и в межзвездных войнах все упирается в численность войск. Опустим и чрезмерную похожесть сири на людей — кроме некоторых внешних признаков и упоминания автора в начале, мол, «плодятся они как мухи», никаких различий с людьми нет. Но как, как можно, объясните мне, подготовить агентов-диверсантов за шесть недель!? Всего шесть! По-моему, даже военные училища Советов в годы Велико Отечественной и то больше времени затрачивали на подготовку юных боевых кадров. А тут на тебе, не считая того, что и без добровольной основы, просто земное правительство нашло людей, знающих язык сири и за несколько недель обучило их всем канонам шпионажа, диверсионной деятельности, боевых искусств (пусть и в зачаточном состоянии) и методикам психологической войны. Ладно, допустим, принимая все это за чистую монету и следованию «плана Осы», представим, что земные политиканы тех веков думают: «ну, пофиг, самое главное, чтобы эти недоучки-смертники хорошенько отвлекли на себя внимание. Сразу все силы засранцев-сири разойдутся кто-куда, и тут-то мы начнем наступления. Но, как мне думается, отвлечение внимания генералов сири должно быть как можно более долгим, и что еще более важно те не должны догадаться, что все это лишь жалкие проделки землян, на которые и обращать внимание не стоит. Если же наши диверсанты будут плохо подготовлены, то большого труда вывести всю правду о деятельности разведки Земли не составит труда. А уж это значит, что будь у нас хоть бесконечный поток этого разведовательного пушечного мяса, после такого поворота событий весь план «Оса» ожидает скорое падение.

И второй, заключительный минус, определивший оценку романа в восемь баллов — финал. Абсолютно не оправдывающий интриг, неинтересный, бледный, простой и ожидаемый.

Исходя из всего вышеизложенного все же советую «Осу» читать — динамичная и неглупая вещица. Заставит задуматься о более выгодных и менее затратных способах победить не только в обычной войне.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман начинается очень мощной социально-философской теорией — концепцией осы. В концовке присутствует добротный сатирический фрагмент. В остальном роман достаточно посредственный. Сильной стороной романа ногу назвать внутренние монологи ГГ, в которых он моделирует диалоги своих противников, обведённых им вокруг пальца.

В остальном роман разочаровывает. Во-первых, соглашаюсь с Мета. Особенно хочу отметить махровую русофобию (если хотите СОВЕТОфобию). Ей стало попахивать к середине романа. А ближе к концу всякие сомнения рассеялись. Автор нарисовал чёткий и однозначный образ врага, достаточно точно соответствующий западной пропаганде 30х-50х годов. Тоталитарное государство, сплошные негодяи в сфере управления, душегубы в силовых структурах, озабоченные исключительно своим превосходством над окружающими, инфантильные обыватели, ведущие спокойную размеренную жизнь в условиях войны. Только криминальный мир можно назвать вполне обычным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но криминальный мир умом также не блещет. Они могли бы догадаться, что человек, устраняющий силовиков в условиях войны явно или косвенно работает на врага в условиях войны. Но это не главное.

Самое интересное, что абсолютно нет никаких подготовление к обороне. Ни мобилизации, ни перестройки промышленности на военный лад, ни оттока населения в глубокий тыл. И абсолютно нелепое поведение руководства. Не один из них не вызывает ни малейшей симпатии. Автор постарался на славу. Во-вторых, роман достаточно скучен. Герою всё даётся до смешного легко. А с учётом глупости противников книга читается достаточно уныло.

Рекомендую тем, кто интересуется политикой и историей XX века. Остальным советую «И не осталось никого...».

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх