fantlab ru

Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Оценок:
521
Моя оценка:
-

подробнее

Печальная история братьев Гроссбарт

The Sad Tale of the Brothers Grossbart

Роман, год; цикл «Печальная история братьев Гроссбарт»

Аннотация:

Эту сказку знает каждый ребенок: старуха медленно отрезает девочке волосы и отдает зверю на съедение до самого рассвета. А потом девочка находит в лесу дорогу домой – лысая, как младенец, но целая и невредимая. Обрадованный отец греет ей воду для мытья и больше не заставляет так много трудиться, а ещё она, кажется, находит по дороге сбежавшего поросенка. На следующий вечер приходит красивый молодой охотник, и, прежде чем волосы у нее отрастают до плеч, она становится счастливой женой и будущей матерью. Но то, что на самом деле произошло той ночью в лесу, так мучительно далеко от дома, следует заново прояснить.

Они были Гроссбартами с ног до головы, во многих странах и землях эта фамилия все ещё имеет серьезный вес. Хоть братья и не были такими омерзительными, как их отец, или такими хитрыми, как их дед, на деле они оказались хуже, чем оба этих ужасных человека. Кровь может испортиться за одно поколение, а может веками очищаться, чтобы породить нечто поистине чудовищное. Так и произошло с кошмарными близнецами – Гегелем и Манфридом. Прежде чем их отца поймали и повесили в какой-то унылой деревеньке далеко на севере, тот успел преподать сыновьям семейное ремесло; если, конечно, разграбление могил можно счесть достойной профессией. Но братья твёрдо верили, что отец отыскал деда в Гипте, а их самих бросил на произвол судьбы и жестокой, вечно пьяной матери…

И так, пятьсот лет назад в Бад-Эндорфе, центр Европы, в последний месяц осени 1370 года им едва исполнилось по двадцать пять лет, и они лишь сводили счеты, а ей не стоило лезть, да ещё с топором. Спокойствие. Нужно сохранять спокойствие, чтобы слинять отсюда и добраться до песчаных земель. Всегда на юг! В пустыню мертвых царей! Ни демон, ни Дьявол, ни ведьма, ни зной от золота их не удержат. Да Благословенная будь, Мария!..

А тем временем по их следам на юг за ними шёл Великий мор обретая кратковременное возрождение в этих землях, а Генрих и его свита, оставляя за собой разорение и чуму, неуклонно шли на войну с Гроссбартами. Страшное зло приближалось: демонов, ведьм и всех прочих тварей…

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2010 // Лучший дебют

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Фэнтези года

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // Выбор жюри. Произведение (Перевод с английского Ефрема Лихтенштейна)

Похожие произведения:

 

 


Печальная история братьев Гроссбарт
2018 г.
Печальная история братьев Гроссбарт
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Sad Tale of the Brothers Grossbart
2009 г.
(английский)
The Sad Tale of the Brothers Grossbart
2009 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

5 лет книга ждала своей очереди (это проблема всех читателей, кто покупает сразу много книг), и я никак не мог дождаться, когда же дойдет очередь до этих самых странных, но манящих Гроссбартов. Про этот роман я читал много разных отзывов. Кто-то пел ей дифирамбы, кто-то обещал сжечь в костре. Но мне больше всего интересно было то, что книга мрачная, жестокая, кровавая. Мол, так редко кто пишет. А вот Буллингтон сумел! Когда книгу принес курьер, мне хотелось сразу же усесться на диван, открыть первую страницу и погрузиться в чтение. Но... уселся на диван я лишь спустя 5,5 лет. Бррр, уже само по себе мрачная история=)

Начинается роман немного непонятно. Какие-то странные, отбитые на голову братья Гроссбарт с длиннющими бородами пытаются сбежать из родной деревни в манящий Гипет (то есть Египет по-нашему), но для этого они еще попутно убивают всех подряд, кто попадается на пути. Благо, происходит все в мрачные времена Средневековья, что немного объясняет жестокость. И да, книга сразу поражает своим детальным описанием убийств. Среднестатистический автор просто написал бы, что от удара кувалдой по голове крестьянин отлетел в угол без признаков жизни. Джесс Буллингтон же подробно описывает, сколько было ударов, как крошится череп, сколько вылилось мозгов, сколько капель попало на бороду одному и второму брату, какие кости торчали из спины и как трудно глаз выдавливался из глазницы. Собственно, это и есть та самая «жуть», о которой пишут в отзывах. Причем все самое неприятное происходит примерно в первой четверти книги. Дальше чуть проще, чуть безобиднее, с меньшими подробностями.

Далее сюжет раскрывается больше, и оказывается, что повествование на самом деле довольно простое. Братья Гроссбарт — 20-25-летние ушлепки, которые грабят могилы или других людей просто потому, что на что-то другое они не способны. Они не испытывают жалости, спокойно могут убить одинокого путника, потому что если не сделать этого, то путник может убить их. Да, такие были правила в темном Средневековье. В первой половине книги братьям попадаются мифические существа — мантикора, некое подобие Бабы Яги, нечто паукообразное. Мрачные события автор описывает с шутками, из-за чего происходящее воспринимается, как сказка с черным юмором.

Да, в некоторых местах к желудку иногда подкатывает, мерзковато, согласен, но все равно приемлемо и хочется читать еще. Сказки я люблю, и на этом этапе я готов был поставить книге твердую 8, а если дальше будет еще лучше, то и крепкую 9. Но, к моему сожалению, во второй половине сюжет начинает буксовать. Братья попадают в Италию, встречают скучных персонажей, повествование замедляется, появляется много занудной софистики, куда-то исчезает манящий флер сказки. В какой-то момент начало казаться, что роман состоит из нескольких несвязанных между собой историй, которые автор попытался увязать в один сюжет. Но все равно вышел Акт 1, Акт 2, Акт 3 и т.д. И первые акты были классными, а вот потом...

К сожалению, роман получился неровным. Да, он мрачный, мерзкий, волшебный. Эдакий сюрный фильм ужасов на тему сказок. Но он очень неровный. Начали за здравие, а закончили... А закончили братья так, как и ожидалось. По итогу пришлось поставить 7/10, как нечто среднее. Потенциал был, но получилось то, что получилось. Из-за чего я испытал легкое чувство расстройства, ведь ждал я книгу года...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну такое. Автор стремится шокировать читателей детальным описанием всяческих мерзостей физиологического плана и отмороженностью поступков. Не сравнивать с Лавкрафтом — там писательский талант, создание атмосферы ужаса, а не отвращения. Здесь — механическая попытка вызвать рвотный рефлекс. Обьективно — посредственность, на пять баллов. Ставлю 1 — возможно это поможет кому — то сэкономить свое время на более интересное произведение и не попасться так как попался я — клюнув на анонсированный «черный юмор»??????? и достаточно высокий рейтинг.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная атмосферная вещь. Братья Грим (даже в оригинале) печально уходят курить на балкон.

14-й век, Европа выпотрошена 100-летней усобицей, а в лесах и на дорогах нечистая сила. Причём, это вам не сказочка, а тяжёлый, кровавый экшен. И главные монстры в этом экшене отнюдь не демоны и ведьмы, а люди. Автор заранее обещает нам своих главных героев, в виде потомственных злодеев, однако жизнь показывает их несколько иначе. В сравнении с тн “честными людьми”, герои Булингтона, иной раз, выглядят праведниками.

Сюжет увлекательный, с высоким уровнем фантазии. Драйв сцен высок. Исторический антураж несколько мультяшный, но в принципе достаточно яркий и цельный. Герои живые и колоритные. Жести много, но и рояли на месте.

В целом, роман понравился, увлёк.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как оказалось, история была печальной лишь только для попутчиков, для самих же Гроссбарт, любое предприятие могло обернуться несказанным успехом, с неистовым уровнем фарта и живучестью сравнимой с бессмертием.

На первый взгляд объективно не понятный смысл и мотив столь жестокого убийства на первых страницах книги может показаться необъяснимым со стороны логики и морали, но будет вполне понятен по мере знакомства с братьями, что подобное зверство для них абсолютная норма.

Оба появились на свет без каких либо качеств, определяющих в них человечность. Для них чужды мораль, этика, общепринятые нормы, стандарты и традиции. Поэтому свои поступки они сравнивают с чем-то обыденным, объясняя это с духовной точки зрения, а потом после череды подобных событий все приводит к тому, что один объявляет себя святым. Да, это безусловно безумие, но их спутники это охотно жуют, и помогают отчаянно пережевывать сомневающимся, при этом не требуя ни одного факта подтверждения святости бородатого богохульника. Это настолько типичная глупость, которая уверенно заражает, и находит при этом сторонников среди титулованных персон. А всему виной в корне неверные религиозные определения, и совершенно изломанные ее представления, дополненные собственными мыслями и убеждениями, что придает им уверенность в правоте совершенных деяний, даруя им абсолютную власть в любом споре и мнение.

Если б не зашкаливающая мерзостность этих «безупречных» героев, то в целом получилась довольно интересная и проработанная история, с вменяемыми и некоторыми весьма яркими персонажами и неплохим хотя и однобоким юмором. Книга хороша для того чтоб разбавить однообразие, особенно в промежутке чтения огромного цикла. Хочу отметить, что если это фэнтези то в силу только пограничное.

Ну и как оказалось родовая подпись, оставляемая на местах обворованных захоронений в виде знака первой заглавной буквы их фамилии, видимо не только указывала на совершенный вандализм, о чем видимо они даже и не подозревали.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двое потомственных расхитителей гробниц — братья Гегель и Манфрид Гроссбарты, зверски расправившись с семьёй крестьянина Генриха, некогда избившего их лопатой за воровство, пускаются в бега в сторону Египта, где надеются сказочно разбогатеть, грабя гробницы фараонов.... Жаждущий мести Генрих отправляется за ними следом. Поскольку у буйных братушек есть удивительная способность наживать врагов и не только среди людей, то количество человеческих трупов и уничтоженной нечисти растёт по мере их продвижения к цели, равно как и желающий их уничтожить Генрих, недолго остаётся в одиночестве. В общем, история вовсе даже и не печальная, а вполне себе бодрая и драйвовавая, с прекрасно переданной атмосферой европейского средневековья, демонами, ведьмами, морскими сиренами, чумой, зубодробительным экшеном и вся эта гремучая смесь обильно приправлена чёрным юмором, как макароны кетчупом. Диалоги братьев в стиле «Бешеных псов» Квентина Тарантино, смело можно растаскивать на цитаты. Не изменяя своей привычке сравнивать всё и со всем, я бы назвал эту книгу помесью Брома с Джо Аберкромби. Правда рангом немного пониже и «крепостью» пожиже. От старины Джо яркие и харизматичные герои. Но в отличие от аберкромбиевской неоднозначности и многогранности, когда даже самые понятные на первый взгляд персонажи раскрываются с неожиданной стороны, братья Гроссбарты от начала и до конца предсказуемые и отбитые на всю голову отморозки, с одной извилиной на двоих. От Брома яркий и красочный мир, но чуть менее живой и чуть более «киношный» и «комиксовый». Как я в своё время назвал «Красный бубен» Белоброва-Попова не хоррором, а карикатурой на хоррор, так и эту книгу можно назвать карикатурой на дарк фентези. И тоже в хорошем смысле — яркой, талантливой, не глумящейся а остроумно высмеивающей. До самого финала роману больше подходило название «Фартовая история братьев Гроссбарт», так как количество удачи и фарта на пути братьев к вожделенному Египту явно превышало все разумные пределы.....но в финале Госпожа Удача вдруг сделала «финт ушами» и резко вышла попить чайку, повесив на дверь табличку «Сколь верёвочка не вейся....».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В предисловии к «Печальной истории братьев Гроссбарт» нас сразу же предупреждают об исключительной мерзости персонажей, с которыми нам предстоит ехать всю дорогу. Но кто ж поверит на слово? Поэтому в первой же главе Буллингтон доказывает это ошеломительным количеством бессмысленной жестокости от рук братьев. После такого вступления в голове сразу возникает мысль: «видимо, тут над нами будут ставить эксперименты в духе старого доброго ультранасилия Энтони Бёрджесса и Михаэля Ханеке». Однако, в действительности это было нужно лишь для того, чтобы обесчеловечить главных героев и с чистой совестью развлекать читателя, опрокидывая на головы братьев одну гадость за другой. При этом ничего похожего на жалость у читателя возникнуть не должно. Вот только в процессе возникает парадокс: из каждой передряги Гроссбарты выходят все более грязными и вонючими, но абсолютно целыми и невредимыми (бороды не в счет). А вот многочисленным второстепенным персонажам, коим не посчастливилось пересечься с братьями достается по полной программе. Едва успев получить имя, они тут же идут на пушечное мясо, так что рассказать об остальных персонажах особо то и нечего.

Неудивительно, что Гроссбарты, столько раз выйдя сухими из воды, возомнили себя святыми. Между очередными кровавыми разборками братья постоянно развлекают нас своими эмоциональными диалогами как с другими персонажами, так и между собой. Умственная отсталость в этих диалогах порой граничит с гениальностью. Братья легко подминают все и всех под свое видение мира, а их мораль проделывает невероятные гимнастические упражнения, всегда оставляя героев на коне (в своих собственных глазах, конечно). Благодаря такой завидной самоуверенности и напору, окружающим легко поверить и в святость, и в прочие сомнительные Гроссбартские тезисы.

Несмотря на общий легкий тон повествования, нельзя назвать «Печальную историю братьев Гроссбарт» легкой халтуркой или пробой пера. Буллингтон вложил в роман серьезные усилия для придания ему псевдоисторического контекста. Количество деталей, погружающих в точно определенную эпоху и место действия, действительно впечатляет. За время чтения я множество раз задавался вопросом: «так все-таки это персонажи из реального фольклора или нет?» Перечень литературы в конце – как финальный подкол. Существует ли добрая половина произведений оттуда в реальности, знает только сам Буллингтон.

В целом, история пролетела как телега под откос – разухабисто и с ветерком. Эту книгу точно нужно иметь в библиотеке про запас. В момент, когда вам срочно понадобится глоток свежего воздуха посреди долгого путешествия по какой-нибудь «Малазанской книге павших» или «Колесу времени», «Печальная история братьев Гроссбарт» может прийти на помощь и немножко вас встряхнуть. Внецикловый фэнтези роман, не являющийся при этом никаким приквелом/вбоквеллом к чему-то другому – это большая редкость. Правда, не факт, что этот воздух покажется свежим. От страниц отчетливо несет всеми оттенками вони – в плане «атмосферы» автор тоже постарался на славу.

«Печальная история братьев Гроссбарт» — может показаться какой угодно, в зависимости от ожиданий, но только не печальной. Лично меня она неплохо повеселила. За что ей спасибо.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

К «Печальной истории братьев Гроссбарт» сложно остаться равнодушным. Автор с первой страницы пытается вывести читателя из душевного равновесия, сперва обрушивая на него поток бессмысленного насилия и жестокости, затем приводя к пониманию, что насилие в этой книге творится ради насилия, а за справедливостью стоит обращаться в какой-нибудь другой роман.

Жили-были два брата Гегель и Манфред, и были они полнейшими отморозками и лютыми Марти Сью. Однажды им в голову пришла отличная идея поквитаться с одним крестьянином за то, что тот в свое время поймал их на воровстве и хорошенько отходил лопатой. Вот только момент расплаты пошел наперекосяк, и братья поубивали всю семью крестьянина, грабанули его дом, и ломанулись на юг. Всё, что ждет читателя дальше – череда жестокости ради жестокости, чудесные выпутывания братьев из любых передряг, обильные и далеко не всегда смешные шутки, диалоги о религии и философии, а также стычки со всяким сверхъестественным.

Но давайте отдадим автору должное: рассказывать истории он умеет. Мир прописан неплохо, второстепенные персонажи, типа ведьм, запоминаются, сама история получилась достаточно атмосферной, с отчетливым послевкусием. Для дебюта – очень и очень хорошо. Другой вопрос, что главные герои не то что сочувствия, даже мысли о снисходительности не вызывают. Но, видимо, «таков путь» (с), не всем же быть негодяями с золотыми сердцами. Учитывая, что братья Гроссбарт не просто плохие, а нарочито отморозки, можно с уверенностью сказать, что автор так и планировал. Остается только вопрос: зачем?

Если книга является эдаким троллингом, то он вполне удался, Гроссбарты легко вызывают раздражение. А вот если перед нами своеобразное «воспевание злодейства», то получилось слишком натужно и, в какой-то мере, карикатурно. Я сам воспринимаю книгу как троллинг автора, и потому не могу относиться к ней серьезно.

Итого девять баллов за авторское мастерство, три – за сомнительную идею и персонажей. И средняя оценка становится шесть баллов из десяти.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

КРОВЬ, КИШКИ, БОРОДА

Всем мужикам в пиратском набеге

Должно бороду носить.

Alle die mit uns auf Kaperfahrt fahren,

müssen Männer mit Bärten sein.

Сплаттерпанк точно не мое, разного рода кровища, дерьмище, клочки по закоулочкам, мозги по периметру и прочий ресторан «Отвращение» никогда не казались привлекательными. Ни в одном из возможных смыслов. То есть, понимая, что в любом самом прекрасном человеке четыре кило кала, потребности насладиться лицезрением выпущенных кишок со всем их содержимым, не испытываю. Знаю, есть такие люди, которым нравится. Во втором классе со мной сидел мальчик по имени Альберт, который везде рисовал свастику: в тетрадках, на ластике, на гранях простого карандаша. На моем тоже рисовал. Будучи поставлен в угол, принялся бить головой о стену и пробил фанерную перегородку между кабинетом и закутком для наглядных пособий. Его вскоре перевели в другую школу и лет сорок не вспоминала о нем, но вот сейчас подумала, что Альберту могла бы понравиться «Печальная история братьев Гроссбарт»

Не утверждаю, что поклонники нетленки непременно должны нести печать вырождения, сама-то я домучила ведь до конца, хотя скрепя сердце и скрипя зубами. Но что-то непременно должно быть в авторе, переводчике, издателе и восторженных читателях, что находит эстетическую радость в бессмысленной и беспощадной агрессии. «Всякое различие разъединяет, а подобие стремится к подобию» (Боэций). Настроив таким образом против себя хренову тучу народу, перейду к роману. Если литературным дебютом Буллингтон хотел прозвучать громко, то он все правильно рассчитал. Конец нулевых был временем, когда потребитель уже изрядно подустал от миллениальных игрищ в старую-сказку-на-новый-лад (помните. тогда безумно много появилось видоизмененного фольклора и авторской сказки?)

Однако эти ванильные перепевы подготовили почву и настроили публику на восприятие реально хардкорных вещей, уровнем жестокости и откровенностью натуралистических подробностей превосходящих стандартный порог терпимости. Буллингтон сделал не сказки братьев Гримм без цензуры (обратили внимание на «братьев гр...» в заглавии? ассоциативные ряды наше все) и даже не «мать извела меня, папа сожрал меня», но нечто в разы превышающее уровнем тупой агрессии. История начинается с того, что два ублюдка возвращаются в родные края с намерением укокошить родную мамашу. С огорчением узнав. что старушка двинула кони, не дождавшись приезда единоутробных, направляют месть на крестьянина, в их детстве имевшего неосторожность поймать на воровстве и вздуть. Убив всех его чад с домочадцами — дочерей сжигают заживо — решают отправиться в Гипет, где дед предположительно нашел сокровище в раскопанной им могиле, а отец предположительно присоединился к нему в наслаждении богатством.

Дальше спагетти-вестерн будет разматываться в том же стиле: кусок дороги, остановка и очередная резня, для разнообразия убивать братья станут не только мирных граждан, но и разного рода чудовищ, коих встретят во множестве. Непременное раскапывание близлежащих могил, потому что по основной специальности Гегель и Манфрид расхитители гробниц. Удивительно, но один положительный эффект книга для меня возымела. Прежде не воспринимала гробокопательство и осквернение останков таким уж тяжким преступлением — мертвым все равно. Не думая, сколько болезнетворной дряни выходит наружу из потревоженных захоронений. Но сегодня мы все вирусологи поневоле, потому вывод о том, что хотя бы некоторые из вспышек чумы были спровоцированы такими охотниками за поживой, просится.

В общем, полезная, в смысле воспитания нетерпимости к людям, тревожащим прах, книга. В остальном жуткий трешак.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно на третьей четверти «История» была отложена в сторону на продолжительное время, и вместо нее до конца дочитано множество других книг. Может ли это говорить о том, что книга не удалась? В данном случае лишь отчасти, да и то, есть этому оправдание: первая половина книги безумно впечатлила, настолько, что необходим был перерыв, чтобы прийти в себя. О третьей же четверти можно сказать лишь, что, несмотря на свою слабину (в сравнении), со своей задачей, быть эдаким затишьем перед бурей, перед впечатляющим (и лаконичным) финалом, она справилась.

Ну а в целом перед нами история о мире, где есть зло и большее зло, а тому, что считается добром, лучше и не вылезать на свет – оградят, изнасилуют, покалечат и убьют. И необязательно в таком порядке. Нам сразу же говорят, и демонстрируют отвратительным способом, что те, кто хочет просто трудиться и жить во благо себе и другим, обречен в этом мире и времени. К нему могут прийти, всё отобрать, и оставить в живых, чтобы тот мог смотреть на пепелище и истерзанные трупы родных.

Книгу от всех прочих отличают главные персонажи. Не те, кто всё потерял и встал на путь мести. Она о тех, кто убил ту семью и сжег тот дом. Она о том, как эти люди пошли себе дальше по своим делам, продолжая сеять хаос вокруг себя.

Автору удалось почти что невозможное. Отвращение к главным персонажам и поступкам так же сильно, как и интерес к их образам, к их, можно сказать, принципам. Которые, на деле, позволяют им быть лучше, чем другие люди. Хотя бы в том, что у них есть свои рамки – специфические, но все же. Есть свой кодекс поведения, верность тем, кто этого заслуживает в их глазах. Есть и упорство. В собственных убеждениях, мало изменяющихся под давлением внешних факторов, в то время как все остальные либо ломаются, либо становятся еще хуже, чем они есть на самом деле. Наглядный тому пример – выживший семьянин, бросившийся преследовать братьев, изменяющийся под гнетом своей ненависти и легко переступающий черту невозврата, запросто заключающий богопротивные сделки.

Кроме того, автор доходчиво и неоднократно показал, как религия может стать оправданием для чего угодно. Опять же, на примере братьев в первую очередь. Они искренне верующие люди (своеобразно верующие в дикую смесь перевранных догматов), что не мешает им творить страшное направо и налево, с большей легкостью, чем необходимость высморкаться. Другие второстепенные персонажи, имеющие отношение к религии недалеко ушли от братьев. Увидев, как ловко можно интерпретировать священные постулаты, они решили поступить также — и сразу стало легче. И жить, и «деятельствовать».

Нашлось в «Истории» место и сказке. О девочке, которой пришлось ночевать в ведьмином доме посреди глухого леса, пока вокруг бродило чудовище-людоед. Сказке, рассказанной живо, красочно и завораживающе, так, будто это отрывок из самостоятельной книги – настолько она заставляет забыть о похождениях убийц. Впрочем, сказка эта под стать общей идее. Ничем хорошим она не закончится, все будет жестоко, кроваво и показательно реалистично в плане морали. Одних убьют, другие займут их место, чтобы потом также быть убитыми.

Ну а фоном всего этого выступает мрачнейшая средневековая Европа, съедаемая очередной эпидемией чумы. И ее было бы достаточно, но автор добавил в этот котел демонов, ведьм, разнообразных чудовищ и множество сумасшедших людей, подпавших под влияние первых или вторых. Здешний мир буквально сочится несчастьями, кошмарами и безумием, стоит к нему приглядеться лучше. Благо, и фон этот, и глубокомысленные рассуждения на религиозные темы и трактовки разных истин чаще всего скрыты за толстыми слоями боевика и триллера, когда каждый новый день и особенно ночь приносит братьям очередные встречи с людьми и монстрами и необходимость всеми доступными средствами выжить ради продолжения своего путешествия.

Вообще, о книге можно еще много рассказывать, отмечая те или иные положительные моменты. А можно указать, что «История», имея как плюсы, периодически напоминает и о наличии минусов. Вроде проблем с логикой у персонажей. Не у братьев, с ними всегда все ясно, а у антагонистов. Порой они кажутся неубедительно беспомощными, со всеми своими сверхъестественными силами против топора, кирки и такой-то матери, ежеминутно упоминаемой. Или заметить, что есть шероховатости, неровности в повествовании. Бешеный драйв и расчлененка сменяются самыми настоящими ужасами, после которых темнота будет некоторое время нервировать. А между ними нет-нет, да и мелькают эпизоды-связки, ничем не примечательные, а исключительно связывающие. Как та самая третья четверть, большой кусок текста, при изрядном сокращении которого книга стала бы только лучше.

Как бы то ни было, «Печальная история братьев Гроссбарт» содержательна, интересна, всегда найдет, чем удивить или напугать. Качественна как проработкой персонажей, так и миром, его историей и общей атмосферой. Она из того разряда книг, которые способны надолго остаться в памяти. Пусть и применяя для этого порой самые непотребные и омерзительные методы.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бодрая, адреналиновая книжка.

По жанру «темное фэнтези», но лишенное современных примет субжанра — вычурности, пафосности и слишком серьезного к себе отношения. Перед нами, как писали на кассетах с пиратскими фильмами в прошлом столетии «УЖАСЫ. КОМЕДИЯ. ПРИКЛ.»

Дело происходит в не совсем вымышленном мире, в Средневековой (XIV столетие) Европе, только там наряду рыцарями, монахами, крестьянами, углежогами и остальным населением, живут еще и демоны, ведьмы, оборотни и прочий «фольклорный элемент».

Некоторые главы книги работают с классическими сказочными сюжетами (история Николетты, например), некоторые со стереотипами о Средних Веках, которые кочуют по учебникам истории лет 150. И конечно, всюду тяжелый труд, жизнь впроголодь, войны, эпидемии, обвальная детская смертность и суеверия.

На этом скупо, но выразительно прописанном фоне «приключаются» два колоритнейших мерзавца, братья Манфрид и Гегель Гроссбарты, расхитители могил по основной специальности, но если надо, то и просто разбойники, а так же охранники, наемники, охотники на нечисть, крестоносцы и прочая, и прочая.

Семейный «бизнес» братьев шел ни шатко, ни валко, иногда приходилось и подметки глодать.

Потому узнав, что в далеком песчаном «Гипте» есть сказочно богатые усыпальницы, они сломя голову устремляются на юг, по дороге калеча, убивая и унижая кучу народу. А заодно зачищая европейские закоулки от нечисти. Таким образом зло посюстороннее сталкивается со злом иномирным, и нечисть не всегда выглядит хуже и страшнее братцев, которые слишком тупы, чтобы бояться, и слишком самолюбивы, чтобы отступиться.

В промежутках между своими подвигами (когда в кавычках, а когда и без) Гегель с Манфридом ведут «беседы о теологии», то есть несут дикую богохульную чушь, от которой не то, что у католика, у атеиста уши в трубочку сворачиваются. При том, что себя Гроссбарты считают людьми благочестивыми...

В отличие от подавляющего большинства «неоднозначных» литературных героев, которые «под грубыми манерами скрывают золотое сердце», Гроссбарты реально, отбитые на всю голову головорезы, местами напоминающие обычных бандюганов. При этом, в грубом обаянии им тоже не откажешь, но такое, ничего не попишешь, бывает с асоциальными элементами и в нашей реальности, что говорить про книгу... Есть у них и положительные черты. Прежде братская взаимопомощь. Друг за друга они горы свернут. Хотя общаются в основном бранью и сложносочиненными издевками. И они крутосваренные сукины сыны, ни черта не боятся. Пусть Гроссбартов черт сам боится. Но самое главное «своих» (товарищей, подельников, сообщников) Гроссбраты все-таки не кидают. Костерят на чем свет стоит, пинают, уши рвут, но не бросают, тащат на себе раненых, выволакивают из пожара, могут даже морально поддержать (по-своему, то есть с помощью оскорблений, но стараются развеять тоску младших компаньонов). В общем, ни приведи Дева Мария заполучить Гроссбратов во враги, или попасться им под горячую руку. Но в разведку с Манфридом и Гегелем идти все-таки можно.

Я может, слишком уж сосредоточился на описании центральных персонажей, но именно они тащат на себе всю книгу. Сюжет представляет из себя довольно обычный квест.

За сокровищами из Германии (через Италию) в Африку.

Гроссбарты пришли-разнесли все к чертям-пошли дальше-разнесли все к чертям.

Прочие герои тоже живые, хотя описаны более скупо и портреты их ограничиваются обычно парой броских черт. Этот «хороший парень», этот «циничный вояка с юмором», этот «монах-пьяница».

Вообще Гроссбарты с равным успехом спасают кому-то шкуру и калечат душу. Тот же Мартин-монах до встречи с ними просто слишком много пил и врал. И закончил мерзкими преступлениями. А уж во что превратился обычный фермер Генрих...

Книга отчасти относится к жанру хоррора. В ней хватает и жутких, и мерзко-физиологичных описаний, от некоторых может и сердце затрепетать, но скорей уж желудок свести. Чумные демоны, ведьмы, звери-людоеды, гомункулусы, одержимые. И ОЧЕНЬ много «гуморов» — телесных жидкостей разного свойства, от крови до гноя и хуже — в бесконечность. Разлагающиеся трупы, плесень на еще живых телах...

На меня эти навороты гадостей не произвели какого-то жуткого впечатления. Во-первых потому, что книги все-таки не пахнут, а во-вторых потому, что горы guro у Буллингтона слишком гротескные. Творящееся безобразие напомнило старые ужастики, вроде «Зловещих мертвецов» с Брюсом Кемпбеллом, где такая же подробная расчлененка в кадре, фонтанирование крови и блевотины были при всей своей подробности, слишком карикатурны, а делались из пластика, кетчупа и овсянки. Утрированные же гримасы главного героя не давали возможности относиться к происходящему слишком серьезно.

Возможно «Печальная история братьев Гроссбарт» и трэш, но трэш осознающий себя таковым, а не наводящий многозначительного туману.

Рекомендую всем кто любит старые ужастики, с пластилиновыми еще спецэффектами.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман однозначно необычен. Вообще первая половина прочиталась удивительно легко и с интересом. Что то от Братьев Гримм проскальзывало временами. Но вторая половина как то съехала в нудноватое повествование, а концовка так и совсем создала впечатление «как бы это все скорее закончить хоть чем нибудь». Вместе с тем в книге есть своеобразное описание мрачноватого Средневековья, изложенного с точки зрения представлений о добре и зле того времени. Дикость, варварство, сумбур в головах главных героев — грабителей могил, которые при этом творят свои грязные дела под знаменем самой Девы Марии. Без разбору убивая людей, они при этом то ли сражаются с демоном, то ли защищаются от него — совсем неясно, но все таки получают заслуженное наказание за свои преступления. Справедливость восторжествовала ура! Демон естественно подох, но и братья за ним. В общем трэш да и только, но прочитать стоит.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

У автора вышла неудачная (если не сказать, жалкая) попытка воссоздать суровые и мрачные реалии средневекового мира. Хотя, если прочитать список литературы, зачем-то напечатанный в конце, и пересчитать на пальцах список лиц, приложивших глаз к редактуре текста, то наверное должно было сложиться впечатление, что это труд поистине священный в своей достоверности тогдашних нравов, обычаев и атмосферы. Вместо этого автор совершенно не удивил знаниями особенностей быта, костюма, манер, питания или чего бы то ни было еще. Зачем же тогда было городить огород?

Цельного плана на роман, по-видимому не было к моменту его начала. В связи с этим сюжет сильно провисает всякий раз, как заканчиваются шутки (довольно забавные, но отдающие современным юмором и не совсем вяжующиеся с уровнем умственного развития главных героев) и люди/демоны, которых можно зарубить. Главные герои же, как водится в героическом фентези, умереть не могут, поэтому переживать за них не надо. Остальные герои — любого звания и происхождения — танцуют перед Братьями, яростно поддакивают, громко хохочут над их шутками и беспрерывно подносят вино. Видимо, они знают, что это главные герои романа. Все вместе, особенно в моменты драк и сражений, это больше напоминало Шоу Бенни Хилла.

Чернуха здесь описывается только для того, чтоб написать чернухи. Дерьмо, гной, чума, кровь, оторванные конечности, испражнения, рвота и еще побольше дерьма. Это в авторском понимании и есть достоверность.

Мотивы и правила игры для демонов вовсе выглядят смешно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Николетта сразу не может разделаться с братьями, вместо этого выпроваживает их и насылает погоню! Демон на борове не имеет союзников и не может догнать двух оборванцев. Он зачем-то шагает сразу в Египет вместо того, чтобы разнести усадебку Бар Гуся в пыль под покровом ночи. При этом он не может не чуять братьев, так как легко находит их у черта на куличиках в Египте, который вообще-то большой. Водяная ведьма же ничего не предпринимает в Сицилии и начинает зоровать, когда в романе становится скучновато.
Очень удобно для сюжета, ничего не скажешь. Ведь иначе все закончилось бы гораздо раньше.

Вторая половина романа сильно уступает первой. Складывается ощущение, что автору начинает надоедать его история. Целые куски с активными действиями пропадают из повествования, хотя в первой его части описывался чуть ли каждый день из жизни братьев. Впрочем, за краткость второй половины автору только спасибо, ибо сильно подмывало бросить читать, не добравшись до концовки.

По итогу имеем откровенный треш с претензией с достоверность, слабый и неприятно пахнущий, нелепый и неправдоподобный. Треш, который приютился меж двух или более жанров, могущий только беспрерывно менять таблички с надписями «ну, это ж сатира», «ну, это ж основано на реальных событиях», «ну, это ж средневековье», «ну, это ж демоны, кто их знает» и т.д. всякий раз, когда его пытаются критиковать.

Похвалить автора могу лишь за забавные диалоги братьев.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из самых грязных и мерзких историй, которые мне пришлось прочитать за последнее время. Ни в коем случае не скажу, что сама книга плохая, просто она довольно специфичная.

Я думаю, что многие читатели представляют себя в роли персонажей той или иной истории. В этой книге, на мой взгляд, невозможно себя с кем-то ассоциировать, так как практически все участники событий являются завершёнными подонками и негодяями. То есть, если вы не являетесь маньяком, психопатом или таким же моральным уродом, как братья Гроссбарт, то кроме презрения к ним, вряд ли какие-то могут возникнуть чувства.

Авторское представление о Европе конца 14-го века во многом совпадает с моим, поэтому происходящее я воспринимал, как экскурсию по средневековью. Конечно, путешествие получилось чересчур мрачным и кровавым, но всё-таки выглядит довольно реалистично из-за правильного подхода автора к деталям.

Я хочу отдельно остановиться на рассказе об условно исторической части и отдельно на фэнтезийной. Первая глава сразу же вводит читателей в курс, показав все «прелести» жизни в то время. Бессмысленное и чудовищное по своей жестокости убийство станет точной невозврата для очень многих людей, которые жили обычной работой и заботами о семье. Знакомьтесь — братья Гроссбарт, натуральный продукт эпохи, тупые и злобные существа, промышляющие грабежами могил. В принципе, именно им предстоит провести для вас не очень приятную экскурсию по городам и сёлам Европы. Я понимаю, что рассказчики из них не очень, но приходится исходить из того, что есть. События происходят во время очередной вспышки эпидемии чумы, которая уничтожила целые города. Поход Гроссбартов во многом схож с эпидемией, они также несут смерть и кровь, разрушения и слёзы. Помимо этого, братья очень любят рассуждать на разные темы, особенно на религиозные, попутно объясняя мироустройство и порядки того времени.

Во второй части, которая имеет непосредственное отношение к жанру фэнтези, читателей ждёт много нелицеприятных моментов. Совсем не зря, на книге стоит метка значка +18. Встреча с ведьмой в лесу и описание её «взаимоотношений» с одним из братьев может ввести в шок, причём, всерьёз и надолго. Автор совсем не стесняется описывать такие вещи, которые не просто мерзкие, не просто гадкие, а по-хорошему находятся далеко за гранью нормальности. Не менее, а в чём-то и более чудовищные проявления этих отношений появятся в дальнейших главах, которые вызывают чувство отвращения. Вообще, всё что касается мира колдовства и магии, несёт в себе только мерзость.

Не знаю, может в каких-то моментах автор и перегнул с негативными описаниями. Может какая-то часть читателей и написала негативные отзывы из-за чрезмерной кровавости происходящего, а ещё из-за бессмысленности подобного насилия. Но напиши автор всё по-другому, это была бы совсем другая книга и вряд ли бы она вызвала подобный резонанс у читателей.

Такие произведения нельзя трактовать однозначно. Если у вас есть противопоказания к чтению сцен насилия и описаний сексуальных извращений, то эту книгу нельзя читать ни в коем случае. Всем остальным, особенно любителям мрачной и гнетущей атмосферы, нужно хотя бы начать чтение, чтобы составить собственное мнение.

Это один из немногих случаев, когда я согласен с мнением и противников текста, и тех кому он очень понравился. Читайте сами и делайте собственные выводы.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычно. Первая половина книги читается как глоток свежего воздуха, интересный мир, таким редко его показывают, нечисть необычная, герои вообще уникальные — вроде и сочувствовать некому, но в то же время симпатию вызывают, даже не симпатию а какое-то сочувствие их горестям и бодрость от их оптимизма, как они все невзгоды оборачивают на плюс. И бесы, демоны, и история ведьмы — все свежо, пусть и грязно описано, но не избито, загадка дамы с которой путешествуют герои поначалу интригует...

Но во второй части такое провисание что хочется пропустить текст, пока герои томятся в здании капитана, и сюжет становится ни о чем, но последнии 10 проц книги снова тащат. Расправа с демонами, приключения в Гипте и сам финал снова захватывают.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В какой-то момент мне показалось, что Печальная история стала самой упоминаемой книгой на Фантлабе. И пройти мимо нее просто не смог. Хотя некоторые отзывы, мягко говоря, настораживали.

В описываемый средневековый мир я поверил. Грязь, болезни, жестокость, дикость – почти 100% попадание в мое представление о той эпохе. Рассуждения Гроссбартов, с легкостью оправдывающих свои самые дикие поступки, не так уж по сути отличаются от мыслей современных ублюдков, которых я в свое время наслушался достаточно. И действуют братья в полном соответствии со своим мировосприятием. Жестко, прямолинейно и эффективно.

Довольно бодрое кровавое средневековое роуд-муви первой половины романа мне «зашло». Легкий шок от событий первых страниц настроил на нужный лад. И дальнейшее воспринималось почти как должное. Вонючие хижины, заброшенные города и чумные монастыри прекрасно вписывались в сеттинг. Братья, верные только себе и своим богохульным верованиям, порой были даже достойны уважения.

А потом случились Венеция, корабль и Гипет. Ритм повествования изменился. Новые персонажи вызывали скуку или раздражение. Происходящее попахивало бредом. Решения, принимаемые капитаном Баруссом, трудно списать на одержимость. Создается впечатление, что автор махнул рукой на остатки правдоподобия и просто «прогибает» второстепенных персонажей, делая их жертвами сомнительной харизмы Гроссбартов или неких внешних обстоятельств.

Это настолько испортило мое впечатление от чтения романа, что в какой-то момент Гроссбарты начали ассоциироваться с Вупсенем и Пупсенем (взбалмошные братья-гусеницы из мультсериала Лунтик). Мрачное очарование первой половины книги было окончательно утрачено. И даже сюжетная линия одержимого крестьянина Генриха не вызывала должных эмоций.

Финал автор «слил». Видимо решив, что ожившие мумии или проклятие фараонов окончательно испортят роман, Буллингтон не придумал ничего лучше,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чем банально замуровать братьев в гробнице.
С легким намеком на «а может…».

Итог: очень слабая 7.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх