Сергей Лукьяненко «Искатели неба»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Приключенческое | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа )
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Две тысячи лет назад в мир пришёл Богочеловек, он совершил великое чудо и, уходя, оставил людям Слово, при помощи которого можно совершать невозможное. Но Слово доступно не всякому, обладать же им жаждут многие. И часто страшной смертью умирают те, у кого пытались Слово выпытать. Случилось, однако, так, что Словом, похоже, владеет мальчишка-подросток, оказавшийся в каторжном аду Печальных островов. Заполучить юного Марка, способного изменить судьбу мира, желают многие — защищать же его согласен лишь один, бывалый вор Ильмар…
Содержание цикла:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Русская фантастика, 2001 // Премия "Русская фантастика" |
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 2001 // Меч Руматы | |
номинант |
Урания, 2001 // Малая Урания (дилогия) | |
номинант |
Урания, 2001 // Большая Урания (дилогия) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2001 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2001 // Крупная форма (роман) |
- /языки:
- русский (15), литовский (2), чешский (2), польский (2)
- /тип:
- книги (18), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- П. Вейгел (2), Э. Скурская (2), Н. Якубаускайте (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alex2, 8 декабря 2007 г.
Если вы ещё не читали эту дилогию, прошу не читать и мой отзыв. А вот после её прочтения вполне можно это сделать, для того ли, чтобы понять то, что осталось непонятым, или чтобы сравнить свои впечатления от прочтения с моими.
Я ни в коем случае не претендую на то, что моё понимание дилогии является правильным. Это просто одно из мнений о ней. Если вам оно интересно, то прошу ознакомиться.
Христос умер на кресте. Умер за наши грехи. Тем самым искупив их и своим Воскресением дав нам надежду на вечную жизнь. Надо только поверить в это, принять, и тогда мы спасёмся.
Так — в нашем мире.
А этот мир так и не сумел получить искупление своих грехов. Некому было смыть их своей кровью. Потому что Искупитель сам ли, или не устояв перед дьявольским искушением, не захотел умирать за людей своего мира. Тот, кому была уготована судьба Спасителя, выбрал путь земной — стал Царём Римским. Именно поэтому Иуда, предавший Господа у нас, тут остался единственным Верным из всех Апостолов (какая ирония автора!). О, в мире, описанном в дилогии, ему не пришлось сводить счёты с жизнью, в этом я уверен!
Слово, которое было дано Искупителю свыше, он использовал не для того, чтоб направить души людей к Богу. Нет! Он получил с его помощью власть над вещами этого мира.
Вера, если только она настоящая, не требует доказательств божественного. В том и сила Веры. Этим-то она и отличается от науки. Разве не мог Христос каждый миг призвать на помощь Отца своего для того, чтоб доказать людям, что он действительно Божий сын? Но разве склонившихся перед ним после этого людей можно было бы назвать истинно уверовавшими?
Искупитель мира «Холодных берегов» понял свою ошибку. Понял, что ни его воцарение в Риме, ни принесённое Слово не станут спасением для мира. Он САМ принёс себя в жертву, обрекши себя на ледяной ад. Но Господь её не принял.
А мир остался в недоумении: за что же себя покарал Искупитель? Мир так и не понял Бога.
Но для этого мира появилась новая надежда. Надежда на спасение.
Христос, умирая на кресте, был полон жалости. Но не к себе, а к нашему миру. Только так, почувствовав жалость к каждому человеку в мире — жившему, живущему и тому, кто будет жить в будущем, наверное, и можно было искупить все грехи мира и спасти его.
Одному из героев книги предстоит пройти долгий путь в размышлениях, борьбе, тревогах. Душу его терзают сомнения, разум мучают вопросы, на которые не только ему самому, но и всей мудрости его мира трудно дать ответ. Его окружили люди, каждого из которых трудно назвать плохим человеком, но нельзя назвать и идеалом. Каждый из этих людей жил со своим пониманием добра и справедливости, и каждый исходил из него в жизни. Но каждый в один миг отринул всю её предыдущую ради высочайшей цели.
Каждый из этих людей дал частичку ответа на главный вопрос. Но никто из них, кроме одного, так его и не понял.
Двенадцать людей ушли, как и две тысячи лет назад в мире этой книги, в Рим. Чтоб занять престол мира.
И только один, преисполнившись жалости к миру, направил стопы к Геннисаретскому озеру.
Он-то и есть Надежда для мира.
Для тех, кто, возможно, не понял окончания книги (а по отзывам вижу, что такое случается) совет: вспомните, где и как Христос нашёл двух первых своих учеников. А также вспомните искушение дьяволом. Ведь в этой книге оно тоже есть! И врагу Бога тоже не удаётся достичь своей цели, как и в нашем мире с Иисусом.
Книга написана великолепно! Построен полноценный мир, раскрытый для нас ровно в той степени, как было необходимо для повествования. Я жил в этом мире, читая книгу! А после прочтения он ещё долго жил во мне, заставляя мысленно возвращаться к событиям книги. Что до немножко старомодного стиля повествования, то он, наверное, таков, как принято в мире книги:smile:, ведь два тысячелетия его история отличалась от нашей; и почему язык должен быть таков же, как у нас, если мир отличен?
Я считаю эту книгу лучшей у автора. Просто лучшей из всего написанного им! Немного книг, при прочтении которых у меня захватывало дух и по коже мурашки бежали от величия замысла и глубины произведения, но это — одна из них. Только не считайте меня очень уж набожным, как, вероятно, можно по отзыву подумать, но книга поразила. Десятки, конечно, мало, но что поделаешь?
vad, 14 июня 2009 г.
Оригинальная, очень продуманная, умная книга. Легкими мазками создавая мир Искупителя, автор размышляет о сложных вопросах религии, веры, бога. Размышлял настолько глубоко, что как он сам признался потом в интервью, пришел к Вере и сам. Впрочем, философские раздумья не мешают иметь в книге еще и лихой сюжет, который полностью затягивает читать эту книгу хоть всю ночь без перерыва.
Только восторг и восхищение вызвал прекрасно продуманный и намеками описанный альтернативный мир, в котором две тысяче лет что-то пошло не так и Иисус не смог сделать все то, что сделал в нашем мире. Великолепно придуманы даже мелкие детали, не говоря уже о всей измененной истории мира, где железо ценнее золота, а многие люди знают Слово — пример реального чуда, что даровал Бог человечеству.
show, 24 ноября 2008 г.
Если у С.Л. «Диптаун» — самая оригинальная вещь, то «Искатели неба» — редкая и самая глубокая.
Серьезный разговор лучше вести на серьезную тему, а здесь тема самая серьезная.
Религиозная модель выстроенная, как абсолютное отражение христианской вышла цельной, и по духу не противоречит первоисточнику. Свежий взгляд на вечное.
Тема героя и его пути, есть почти во всех книгах С.Л. Но пройдя в «Искателях неба» через созданное библейское отражение она стала достоверно реалистичной и даже завораживающей.
Неисповедимы они, наши пути.
2 vsvld
Если говорить о темах, которые скрыты в книге, то это точно не тема возвращения бога. Раскрыта, скорее, тема пути пророка Иуды. Правитель мира в книге есть, но где там бог?
»...и в Рим он войдет уже царем земным.Не Искупителем.Не Искусителем.Всего лишь правителем мира.»
sham, 12 июля 2008 г.
книга понравилась очень. читал запоем... не мог оторваться... очень понравилась идея... нового мира и новой религии в рамкой нам близкой религии и истории... после прочтения книги полез в инет и оч. долго искал про все это... взял в руки книжку и начал сверять... оч. интересно прошло... время... я нашел информацию об Андрее и Павле рыбаках... и когда перечитал... ПОНЯЛ!!! уф... аж слов нет... и потом эта беседа (искушение)... все соотвествует реальному искушению Христа: голодом, гордыней и верой...
подытоживая, хочу поблагодарить Alex2 за необходимые разъяснения... я даже не знаю.. как написать о нахнынувших эмоциях о книге... фразы типа «СУПЕР» и «Лучшее, что я читал у Лукьяненко» здесь явно не годится... книга явно шедевр... вчера до глубокой ночи перечитывал избранные места!!! постоянно мысленно возвращаюсь... к сюжету... :)
elent, 24 июня 2009 г.
Оригинальная книга, интересная, увлекательная. Мир Спасителя, его Сестры и могущественных Слов. Конец второй книги- просто нет слов. Такой приход Спасителя в мир потрясает. Перечитываю эту книгу с интересом, не уменьшающимся от того, что все это уже известно.
vladimireremin, 26 мая 2009 г.
Не ожидал от автора, что он возьмется разрабатывать такую сложную и я бы сказал табуированную тему, аналогии ,я думаю всем понятны. Мне кажется, это тот редкий случай, когда целью написания произведения служат глубокие размышления о сущности бытия, об отношении бог-богочеловек-человек-общество.Тема эта ох как не проста и для многих очень болезненна.Спасибо Мастеру и его таланту.
Эндрю Дег, 3 февраля 2008 г.
Гениальное и очень глубокое произведение.
Как и всякое произведение СЛ имеет несколько смысловых слоев
для нескольких уровней прочтения.
Для жаждущего действия- закрученный сюжет в мире можно сказать «средневекового стимпанка»
Для более глубокого прочтения с философской точки зрения- и здесь есть много интересных моментов,
местами даже не относящихся к основной сюжетной канве книги.
Ну а уж самое глубокое прочтение- это попытка понять этот мир его религиозную подоплеку.
Руководствуясь частичками информации, пытаться понять, что же в книге сложилось не так 2000 лет назад.
Хотя мы, конечно, имеем возможность сравнить события того мира и нашего, что дает больше интереса для анализа.
Очень сильные чувства сопереживания главному герою и погружения в книгу.
И под конец последняя глава, в которой все нити сплетаються в одну, в голове складывается цельная картина произошедшего и развязка уже понятная, но так не ожидаемая)
Тиань, 5 февраля 2015 г.
Две тысячи лет люди ожидают пришествия Мессии — Искупителя. И вот он пришел. Не важно, что не к нам, а в некий придуманный автором альтернативный мир. Мир этот не так уж отличен от нашего. В нем те же люди, те же народы, те же проблемы. Правда, Сын Божий был убит вместе с детьми человеческими в страшную ночь избиения младенцев, а Пасынок Божий Мессией стать не захотел или не сумел, предпочтя путь земного Владетеля. Зато Чудо миру дал, осязаемое, доступное каждому, кому механизм свершения известен. Весьма функциональное чудо, позволяющее богатства сохранять и путешествовать налегке. У нас такого нет. Но есть та же потребность понять суть и смысл библейских истин — значение таинства искупления, соотношение добра и зла, смысл жизни и суть смерти. Мы тоже ищем Небо, каждый на свой лад.
Мессия пришел. И что же? Он добр, он жаждет справедливости, он знаком с идеями нойона Кропоткина о свободе, равенстве и братстве и владеет инструментом, позволяющим сделать материальные блага мира равно доступными для всех. Поможет ли это сделать мир лучше, а живущих в нем людей счастливее? Мальчик Маркус, который считает себя Мессией, полагает, что да. Но избирает тот же путь, что и предыдущий Искупитель — путь земного владыки. А осчастливить людей намеревается дарением им материальных благ, накопленных в мире. Следующие за юношей сподвижники числом двенадцать верят в его мессианство в разной степени. Кто-то слепо, не рассуждая, как Луиза, кто-то с надеждой от безысходности, как Иенс, кто-то просто по солдатски следуя за командиром, как Луи, а кто-то с сомнениями великими, как Жерар, Жан, Антуан, Ильмар.
Чем обширнее знания сподвижника, тем глубже сомнения его. В мальчике-мессии умудренные жизнью сподвижники не видят зла, но сомневаются в исполнимости его планов, в его способности улучшить мир и жизнь людей. Опять же религиозные тексты сомнения подпитывают. В мир может прийти не только Искупитель, но и Искуситель. Как различить их, как не ошибиться в выборе — кого поддержать, а кого остановить? Мудрость божественная — не математика. Нет формулы, позволяющей Искусителя от Искупителя отличить. Различие лишь со временем проявляется, когда все уже свершилось. А выбор делать надо сейчас. И только один сподвижник решается на этот выбор — тот, который отступился. В тексте настойчиво проводится параллель с двенадцатью апостолами и Иудой, но Ильмар с Иудой не ассоциируется. Он не выдает Маркуса врагам, он просто уходит из числа его сподвижников, намереваясь следовать своим путем.
Следуя за мальчиком-мессией, Ильмар постепенно понял нечто важное. Автор не выдает выводы Ильмара открытым текстом, оставляя читателю возможность самостоятельно поразмышлять. Книга усыпана философскими и этическими рассуждениями. Об этом говорят и размышляют почти все персонажи книги, каждый с учетом своих знаний и жизненного опыта. А незадолго до финала звучит потрясающий монолог поэта-летуна Антуана о радости и счастье, который объединяет вокруг себя все ранее прозвучавшие мысли и смысли.
Пока владыки земные гонялись за Словом, владеющим мертвым, мудрый Антуан произнес слово, что говорят живым. Он все понял про искушение и искупление, но убоялся взглянуть правде в глаза и не стал вторым отступником. Вопрос не в том, является ли Маркус Искупителем, Искусителем или обычным подростком, завладевшим древней тайной. Вопрос в том, возможно ли в принципе Искупление — можно ли дать людям радость без счастья и нужно ли лишать их счастья без радости...
Замечательный роман. Из тех, которые надолго запоминаются заключенным в нем смыслом, идеями, атмосферой.
viv, 1 декабря 2007 г.
Придумать религию — это не просто. И дать картину целого мира, в условиях этой религии... Ярчайшие образы!
DDen55, 31 июля 2010 г.
Нехарактерный для автора жанр альтернативной истории сначала насторожил. Особенно после его многочисленных великолепных книг в жанре космической фантастики. Но с первых же страниц затянуло так, что не оторвать. Мир получился живой, яркий, самобытный. Действительно одна из самых глубоких и неоднозначных книг автора времен самого расцвета его мастерства.
Veronika, 21 февраля 2008 г.
Это единственный роман Лукьяненко, который меня «зацепил». Именно — роман в 2-х частях, а не 2 романа. Поэтому пишу отзыв на этот один роман.
alex2 написал такой прекрасный отзыв, что я затрудняюсь, что бы ещё добавить. Великолепная книга, «доказательство от противного» необходимости христианства для нашего падшего мира. Очень доходчивое разъяснение, чем дьявол искушал Христа.
Конечно, слишком много совпадений-параллелей с историей нашего мира, но если бы Лукьяненко описал мир, полностью отличный от нашего — роман бы и не «цеплял» так.
Son of Rock, 7 февраля 2013 г.
Еще одно доказательство того, что талантливый человек (а писатель тем более) талантлив во всём! Произведение крайне не похоже на прочее творчество Сергея Лукьяненко во всём: от способа повествования до мира, в котором происходит действие романа. Возможно, из-за неспешно развивающегося сюжета и обилия размышлений о жизни, вселенной и вообще, книга читается трудновато. Впрочем, сюжет, как бы он ни был неспешен, довольно интересен, а размышления нередко мудры и неожиданны. К слову, я даже создал на Викицитатнике страницу, посвященную «Холодным берегам», но не запасся достаточным количеством терпения и не доделал. :(
Короче говоря, достойное произведение нашего любимого автора! Советую читать всем, а если чтение не пойдёт, то рекомендую аудиокнигу в чтении Ефима Каменецкого, голос и манера чтения которого идеально подходят под библейский стиль романа.
с2, 9 февраля 2012 г.
Хорошая дилогия.
Много философии на тему как нужно прожить свою жизнь чтобы не жалеть в старости об утраченых мгновениях. Как всегда быть ЧЕЛОВЕКОМ, несмотря на все испытания, что преподносит нам жизнь.
На протяжении чтения я вместе с автором тоже симпатизировал Эльмару. На мой взгляд он получился самым удачным персонажем. Правда без достойного окружения не получилось бы настолько хорошо раскрыть главного героя. Интересная ситуация, по мере прочтения книг напрашивалась мысль, что главный герой Маркус, а на самом деле Эльмар. Маркус как был в душе юношей так и остался, и могущество обретенное со Словом, не помогло ему повзрослеть.
Выбор сделать всегда сложно. Особенно когда не можешь предугадать последствия. Но когда выбор сделан правильно, тогда человек обретает сщастье.
Эльмар сделал свой выбор...
G.RIB, 3 апреля 2008 г.
Я очень консервативно подхожу к своенравному трактованию общепринятых религиозных канонов,но этот цикл очень необычен. Поступок Иуды под совершенно невозможным углом. Своеобразная трактовка, что было бы не выполни мессия свое предназначение. Ад и Рай со скандинавскими мотивами. Необычное понимание Искупителем дара, данного ему отцом — СЛОВО!!!!Это пока лучшая вещь вышедшая из-под пера Лукьяненко!
nerry, 2 марта 2008 г.
Мой любимый цикл у Лукьяненко, хотя на самом деле повествование тут едино. Переигранная, переосмысленная история спасителя. В этой книге действительно очень много всего философского, и кроме того она еще и замечательный динамичный, приключенческий роман. На мой взгляд реально одна из самых лучших вещей у Лукьяненко, где даже не слит главный герой, здесь он представляет самостоятельного персонажа. Да и другие персонажи весьма и весьма интересны, как и их взаимоотношения. Пожалуй, никто еще так не смотрел на тему христианства, в таких цветах.