fantlab ru

Терри Пратчетт «Держи марку!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.79
Оценок:
1574
Моя оценка:
-

подробнее

Держи марку!

Going Postal

Другие названия: Опочтарение

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Можно ли восстановить работу городского почтамта, если он уже многие годы заброшен и забит горами недоставленных писем; если из всего штата служащих остались только двое: дряхлый старик и мальчишка, к тому же оба полусумасшедшие; если в здании непонятным образом гибнут люди, а городская Стража только разводит руками; наконец, если весь город уже попросту забыл, что такое почта, и вовсю пользуется оптическим телеграфом? Оказывается, можно. Надо только поставить во главе предприятия ловкого и обаятельного жулика и мошенника — разумеется, позаботившись, чтобы с новой должности ему просто некуда было деться...

Другая аннотация:

В жизни каждого человека есть нелегкие решения. Мойст ван Липвиг, мошенник экстраординари, мастер художественной подделки и настоящий специалист по фальшивкам тоже стоит перед тяжелым выбором: быть повешеным или поставить Почтовую Службу Анк-Морпорка с ног на голову. Неуверенно приняв тяжелое, неоднозначное решение, он теперь должен следить за тем, чтобы, несмотря на дождь, снег, собак, бездорожье, Дружелюбный и Доброжелательный Профсоюз Почтовых Работников, скрупулезно честных и этичных конкурентов и полночные убийства, почта, тем не менее, вовремя доставлялась по назначению.


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

«Опочтарение», перевод Романа Кутузова — сетевой перевод до выхода бумажной книги


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2014 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2005 // Роман фэнтези

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Фэнтези (Великобритания)

номинант
Премия Вудхауса / Bollinger Everyman Wodehouse Prize, 2005 // Юмористическая литература

номинант
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2005 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2005 // Роман

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2013 // Книга фэнтези (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги: Самая долгожданная книга

Экранизации:

«Опочтарение» / «Going Postal» 2010, Великобритания, реж: Джон Джонс



Похожие произведения:

 

 


Держи марку!
2016 г.
Держи марку! Делай деньги!
2019 г.
Держи марку! Делай деньги!
2021 г.
Держи марку!
2022 г.

Периодика:

Мир фантастики №5, май 2016. Том 153
2016 г.

Аудиокниги:

Держи марку! Делай деньги!
2020 г.
Держи марку!
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Going Postal
2010 г.
(английский)
Поштова лихоманка
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тиран видит вора издалека

***

«Держи марку!» — первый роман Терри Пратчетта в подцикле «Мокриц фон Липвиг». Постепенно цикл «Плоский мир» (если вы читаете по подциклам) подходит к концу.

…вору со стажем Мокрицу фон Липвигу не повезло. Ему светит виселица. Но у патриция Витинари свои планы на Мокрица. Он предлагает авнатюристу сделку – жизнь взамен на принятие должности почтмейстера Анк-Морпорка. Предложение заманчивое. Даже с учётом того, что Почта Анк-Морпорка уже несколько десятков лет не работает…

Итак, пара технических деталей о романе «Держи марку!». Это второй случай, когда Пратчетт решил вспомнить о необходимости глав в своём произведении. Прошлый подобный казус случился в подцикле про Тиффани. Примечательно, что «Тиффани» и «Мориц» — два последних подцикла автор по свежести. Так же стоит заострить внимание на том, что весь роман сосредоточен вокруг главного героя. Здесь практически нет сюжетных ответвлений.

Герои. Роман всецело посвящён Мокрицу – вору, Авантюристу с большой буквы, талантливому человеку заурядной внешности. Неизвестно, где Терри черпал вдохновение, но Мориц чем-то напоминает Остапа Бендера – одного из самых великих Комбинаторов Круглого мира. Мокриц – умный, хитрый, изворотливый молодой человек. При этом он не лишён некоего шарма и благородства. На вызовы он смотрит дерзко и свысока. Спорить на возможное для него – пустое дело. Лучше уж спорить на невозможное. Интересными получились и второстепенные персонажи. Стэнли (молодой человек, увлечённый булавками), Грош (старик, который свято верит в народную медицину), Дора Гая Ласска (циничная из-за прискорбных семейных проблем).

Мир. Анк-Морпорк он и есть Анк-Морпорк. Вот только действие романа крутится вокруг двух важных аспектов – вокруг почты (в целом, стандартно), и вокруг клик-башен (семафоров). Последние уже не раз мелькали на страницах других книг Плоского мира, но без какой бы то ни было технической стороны вопроса. Здесь же автор углубился в тему.

Отдельный пункт – это вопросы и темы, поднятые Пратчеттом. Во-первых, действительно здорово раскрыт мир почты. Автор изящно вписал известные в Круглом мире элементы – марки, конверты, почтальонов и их проблемы. Во-вторых, конфликт почты и семафоров. В нём трудно не углядеть сопротивление Пратчетта современному интернету (роман-то вышел в 2004 году!). И надо отдать автору должное. Он не столько иронизирует над интернетом, сколько над его целями или создателями. В-третьих, личность Мокрица. Пожалуй, Мокриц – один из самых интересных и цельных персонажей Плоского мира. Наряду с Сэмом Ваймсом и матушкой Ветровоск. Мокриц, хоть и является вором, выполняет возложенные на него задачи с превеликим рвением и элегантностью, чем заслуживает уважение и героев Плоского мира, и любовь читателей.

Заключение: «Держи марку!» оказался на удивление прекрасным романом. Цельным, ярким, с уклоном в производственный характер. Здесь достаточно иронии и сатиры, достаточно глубины, много любопытных героев. И, что совсем странно, сюжет произведения не уступает прочим аспектам романа, а, увы, почти все книги Пратчетта грешат этим. По итогу у Терри получилось одно из лучших произведений всего «Плоского мира».

9 марок из 10.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нежно любимый мною Терри Пратчетт никогда не разочаровывает, как бы вразнобой я его не читала. И вот, новая условная трилогия, новый для меня подцикл про Мокрица фон Липвига.

На сей раз главный герой — виртуозный мошенник, обладающий замечательным для мошенника качеством — совершенно не примечательной внешностью. Начинается книга буквально со смерти Мокрица, вернее, одной из его ипостаси — Альберта Стекляруса. Но какая разница, какая из твоих ипостасей умирает, если веревка всё равно ощущается на вполне конкретной физической шее? Твоей шее! Так вот, Мокриц-Альберт умер, и явился ему ангел...

Замечательная история повествует нам о воскрешении городского Почтамта, придумывании марок, зарождении филателии и соревновании с семафорными башнями. А если копнуть чуть глубже и рассказать чуть проще, то кто кого перемошенничает. Акулы бизнеса сталкиваются лоб в лоб с юрким одиночкой, у которого нет иного выхода, кроме как вступить в негласное противостояние. Как и всегда, у Пратчетта великолепный слог, легкая манера повествования и огромное количество аллюзий на наш реальный мир.

В «Держи марку!» поднимаются такие глобальные проблемы, как коррупция, бандитизм, серые схемы, недобросовестные работодатели, а мимоходом достается и народной медицине, женскому курению, расизму, гендерной проблеме туалетопосещения и охране труда на рабочем месте. Маленькие булавочки, рассыпанные по тексту, попадают точно в цель, оголяя несовершенства человеческого мира, высмеивают их, изобличают и иронизируют над мироустройством...

...вселенной Плоского мира, конечно, а вы что подумали?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Способен ли мошенник раскаяться?

Читая про гениальных бандитов, я всегда думала: эх, такую бы энергию, да в мирных целях! Видимо, так думала не только я

Держи марку — первая книга из цикла про обаятельного мошенника, которого судьба (в лице патриция Ветинари) заставила направить энергию в мирное русло. Когда дают выбор: казнь или приведение в порядок запущенного почтового отделения, мало кто выберет смерть. Вот и Мокриц фон Липвиг решил стать главным почтмейстером.

️«Он, наверное, сошёл с ума. Вот что случается, когда соглашаешься работать за зарплату».

«Есть поговорка : нельзя обмануть честного человека. Её чаще всего повторяют люди, которые имеют неплохой доход, обманывая честных людей».

️«Всю жизнь мечтала работать в почтамте. И даже питалась лимонами чтобы натренировать выражение лица».

Не вижу в книге недостатков, так что перечислю достоинства:

- Обалденнейший юмор (в этом цикле и черный тоже), смешанный с глубокими мыслями так, что никаких стикеров не хватит!

- Потрясающие персонажи один забавнее и интереснее другого!

- Описана работа самых очевидных, казалось бы, вещей с нуля: откуда взялись марки, почему после появления телеграфа не умерли письма и т.д (во второй книге — банковская система, в третьей — прокладка сети ж/д дорог).

- Невероятно милая любовная линия: Ангела — это нечто невероятное.

- Много этакого серого кардинала Плоского мира — лорда Ветинари.

- Множество бесшабашных приключений, от которых выдыхаешь только к концу книги.

- Каждая книга закончена, можно продолжать, можно нет.

Вообще, с каждой новой прочитанной серией Пратчетта у меня появляется новый любимый цикл. Возможно, как и любой юмор, автор зайдет не всем, но если зайдет, то это будет любовь на всю жизнь. Кстати, во многих сферах используют знания бывших преступников: искать уязвимости в банковской системе, помогать полиции...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман из цикла про Плоский мир, в котором затрагивается тема, ранее не упоминавшаяся — почта и работа почты.

Жулика и пройдоху ставят на должность главного почтмейстера, дают ему старое здание почтамта, заваленное недоставленными письмами, и двух служащих разной степени сумасшествия. И вот из такого сомнительного материала он должен сделать конфетку.

Роман динамичный, ироничный и интересный. Хорошо показана старая гвардия, которая моментально возвращается к любимому делу, как только появляется маленький шанс, что оно будет продолжено. Хорошо показано различие между почтой и телеграфом (телеграмму ты не сможешь запечатать горячим поцелуем). Хорошо показаны рассуждения главного героя о том, что телеграф — это очень полезное и нужное изобретение, и его нельзя ломать до основания только потому, что он попал в руки негодяев.

Изобретение марки всколыхнуло ностальгические чувства, собирал когда-то в школе.

Эту книгу я обязательно перечитаю

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это единственная книга Пратчетта, которую я прочла после того, как посмотрела фильм по ней (речь об «Опочтарении»). Экранизация получилась очень удачной, и, что самое важное, очень близкой к сюжету.

Сюжет интересен: нам представляется история авантюриста, который в итоге находит свое призвание и даже любовь.

Проблема в том, что на русском вышло только одно издание, а его читать совершенно невозможно. За почти 500 рублей (на лабиринте) нам предлагается текст с очень плохой корректурой (глупые опечатки типа «вход» вместо «в ход», «соски» вместо «сосисок» и подобное). И да, превращение «Опочтарения» в «Держи марку», а Мойста — в Мокрица.

А еще у меня с корешка новой книги облезла почти вся краска. Уже. Книге месяца нет. В общем, грустно.

Таким образом , сюжет — 10, корректура и печать — 1.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Держи марку» единственная книга Терри Пратчетта, с которой я ознакомился после просмотра фильма по ней. Речь идёт об «Опочтарении» — мини-сериале Джона Джонса, вышедшего в 2010 году. Тогда я практически не был знаком с Плоским Миром и хоть сериал мне понравился, но оставалось ощущение, что я что-то упустил. И вот, оставив за плечами более двух десятков книг про Диск, я, наконец-то, прочёл роман «Going Postal», локализованный у нас уже как «Держи марку». Как оффтоп, позволю себе отметить, что как экранизация фильм очень даже удался: бережное обращение с книжным источником и замечательный каст актёров делают «Опочтарение» пока лучшим переносом Пратчетта на телеэкран.

Не смотря на то, что этот цикл один из поздних в «Плоском мире», Пратчетту удалось наводнить его интересными и оригинальными персонажами. Мойст Фон Липвиг, Дора Гая Ласка, Грош, Стенли, господин Помпа – все они очень характерные и являются неотъемлемой частью сюжета. Задела за душу история старейшего голема Ангхаммарада – она философски-проникновенная, пусть ей и уделено всего несколько страниц. Ну и Витинари в очередной раз показал себя умнейшим тираном популярных фэнтези-миров.

Сюжет довольно локален, но от этого не менее хорош. Здесь не стоит на кону мир между двумя нациями или судьба Диска, но темы противостояния бездушной капиталистической машины и свободного творчества, сурового прагматизма и сентиментальности добавляют повествованию остроты. Множество маленьких, но цепляющих историй переплетаются и образуют магистральный сюжет. Всё это органично сдобрено Пратчеттовским юмором и сарказмом.

Обычно, в рецензиях я в большей степени описываю недостатки книги, но не в этот раз. В «Держи марку», на мой взгляд, нет недостатков. Я не утверждаю, что это великая книга, не говорю, что она лучшая у Пратчетта. Но написана она безупречно.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, было не так просто вернутся в мир Диска после более чем шести лет отсутствия. Специфический стиль сэра Пратчетта никогда не давал мне покоя, он восхищал, он раздражал, он утомлял... Но он говорил с читателем, говорил живым языком и в лёгкой форме обсуждал совершенно неочевидные и сложные вопросы, играл с жанрами, отчасти и издевался над читателем...

И я вернулся в его внутренний мир, который продолжает жить в книгах. Погрузился в острый, критический разум английского сатирика, который на этот раз решил поговорить с нами... об управлении.

Небезызвестный лорд Хемлок Витинари решает поднять одно из государственных ведомств, а именно — Почтамт, который совсем захирел и застыл в лютом кризисе. Кто сможет ему помочь? Грамотный управленец. А кто у нас лучшие управленцы? Конечно мошенники! Так на страницы новой летописи Анк-Морпорка попал Мойст фон Липвиг (он же Мокриц, он же Альберт Спенглер, он же... Ну да ладно), классический плут, эдакий Остап Бендер печального образа. Он попался, подошёл к краю, почувствовал на своей шее неласковый поцелуй пеньки... И был принят на управленческую службу, поняв, что она приятнее альтернативы преждевременной встречи с вежливой, но немного нудной Смертью.

Итак, диспозиция. Есть монополист, обладающий системой передачи сообщений, похожей на помесь семафора с телеграфом. Изначально, когда ею владел изобретатель, она работала отлично, теперь же управленцами стала компания толстосумов, выкачивающих из предприятия прибыль, пойдя путём сокращения издержек. Само собой, система стала сбоить, отбрасывая от себя клиентуру... И тут лорд Витинари наносит удар.

Знаете, что самое смешное, особенно если говорить в пику любителям идей Фридриха Листа и разномастного авторитаризма, любителям прислонятся к какому-нибудь Великому Государству? В том, что Витинари играет практически чисто по законам рынка. Монополии он противопоставил здоровую конкуренцию, выбрав самое удачное время и самого удачного человека. Ловкого жулика, который вчистую смог обыграть других мошенников, своими героическими усилиями попросту переманив большую часть клиентуры себе, создавая новые «фишки», молниеносно создавая идеи, продвигая новые товары, ища новые пути реализации предложения, и так далее, и так далее... Так что перед нами не столько госучереждение (хотя и об этом забывать нельзя), сколько именно учреждение капиталистическое, конкурентное. Не стоит забывать также, что «Гранд Магистраль» так и осталась частной компанией, несмотря на позывы увлёкшегося лорда Витинари... Так что рановато сэра Пратчетта записали в сторонники авторитарного государства, рановато...

Что ещё цепляет — это Маска. Маска самого Мойста/Мокрица, который сам до конца не может понять, где же он настоящий. Именно эта рефлексия типично плутовского персонажа и отодвигает его от классического Бендера, наслаждающегося «красотой игры». Фон Липвиг негодяй, да, но он совестливый негодяй, который растёт над собой, и становится другим человеком — ответственным и более социальным.

Ну и, конечно, тема манипулирования — подана она здесь совершенно замечательно. Неважно, что есть истина — главное, во что хотят поверить люди. А ими так легко играть...

В общем, яркая, слегка легкомысленная, но неглупая книга от талантливого сатирика, обнажающего пороки общества и с ухмылкой здоровой злости пляшущий на них рельефными подошвами ботинок (нет, не ботинок — Ботинок... ну вы поняли, да?). Спасибо вам, сэр Терри, и да хранит вас тихий сумрачный дух Смерти на дорогах к свету.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много хвалебных отзывов слышал я про книгу «Держи марку!» или «Опочтарение». До того, как я прочитал ее, решил, что надо уже познакомится с главным авантюристом Плоского мира.

Книга 2004 года написанная в жанре юмористической сатиры с элементами фэнтези . На русском же языке была издана в 2016. Но мы то знаем, что любительские переводы были, да я и сам читал такой.

Если прочтете аннотацию книги, то принципе понятно о чем речь. НО. Вот это самое в «принципе» и является короночкой Терри Пратчетта. В обычный сюжет заложить недюжинный смысл и тонну добротного юмора. Да, английский юмор! Юмор как… дорогой парфюм. Вы не сразу поймете, но когда раскроется букет, то будите поражены его тонким вкусом.

Сюжет на первый взгляд прост. Он логичен, но с несколько прогибающимися линиями для общего замысла. Позже приведу пример с «побегом». Повествование динамичное, что просто забываешься. Что было в прошлой сцене? Но на помощь спешат колоритные детали, которыми пестрят сцены. Этим и берет книга, да и вообще весь Плоский Мир.

«Бог в мелочах». Моё любимое выражение. И оно подходит к сценам и персонажам «Держи Марку». Если у других персонаж — он просто персонаж, то у Пратчетта он будет обладать своей «безуминкой». Тут можно и найти темную сторону, автор делает это от того, что эти персонажи не будут такими яркими без остроты. Вот попробуйте найти «незатейливого» персонажа? Из-за этого немного рябит в глазах от всей этой радуги. Может быть только у меня так.

Все персонажи, кроме главного героя, сразу дают понять, кто он такой. И психология отношения между ними, на первом месте в произведении. Для меня это важно. Какие бы действия не были, они должны отображаться на отношениях. Кто-то заискивает, но не сразу. Кто-то любит, но не сразу. И в этом есть развитие героев. Они меняются, правда некоторые несколько слишком быстро. А вот главный герой уж быстро меняет свои привычки...

Немного по сюжету и понравившиеся моменты (без спойлеров):

Все действия происходят в окрестностях Анк-Морпорк и прилегающих территориях.

Мокрист фон Губвин — авантюрист и плут. Причем не путайте с добросердечным Робин Гудом, наш не побрезгует простым народом, «обман деревенщины» для сохранения формы. Но даже самые талантливые люди делают промахи. И все бы ничего, но для искусного мошенника цена ошибки — смерть. 150 тысяч анк-морпоркских долларов были украдены нашим героем. Виновный пойман и ждет своего часа расплаты в тюрьме.

И, словно «ангел» к нему является сам патриции Витари. Тиран и диктатор Анк-Морпорка. И если этот «ангел» решил тебя спасти, то спасет даже без твоего согласия.

Ястреб, который все видит и не делает лишнего взмаха — только для атаки. Ему нужен человек в Почтамт. К слову Почтамт уже много лет не функционирует. Нет, не просто человек, а живучий и хитрющий. Ведь там происходит что-то странное… Но об этом мы пока не знаем. И вот Мокрист на распутье: смерть или работа в качестве руководителя отделения почты.

Витари не заставляет силой, не угрожает. Он дает выбор:

«Какой-никакой, но выбор, – ответил Витинари. – Или, лучше сказать, альтернатива. Видишь ли, я верю в свободу, господин фон Липвиг. А верят в нее немногие, хоть и кричат об обратном. И никакое определение свободы на практике не будет полным без свободы отвечать за свои поступки»

Мокрист может отказаться и выйти за дверь… Но там, образно, нету пола. Да, там зияющая дыра безысходности. НО выбор-то есть.

Думаю, если бы перед вами стоял такая дилемма, то работа в Почтамте — отличное место!

Мне очень импонирует патриции, как персонаж. Он очень продуман и его нельзя привязать к шаблонным «гадким правителям». У него есть принципы, и он их придерживается.

Мокрист принимается за работу. За ним следит голем Помпа, который никогда не спит, и отправится на поиски Мокриста хоть на конец земли. Если тот сбежит.

Но на самом деле в книге мысль «сбежать» мелькает довольно слабо. Да есть попытки, но неужели для изощренного ума авантюриста этого достаточно? Он же Мокрист! Но нет, сдавшись он принимает решение работать.

Отдельное место в произведении надо отдать самому зданию Почтамта. Это атмосферное место, где читая, чувствуешь запах бумаги. Оно уже давно не функционирует, и не отправленных писем собралось по потолок. В работе нашему авантюристу помогают два персонажа — старый «младший почтальон» Толливер Грош и юный Стэнли.

Семья Грош очень гордится своим призванием «почтальонов», но вот только Толливеру не повезло. На его веку повысить его до Старшего Почтальона никому не удается. Просто не успевают. Мрут, как мухи, эти ваши начальники почты! Из-за чего он очень переживает и делает все ради достижения повышения. Для него почта — это жизнь.

А вот для чего персонаж Стэнли мне не совсем понятно. Да есть такой парниша с закидонами на почве коллекционирования булавок. Для разнообразия компании персонажей?

Рабочий настрой разошелся не на шутку. Появляются самые разные помощники в этом не легком почтальонском деле. Появляется и своенравная девушка на горизонте.

Но основной действие начинается со столкновения! Антагонисты выделены красной линией с зачина книги. И прописаны они даже более детализировано, чем другие второстепенные персонажи. У одних хитрость доведена до абсолюта, у других низменные качества. И это позволяет рассмотреть все стороны противостояния с равным удовольствием.

Для того, чтобы остаться на плову Мокристу нужно проявить незаурядные способности. По ходу книги он показывает себя с разных сторон. Он внимателен к деталям: у журналистки он замечает «обручальное кольцо, но тем не менее мисс. Обращаться с осторожностью». Моментально делает правильные выводы. Найти подход к человеку не так просто, но для того, кто втирается в доверие постоянно — это легко. И при этом всем он умеет оценивать свои силы. Знает, кому не стоит показывать зубы, а на кого стоит мягко «наехать».

Сцена разборки с почтовыми каретами дает показать, что он способен на грубость, если знает, что сила на его стороне. И искренне восхищается первоклассным мошенником Взяткером — как учителем.

Готов принять на себя неподъемные обязательства, понимая «Если остановлюсь, то не успею».

У него есть и свой главный страх. Страх себя настоящего. Он так привык быть под личиной другого человека, что своим настоящим именем пользовался в 14 лет. Предстать перед людьми самим собой для него нечто необычное, но ему начинает нравится. Ведь на самом деле сам он, добрый человек, вставший на не ту дорогу.

С первых же страниц герой вас не отпустит. Он мошенник. Вообще читатель любит плутоватых героев, они раскрывают нам мир, который нам кажется недосягаемым. Мир где нет выбора, перед своей совестью. Плохой или хороший? Да какая разница, наша то голова с плеч не скатится. Нам не надо выбирать, за нас уже все решили. Он может позволить себе украсть или обмануть, а мы только посмеемся на обманутыми простофилями.

Потрясающий язык написания, как всегда. Хочется выписывать фразы за фразой. От отроумных:

«- Да обует он Ботинки» — подал голос. Удивительно, как можно услышать заглавную букву — подумал Мокрист, пытаясь не подавиться плотной тканью»

До просто изумительных словосочетаний. Как показать стремления лошади к безумной скорости? Вот так :«Он {конь} хотел укусить горизонт. Он хотел бежать». Читая книгу ты понимаешь, чего добивается автор. Он всегда желает нам любви. Это социальное воспитание, сложные этические моменты. Поднятия с колен уровень духовности, который не падает на колени, но определенно с ним что-то не так. Очень актуально на сегодняшний день. Обезличенный текст семафоров не может заменить письмо написанное собственной рукой. Технологические новинки не могут заменить душевность общения. Но в то же время нельзя отказываться и от них — они двигатель прогресса.

Автор буквально кричит, что выбор есть у всех. Да, иногда он предопределенный.

Мне понравилось, и пусть я не получил жгучего желания купить книгу на книжную полку, я рад что прочел. Есть неудачные моменты и персонажи, но это общего впечатления это не портит. У меня приятное послевкусие — этого достаточно.

P.S Посмотрите 2х серийный фильм по мотивам романа — «Опотчарение». Там есть сам сэр Пратчетт!

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаете, занятие почтмейстера — спокойно и скучновато. Это потому что вы Пратчетта не читали. Кто прочёл, знает, что почтмейстерская жизнь — это сплошные приключения и смертельные опасности. И ещё он знает, что подлец и мошенник может стать героем. Скажете, так не бывает. Куда чаще мы встречаем подлецов, когда-то слывших героями. Да, так не бывает. Но так должно быть.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кого только не повидал Диск на своём веку — не умеющих колдовать волшебников, наследных принцев, служащих стражниками, престарелых варваров, псов-революционеров, сумасшедших богов... список можно продолжать долго. Не было в нём мошенников. Присутствовали всякие прохиндеи вроде Себя-Режу-Без-Ножа Достабля и мелкие (во всех смыслах) жулики наподобие Шнобби Шнобса, но настоящих специалистов по различным махинациям, вешанию лапши на уши и запудриванию мозгов Диск не знал.

И вот приветствуйте — Мокриц фон Липвиг. Родился в Убервальде, зарабатывает на жизнь обманом и хитростью, знает бесчисленное множество способов как подать стекло по цене алмаза и получить за старую кобылу небольшое состояние. Впрочем есть один нюанс. Нашего героя приговорили к повешению, и приговор приведён в исполнение. Но судьба даёт Мокрицу второй шанс. Он он встретил фигуру в чёрном, только это был не Смерть, а ангел в лице лорда Витинари, сделавший переложение от которого лучше не отказываться. В обмен на новую жизнь Мокриц должен возглавить городской почтамт. А чтобы у нашего героя не возникло соблазна взяться за старое, он получает в надсмотрщики голема по имени Помпа...

Эту историю можно рассматривать как образец производственного романа, поскольку главный герой занимается возрождением пришедшей в упадок организации, но вернее будет будет сказать, что эта книга громадный пинок неолиберальным реформам, Маргарет Тэтчер, а так всем апологетам «невидимой руки рынка» вроде представителей австрийской экономической школы, Милтона Фридмана и их эпигонов по всему миру.

Государственные организации не эффективны? Хорошо, но почему клик-башни работают просто отвратительно? «Хороший булочник» добьётся успеха? Почему же тогда башни оказались в в руках отъявленного проходимца хвата Позолота. а их создатель волочит жалкое существование? Только собственник может эффективно управлять предприятием? Тогда как Мокриц настроил работу почты с точностью механизма швейцарских часов?..

Вопросами современного капитализма книга не ограничивается (Терри Пратчетт просто не был бы собой, затронув только одну тему) тут нашлось место тайным обществам, сумасшедшим коллекционерам и их пристанищам — описание магазина булавок и его владельца как две капли воды похоже на один из книжных магазинов Саратова, хозяин которого в первую очередь коллекционер и только потому предприниматель — и многому другому.

Но главное в книге её особый ритм, который захватывает читателя с первых страниц и не отпускает до самого конца. Ни дождь, ни снег, ни мрак ночи не в силах оторвать от чтения этой книги. Что-то подсказывает мне, то «Держи марку!» наиболее вероятный кандидат на звание лучшего романа Терри Праттчета о Плоском мире, если не лучшего романа Терри Пратчетта вообще.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно сильная вещь, десять из десяти!

Ярко выраженный остро-социальный подтекст тут не просто ироничный и насмешливый а еще и поднимающий важные моральные темы. Юмор в романе первоклассный, читать одно удовольствие! То, что нет привычной сатирической бредятины которая так нравится всем читателям Пратчетта это не правда, тут этого много, но все таки серьезного в романе на мой взгляд больше чем просто насмешки.

Особо впечатлил персонаж Витинари, тут он не просто безпринципный тиран а вполне себе разумный, жесткий и хитрый правитель, которому вполне себе симпатизируешь.

«Опочтарение» проглатывается на пару вечеров, продолжать чтение трилогии буду обязательно, впрочем, как и всех книг сэра Терри!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая, наверное, книга у Пратчетта, которая мне понравилась от начала до конца, которую я читал с неослабевающим интересом, и где я испытывал четкую симпатию и держал кулаки за главного героя — мелкого мошенника Мойста фон Липвига, в добровольно-принудительном порядке (столь излюбленном лордом Ветинари) брошенным возрождать почтовое учреждение Анк-Морпорка, и столкнувшимся с такими хтоническими ужасами, что не снились и старине Лавкрафту.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Be mad. It helps.

Несмотря на стандартную для Пратчетта композицию романа, состоящую из параллельных взаимосвязанных линий разных персонажей, здесь она сильно редуцирована: Мойст перетягивает на себя почти все одеяло, выдавая самый настоящий бенефис; лично мне это пришлось по душе, потому как обычный пратчеттовский разнобой и сумбур вместо музыки приводит к тому, что многие моменты я упускаю из виду или почти сразу забываю, с трудом связывая концы с концами — здесь такого не было благодаря сосредоточенности на фигуре главного «героя».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Instant Letter Kit! Just Add Ink!

Нет смысла перечислять все то, что Пратчетт пародирует в этом романе: он, как всегда с удовольствием тыкает палочкой в современное общество и литературу — то ли проверяя, живое ли оно, то ли ради чистого троллинга и лулзов. При этом общее развитие сюжета, конечно, довольно предсказуемо, ибо укладывается в рамки формата книг про то, как незадачливого главного героя отправляют разгребать очередные авгиевы конюшни и как он, используя свои специфические навыки и смекалку в качестве молотка, идет к успеху к изумлению окружающих, наблюдающих за этим процессом: в каком-то специфическом, терри-праттчетовском смысле это производственный роман.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно так могла закончиться беседе Остапа Бендера и Иосифа Виссарионовича). Ловкий хитрый мошенник жил, пусть и без особого смысла, и горя не знал, пока не нашла коса на камень... И хочешь не хочешь, а заставят тебя работать на благо страны!

Книга безумно понравилась мне юмором, диалогами, персонажами и довольно-таки интересной моралью. Прекрасно практически всё — Витинари, управляющий городом тонкими, почти незаметными движениями, хитрющий Мойст, способный вывернуться из чего угодно, Братство Почтальонов и возрождение Почтампа и т.д. Возможно, у меня излишне богатое воображение, но «Держи марку» я увидел мысли о том, что человек не должен быть эгоистом-мошенником и жить только ради себя. Надо и пользу обществу приносить, а не хочешь — заставим и перевоспитаем. Очень брутально, жёстко и в духе любого серьёзного правителя\государства.

Особенно хорошо показана эволюция ГГ — от мелкого эгоистичного мошенника он проходит путь до вполне себе приличного и полезного члена общества. Меняется само его видение мира, и хотя ему есть куда расти — прогресс личности отрицать невозможно. К тому же его развитие показано очень убедительно — ни разу не возникло мысли:«Не верю!».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь любимый Пратчетт с очередной очаровательной историей об Анк-Моркпорке.

На этот раз — история восстановления почтампа. Одно то, что во главе его встает почти мертвый Мокрист, у которого практически безвариантная ситуация — он попался и наказан. Впереди — дверь в пропасть, в никуда или...... Или дальнейшая жизнь. Но какой ценой? Казалось бы пустяк, всего то наладить работу почты. Однако не все так просто)))) Почта — она во все времена жила своей особой жизнью. Достаточно вспомнить нынешнюю Почту России. И вот Мокрист начинает пытаться измениться, делая что то хорошее.

Читать, как всегда легко и забавно. При желании можно найти и философский подтекст. Есть о чем подумать (на досуге). Вообщем, надолго откладывать книги этого автора не стоит)))

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да я даже еще и не дочитал до конца, но уже говорю — конгениально! Сэр Терри, ты велик! И я счастлив, что ты оставил мне автограф на «Пятом элефанте«! Да еще и черепаху нарисовал...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх