Дмитрий Биленкин «Сила сильных»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Далекое будущее. Вселенная разделена на два лагеря: коммунисты и остальные. «Остальные» лелеют нехорошие планы. Пресечь происки империалистов отправляются четверо: девушка-индианка Ума, ведущая происхождение из касты неприкасаемых; пигмей Юл, русский Антон Полынов и философ Лю Банга, исполняющий роль немолодого чимандра. На них устраивают охоту в буквальном смысле слова, но на помощь приходит...
Впервые повесть была напечатана в «Уральском следопыте»» №6 и №7 за 1985 год.
Входит в:
— цикл «Приключения Полынова»
— журнал «Уральский следопыт 1985'06», 1985 г.
— журнал «Уральский следопыт 1985'07», 1985 г.
— журнал «Sovětská literatura 1986/12», 1986 г.
— журнал «Sowjetliteratur 1986-12», 1986 г.
— сборник «Сила сильных», 1986 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 31», 1987 г.
— сборник «Космический бог», 2002 г.
— антологию «ФантАstika/2009», 2010 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 86
Активный словарный запас: высокий (3052 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Звёздный конфликт 2» 2021, Россия, реж: Алексей Евдокимов
- /языки:
- русский (7), немецкий (1), чешский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (5)
- /перевод:
- Х. Гутше (1), М. Дворжак (1), С. Йосифова (1)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 4 ноября 2020 г.
Да, мир изменился неузнаваемо. Сегодня эта книжка никогда не получит свою законную «десяточку», увы и ах (я и сам-то поставлю только «7»). Минуло ВСЕГО 35 лет, а ментальные ориентиры Социума сместились так, будто это уже ИНОЙ Социум. В каком-то отношении — да, иной, НО... частная собственность и неформальная всеобщая власть презренного металла — всё-таки — не столь значимые факторы, чтобы ТАК изменить оные ориентиры. Речь не о мелочах.
Тогда, 35 лет тому, 10 из 10-ти (с кем я делился впечатлением от книжки) даже не допускали возможности сомнения в том, что это... — эээ... супер-шедевр. И суть — не в идеологии, как можно было бы ошибочно подумать. Отнюдь. Никаких «коммунистических» или «капиталистических» оттенков наши тогдашние впечатления не имели от слова «совсем». У нынешнего поколения — вообще — довольно глупое представление о реалиях стародавних советских времён. Мы — точно так же, как и нынешние нигилисты — с полнейшим презрением относились к власть предержащим, точно так же лакали пиво литрами, матерились, били морды «чужим» (кто «вторгался» в пределы «нашей» территории с «чужих» двора, улицы, квартала), точно так же фанатели от крутых шмоток и т.д. и т.п. Не в ЭТОМ дело.
Было ещё ЧТО-ТО. Трудноуловимое и трудноформализуемое. То, что БЫЛО в этой книжке. Беда в том, что теперь этого точно НЕТ. Но, вот... где конкретно «нет» — в нас или в книжке — вот это ВОПРОС
pava999, 16 сентября 2011 г.
Такой халтуры от Биленкина не ожидал. 7 ставлю лишь за киберпространство. Это единственный плюс повести. А вот минусы:
1. Невнятный сюжет, особенно начало.
2. Отрицательные герои. Чуть ли не кричат: «Мы плохие. Мы всех перебьём».
3. Черезчур положительные герои. Прямо таки при всей преданности великой миссии коммунизма, ни одного врага серьёзно не поранили, а тех, кого поранили, вылечили.
Yazewa, 17 мая 2008 г.
Вначале повесть откровенно разочаровала, — какой-то примитивностью сюжета, что ли. Да и главные герои тоже показались слишком типажными, «дежурным набором» боевика. Однако затем действие стало интереснее, понравилось и общение с искусственным разумом, и фантастический музыкальный инструмент (он-то, собственно, и был самым невероятным компонентом сюжета, по-моему).
Kuntc, 1 января 2008 г.
Заключительное приключение Полынова, а вернее его потомка, мне понравилось несколько больше, чем предыдущие произведения из этого цикла, но повесть все равно, увы, не шедевр. Первое, что бросается в глаза – это невнятное и запутанное начало, сразу сложно разобраться, что к чему и чего тут творится. К счастью, потом все налаживается. Как и в предыдущих частях цикла в «Силе сильных» автор вновь делает акцент на социальные проблемы, почитать интересно, но все эти размышления вновь забивают основное действие. Не сбалансированным произведение получилось…
Ben Chevis, 19 мая 2016 г.
Идея хороша. Разочарование «Коммунизмом» чувствуется, и сильно. От первых шапкозакидательских умозрений не осталось и следа. А вот с альтернативой труба! Очень наивно!, хотя по «нирванистам» ударено крепко! Стоит почитать, особенно учитывая многократно возросший опыт и язык автора.
Славич, 19 апреля 2011 г.
Складывается впечатление, что автору захотелось написать остросюжетную приключенческую фантастику. Прекрасно осознавая, что у космооперы нет шансов пробиться сквозь цензурные преграды, Биленкин скрыл её истинную суть под маской привычного антикапиталистического памфлета.
С самого начала читатель отсылается к тогда ещё запрещённому «Часу быка». Есть Земное Содружество, где коммунизм построен ещё столетия назад. Есть капиталисты и ретрограды, бежавшие с Земли. Вместо одинокого Торманса в их распоряжении небольшая империя в Плеядах. Есть у Биленкина и своё Кольцо. Только не Великое кольцо цивилизаций, а кольцо сознаний, объединённых телепатически. Правда, дальше Дмитрий Александрович потихоньку опровергает основной постулат Ефремова, о том, что лишь при коммунизме можно достичь звёздных высот в науке и технике. Исчезнувшая (уничтожившая себя?) древняя цивилизация развила такие технологии, что людям и не снились. Да и в Империи Плеяд преспокойно летают от звезды к звезде.
Завязка довольно банальна. В руки врагов попадает очередное супероружие предтеч, способное сдвигать небесные тела со своих орбит. (Сколько десятков раз заокеанские коллеги обращались к этому сюжету?) Несколько добровольцев-землян внедряются в имперское общество с целью разузнать всё об этом орудии разрушения и вывезти его. Успех бравых разведчиков-самоучек ни у кого не должен вызывать сомнений.
После интригующего названия первой части – «Без запретов» – ожидаешь рассуждения этического характера. Например, о том, что избавивший от нравственных ограничителей, личность неизбежно деградирует. Можно было показать это на одном из героев. Ничуть не бывало! И без части внутренних запретов, научившись обманывать и сражаться, персонажи остаются столь положительными, что в пылу борьбы ни единого супостата серьёзно не покалечили. Даже страшно становится, когда представишь, какие идеальные люди остались дома.
Описания общественных отношений в повести разглядеть не удалось. Коммунисты хорошие, буржуины плохие. Вот и вся социология. В скоплении Плеяд скрылись в основном представители господствующих элит. Понятно, что на них должен кто-то работать, поэтому роль пролетариата исполняют андроиды (привет Азимову?).
Из достоинств могу упомянуть следующие. Очень точно подобран эпиграф: четверостишие Пушкина неожиданно соотносится с содержанием повести. Понравилось описание кибернетических устройств. Так, если у землянина возникнет желание заняться физическим трудом, он в любой момент может подключить свой разум к управлению землеройной машиной где-нибудь на Марсе. При этом его нервная система и тело вообще испытывают определённые нагрузки. В Империи, на Авалоне, существует свой искусственный интеллект, контролирующий работу инфраструктуры. С ним и вступает в контакт один из героев. Не поверите, кажется, здесь первое в советской НФ упоминание киберпространства!
Какой вывод желал сделать писатель, для меня осталось загадкой. Не нашёл я ни оригинальной фантастической концепции, ни внезапных поворотов сюжета, ни литературных изысков. Ощущение, будто всё это уже встречалось и в советских и в западных книгах. Отсюда и невысокий балл. Быть ему ещё ниже, если бы не уважение к классику, так умело обошедшему цензуру.
Отзыв писал по памяти. Мог и упустить какие-то важные моменты. Буду рад, если кто-нибудь объяснит мне, в чём я был неправ.
god54, 6 ноября 2009 г.
Фантастический советский боевик времён расцвета холодной войны со всеми присущими этому периоду времени атрибутами, когда старались весь мир поделить на наших и ваших, черное и белое. Поэтому и повесть строго проводит разграничительную линию, оставляя большую часть страниц на рассуждения и убеждения в силе и победе развитого коммунизма.
kavarkad, 25 октября 2023 г.
Жалкое подражание Ефремову, «Часу Быка». Такая же встреча двух культур, причём опять прилетают к капиталистам.
Где-то с середины подумалось, что он хотел сделать детскую версию
но для тогда нужно было выкинуть пафос о том, как круты комунары и как коварны капиталы, и побольше приключений и борьбы добавить. А то всего 2 невнятных поединка.
И оба заканчиваются деус экс машиной.