fantlab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Страж»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
5133
Моя оценка:
-

подробнее

,

Страж

Роман, год; роман-эпопея «Страж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 193
Аннотация:

Там, где со злом не могут справиться князья и клирики, инквизиторы и колдуны,— на помощь зовут воспитанников Братства стражей. Людей с даром, способных видеть незримое и остановить тёмных сущностей.

Людвиг ван Нормайенн — один из них. Вольный охотник за порождениями тьмы, он путешествует из княжества в княжество, избавляя мир от злобных душ. Его ждёт работа везде, где происходят необъяснимые события, жестокий мор и странные, неожиданные смерти.

Для этого произведения есть карта:

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.18 (2507)
-
22 отз.
8.05 (2300)
-
14 отз.
8.39 (2248)
-
14 отз.
8.13 (2186)
-
9 отз.
8.40 (2198)
-
10 отз.
8.42 (2184)
-
11 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— роман-эпопею «Страж»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 346

Активный словарный запас: средний (2840 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Лучшая отечественная книга

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Фэнтези года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книга года

номинант
РосКон, 2011 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Страж
2010 г.
Страж
2011 г.
Страж
2015 г.
Страж
2023 г.

Аудиокниги:

Страж
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну и работёнка у них. Давно слышал про этого автора, была мысль начать читать, ибо даже моей маме, которая уже на пенсии, он прям понравился, но когда-нибудь потом, но вот посоветовали во флэшмобе, поэтому «когда-нибудь потом» наступило чуть раньше.

Итак, у нас тут мир нечто типа позднего европейского средневековья, только с магией, она здесь играет важную, но не главную роль. Также имеется инквизиция, некий околоцерковный орден, само братство стражей, а еще феодалы-самодуры со своими замками и землями, и хитрозапутанные «клубки» взаимоотношений между всеми вышеописанными, все пытаются переиграть друг друга для того, чтобы урвать побольше власти и влияния в этом мире, очень часто с летальным исходом для самих себя.

Главный герой отличается спокойствием, взвешенно и продуманно принимает решения, не кидается очертя голову во всякие неприятности, что при его роде деятельности весьма полезная привычка, ибо представители его профессии имеют довольно высокую смертность.

Его спутники тоже весьма интересны, особенно пугало, подозреваю, что его тайну его сущности раскроют в следующих книгах.

Книга состоит из отдельных рассказов — приключений главного героя, и в каждом новом добавляются «кусочки мозаики», из которых выстраивается этот мир, появляются новые герои второго плана со своими характерами и историями и вписывают новые штрихи в эту картину, следить за ними всеми весьма любопытно.

Резюмирую: книга с крепким сюжетом, интересными персонажами, читать интересно, язык и стиль автора простой и доступный, сюжет разворачивается понятно, без диких завихрений и внезапных поворотов, но это не делает его хуже. Дикого восторга книга не вызвала (сейчас уже мало что его вызывает), но мое внимание держала стойко. Буду читать серию дальше.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю почему высокая оценка и в фантастике Лучшая отечественная книга.

Смог слушать до 22 главы.

Мое впечатление: неприятно, когда весь сюжет это игра с мертвецами.

Мысли: 1. Не вижу становление героя.

2. Мир мертвых меня не погружает и не могу переживать.

3. Нет никаких побуждений чтобы что-то узнать или понять или помечтать.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная (для меня) книжка про инквизитора. С момента её написания многое в руском (и не руском) фентези поменялось и похождения героя, который не заботится ни о деньгах (как у Конофальского), ни об отчётах руководству (как у Корнева), ни о собственных развлечениях (как у Пекары) выглядят несколько лубочно. Ни историчности, ни интриги сюжета, ни гримдарка или чего-то ещё цепляющего нету. Написано неплохим языком, действия происходят, монстры ложатся штабелями, герою в очередной раз везёт и «клинок прошелестит в милиметре от его шеи».

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начала читать «Стража», согласившись с «индивидуальной рекомендацией» Фантлаба. Ничего ранее у А.Пехова не читала. Видимо, правильно делала, потому что автор не мой и не по мне. Как оказалось.

На форуме у «Стража» столь высокая оценка, что было неловко ставить свой честный низкий балл.

Дрогнувшей рукою ставлю 6 за продуманный магический мир. За действующими в нём живыми и неживыми героями наблюдать было скучновато. Хотя приключения часты и происходят в разной обстановке, с включениями новых персонажей. Казалось бы, читай взахлёб. Но взахлёб не получается.

Главный герой силён, умён и добропорядочен настолько, что скоро перестаёт быть интересным. Уж на что был благороден Геральт из Ривии, с которым комментаторы постоянно сравнивают стража Людвига, но пеховский Людвиг по белизне и пушистости Ведьмака превзошёл.

Но главное, на что всегда злюсь и раздражаюсь: прерванное на полуслове повествование. Почему писатели взяли за правило разрезать произведение на кусочки, как батон, и продавать полупорциями?!

Где продуманный, закольцованный, выстраданный писателем финал?

А нигде! Самые умные (или жадные и хитрые) авторы расчленяют свои произведения на части и выдают за отдельные романы. Чтобы читатель потом купил продолжение. Терпеть ненавижу!

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Людвиг ван Нормайенн видит умерших, ведь он страж душ. Его работа – очищать мир от темных душ, которые вредят людям и после смерти. Вместе со стражем путешествует душа не такого уж верующего Проповедника и одушевленное темное Пугало, которое любит насыщать свой серп кровью. Книга «Страж» содержит шесть историй Людвига, которые расскажут и покажут в каком мире живет Страж и в чем его работа.

Честно говоря, сложно оценить книгу высоко, потому что уж очень сильно напоминает Ведьмака. И по стилю написания, и по характеру персонажа. Даже Гертруда – бывшая подружка-колдунья, а по совместительству магистр Братства Стражей – это же прям Йен на минималках. В первой книге не раскрыты подробности их романа и расставания, но уже понятно, что у них была страстная любовь, которая до сих пор, при встречах, приводит к общей постели (что опять же похоже на отношения Белоголового с колдуньей). Сам же Людвиг такой брутальный мужчина в самом расцвете сил, который убивает только души, которые вредят людям или тех, которые сами его просят об этом. Он может расправится, ну или договориться, с любой душой и любой сложности. А друзья зовут его ласково Синеглазый (что тоже, по моему мнению, отсылка к Белоголовому).

Каждая история отдельное дело, но все они связаны незримой сюжетной линией. Больше всех меня ввела в недоумение история «Белая колдунья», точнее ее концовка. То, что Гера какая-то нереально сильная колдунья это одно. Но, во-первых, зачем ей понадобилась «помощь» стража, если она его с собой даже не взяла на дело? То есть мы просто посмотрели на тусовку колдунов, ведьм и прочей нечисти высшей знати, получили предсказание и сбежали. А во-вторых, это что было, когда такой же сильный колдун испугано убежал от призрака. Серьезно? Что-то я сомневаюсь, что колдуны не могут избавиться от духов хотя бы временно.

При всем этом, после прочтения книги, я задумалась, хочу ли читать продолжение. Поразмыслив, пришла к выводу – да, хочу. Мне очень интересно, что будет дальше с Пугалом и Проповедником. Мне хочется знать историю Пугала. Это странно, потому что главный герой мне совсем не интересен, а вот второстепенные герои зацепили настолько, что хочется потратить время на чтение цикла ради них. Такое у меня впервые. Эх, почему я не познакомилась с циклом лет десять-пятнадцать назад… пищала бы от восторга. Имена кстати в книге ужасные и не запоминающиеся, да простят меня авторы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

До сего дня отношения с творчеством Алексея Пехова у меня как то не складывались. Роман «Киндрэт. Кровные братья» уж слишком напоминал игру «Vampire: The Masquerade», которая мне не особо понравилась. «Пересмешник» был слишком перегружен деталями и описаниями мира, на фоне которых терялся основной сюжет. «Страж» же оказался похож на истории о ведьмаке Геральте Анджея Сапковского. И для меня это стало плюсом. Как раз захотелось «чего-то типа «Ведьмака», но не «Ведьмака».

Так вот, «Страж». Роман в рассказах, каждый из которых представляет законченную историю, но читать их по отдельности я бы не рекомендовал. В центре сюжета – похождения Людвига ван Нормайенна, стража душ. Суть работы Людвига в следующем: он разбирается с неприкаянными душами. Естественно, не просто так: ему и обычные люди платят за избавление от злокозненного призрака, и развоплощенная душа подарит дополнительный день жизни. И вот перед нами шесть рассказов, в которых Людвиг, его призрачный друг Проповедник и одержимое Пугало ходят по миру, напоминающему Европу околопозднего средневековья, и ввязываются в различные, зачастую детективные, дела. Временами компанию Людвигу составляют другие стражи, временами очаровательная ведьма Гера.

Читается «Страж» отлично. Язык повествования легкий, ничем не перегруженный. Присутствует ненавязчивый юмор и драма, но всего в меру. Истории достаточно разнообразные: то расследование самоубийства стража, то помощь ведьме в деликатном деле, то выяснение причин загадочных событий в каком-то поселении. Персонажи обаятельные, пусть их типажи и слишком узнаваемы. Динамики в повествовании много, буквально: если Людвиг не ведёт какое-то расследование, то он от кого-то убегает, за кем-то гонится, или с кем-то сражается. В последнем рассказе так и вовсе сплошное напряжение и попытки главного героя выпутаться из крайне опасной ситуации.

В целом, мне понравилось. Не вижу смысла ругать книгу за кивки в сторону Геральта. Всё-таки две хорошие развлекательные книги лучше одной. А к этому циклу А. Пехова я, при случае, обязательно вернусь.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думал немного будет иначе, а получил ровно то чего не ожидал.

В свое время на эту книжную серию был выпущен не один десяток видео обзоров и не одна сотня написанных рецензий. Как ты думаешь была ли высказана на эти книги критика? Конечно же нет, как о такой ерунде вообще можно было подумать это ведь лучшая признанная фантастика прошлых лет. Помимо этого, есть вопрос к объективности выставленной оценки, мягко говоря себя она не оправдывает. Из чего она складывается? Используемые критерии из отзывов «круто» или «понравилось» не совсем правдиво как мне кажется отражают действительность в виде 10 баллов.

Случай тут на моей практике достаточно неоднозначный и кратким быть не получится, поэтому по порядку. Что нужно знать о книге? В первую, в последнюю и во всю остальную очередь это развлекательное чтиво. Справился ли писатель с задачей развлечь меня как читателя? Считаю, что да, пусть даже на тот балл, который я выставил. Для сравнения работ автора возьму Искателей ветра как первую книгу его другого цикла. Она смотрится куда серьезней в отличие от Стража. Да, там те же яйца, под ту же копирку, не избегая затертой уже структуры повествования, клеше и прочих само повторов, но они там выглядят лучше. Конечно в той книге тоже присутствует непроглядная бесконечность штампов, а если их использовать как футбольный мяч, то можно будет позабивать голов на цифру эдак неисчислимую для человеческого разума, конечно при условии попадания мечей в ворота. В эти же самые ворота под названием «Удача» видимо попал и сам писатель, по-другому не могу объяснить такой успешный успех и востребованность его работ. Хотя отдам должное на фоне своих коллег, пишущих о попаданцах спасающих старый мир или о абитуриентах, постигающих азы магии он выглядит не просто лучше, а не сравнимо лучше. Но не смотря на все мое негодование, эмоции положительные от прочитанного я все-таки получил.

Книжные повести абсолютно типичны, с тысячью раз переписанными и пересказанными историями. Все уже столько раз читалось и перечитывалось, может быть это и могло быть оригинально, но тысячу лет назад и только в другой вселенной с парящими в облаках единорогами. В общем в сюжетном плане огромная сквозная межгалактическая дыра, как в голове практически у каждого задействованного персонажа, имеющего один на всех стереотип с разницей лишь в имена. Но есть тут и незримый лучик надежды, правда уже слегка засухарившийся в лице бравого главгера с именем Людвиг, он не просто какой-то тебе головорез с черным кинжалом на рукояти которого красуется сапфир, а полноправный представитель некого Братства Стражей. Уровень его магии буквально такой – «я выкрикнул слова», «я черканул по воздуху кинжалом и создал фигуру», «я произнес нужные слова скороговоркой». В его обязанности как стража входит преследование и уничтожение порождений тьмы по поручениям или за вознаграждения, а иногда и просто по собственной воле. Но, как водится, они не все представляют опасность, и некоторые даже его сопровождают, являясь соратниками. Страж не привык ввязываться в политическое конфликты, в обход этому он полагается на сугубо личные убеждения и совесть которой готов умилить не одну читательницу, чем собственно и затмит сюжетную дырень. Так вот, Людвиг как то говорил, что люди с неприметной одеждой и скупые на жесты не задерживаются в его памяти, вот также вышло и с ним, в моей памяти он тоже не задержался.

Совет такой. Если тебе хочется погрузится в глубину более-менее осмысленного мира магии, колдовства и невообразимых существ, познать вполне себе раскрытый и замотивированный портрет главного героя и ощутить литературную многоходовку правдивой, насыщенной интригой и логикой, то твой выбор на Стража пал ошибочно, берись за Искры, надеюсь советом не разочарую. Может я слишком сильно расхвалил его проект, но так тебе точно покажется если не брать в сравнение мэтров этого жанра.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Состоялось мое знакомство с данным произведением. Искал что-то свежее и интересное и на основе отзывов и рейтингов устремился в путь. В целом впечатления только положительные, некоторые главы на одном дыхании пронеслись. Очень понравился лаконичный текст, без лишних раздуваний и мир вполне себе интересный и герои живые, раскрываются постепенно с разных сторон. Мотив главного героя понятен, обладает характером и не вызывает каких-либо отторжений. Конечно бросилось в глаза переплетение с «Ведьмаком», есть что-то общее, возможно им вдохновлялся автор, а может и специально выбрал такую модель повествования. Сейчас уже взял в оборот вторую книгу, уж очень стало интересно после такой затравки. Абсолютно советую к прочтению, ничего спойлерить не хочу. Любителям жанра точно не стоит проходить мимо!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня просто стопроцентный мэтч с этой книгой. Мне нравится что нет долгих вязких описаний мира — часто из-за них и бросаю книги. Главные в книге герои, а не хитромудрая магия чтоб «не как у всех». Зато много мрачной атмосферы, герой не «самый лучший парень на деревне» и есть вещи в которых он не сильно хорош, пугало хоть и может помогать, но не работает как рояль в кустах, проповедник хоть и может следовать за ним, но не везде, а до всех мест ножками топает и время на это тратит. Прелесть помощников как раз и выявляется в контрасте — один много говорит и почти ничего не делает, а второй много делает, но не говорит вообще. Истории по тону и звучанию все разные.

В общем книга прям очень зашла и выполнила задачу — мне хотелось все бросить и читать-читать-читать.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я снова решил обратиться к Алексею Пехову, но продолжать мурыжить цикл о «Синем пламени» не стал — интуиция подсказывает мне, что тамошние разборки затянуться надолго. Поэтому я полез в другой мир, в котором уже есть законченная история, и можно охватить весь путь героя своим взором, от начала и до конца. Мой выбор пал на «Стража», который считается одним из лучших в пеховской космогонии, и я отправился вместе с Людвигом фон Нормайенном на охоту за призраками.

Нарисованный грубоватыми мазками постапокалиптический мир Летоса всё же был более выразительным — перед нами калька с ранненововременной центральной Европы, точнее, весь образ нарисованного на форзаце материка существует примерно в границах нашей Romishce Heilige Reich, включая Италию, со всеми существующими примочками, в виде политического строя и религии. Конечно, здесь нет императоров, нет ни малейших упоминаний борьбы гвельфов и гибеллинов, нет серьёзных ростков протестантизма, да и сама церковь представляет из себя какую-то уж совсем вегетарианскую организацию. Церковь здесь католическая, Библия вполне себе классического формата, да ещё и на латыни (а где Рим?), упоминаются Крестовые походы (куда? местный Восток занимает маленький уголок на кончике полуострова в правом нижнем углу карты), и Гроб Господен в руках язычников. Но, помимо этого, существуют церковные ордена и светские владыки, а также лицензированные колдуны, Дивные народы и... Стражи, да — охотники за нечистью. Такая вот конфигурация.

А вот являются ли стражи калькой с приснопамятного ведьмачьего цеха, так же, как и главный герой? Здесь сложнее, хотя я вполне верю, что «Wiedźmin» не был основным источником вдохновения для автора — между появлением книги Сапковского в русскоязычном пространстве и 2010-м годом подобных подражаний появилась тьма тьмущая, и я бы уточнил, что речь здесь идёт о поджанровым направлении. У меня, к примеру, больше ассоциаций возникло с циклом о некроманте, которым нас долго мучил Ник Перумов. Я представил себе, что было бы, если бы Фесс-Неясыть не стал бы ссорится с инквизиторами, заработал бы лояльность Инквизиции и Белого Совета — и получилось бы что-то вроде «Стража». Что до ведьмака Геральта, то его приключения почти сразу переросли рамки его базовой профессии, и история пошла в другом направлении. У Пехова же речь идёт именно о профессионале — и большую часть повестей он и правда делает свою работу, с большим или меньшим успехом, но всё же делает её. Без нравственных посылов не обошлось, и наш друг Людвиг вовсю воюет не только с призраками, но и с мировой несправедливостью, в сражении с которой он может даже поднять лапу на родное начальство.

Короче говоря, у нас есть героичный главный герой, в меру пафосный и в меру симпатичный. А дальше всё как положено: смешной друг в виде призрака священника, единственное предназначение которого — резонировать главному герою, и подавать читателю забавные диалоги-перепалки, чтобы он не скучал; в меру таинственная возлюбленная, исчезающая после каждой бурно проведённой ночи в неизвестном направлении, оставляя трогательную записочку, отношения с которой должны подогревать читателя вплоть до последней строки последней книжки (ну когда, когда же они будут вместе?...), и Меч... ну то есть особенный колдунский кинжал, которым можно отправлять несчастных привидений на Страшный Суд. Из общей схемы немножко выделяется крайне харизматичное Пугало, столь любимое читателями, которое представляет из себя ещё одну тёмную лошадку для благодарных читателей... до последней книжки.

Ну а сами рассказы увлекательны и легко читаются, не отнять. Базовая схема одинаковая, однако автор старается, чтобы читатель не скучал, и старательно радует его разнообразием сюжетных поворотов, ружьишками на стенах, «кроссоверами» персонажей и эффектными сценами «упокаивания» призраков. Плюс ко всему — простенький, но ненавязчивый юмор, ну куды без этого, да?

Если немного подвести итоги, то это вполне вменяемое жанровое ремесленное изделие, похожее на компьютерную игрушку, хорошо написанное и грамотно выстроенное — намётки сквозного сюжета здесь есть, посмотрим, куда Пехов его вырулит. Пока что я вполне доволен — читаем дальше.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страж Пехова для фентези — это примерно то, что Дарья Донцова для детектива.

Да, это фентези. Да, читается легко и приятно. Да, есть любопытные сцены…

Но прочитал, закрыл, и можно более никогда не вспоминать и не думать.

История о странствующем одиноком воителе в борьбе с нечистью/привидениями/злом благодаря Ведьмаку стала почти каноничной, и тут Пехову тоже удивить нас особенно нечем.

Поначалу, книга представляется сборником рассказов, но рассказы эти начинают сходиться и переплетаться, однако все ещё не в достаточной степени для того, чтобы увидеть некий сюжет в самом произведении.

Ни у одного из героев нет ни прошлого, ни будущего, — даже главный герой представляется каким-то ровным и плоским, — и от того сопереживать или даже как-то волноваться за их будущее получается слабо.

И все же, несмотря на отсутствие сильной «зацепки», это неплохая книга. У автора, конечно, не отнять и слаженность слога, и умение работать со сценой…

Но какой-то глубокой идейности здесь нет.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, что при первом прочтении я в начале книжки даже немного разочаровался. Начав вторую историю, решил, что это лишь сборник рассказов. Что сквозные персонажи — единственное, что предаёт книге единство. О, как же я ошибался!

К концу первого тома уже стало ясно, что новеллы переплетаются, перекликаются и фактически каждая ещё и оставляет задел на развитие в будущем. При том, что является интересной и самобытной сама по себе.

Рассказ про приключения в чумном городе — вообще одно из лучших, что есть в цикле.

Да, кстати, первая книга заметно уступает продолжениям (что уже бывает редко). И при этом я всё равно меньше 10 поставить не могу. «Страж» до сих пор остаётся одним из самых-самых любимых циклов Пехова!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротное фэнтези: динамичное, увлекательное, с симпатичным читателю главным героем, да ещё и прекрасно читающееся. И тема не такая уж затасканная, как некоторые. Конечно отдельные параллели с «Ведьмаком» Сапковского провести можно, только зачем — роман Пехова ни в коей мере не плагиат, а прекрасно написанная совершенно самостоятельная вещь, совпадающая с творением Сапковского только по форме.

У автора есть несомненный талант писать увлекательные фэнтези-романы. Возьмем хотя бы дебютную трилогию «Хроники Сиалы» — вещь вполне читаемую. Возвращаясь к «Стражу», нельзя не заметить, насколько за это время выросло мастерство Пехова. Если в первых своих книгах он выезжал в основном за счет увлекательности, то здесь уже можно отметить и хороший текст, и логичность действия, и практически полное отсутствие ляпов и нелепостей. Да и действие, и повороты сюжета, стали уже на такими традиционными, как в первых его произведениях. И задумки гораздо оригинальнее: насчет душ, «живущих» среди людей, это просто здорово придумано.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Людвиг – истребитель привидений

***

Русское фэнтези – штука интересная. Найти там что-то достойное, учитывая подъем этого жанра на западе, — задача не из простых. На слуху разве что Осояну (с одной трилогией), Камша, которая все так и не напишет финал, Перумов, который и не думает писать финал, да Пехов. Правда, последнего часто обвиняют в наглом использовании материалов с запада, иначе говоря, обвиняют в плагиаете. Так ли это? А даже если так, то какого уровня плагиат? Давайте разбираться.

Итак, герои «Стража». Главных тут ровно трое, остальные – статисты. Людвиг – молодой страж, читай истребитель призраков. Людвиг в меру циничен, но благороден, на фоне других стражей он выглядит чуть ли не белой вороной. Причем как по своим принципам и морали, так и по части безрассудных (с точки зрения властей) поступков. Проповедник – призрак-болтун, он – шут и балагур, он призван раскачивать героев, выводя их из себя. Нельзя сказать, что Проповедник действует так же, как Шут у Хобб. Проповедник всё-таки более серый и плоский, но всё равно со своей задачей справляется. Наконец, Пугало. Пугало – это почти «Малыш Йода» из «Мандолорца». Пугало – милое, чудаковатое, кровожадное и соломенное….пугало. Из тройки главных героев Пугало больше всех способно влюбить в себя читателей.

Мир. Географически (да и политически) мир «Стража» мало что напоминает. Есть несколько стран, какие-то совсем не любят стражей, туда им соваться не стоит. В этом мире существует как призраки, так и демоны. И никуда не деться от фантастических тварей. При этом существует оружие как колюще-режущее, так и огнестрельное. А вот что явно из нашего мира – так это религиозная составляющая. Тут есть (был) Иисус, церковь, еретики и так далее. С одной стороны, выглядит это странно, если учесть географию и политику. С другой стороны, создается ощущение, будто это наш мир, который ушел в линию мистики. Не сказать, что альтернативная история, скорее другая ветвь, которая отошла от основной очень давно.

Если кратко перечислить минусы и плюсы, то получится следующее. Минусы – слабый сквозной сюжет, отсутствие связок между повестями. И пусть «Страж» всё-таки более цельный, чем, например, недавний «Якса. Царство железных слез», всё равно это не роман в привычном нам понимании. Так же к минусам можно отнести долгую раскачку в плане мироустройства. Ведь интересно узнать, почему стражи видят призраков, интересно узнать, как их обучают и так далее. Зато в плюсы уходит обильный экшен, разноплановость повестей (от легкого детектива до попадания в плен), необычные главные герои (страж, призрак и Пугало), харизматичные и довольно объёмные. Наконец, плюс – это то, что происходит со статистами. Герои умирают здесь пачками, что подтверждает – перед нами не сказка, а довольно мрачноватый мир, пусть и не дарк фэнтези.

Итого: «Страж» — сборник из шести повестей про Людвига, который истребляет бесов, путешествуя по миру. Напоминает «Ведьмака», не так ли? Ведь и там герой-мужчина, путешествует, истребляет, любится с колдуньей. У Сапковского ведьмак – профессия суровая, многие их боятся или как минимум не любят. Вот и у Пехова что-то подобное в отношении стражей. И это только если смотреть на поверхность. На самом деле «Страж» больше напоминает цикл Страуда «Агенство Локвуд и компания». Ведь там герои-истребители призраков (бесы – это именно призраки и привидения, а не фантастические твари, как у Сапковского), есть несколько видов противников, разные варианты их устранения. Но всё же – наглый ли это плагиат? Вряд ли. Пехов очень искусно смешивает уже знакомые элементы, проецируя их на действительность, чем-то напоминающую нашу. Да и в итоге коктейль из знакомых ингредиентов вскоре уже кажется чем-то самобытным. Ведь даже Толкин не чурался заимствований, но Профессор всё же более щепетилен в выборе основ, более изощрен в подменах и изменениях, в маскировках и связях. Читается «Страж» легко, картинка перед глазами рисуется ярко и выпукло. Остается надеяться, что дальнейшие романы будут более цельными.

8 стражей из 10.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго же я шла к этой книге! И вот наконец свершилось! ))

Разумеется, ничего нового здесь нет, подобное было множество раз, в частности знаменитый Ведьмак (хотя на мой взгляд он читается посложнее). Герой — странствующий страж, который очищает мир от темных душ. По натуре он одиночка, друзей весьма мало. Но компашка у него что надо — это неупокоенная душа Проповедник и дикое, но симпатичное Пугало. Приключения у них самые что ни на есть суровые. В книге нет слащавости, наоборот, много жестокости. Но читается это все буквально за один (максимум за два!) присест. Если бы не катастрофическая нехватка времени и банальный перегруз на работе даже в праздники, то вся серия была бы уже благополучно прочитана. А так попробую выкроить-таки время на продолжение, больно уж интересно, куда же занесет нелегкая Людвига со товарищи!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх