FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Гробницы Атуана»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
2980
Моя оценка:
-

подробнее

Гробницы Атуана

The Tombs of Atuan

Другие названия: Могилы Атуана

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 187
Аннотация:

В романе рассказывается об одном из великих подвигов Геда — Верховного Мага — и о его встрече с юной жрицей Священных Храмов. Волшебник Гед спасет совсем юную Тенар, служащую Великим Силам Тьмы, из подземелья, где она обречена провести всю жизнь.

Примечание:

Публикация в журнале «Наука и жизнь» 1992 год, №1-6.

Карту храмового комплекса можно увидеть здесь.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Медаль Джона Ньюбери / The John Newbery Medal, 1972 // Honor Book

Номинации на премии:


номинант
Премия "Феникс" (детская литература) / Phoenix Award, За 1971 год // Премия "Феникс"

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1972 // Мифопоэтическая премия фэнтези

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Англо-американская фантастика. Том 3
1991 г.
Волшебник Земноморья
1991 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1993 г.
Волшебник Земноморья. Том 1
1993 г.
Техану. Гробницы Атуана
1993 г.
Земноморье
1994 г.
Волшебник Земноморья
1997 г.
Техану. Гробницы Атуана
1998 г.
Волшебник Земноморья
1999 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2004 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Гробницы Атуана
2009 г.
Волшебник Земноморья
2015 г.
Волшебник Земноморья
2018 г.
Книги Земноморья
2020 г.

Периодика:

«Школьная роман-газета», 7/1999
1999 г.

Издания на иностранных языках:

Гробниці Атуану
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
A Wizard of Earthsea
2012 г.
(английский)
The Tombs of Atuan
2014 г.
(английский)
Meremaa. Triloogia I
2015 г.
(эстонский)
Гробниці Атуану
2017 г.
(украинский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«А расскажи-ка мне, дедушка, сказку!». Мы продолжаем знакомиться с миром Земноморья. Да, именно с миром, так как центром сюжета здесь является вовсе и не главный герой-маг. И по традиции, в стиле «где был, что видел», нас почти половину этого романа вводят в тайны жизни некоего религиозного общества глазами девчушки, поставленной в столь юном возрасте во главу этого общества. Ну как — тайны — никакой магии, никакой завязки.

И тут, откуда ни возьмись, появляется Гед. И, о чудо! Он использует некие заклинания! Но вскоре наш «прокачанный» маг попадает в сложную ситуацию, где он чудом не умирает, откуда его выручает практически антагонист. Ох, как я не люблю такие сюжетные костыли!

А вот развязка очень даже ничего. Древние губительные силы пытаются помешать нашим уже союзникам покинуть подземелье. Но наш маг всё же отыскивает в себе где-то завалявшуюся магию и вырывается на свободу.

Итог. Всё так же мало магии, много повседневности никак не повлиявшей на сюжет. Есть «атмосферность» — тёмные коридоры, древние силы — и всё... Есть они и больше ничего. Но уже лучше, чем первая книга.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман для меня лучший из первого сборника про Земноморье, изданный Азбукой. Читая его, я уже думал, что не встречу Геда, ведь большая часть романа занимает описание острова, населенного жрицами, поклоняющихся своим богам. Одни из которых обитают в гробницах Атуана, к которому привязана маленькая девочка-жрица. Она и является главной героиней романа. Гед случайно оказывается запертым в гробнице, и только юная жрица может решить его судьбу.

Прекрасный роман, весьма атмосферный, мрачный и немного депрессивный. Образ Тенар отлично прописан, и на ее фоне при этом совсем не теряется Гед.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо помню свои давние ощущения, когда после великолепного «Волшебника Земноморья», захватившего меня с первых строк и не отпускавшего до самых последних, я с превеликой радостью узнал, что существует продолжение, и принялся за его чтение. Тогда-то радость и сменилась удивлением: а это вообще что такое? Какая-то маленькая девочка, увезенная куда-то далеко от дома, жрицы и послушницы, храмы, окруженные стеной, темные подземелья, мрачные обряды, пустыня вокруг… Короче говоря, с «Волшебником Земноморья» ничего общего. К тому моменту, когда Гед собственной персоной наконец явился в Гробницы Атуана, я уже не ждал ничего интересного и страницы каждого нового журнального выпуска («Наука и жизнь», 1992 год) пролистывал в основном по привычке. С появлением Геда все стало намного интереснее, но общее впечатление было уже испорчено. С тех пор я перечитывал «Гробницы Атуана» несколько раз, но чаще всего первые четыре главы – до появления Геда – попросту пропускал. На мой взгляд, слишком все-таки затянула Ле Гуин пролог к основному действию, слишком подробно выписала многое такое, что особого значения в дальнейшем не имеет. Это большой минус, в отличие от безупречного «Волшебника Земноморья».

Мир Земноморья Ле Гуин целиком построен на философии. О чем же идет речь на этот раз?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Повзрослевшему Геду, поборовшему зло в самом себе, теперь предстоит справиться со злом, угнездившимся в душе другого человека – Тенар, жрицы Безымянных. Но даже Геду не удалось бы это сделать, если бы ему в этом не помогла (поначалу даже против своей воли) сама Тенар, подсознательно противившаяся своему служению Древним Силам Земли. И после измены своим хозяевам у Тенар уже нет выбора: ей приходится покинуть Атуан и плыть вместе с Гедом на острова Архипелага, рассчитывая найти там свой новый дом.
Вот, собственно, и вся нехитрая философская подоплека «Гробниц Атуана» – новая ступень в борьбе добра и зла, света и тьмы.

На первый взгляд «Гробницы Атуана» – вещь менее увлекательная, чем «Волшебник Земноморья». Помимо затянутых вводных глав, читателя способно отпугнуть еще и кажущееся отсутствие событий: на протяжении следующих пяти глав Тенар и Гед в основном просто сидят в подземелье и разговаривают. Чтобы прочувствовать эти «разговорные» главы, надо перечитать их еще два-три раза, уже не спеша и вдумываясь в каждое слово, – только тогда можно будет понять логику поступков Тенар и раскрыть для себя вторую часть трилогии о Земноморье в полной мере. Так что, во-первых, не пугайтесь начальных глав, в которых нет ровным счетом ничего, что было бы знакомо по первой части, и, во-вторых, встретив, наконец, на страницах книги Геда, не бросайтесь скорее проглатывать страницы одну за другой – тогда удовольствие от чтения будет обеспечено!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По большому счету, это обычный роман, нет в нем ничего особенного или выдающегося. История девочки, которую в раннем возрасте забрали у родителей и стали делать из нее жрицу мрачного культа. И у которой потом произошло столкновение с действительностью, большей, чем темный забытый храм древних богов.

Книга пропитана гуманизмом, свойственным автору, что не отменяет того факта, что книга... ну, обычная.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По впечатлению из детства думала, что «Гробницы Атуана» значительно хуже первого романа, а оказалось, что он даже лучше и более символичен. В любом случае, книги прекрасно дополняют друг друга, а история Геда, выводящего из тьмы в мир гордую девочку, дивно красива. Если говорить о феминизме у Ле Гуин, то он здесь в максимально доходчивой для обоих полов форме.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мудрый, постигнувший многое ценой шрамов и страданий маг встречает девочку, посвященную безымянной тьме, которая полностью находится во власти ритуалов, как любая традиционная женщина, которой не дают жить, а готовят к «единственному». Маг освобождает ее от архаики, выводя на свет, на свободу, где трудно и непонятно, но так свежо
. Силу нужно не приручать, а освобождать. И все это — без всяких романтических авансов. Великолепно.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман однозначно стоит прочитать. Однако первая часть произведения напоминает больше секту, чем что-то реальное. Слишком уж поверхностно все.

Роман читается достаточно легко, хотя стоит отметить, что некоторые места достаточно нудные. Концовка, как по мне, открытая. Хотелось бы побольше узнать о судьбе Девочки и Геда.

В целом неплохо

Всем приятного и увлекательного чтения.

П.С. Дверь-ловушка так и осталась в издании 2016 года))

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всех ссылках и сносках, всё же этот роман — неотъемлемая часть трилогии, уже ставшей классической. Глупо сетовать на те или иные особенности книги — это творческий взгляд автора, и, ребята, с этим ничего не поделаешь.

П.С. Интересно, в переизданиях перевода Тогоевой поправили ляп с дверью-ловушкой?)

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В пещерах под землей жила Ара. Из мерзких сырых затхлых катакомб, из стен которых торчали хвосты червей, она могла подняться только в сухой и скудный мир песка, в котором, за исключением дюжины яблонь, не росло ничего. Это был мир жрицы. И он был не комфортабельным.

Вторая книга из цикла «Волшебник Земноморья», по моему мнению, является лучшей, хотя третья книга составляет ей существенную конкуренцию. Но, сравнивать их все равно, что сравнивать зеленое с мягким. Вторая книга нетороплива -- и это ее центральный момент. В первой половине книги главного героя нет вообще. Это медлительное повествование о взрослении юной жрицы. Мир в котором она живет движется как в замедленной съемке, как в киселе и кажется, что если кинуть камень в пустыню, то и он полетит медленно.

В этом прелесть романа. Первая часть книги -- это наблюдение за стеной в пещере, наблюдение за тем, как растет трава. Это медитация. Но это также погружение в мир, который так далек от нашей культуры, мир жриц-отшельниц. Мир непрестанного наблюдения и размышлений, мир где существует только последовательное течение жизни: люди рождают, живут и умирают.

Но этот мир уже трещит. Современность наступает и человек традиции -- Ара, уже не может жить в ней. Она не может расставить часовых по стенам, не может починить потолок в храме, не может привлечь в храм высоких гостей. Ее мир заканчивается. Но у нее есть выбор.

Эта книга невероятно жестокая, потому что она ставит перед человеком личностную проблему: жить в привычном, но умирающем мире или сбежать из него в полную неизвестность. Ара становится современным человеком не по рождению, а по нужде. Ей приходится выбирать из двух зол. И это выбор тяжелее всех охраняемых ею надгробий вместе взятых. Ни у кого во всей трилогии не было такого тяжелого выбора. Даже близко. И именно этот выбор, этот переломный момент, делает книгу шедевром.

Читатель сначала должен задохнуться в пещере. У читателя должна возникнуть естественная реакция эту книгу сжечь. У него должна возникнуть ненависть к тьме и спертому воздуху. У него должна возникнуть мысль: куда угодно, только бы вырваться отсюда. И он вырывается. И падает прямо в ледяную реку открытого мира. Здесь чистый воздух, здесь светло. Но здесь и холодно и промозгло. И никак невозможно удержаться от слез об утерянной навечно прошлой жизни.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этот раз повествование пойдет от лица юной жрицы Тенар. Честно говоря, я сначала удивился, что поначалу речи о Геде вообще не было, но потом он все же появился, и стало ясно, что речь пойдет о следующем подвиге Волщебника Земноморья. Действия почти всего романа происходят в одном месте — гробницах Атуана, поэтому, если в первой книге цикла автор использовала описания мест, по которым странствовал Гед..., простите, Ястреб, для придания картине полноты и красочности, то во второй книге мы погружаемся во тьму. Тьма, и больше ничего. Поразительно, но автору удается передать атмосферу гробниц с помощью чувств и мыслей юной жрицы.

По ходу прочтения о некоторых моментах сюжета я догадался заранее, но несмотря на некую предсказуемость, он все равно остался захватывающим. Пока я читал, меня не покидало ощущение, что это книга — отдельный от цикла роман, связанный с ним только местом действия, поэтому появление Геда, а также упоминание уже знакомых легенд вызвало ребячью радость.

Итого: второй роман сильно отличается от первого, чем вызывает интерес.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От этого романа, прочитанного в детстве, также остались очень смутные воспоминания. Его стоило перечитать: если «Волшебник Земноморья» интересен, прежде всего, своей идеей, то «Гробницы Атуана» — своей атмосферой. Атмосфера — определяющее, что есть в этом романе. Маленькая девочка, в пятилетнем возрасте отобранная у родителей, чтобы стать жрицей некоего почти забытого культа. Мрачные темные подземные гробницы, полностью изолированный мирок, состоящий из трех верховных жриц, нескольких девочек-учениц и нескольких евнухов-прислужников. Никаких паломников, никаких именитых гостей. Только мрак, тишина и однообразные ритуалы.

Тенар, выбранная переродившейся верховной жрицей, быстро проникается осознанием своей власти и определенной гордыней. Учитывая, что ничего другого она не знает и не помнит — это понятно. Когда все вокруг подчиняются тебе и признают твое главенство потому, что ты являешься жрицей неких таинственных темных сил, в это начинаешь и сама верить. Даже если все твои способности сводятся к тому, что ты запомнила все повороты и залы в неосвещаемых подземельях и можешь свободно передвигаться по своему царству на ощупь.

Удивительным образом, несмотря на однообразие и замкнутость мира, в котором развивается сюжет романа, он совершенно не скучный. Героиня молода и полна жаждой и власти, и исследований, пусть и признает как данность свое место в этом ограниченном мире. И открыта новому, хотя поначалу кажется совершенно иначе. Но знакомство с неожиданно оказавшимся у нее в ловушке в подземелье Гедом-перепелятником все меняет.

По сути, это чистый стокгольмский синдром: оказавшийся без помощи и почти без магической силы Гед умудряется за короткое время изменить девочку-жрицу настолько, что она отказывается от всего, что составляло ее суть раньше. Они выходят из гробниц оба, он — в прямом смысле, а она — еще и в переносном. Это освобождение от тьмы, неожиданно открытый для себя огромный мир — вот, наверное, главная идея романа. Тьма гробниц Атуана очень привлекательна, как и сомнительная власть, даваемая этой тьмой, это правда. Отказаться от нее в пользу неизвестного тем сложнее.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представь, чиркнув спичкой, бесконечные мрачные залы, недоступные свету.

Представь, чиркнув спичкой, потаённые ритуалы тьмы, древние, как камни под тобой.

Представь, чиркнув спичкой, несметные сокровища, таящиеся во тьме, сокровища, за обладание которыми смертные короли пошли бы на любую низость.

Представь, чиркнув спичкой, могущественных древних богов, или, может Древние Силы, безличные и беспощадные, алчущие крови, мяса и не терпящие света.

Представь, чиркнув спичкой, умудрённых наставниц, сзымалства внушавших тебе твою исключительность — да не просто наставниц, а Верховных Жриц Тьмы.

Представь, чиркнув спичкой, себя, с малолетства обречённого на беспрекословное поклонение, религиозный фанатизм, а в его рамках — на почти абсолютную власть и одиночество.

А ты смог бы выйти из этих гробниц живым?

Кто-то говорит, что «Гробницы» не оригинальны. Ну, на фоне мальчика со шрамом на лбу и в очках — возможно. Ибо, что оригинального в том, чтобы показать путь человека от тьмы к свету, путь, противоположный всему тому, чему тебя учили?

Кто-то говорит, что «Гробницы» медлительны. Ну, на фоне стандартного боевика — конечно. Ибо, здесь нет скорости, здесь нет времени, здесь нет жизни, здесь властвуют Древние подземные Силы Тьмы.

Кто-то говорит, что «Гробницы» описаны лишь штрихами. И вправду: немногое можно увидеть в кромешной тьме!

Слава Геду Спасителю, ибо, если человек делает правильный внутренний выбор, то вся мощь ложных искушений неспособно затмить свет его души!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно только название романа, уже таило в себе загадку,жуткий интерес и безумное рвение к прочтению. Но увы после динамичной и контрастной первой части,все сменилось в сторону монотонности и жуткой затянутости. Очень сильно уступает первой части триллогии,так как сменить резко главного героя волшебника на девочку подростка жрицу живущую строго по монашеским правилам, писать только про нее половину романа, не очень отличное решение в плане интересного фентези. Но так как книги Ле Гуин больше о человеке и затрагивают тему взросление и становление личности,трудности выбора жизни,вопросы характера и подавление в себе зла, то сердится из за этого на писательницу не стоит. Мне роман именно поэтому и понравился, хотя уже на середине чтения, было желание отбросить книгу в сторону,но благо своевременное появление волшебника Геда остановило от этого шага.Очень гуманное и доброе фентези

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тсс! Нас не должны услышать! Безымянные не дремлют. Давай поспешим отсюда убраться, ибо лишь густая тьма, сегодня нам союзница в этом жутком Подземелье, — сказал АФРОГОНТИЕЦ Гед юной Тенар, а про себя подумал: «И зачем я сюда припёрся? Ради неё? Или всё же из-за половинки Кольца Эрет-Акбе?»

Чтобы узнать, что же привело волшебника к Гробницам, и чем обернётся его появления там — тогда читайте. Будет поинтереснее первой истории о маге, здесь он уже повзрослел, из соколёнка превратился в Сокола. Да и повествование стало слегка приятно отличительное: от нудности, перешедшее в вялое, живое, к сожалению, без каких-либо сюрпризов, и более понятливое, так как помнишь, что было в предыдущей части.

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во второй книге этой замечательной трилогии Гед сталкивается с юной жрицей Тенар, которая обречена против своей воли служить приходящему в упадок культу поклонения Безымянным. Главным героем данной книги является, как это не удивительно, упомянутая жрица. Писательница очень интересно раскрывает её образ: она словно фонарь, прикрытый чёрной тканью и спрятанный во мраке. Гед помогает ей обрести себя и выбраться в настоящий мир, и девушка, которую до этого окружали только одиночество, зависть и мрак познает наконец то людскую любовь и благодарность. В отличие от первой книги, в которой мы вместе с Гедом побывали на многих островах Земноморья, так не похожих друг на друга: лодка прорезает водную гладь, и мы видим как новый остров поднимается из моря, каждый со своими лесами, полями, городами с гаванями и дворцами, рынками и конечно же обитателями, сюжет второй книги развивается в месте, посвященном поклонению Безымянным, и в катакомбах под ним. Казалось бы, чего тут такого, кромешный мрак и тишина, но благодаря мастерству писательницы ты буквально чувствуешь, как этот беспроглядный мрак и стены давят на тебя, ощущаешь всю враждебность этих катакомб и начинаешь воспринимать тьму не просто как отсутствие света, а как живое враждебное существо, постоянно пытающееся сломить твою волю. Основная мысль, которую я вынес из этой книги: свобода — это выбор, порой нелегкий. И для того, чтобы возродиться, словно феникс из пепла, нужно умереть: отринуть все предрассудки, которые владели тобой на протяжении долгого времени. Только так можно открыть своё сердце и душу свету.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что любопытно, во второй части Гед превратился практически во второстепенного персонажа, хотя его будущее участие в кульминации и развязке «Гробниц» чувствуется едва ли не с самого начала.

Здесь главным героем становится обычная девочка, которая волей судьбы стала жрицей уже практически забытого древнего культа. Он ещё хранит в своих подвалах несметные богатства, его ещё по привычке боятся окрестные крестьяне, но по сути — Древний культ уже ничего не стоит и не пользуется уважением. Одно слово императора — и он будет ликвидирован окончательно. И тяжёлая атмосфера гибели древнего верования пронизывает весь роман. И во всей этой обстановке, во всей этой уже ничего не значащей мышиной возне, и варится главная героиня... Для неё Гед — спасение, шанс хоть что-то самостоятельно определить и решить в своей жизни. Что она быстро и понимает.

Ле Гуин, кажется, с удовольствием рассказывает про прошлое Земноморья, про возвращение давно утраченных, почти мифологичных реликвий из древних преданий. И ясно, почему Гед здесь лишь второстепенный персонаж — если б повествование шло от его лица, то «Гробницы» были б обычной приключенческой фентезюшкой с примесями Индианы Джонса. Ле Гуин же этого явно не хотела, а намеревалась написать медитативный, располагающий к размышлениям роман. Что у неё с успехом и получилось. В отличии от «Волшебника», «Гробницы» уже почти невозможно прочитать как детскую, лёгкую сказку.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх