fantlab ru

Роджер Желязны «Джек-из-Тени»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
2852
Моя оценка:
-

подробнее

Джек-из-Тени

Jack of Shadows

Другие названия: Валет из Страны Теней; Джек из теней; Джек — Повелитель Теней; Сумеречный Джек

Роман, год (год написания: 1969); цикл «Джек»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 189
Аннотация:

Джек-из-Тени — неуловимый вор, слышащий своё имя каждый раз, когда оно произносится в тени, один из людей тьмы, у которых нет души, но которые могут прожить несколько жизней.

Джек-из-Тени прибывает на Адские игры, чтобы украсть главный приз — Пламень Ада, но его подстерегает неудача, слуги его заклятого врага — Повелителя Нетопырей — узнали его, и в итоге Джек потерял свою голову...

Что было дальше, читайте...

Входит в:

— цикл «Джек»


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1972 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Повелитель Теней
1990 г.
Джек-из-Тени
1991 г.
Берега смерти
1992 г.
Бог света
1992 г.
Избранные произведения. Том 2
1992 г.
Порождения света и тьмы
1992 г.
Романы и рассказы
1992 г.
Творец сновидений
1992 г.
Умереть в Италбаре
1992 г.
Бог Света
1993 г.
Кровавый сад
1993 г.
Остров мертвых
1993 г.
Сумеречный Джек
1994 г.
Миры Роджера Желязны. Том 5
1995 г.
Порождения Света и Тьмы
1999 г.
Джек-из-Тени
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 3. Волшебная страна
2003 г.
Дилвиш Проклятый
2003 г.
Остров мертвых
2004 г.
Порождения Света и Тьмы
2007 г.
Дилвиш Проклятый
2009 г.
Джек из Тени. Полное издание
2023 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, July 1971
1971 г.
(английский)
The Magazine of Fantasy and Science Fiction, August 1971
1971 г.
(английский)

Аудиокниги:

Джек-из-Тени
2010 г.
Джек-из-Тени
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Jack of Shadows
1971 г.
(английский)
Jack of Shadows
1989 г.
(английский)
Джек Тіньовий
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы. Уже не в первый раз читаю вещь, которая многим нравится, причем по довольно разным причинам, и отчаянно пытаюсь понять, как люди увидели здесь «изящество, бесподобный стиль, литературные изыски, проработанный мир» и как бы мне тоже все это увидеть. Потому, что хочется — автор известный, герой нестандартный и даже интересный, так хочется, шорт побери!, сказать «Вот отличная вещь!» А на выходе вместо потрясения или хотя бы тихого удовольствия остается сильно растянутый во времени и пространстве пшик.

Возможно — это будет редкое, но встречающееся в природе явление — перевод лучше оригинала? Потому, что я давненько не читала настолько тягомотной, нудной, вымученной писанины, морализаторской и скучной. Бесконечные диалоги, где очередные непобедимые властелины долго и со вкусом рассказывают, как они разделаются с героем. Потом очень предсказуемо герой разделывается с ними — причем как правило, без особых хлопот, что сразу вызывает острое раздражение: и к чему было столько разглагольствовать на тему «евоной непобедимости», если потом — одним махом побивахом и даже не вспотел? Я вот сейчас ловлю себя на желании писать об этой книге преувеличенно-ернически, настолько она утомила этой своей парадоксальностью: феноменальным тягучим многословием при относительно небольших размерах. Такое не часто встретишь. :)

Про язык и стиль — чем меньше, тем лучше. Пафосно, высокопарно, тяжеловесно и описательно. Бревнами катящиеся каденции типа «прежде, чем он полностью разделся, ему уже принесли новый меч.... прежде, чем он опустился в ванну, чистые одежды были разложены перед ним на скамье... прежде, чем он закончил омовение, рядом накрыли стол с яствами... прежде чем...» Прежде, чем я сойду с ума от подобной стилистики, кто-нибудь — пристрелите меня каким-нибудь рассказом о роботах Азимова, пожалуйста LOL

Эмоции тоже хорошо описываются : «Желваки напряглись в углах челюстей Джека» — это Джек в ярости, ежели читатель еще не понял по ситуации. (Я очень надеюсь, что переводчик это передал как-то более симпатично — но в оригинале именно так.) Богато, ничего не скажешь.

В финале душа Джека воссоединилась с ним, а душа читателя «рыдая, побрела по болотам» )) (В моем конкретном случае, читательница судорожно потянулась за дозой Хайнлайна).

Все это, безусловно, чистейшее неразбавленное имхо, но... скажем так, любителям Хайнлайна, Азимова и прочих не склонных к мистике и языковому мудехару логиков я бы, наверное, посоветовала воздержаться.

Оценка: 6
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забыв немного о настоящем и будущем фэнтези, отрываясь иногда от современных баталий и соплей современного фэнтези разве не хочется вернутся в старые добрые времена, где миров правили иные законы фэнтези. «Джек-из-тени» прекрасный образчик старого, еще не заезженного фэнтези от одного из мировых титанов фантастики — Роджера Желязны.

История Джека, эта история мести, история столкновения личностей и эпох и смыслов. Джек бьется не с героями, нее повергает всех, он скорее боец с изнанкой всего своего мира, сражается за неизведанное и бьется за него, хоть и не везде он прав. Главной темой романа Желязны стало столкновение светлой стороны и теневой, все это он пускает через душу Джека бросая его лицом на испытания и невзгоды, сражения и беды. Вся его история весьма аллегорична и не похожа на стандартное фэнтези хоть и чувствуются от него нотки олдскула, доброй старой школы любителей сказочности. Главный плюс в истории там как она подана, все это очень напоминает мотивы темного фэнтези, причем заунывного и философского, с нотками морали.

Желязны не пишет бестолковых историй, он радеет больше к смысловым притчевым мотивам и смыслам. Вот и «Джек-из-тени» темная и грустная лошадка мрачного склона фэнтези. Стиль как всегда бесподобен, метафоричен и аллегоричен, очень много литературных изысков и виртуозно встроены декорации путешествий Джека, множество приятных находок и сюжетных поворотов, от такого чтения и не хочется отрываться, погружаясь в интересный мир героя.

Профессиональная работа сделанная от сердца и сдобренная автором, как сверкающие элементы звезд, своей философской грустью. Стоит перечитать, насладииться приключениями Джека и его мыслями.

Желязны в очередной раз на высоте, и справляется с задачей на ура. Мои искренние благодарности мастеру, и спасибо за труд к которому я бессомнено еще захочу вернуться в его сказочный мир полный магии, жизни, любви и страсти. Не стоит забывать кто мы и к чему стремимся и что важнее всего, вот чему меня научила история Джека, который из Тени.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычайно затягивающая, атмосферная книга. Игра тьмы и света. Магия и технология, такие близкие, и столь далёкие. «Верю!» — прокричал в моей голове Станиславский уже на второй странице. Хоть герои прописаны не полностью и с недомолвками, образ их возникает безо всяких проблем. Циничные, жестокие, стеной встающие на защиту себя и своих хрупких владений. Джек, главный герой романа, на деле оказывается самым ужасным из них. Вор и убийца, несчастная душа, обрёкшая свой мир на вечные страдания.

Мы, счастливчики, которым удалось заглянуть в этот мир лишь через замочную скважину, должны быть благодарны и этому. Капля тёмной стороны, полкапли сумерек, и совсем ничего с солнечной стороны. Жаль, конечно.

Грандиозный финал этой истории, лично для меня, является одним из сильнейших впечатлений за долгую «читательскую карьеру». Совет неознакомлённым со скитаниями Джека: ни за какие мешки денег не заглядывайте в последнюю главу, если же вам захотят рассказать, затыкайте уши, а ещё лучше бегите, иначе, ничего не получится.

P.S. …и долго ещё я мучился вопросом, успел ли Утренняя Звезда, а?

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр, безоговорочный шедевр мастера... А если еще вспомнить что первый раз я прочел это в 10 лет, то можно представить какой шок тогда это было для меня. Необычный мир, стильное зло, очень нестандартные Лорды зла и мегахаризматичный герой. Да, злой. Да, эгоистичный. Да, жестокий. Да, завораживающий. Тогда антигерои еще не были распространены, и это было очень вкусно. Плюс автор красиво сплетает и магию Тьмы и науку Света, и сталкивает восприятие природы жителями и той и той стороны. А то что Джек рискнул и применил законы одной стороны чтоб контролировать другую — это идея, которая идеально вписалась в героя, который способен и жаждет меняться, но при этом готов принести в жертву своим желаниям всех и вся.

Отдельной строкой идет тема души, которой Джек как-бы лишен, но потом идут попытки навязать ее ему, но последнии строки книги завораживают, когда понимаешь что мир тронулся с места, что Джек лишился почти всего и его единственный шанс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
летящий к нему на помощь освобожденный ангел, единственный на самом деле друг, но успеет ли он
это уже каждый додумывает сам.

Читать обязательно. Была бы оценка 11 — поставил бы

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю эту книгу! И пусть от пафоса вяжет рот. Мир в «набросках» — что с того?! Диалоги высокопарные, главный герой непобедим, а сюжет предсказуем: читаю отзывы, соглашаюсь, соглашаюсь, соглашаюсь в сотый раз, и понимаю, что можно было написать лучше... Да не смог бы никто, кроме Желязны. А роман — на одном пьедестале с «Князем света» — венчает творчество этого американца с корнями из Ирландии и Польши, которым я зачитывался всё детство, чертовски воодушевлялся от битв, дуэлей, но есть же у Роджера кое-что покруче, правда? Этакая холодная красота фэнтезийного мироздания, и герои, которые похожи, очень похожи на людей, но слишком холодны под стать своему миру, слишком «статичны» (кто не читал Желязны, истолкует превратно, но что поделаешь), и оттого больше напоминают БОГОВ, и читаешь книги Мэтра, как настоящий рукотворный эпос!

Взгляните же, в этой книге — весь Желязны! Джек — явно родственник Корвину — родившейся на границе Света и Тьмы, родившейся, а не ставший вором. У Джека часто случаются неприятности с другими Лордами, а он из тех, кто ничего не прощает. Один раз месть заводит Джека так далеко, что он решает украсть само мироустройство — разрушить существующий порядок вещей, в котором вечная и недвижимая черта рассвета разделяет землю Магов и страну людей, полагающихся на технологии. Одни защищают себя от жара Солнца гигантскими солнечными батареями, другие с помощью магии выковали щит, задерживающий Холод, что идёт снаружи. А на пороге света сидит наполовину обращённый в камень сфинкс по имени Утренняя Звезда. Цена свободы для него — увидеть утренний рассвет.

Сначала кажется, что Джек из числа «богов» просто по желанию писателя, как Корвин, Сэм, или Кай Крапивник, но здесь всё не так. Каждый раз, теряя жизнь, обладающий Даром просыпается в новом обличии с камнем в руке. А в этом камне — Душа. И стоит с ней соединиться, как теряешь бессмертие. Джек узнаёт об этом. Как же он поступит?

Я понимаю тех, кому не по душе книга. Но настоящие любители Желязны от романа, от его холодной красоты, бело-чёрного изящества рассказанной истории должны придти в восторг.

Бум-бум-бум. Гигантские фигуры бежали чинить сломанный механизм, но было слишком поздно. Рождался новый мир. Возможно, наш.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть, на сегодняшний день, — самое большое мое разочарование из всего прочитанного у Желязны.

Великолепное начало: стремительность разворачивающихся событий; мир, разделенный на две стороны — магическую и техническую; ГГ искусный вор, вызывающий симпатию с первых страниц, разные топографические «вкусности». Все это дарило надежду на яркое авантюрно-приключенческое фэнтези.

Но, увы... После побега Джека из камня Повелителя Нетопырей появляется чувство, что читаешь не полноценное литературное произведение, и даже не черновик, а скорее некую литературную «раскадровку» — какие сюжетные ходы должны быть дальше.

И от этого становится вдвойне обидней. Ведь в книге невооруженным глазом видно такое количество хороший идей, потенциальных ветвей развития сюжета и всяких прочих фэнтезийных «фишек», что даже мог бы получиться цикл, не уступающий знаменитому Амберу. А то и вовсе шедевр «дарк фэнтези». Ведь вторая пoловина повести посвящена тому как Джек увлекшись жаждой мести и могуществом превращается из обаятельного вора в настоящее чудовище. Но, что хотите со мной делайте, невозможно достойно раскрыть такую глубокую тему за половину 120 страничной повести.

Увы, как говорится, история не знает сослагательного наклонения.

Моя оценка 6, но из уважения к Желязны добавил еще 1 балл.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая могучая и причудливая фантазия у Желязны, сколько разных, необычных и запоминающихся миров он создал. Это один из них. Мир, который не вращается, на солнечной стороне живут обычные люди, которые пользуются наукой, на теневой, маги, пользующиеся волшебством.

Главный герой — личность (он ведь не совсем человек) с теневой стороны. Гордый, целеустремленный, и крайне эгоистичный. И по занятию — вор. Даже друг у него, один единственный Утренняя Звезда, и то только потому, что у него нет ничего что Джеку хотелось бы украсть.

Мне кажется, что в некотором смысле Джек-из-Тени похож на Люцифера (Светозарного) и зарю принес (планета стала вращаться), и много зла причинил, и сам погиб.

В общем, необычная это книжка — состоит из отдельных кусочков, как бы фрагментов, ближе к сборнику рассказов. Живые персонажи, красочные описания, необычный сюжет, Желязны не зря считается классиком.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь и не только от других. Легко воспринимаемый фэнтезийный мир с бессмертными, то есть не умирающими после убийства, а воскрешающимися в Навозных ямах Глива созданиями, во всем похожими на людей, кроме наличия души. Впрочем, выбор насчёт обладания душой у них все же имеется. Джек — один из таких бессмертных, но в отличие от прочих, его владения — не фиксированные территории на темной стороне планеты, где и творятся всякие волшебные дела, а тени, в которые он может убежать, его личный несокрушимый замок Шедоу-гард.

И ещё Джек — вор, как по профессии, так и по призванию, что безусловно обеспечивает ему прогулки в навозные ямы Глива с повышенной частотой, по сравнению с прочими представителями владык мрака.

И ещё есть светлая сторона мира, где нет волшебства, где царствует наука, и где все сказания относительно холодной и мрачной стороны тьмы считаются мифами.

Такой вот загадочный мир — на одной стороне планеты — вечный мрак, холод и фэнтези, на другой стороне — вечный свет, тепло и современная цивилизация.

Впрочем, обворовать возможно и свет, и тьму, хотя нечестные методы приводят к нечестным результатам.

В целом книга очень насыщена образами, идеями, действием и фантазией. Морализаторства прямым текстом как такового не наблюдается, есть вполне естественная реакция окружающего и окружающих на объективно негативные действия. Вообще, мне импонирует в книге, хотя и развлекательного жанра, правильная и без напряга доводимая истина — сколько ни воруй, в конечном итоге ты воруешь у себя, все в мире взаимосвязано, и чем большего материального ты достиг за счёт морального падения, тем глубже тебе придется упасть, и вряд ли получится отжаться.

Рекомендую.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда Вы оцениваете произведения Желязны, первое — сравнивать их только с произведениями Желязны. Но есть и второе: герои романа должны резонировать с Вами. (Например: лично я резонирую с Князем, Ночью и Джеком, нейтрален Хроникам и полностью на попадаю в Создания света/тьмы и Бессмертного) Если второе условие не выполняется, лучше закрыть книгу.

Знаете, иногда в рецензиях на современное произведение встречаешь гневные слова: «многое заимствовано из РПГ-игр». Здесь же наоборот: образ Валета Теней, созданный Желязны в 1971 году, оказал влияние на класс «roge» в РПГ-сеттингах.

Джек-из-Тени (он же — Валет Теней) — пария в своём мире, где каждый из Лордов имеет территориально-фиксированный центр силы, а Джек — функциональный (собственно, тень). Джека не любят: то голову отрубят, то из пределов Тёмной Стороны Планеты изгонят. К тому же, Джек — один из наиболее ранимых, обидчивых героев Желязны и оттого его злоключениям переживаешь ещё острее. А ещё Джек — гадкий утёнок готического романа, «законопослушный злой» — если, конечно, мировоззрение D&D применимо для характеристики литературных персонажей.

Здесь кроется ряд противоположных моментов. Если спросить себя «о чём этот роман?», то вроде бы он — о бунте против системы. Так же он о господстве Науки, светлой, солнечной стороны над стороной Мрака. Ещё он о пророчествах: единственный друг Джека говорит, что не может видеть своей судьбы, а значит, часть будущего теряется в тумане.

А ещё он о разном видении одного мира

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один из центральных моментов романа — тот, где Джек говорит: учёные со светлой стороны планеты думают, что сердце планеты раскалено, но нет, оно совсем не горячее. В центре планеты — огромная машина с поршнями и шестерёнками. Огонь же получается от маленьких духов огня. Можно углубиться довольно далеко, и, если их не потревожить, ничего не произойдёт. Но вот проблема: я был там и видел это своими глазами, но учёные со светлой стороны планеты всё равно умудряются доказать мне обратное, хотя я был там и видел, а они — нет.

Но ещё он о тщетности. Джек всего достиг, всех поработил, доказал, что он — самый крутой на Тёмной Стороне планеты, но какой ценой? Конечная цена — смерть знакомого мира, и не так важно, останется ли жив лично сам Валет Теней.

Для меня Джек-из-Тени — одна из любимых книг, не только фантастики, но и в целом

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта история будет о двух половинках Единого целого. О Свете, под обжигающими лучами которого живут те, кто не верит в Искусство словом и жестом творить новое и чудесное, в то, что получило более таинственное и страшное название «Колдовство». О Тьме, где возможно только то, что сотворено Искусством, и где настоящим Колдовством кажется Наука и Машины, созданные с ее помощью. А еще эта история будет о Создании Тени, где Свет перемешан с Тьмой, в котором намешаны благородство и мстительность, стремление к справедливости и патологическая лживость. О Джеке, черпающем свою силу из Тени и решившем раз и навсегда изменить Мир, не очень-то заботясь о том, что об том думают другие.

Наверное, такое начало для отзыва об этой истории будет самое подходящее. Есть в ней нечто от эпических легенд — изначальная глобальность расколотого на две части Мира, вечное ожидание Рассветов и Закатов. И если воспринимать книгу именно так, то можно не обращать внимание на условность в описаниях героев и Мира, искусственные диалоги и неровность повествования, когда за поэтичными и романтичными эпизодами следуют сухие описания или краткие упоминания о целых огромных периодах из жизни Джека.

Я люблю Желязны, но в большой части не за его фэнтезийные истории, а за «Возвращение палача», «Фурий» и проект «Рукомо» — книги умные, неоднозначные и заставляющие задумываться. И поэтому эта история, пока ее читала, мне не нравилась, хотя все в ней вроде бы было на месте: мрачный Мир Тьмы и обожженный Мир Света, смесь волшебства, пророчеств и науки, противоречивый герой и его сомнительные деяния. Не нравилась своей простотой, предсказуемостью и условностью.

Но все изменила концовка — момент, когда Джек принимает свою Душу, и сухое содержание наполняется чувствами: сожалением об утраченной любви, годах, потраченных на месть, вины за разрушения и смерти, восторгом от красок наступающего Рассвета. И чудесный момент обретения свободы Утренней Звездой, для которого, наконец, закончилось долгое ожидание Восхода Солнца, расправившего крылья и спешащего на помощь... Успеет ли? Нет? И такой финал все искупает.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр, беспрекословный шедевр от мастера Фэнтези. Уникальные герои, проработанный мир и дух автора везде.... хотя что я несу, вот нету здесь ничего этого.

Задумка супер — два мира, такие разные, герои и сам сюжет (хотя к этому подойдем позже) они интересные, в них хочется верить, но вот подача повести... ну вот возьмите фильм — хороший, или не очень, но вам захотелось его просмотреть, и вдруг — кассета испорчена (хотя какая кассета, сейчас все в виде файлов) и вы видите только несколько отрывков — начала нету, ну додумали сами, из середины три-четыре эпизода — причем два из них нудятина, и финал, причем абсурдный... Как вам фильм то? Понравился? Вот такое вот впечатление складывается у меня от прочтения данного произведения.

И по поводу сюжета — вот чесно, воображение у меня работает, логика тоже, но вот понять что выкинет главный герой... да и его просчеты любой ситуации — вот до конца его логика мне осталась не понятна, будто там у него в голове сидит 5 разных людей, и время от времени рулят парадом.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роджер Желязны бесспорно великий мастер по созданию масштабных и неординарных миров. Одно расстраивает, что за редким исключением (в частности «Хроники Амбера»), это всего лишь набросок, в лучшем случае рисунок карандашом, в котором выделен небольшой кусочек, а всё остальное грандиозное полотно остаётся бесхозным фоном.

Так и в случае с «Джеком-из-Тени». Вначале перед читателем создаётся мир с непохожим ни на что укладом жизни, сплавом магии и науки, жизни и смерти. Затем, чтобы показать, как меняется внутренний мир человека его цели и задачи, всё скидывается и берётся только одно желание и один «мутный» (в смысле спорный и натянутый) поступок главного героя.

Грандиозные перспективы развития и понимания философии сплава невозможного на примере созданного мира, возможные перипетии и поступки, задачи и решения остаются невысказанным. Из-за чего, после прочтения последней страницы, роман мельчает до небольшого рассказа.

P.S. оставшееся послевкусие – одноместная палатка на железобетонном фундаменте.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роджер Желязны на самом деле мастер описывать такие вот сюрреалистично-небанальные фэнтези-миры. Иногда, правда, у него получается совсем мутно, а иногда, как в случае с Джеком, необычно и очень хорошо. Мир, представленный здесь, крайне интересен: он состоит из обыденного и магического, из света и тени, из волшебства и механики… По этому миру бродят крайне интересные герои (причем книгу вполне можно трактовать как dark fantasy, ибо ни одного положительного героя в ней нет, разве что кроме души Джека, та эпизодичной Ведуньи) и творятся по-настоящему эпические события, вплоть до полного переделывания мира. И все это на жалких 120 страницах.

Я не знаю, кому продал душу Желязны за свой талант, но уж когда у него получается, то оторваться просто невозможно. Шикарный полет фантазии, динамизм, насыщенность событиями, богатый образный язык, одно плохо – уж больно короткая книга, слишком быстро заканчивается.

В общем, отличная фантастика старой школы.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд очень простенькая история. Повествование даже какое-то мультяшное. — Хочу Пламень Ада. — Смотрите, там Джек-из-тени, явно воровство задумал, ловите его. — Джек, признайся в злом умысле. — Давай голову на плаху, ты все равно воскреснешь, у тебя же не одна жизнь. — Я-то воскрес, но противно тут в грязи, отомщу я вам, нехорошие.

В таком виде внимание скользит по приключениям, не пугаясь чудовищ, не сопереживая в драках, не проникаясь эмоциями персонажей. Но вот проглядывает в этой истории нечто большее. Это идея разделения мира на темную сторону, в которой властвует магия, и светлую, где правит наука. И это сам образ главного героя, который глубже, чем кажется на первый взгляд. Вот если взглянуть на историю под углом зрения мифологии и архетипов, тогда она обретает смысл.

Итак, Джек, еще одна эпическая фигура в ряду бессмертных и божественно-всемогущих персонажей Желязны. Простенькая история о похождениях вора, обманщика, трикстера. Сказочные чудовища, магическая магия, битвы, побеги из тюрьмы. Как и все бессмертные боги Желязны, Джек не всемудрый и всеправедный, он обуреваем жаждой мести, уязвленным самолюбием и прочими чисто человеческими страстями. Он не плох и не хорош, он не от света и не от тьмы, а от тени. Тени, которой без света не бывает, и однако же она не свет.

За спиной Джека маячат образы и переклички с мировой мифологией. Один из самых прозрачных − Утренняя Звезда (прозвище Люцифера). Что же до самого Джека, то практически в каждой земной мифологии есть бог-обманщик, который способен принести в мир нечто большее, чем даже бог-творец. В итоге, пройдя путями искушений, заблуждений и отступничества, бог-обманщик сознательно ломает существующий мир темной и светлой сторон, но мир преображается и становится таким, какой привычен нам. Миром, где свет и тень чередуются и смешиваются, а не существуют отдельно друг от друга. Бог-трикстер становится богом-демиургом.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевром книгу не назовешь, пожалуй. Собственно из-за отсутсвия серьёзной мотивации героя.

Он скорее влеком некой манией, чем рассудком и благородными побуждениями. ГГ, в общем-то, циник, и мне это нравится.

Песонажи сочные и необычные, как и устройство мира.

В общем, книга неоднозначная и интересная, оставляющая впечталение недосказанности, но не той, от которой злишься на автора за халтуру.:wink:

«Джек» немного странный, непривычный, полуэкзотический коктейль, в котором некоторые ингредиенты в чистом виде кажутся малоаппетитными или несочетаемыми, но вкупе очень недурно выходит.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх