FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
1251
Моя оценка:
-

подробнее

Техану. Последнее из сказаний о Земноморье

Tehanu: The Last Book of Earthsea

Другие названия: Техану. Последняя книга Земноморья

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 94
Аннотация:

Гед завершил своё путешествие в те места, где нет места живущим, и смог вернуться назад. Постаревший и обессиленный приходит он к Тенар, женщине которую он когда то вытащил из мрачных подземелий Атуана.

Входит в:

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1991 // Роман фэнтези

лауреат
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1990 // Роман фэнтези

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1991 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Техану. Гробницы Атуана
1993 г.
Земноморье
1994 г.
На последнем берегу
1997 г.
Техану. Гробницы Атуана
1998 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Техану
2009 г.
На иных ветрах
2016 г.
Книги Земноморья
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Техану
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
Tehanu
2012 г.
(английский)
The Farthest Shore
2012 г.
(английский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление после прочтения: а что это вообще было? Какая-то бледная и мутная тень отличной изначальной трилогии… Гед здесь не более чем второстепенный персонаж, а на первое место выступает Тенар. Весь сюжет фактически сводится к ее блужданиям туда-сюда, беспорядочным размышлениям и сновидениям и туманно-значительным разговорам (прежде всего с другими женщинами, потому что мужчины, оказывается, ее слушают, но не слышат). А собственно событий на двухстах с лишним страницах происходит очень мало. Все сколько-нибудь важное можно уместить в одном абзаце:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тенар овдовела, Огион умер, и она перебралась в его дом вместе с удочеренной искалеченной девочкой; Гед, лишившийся магической силы, вернулся на Гонт на спине дракона и, не зная, куда себя деть, поселился у Тенар и стал простым работником; Тенар отчего-то возненавидел волшебник Аспен (почему – если следовать логике автора, только потому, что она женщина?) и уже почти было погубил ее вместе с Гедом (которого ненавидел уже закономерно, как «недобитый» сторонник Коба), но тут вновь прилетел дракон и спас их, а девочку назвал своей дочерью, потому что она, оказывается, не только человек, но и дракон, и это она его позвала на помощь.

По такому короткому пересказу, очищенному от словесной шелухи, видно, как измельчали события в четвертом романе о Земноморье по сравнению с эпическими масштабами первых трех. К тому же их никак не получается собрать в единую связную последовательность, чтобы одно вытекало из другого. Тут слишком много такого, что никак не следует из того, что сама Ле Гуин писала о Земноморье ранее, а просто возникает вдруг из ниоткуда («обет безбрачия» волшебников, предание о людях-драконах, само происхождение Техану и еще что-то), – мол, я сейчас это так придумала, отныне примите как данность. Кое-что вообще противоречит ранее написанному. К примеру, в «На последнем берегу» можно найти упоминание, что Кольцо Эррет-Акбе было восстановлено восемнадцатью годами ранее, а в «Техану» Тенар вспоминает, что прошло уже двадцать пять лет, хотя действие обоих романов происходит почти одновременно.

В общем, «Техану» – отличный пример невозможности войти в одну и ту же реку дважды. Замечательная «настоящая» трилогия о Земноморье, написанная в 1968-1972 гг., представляет собой цельный, законченный, связанный сквозным базовым замыслом цикл. Его логическая завершенность изначально обрекала на неудачу любое намерение создать продолжение. Так оно и получилось: попытка «перезапустить» Земноморье в 1990 году, «залив» в качестве «топлива» вместо прекрасных постулатов о душевном взрослении человека в борьбе со злом какие-то жиденькие идейки невнятно-феминистского толка, провалилась целиком и полностью. Пожалуй, если бы их все убрать вместе с невероятным количеством прочей тоскливой мути и зауми, то из оставшихся главных событий получился бы неплохой короткий рассказ. Он мог бы просто, без впадения в патетику, успокоить читателей относительно дальнейшей судьбы Геда:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хоть волшебную силу и потерял, но жив, здоров, живет вместе с Тенар на Гонте и понемногу осваивает занятия сельским хозяйством и сексом.
Ну, а то, что вышло на деле, стоит один раз прочитать «для галочки» и больше не возвращаться к «Техану» никогда.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полный бред написанный к сожалению автром, до этого создавашим достаточно хорошие произведения. Видимо ИДЕЯ крайнего феминизма плотно вошла в мозг афффтора под влиянием неких собственных жизненных неурядиц. Оценку дать нельзя... полное тьфу.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отрочестве мне в руки попало издание, объединившее романы «Гробницы Атуана» и «Техану». Тогда в отрыве от основных произведений цикла книги показались мне слишком запутанными. В зрелом возрасте я решил взяться за Земноморский цикл основательно, прочитав всё по порядку. И вот «Техану» предстал передо мной совсем в другом свете, заиграл новыми красками.

Первое, с чего бы я начал, это справедливо отмеченное другими читателями отличие романа от других произведений цикла. События развиваются неторопливо, экшен практически отсутствует. Именно за это произведению многие присвоили, на мой взгляд несправедливо, низкую оценку. Если вы жаждете героического фэнтези, то «Техану» вам лучше обойти стороной.

Второе, на чём я хочу особо заострить внимание, уникальная атмосфера произведения. Именно за неё я поставил роману более высокую оценку, чем другим произведениям цикла. «Техану» — роман о людях, а не о супергероях. Заберём у Геда его мастерство, а у Тенар — высокий жрический статус. И останутся многое повидавшие рефлексирующие люди, пытающиеся разобраться в себе, своих чувствах, найти своё место в мире. И если Тенар думала, что нашла его, то Гед, напротив, начал жизнь с чистого листа. История их трогательной поздней любви вообще заслуживает отдельной рецензии.

Третье, — фигура искалеченной девочки Ферру, чья история раскрывается в самом конце произведения. На мой взгляд, Ле Гуин — удивительный мастер нарратива. Там, где другие авторы уже через десяток страниц сделали интригу прозрачной и бестолковой, Урсула дарит нам лишь тонкие намёки, очеловечивает героя, делает его по-настоящему живым.

Четвёртое, — отрицательные персонажи. В романе зло банально, приземлённо, обыденно. Только в самом конце произведения мы видим, как зло пустило человеческие корни на Гонте в виде высокомерных магов, одержимых властью мелких феодалов, пиратов и просто жестоких людей, рвущихся к успеху в тёмные времена. Простые человеки кидают ребёнка в огонь, забивают до смерти беременную женщину, эксплуатируют слабых. И это тоже показательно.

Отдельно хотел бы пройтись по критике автора, обвинению её в феминизме. При всём желании я не смог бы назвать «Техану» феминистским произведением. Если мысли женщины о её месте в мире — феминизм, то Ф. Герберт в своих «Капитуле Дюны» и «Еретиках Дюны» — прожжёный феминист, а Суэнвик в ДЖД — феминист третьей волны.

Резюмируя, «Техану» — прекрасный роман для взрослых, влюблённых в Земноморье. Магию, экшен, супергероев и суперзлодеев ищите в других произведениях цикла.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждую книгу цикла Земноморье можно по одной и той же логике называть именем центрального персонажа, которым в любом случае является ребёнок, встретившийся с великой тьмой. Это всегда история взросления и воспитания особой нравственности, путь от получения истинного имени до его обретения. С появлением такого человека меняется равновесие сил в мире Земноморья и само устройство этого мира. Сначала это был Гед, открывший путь в мир теней, потом Тенар, жившая по соседству с древней тьмой, третьим стал новый король всего Земноморья Лебаннен, совершивший путешествие в преисподнюю и обратно. На этот раз главной героиней стала девочка Техану, павшая жертвой насильников, собирающихся после издевательства сжечь собственную дочь. При этом в центре повествования вовсе не она, а все остальные герои сказаний, наблюдать за которыми на протяжении этой книги очень неприятно: из полусказочной притчи рассказ превратился в низкопробный бестселлер для домохозяек. Наличие у персонажей бытовых имён превращается в раздвоение личности при споре с самим собой, и это очень напоминает ситуацию, когда в типичном женском романе целенаправленно выбравшая семейную жизнь бабенка включает истеричку, потому что внутри у неё «богиня», «принцесса/королевишна», либо жрица Атуана. Здесь нет никаких приключений и взаимодействий с чудесным. Побег от тьмы — банальный страх перед преступниками и своевольными магами, приютившими тьму внутри. Несмотря на то, что в Земноморье появляется единый правитель, это все ещё тот самый «деградировавший» мир, из которого ушло волшебство.

Да, равновесие пошатнулось, и волшебство ушло от волшебников, ушло светлое волшебство, мудрое волшебство, упорядоченное знанием. Что значит, что оно пришло в другие места. Пилигримаж больше не стезя волшебников, и даже обычные морские авантюристы пострадали от нового порядка и введённого контроля. Мир делает единым другие силы — не волшебство с его силой истинных имён, а королевская власть. Поэтому темой для раскрытия секретов волшебных начал становится проблема драконов: в диком виде волшебник является драконом. И теперь не так уж важно, какого он пола и блюдёт ли обет неприкосновенности к противоположному полу.

В целом «Техану» читается тяжело. Эта книга состоит из обрывков жизней чуждых людей. Все в ней происходит просто так и не имеет смысла, потому что не ясна цель. Великое ушло, и остаётся говорить о бытовом, о типичных взаимоотношениях родственников и соседей, собственников и законников. А то, что даёт этой истории право называться сказанием Земноморья, вообще чуть ли не предсказание звёзд, хотя и во второй книге был немаловажен подсчёт точной даты рождения по светилам. Раньше этот мир верил в возвращение короля, а теперь в какую-то женщину, которую все будут бояться и которую ищут вместо нового Верховного Мага, но об этом сообщат в самом-самом конце вместе с истинным именем героини. Вся книга была при этом лишь блужданиями и намеками, ступенькой к новому равновесию, о котором мы из неё ничего не узнаем. Земноморье просто меняется, хоть мы и узнаем, что циклично, а создателем нового цикла становится новый Сегой — Гед. Вот время первого создания — время драконов и дикого волшебства. Но какой толк в этом понимании, если мы в том самом деградировавшем мире, где не знакомо сказание о нем?

Оценка: 3
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень-очень люблю Ле Гуин, но все-таки вещи у нее сильно различаются. И претензии к этому роману связаны даже не с тем, что он представляет собой гимн оголтелому феминизму, в котором большинство мужчин, за исключением пары старых и больных, воплощают собой квинтессенцию необоснованного зла. А в том, что в нем нет цельности, нет какого-то внятного сюжета и цели, к которой должен прийти читатель вместе с текстом. Признание маленькой калеки Техану «дочерью драконов» подозрительно напоминает сброшенный на читателя из кустов рояль, и что с этим делать, совершенно непонятно.

Ле Гуин играет на несвойственном для нее поле, и проигрывает. Обычно в ее вещах внешнего зла и смакования ужаса и насилия практически нет, во всяком случае, до такой степени необоснованной. А тут история начинается с того, что какие-то бродяги чуть не заживо сожгли ребенка — и им за это ничего не было! Вопрос даже не в том, где власть предержащие на Гонте, а в том, почему те же фермеры не подняли их на вилы. Это какая-то тотальная пассивность, слабоумная жертвенность всех «положительных» героев вплоть до самых последних моментов. Никто не борется, все размякли и говорят, ну, наверное ребенок сам виноват. Я понимаю, что было задачей нарисовать то, как Тенар героически действует в среде бездушных идиотов, но в это совершенно не верится.

Как и во многое другое. Простите, но всю дорогу мы видим историю глазами Тенар, как она берет пострадавшего ребенка себе, опекает ее и тд. При этом как-то за кадром упоминается то, что у Тенар есть взрослые сын и дочь — казалось бы, любая мать должна о них вспоминать, переживать, скучать и тд, пусть они и живут не вместе. Но нет, ни малейших эмоций и воспоминаний. Это не настоящие дети, а какие-то картонные куклы, призванные исключительно подтвердит, что у Тенар как у женщины в жизни «все было». И когда ее взрослый сын возвращается из плавания и ведет себя не слишком воспитанно — она моментально от него «отказывается», заявляет всем, что его уже не исправить, и преспокойно бросает его, даже с некоторым злорадством — ага, ему, подлецу, придется самому мыть за собой посуду. Это так странно и смешно, что невозможно поверить.

И весь роман, по сути, состоит из таких мелких недоразумений. Какие конкретно цели преследовал маг Аспен и чем ему не угодили Тенар и Гед — загадка. Он со своими подельниками просто воплощает «зловредное мужское начало»: раз за разом подчеркивается, что он Тенар не воспринимает, потому что она женщина, и унижает, и пытается убить по этой же причине. Нет, я не спорю, такие придурки существуют, но не все же вокруг такие! Другая мотивация, связанная с событиями предыдущего тома, какая-то очень сомнительная — тем более, что Тенар к этому вообще не имеет отношения. Ровно как и погоня за ребенком-калекой — примерно с полгода никто из «злодеев» брошенную девочку не искал, а потом она им всем так понадобилась, что они решили рискнуть ради этого жизнью.

Мне было интересно читать, Ле Гуин все еще хорошо и умно пишет, но история вышла какая-то скомканная и неловкая, и «уши» мужененавистничества из нее слишком торчат. Я в курсе, что это в творчестве Ле Гуин так или иначе довольно актуальная тема, с разной степенью завуалированности в разных вещах, но вопрос не в том, что, а в том, как это подается. В «Техану» я просто не вижу никакой сверх-идеи, которая перекрывала бы эту гендерную мелочность.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В сравнении с предыдущими частями цикла, включая рассказы, «Техану» сильно отличается тем, что тут почти отсутствует динамика действий, магия и потрясения. Герои Земноморья легендарны, но не вечны. И не всегда бывает так, что они уходят красиво, геройски погибая в битве с могучим соперником, унося его жизнь вместе с собой. «Техану» показывает нам, что даже у великого Верховного мага Земноморья есть свой предел.

Итог: эта история вышла тихой, грустной, может даже несколько затянутой, но не лишенной некоего очарования.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все, что имеет начало, имеет и конец. И великие сказания совсем не исключение. Если не дать героям вовремя уйти, кто знает, к чему это приведет.

Роман, конечно, получился не похожим ни на «Волшебника Земноморья», ни на классификацию Фантлаба: ну, скажите, где тут героическое и эпическое фэнтези, где приключения? Даже взросления главного героя здесь как такового нет. Вместо этого есть бытовое описание жизни на ферме в глубинке с небольшими вкраплениями магии, драконов и короля. Да и само Земноморье изменилось: появились бандиты на дорогах, преступления (то ли раньше их не было в принципе, а вызваны они изменением мира в «На последнем берегу», то ли раньше героями были сильные мира того, а «проблемы индейцев» их не волновали), король, чьего пришествия так рьяно ждали, занимается какими-то непонятными вещами: укрепляет вертикаль власти, борется с преступностью, покушается на святое — пиратство на Гонте и даже налоги повышает. В общем, возникает чувство, что сказка кончилась.

Что-то похожее могло получиться, если бы после «Властелина Колец» Профессор написал бы книгу о том, как Сэм долго и счастливо жил с женой и детьми, сажал бы цветы, ухаживал за деревьями, покуривал трубочку и вспоминал бы былые славные времена. «Матрица» могла кончиться тем, что Нео и Тринити приобрели бы уютный домик с лужайкой в пригороде Нью-Йорка, а Нео (т.е. уже мистер Андерсон) получил престижную высокооплачиваемую работу. Все это было бы не хорошо и не плохо. Было бы непонятно одно: зачем.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сути печальная история, с концовкой, которая не то счастливая не то грустная. И вся книга создает непонятное смешанное чувство вроде приятной обнадеживающей грусти. Книга совершенно не вписывается в серию, хотя по сюжету и является логичным продолжением Гробниц Атуана и На последнем берегу. Может книга такая выпадающая из серии по тому, что в рей нет приключений, нет магии вокруг героев, есть только обычные люди и их отношения. В книге конечно есть драконы, в мире существует магия как такова, но это лишь наследство мира предыдущих книг о Геде, а эту книгу сложно отнести к фэнтези.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая депрессивная, монотонная и медитативная часть цикла о Геде. Начиная с «Волшебника Земноморья» в каждой книге происходит всё меньше и меньше событий, апогей — «Техану», все события которого можно уместить в паре абзацев. Упор делается на чувства\эмоции персонажей, их бесконечные беседы и рассуждения. В общем, тем, кто хочет динамики, лучше сразу проходить мимо.

Атмосфера великолепно удалась. Мир выглядит настолько безнадёжным, что кажется — Гед в предыдущей книге проиграл и жизнь продолжает уходить из Земноморья. Нет, есть конечно где-то хороший-добрый король, истинное воплощение наивного крестьянского монархизма, но он далеко, всем помочь не сможет и тут свои проблемы есть, с которыми король разбираться не будет.

Три главных персонажа хорошо прописаны — Гед стал уставшим стариком без капли магии и уверенности в себе; некогда могущественная жрица Тенар, что стала простой крестьянкой в глуши и родила двух непутёвых детей, белая в стране негров; маленькая Терру, которая и жить ещё толком не начала, а её психика и здоровье уже страшно искалечены.

Но всё заканчивается каким-то грустным хеппи-эндом. Герои получают шанс продолжить свою жизнь, может быть, даже в счастье.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди, которые раздают фантастам премии, большие, знаете ли, молодцы. Благополучно проморгали всю основную трилогию о Земноморье, ежели не считать парочку робких номинаций на что-то там мифопоэтически-зелененькое. Вот пресловутого «Нейроманта», допустим, сразу наградили, а тут что-то долго мялись в сторонке, пока общественное мнение не рявкнуло критикам, что сие есть шедевр...

И тут после длительной паузы выходит в свет «Техану». И становится локусовским небьюлиатом. И у массы читателей возникает подозрение, что роман не такой уж и хороший, что это возвращают старые долги, что это нечто вроде награды за былые заслуги...

И многим откровенно не нравится эта печальная и в некотором роде депрессивная книга, разрушающая ту самую веру в чудеса, что столь тщательно пестовалась на протяжении трех предыдущих романов...

Вместо Великого Мага мы лицезреем теперь уставшего от жизни и утратившего магические способности старика, которому вроде как суждено снова пасти овец и коз на родном острове Гонт. Даже своему другу и королю Лебаннену не хочет он показаться на глаза, стыдясь своей слабости и бесполезности...

А тем, кто хотел узнать, как же сложилась судьба Тенар, предстоит познакомиться с немолодой вдовой фермера, воспитавшей каких-то неудачных детей, а теперь возящейся с обезображенной огнем дочерью нищенки...

И подробностей о козах и курах, о мелкой ворожбе деревенских колдуний, о налоговом гнете, о ворчливых арендаторах здесь больше, чем возвышенных мыслей и героических свершений. Если это и эпос, то не в духе «Илиады», а в духе «Трудов и дней» Гесиода. В смысле, такова суровая правда жизни, что гораздо больше шансов стать не магом и принцессой, а козопасом и вдовой фермера...

Но, уважаемый читатель, не ворчите на сие обстоятельство, а все же дочитайте до конца. И тогда прилетит чудеснейший дракон и перевернет все с ног на голову. И воскресит веру в чудо даже там, где и простое житейское счастье уже сродни чуду...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Техану» — последний роман в цикле о Земноморье, завершающий историю Геда-Ястреба, но центральной фигурой в нем оказывается вовсе не Гед, а Тенар — героиня романа «Гробницы Атуана», но уже не юная и решительная девушка, а постаревшая женщина, вдова простого фермера с Гонта. Можно понять разочарование тех, кому роман не понравился — после приключений Геда читать о размеренном быте Гохи-Тенар скучновато. Но за этими мелкими бытовыми вещами угадывается одна из основных линий романа: поиск себя и переосмысление своей жизни после потери чего-то важного. И Тенар, и Гед теряют то, что некогда считали смыслом своей жизни, но при этом обретают нечто другое, не менее важное.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению вынужден присоединиться к читателям разочарованным книгой, причем разочарованным достаточно серьёзно. Все повествование не понятно о чем, о козах, грядках с луком и т.п., тянулось медленно и скучно. Книга разбавлена изрядной долей непоясненной жестокости (то что случилось с девочкой, поведение Асприна...). Гед, как многие уже писали, в предыдущей части, зная на что шел, шел мужественно и с Хоком в этой части, являет не логический бесхребетный контраст.

Так как от большой скуки читалось очень медленно, то многие первые впечатления померкли и вспоминаются теперь с трудом. Например, когда я писал отзыв про Гробницы Атуана, меня живо интересовала дальнейшая судьба жрицы Тенар, Гед ее вез в столицу Хавнор вместе с восстановленным ею кольцом, потом обещал отдать в ученицы магу Огиону. Но каково же было мое разочарование и внутреннее противление, когда на месте гордой жрицы, пускай и смущенной столицей, множеством доселе невиданных людей и событий, в этом романе мы сталкиваемся с пожилой деревенской Гохой... Уже один контраст между ТЕНАР! и «гоха»-мелкий паучек. Ну не могу и не верю, после этого даже бесхребетный и если вдуматься, не менее не логичный Гед, прячущийся за полой вонючей ведьмы от короля, который зовет его на коронацию, Гед ушедший пасти коз, уже разочаровал меня не настолько.

Ну и вообще, почти все выглядит надумано и противоречиво, и девочка которую ни за что сожгли и не понятно что потом хотели, и маг Асприн, который тоже с Рока (кто там за ним смотрел и чему учил?), который не тянет на злого гения, а так мелкий паскудник, который любит заставить людей ползать перед собой на четвереньках, сын Гохи, в первой половине еще славный малый который занимается.. пиратством (обращенная к свету жрица вырастила сына пирата, но акцент ставится по типу все нормально, популярная профессия на Гонте, вопрос о том сколько подобные пираты таких Гох с их приемными калеками могли выбросить за борт не стоит). А чего стоит «романтическая» (именно в кавычках) линия? — «Ну шо вернулся? — Ага. — Спать то в какой кровати будешь?... в моей постелить? — Ага. — Ну давай (последнее неясно подразумевает как давно она этого хотела)».

На фоне всего этого так называемый здесь «феминизм» уже раздражает не особо. Ну что такого Геду, что коз пасти, что посуду помыть — один фиг. Ну есть еще туманные как и весь роман размышления, но они тоже не выраженные и не четкие, непонятно то ли это феминистические взгляды, то ли автор просто против, что мужики посуду помыть ленятся. Другой вопрос так ли интересно в фетези-романе об этом, мытье посуды, читать...

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал недавно «Теханну» и был разочарован. Конечно, роман не плохой, и со стилем у автора всё нормально, но в сравнении с предыдущими романами серии- полный мрак. Первоначальную трилогию прочитал ещё в детстве, а затем неоднократно перечитывал. Предсталял себя Гедом, размышлял о том, как бы я вёл себя, окажись на его месте, или как бы он поступил, будь он на моём. Эти книги учат нас любить жизнь, не опускать рук, всегда искать выход из сложных ситуаций. Гед и в борьбе с тенью не дал отчаянию завладеть собой, не сдался он и в гробницах Атуана. И даже потеряв своё волшебное мастерство он всё равно остался прежним Гедом. Он не был сломлен... Мне так казалось, пока я не увидел во что он превратился в четвертом романе. Теперь радуюсь, что не прочитал его в детстве, а то бы сам потом окончательно спасовал перед проблемами и превратился бы в такое же бесхребётное, сломленное отчаянием существо, каким стал мой литературный кумир. Никак не укладывается у меня в голове, что такой великий, умудрённый жизнью, многое на своём веку повидавший человек станет такой размазнёй, тенью себя прошлого. Думаю в этом и заключается главная недостоверность «Теханну». Ле Гуин исскуственно, не считаясь со своими же ранешними произведениями низвела Геда до положения простого селянина, плачущего о былом могуществе. Да не может быть такого! Не сломило бы Геда отчаяние. Вот если бы он в молодости лишился мастерства- тогда да, конечно мог. Но не тогда когда ему уже столько лет! В остальном же книга не плохая. Сильной пропаганды феминизма не заметил, но идеи о доминировании женщины над мужчиной присутствуют. Роман от этого совершенно не выигрывает.Скорее даже наоборот. Думаю что фэтези о Земноморье- не самая лучшая литературная площадка для пропаганды своих политических идей. Думаю если бы Ле Гуин написала свой роман несколько в другом ключе, не политизированном, и не уродовала бы образ Геда, то «Теханну» по праву занял бы подобающее место в цикле и заслужил бы высшие оценки читателей. Сама идея трансформировать волшебное фэнтези в бытовой роман о жизни сельской глубинки, чуть приправленный мистикой, неплоха. Неожиданно и довольно оригинально. Хотя я думаю другого ожидали поклонники саги. Да, и кстати, наблюдается некое сюжетное сходство «Теханну» с последней частью «Гавани ветров» Д. Мартина. Кто читал, тот помнит, как точно автор пердал состояние летателя Марис, лишившейся возможности подняться в воздух. Там тоже действие разворачивается в сельской глубинке на острове и так же присутствует конфликт главных героев с местной феодальной властью. Любопытные совпадения. Не позаимствовала ли Ле Гуин сюжет у Мартина?

Ещё хочется отметить, что Гед заявил: он не помнит ни одного заклинания и слов Истинной Речи. Но ведь нигде раньше не говорилось, что простой смертный не может разговаривать на языке драконов. Думаю Гед не забыл бы заклинаний. А просто они у него перестали бы действовать.

Советую книгу читать всем любителям данной серии. Может она вам не понравится, но хоть будете знать, чем дело кончилось:)

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Техану — значительно уступает своим предшественникам. Размеренное, спокойное повествование, событий практически нет... Крайне мало фантастики, но и нет ничего надуманного. В принципе эта повесть и необычна тем, что здесь нет сорвиголовы Геда, нет доверчивого и преданного Аррена, нет даже дерзкой Тенар! Все ГГ уже не молоды, и основной акцент ставится на описание жизни на Гонте со всеми его опасностями, и деревенской простотой. Однако концовка получилась очень приятной — радуешься, что все(или, почти все?) герои обрели внутреннее умиротворение.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне роман понравился, несмотря на некоторые так называемые «феминисткие» взгляды писательницы, произведение читается на одном дыхании. Да здесь нет боевой магии, супергероев и др. но зато здесь есть большой и великий путь «маленького» человека сквозь страх и ненависть окружающих, к миру и добру. Всё произведение пропитано эдакой пасторалью в стиле Саймака и иже с ними.

В общем читать обязательно

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх