fantlab ru

Григорий Григорьев «Сказка про Алю и Аля»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Сказка про Алю и Аля

Повесть, год

Аннотация:

Страшная опасность нависла над Городом Больших Фонарей, страшная и непонятная. Из подземелий Старой Башни, что стоит на отшибе, надвинулась на Город огромная Чёрная Туча, гасящая солнечный свет. Горожане отправились сражаться и пропали без вести. Город опустел, в нём осталось лишь несколько человек. Смогут ли они преодолеть силу загадочной Чёрной Тучи и выяснить, чьих рук это дело?..


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Сказка про Алю и Аля
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любят ли люди притчи? Зачастую, да. Притчи часто приходят на помощь тем, кто, увы, не обрел собственной мудрости, но любят щегольнуть чьей-то житейской мудростью, мудрым вычитанным словом. Вот только читать запутанные философские трактаты или религиозные книги очень тягостно для среднего человека. И вот тогда он находит для себя отдушину в тех, кто помогает ему более простыми вариантами. Возможно, некоторым это помогает найти себя, или бога, или бога в своей душе. Бескорыстно чистыми в своих впечатлениях остаются только дети. Именно они, полюбив в детстве какую-то книгу, всенепременно возвращаются к ней, и обязательно посоветуют ее своим детям. А на книжных полках такая книга всегда будет на почетном месте.

Сказка Григория Григорьева попала ко мне в руки именно в детском возрасте, и именно эта же книга хранится в моей библиотеке все в том же почти нечитанном виде, ввиду хрупкости изданий 90-х годов, читал я ее бережно. Вдохновленный, в свое время, книгами Астрид Линдгрен о неприкаянных детях, будь то Малыш и Карлсон, одинокий мальчик Мио, или рыцари из Нангиялы, я принял книгу про таинственный город во власти колдовской тучи с должным трепетом. Позже я встречал всего нескольких людей, читавших эту сказку, но они относились к ней с тем же трепетом. Чем же она притягивает. В первую очередь, искренностью. Автор и сам, несмотря на необычность своего призвания – быть пастырем для верующих, священником, никому через «Сказку про Алю и Аля» не пытается донести какие-то догматические каноны. Возможно, когда он ее писал (начало рукописи 1978 г.), он и не был священником. Но зато он искренне любил своих детей, для которых и написал книжку с теми образами, которые были им знакомы. А те постулаты, которые превозносятся на ее страницах, должны быть в сердце каждого человека. Так светлы и искренни положительные герои книги, настолько же безобразны и нелепы их враги, в своей гордыне непременно проигрывающие, но не уходящие навсегда. Зло и коварство всегда таятся где-то рядом, а излишнее простодушие и доброта воспринимаются ими, как слабость, бессмысленная прихоть.

Автор, помимо всего прочего, неравнодушен и к хоббитским приключениям. Возможно, поэтому в те далекие годы он и решил подарить эту отредактированную сказку с великолепными атмосферными иллюстрациями всем детям, еще раз соприкоснувшись со своими героями, и даже пообещав продолжение. Но было ли оно, мне неизвестно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редчайший пример философской сказки, написанной в конце двадцатого века — когда, казалось бы, сам сказочный жанр начал призабываться. Одна из любимых сказок моего детства — хотя многие идеи и мысли, высказанные автором, адресованы явно взрослым читателям.

Безымянный Город на затерянном в море острове был некогда построен мудрецами, волшебниками и мастерами, оставившими потомкам ряд правил и условий. Со временем о заветах праотцов начали забывать — и совершенно напрасно! Мрачноватая и тревожная атмосфера книги напоминают фильмы «Мио, мой Мио» и «Сказка странствий». Жители Города тоже безымянны — Поэт, Художник, Органист, Фонарщик, — они скорее живые архетипы, чем персонажи. Имена носят только дети — Аля, Аль и Юля (последнее имя всегда казалось каким-то малоуместным, слишком обычным) — и ещё животные (образы героев-животных также довольно символичны). Занятно: на иллюстрациях Аль и Аля даже по стилю рисовки заметно отличались от взрослых персонажей-архетипов (дети имели более стилизованную, слегка анимешную внешность). И хотя внешние описания Города и горожан довольно скупы — всё представляется очень ярко и заставляет полюбить и Город, и героев. Автор описывает скорее эмоции и ощущения, чем зрительные образы — но представления сами собой «вырастают» из этих эмоций, как из семян.

Многим современным читателям сказка покажется жестокой. Собственно, там, где описывается царство злой совы и ее тирания, автор местами и впрямь переусердствовал с жестокостью — чего стоит сцена с кротом!

Сюжет остаётся напряжённым до самого финала. В послесловии автор говорит о планируемом продолжении — но его нам, вероятно, не суждено увидеть.

Любопытный факт: автор — православный священник. Философия сказки же выглядит странным образом «языческой»: некая высшая сила вмешивается в события в виде Пса Парадокса и т.п. Христианская ли в ней мораль? Мораль скорее общечеловеческая, без привязки к какой-либо конкретной религии и культуре.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх