Урсула К. Ле Гуин «Шкатулка, в которой была Тьма»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о принце, его мятежном брате и бесконечно повторяющейся битве. А также о ларце с Тьмой, которая изменит привычный ход событий.
Входит в:
— сборник «Двенадцать румбов ветра», 1975 г.
— антологию «Dark Imaginings», 1978 г.
— антологию «Lichtjahr 5», 1986 г.
— антологию «Masterpieces of Fantasy and Wonder», 1989 г.
— антологию «Сказки американских писателей», 1992 г.
— журнал «Апейрон №1, 1993», 1993 г.
— антологию «Мечи и магия», 1993 г.
— антологию «Фата-Моргана 9», 1994 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1986 // Научная фантастика - Рассказ (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод) |
- /языки:
- русский (13), английский (3), немецкий (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Кофман (2), Ж. Сигошина (1), И. Тогоева (7), Т. Чернышева (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alisa20390, 31 января 2010 г.
Этот рассказ из тех, что требует самого вдумчивого прочтения. И вроде бы понятна основная идея, но ряд деталей остались для дальнейшего рассмотрения. Вообще, чем больше читаю Урсулу, тем больше влюбляюсь в её творчество. Прекрасный, завораживающий слог и невероятная глубина мыслей сочетаются с оригинальными сюжетами. За ее произведение только самая высокая оценка!
Zhritsa, 24 июня 2008 г.
Прочитав отзывы на этот рассказ, легко прийти к выводу, что главным его недостатком является необходимость его понимания, в отличие от механического получения разжеванной информации. Однако, разве в усложненном осмыслении авторской задумки нет своей прелести, манящей тяжести и последующей возможности гордо заявить – «я прочитал и все понял»? К тому же, сложность в изложения авторской мысли ни в коей мере не лишает рассказ мастерски написанной атмосферы, хорошей проработки главных героев и реализации поставленной идеи.
ozor, 24 сентября 2008 г.
Прекрасный слог, обилие мыслей, вкрапление парадоксов — все это не может оставить читателя равнодушным!
Вертер де Гёте, 27 марта 2008 г.
Одна из многих красивых притч, которые так свойственны всему творчеству Ле Гуин. Стоит только выпустить Тьму и она принесёт в мир страх, смерть, тени. Но вместе с тенью в мир придёт и яркое солнце, ибо они не могут существовать отдельно друг от друга. Тень превращает красивый мир, где ведут бессмысленные битвы бессмертные рыцари в мир, в котором есть что терять и что приобрести, в мир, где остаются следы. Но если в небе светит солнце — дело того стоило.
Тимолеонт, 24 марта 2014 г.
А у меня вообще создалось впечатление, что это очередное воплощение древней сказки про солнце и луну. Почти у каждого народа есть мифы и истории, персонифицирующие тьму и свет и рассказывающие про их бесконечный цикл. Ле Гуин просто решила написать свою версию. Получилось, по-поему, очень неплохо. Кратко, ярко, выразительно и с максимумом смысла. Как раз то, что ждёшь от данного автора.
AlisterOrm, 18 мая 2021 г.
Я долго не мог понять, почему эта повесть всегда печатается вместе с циклом о Земноморье. А теперь увидел тень принца Рикарда, и всё понял.
Волшебник Гед-Ястреб обрёл целостность, приняв в себя свою Тень. Мир принца Рикарда тоже принял тень, приобретя в ответ рассвет и закат.
Рассказ аллегоричен, да, но он и прост. Тьма отброшена, заперта в шкатулку — и вечный утренний свет не может сдвинуться с места, ведь движение Солнца есть медленное умирание, приход к закату, но только за закатом будет новый восход. Чтобы совершить какое-то деяние, необходимо своими шагами ранить девственно-чистый песок, разрушая его целостность, и нужно отбрасывать тень, принимая ту абстрактную сторону самого себя, без которой человек не может существовать.
Myrkar, 24 марта 2018 г.
Один из многих сказочных рассказов, которые выдают писатели-фантасты после своего знакомства с логикой мифологического повествования: герои-демиурги, трикстеры, близнецы и тождество состояний и персонажей, поданых в ступенчатой или параллельной структуре — все это здесь есть. Животные несут символический смысл солнца (грифон) и луны (морской змей), а сражаются братья зенит и сумерки. Время явно не рассветное и не закатное. Логично и то, что шкатулка с тьмой тоже изгнанница в море и возвращается с помощью героя, ведомого существом из другого вселенского состояния — котом, имеющим тень. Море — тёмная бездна, но не такая уж непроглядная, король — солнце. Первоначально произошло отделение тьмы от света, а потом должна начаться смена времени теней и времени без теней. Урсула ле Гуин предлагает чуть более оригинальную версию мифов о сотворении светил и противостояния дня и ночи.
Этот рассказ почему-то помещают в сборники, посвящённые миру Земноморья. Но единственное, что может объединять его с этим волшебным миром — мифология влияния тьмы на преобразование мира, но все-таки здесь не тот мир и не то влияние, хоть и имеет место идея равновесия. Если он и содержал в себе изначальный посыл для создания мира Земноморья, то завязан на на нем как фэнтези на элементах сказок, а сказки на элементах мифа.
Аксолотль, 13 октября 2008 г.
Очень симпатичный ранний рассказ Ле Гуин, красиво написан, с простой, но хорошо поданной идеей (суть ее уже описана ниже в одном из отзывов). Рассказ наши составители почему то отнесли к циклу Земноморье, с другой стороны эта вещь замечательно скрасила мыльное послевкусие после «На иных ветрах».
Ruddy, 1 сентября 2007 г.
Рассказ о душе, о её многоликости. Не стоит выпускать тьму свою наружу: коли один раз выпустил, то загнать обратно будет весьма сложно.
J0kerS, 9 июня 2009 г.
Ты погружаешься в волшебный мир, в нем все совсем не просто, ему не присуща логика нашего рационального мира. Здесь все пропитано мистикой. Здесь нет плохих и хороших. С одной стороны все просто, а с другой все сложно. Здесь сочетается не сочетаемое, как в грифоне сочетается лев и орел. Этот мир может вознести на вершину, а может свергнуть во тьму!!!
sanchezzzz, 10 сентября 2009 г.
Если говорить начистоту, рассказ странный. Один из тех, который может получить от одного читателя полный разнос и обвинения в бредовости, пустоте и всяком отсутствии внятной мысли, а от другого – восхищение и восторги за глубину вложенных идей и философичности. В этом одновременно его достоинства и недостатки: можно домысливать за недосказанностью автора (по желанию), а можно прочесть на досуге, фыркнуть и забыть. Но, знаете, не всегда интересно «домысливать», иногда в таких случаях хочется всё же отчётливо понять, для чего, собственно, всё это написано и что истинно несёт в себе данная история.
Мне, в общем-то, захотелось домыслить, прочувствовать рассказ, но я немного сомневаюсь, что мне это удалось. Мысли от прочитанного зыбкие, робкие даже, и несколько неуверенные, чтобы дать всему этому одухотворённую оценку. При этом я всё же нисколько не боюсь ошибиться в понимании написанного, ибо сомневаюсь, что есть на это хоть сколько-нибудь ясная однозначность.
Что я понял, вернее, что мне подумалось (после второго прочтения, кстати)? Что так же, как, не познав Зла, не постигнешь и суть Добра, так и здесь – не выпустив и не увидев Тьму, не заметишь Солнца, что оттеняется ею. Только узнав обе ипостаси Бытия сможешь понять разницу и взаимосвязанность их. Тогда и мир сдвинется с точки, и время вновь потечёт вперёд, сорвавшись стрелками с застывших прежде «десяти минут десятого», и вот уже 10 утра, и 11... и будет день, и будет вечер. И будет завтра… Придёт ли со всем этим настоящая, взаправдашняя смерть, не знаю. Станет ли выпущенная на волю Тьма Началом Конца, или таки новым Началом, — нет ответа. Может и есть, но тогда у каждого свой, но это того стоит, наверное так…
Bizon, 4 января 2014 г.
Рассказ непонятный. Это главное, что вы сможете уяснить прочитав все отзывы. Каждый нашел что-то свое, увидел различные мотивы. Помнится первый раз читал этот рассказ лет двадцать назад, и тогда он не оставил вообще никакого отпечатка в памяти, единственно смутное ощущение что было прочитано с таким многообещающим названием. Прочитав сейчас сложилось впечатления, что автор не вкладывал какую-то идею, но при этом позволил читателю додумать за него.
Итак мои соображения. Не соглашусь с тем, что тьма с появлением привносит свет. По той простой причине, что тьма уже есть как таковая: каждый день идет бой, каждый день умирают люди, и не факт что каждый раз исход одинаков. Обратите внимание — время неизменно. Оно замерло или же движется по замкнутому кругу, т.е. нет фатальных ошибок, всегда есть шанс что-то исправить. И лишь Тьма из шкатулки превращает время в одностороннее движение. На мой взгляд Тьма это и есть время. Неизвестно, что впереди. Каждый шаг может стать последним, без права на исправление ошибки. Будущее спрятано во мгле... нет во Тьме.
Рассказ-загадка. Читайте и размышляйте.
KiLLaRMy, 18 октября 2006 г.
чистый продукт новой волны.Слишком многое оставлено на усмотрение читателя«прочитал понимай как заблогорассудется»
Alfie, 20 января 2024 г.
Рассказ, построенный вокруг одной детали. Вот есть волшебная шкатулка, в ней тьма. Еще есть ведьма, ее сын и черный кот, принц и его мятежный брат, суровый король и грифон. Все это замешано в котле почти что Dark Soul’ского безвременья: в мире, где вечный полдень, тени неподвижны, стрелки часов стоят, а мертвецы после битвы идут на исходную, точно полые из вышеупомянутой игры (даром что бонфаеров нет).
Как я понял, кто-то в этом рассказе хотел остановить время и воспользовался для этого магическим артефактом — заточил в шкатулке тьму, которая суть «Инь» — диалектическая основа мироздания, без которой механизм Вселенной взял да и встал. Отсюда и идея истории, мол, без зла не бывает добра, без тьмы — света и т.п.
Но есть у меня мысль, что Ле Гуин просто очень хотела написать о «шкатулке, в которой была тьма». Понравился ей образ и все тут. А остальное как бы в довесок к нему.
elent, 12 сентября 2006 г.
Ну не знаю. Одна из тех вещей, чтобы понять смысл которых надо долго ломать голову и еще неизвестно правильно ли понял происходящее. Мысль интересная, но можно было бы и попонятнее.