fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Вещи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.19
Оценок:
503
Моя оценка:
-

подробнее

Вещи

Things

Другие названия: Одержавший победу; The End

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 97
Аннотация:

Жители небольшого прибрежного города неизвестного мира уже много недель ожидают Конец. Торговые площади опустели, дома не строятся, не возделываются поля и некому заботиться о животных. Одни молятся в храмах, другие пьянствуют, третьи шьют праздничные наряды, чтобы встретить в них Конец, остальные — разрушают построенное и избавляются от вещей, чтобы освободить свои души перед Концом. И лишь один человек в этом хаосе умирающего мира решается начать строить...

Входит в:

— антологию «Orbit 6», 1970 г.

— антологию «Best Stories from Orbit», 1975 г.

— сборник «Двенадцать румбов ветра», 1975 г.

— антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.

— антологию «Lichtjahr 5», 1986 г.

— антологию «Фата-Моргана 2», 1991 г.

— антологию «Человек в лабиринте», 1991 г.

— антологию «Багряная игра», 1994 г.

«Модель для сборки», 1995 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Малая форма (перевод)


Фата — Моргана 2
1991 г.
Человек в лабиринте
1991 г.
Левая рука Тьмы
1992 г.
Багряная игра
1994 г.
Двенадцать румбов ветра
1998 г.
Волшебник Земноморья
1999 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Сказания Земноморья
2007 г.
Выше звезд и другие истории
2022 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Orbit 6
1970 г.
(английский)
Orbit 6
1970 г.
(английский)
Orbit 6
1972 г.
(английский)
The Wind's Twelve Quarters
1975 г.
(английский)
Best Stories from Orbit
1975 г.
(английский)
Histoires de catastrophes
1985 г.
(французский)
Lichtjahr 5
1986 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот это действительно прекрастная притча,с дейтвительно глубоким филосовским подтекстом.О жизни,смерти,любви и море.Мрачна история острова где незнают,что такое дерево,консервативное обшество и ожидание конца как чего-то неизбежного,но только один не хочет сдаваться

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одно из самых депрессивных порождений культуры, что мне известно. Урсула мастерски создаёт упаднические зарисовки про умирающие миры и общества. И в чём странное противоречие — этот концентрат декаданса одновременно является и очень жизнеутверждающим рассказом. Да, мир и общество умирают. До это не причина опускать руки и становиться животным. Работай, делай хоть что-то! Это позволит тебе если и не выжить, то как минимум умереть Человеком, который до последней секунды продолжает созидать и бороться, а не аморфной безумной массой. Однозначно — «Одержавший победу» входит в мой личный список лучших рассказов всех времён и народов.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

И только один не сдавался. Идея ему в голову пришла бредовая, но он хотя бы пытался что-то сделать, а не покорился судьбе.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея «ищите да обрящите» стара, как мир,но Ле Гуин очень красиво её преподносит: человек делает вроде бы бессмысленное дело,но для мира,где любое созидание запрещено,а жители методично уничтожают прежние творения рук своих,это дело становится чудом.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Утопия? Или антиутопия? Становится ясно только в самом конце. Классика, мне больше нечего добавить

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

К «Земноморью» рассказ не имеет никакого отношения, но я все равно благодарен составителям «Сказаний Земноморья» за возможность прочитать «Things». C удовольствием ознакомился с трактовкой рассказа другими читателями, но я увидел здесь экзистенциальный смысл. Конец — это смерть, которая неизбежна и ожидает каждого, кто то спешно замаливает грехи, кто то пускается во все тяжкие, а Лиф до самого Конца живет достойно, занимается своим делом (творчеством), словно есть что то после смерти, куда стоит стремиться (Острова). И не так важно смог ли он добраться до Островов или корабль — это его фантазии (как может быть и сами Острова), важно, что он жил до Конца достойно. Как подобает человеку.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть в творчестве Ле Гуин (по-крайней мере, в произведениях, которой мной прочитаны) некая грусть или меланхолия, которая не вгоняет в депрессию, а является «светлой», заставляющая испытать более полную гамму чувств и переживаний. Думаю, что немаловажную роль в этом играет то, что автор женщина, а потому по своей природе имеет более чувственную природу по сравнению с мужской.

Вот и в данном рассказе над всем повествованием довлеет авторский стиль с оттенками лёгкой меланхолии — умирающий мир, застывший в ожидании апокалипсиса и мужчина, сблизившийся с вдовой и её ребёнком, пытающийся противостоять всеобщей обречённости апокалиптических настроений. Во время прочтения я не мог не провести параллелей с библейским мифом о Ное, только с несколько иначе обозначенными акцентами. В Библии Ной получает известие о скорой гибели мира и несмотря на насмешки окружающих строит ковчег, чтобы спасти жизнь на планете. В рассказе тоже очень похожие мотивы, только в отличии от истории Ноя окружающие верят в грядущую смерть мира и заняты только своим времяпрепровождением в ожидании конца.

Смысл истории вполне понятен практически с первых страниц, но это и хорошо. Быть преданным своему делу и верить в то, что ты делаешь — это великая вещь, способная принести пользу не только делателю, но и окружающим.

Именно благодаря подобным рассказам отпадает необходимость читать книги по психологии, ибо притчах (а «Вещи» по своему стилю больше всё таки притча), несмотря на малый объём текста, заключено гораздо больше пользы, чем при штудировании многостраничных талмудов.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грустный философский рассказ. Мир, где все отказались от дел, ведь близок конец света. Лишь немногие не смирились с бездействием, среди них и герой рассказа. Его действия по постройке дороги под водой, на первый вгляд, бессмысленны, но вера в своё дело не даёт ему погибнуть. И скоро герой убедится, что он не одинок в стремлении созидать и выживать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ, здесь важен не столько сюжет или герои, сколько сам посыл, идеализм: даже если совсем всё плохо и над горизонтом навис конец света, не нужно отчаиваться, а нужно, просто жизненно необходимо что-нибудь делать. Похоже, что не особо важно, что именно делать, в самом движении и есть цель, спасение, наверное, можно сказать даже, что движение — это и есть жизнь.

Вот и в этом рассказе главный герой не опускает руки, а принимается за возведение подводной дороги к неким островам, видимо — несбыточной мечте, грёзам. Но в итоге это и спасает, и не только его, но и ещё двоих человек, которым посчастливилось быть рядом и которые не оставляли героя в абсурдном на первый взгляд деле.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

А у меня такой возник вопрос при чтении — а куда шел этот корабль? Не с того ли острова, куда так стремился главный герой? Не привезет ли корабль главного героя обратно на свой остров? И тогда такая вырисовывается идея — куда бы не шел человек свой конец он несет с собой. И можно мостить море, можно клеить крылья — это лишь способ жить вместе с осознанием безысходности.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я тут немного впал в уныние, ибо на сон грядущий читаю сборник эссе Уилфреда Троттера о стадном инстинкте...

И тут посреди забот и хлопот выдается несколько минут, чтобы прочитать какой-нибудь небольшой рассказ, и святой Рандом, покровитель колеблющихся в принятии решений, насоветовал мне данную притчу волшебницы Урсулы...

И она намекает, что даже если окружающие вас люди пришли к консенсусу насчет того, что следует сложить лапки и коллективно сдаться перед судьбой, то все же есть зацепка, обнаруживаемая в старинной народной мудрости...

Помирать помирай, а рожь сей...

Такой вот посконный экзистенциализм...

Если честно, несколько более осмысленный, чем затеянное в данном рассказе таскание кирпичей в море, мешающее признать его шедевром, а не просто вещью, заставляющей слегка отогнать призрак пессимизма...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, что надо верить до конца, как бы больно, сложно, печально не было. Только верить — и надежда сбудется.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле этот рассказ не о Конце Света, которого так ожидают жители небольшого приморского городка, расположенного невесть где и когда. Скорее, это история о Надежде, которая не дает развиться Отчаянию и Безумию. Недаром мудрецы говорят: «Займись чем-нибудь важным, если не хочешь сойти с ума». Главный герой рассказа именно так и поступает: когда все вокруг разрушают то, что другие создавали веками, он цепляется за кажущуюся безумством работу по строительству дороги к неким вымышленным Островам, где можно спокойно пережить тот самый Конец. Почему так? Да потому, что он Строитель и ничего другого делать не умеет. Хотел бы построить лодку, чтобы уплыть в море, но Беснующиеся уже успели уничтожить все необходимые для постройки материалы. А вот строительного камня у него в достатке. Вот он и строит из него дорогу прямо по дну моря... Сама идея, конечно, отдает определенной психоделикой, но автор всё же остается в рамках реальности, не нарушая ни один из ее законов. Кирпича, как и положено хватает всего на 120 футов длины (около 40 метров), а дальше дорога круто обрывается в морскую бездну. Идти по ней или нет — выбор нелегкий. Если останешься, точно потратишь свою жизнь зазря. А если решишь пойти, то ... Вот тут и скрыта вся мораль с философией. В самой тяжелой ситуации автор призывает нас не прекращать надеяться и бороться до конца. Потому что в этом случае остается хоть мизерный, но шанс на спасение. Примеров уйма — взять, хотя бы, знаменитый «мертвый марш» Александра Македонского по пустыням Гедросии. Во время его сам полководец не раз был на волосок от смерти, но не переставал надеяться на благополучный исход и не давал отчаяться своим воинам. Как закономерный результат, поход закончился не так печально, как казалось поначалу, и армия вернулась назад в Вавилон, замкнув гигантскую петлю длиной свыше 3000 километров. Ни одна армия в то время не совершала еще таких длинных переходов! Вот и герою рассказа тоже повезет в его ожиданиях. Только не совсем так, как он думал. Тут автор ему просто помогла, как бы внушая своим читателям простую мысль: дорогу осилит только идущий, поэтому просто не прекращайте по ней идти.

-----------

РЕЗЮМЕ: притча о Вере и Надежде, которые помогают жить, творить и оставаться человеком в те времена, когда все вокруг отчаиваются и сходят с ума.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аллегорический, и в тоже время довольно таки простой рассказ-притча.

Люди точно знают, что впереди — конец всему, и начинают очищать сами себя от груза всего лишнего, от груза материального. Без смысла, в каком-то диком остервенении жители Острова избавляются от всего, что их связывает с Жизнью, плоды дел своих, будто не желая оставлять о себе даже память.

И вдруг — только один человек решил продолжить Созидание, и спасти себя и своих близких. Ведь полумифические острова совсем рядом, почему нельзя попробовать их достичь? Причём — бедный кирпичник прекрасно понимает, что обречён на поражение в любом случае, но продолжает своё дело — потому что не может иначе, да и просто потому, что может.

И он победил Конец. Как видите, всё достаточно просто, но выразительно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На тему конца света написано не так уж и много произведений, но все они сводятся к одному постулату: кровь, грязь, мат... Автор же в данном случае рисует некую лубочную картину, не объясняя, что за конец света, откуда и за какие грехи но показывает счастливых людей, занятых религией или водкой или разрушением плодов своего труда и лишь один строит дорогу под водой, явно мозгами тронулся... А в итоге все умерли... Так и остался глубинный смысл произведения в достаточно хорошем тексте, этого никак не отнимешь у автора.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх