fantlab ru

Анатолий Днепров «Глиняный бог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
479
Моя оценка:
-

подробнее

Глиняный бог

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

Молодой, подающий надежды химик после университета находит работу вдали от дома — в пустыне. Работа несложная. Спектральный анализ, смешивание реактивов и тому подобное. Но случайно натыкается на страшное открытие. Ему становится известно, чем занимается лаборатория в песках Сахары... И это открытие может стоить ему жизни.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Мир приключений. Альманах № 9», 1963 г.

— сборник «Формула бессмертия», 1963 г.

— сборник «Формула бессмертия (БСФ)», 1972 г.

— антологию «В круге света», 1988 г.

— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 81

Активный словарный запас: низкий (2452 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Мир приключений
1963 г.
Формула бессмертия
1963 г.
А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Страна багровых туч. — А. Днепров. Глиняный бог
1969 г.
Формула бессмертия
1972 г.
В круге света
1988 г.
Глиняный бог
2003 г.
Пятое состояние
2017 г.
Наша старая добрая фантастика. Под одним солнцем
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Nemirtingumo formulė
1976 г.
(литовский)
Глиненият бог
1985 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилось,не смотря на то что мне вообще мало что нравится из советской фантастики,но «Глиняный бог» запал мне в душу.В повести конечно есть советские штампы,но в те годы(60-ые) авторам приходилось(особенно в таком жанре как Научная Фантастика) использовать советскую идеологию и всячески клеймить «Буржуев». Кстати в этом произведении впервые появляется(в нашей уж точно,про зарубежную не уверен),что то вроде генетических экспериментов над человеком(изменение структуры клетки).

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

отличная и всегда живучая тема создания сверхчеловека. на этот раз кремний. сразу видно, что автор перелопатил гору лит.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все правильно. Кто сможет осуществлять бесчеловечные эксперименты над людьми? Только врач — бывший нацистский прихвостень. Одно не верно, что делал это он сам, а не управлялся американскими милитаристами как в реальности японские врачи-убийцы из «отряда 731».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

О-о-о! Это была одна из моих любимых повестей в школьные и студенческие годы!. Захватывающая интрига, неожиданный и страшный поворот событий, когда выплывает правда про превращение людей в каменных роботов... Борьба героя не только за свою жизнь (можно ведь было исхитриться и удрать, все бросив или смириться и посиживать на тепленьком местечке), но и за прекращение чудовищного эксперимента.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вспоминаю — мороз по коже. Очень атмосферная и пугающая вещь.

Я вообще обожаю истории про мрачные эксперименты со шпионским уклоном — так вот, это — классика подобного рода.

Может, немного просто, но всё равно — очень увлекательно и интересно.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывших разведчиков не бывает...

Анатолий Петрович Мицкевич, писавший под псевдонимом «Днепров», своим творчеством доказывает эту нехитрую истину. Взял человек новаторскую (по тому времени) научную идею, добавил к ней то, что позволили разгласить из собственного жизненного опыта (ну, служил человек шифровальщиком у Роммеля, что такого-то?), перемешал в должной пропорции, и получился шедевр, который читается и сейчас.

Ну, а тем, кому эта вещь не внятна, готов пояснить (по человечески, а не из дидактических соображений)

Проблема превращения углеродной жизни в кремнийорганическую находится на уровне современной генной инженерии. Вспомним, что у Грабера так и не получилось заменить ДНК, и все его особи были стерильны. Но напомню — это написано в начале 60-х.

Сама фигура Грабера колоритна и жизненна. Оторопь берет, как естественно и непринужденно он отправляет «в поликлинику, на опыты» своих собственных научных сотрудников, которые заподозрили его в вивисекторстве... Нет, встречался Мицкевич с доктором Менгеле в Италии, определенно встречался!

Ну и описание пустыни и в «Глиняном боге» и в «Полосатом Бобе» не с потолка взято, бывал человек в пустыни, детали запомнил.

Что же касается прозвучавшего замечания, почему, мол, Днепров писал фантастику, а не Мицкевич — приключения и мемуары, то не исключено, что они написаны, но хранятся в бронированной комнате, ключи от которой у председателя ФСБ. Я предполагаю также, что Мицкевич не раз получал за Днепрова «втык» от своего прежнего руководства, например, за Оазис Алых Пальм, который, допустим, похож на один «закрытый» объект в Сахаре...

И все-таки интересно будет узнать, чего и сколько вытряс «дядюшка Джо» из Уинстона Черчиля за информацию простого шифровальщика )))

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая повесть, атмосферная, интересная. В детстве перечитывалась много раз. И сейчас более чем достойна прочтения.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный образчик классической строгой НФ в лучших советских традициях. Впервые прочитал еще в детстве, но до сих с жутью вспоминаю

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сцену купания кремниевых людей в щелочном бассейне.
Не так давно в руки вновь попался сборник Днепрова, перечитал на одном дыхании и решил написать отзыв.

НФ-составляющая практически безупречна, причем это касается не только основной темы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(неуглеродная жизнь),
но и других мотивов, как то, например,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
технических приспособлений для слежки за человеком в те времена, когда видеокамер еще не было
(впрочем, тут речь идет уже не о фантастических элементах, а о техническом решении).

Что касается часто критикуемого советского реализма

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(гримасы капитализма, плохие немцы (недобитые фашисты) и американцы; неплохие, но несколько пассивные французы и итальянцы, и уж конечно социально активные арабы — представители третьего мира, угнетаемого промышленниками-империалистичестами),
то разве это плохо? Данная оценка — не заказ, а отражение реального положения, причем с тех пор особо ничего не поменялось. В повести нет супергероев-русских, что делает только плюс автору.

К минусам произведения можно отнести некоторую скомканность повествования, скоротечность событий, отсутствие развернутости. На мой взгляд могло выйти более объемное произведение, скажем, повесть страниц на 200 или даже роман на 300. Также концовка и некоторые сюжетные ходы несколько нелогичны, шаблонны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К примеру, совсем не понравилась сцена беседы ГГ с Грабером: все по-голливудски, Главный Злодей на то и Главный, чтобы ближе к концу изложить свой гениальный план порабощения мира (сверкают молнии, ГЗ мерзко, громогласно смеется, говорит — такой вот я умный и злой), и рассказывает он это, конечно же, поверженному хорошему ГГ — слишком неправдоподобно, зачем ему вообще рассказывать о своем замысле? Тем более человеку, который и сам через несколько дней превратиться в тупоголового истукана? То же касается и двух сцен, когда ГГ общается с фрау вживую. Кстати, почему его не приковали наручниками к кровати? И почему он не воспользовался этим — мог ведь врезать фрау при первом осмотре?

Также герои несколько схематичны, слишком мало индивидуальности, но это, впрочем, можно отнести к особенностям повести: слишком маленький объем, чтобы досконально описывать характер героев. Если бы я писал эту повесть, то все же постарался добавить «выпуклости» героям — но, впрочем, это на любителя.

Описание ландшафтов, атмосфера секретных лабораторий в безлюдной пустыне — вне всяких похвал. Оно и понятно: автор общался с реальными высокопоставленными фашистами, бывал в тех местах, а может быть и в тех самых лабораториях — кто ж знает, какие эксперименты ставились в Третьем Рейхе? Истина где-то рядом.

В целом, повесть понравилась. В своем творчестве стараюсь следовать примерно такому же направлению — НФ форева!

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшненькая, такая вещь. Мне в детстве, когда я осознал весь ужас превращения людей в глиняных страшилищ, было очень не по себе.

Повесть «Глиняный бог» — удачное сочетание глубокой передовой (на тот момент) научной мысли и вполне современного (и на сегодняшенийо день) динамичного рзвития сюжета.

Можно было бы снять не плохой фильм.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть приятно поразила лёгкостью прочтения и одновременно неослабевающим интересом к происходящему, по всему ходу повествования. Завязка незамысловатая — некий ученый-химик взят на работу по контракту в какую-то мутную организацию с неясными целями, базирующуюся в пустыне. Классический сюжет «секретного эксперимента» со всей присущей ему атрибутикой: интернациональный состав рядовых работников самых разных специальностей- химиков, физиков, биологов и над ними руководство — немцы, в которых прозрачно считываются боссы среднего звена времён Третьего Рейха. Написано мастерски! Местами вспоминаются лучшие вещи А.Беляева и Жюля Верна, только изложенные на более современном уровне. НФ-допущение, она же НФ-идея проста, но не примитивна, хоть и обыграна была много раз — создание «сверх»-человека, универсального солдата, выносливого и неуязвимого. А вот каким макаром это реализуется — отдельное спасибо автору за тщательно проработанную идею кремний-органической жизни. В повести гармонично связаны и научная подложка (возможно, и псевдо- , но не будем столь пристрастны, тем более неспециалисту это отличие все равно не видно), и приключения, и экзотика места и времени описываемых событий. Весь этот «сплав» сделан мастерски, в лучших традициях НФ-приключенческого романа упомянутых классиков жанра. Все гармонично, увлекательно, все составляющие на своем месте и неразрывно связаны друг с другом. Как хорошо приготовленное блюдо, например, плов — ничего из вроде бы простых компонентов изъять уже нельзя, да и не нужно, а все вместе — пальчики оближешь. Браво, Анатолий Днепров! 8 баллов.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас в фантастике уже полно произведений, где упоминаются инопланетные формы жизни на отличной от углеродной основе. Но чтобы земную адаптировать не припомню. Да и тем более чтобы так это описать — почти по-научному грамотно и вместе с тем художественно увлекательно.

Не понравился лишь финал. И темой восстания аборигенов (агитка и есть агитка) и общим хеппиендом и всепомиранием злодеев. Штампы, как ни крути.

А ещё — интересно наблюдать, читая фантастику разных стран и разных периодов, как в различные временные отрезки назначались злодеями строго те или иные нации — согласно историческим событиям либо политической конъюктуре.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть. Раньше такие относили к жанру «предупреждение». Големовская тема обыграна по современному (на то время), с сильными «разоблачительными» элементами. Но так писали в то время многие, в том числе те, которым сегодня покланяются. Читается с интересом и сегодня. Дай бог многим сегодня научиться писать также ярко и эмоционально.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стиль повествования напоминает старых добрых Александра Беляева или Игоря Росоховатского. Иногда хочется забыть о заполонившем фантастику поносе о попаданцах, карлах с драконами, и прочем бреде и почитать нечто написанное в старых традициях, в добавок с детективным уклоном... впрочем каждому поколению своё. Достаточно интересна военная биография самого автора, что отразилось в самой книге. Сюжет воможно и наивен по нынешним меркам, но кто скажет, что описанное в книге в принципе невозможно? В микроорганизмах живущих на большой глубине у «чёрных курильщиков» отсутствует, и его место заняли атомы мышьяка. Так что нечто подобное с кремнием тоже, вероятно, возможно — как здесь не вспомнить «Чужого».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж вышло, что «Глиняный бог» стал тем произведением, что обратило мое внимание на самого автора. Собственно, даже сегодня для меня Днепров — это тот, кто написал «Глиняного бога». Это не самое большое его произведение, но, по-видимому, самое яркое. Во-первых, увлекательный сюжет. Безработный французский ученый-химик нанимается на странную работу за пределами своей страны. Странная она не тем, что за нее платят хорошие деньги, а тем, что суть ее долгое время остается непонятной для героя, как, впрочем, и расположение самой лаборатории, где он вынужден работать, — в глубине пустынных песков Сахары. Впрочем, вскоре ученый начинает подмечать, что большинство попавших к нему на анализ веществ содержат кремнийорганическую составляющую... Сюжет развивается, как и положено в настоящем приключенческом романе, — быстро, без затяжек и утомительных диалогов о смысле жизни и цели науки. Негодяи проявляют себя сразу, как, впрочем, и положительные персонажи. Граница проведена четко и ни разу не подвергается демаркации. В развитии событий нет неожиданных поворотов, зато соблюдается негласное правило относительно неуклонного усиления интриги. Непроизвольно замечаешь, что чем ближе к финалу, тем быстрее хочется читать. Нечто похожее я замечал у Беляева в его «Голове профессора Доуэля». В какой-то степени оба этих произведения родственны друг другу. Во-вторых, фантастика Днепрова всегда была фантастикой научной: в основе каждого произведения всегда лежит какая-то реальная научная идея или гипотеза, которую автор развивает совершенно в неожиданном направлении. Вот и в данной повести речь идет не просто о синтезе кремнийорганических соединений — дело тут гораздо шире и глубже. Автор ставит перед читателем дилемму: что лучше для науки — стремительное развитие без каких-либо сдерживающих морально-этических факторов или всё же гуманистическая направленность всех ее экспериментов? Гитлеровских ученых и японских милитаристов подобные вопросы не мучили — их изуверские опыты над людьми широко известны хотя бы потому, что они были соответствующим образом заклеймены на Нюрнберском процессе. Финал повести однозначно свидетельствует об авторской позиции: подобное направление в науке должно решительно пресекаться всеми доступными способами (в т.ч. и самой настоящей революцией). Жаль, что власти редко прислушивались к подобным мнениям. Если б всё было наоборот, мутированный вирус гриппа не вырвался б из уханьских биолабораторий и не нанес бы мировому сообществу такого огромного ущерба. Ну почему к мнению ученых и фантастов никто не прислушивается?? Пожалуй, только в эпоху античности их голос имел достаточно веса, чтобы удержать общество от упорного желания наступить на грабли. В-третьих, главные действующие лица повести весьма правдоподобно составлены и описаны — это почти живые люди, которых легко представить в своем воображении. Поэтому так же легко их понимать и сочувствовать им. А это весьма немаловажный компонент любого творчества, особенно, литературного — правильное слово здесь значит очень много, если не всё. Одна из главных интриг повести — постепенное изменение мировоззрения главного героя с нигилистического («Моя хата с краю...») на гуманистическое («Трудно представить себе более страшное и преступное назначение данного научного открытия»). В этом — кредо настоящего ученого, не разменивающего свою душу и совесть на мелкие купюры долларов. Вот бы некоторым «бизнесменам от науки» применить его к самим себе... В-четвертых, это, конечно, язык повествования — строгий, но понятный каждому грамотному человеку, точный и образный, но не в ущерб для объема повести, грамотный, как на уроках родного языка. Недаром Главлит старался в корне пресекать все литературные излишества: для подобной тематики будет приемлем только серьезный стиль, без какого-либо намека на иронию или черный юмор. Читатель должен осознать важность поднятой проблемы и задуматься над ее решением, а не смеяться над напрасными потугами всех антагонистов главного героя.

Каков же итог? Пожалуй, только один. Если б мне дозволено было формировать школьную программу по литературе, я бы не колеблясь внес в нее и данную повесть. Потому как она подходит и по смыслу, и по стилю, и по содержанию. Если мы хотим вырастить адекватных граждан, учить их нужно на самых ярких и понятных примерах.

-------------

РЕЗЮМЕ: повествование об ответственности ученых за свой труд, за открытость и гуманистическую направленность научных экспериментов.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Молодой химик, вчерашний выпускник Сорбонны, Пьер Мюрдаль находит работу по объявлению. Работу, прямо скажем, странную — проводить анализ различных субстанций в сердце Сахары, без возможности покинуть лабораторию. Скоро до Пьера начинает доходить, что что-то тут не так.

В целом повесть представляется устаревшей и подростковой. Причём подростковой она была изначально. Есть несколько весьма впечатляющих сцен — «Я — Морис Пуассон», «атака големов», «расстрел из пулемёта», «рука из глины». Но недостоверность происходящего бросается в глаза изначально. Зачем Мюрдель вообще устроился на работу на столь странных условиях? Зачем немцам весь этот интернационал? Зачем, вместо того, чтобы набрать идейных товарищей, начинать опыты над собственным персоналом? Кому нужны солдаты, которых водой убить можно? Да и фантастическая часть с возможностью существования кремнийорганических клеток с нормальными ядрами вызывает большие сомнения.

Чего у повести не отнять, так это передачи духа времени. Шикарно — американские империалисты, недобитые нацисты, арабские повстанцы. Сейчас такого не напишут.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх