Анатолий Днепров «Крабы идут по острову»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На небольшой остров высаживается десант под командованием инженера Куклинга. Они хотят провести забавный эксперимент для проверки теории Чарлза Дарвина. Только эволюционировать будут не животные, а самоорганизующиеся и воспроизводящие себе подобных механизмы-роботы, «крабы». Единственное назначение «краба» — изготавливать машины, себе подобные. Для производства потомства им необходима энергия, а также металл — железо, медь, цинк. Подобные крабы в тылу врага могут в короткий срок сожрать весь его металл. Так как металла мало на острове, крабы начинают драку за него, и в драках выживают лучшие механизмы, что ведёт к естественному отбору. Добавление кобальта «в пищу» крабам делает их агрессивными, превращает в бесстрашных хищников. Остров превращается в ад.
Впервые опубликован в ж-ле «Знание-сила», №11, 1958 г.
Входит в:
— журнал «Знание-сила 11 1958», 1958 г.
— антологию «Дорога в сто парсеков», 1959 г.
— сборник «Уравнения Максвелла», 1960 г.
— антологию «14 racconti di fantascienza russa», 1961 г.
— антологию «Povídky z vesmíru», 1961 г.
— антологию «Science Fiction 1: Wissenschaftlich-phantastische Erzählungen aus Rußland», 1963 г.
— антологию «Zilā planēta», 1963 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción Rusa», 1965 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 1», 1965 г.
— сборник «Пурпурная мумия», 1965 г.
— антологию «現代ソビエトSF短編集02 -竜座の暗黒星», 1966 г.
— антологию «Café molecular», 1968 г.
— журнал «International Science Fiction», 1968 г.
— антологию «Krebse greifen an», 1968 г.
— журнал «Literatura Radziecka'05», 1968 г.
— журнал «Literatura Soviética № 5, 1968», 1968 г.
— антологию «Russian Science Fiction 1969», 1969 г.
— антологию «Flug zum Alpha Eridani», 1970 г.
— антологию «Other Worlds, Other Seas», 1970 г.
— антологию «Rotas Para o Amanhã», 1970 г.
— антологию «Russiese Essef», 1970 г.
— антологию «Seis fósforos», 1970 г.
— сборник «Формула бессмертия (БСФ)», 1972 г.
— антологию «Der unheimliche Fahrstuhl», 1976 г.
— антологию «Diogenese latern», 1976 г.
— антологию «Der Wurfspieß des Odysseus», 1981 г.
— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción soviética I», 1986 г.
— журнал «Всемирная фантастика и детектив. Июль-сентябрь`1996», 1996 г.
— журнал «Всемирная фантастика и детектив. №1-2`1996», 1996 г.
— антологию «Пурпурная мумия: Русская фантастическая проза 40-70-х годов XX века», 2000 г.
— антологию «Klasyka rosyjskiej SF», 2013 г.
— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.
- /языки:
- русский (14), английский (5), немецкий (5), испанский (5), французский (1), португальский (2), итальянский (1), голландский (1), латышский (1), литовский (1), чешский (2), эстонский (1), польский (2), болгарский (1), японский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (36), периодика (6)
- /перевод:
- Л. Барраль (1), И. Венто (1), М. Ж. Фернандес де Мелло (1), А. Канторовская (1), С. Кастро (1), М. Куплёвский (1), Дж. Кэрэмбелэс (2), И. Лившиц (1), Л. Моуран (1), С. Нисимото (1), Ю. Нурме (1), Я. Пискачек (1), В. Преображенская (1), Н. Рандов (4), М. Рачкевич (1), Р. Ридт (1), Д. Станкова (1), А. Субачюс (1), М. Схрёдер (1), Ф. Таварес (1), Г. Урбова (1), В. Урибе (1), М. Хисберт (1), В. Цоппе (3), Г. Янковский (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Иприт, 21 января 2012 г.
Абсолютно нестандартный рассказ — эдакая мультиэволюция общества, построенного на основе агрессии и уничтожения более слабого. Был очень применим в плане советской идеологической доктрины, как иллюстративный фон западной модели общества. И что невероятно — еще более актуален сейчас — тысячи мелких монстров собственников поглощает десяток самых крупных, между которыми идет борьба. На вершине, как и в рассказе. скоро останется один.
lammik, 3 мая 2020 г.
Инженер-изобретатель Куклинг вместе с помощником Бадом прибывают на небольшой тропический остров, чтобы проверить изобретённое Куклингом устройство — механического краба со способностью к самовоспроизводству. Дальнейшие события показали, что проводить испытания на удалённом острове было хорошей идеей...
Рассказ, в котором отсечено всё лишнее, как в известной фразе Микеланджело Буонарроти о секрете появления на свет шедевров. Действие неумолимо движется к неизбежному страшному финалу, что роднит «Крабов» с «Полигоном» Гансовского даже сильнее, чем схожий антураж. Только в отличие от «Полигона» этот рассказ не столько антивоенный, сколько призывающий к ответственности изобретателей за свои творения. Ведь не зря же в финале рассказа автор отмечает:«Я думал о том, что в наше время многие умные люди тратят силы своего разума, чтобы сделать подлость другим людям. Взять хотя бы изобретение Куклинга. Я был уверен, что его можно было бы использовать для благородных целей. Например, для добычи металла. Можно было бы так направить эволюцию этих тварей, чтобы они с наибольшим эффектом выполняли эту задачу.»
ивалан, 19 октября 2009 г.
Отличный рассказ-предупреждение! И прежде всего тем, кто ныне стряпает военные машинки убийства.
Берегите свои золотые зубы, господа милитаристы — крабы уже идут по вашу голову:dont:
Десять — читать озабоченным робототехнологам.
MarchingCat, 18 июня 2015 г.
Лично для меня авторский шедевр Днепрова именно вот этот рассказ, а не общепризнанный «Глиняный бог». Ещё с детства эти крабики запали в душу.
Потенциал у сюжетной основы вообще огромный. Можно было бы делать хоть ужастик, хоть технотриллер, хоть роман-катастрофу. Днепров как сторонник Дарвина провёл в рассказе традиционную эволюционную линию — выживает сильнейший-крупнейший.
По прочтении рассказа разные мысли в голову приходят, показанное в рассказе можно анализировать в разных направлениях. Но всё это — именно что после прочтения. Ибо пока читаешь — оторваться сложно, рассказ прочитывается на одном дыхании.
fargopetter, 9 февраля 2019 г.
Читая рассказ вспоминается почему-то «Остров докторо Моро».Такая же таинственность ,которая должна перерасти в ужас. Пришлось недолго ждать. Деревянно-железные крабы ожили. И вот тут-то автор мог придумать под личиной эволюции что угодно.Что он и сделал. А мог и капнуть дальше: как эти крабы могли бы перерабатывать все деревянное, потом,песок, воду, потом землю,где находится вся таблица Меделеева и так до бесконечности. Так и человека могли переработать. Финал раскрывать не буду,но получилось нечто.
Классный рассказ, старая фантастика,спасибо Фантлабу,откуда и узнал о нем.
=Д=Евгений, 6 апреля 2018 г.
Читая рассказ, в голове держался чёткий образ репликаторов из Звёздных врат: вид механизма в виде краба, самовоспроизведение и эволюция. Вот только Анатолий Днепров это 1958 год, а первый фильм о звёздных вратах вышел в 1994 году. Браво — 10 баллов.
Ctixia, 20 мая 2022 г.
Отличный рассказ с всего двумя действующими разумными героями. Два ученых высаживаются на необитаемый остров для проведения эксперимента, о котором один не имеет ни малейшего понятия. А когда его начинают посвящать в детали, ученый приходит в ужас — но процесс уже запущен, и воздействовать на него практически никак нельзя.
Становится очень страшно, когда начинаешь думать о последствиях такого эксперимента в реальности. Ведь крабы уже залезали в воду, вполне могли пойти туда и дальше, пусть перебежками по дну хотя бы. Или еще как, в конце концов, они же могли додуматься рано или поздно до этого. Однако показанная линия развития эволюции тоже имеет место быть как одна из очевидно ожидаемых. Странно, что их создатель не предусмотрел подобную вероятность. А еще возможность отключить их на совсем и разом...
sanhose, 30 июля 2013 г.
«Крабы» один из моих любимых НФ рассказов. Отточенность сюжета и главная идея просто замечательны. Запоминается на всю жизнь.
stMentiroso, 20 сентября 2007 г.
Странно что они развивались в сторону увеличения размеров, а не наоборот. Меньший размер более выгоден: меньше матеральных затрат, легче паразить врага (по типу микроба) и т.д.
Alexandre, 21 сентября 2009 г.
Прекрасный антивоенный рассказ. Написан приятным языком, немного простоватым (всё же 1958-й год), но зато понятным. Сама фабула достаточно проста, но есть над чем подумать. Ведь если бы изобретатель заранее проверил некоторые очевидные следствия программы развития роботов, то это и вправду было бы страшнейшее оружие.
Хорошо, что такие штуки и по сей день нельзя воплотить в жизнь. Читал этот рассказ давно, многое позабыл, но перечитывал с удовольствием. Произведение того стоит, и актуальности не утратило.
zdraste, 8 мая 2018 г.
Как хорошо, что исследование проводилось на далеком острове в океане. Очень бы хотелось, чтобы оставшиеся экземпляры подверглись коррозии и ржавчине. Бад изначально настроен против исследователя Куклинга, он ему неприятен как человек, а впоследствии и как ученый, тем не менее, он стоит в стороне, и хоть с отвращением но продолжает наблюдать за исследованием рассуждая к каким последствиям для человечества может привести этот эксперимент. В принципе, если эти крабы эволюционировали, то как бы смешно ни звучало, а вдруг бы им понадобилось железо, то, которое в крови у человека? Тогда, маленькая трагедия на острове превратилась бы маштабную на планете.
Спасибо за совет aiva79
vjick, 6 октября 2006 г.
Наверное, одно из первых произведений о самообучающихся и самовоспроизводящихся роботизированных системах. Процесс выходит из-под контроля. Хорошо, что это остров... Вот интересно: почему многие эксперименты проводятся именно на островах? И доктор Моро тоже... Неужели, это снова влияние Уэллса?
тессилуч, 6 января 2015 г.
Моделирование на маленьком острове принципа выживания «Человек-человеку волк», когда еды всем не хватает.
v_by, 15 июня 2006 г.
Ностальгия, однако
Один из памятнейших рассказов, читаных в розовом детстве
Простенько, аскетично, но с идеей