FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Туча»

Туча

Киносценарий, год (1986 год написания)

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 36

 Рейтинг
Средняя оценка:7.62
Голосов:277
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Он, профессор Нурланн, вынуждено вернулся в свой родной город, где он вырос, где закончил школу. Где проживает его бывшая жена и уже подросшая дочь. И где, в центре города расположилась таинственная туча… Перед ним дилемма: стать на сторону военных и взрослых, и уничтожить тучу, или понять детей, которые видят в ней своё будущее…

© SAG

Примечание:


Киносценарий Стругацких «Туча» (по мотивам повести «Гадкие лебеди») впервые был напечатан в журнале «Химия и жизнь» с августа по октябрь 1987 г. (номера 8, 9 и 10). В 1989 г. публикуется в сборнике научной фантастики, в 1990 — в сборнике сценариев Стругацких.

Входит в:

— антологию «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.

— сборник «Пять ложек эликсира», 1990 г.

— журнал «Химия и жизнь 1987'08», 1987 г.

— журнал «Химия и жизнь 1987'09», 1987 г.


Похожие произведения:

 

 


Поселок на краю Галактики
1989 г.
Поселок на краю Галактики
1990 г.
Пять ложек эликсира. Избранные сценарии
1990 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1993 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1995 г.
Киносценарии
1998 г.
Собрание сочинений. Том девятый. 1985-1990
2001 г.
Жиды города Питера
2005 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 9. 1984-1990
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 9. 1985-1990 гг. Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя. Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах. Киносценарии
2012 г.
Пять ложек эликсира
2017 г.

Периодика:

Химия и жизнь 8 1987
1987 г.
Химия и жизнь 9 1987
1987 г.

Аудиокниги:

В мире фантастики
2010 г.
Туча. 5 ложек эликсира. Чародеи
2011 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2010 г.

Мне сценарий в какой-то мере понравился даже больше оригинала («Гадких лебедей»). Почему? В «Гадких лебедях» много «воды»: все эти постоянные посиделки, бухалки и пьянки возможно и были необходимы для того, чтобы показать недостатки существующего общества, но читать об этом и скучно и противно. Сценарий же получился концентрированным, позволил отвлечься от чувства неприязни к алкашам и сосредоточиться на социальной подоплёке происходящего.

В «Туче» известный писатель-алкоголик заменён учёным, мокрецы отсутствуют вообще. С одной стороны, мокрецы кажутся единственным прямым объяснением происходящего в городе: непрерывный дождь — их рук дело, дети-гении тоже воспитаны ими. Но с другой стороны, наличие мокрецов создаёт больше вопросов, чем объясняет: кто они такие, откуда взялись, как с ними связана очковая болезнь и почему они так любят дождь? Для сценария это лишняя сущность, которая отвлекает от сути, но именно эта сущность делает книгу более объёмной, нежели сценарий.

Сценарий получился с явным уклоном в более мистическую плоскость, он больше похож на страшилку для взрослых, а не на сложную и многогранную действительность. Туча — смутный и страшный образ будущего, которое скрыто для людей настоящего. Только люди хоть в какой-нибудь мере думающие и прогрессивные могут заглянуть через стену тучи и увидеть за ней что-то прекрасное. Именно на это, на мой взгляд, и был сделан упор.

В общем, написание сценария всегда предполагает некое упрощение. Люди читающие способны к более сложным мыслям, они ставят себе вопросы сами. Люди, предпочитающие кино, смотрят кино ради развлечения, чтобы получить положительные, или наоборот — острые впечатления. Для них нужно усечь второстепенные эпизоды, упростить имеющееся, сконцентрироваться на сути и особенно — на визуальной составляющей. Кино вообще является самостоятельным жанром искусства, литературные приёмы в нём часто неприменимы, кино говорит другим языком. Как мне кажется, авторам всё-же удалось сделать добротный киносценарий.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2013 г.

Существенных идейных или сюжетных отличий от материнской повести в киносценарии, в общем-то, нет, хотя, естественно, он получился более компактным, более насыщенным. с несколько по другому расставленными акцентами.

Вещь бесспорно умная и оригинальная, но, как и другие поздние произведения авторов, оставляющая двойственное впечатление. В отличии от книг братьев образца 60х — начала 70х, где были и прекрасные, симпатичные герои, и достаточно оптимистичные сюжеты, и какая-то внутренняя доброта, в этой вещице уже слишком много негатива и практически нет героев, которым читатель мог бы симпатизировать. Умно — да, оригинально — да, но радости читателю книга вряд ли доставит.

И еще: у «Тучи» явно не удался финал — какой-то расплывчато-аллегоричиский и, в общем-то, какой-то никакой.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2011 г.

Как и в своих предыдущих сценариях, Стругацкие выкинули из «Гадких лебедей» многие тонкости, сопутствующие повествованию. Мало того — были выброшены сюжетообразующие сущности, такие как, например, мокрецы. Еднственное, что оставили Братья — одну из самых главных идей романа — «Родители уродуют своих детей по образу своему и подобию». Дети, отрёкшись от своих предков, уходят строить свой мир — и они знают, что нужно для этого сделать — стать иными во всех смыслах этого слова...

Сценарий пропитан религиозной мистикой, цитатами из Апокалипсиса, и я не сказал бы, что это лишнее. Всё таки «Туча» — это описание именно такого апокалипсиса, появления нового мира, который постепенно вытеснит старый... Сильно, весьма сильно, хотя до оригинальной повести и не дотягивает.

P. S. Во многом сценарий перекликается с романом Олди-Валентинова «Нам здесь жить». Все мы стоим на плечах гигантов...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2009 г.

Сценарий гораздо слабее «Гадких лебедей». Мистические нотки (сам образ Тучи, аллюзии на Апокалипсис, собственно финал) просто не вписываются в декорации _этого_ произведения. В результате — из серьёзной, реалистичной психологической прозы вышла неглубокая, плоская притча с достаточно «детской» моралью.

«ГЛ», адаптированные для подросткового восприятия — вот что такое этот сценарий.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2008 г.

По-моему, нечто иное, нежели «Гадкие лебеди». Тоже интересно, хорошо... Но если уж читал первоисточник — это не удовлетворяет совершенно. Мне всегда казались «Лебеди» вполне кинематографичными сми по себе, я бы не стала так урезать... усекать... Хотя, конечно, дело авторов.

Но линия мокрецов мне нравилась чрезвычйано. И все эти типы — Росшепер и вся из камарилья, пара агентов, Квадрига... это же прелесть что такое, и для фильма просто находка! А уж потерять Диану... Не понимаю, честное слово.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2009 г.

Все таки киносценарии — это совсем не то. Сколько не читала их у Стругацких: Понедельник начинается в субботу, Жук в муравейнике, теперь Туча — после первоисточников производят впечатление бледных теней.

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2007 г.

В общем, по книге, только имена героев изменены. Зачем?

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу