fantlab ru

Эльберд Гаглоев «Ангел-хранитель»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.04
Оценок:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Ангел-хранитель

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Плясун Никитка, который должен защищать свой народ от злых сил, неожиданно для всех калечит соплеменника. Могучий Сахсат, впадающий в неистовую ярость, в результате чего страдают соплеменники. Обычный человек, Юрка, сильно обидевший любимую жену и дочь. Все они, такие разные, но идущие к одной цели, сходятся в последней смертельной битве с опасным и кровожадным монстром, способным убить многих...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Герои на все времена
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, когда давно тому назад увидел его цикл «Блистательный Дом» первой мыслью было: «Осетинский фантаст? Фантастика!» Цикл оказался очень даже ничего. Родовые признаки присутствуют и в данном рассказе: файтинг и осетинские пасхалки, да и в мыслях и поступках героев прослеживаются ассоциации с циклом, особенно у Юрца с Ильхамом. Но при всём этом вторичности абсолютно не ощущается, может из-за малой формы, может из-за чего другого, но рассказ получился гораздо лучше. В процессе чтения пару раз шмыгнул носом. Это «пять» , дайте две :super:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что делают набедокурившие богатыри, встретившись тёмной ночью в роще? Нет, не жалуются друг другу на баб, князей, начальников, ментов и всю жизнь, по ходу выпивая. Они дерутся. На то они и мужчины, воины, богатыри; а что все трое из разных миров, причём один вообще нелюдь — право, такая мелочь. Договороспособные всегда могут договориться между собой, было б желание (например, подраться), тем более что встреча с _настоящей_ нечистью быстро расставит всё по местам.

В самом начале текст порождает недоразумение — на чью свадьбу пришёл Никитка сплясать? Возникает впечатление, что на свадьбу своей зазнобушки, а это не так. Тут яснее надо. В рассказе в целом перебор со стилизацией —

«Ох, и поминал он тебя словом недобрым. Умелец он ведь в деле этом, хоть и целитель.»

Так люди не говорят. И в прошлом, на полусказочной допетровской Руси, так тоже не говорили. Ох уж этот псевдославянский стиль (ТМ)... Тоже обрыдло. Но полусказочная Русь хороша. Острова Сахсата тоже. Выпуклые такие, цветные миры, набросанные парой-тройкой абзацев, вставленными куда надо деталями. Материальные. Особенно хороши плясуны — ещё одна очень нужная фантастическая профессия. Хочется побольше о них узнать. (Да, намёк.) Всё последовательно, продумано — иномировое оружие, секира эта, посох, свирель, жало чудовища. Обычаи двух иномировых сообществ. Всё органично и подано ненавязчиво, мимоходом. Померещился какой-то отзвук «Волкодава» — там тоже, помнится, есть врата, переходы из мира в мир. Из таких врат может вывалиться не только порядочный человек, но и монстры, и хорошо, если найдётся кому их встретить. Тварь могла бы и на охоту пойти по городу, между прочим.

Отдельно порадовало слово «окоём». Не знаю, когда, где я его прочла впервые — наверняка _прочла_, потому что чудесное это слово выпало из устной русской речи, как и всё то, что за ним таится — но в память оно мне врезалось у Перумова и с тех пор каждый раз волшебно возвращает к жизни отблески великолепных миров, отзвуки битв и пути дальних странствий — Тёмное Средиземье, Эндорэ, Евразия, Русь, Россия... Истинный мифомир, наш мифомир. Этот свободный пафос — в песне Сахсата: пафос вполне уместный. _Так_ люди в старину действительно чувствовали и делали. В консерваториях не учились, зато могли, увидев величественное или же остро почувствовав то, что достойно слова, сложить мелодию, песню, балладу, стих. Искусство не было прерогативой [гее]видных «современных художников». Воину было не только не зазорно слагать стихи и петь — это было естественно, как любой высокий порыв души. Естественно, как дышать. Как убивать. Вот это верно схвачено в рассказе, браво. И очень показательны имена «наших» — Юрка, Ленка. Погоди, человече, какой ты Юрка? Ты муж и отец, грозный воин, сам себе хозяин и господин, твои предки были казаки, крошили шашками турок и татарву — тебе ли звать, ощущать себя Юркой? Так в старину звали простолюдинов, а сейчас зовут пацанов. Неудивительно, что человек, ощущающий себя «Юркой», а любимую жену Елену «Ленкой», и повести себя может так, как подобает Юрке, а не Юрию. Отставить бы к чертям «Юрку», «Ленку», водку и всё с этим связанное, весь этот взгляд на себя и на мир — и промашек вроде той, что погнала его в ночь из дома (кстати, дело-то безобидное), уже не будет.

Как видите, ассоциаций много. Нельзя сказать, что «Ангел-хранитель» мне очень понравился, но — пища для ума. И для души. При чтении всё это виделось как мультфильм — три разных мира, три героя нарисованы в трёх разных стилях соответственно их духу, а когда они встречаются, стили смешиваются, образуя танец. Динамичный танец боя. Эх, была бы жива старая добрая некоммерческая русская анимация... Вообще весь первый раздел сборника НДП-2 напоминает мне доброй памяти классические, по-хорошему консервативные Ф- и НФ-сериалы вроде «Сумеречной зоны». Не каждая серия в них могла похвастаться отличным сценарием и прекрасной игрой актёров, но все они в конечном счёте были стоящие, в каждой была толковая концепция, каждая давала пищу для ума. Например, в этом рассказе каждая культура встраивает врата миров в себя так, как ей надо, интерпретирует выходцев оттуда по-своему, окружает их своими мифами, смыслами и ритуальными предписаниями. Есть традиция, и Сахсат с Никиткой (которого как раз правильно зовут Никиткой, статус такой) поначалу говорят как бы друг с другом, но мимо: каждый разыгрывает предписанный его традицией ритуал. И вот диво: эти ритуалы подходят друг к другу, как зубцы шестерёнок. Но — диво ли? Связанные переходом миры — как сообщающиеся сосуды, тут только правильно ожидать странного. Мне бы, правда, больше понравилось, если бы Юрий и Никитка не понимали языка Сахсата. Я сомневаюсь, что он вообще мог бы говорить на человеческом языке. У него явно не та гортань. Но такие штуки в подобных историях — не бага, а фича. Илья Муромец, Жидовин и Сокольничек тоже друг друга сходу понимали.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет достаточно оригинальный, крови практически нет, а то, что на большую часть рассказа детально прописывается поединок, да не один, а сразу несколько, можно сделать скидку. Боевик, мелодраматический с хэппи-эндом в конце. Вот и выходит. что кулаком можно все проблемы разрешить, главное, чтобы удар был потяжелее, а тело половчее. Одним словом на любителя героического фэнтези с элементами поиска семйного счастья.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантазия у автора работает хорошо. Намешать в один маленький рассказ столько героев, событий и действия — это еще надо постараться. Жаль только, что содержание как-то не очень, уж больно много всего понакручено. Да и в человека, побеждающего всех и всё верится слабо, особенно с учетом описания того боя, который произошел между представителями двух других рас. И в точку мира, в которую абсолютно спокойно проходят жители четырех разных миров, слабо верится. А может быть это у меня фантазия плохая, не знаю. В целом поставил 5 баллов. На мой взгляд, для этого рассказа достаточная оценка. :glasses:

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх