fantlab ru

Джон Грегори Бетанкур «Хаос и Амбер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.17
Оценок:
305
Моя оценка:
-

подробнее

Хаос и Амбер

Chaos and Amber

Роман, год; цикл «Хроники Амбера»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13

Входит в:



Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
Н. Сосновская (3)

Хаос и Амбер
2004 г.
Хаос и Амбер
2006 г.
Заря Амбера
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В результате поспешного бегства из атакованного адскими тварями Джунипера Оберон и его многочисленные родственники оказываются разбросаны по многочисленным Теням. Сам главный герой вместе с братом Эйбером и Дворкиным оказывается в семейном поместье, расположенном в Запределье, в Тени непосредственно граничащей с Владениями Хаоса. Здесь Оберон очень долго акклиматизируется, пытаясь привыкнуть к постоянно меняющемуся окружающему миру. Неудивительно, если мы помним о том, что внутри Оберона содержится узор Пути, антитезы хаотического Логруса (но всё же Мерлин как-то умудрялся примирить в себе эти взаимоисключающие стихии, и пользоваться обеими с равным успехом, а вот Оберон какой-то однобокий в этом плане оказался). Запредельное поместье очень сильно напоминает джуниперский замок, тем паче что все слуги и стражники оттуда перекочевали сюда, а оба они вместе явно списаны с амберского дворца.

Эту часть Хроник Оберона отличает сугубо камерный характер, 2/3 сюжетного времени мы проводим наедине с Обероном и Эйбером, после того как Дворкин отправляется на аудиенцию к королю Утору и изрядно там задерживается, а мы остаемся чахнуть в четырех стенах. Казалось бы, прекрасная возможность выпадает автору описать особенности Владений Хаоса, устроить читателю экскурсию по этим фантастическим местам, но внутри дворца мало что можно увидеть. За исключением того, что жидкость здесь проливается не вниз, а вверх, равно как и свет скапливается под потолком, особо сильных отличий от привычных Теней не наблюдается. Ну а вся необычная геометрия местности сводится к тому, что если долго идти влево, то обязательно окажешься справа. Большую часть сюжетного времени нам, как и Эйберу с Обероном, приходится откровенно скучать, ожидая возвращения Дворкина, а ведь известно, что хуже нет вещей, чем ждать и догонять.

Если в Хрониках Мерлина персонажи постоянно что-то ели, то здесь без устали пьют, причем исключительно крепкие напитки и в огромных количествах, такое ощущение, что Дворкина и Оберона с братьями застать в трезвом виде не легче, чем выйдя на улицу встретить единорога. С одной стороны логично — скуку и ожидание приглушают пьянством, с другой стороны — можно было бы найти занятия и поинтереснее. Автор продолжает раскрывать образ Эйбера и здесь, в отличие от первого романа, он предстает более язвительным и менее приятным типом, хотя может это и субъективное впечталение. Что характерно — Желязны удавалось хорошо раскрыть всех братьев и сестер Корвина, хотя не все они часто появлялись на страницах Хроник, у Бетанкура же много безликих статистов — Мэттьюс, Коннер, Титус и прочие Сиары. При упоминании Кейна, Блейза или Джерарда в голове сразу возникал образ, родня же Оберона больше напоминает клуб анонимных алкоголиков.

Чтобы хоть как-то скрасить скуку пребывания в Запределье, автор подкидывает пару новых персонажей. Во-первых, это говорящая дверь по имени Порт, стерегущая покои Оберона. Кстати, это довольно распространенный страж, как оказалось, во Владениях Хаоса. Порту очень подходит личина комического персонажа, способного выдавать запоминающиеся резонерские реплики, к сожалению этот персонаж эпизодический, после этого романа вряд ли мы его еще встретим. Во-вторых, автор знакомит нас с вампиршей-суккубом Реаллой, которая метит на роль новой возлюбленной Оберона. Автор сравнительно долго прописывает сюжетную линию, связанную с ней, но потом внезапно обрывает эту ветку, давая понять, что продолжения не будет. Вообще, эта часть Хроник напоминает какой-то черновик, такое чувство, что автор сам толком не понимает в какую сторону дальше вести сюжет, начинает новые ветки, зачеркивает их, пытается вернуться к уже вычеркнутым из истории персонажам.

В общем, все действительно выглядит очень хаотично, названию романа соответствует, но, к сожалению на пользу сюжету и удержанию читательского интереса не идет. Нас-то больше интересуют закулисные игры, которые ведут игроки разных фракций, а не что ели герои на обед и о чем в очередной раз болтали у камина за рюмочкой бренди. Ближе к концу романа, в последней его четверти автор пытается как-то исправить положение, раскрывая нам, что произошло с Дворкиным во время королевской аудиенции, что случилось с братьями и сестрами Оберона, разбежавшимися из Джунипера по другим Теням. Более развернуто здесь показана тема осознанных сновидений в башне из человеческих костей с участием змееподобного лорда Зона — Оберон всё увернее чувствует себя в состояниях измененного сознания, обретает и пробует на практике новые умения, пока ещё криво и неумело, но уже прогресс, хотя до чародейского уровня Мерлина ему как до Луны пешком.

В самом финале автор выдает свои главные козыри, раскрывая нам истинную природу единорога, изображенного на гербе Амбера и вплотную подводя к процессу создания Огненного пути, который должен уравновесить Логрус и создать баланс Хаоса и Порядка. Фигуры на доске уже расставлены, определены главные противоборствующие фракции — король Утор, семейство Дворкина и лорд Зон с его приспешниками. Однако это лишь видимый уровень, игры открытых элит, было бы здорово, если в последующих томах автор откроет ещё более высокий уровень игроков, для которых сами лорды Хаоса не более, чем пешки, разменные фишки в высокой игре совершенного иного уровня. Хроники содержат ещё массу лакун и неясных моментов, которые могут быть заполнены, только вот хватит ли для этого мастерства и выдумки Бетанкуру? Судя по второму роману — сомнительно, тем не менее впереди ещё два тома хроник, и всё еще может измениться в лучшую сторону.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приемственность поколений...«Дело царского сына, спать в сапогах и при шпаге...» девиз Оберона и Корвина :) Образ Дворкина-отца в «Заре», слаб и несостоятелен в сравнении с образом Оберона-отца в «Хрониках» Но одна из идей, что юного Оберона «укачивает» и одолевает «морская болезнь» во владениях Хаоса, крайне забавна. Подумать только у любимого сына Дворкина от одного вида Хаоса, кружится голова... ?! Порождение Вечного Кавардака, создатель Амбера — Вечного города, Вечного Порядка...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно согласен со сказанным выше....как то так убого описали создание вселенной, что я даже перехотел дальше читать! Да и все эти дети Дворкина настолько похожи на детей Оберона, что у меня ощущение , что Бетанкур поленился создавать новых персонажей и просто списал у Желязны....в общем разочарован. Ставлю 5 только по причине любви к самому циклу.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая роман, пришлось подумать: а к чему всё это? Нет, я понимаю, Бетанкур хотел описать такое мега-событие, как сотворение Амбера, но почему-же настолько убого? Стиль, конечно, по прежнему неплох, но вот сюжет... Он настолько вял, настолько склоняет ко сну, что я чуть челюсть не вывихнул пока читал. Много пустых каких-то разговоров, пара схваток (из-за них не заснул, кстати), путешествия «не знай куда». Читсо проходной роман, мостик между первой и третьей книгой, сразу вспомнил «Войну мага — Эндшпиль» Перумова.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Описание создания Пути и вовсе не лезет ни в какие ворота. Масштабное событие вселенского значения описывается как заурядный колдовской ритуал. Пришёл, значить, Дворкин к горе Колвир, увидел, что ранний Путь — неправильный, и заново нарисовал. Всё! И вся вам история создания мира Амбера, одного из оригинальнейших в мировой фантастике.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По этой книге становится видно, что Бетанкур, скорее всего, поклонник 1-го пятикнижия. Поскольку Хаос описан совсем не так, как у Желязны в 10-м романе. Ну, то есть, в принципе, можно было бы считать, что желязновский Хаос именно такой (в Хрониках Корвина вообще, считай, нет его подробного описания — почему бы ему таким и не быть?..) — не напиши Желязны цикл про Мерлина. Но Дж. Г. Б. как бы «зачёркивает» для себя этот факт, и делает вид, что не читал (а может быть, и правда не читал?)

Отношения Оберона с местной «нечистью» разных видов и родов — ну, опять же, эта полу-ироничная манера (местами — и полу-пародийная), в которой они описаны, больше подходит именно для Хроник Корвина, чем для всего 10-книжия в целом. В принципе, можно представить, что «было и так», но под конец Желязны писал значительно серьёзнее; поэтому странно видеть такое продолже... а, извините, приквел.

Ну, и в финале Бетанкур позволяет себе уже откровенную (простите за тавтологию) отСЕБЯтину — формально, вроде бы, не противоречащую тому, что в «каноне» (когда именно был создан Лабиринт? Как именно Дворкин заполучил Камень? У Желязны ведь не сказано... поэтому можно придумать что угодно) — но по сути ужасно ему противоречащую. Размышления о природе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
единорогов
и таинственных «Родичах» так и вовсе в мир Желязны не вписываются.

Итог: слабо, неровно, но какие-то приметы оригинальной вселенной (в основном — на уровне «переклички мотивов», не прямо) здесь пока ещё есть.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх