fantlab ru

Роберт Шекли «Обмен разумов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
2359
Моя оценка:
-

подробнее

Обмен разумов

Mindswap

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Увидеть Марс глазами марсианина — что может быть заманчивее? Именно так думает главный герой и организует себе путешествие, «обмениваясь» своим телом с марсианином, который оказывается авантюристом и оставляет героя вообще без тела...

© duke
Примечание:

Для первой книжной публикации (1966) роман был несколько расширен и дописан.

Русский перевод Н. Евдокимовой сделан с журнального варианта, поэтому он неполон: в нём 26 глав, тогда как в английском тексте книжного варианта — 33; пропущена большая часть глав с 24-й по 30-ю. Помимо этого, в большом количестве отсутствуют целые абзацы.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 16. Роберт Шекли
1968 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 1
1991 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1992 г.
Координаты чудес
1993 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 4
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4
1994 г.
Обмен разумов
1998 г.
Обмен разумов
1999 г.
Координаты чудес
2003 г.
Обмен разумов
2003 г.
Координаты чудес
2004 г.
Обмен разумов
2006 г.
Запах мысли
2007 г.
Координаты чудес
2007 г.
Запах мысли
2008 г.
Обмен разумов
2009 г.
Координаты чудес. Романы. Рассказы
2010 г.
Обмен разумов
2011 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Периодика:

Galaxy, June 1965
1965 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Планета катастроф
1999 г.
Хождение Джоэниса
2018 г.

Аудиокниги:

Обмен Разумов
2003 г.
Обмен разумов. Рассказы
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Mindswap
1966 г.
(английский)
Scambio mentale
1983 г.
(итальянский)
Մտքի բուրմունք
1984 г.
(армянский)
Mindswap
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время мне очень повезло.

В домашней библиотеке родителей одного из моих школьных друзей вдруг оказался 25-томник современной фантастики. Тот самый, с белыми и красными томиками. Я уже не помню, с какого именно тома начал знакомство с этой уникальной для советского времени антологией (скорее всего, по порядку), но хорошо помню то чувство благоговения, которое всякий раз испытывал, беря в руки очередной том. Подавляющее большинство имен было мне еще незнакомо, я даже о Стругацких слышал впервые! Кстати, открывавшую серию «Туманность Андромеды» И. Ефремова, прочитать тогда так и не удалось – книга была утеряна… Так вот, каждый том таил в себе неизведанные миры, тайны и загадки и, конечно же, встречи с инопланетным разумом, а я тогда буквально бредил Космосом. А что вы хотите, 11-12 лет мне было!

Шаг за шагом, том за томом впитывал я в себя причудливые миры. Прочитаны Брэдбери, Лем, Кларк, Уиндем, Азимов, Пьер Буль, но речь здесь все же не о них. Я приближаюсь к тому под номером 16, где опубликованы рассказы и повести еще неизвестного мне американского автора Роберта Шекли. Открываем книгу – и мир за окном в очередной раз меняется! «Страж-птица», «Абсолютное оружие», «Похмелье» и другие блестящие рассказы оказались лишь прелюдией к роману, который надолго стал для меня эталоном. «Обмен разумов» — такого я и представить себе не мог!

День за днем, месяц за месяцем, год за годом ползет себе потихоньку совершенно обыденная жизнь главного героя романа Марвина Флинна. И всё в этой жизни расписано скучными серыми красками от момента рождения до момента смерти. Ни проблеска, ни всплеска. Даже путешествия его не выходили за рамки обычного туристского ассортимента. (Как это было знакомо многим из тех, кто жил в 70-е в СССР! Иногда казалось, что полететь в космос проще, чем попасть, к примеру, в Австралию. Как это знакомо многим ныне живущим — Турция, Таиланд, Египет по кругу из года в год). А ведь хочется чего-то иного, смены обстановки хочется, приключений, жизнь-то всего одна! И вот оказалось, что достаточно сделать всего лишь один шаг в сторону – и мир взорвался и слетел с катушек! А дальше только держись, и уже клянешь себя за опрометчивый шаг, и уже хочется вернуться назад в обыденность, потому что всамделишные приключения оказались не столь привлекательными, как это казалось за стаканчиком вина. Да только тропинка в уютный серый мир скрылась за одним из бесчисленных поворотов понесшихся вразнос судьбы и реальности, и найти ее весьма и весьма проблематично.

Шекли с калейдоскопической скоростью менял мир за миром, в которые попадал ГГ. Порой создавалось ощущение, что автор выдумывал эти миры прямо на ходу, сидя за пишущей машинкой. Апофеоз – Искаженный мир, который надолго засел в моей голове острой занозой. Мир, в котором отсутствует логика, а причины и следствия не только поменялись местами, но и парами. Долго искал я потом что-то подобное у других авторов. Нашел у Дугласа Адамса, да и то с оговорками.

После «Обмена разумов» Шекли надолго стал моим любимым западным фантастом, а второстепенный персонаж из романа – сыщик-неудачник Урф Урдорф – любимым героем.

Поздний Шекли меня год от года разочаровывал, но никакое разочарование не смогло поколебать детскую радость от соприкосновения с теми мирами, которые он подарил мне в «Обмене разумов» и еще в нескольких десятках произведений. Он просто вынул их из кармана, как фокусник, и ссыпал мне в подставленные ладони. А я с благодарностью берегу их все эти годы и по мере возможности стараюсь показать их другим, тем, кто помоложе.

PS. И еще. Просто не могу удержаться. Впереди были еще 18-й том с Саймаком («Почти как люди») и, конечно, 24-й с Гаррисоном («Неукротимая планета»)!

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Реальность — хрупкая картинка, созданная нашими чувствами, памятью, опытом и воображением. Наш мир, знакомый и состоящий из миллиона мелочей, которые фиксируются где-то на задворках сознания и выдаются по первому требованию.

Наш герой — Марвин Флинн, обычный житель обычного городка, лежащего «в духовном и эмоциональном отношении в целом столетии от ближайшего крупного населенного пункта», очень любил путешествовать. Нет, он, конечно, старался примириться со своим положением в обществе и заниматься своим делом. Но ему хотелось путешествовать по — настоящему — побывать на других планетах и звездах. Мечта звала Флинна и мечта ввергла его в неприятности, заставив воспользоваться Обменом разумов.

Нет, конечно, в какой-то мере мечта сбылась. Но не так, как хотелось, Наверно надо было Флинну быть поосторожнее со своими желаниями. Но ничего не попишешь и вот вместо цивилизованной туристической поездки с обязательными сувенирами и фотографиями — безумное приключение, калейдоскоп событий и впечатлений. Какие, казалось бы, возможности открываются перед нашим героем: завербоваться в армию Нейгуин, стать сборщиком урожая на полях Дрогхеды или стать переписчиком Грязной Книги Ковенджин. Какие перспективы. И вот уже наш герой скачет из тела в тело, подвергается опасностям быть съеденным и убитым, общается с безумным Отшельником, попадает в ловушку преступника. И каждый раз решает — может это реальность или игра воображения.

Или путешествие в Искаженный Мир, где привычное оборачивается потрясением, где «героев вообще не бывает, обещаний чертовски мало, точек зрения кот наплакал, а свершений — иголка на стог сена». Узнали? Может это — реальность?

Что это? Игра расшалившегося воображения автора? Бредовая фантазия? Издевка над теориями философов и психологов? Но не бывает так просто, когда имеешь дело с настоящими мастерами нашего любимого жанра. Шекли смеется над множеством вещей : национализмом, религией, бюрократами, психологами, полицией и даже не упомнишь всех тех проблем, которые он смог обыграть. Но вот среди ироничных строчек вдруг проскальзывает :«Люди по первому требованию отдают свое тело любому проходимцу, а свой разум — в рабство каждому, кто потребует» или «большинство людей неспособны отстоять даже природные права на тело и разум, предпочитая избавляться от этих хлопотных эмблем свободы».

И, конечно, Марвин Флинн вернется домой, чтобы в сером и привычном мирке маленького городка растрачивать увлеченность и воображение, и вечно гадать: та ли это реальность или нет? Но если Земля не та, то наверно изменилась и хрупкая картинка, созданная чувствами и памятью, и уже никогда не узнаешь правду. И не стоит мучиться, а принять мир такой, какой есть, и наслаждаться его волшебством. Тем более, что для полета к звездам нам с Вами вполне пока хватает воображения и любимых книг.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марвин Флинн  в высшей степени нормальный молодой человек, даже чрезмерно нормальный. И его, как всякого нормального человека охватила тяга к путешествиям, что вполне свойственно его возрасту. Но у него это желание не просто тяга – она сравнима с безудержной страстью, когда невозможно представить, что не увидишь чего–то интересного, на какой бы планете это не находилось. Как же не увидеть своими глазами пески Марса, Нору Песчаного Царя и Говорящий Океан. Для этого нужна всего лишь малость – махнуться телами с марсианином. Но кто же знал, что всё так обернётся.

Книга вышла забавной и где–то немного странной. Условно она поделилась для меня на три части. Самое начало напомнило мне игру актёров немого кино, когда чтобы поведать друг другу о чём–то актёры переигрывают и применяют изрядное количество эмоций. Диалог Марвина и его друга навёл меня на эту мысль: их речь включает в себя непривычные словечки, обороты, непонятное смешение языков – и это было здорово.

Вторая часть, непосредственно само путешествие Марвина по разным планетам и в разных телах,  самая классная. Тут Автор в своём воображении, точных описаниях, ярких красках, невероятных приключениях, разошёлся на славу, чего Марвину и во сне не приснилось бы. Тут главное не зевать, а вести себя соответственно обстоятельствам: при волнении не сплёвывать на пол, не стучать хвостом по зубам, а заискивающе им помахивать, а уж если убегаешь, то вовремя закинуть уши за спину, при случае вспомнить стихосложение, а выходя из дома обязательно обрызгать щупальца лаком и придать им правильный угол, ну и не забыть припудриться лавандовым песком. Эта часть истории для меня именно то самое, за что я уважаю творчество Автора – из самых невероятных образов, в самых невероятных обстоятельствах замутить такое классное действо, что дух захватывает и улыбка не сходит с лица.

В последней части с появлением Кэти та фантастика, с полным набором классных юмористических компонентов включающих образы, приключения, закончилась и началось действо полное абсурда. Приключения в Искажённом мире мне напомнило приём в мультфильмах, когда один предмет сменяет другой. Например, только что это был поезд, заезжающий в туннель, а это оказалась серединка закрывающегося цветка, которая оказалась пастью проглатывающей его рыбы, которая оказалась глазом птицы, летящей в небе, которая отражается в воде и т.д. Всё вместе для меня это такой сумбур, что не понятно что, где и как. Да, некоторые отдельные фразы, абзацы, короткие фрагменты по отдельности ярко врываются в мозг и оказываются интересными задумками, но всё вместе для меня оказалось перебором, слишком частым нагромождением всего–всего. Но вся эта стремительная смена фрагментов совершенно неожиданно вылилась в классную, но грустную концовку. Эх, Марвин, Марвин!

Несмотря на очень короткий объём произведения Автор в нём очень эмоционален и заставляет чувствовать это читателя, т.е. меня лично. За столь короткое время я увидела несколько приёмов воздействия на визуальное восприятие читателя, каждое из которых по своему интересно и, главное, действенно. Хоть и не всё мне было понятно в последней части, а может там и понимать то нечего, роман мне понравился и я довольна тем, что ещё одно произведение Автора оставило о себе хорошее впечатление.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, нужно претерпеть обмен разумов, а не тел как в книге, чтобы понять, что не всё нужно понимать и объяснять. Ведь мир — это данность, а не загадка для человеков.

Эта работа Шекли суть насмешка над хрупким умом, точнее — над священной людской традицией рациональномыслия. Обмен разумов невозможен, возможен обмен телами. А всё наше рациональное оказывается беспомощным в «непривычном», которое мы склонны называть «неправильным» или «варварским». Человечья рациональность оказывается бесполезной в инородном, инокультурном пространстве, как слепой глаз.

Бред? Возможно. Но для нас бред плох лишь тем, что он нами непонимаем, как непонимаемо нами и многое другое, но мы не слишком это замечаем, а если замечаем, то не слишком ведь и огорчаемся.

Юмор, которым насквозь пропитан роман, доставил мне огромное удовольствие. Именно юмор наилучшее средство подачи чего-нибудь бредового. Диалог героя с марсианским сыщиком вызывал такие приступы утробного смеха, что некоторое время погодя у меня сильно заболел живот. Ничего, я пережил — оно того стоило.:lol:

Судья-телепат — это вообще находка, хотелось бы рассмотреть его поближе, но я понимаю и одобряю Шекли за то, что он не стал раскладывать эту персону в изометрические проекции — развеялись бы веселые догадки читателя.

В общем, не важно поймете ли вы этот роман или он будет сыпать соль на ваше воспаленное и саднящее рациональное, но прочесть его «полезно» так же, как пить воду в пустыне. Освежает. Слишком всё засохло в нашей штампованной «рациональности» и иногда от этого у нас возникают миражи умственной ясности, галлюцинации понимания происходящего вокруг.:rolleyes:

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завораживающе бредовая вещь. К чему может привести «отпуск по обмену». Шекли здесь пробегает путь от себя «старого», привычного нам остроумца и друга парадоксов к себе же «новому», каким он станет к концу творческого пути, певца бессмыслицы и абсурда. Я особенно люблю в этой вещи «теорию поиска», надо просто оказаться в нужном месте, и все, кого вы ищите, сами вас найдут. Это очень верная мысль, найдите правильную точку зрения, жизненную позицию, и к вам придёт всё, к чему вы безуспешно стремилиль до этого. Действительно, мы часто гоняемся за чуждыми за нас ценностями, зачем, например, миллиарды тому, кто не знает, на что лишний рубль потратить, вот и городят потом золотые унитазы и брильянтовые ванны. «Только ничего не ищите», часто повторяла моя бабушка. Вещи имеют свойство находиться сами, и искать их — только потеря времени. (А что потерялось и не нашлось, значит было не нужно). Позиция сыщика отражает обывательские взгляды на теорию вероятности (если что-то не выпало 99 раз, значит, обязательно выпадет в 100-й), и это веселит «просвещённого» в этом плане читателя. Конец вполне хорош, всё на месте, и дубы в нужное время ходят в правильном направлении. Психиатрия, кстати, учит, что у страдающего галлюцинациями эти самые галлюцинации гораздо ярче и убедительней того, что мы считаем реальностью, так что «новый» Шекли был, возможно более прав, чем «старый». Интересно, что бы об этом сказало яйцо ганзера...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая потрясающая книга. Сразу с первых описаний инопланетян, понял, что буду ей восхищаться еще долго. И действительно – хорошая ксенофантастика, да еще и с иронией и юморком от Шекли.

Но потом пришлось разочароваться. Ровно с того момента как у героя началась «метафорическая деформация», и потом все дальше и дальше — отношение к книге начало меняться. Только прочитав до конца смог, разобраться и сформулировать, что же меня оттолкнуло от, так понравившегося в начале, романа. И причина довольно проста. Ведь вторая половина книги не менее интересна. Она просто другая. И жанр другой. И все другое. Причем если все что происходит с главным героем после переломного момента, высвободить в отдельное произведение, то оно будет не менее замечательным. Будет каким-то психоделическим, со своими смыслами и ключевыми идеями, но довольно неплохим и главное полностью самостоятельным произведением.

В итоге не могу однозначно хвалить книгу. Мне понравилось. Но понравилось по-разному, каждая часть по-своему. Как будто это две книги. И если бы прочитал их отдельно — оценил бы выше.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я даже не решусь оценивать это произведение, настолько противоречивые эмоции меня охватывают. Это что-то невероятное... на грани гениальности и безумия. Абсурдно с точки зрения здравого смысла. Но в тоже время не возможно остановиться при чтении. Мне кажется это произведение больше расчитано на эмоцианальное восприятие. Взрыв мозга обеспечен. Но всё по-порядку.

Начинается всё очень прозаично: хоть и будущее, но вполне реальный мир, главный герой — Марвин — обычный молодой человек, который любит путешествовать, частенько проводит выходные в Европе (и даже однажды посетил в батискафе затонувший город Майами!) решает совершить Обмен Разумом с марсианином. Всё. Точка. Реальности конец. И с того момента, как совершается обмен, начинается переселение из одного тела в другое в попытке спасти сознание. Одно тело оказывается невероятнее другого, сознание переплетается с восприятием, вбирая всё больше и больше от каждого нового тела, всё стремительней становится водоворот, который размывает собственное «Я». После Искаженного Мира я уже вообще мало понимала, что происходит, было ощущение, что я вижу параноидальный сон и никак не могу проснуться. Жуткое чувство, что земля уходит из-под ног... меня просто наизнанку выворачивало, когда читала!

Это книга построена на ощущениях, которые словами не выразить. Пишу под впечатлением, так что заранее прошу прощения, если путаюсь в мыслях и словах. Но это всё так странно, не могу понять, какое же чувство во мне преобладает: удивление, раздражение, восторг?... всё вместе как-то смешалось.

Очень и очень неоднозначное произведение: над некоторыми моментами смеёшься, над другими задумываешься, а порой вообще не понятно о чем идёт речь. «За всеми препятствиями вас ждёт вершина мироздания.»

Но вот это описание просто покорило: «Брюшко подобно точеному цилиндру, гордая головка наклонена к телу под углом пять градусов (от такого наклона щемило на сердце). Черты лица совершенны, начиная от милых шишечек на лбу и кончая квадратной челюстью.»

P.S. А вы бы не влюбились???

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

И так, мальчики и девочки, обмен разумов это плохо — он приводит к потере личности, и вообще во вселенной разумов много, а тел на всех не хватает...

У меня после прочтения один вопрос: об чем это все??. Если начало сюжета мне казалось немного банальным, но я бы поставил 7, то с середины произведения оценка начала постепенно ползти вниз. Думаю саму идею обмена разумов можно было облечь в более логичную и стройную форму. Или может разумы тут не причем и автор просто описывает прогрессирующую форму шизофрении, и на самом деле обмена с марсианином не было и марсианина не было, да и на Марс никто так и не летал, и вообще время действия наши дни, да и не фантастика это — просто героя плотно накрыло так?

А фанатам Шекли хочется задать простой вопрос. Если бы повесть подписана была не Шекли, а другим мало известным автором, ну например если бы это я написал, насколько выше 2-ки вы бы мой такой рассказ оценили?

Оценка: 4
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Более талантливое и в то же время странное произведение найти-то сложно. Начинаясь, как научная фантастика с элементами сатиры, перевалив за середину повесть превращается в причудливую философскую прозу с все возрастающей сюрреалистичностью. Идейное содержание произведения из-за этого сильно децентрализовано, сначала, вроде бы, ясно, о чем книга, но затем поток авторских мыслей уносит, как бурная река, наполненная многозначными образами. Ощущение, будто автору надоело писать шаблонную фантастику, и он перешел на причудливую литературную игру.

Героя предупреждают, что страшнее всего – это свыкнуться с текущей ролью, начать воспринимать навязанное новым телом существование как единственно возможное. Цепочка немыслимых трансформаций ведет его к этому итогу и в конце концов он даже не осознает, что не вернулся домой, а осел в странном хаотичном мире.

Насколько реальна реальность? Для философии этого рассказа этот вопрос – центральный. Мыслящий человек должен критически осмысливать реальность, если не хочет закончить существование в чужой роли и в чуждом мире. Способность к рефлексии и удивлению – то, что не позволяет утратить свежий взгляд на мир и идентичность личности. Не стоит доверять тому, что видишь, не задумываясь, иначе зрение обманет тебя. Иначе есть риск погрязнуть в самообмане, превратиться в обывателя.

Поражает остроумие писателя, его умение убедительно описывать самые абсурдные ситуации, умение создавать яркие и парадоксальные образы. Последние главы вовсе вызвали ассоциации то ли с книгами Кафки, то ли с «Улиткой на склоне» Стругацких. Повесть очень впечатлила меня в детстве, когда я слышал ее в качестве радиоспектакля и во многом определила тогда мое увлечение фантастикой.

Единственным недостатком повести можно назвать некоторую децентрализованность композиции и стиля. что, впрочем, не слишком сущечвенно.

Итог: образец по-настоящему интеллектуальной фантастики. Шекли парадоксален и остроумен, проявляет себя как непревзойденный сатирик и настоящий философ. Обязательно к прочтению для всех, кто любит хорошую литературу.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я прочитал эту книгу в первый раз, несколько дней ходил под ее впечатлением, словно во сне. Я перечитывал ее бесконечное количество, я представлял ее в действии, на экране, но вторая часть вообще выходит из каких либо рамок. Я пытался найти ключи к этой повести, но это невозможно; точно так же, как невозможно найти ключи к Сальвадору Дали. Он и Шекли два величайших сюреалиста нашей планеты. Источник их вдохновения лежит вне пределов разума. К своему стыду «Корпорацию Бессмертие» прочитал только сегодня и увидел наконец параллели — Шекли проходится по темам несколько раз. Если подход к обмену разумов в Корпорации весьма серьезен и даже драматичен, то в Обмене он уже фейерверк курьезов, фонтаны юмора. То есть он предлагает в принципе на любое действие взглянуть с нескольких сторон, ведь недаром жизнь называют трагикомедией, и комедия и трагедия одновременно прослеживается в любом событии. Хотя драмы хоть отбавляй. И вообще его рассказы в совокупности представляют одно общее повествование о человеческом разуме и о человеке, и дело не в том, что он выворачивает наизнанку наши же понятия, а в том, что дает несколько позиций для рассмотрения их.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

С раннего детства едва я научился читать, эта книга меня преследовала. В какую бы я не заходил библиотеку, это название сразу бросалось на глаза. От неё было не укрыться. Разумеется, я несколько раз пытался взяться за “Обмен разумов”, но мой детский мозг ещё не был готов осилить эту вещь. Прочитать и понять сей опус мне удалось в пятнадцать лет. И это была первая книга данного направления – фантастики с примесью постмодернизма, сюрреализма и психоделики – на моём читательском пути. Я испытал незабываемый восторг и экстаз, а после начал искать нечто подобное. Но – увы! – тогда найти не смог (интернета в ту пору ещё в наш провинциальный городишко не провели, а городские библиотеки не могли удовлетворить мои нужды).

Что же такого великого и оригинального в сем произведении? Да всё! Каждая строчка пропитана гениальностью, придраться по-настоящему невозможно к чему-либо. Это безукоризненное профессиональное произведение, выполненное с особым писательским мастерством, которому в большей мере, чем другим опусам Шекли, присущ его неповторимый авторский стиль. А чего стоит великолепная фраза из сего шедевра: “Я прожил долгую и бурную жизнь и заметил, что люди по первому требованию отдают своё тело любому проходимцу, а свой разум – в рабство каждому, кто потребует. Поэтому большинство людей не способны отстоять даже природные свои права на тело и разум, предпочитая избавляться от этих хлопотных эмблем свободы”! Как много в этом жизненного и столь знакомого!

Герой сей увлекательной повести – весьма посредственный обыватель с Земли, которых там пруд пруди – мечтает насладиться жизнью, всем её доступным разнообразием и многогранностью. Ах, сколько обывателей об этом мечтают! Ах, скольким обывателям их привычный глазу и пониманию мир скучен и непривлекателен! Как же хочется прожить жизнь так, чтобы это было необыкновенно, не как у всех! Герой повести идёт по поводу своих мечтаний, но становится жертвой своей неопытности – сначала он теряет тело, а потом и свой разум. Каково, а? Есть над чем призадуматься.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, этот роман я перечитывала дважды, и оба раза у меня оставалось впечатление, что автор оооочень сильно обкурился, особенно к концу :haha:

Нет, идея хороша, миры достаточно интересны и концовка замечательна. Но ближе ко второй половине художественная литература уступает место не то, что даже потоку сознания — а сплошным недоработкам. Ну приблизительно так: идёт герой, сменивший уже эн тел, и у него лишь одно стремление: вернуть своё. И тут он видит женщину. А описания нет. И я как читатель не могу понять, видит ли он женщину того мира, по которому идёт, то есть с присосками и прочими атрибутами, или всё-таки женщину своего мира, куда жаждет вернуться. И таких пробелов масса, и ничего, кроме раздражения, они, честно говоря, не вызывают.

Нестандартность мышления — хорошо, но нужно ещё и к читателю с уважением относиться, показывать ему картинку, вместо наброска. Именно за это, за недоработанность, ставлю 6.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман можно смело назвать детектором степени нелинейности и независимости мышления человека от каких-либо жёстких привязок к чему-либо (логичность, правильность, поиск здравого смысла везде и всюду и т.д.). Роман не понравится не может, он может просто быть не понят, как картины Дали и Пикассо. Я лично поставил бы этому Произведению 15+ из 10. То же самое можно сказать о «Координатах чудес».

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Склонность к перемене мест, жажда нового, желание постоянно воспринимать окружающий мир во всем его многоцветии с широко раскрытыми глазами — всё это заставляет нас путешествовать. Как жаль, что пока мы еще ограничены пределами нашей собственной планеты, даже безжизненная Луна представляется недосягаемой для абсолютного большинства. С этим можно мириться, когда не знаешь о существовании других обитаемых планет, где кипит жизнь, а космос представляется пустой и холодной бесконечностью. Но что делать заядлому путешественнику, который живет в мире будущего, где человечество уже вступило в контакт с множеством негуманоидных рас? Если межзвездные путешествия настолько дороги, что не доступны простому человеку, то остается один выход — поменяться разумом с инопланетянином, путешествовать по незнакомой планете в чужом теле.

Да, безусловно, такое решение требует изрядного мужества, фанатичного желания достичь заветной цели. Лично я бы, наверное, никогда не согласился на такой обмен. Слишком уж привыкли мы к своим телам, неотъемлемым нашим оболочкам, чтобы отдать их, пускай лишь на время, не просто другим людям, но существам абсолютно чуждым нам, как генетически, так и ментально. Слишком велик риск, а что, если в наше отсутствие привычное тело погибнет, и мы навсегда застрянем в отвратительной форме из какого-нибудь хитинового панциря, щупалец и жвал. Но с другой стороны и соблазн велик тоже — помимо шанса без особых затрат посетить экзотические уголки Вселенной, возможность занимать чужое тело делает сознание практически бессмертным. Есть лишь одна проблема — в Галактике слишком много сознаний, но чересчур мало свободных тел.

В этом небольшом романе автор показал нам к чему приводят мечты, с присущей ему тонкой иронией и неуемной творческой фантазией он описал в высшей степени фантастическое путешествие по иным мирам, параллельным реальностям. От этого литературного аттракциона временами захватывает дух — избранный темп повествования очень высок, а остановки в ключевых сюжетных точках кратковременны, время не ждет — опоздавший к очередной станции отправления читатель рискует навсегда отстать от поезда, заблудившись в хитросплетении иллюзорных миров и незнакомых планет. Фантазия автора действительно впечатляет — обычному человеку такое и в голову не придет, а он умудряется еще и выдавать связный сюжет, уверенно направляя поток сознания в нужное русло.

Действие романа начинается на Земле XXII столетия, главный герой — обычный американец Марвин Флинн, проживающий в провинциальном городишке Стэнхоуп, испытывает непреодолимую тягу к путешествиям. Он уже посетил все самые экзотические уголки нашей планеты, и теперь его заветная мечта — попасть на Марс, а может и дальше — увидеть все чудеса Вселенной, но дороговизна межзвездных перелетов готова поставить крест на этой идее. Единственным способом осуществить задуманное для Флинна становится обмен разумом с марсианином Зе Краггашем, который в свою очередь хочет посмотреть Землю. Сразу же после прибытия на Марс шокированный Марвин узнает, что стал жертвой мошенничества и должен покинуть тело Краггаша в течение 6 часов, проблема в том, что преступник, захватив его земное тело, скрылся в неизвестном направлении. Чтобы выжить Марвин должен в срочном порядке найти любое другое тело, пока его собственное ищет полиция. С этого момента и начинаются его невероятные странствия.

Описания различных фантастических мест, которые предстоит посетить главному герою, присутствуют, но всё меняется с такой быстротой, что диковинные пейзажи остаются в памяти лишь размытым пятном, увиденным из окна скоростного экспресса. Второстепенные персонажи, встречающиеся нам в процессе квеста, получают авторское описание отдельных детальных черт, но на этом основании крайне сложно нарисовать в голове картинку, как выглядит тот или иной негуманоид. Хотя это напрягает только первое время, довольно скоро наступает эффект т.н. «метафорической деформации» или же пансаизма, когда пресыщенный обилием незнакомых образов разум автоматически трансформирует их в обыденные вещи и явления, так любой отвратительный по нашим понятиям инопланетник может восприниматься в качестве прелестной красотки или доброго товарища. Когда во время чтения вы начинаете очеловечивать не только героя в теле «чужого», но и всех, кто встречается на его пути — значит эффект пансаизма для вас сработал, наслаждайтесь.

Всё же автору не удалось полностью избавиться от квантовой подачи материала — местами ощущается, что сюжетная линия вот-вот распадется на цепочку сшитых воедино рассказов, объединенных одним героем. Градус безумия стремительно нарастает, достигая пика в Искаженном Мире, который способен формировать бесконечное множество параллельных реальностей, в которых любое утверждение ложно... или истинно. Финал получился отличным, в фирменном стиле автора, возникает ощущение, что он просто разобрал твой мозг по кирпичику, а затем сложил всё обратно, и вот ты ощупываешь свой родимый череп и гадаешь, а была ли вот тут эта шишечка, вроде была, а может и нет. Однако же в целом мне чего-то не хватило, скорее всего объема — всё пронеслось так быстро, что я не успел вжиться в шкуру главного героя, послевкусие, конечно, осталось, но чувство неудовлетворенного голода присутствует также довольно явно.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как удивительно Шекли смог сделать из романа по сути сборник рассказов — разных историй с разными идеями, объединенных одной стилистикой и главным героем :) Как в анекдоте про студента, выучившего один единственный вопрос про блох. «Таак, кошка. Кошка состоит из головы, туловища, лап и хвоста. Все тело кошки покрыто шерстью. В шерсти у коши живут блохи...» Но это ничуть не умаляет достоинств книги, это просто фонтан интересных и остроумных идей. Особенно повеселила теория поисков :biggrin: Однако в последней части (в Искаженном Мире) все идеи скатились к полнейшему сумасшествию. Если до этой части сюрреализм был скорее инструментом выражения идей, то в конце произведения он превратился в самоцель. Можно провести аналогию с графоманством в поэзии — просто слова ради самих слов. Это немного подпортило впечатление. Без этой части было бы 10.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх