fantlab ru

Лоренс Блок «Поймал — отпустил»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.41
Оценок:
152
Моя оценка:
-

подробнее

Поймал — отпустил

Catch and Release

Другие названия: Поймать-и-отпустить

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

История о весьма необычном рыбаке: он «ловит» девушек (знакомится в барах, подвозит до дома, помогает загрузить продукты в машину), а потом просто отпускает. Но однажды он изменил своему правилу...

Примечание:

Русский перевод опубликован в журнале «Esquire», № 65, апрель 2011.


Входит в:

— антологию «Все новые сказки», 2010 г.

— сборник «Catch and Release», 2013 г.



Все новые сказки
2013 г.
Все новые сказки
2017 г.
Все новые сказки
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Такие люди опасны
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Catch and Release
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня претензий нет. Я вообще подумала, что это сплаттер, как у Эдварда Ли, и мне понравилось.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серийный маньяк-убийца пересмотрел свои взгляды и стал жить по принципу «поймал — отпустил». Теперь он не убивает женщин, а лишь воображает, что мог бы с ними сделать, если бы решился. Рыбак по жизни. Идея интересна, но воплощение хромает. Чего-то не хватает: изюминки, яркости. Жизнь героя показа обыденно. Убийство для него — рутина, как рыбалка. Предвкушение волнует больше, нежели итог.

На триллер рассказ тянет с большой натяжкой. Психологизма мало — герой не проработан, обрисован поверхностно. Нет предыстории, чтобы понять его мотивы. Ясно лишь, что такая «рыбалка» приносит ему удовольствие. Но остается большой вопрос «Почему». Известно, что жил он с мамой, и скорее всего, причины его одержимости кроются в детстве и их взаимоотношениях. Но, согласитесь, что это тоже довольно банально.

Автор не описывает каких-то особенных эмоций героя, нет рефлексии, все обыденно, а потому история маньяка-рыбака (или рыбака-маньяка) воспринимается как скучная бытовая зарисовка из жизни человека, пусть и не совсем нормального и имеющего столь странное «хобби». Герой не вызывает никаких эмоций, он плоский и серый.

Удивляют рассуждения автора на тему того, что Провидение охраняет даже серийных маньяков.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, построенный на перевертышах восприятия читателя. Автор тщательно выстроил и подготовил моменты, когда все оказывается не так, как ты — читатель — начинаешь думать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рыбак оказывается маньяком. Маньяк оказывается бывшим маньяком. Ан нет, бывший-то бывший, но окончательно он не завязал, потому как «Иногда следует утолить аппетит».

Если отвлечься от этого сюжетного приема, что мы видим? Художественно исполненную инструкцию для девочек/девушек/женщин — стоит опасаться даже безобидно выглядящего типа, предлагающего вам свою помощь.

Для психологического триллера маловато психологии. Что мы узнаем о герое? Только то, что он жил с мамой, сейчас одинок и уже давно ловит кайф от своей «рыбалки».

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Положительное о рассказе могу сказать вот что: подана идея интересно и легко.

Но — разочаровывает.

К мнению предыдущего оратора, которое поддерживаю, прикрепляю следующее: рассказ написан слишком легковесно — нет правдоподобности происходящего, нет необычности, нет запоминающихся деталей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маньяк ассоциирует то, что он делает, с рыбалкой. А почему не с походом в магазин, с просмотром телевизора или с выборами? Тут можно подставить что угодно — особенно если герой психически ненормален. Да, и ловля рыбы — убийство, но (изначально) ради еды. А к чему это прямым текстом упоминание о Провидении, которое охраняет и негодяев тоже? Не могу принять такого мнения. А ассоциации происходящего с Писанием вообще, говоря прямо, достали, особенно американского авторства, а автор, я так понял, как раз оттуда. По большому счёту, написать подобный рассказ совсем несложно — исхожу из собственного сочинительско-редакторского опыта: придумай ненормального персонажа, НЕ позаботься о его исключительности, так же как и о его «становлении», НЕ пропиши более подробно его чувства, чувства жертв, ситуации, заинтригуй, но ничем не удиви в финале — и всё, нужный рассказ готов. Самое трудное — описать 4-5 неярких эпизодов из жизни мерзавца, общим объёмом страниц 15-17. Со второстепенными персонажами та же история: они никакие, а единственное, что при такой подаче могло бы их выделить среди серой массы псевдообразов — т. е. внешность, — «лажает» не меньше: эта девушка-жертва грудастая и задастая, эта смазливая со вздёрнутым носиком, эта вообще писаная красавица... Стандартный набор, уж не знаю, настоящего ли, но литературного маньяка — точно.

Удивляет (меня) в этом рассказе лишь одна вещь: как он оказался на страницах «Esquire»'а? По блату? А как в сборнике Геймана и Саррантонио, этим же путём?..

Поставить «1» — значит, занизить оценку; «10» — завысить; а «5» автор не заслужил: видно же, старался и написал ровно, хорошо, интересно опять же, что редкость и отнюдь не признак середнячка, правда, упомянутые в отзыве Gynny «неожиданности» ожидаются каждая с начала или почти с начала рассказа. На другие же баллы автор не наработал, по-моему. Поэтому от оценивания воздержусь.

В целом же, читать было неприятно-увлекательно, однако в нынешнем виде текст всё равно выигрывает у многих современных рассказов-поделок с подобной атмосферой.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх