FantLab ru

Роберт Шекли «Абсолютное оружие»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.51
Голосов:
2283
Моя оценка:
-

подробнее

Абсолютное оружие

The Last Weapon

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 244
Аннотация:

На пустынном Марсе три человека нашли арсенал с оружием... Им бы задуматься — почему на Марсе нет живых существ?

Примечание:

Впервые опубликован в антологии «Star SF», составителем которой был Фредерик Пол (Frederik Pohl).

Публикации: газета «Неделя» №19 за 1966 год.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Мир — Земле», 1988 г.

— антологию «Star Science Fiction Stories», 1953 г.

— журнал «Неделя» № 19 1966», 1966 г.

— сборник «Ловушка для людей», 1968 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Three», 1991 г.

— антологию «Американская фантастика», 1991 г.

— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.

— антологию «Саргассы в космосе», 1992 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— журнал «Супер Триллер №33 (84)», 2005 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 16. Роберт Шекли
1968 г.
Продаётся планета
1986 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Продаётся планета
1988 г.
Мир — Земле
1988 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Абсолютное оружие
1990 г.
Похмелье
1990 г.
Американская фантастика
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 4
1991 г.
Избранное
1991 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Саргассы в космосе
1992 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 6
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Абсолютное оружие
1999 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Паломничество на Землю
2007 г.
Координаты чудес. Романы. Рассказы
2010 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Поединок разумов
2013 г.
Абсолютное оружие
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.
Абсолютное оружие
2018 г.

Периодика:

«Неделя» № 19 1966
1966 г.
«Супер Триллер» №33 (84), ноябрь 2005
2005 г.

Аудиокниги:

Обмен Разумов
2003 г.
Запах мысли
2008 г.
Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1961 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 1
1972 г.
(английский)
Остання збірка
2006 г.
(украинский)
Запах думки
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, лучшая вещь у Шекли. Отличная, динамичная и интересная подача сюжета, без излишней раскачки, как это бывает в его других произведениях. Автор смог мастерски втиснуть развязку буквально в последний параграф. Казалось бы, уже все понятно и решено, ан нет — последний параграф переворачивает все с ног на голову и ставит на свои места.

Кстати, понятно откуда создатели «Через тернии к звездам» взяли прототип своего белого аморфного чудовища в подвале.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

З.Ы. «Люблю активную протоплазму» — эта фраза запала в память еще при прочтении в детстве. Кстати, с тех пор мучит вопрос — а кто же засунул «облако» в коробку после пожирания всех марсиан?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В блестяще выверенной форме перед читателем предстает точно очерченная мысль. Создание последнего (или абсолютного) оружия будет означать окончательную гибель для всего живого, и, что самое неприятное, разумное живое (обозначим для простоты: человек) осознанно приближается к такому финалу. Не изобретем сами, так воспользуемся плодами разрушительного интеллектуального труда чужой цивилизации. Сдается мне, Эйнштейн недооценил последствия возможной Третьей мировой, предположив, что дело дойдет до палок и камней. Куда там! Предупреждение Шекли получилось намного лаконичнее и точнее — даже протоплазмы не останется.

Великолепный рассказ, великолепный Шекли. Ни тебе лишних метафор, ни утомительных диалогов — все строго, красиво и поучительно. Как и всегда у этого автора.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достоинства: краткость и идея, ясная ребёнку (см. рецензии). А также (уже отмеченная) метафора

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
алчности как пасти.

Недостаток: ну не должен был Парк оказаться настолько глупым. Вполне можно было придумать правдоподобный повод

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
включить «абсолютку» не по дурке, а по кажущейся надобности.

1) Конкурент засел в силовом поле, солдаты (как и прочий арсенал) неэффективны или отсутствуют под рукой.

2) Внезапный десант сил правопорядка, на команды солдатам не остаётся времени.

Из-за мелкой сюжетной промашки автора идея оказалась смазана: читается как «Парк — такой же олигофрен, как и Эдсель», хотя наличествующая развязка напрашивалась по самой логике ситуации.

Ах, и ещё: кажется, понятно, откуда у Стругацких взялось словечко «протоплазма» в описании беспредела за Железной стеной, в Мире страха перед будущим. В том самом эпизоде «Понедельника», откуда уже в 1990-х колдун и прочія Лазарчук вытащил пожары и хлеб.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичный рассказ раннего Шекли,так обожаемого в СССР (и более популярного,чем в самих США) наряду с Брэдбери.

Марс,развалины,компания авантюристов,презирающих друг друга (хотя Факсон в этой гоп-компании явно лишний),древнее оружие — тут Шекли молодец,дал прочувствовать читателю участие в данной авантюре полностью,как сегодня говорят «эффект присутствия» передан отлично.

Вообще Шекли был мастером короткого рассказа (чего не сказать о его некоторых романах с рассыпающимся сюжетом,увы),уж очень запоминающимися они были,как например,этот...

Помнится,перечитывал довольно часто в подростковом возрасте,да и сейчас изредка перелистываю,чего греха таить.)

И думается мне,что при написании автор не руководствовался никакими скрытыми мотивами,типа что-то там доказать нам о вреде войны,оружия и проч. — думается мне что это просто развлекательный рассказ.

И ничего больше.

Искренне завидую белой завистью тем,кто этот рассказ ещё не читал,а только собирается — удовольствие от прочтения гарантировано!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед чтением рассказа я представлял себе — каким же может быть абсолютное оружие? В своем воображении я видел огромный зал, наполненный различными образцами вооружения: от самого миниатюрного и компактного, до громоздкого и очень мощного, по которому меня водит экскурсовод. И я почти угадал! В рассказе действительно есть зал с кучей самого различного оружия древней марсианской цивилизации. Но вот только никакого экскурсовода не было и в помине, а гидом стала человеческая жадность.

Да, она самая, из-за которой на нашей матушке Земле и ведётся гонка вооружений. Именно жадность стала гидом по вооружению, поскольку герои — искатели древнего оружия марсиан, найдя хранилище и испытывая действие различного вооружения, показали сущность человека. Да, как ни хотелось бы заниматься самообличением, но с давних пор имеющий большую силу, хочет себе и большую часть общего пирога. Достаточно вспомнить, ради чего происходят на Земле вооружённые конфликты — обогащение, обладание большими ресурсами и захват чужой территории. На мой взгляд автору мастерски удалось это показать.

Во время чтения, при описании очередного оружия я думал, что вот оно-то и откажется абсолютным. Но Шекли не был бы Шекли, если бы не придумал столь фантасмогоричный образец марсианской военной мысли, что меркнет перед ним всё оружие мира вместе взятое. Рассказ наполнен чёрным юмором, а потому читать его очень легко, несмотря на всю серьезность поднятой темы.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно простенький и нетипично мрачный для Шекли рассказ. Но в детстве золотом мне из-за него пару ночей кошмары снились.

А дело было так. Купили мне родители в еще совсем юном возрасте (класс эдак первый-второй) комикс, где была рисованная история по мотивам этого рассказа. Само произведение в оригинале я еще тогда не читал, я вообще еще не знал, кто такой Шекли. Но рассказ в картинках, как говорится, впечатлил и одним из первых начал ломать мою тогда еще неокрепшую психику. И пока мои сверстники еще рассматривали картинки с диснеевскими героями, мне уже начали являться по ночам люди, рассеченные оружием энергетическим и поглощенные тем самым абсолютным. Там еще была история про каких-то каннибалов в канализации, но помнится, даже она меня не так напугала, как этот рассказ. Сейчас, конечно, он и близко не производит такого впечатления, но на то оно и ранее детство.

Короче, если с многой фантастикой я знакомился на мой взгляд слишком поздно, то первый заход к Шекли состоялся слишком рано, да еще и не с самой приятной стороны. Хвала Господу, о том, что это произведение Шекли, я узнал сильно после, а то может шарахался бы от его забавных рассказов еще долгое время, как от Стругацких из-за «Страны багровых туч».

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком мрачное, как для творчества Шекли, повествование. Одна надежда, что это самое оружие ограничится Марсом и перемещаться в межпланетном пространстве не может.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полагаю, самый известный рассказ Шекли на постсоветстком пространстве. Антивоенный рассказ, который выходил легально в советское время, из одной антологии в другую... Сильно, правда? Естественно, шедевр. А как по-другому?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это сделано мастерски, быстрой рукой, как скетч, яркие мультяшные персонажи, разворачивающаяся динамика. «Стремительное марсианское письмо» на крышке шкатулки бикфордовым шнуром венчает эту динамику. Этот образ невероятно удачный у Шекли, если только не привнесено переводом, а мне хотелось бы найти этот графологический образ и в оригинале. Это, на мой взгляд, центральный выразительный момент, главный аккорд. К сожалению не нашел английского текста, чтоб сверить. Замечу, что, например, оригинальное название «the last weapon» удачней переводного. Так или иначе, но по-моему один из лучших рассказов Шекли. Когда-то читал этот рассказ в детстве. Однако в отличие от каких-то даже позже прочитанных книг и авторов, при новом прочтении эта маленькая работа Шекли не разочаровала. Напротив, очень приятно оценить, как это сделано.

PS. Все-таки я нашел оригинальный текст. Перевод вышеуказанного фрагмента точен насколько это возможно, то есть немного иначе, но оптимальный перевод, пожалуй, такой. То есть у Шекли есть. Молодец Роберт.

Кстати, в новом переводе 2015 года изобразительная суть фрагмента утеряна и, что примечательно, новый перевод сильно дальше от оригинала и длиннее... Сдержанно остановлюсь на этом замечании. Выбор пусть другие делают сами.

Engraved on it, in flowing Martian script, was, “ The Last Weapon.”

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ!

Многие люди хотят в жизни абсолюта: власти, денег, здоровья.. Некоторые готовы идти ради этого по головам, не вести счет жертвам, которые принесены на алтарь этой цели. Однако в конце тех немногих, кто добился цели, может ждать разочарование, неудовольствие той жизнью которая настанет.

Человек должен контролировать свои желания: вдруг они сбудутся?

В этом рассказе каждый прочитавший найдет что-то свое, что-то особенное.. Понравилось абсолютно все, ведь краткость — сестра таланта!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Шекли — бесспорный мастодонт жанра фантастики. Он, подобно Рэю Бредбери, органично сочетает в своих творениях темы далекого будущего и извечных проблем человеческой рассы, которые, коль глядеть на картину им выстраиваемых миров, нисколько не теряют актуальность. Потому же факту и его тексты нисколько не устаревают.

В данном случае читатель видит произведение, которому уже более 60-ти лет, однако которое по сей день можно считать прекрасной, мастерской усмешкой автора над неизменной людской жаждой богатства. Мы видим аутентичную картину Марса, пережившего внедрение на себя существ с Земли, которые вместе с тем поняли, что прилети они пару тысяч лет раньше — на планете сей они бы были не одни. Однако всё равно от былых цивилизаций осталось крайне многое, притом и довольно недешёвое. Посему главный герой, представляющий из себя отнюдь не образ для подражания, вместе с попутчиками является как таковым сталкером, на чужой планете рыщущий в поисках богатств. И он их находит, вместе с тем с каждым взглядом на приобретённое желая заполучить ещё больше... И так вплоть до наихудшего расклада: тема извечная и не раз пересказанная иными творцами в писаниях разных жанров, потому, однозначно, данный небольшой рассказ хорош, но в то же время и не оригинален, хотя для прочтения не то что обязателен, но желателен.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мастерский рассказ от одного из великих гуманистов!

Хочу отметить, что писался он во времена постоянной гонки вооружений и активных экспериментов с ядерным вооружением.

Поэтому данный рассказ очень правдиво показывает нам результат такой гонки на примере марсиан, которые создали Абсолютное, в плане возможностей и Последнее, в плане истории своей расы, оружие.

Хорошее предострежение для человечества.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если Землю решат посетить высокоразвитые цивилизации из дальних краев нашей галактики, то помимо наших очевидных вопросов о достижениях медицины и промышленных технологий, наверняка найдется пара тройка неприметных персон, которые, взяв визитеров за локоток, вкрадчиво спросят «Ребят, ну а как у вас там с оружием?» И ведь действительно, ничто не заставляет глаза мужчины гореть так же, как новые образцы вооружений. Пистолеты, автоматы, танки и самолеты, боевые линкоры и баллистические межконтинентальные ракеты.

Сравнив оружие средних веков и современности, можно было бы предположить, что и в остальном человечество шагнуло так же далеко. Увы, оружие всегда было флагманом прогресса, и тянуло за собой лишь те области развития, что непосредственно были с ним связаны. С освоением практической стороны ядерной физики, которая имела под собой сугубо гуманитарную направленность и лишь по чистой случайности вылилась в создание самого смертоносного оружия современности (любопытно, существует ли шрифт для сарказма?), перед человечеством встал насущный вопрос «что если очередная выдумка ученых, попав в руки недалеких, но решительных генералов, станет для человечества последней?»

Рассказ стартует на Марсе, где пара предприимчивых и ушлых компаньонов, наталкиваются на бесхозный склад оружия, оставшийся от исчезнувшей цивилизации. Как правильно сказано в аннотации, одно это обстоятельство должно было запустить мыслительный процесс хотя бы на первую скорость. Блин, даже Винни-Пух, с опилками в голове, додумался, что «это «жжж» неспроста». Увы, старина Винни, не имея мозгов, был также лишен и человеческой алчности (мёд не считается) и уже потому стоял на ступень выше наших героев. Оружие, равного которому нет! Смертоносное и разрушительное!! Эксклюзив!!! Деньги, деньги, деньги!!!! Боливар, как известно, не выдержит двоих, но, как подметил бы Джон Сильвер, живые будут завидовать мертвым.

История хоть и носит некий сатирический оттенок (каюсь, с протоплазмой было действительно смешно), все же заставляет серьезно задуматься. Ведь, несмотря ни на что, человечество не остановится, пока не изобретет это абсолютное (последнее) оружие. Весь вопрос в том, каким именно оно будет и что останется после его применения?

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Следует начать с того, что правильным оригинальным названием рассказа «The Last Weapon» является не «Абсолютное оружие», а «Последнее оружие». Конечно же, абсолютное оружие можно считать последним оружием, якобы дальше некуда, но здесь разный акцент: если «последнее» отдает ощущением финальности, конечности, края, то «абсолютное» говорит скорее о пределе самой максимализации причиняемого вреда, финише его усовершенствования. Обе стороны присутствуют в характеристике этого оружия, но я бы настаивал на «последнем» — о нем говорит сам антураж планеты и концовка рассказа.

Роберт Шекли — великий гуманист. Сколько раз он смеялся над пороками человека, над его жадностью, злостью, хитростью, глупостью, узкомыслием, самоуверенностью. Но всё-таки Шекли любит людей. Он просто пытается их чему-то научить. Да даже не научить, потому что слишком уж непринужденным получилось бы такое воспитание, а скорее намекнуть на некоторые черты человека, которые всегда одолевают его в минуты слабости. И антивоенная тематика — самое верное тому подтверждение. Старина Роберт не любит насилия, он твердо уверен, что можно прекрасно обойтись и без ножа в спину или прямой угрозы силой. А именно этот рассказ — знаковый для автора. Здесь представлены лучшие черты мэтра, обличающие худшие человеческие качества.

Чувство, когда хочется еще и еще... Плевать чего именно и зачем — денег, власти, оружия, ресурсов, любви, насилия — главное, получить это. Безумная хапающая рука человечества... Развитие дало многое, спору нет. Но оно и заложило в сознании то, что лимита не существует, можно копать и копать под собой землю, пока сам туда не провалишься. И пример оружия — самый показательный. Всегда оружие совершенствовалось, от лука и топора до атомной бомбы и звуковых психопатических вибраций (надеюсь, поняли о чем я, как называется не помню, но суть передал). И вот настала очередь Последнего, Абсолютного оружия. Это оружие в буквальном смысле слова голодно до любой жизни. Если раньше оружие выступало лишь средством, и оно было ни в чем не виновато, то теперь это Последнее оружие само желает сожрать всё вокруг... Вот в этом и самый кошмар. Что бы это ни было — ядерный гриб, или что-то еще — мы должны наконец понять, что для него всё равно, на чьей стороне оно воюет. А скорее всего, просто на своей.

«Мне нравится спокойная протоплазма, но мне нравится и активная протоплазма» — думаю, все читавшие данный рассказ помнят эти слова. Дак давайте докажем этому абсурднейшему монстру в литературе, что мы не просто протоплазма!

Шекли верит в это, поэтому и пишет...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот людям представляется уже даже возможность изучить, увидеть последствия и одуматься от ошибочного пути, на явном примере. Но люди наступая на свои же грабли, в том числе грабли марсиан, не хотят этого делать.

Рассказ — предупреждение для человечества. Автор писал этот рассказ как раз в начало Холодной войны, когда атомная бомба страшным резким скачком подняла планку ужасных последствий использования вооружения на планете. Но поняли ли это предупреждение земляне? Да, самого ужасного спустя более 50 лет с момента написания рассказа не произошло, определённое осознание бесперспективности использования «Абсолютного оружия» есть, а нового такого страшного скачка вооружения не произошло. Но увы пока что человечество свою природу так и не поменяло, а земное «Абсолютно оружие» ни куда не делось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх