fantlab ru

Роберт Шекли «Абсолютное оружие»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
2583
Моя оценка:
-

подробнее

Абсолютное оружие

The Last Weapon

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 281
Аннотация:

На пустынном Марсе три человека нашли арсенал с оружием... Им бы задуматься — почему на Марсе нет живых существ?

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Star Science Fiction Stories», 1953 г.

— журнал «Неделя № 19 1966», 1966 г.

— сборник «Ловушка для людей», 1968 г.

— антологию «Far Out», 1974 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.

— антологию «Мир — Земле», 1988 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Three», 1991 г.

— антологию «Американская фантастика», 1991 г.

— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.

— антологию «Саргассы в космосе», 1992 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— журнал «Супер Триллер №33 (84)», 2005 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «In Space No One Can Hear You Scream», 2013 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 16. Роберт Шекли
1968 г.
Продается планета
1986 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Продается планета
1988 г.
Мир — Земле
1988 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Абсолютное оружие
1990 г.
Похмелье
1990 г.
Американская фантастика
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 4
1991 г.
Избранное
1991 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Саргассы в космосе
1992 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 6
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Абсолютное оружие
1999 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Паломничество на Землю
2007 г.
Координаты чудес. Романы. Рассказы
2010 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Поединок разумов
2013 г.
Абсолютное оружие
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.
Абсолютное оружие
2018 г.
Паломничество на Землю
2021 г.

Периодика:

«Неделя» № 19 1966
1966 г.
«Супер Триллер» №33 (84), ноябрь 2005
2005 г.

Аудиокниги:

Обмен Разумов
2003 г.
Запах мысли
2008 г.
Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1961 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 1
1972 г.
(английский)
Far Out
1974 г.
(английский)
Недокоснат от човешки ръце
1983 г.
(болгарский)
Մտքի բուրմունք
1984 г.
(армянский)
Остання збірка
2006 г.
(украинский)
In Space No One Can Hear You Scream
2013 г.
(английский)
Запах думки
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно не понимаю людей, которые пытаются под рассказы Шекли подвести логическое основание. Ребятки! Шекли пользуется космическо-полетной тематикой исключительно как маской, позволяющей серьезным размышлениям придать вид захватывающей и поучительной истории. И я уверен на миллион процентов — плевать ему было, как попало в тот ящичек то, что туда попало. Главное, что оно там было и оттуда вылезло. Главное — это эффект, который производит рассказ на читателя.

В моем случае эффект был такой: я дочитал, отложил книгу, встал. Сел. Снова встал, походил, снова сел, потому что шарики, зашедшие за ролики, никак не хотели возвращаться на место. Есть у меня такое чувство, что из классиков НФ (к которым Шекли относится с оговоркой, о которой я уже сказал) Шекли больше прочих заигрывал с жанром ужасов. Несмотря на видимую абсурдность, ирреальность этого «абсолютного оружия» (хотя абсурдным оно кажется только тогда, опять-таки, когда пытаешься его осмыслить и привести к логике), в него ВЕРИШЬ, да так, что... см. чуть выше про эффект.

P.S. Совершенно не понимаю и тех, кто в отзывах позволяет себе спойлерить.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ больше напоминает притчу. Три человека шагают по Марсу в поисках захоронения местных образцов оружия. Оставим в стороне разные логические неувязки и спорные вопросы реалистичности ситуации. Дело ведь вовсе не в этом. Это история о человеческой жадности и неумении вовремя остановиться.

Начнем с того, что ни один из персонажей здесь не вызывает у читателя теплых чувств. А с отрицательными героями в притчах обычно происходит что-то плохое, так что концовку предугадать несложно. Но интересно то, каким образом до этой концовки герои дойдут.

Помните историю о Золотой Антилопе? Она выбивала копытами золота так много, что злой раджа от своей неуемной жадности скончался. Или другой пример: выпуск «Ералаша», в котором мальчик нашел рубль, погладил его утюгом и обнаружил три рубля вместо одного. Затем 5, 10, 25 и т.д. Главных героев рассказа также сгубила жадность. Умение вовремя сказать «стоп» – очень важное, но далеко не все им владеют. Сложно добавить что-то еще, т.к. боюсь совсем проспойлерить сюжет (хотя, наверное, уже поздно), так что просто посоветую прочитать его самостоятельно. Благо он занимает всего чуть более 10 страниц.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто сказал, что Александр Македонский умер?

Он жив. Он воплощён в огромном количестве ныне живущих.

И, если у них не хватает силёнок захватить полмира, они прибирают к рукам всё, до чего их ручонки дотягиваются.

Они — самодержцы в семье.

Они — Императоры в офисе.

Даже водитель трамвая, будучи воплощённым Македонским, нервно указывает пассажирам своего транспортного средства, как жить. Имея на это, по его мнению, полное право.

Им бы знать, что на активную протоплазму неизбежно найдётся БОЛЕЕ активная протоплазма.

Но они не читают Шекли.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый день ученые и практики всего мира стремятся создать самое совершенное, самое эффективное и т.п. оружие. И вполне возможно, а автор утверждает это наверняка, они создадут последнее оружие. Вариант дословного перевода с английского названия рассказа мне значительно ближе, ибо он довольно точно передает главную идею произведения. Это будет то оружие, которое будет последним в руках человека. А рассказ просто великолепен своей простотой и прекрасной идеей. Самое удивительное, что его содержание помнишь спустя 45 лет, а это, по-моему, самый главный признак великого произведения.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной замечательный рассказ Роберта Шекли (какое странное сочетание: очередной и замечательный! -- но когда говоришь о Шекли, без него не обойтись). Наверное он не входит в десятку лучших шеклевских рассказов, но он запоминается, он не пуст. Иные маститые авторы за всю жизнь не смогли подняться до уровня этого рассказа, который не входит в первую десятку.

То, что персонажи рассказа перестреляют друг друга, само собой разумелось едва ли не с самого начала. А вот концовка элегантна и неожиданна. Думается, форма, которую принимает абсолютное оружие, всякий раз соответствует поставленной задаче. Когда-то, я пытался представить, как «оно» обращало в пустыню цветущую планету. Зрелище не слишком вдохновляющее.

И ещё одна мысль, которая не сразу приходит в голову: тупое убеждение вояк, что оружие в твоих руках увеличивает степень твоей безопасности. Причём убеждение это двояко: во-первых считается, что никто не посмеет напасть на вооружённого человека (а на них нападают чаще, чем на безоружных) и во-вторых, ложное мнение, будто оружие в твоих руках безопасно для тебя самого. А не мешало бы помнить, что для оружия, для любого, начиная с камня и дубинки, ты всего лишь протоплазма, а назначение оружия превращать активную протоплазму в спокойную.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Следует начать с того, что правильным оригинальным названием рассказа «The Last Weapon» является не «Абсолютное оружие», а «Последнее оружие». Конечно же, абсолютное оружие можно считать последним оружием, якобы дальше некуда, но здесь разный акцент: если «последнее» отдает ощущением финальности, конечности, края, то «абсолютное» говорит скорее о пределе самой максимализации причиняемого вреда, финише его усовершенствования. Обе стороны присутствуют в характеристике этого оружия, но я бы настаивал на «последнем» — о нем говорит сам антураж планеты и концовка рассказа.

Роберт Шекли — великий гуманист. Сколько раз он смеялся над пороками человека, над его жадностью, злостью, хитростью, глупостью, узкомыслием, самоуверенностью. Но всё-таки Шекли любит людей. Он просто пытается их чему-то научить. Да даже не научить, потому что слишком уж непринужденным получилось бы такое воспитание, а скорее намекнуть на некоторые черты человека, которые всегда одолевают его в минуты слабости. И антивоенная тематика — самое верное тому подтверждение. Старина Роберт не любит насилия, он твердо уверен, что можно прекрасно обойтись и без ножа в спину или прямой угрозы силой. А именно этот рассказ — знаковый для автора. Здесь представлены лучшие черты мэтра, обличающие худшие человеческие качества.

Чувство, когда хочется еще и еще... Плевать чего именно и зачем — денег, власти, оружия, ресурсов, любви, насилия — главное, получить это. Безумная хапающая рука человечества... Развитие дало многое, спору нет. Но оно и заложило в сознании то, что лимита не существует, можно копать и копать под собой землю, пока сам туда не провалишься. И пример оружия — самый показательный. Всегда оружие совершенствовалось, от лука и топора до атомной бомбы и звуковых психопатических вибраций (надеюсь, поняли о чем я, как называется не помню, но суть передал). И вот настала очередь Последнего, Абсолютного оружия. Это оружие в буквальном смысле слова голодно до любой жизни. Если раньше оружие выступало лишь средством, и оно было ни в чем не виновато, то теперь это Последнее оружие само желает сожрать всё вокруг... Вот в этом и самый кошмар. Что бы это ни было — ядерный гриб, или что-то еще — мы должны наконец понять, что для него всё равно, на чьей стороне оно воюет. А скорее всего, просто на своей.

«Мне нравится спокойная протоплазма, но мне нравится и активная протоплазма» — думаю, все читавшие данный рассказ помнят эти слова. Дак давайте докажем этому абсурднейшему монстру в литературе, что мы не просто протоплазма!

Шекли верит в это, поэтому и пишет...

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный рассказ раннего Шекли, так обожаемого в СССР (и более популярного, чем в самих США) наряду с Брэдбери.

Марс, развалины, компания авантюристов, презирающих друг друга (хотя Факсон в этой гоп-компании явно лишний), древнее оружие — тут Шекли молодец, дал прочувствовать читателю участие в данной авантюре полностью, как сегодня говорят «эффект присутствия» передан отлично.

Вообще Шекли был мастером короткого рассказа (чего не сказать о его некоторых романах с рассыпающимся сюжетом, увы), уж очень запоминающимися они были, как например, этот...

Помнится, перечитывал довольно часто в подростковом возрасте, да и сейчас изредка перелистываю, чего греха таить.)

И думается мне, что при написании автор не руководствовался никакими скрытыми мотивами, типа что-то там доказать нам о вреде войны, оружия и проч. — думается мне что это просто развлекательный рассказ.

И ничего больше.

Искренне завидую белой завистью тем, кто этот рассказ ещё не читал, а только собирается — удовольствие от прочтения гарантировано!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед чтением рассказа я представлял себе — каким же может быть абсолютное оружие? В своем воображении я видел огромный зал, наполненный различными образцами вооружения: от самого миниатюрного и компактного, до громоздкого и очень мощного, по которому меня водит экскурсовод. И я почти угадал! В рассказе действительно есть зал с кучей самого различного оружия древней марсианской цивилизации. Но вот только никакого экскурсовода не было и в помине, а гидом стала человеческая жадность.

Да, она самая, из-за которой на нашей матушке Земле и ведётся гонка вооружений. Именно жадность стала гидом по вооружению, поскольку герои — искатели древнего оружия марсиан, найдя хранилище и испытывая действие различного вооружения, показали сущность человека. Да, как ни хотелось бы заниматься самообличением, но с давних пор имеющий большую силу, хочет себе и большую часть общего пирога. Достаточно вспомнить, ради чего происходят на Земле вооружённые конфликты — обогащение, обладание большими ресурсами и захват чужой территории. На мой взгляд автору мастерски удалось это показать.

Во время чтения, при описании очередного оружия я думал, что вот оно-то и откажется абсолютным. Но Шекли не был бы Шекли, если бы не придумал столь фантасмогоричный образец марсианской военной мысли, что меркнет перед ним всё оружие мира вместе взятое. Рассказ наполнен чёрным юмором, а потому читать его очень легко, несмотря на всю серьезность поднятой темы.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В блестяще выверенной форме перед читателем предстает точно очерченная мысль. Создание последнего (или абсолютного) оружия будет означать окончательную гибель для всего живого, и, что самое неприятное, разумное живое (обозначим для простоты: человек) осознанно приближается к такому финалу. Не изобретем сами, так воспользуемся плодами разрушительного интеллектуального труда чужой цивилизации. Сдается мне, Эйнштейн недооценил последствия возможной Третьей мировой, предположив, что дело дойдет до палок и камней. Куда там! Предупреждение Шекли получилось намного лаконичнее и точнее — даже протоплазмы не останется.

Великолепный рассказ, великолепный Шекли. Ни тебе лишних метафор, ни утомительных диалогов — все строго, красиво и поучительно. Как и всегда у этого автора.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерский рассказ от одного из великих гуманистов!

Хочу отметить, что писался он во времена постоянной гонки вооружений и активных экспериментов с ядерным вооружением.

Поэтому данный рассказ очень правдиво показывает нам результат такой гонки на примере марсиан, которые создали Абсолютное, в плане возможностей и Последнее, в плане истории своей расы, оружие.

Хорошее предострежение для человечества.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удачный, во всех смыслах, рассказ. Есть тут у Шекли и тематическая многослойность, и все градации юмора — от лёгкой иронии до горького сарказма. Композиционно всё построено изящно, тонко, к в истинном пугающем, завораживающем триллере.

Пытался однажды повторить композицию Шекли, дать свою версию идеи и сюжета. Ну, получилось. Но, увы, тяжеловесно, глуповато по юмору, такое иронией можно назвать только с грандиозной натяжкой. Однако опус получился съедобным, как бургер с любительской колбасой вместо докторской. Вот что значит равняться на мастеров...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, лучшая вещь у Шекли. Отличная, динамичная и интересная подача сюжета, без излишней раскачки, как это бывает в его других произведениях. Автор смог мастерски втиснуть развязку буквально в последний параграф. Казалось бы, уже все понятно и решено, ан нет — последний параграф переворачивает все с ног на голову и ставит на свои места.

Кстати, понятно откуда создатели «Через тернии к звездам» взяли прототип своего белого аморфного чудовища в подвале.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

З.Ы. «Люблю активную протоплазму» — эта фраза запала в память еще при прочтении в детстве. Кстати, с тех пор мучит вопрос — а кто же засунул «облако» в коробку после пожирания всех марсиан?

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как мне кажется, рассказ по нынешним временам малость простоват. Вот такое вот «подкорковое» ощущение у меня сложилось. Скорее всего, из-за того, что рассказ довольно короткий, и тут что-то может потеряться. Потерялась, по-моему, атмосфера… Есть действия, есть характеры (несомненный плюс, по-моему), но всё будто на фоне белой стены, нет каких-то таких чёрточек, ярких мазков которые бы делали весь фон, переносили меня туда, в рассказ, оставались бы в памяти. И создали какой-то дух. Шекли это умеет. Но тут делает всё лишь через героя, который яростно желал «кого-нибудь убить». Причём желание столь маниакальное, и компания столь разнохарактерная, что непонятно, как эта группа вообще сформировалась. Хотя, с другой стороны, состояние некоторой нервозности вначале всё-таки присутствует, но вот сам момент обнаружения и использования оружия происходит так… ну будто с ребятами в карты сыграть – рядовое дело. Далее я малость удивился, когда прозвучало про то, что «мышцы ныли из-за постоянной борьбы с непролазными марсианскими зарослями»; мне почему-то казалось, что дело происходит в пустыне (и в конце был оплавленный песок) – вот, отсутствие фона, атмосферы этих зарослей. Ну, с другой стороны всё исключительно «по делу», ни чего лишнего… Но нет такого мастерства Ван Вогта, его «выточенности», да и сам Шекли вроде умеет… Немного разочаровало и что марсианское оружие (в большинстве своём) похоже на человеческое. Не то я ожидал. Как-то для меня обеднило. Да и это «абсолютное оружие» выглядит, по-моему, слишком карикатурно; а восклицание «Протоплазма!» – это, по-моему, вообще в фантастике отталкивающий штамп (как в глупом дешёвом кино). Да и если Оно такое мощное, как Оно оказалось запечатано в шкатулку? Да и сам сюжет… Неожиданность? Прочитав подряд (имею в виду: не разбавляя чем-то иным) некоторое количество рассказов Шекли, начинаешь привыкать к его манере, и «неожиданности» становятся вполне ожидаемыми. Вот такое вот у меня ощущение… Нет, есть, конечно, и смысл, но смыл не слишком оригинальный. Но вот что понравилось – это Парк, его поведение – вот он-то мне запомнился больше всего. Он единственный мне и «запал». Хотя, знаете, рассказ всё-таки читается не так уж плохо. И в памяти остается. Простота эта вдруг, в какой-то момент, идёт ему в плюс. Но ИМХО могло бы быть и гораздо лучше.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это сделано мастерски, быстрой рукой, как скетч, яркие мультяшные персонажи, разворачивающаяся динамика. «Стремительное марсианское письмо» на крышке шкатулки бикфордовым шнуром венчает эту динамику. Этот образ невероятно удачный у Шекли, если только не привнесено переводом, а мне хотелось бы найти этот графологический образ и в оригинале. Это, на мой взгляд, центральный выразительный момент, главный аккорд. К сожалению не нашел английского текста, чтоб сверить. Замечу, что, например, оригинальное название «the last weapon» удачней переводного. Так или иначе, но по-моему один из лучших рассказов Шекли. Когда-то читал этот рассказ в детстве. Однако в отличие от каких-то даже позже прочитанных книг и авторов, при новом прочтении эта маленькая работа Шекли не разочаровала. Напротив, очень приятно оценить, как это сделано.

PS. Все-таки я нашел оригинальный текст. Перевод вышеуказанного фрагмента точен насколько это возможно, то есть немного иначе, но оптимальный перевод, пожалуй, такой. То есть у Шекли есть. Молодец Роберт.

Кстати, в новом переводе 2015 года изобразительная суть фрагмента утеряна и, что примечательно, новый перевод сильно дальше от оригинала и длиннее... Сдержанно остановлюсь на этом замечании. Выбор пусть другие делают сами.

Engraved on it, in flowing Martian script, was, “ The Last Weapon.”

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем, «Не влезай, убьет!». Герои влезли. Естественно, влипли — инструкций-то не было. Главное, я никак не могу понять морали, которую автор вложил (должен был вложить!) в свое произведение. Ну, шли, шли, что-то нашли, поубивали друг друга (типовой сюжет про кладо- или золотоискателей), а потом и последний загнулся — причины не важны. И я не хочу думать, что, мол такие уж люди плохие — хорошие не ходят искать оружие (Очень ли хороши «черные» следопыты?)

А по поводу собственно «абсолютного» оружия и вправду немеряно вопросов — зачем такое было изобретать даже марсианам? Или это оружие возмездия, типа «победителей не будет»? И как оно попало обратно в коробочку? И как оно сожрало всю протоплазму на Марсе? Судя по скорости его действия, этого никак не могло быть, поскольку протоплазма это и животные, и растения и микробы, а микробы, в частности, размножаются быстрее, чем их будет есть даже очень большой рот.

В общем написано хорошо, но, слава богу, совсем не похоже на правду, так что я верю, что мы, на Земле, сумеем избежать «такого вот конца».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх