Роберт Шекли «Чудовища»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что это за остроконечный предмет, извергающий пламя, спускается с небес на землю? О, да это же космический корабль! И из него выходят какие-то непонятные существа с раздвоенным хвостом и ужасным шарообразным наростом в верхней части туловища.
Кто они такие? Нравственны ли они или может быть они… ЧУДОВИЩА?
Был переработан для включения в сборник «Is THAT What People Do?» (1984; номинировался на «Locus» — 1985).
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1953», 1953 г.
— сборник «Где не ступала нога человека», 1954 г.
— антологию «Best SF Five», 1963 г.
— антологию «The Starlit Corridor», 1967 г.
— антологию «Anthropology Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Histoires de planètes», 1975 г.
— антологию «Alpha 9», 1978 г.
— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.
— сборник «Is THAT What People Do?», 1984 г.
— антологию «Robert Silverberg's Worlds of Wonder», 1987 г.
— журнал «ГЕЯ № 7», 1989 г.
— журнал «Измерение-Ф. № 3», 1989 г.
— журнал «Измерение-Ф. № 2», 1990 г.
— антологию «Те, кто уходит из Омеласа», 1990 г.
— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.
— антологию «Китеж», 1992 г.
— антологию «Клуб любителей фантастики — 21-й выпуск», 1992 г.
— антологию «Histoires de planètes», 1997 г.
— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
swgold, 10 мая 2008 г.
Изумительный рассказ о толерантности. Болтая о ней, обычно как-то забывают, что это понятие предполагает дорогу с двусторонним движением. Рассказ о том, что происходит, когда встречаются взаимоперпендикулярные направления. И благожелательное отношение одних «толерантов» воспринимается другими «толерантами» весьма специфически.
vam-1970, 6 января 2022 г.
то такое мораль с точки зрения разных народов в разные времена? Это разные понятия. Единства нет. Вся история планеты говорит об этом. Так это же одна планета. А мораль с точки понятия инопланетных рас? Невообразимо даже. Мораль формируется самой жизнью, необходимостью выжить и дуростью лидеров. Шекли окунул нас в инопланетную мораль, где через 25 суток обязательно убивают своих жен -мораль принята для исключения перепроизводства женского пола. Вот такая мораль и с этим согласны даже их жены. Обалдеть!
gorvzavodru, 14 февраля 2012 г.
Очень хороший рассказ.
Воистину, неправильно «лезть в чужой монастырь со своим уставом».
Ну и, соответственно, априорно высказанные суждения — как правило, сомнительны.
Нортон Коммандер, 16 сентября 2013 г.
Впервые прочитал этот рассказ несколько лет назад и, пожалуй, запомню его на всю жизнь. Инопланетянам, для которых убийство своего собрата — пустяковое повседневное дело, мы можем показаться омерзительными чудовищами, которые почему-то запрещают инопланетянам убивать и даже (что особенно ужасно) могут говорить неправду.
Лэйла, 16 января 2008 г.
Как уже здесь было сказано, все в этом мире относительно. Относительно и понятие морали. То, что для нашего общество — преступление, вполне может быть для других нормой жизни. Что за примером далеко ходить, существует даже на земле племена — каннибалы. Для европейцев — это отвратительно, для туземцев же — норма жизни. И вполне возможно, что для этих племен мы кажемся «чудовищами», как в рассказе Шекли. Очень хороший и даже, я бы сказала, нравоучительный рассказ.
ozor, 12 октября 2007 г.
Шекли явно не снискал уважение феминисток за этот рассказ. Уж они то не будут терпеливо ждать спиной к мужу, который пришёл убить их взмахом хвоста. :lol:
Ерохин, 11 февраля 2007 г.
Все в мире относительно. У каждого свои законы. Мы сами-то совсем относительно недавно приносили в жертву детей только ради хорошей погоды или удачного похода. Мы и есть чудовища.
Kriptozoy, 16 апреля 2009 г.
Хотя сама идея далеко не нова, но рассказ просто покорил качественным и оригинальным исполнением. Ярчайший пример гиперболизации, как литературного приема. За счет этого рассказ получился таким забавным и отчасти шокирующим. Что шокирующим, это точно. Я буквально вздрагивал при каждом ударе хвоста любого из расы «нравственных» человеков, обладающих щупальцами, безпозвоночным строением тела и темпераментным характером.
Роберт Шекли так описал инопланетных гостей, вышедших из космического корабля, что хотя я и узнал в них представителей планеты Земля, но действительно как бы взглянул на них глазами хозяев планеты, которую они посетили с визитом. Зрелище было интересное. Сильный ход. А когда в самом начале рассказа одному из героев нужно было до заката прийти домой и убить свою жену, я думал это что-то типа аллегории и после «убийства» жена встанет, отряхнется и будет дальше заниматься своими делами. Но этого не произошло, вместо этого она была похоронена. Я был просто сражен наповал. Очень яркий пример коренного отличия от нас инопланетян. Ведь на нашей планете ни у кого, ни у зверей, ни у насекомых, не в ходу такие методы. Потому что эволюция шла по одному пути и различает нас и братьев наших меньших не только наличие разума, но ещё и разное количество аминокислот. Как говорят некоторые биологи, вот пожалуй и всё. Припоминается только какой-то из примеров, когда самочка какого-то вида насекомых съедает самца после совокупления. Но это немного не то. А вот в этом рассказе всё достаточно достоверно. Хотя и с юмором. Черным юмором. Вспоминается почему-то одно из любимых произведений раннего Азимова, роман «Сами боги». Там тоже автор был на высоте и изобразил такую цивилизацию из паравселенной, которую даже представить довольно затруднительно.
Интересный вопрос поставил Роберт Шекли в рассказе. Что есть человечность? Нравственность, или гуманизм?
Что есть нравственность? Неспособность солгать, или же неприятие традиции «прореживать» население, для того, чтобы дать место для жизни потомству?
Что есть гуманизм? Дать жизнь как можно большему количеству самцов и осчастливить как можно большее количество молодых самочек, или же полнейшее неприятие смерти ближнего своего?
Сильный рассказ. Качественный и эмоциональный.
AlexR, 17 октября 2015 г.
Роберт Шекли во всей красе!
Простая и ясная идея – и впечатляющая художественная форма её воплощения.
Сама-то идея – об относительности морали и её обусловленности условиями жизни общества – далеко не нова, но, пожалуй, нельзя более ярко и, так сказать, экстремистски выразить её в небольшом художественном тексте.
Персонажи рассказа – существа не просто разумные, но высокоморальные. У них есть и знания истины, и понятия добра и зла. А если эта мораль, мягко выражаясь, сильно отличается от земной – так что взять с этих чудовищ (и в физическом, и в нравственном плане), т. е. землян.
Даже просто ложь для этих созданий ненавистна и отвратительна, а уж «заранее спланированное убийство» – выше их человеческого понимания.
«Это был кошмар наяву, самый страшный, который только мог привидеться. Оказалось, что [прилетевшие] существа не убивают женщин, а, несомненно, позволяют им беспрепятственно размножаться. Мысль об этом вызывала тошноту у самых мужественных.»
Ошеломлённому читателю не остаётся ничего, кроме как, разинув рот, следовать за динамичным сюжетом и созерцать, как неистощимая авторская фантазия прямо-таки с издевательским пафосом не оставляет камня на камне от заповеди «Не убий!».
И если теперь вы услышите выражение «общечеловеческая мораль», то поневоле вспомните о рассказе Шекли.
И всё же сбавлю один балл от максимальной оценки. Почему? Уж больно идея рассказа удручающе отрицательна. Спустя некоторое время по прочтении почувствовал, словно в душе остался какой-то горький привкус…
Маленькое замечание о переводе. У Шекли одного из персонажей зовут Hum, и произношение этого имени так и воспроизведено в русском тексте – Хам; однако это создаёт ассоциацию с библейским Хамом (тем более что оценка постыдного поступка последнего лежит в сфере морали), отсутствующую в оригинале, – ведь по-английски имя библейского персонажа пишется как Ham и в поведении Hum-а нет ничего, что напоминало бы о сыне Ноя. (По-моему, можно было бы избежать такой смысловой связи, обозначив в переводе персонажа рассказа, например, именем Хум).
Rodman47, 26 января 2020 г.
Понятия моряли и нравственности субъекьтины, что автор великолепно показвает в этом рассказе.
kKiberDroneZz, 2 июня 2008 г.
Если даже в нашем мире всё относительно,то что уж говорить о других мирах,куда нельзя подходить со своей меркой.Мы,считающие,что мы самая цивилизованная и развитая раса,кажемся со стороны других существ и народов дикарями и чудовищами.У всех разные ценности,пристрастия,жизнь.Шёкли великолепно показал это в рассказе.
duke, 18 сентября 2007 г.
Мораль этого замечательного рассказа такова — больше жен хороших и разных!:lol::lol::lol:
asb, 11 сентября 2006 г.
каждые 25 дней новая жена:insane: это ли не мечта каждого разумного, нравственного мужчины?:gigi:
ZiZu, 7 сентября 2006 г.
И это мы чудовища?? Я понимаю убивать женщин из-за того, что их рождается слишком много, но то, что они могут просто так убить и друг друга, только из-за того, что он спорил с тобой…