fantlab ru

Роберт Шекли «Чудовища»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
924
Моя оценка:
-

подробнее

Чудовища

The Monsters

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 174
Аннотация:

Что это за остроконечный предмет, извергающий пламя, спускается с небес на землю? О, да это же космический корабль! И из него выходят какие-то непонятные существа с раздвоенным хвостом и ужасным шарообразным наростом в верхней части туловища.

Кто они такие? Нравственны ли они или может быть они… ЧУДОВИЩА?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Был переработан для включения в сборник «Is THAT What People Do?» (1984; номинировался на «Locus» — 1985).


Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1953», 1953 г.

— сборник «Где не ступала нога человека», 1954 г.

— антологию «Best SF Five», 1963 г.

— антологию «The Starlit Corridor», 1967 г.

— антологию «Anthropology Through Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Histoires de planètes», 1975 г.

— антологию «Alpha 9», 1978 г.

— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.

— сборник «Is THAT What People Do?», 1984 г.

— антологию «Robert Silverberg's Worlds of Wonder», 1987 г.

— журнал «ГЕЯ № 7», 1989 г.

— журнал «Измерение-Ф. № 3», 1989 г.

— журнал «Измерение-Ф. № 2», 1990 г.

— антологию «Те, кто уходит из Омеласа», 1990 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.

— антологию «Китеж», 1992 г.

— антологию «Клуб любителей фантастики — 21-й выпуск», 1992 г.

— антологию «Histoires de planètes», 1997 г.

— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.


Похожие произведения:

 

 


Те, кто уходит из Омеласа
1990 г.
Чудовища. Язык любви. Не попробуешь — не узнаешь
1990 г.
Клуб любителей фантастики
1992 г.
Китеж
1992 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 8
1994 г.
Миры Роберта Шекли. Обращаться с осторожностью
1997 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Паломничество на Землю
2007 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Билет на планету Транай
2018 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1953
1953 г.
(английский)
Измерение-Ф. № 3 (7)
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

ГЕЯ 1989 - № 7
1989 г.
Измерение-Ф. Выпуск 2
1990 г.

Аудиокниги:

Запах мысли
2008 г.
Где не ступала нога человека
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Best SF 5
1963 г.
(английский)
The Starlit Corridor
1967 г.
(английский)
Best SF Five
1971 г.
(английский)
Anthropology Through Science Fiction
1974 г.
(английский)
Histoires de planètes
1975 г.
(французский)
Alpha 9
1978 г.
(английский)
Mai toccato da mani umane
1978 г.
(итальянский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
Histoires de planètes
1985 г.
(французский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1987 г.
(английский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1988 г.
(английский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1989 г.
(английский)
The Collected Short Fiction of Robert Sheckley
1991 г.
(английский)
Histoires de planètes
1997 г.
(французский)
Science Fiction: 101
2001 г.
(английский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Store of the Worlds: The Stories of Robert Sheckley
2012 г.
(английский)
Science Fiction: 101: Exploring the Craft of Science Fiction
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, отлично описан взгляд «с другой стороны» — со стороны другой цивилизации. Но для меня «второе дно» открылось, когда на защиту аборигенов встали... их жены! Их угнетаемые жены, которых пришельцы старались освободить, в соответствии со своей моралью. Тут стало ясно — это произведение не только о проблемах встречи с далекими цивилизациями. Это и о нас — о разных культурах, которые иногда в соответствии со своими взглядами пытаются расширить сферы влияния — и неизбежно сталкиваются с самоотверженными патриотами других культур и взглядов, которые даже ценой жизни готовы не допустить «чужаков»...

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя сама идея далеко не нова, но рассказ просто покорил качественным и оригинальным исполнением. Ярчайший пример гиперболизации, как литературного приема. За счет этого рассказ получился таким забавным и отчасти шокирующим. Что шокирующим, это точно. Я буквально вздрагивал при каждом ударе хвоста любого из расы «нравственных» человеков, обладающих щупальцами, безпозвоночным строением тела и темпераментным характером.

Роберт Шекли так описал инопланетных гостей, вышедших из космического корабля, что хотя я и узнал в них представителей планеты Земля, но действительно как бы взглянул на них глазами хозяев планеты, которую они посетили с визитом. Зрелище было интересное. Сильный ход. А когда в самом начале рассказа одному из героев нужно было до заката прийти домой и убить свою жену, я думал это что-то типа аллегории и после «убийства» жена встанет, отряхнется и будет дальше заниматься своими делами. Но этого не произошло, вместо этого она была похоронена. Я был просто сражен наповал. Очень яркий пример коренного отличия от нас инопланетян. Ведь на нашей планете ни у кого, ни у зверей, ни у насекомых, не в ходу такие методы. Потому что эволюция шла по одному пути и различает нас и братьев наших меньших не только наличие разума, но ещё и разное количество аминокислот. Как говорят некоторые биологи, вот пожалуй и всё. Припоминается только какой-то из примеров, когда самочка какого-то вида насекомых съедает самца после совокупления. Но это немного не то. А вот в этом рассказе всё достаточно достоверно. Хотя и с юмором. Черным юмором. Вспоминается почему-то одно из любимых произведений раннего Азимова, роман «Сами боги». Там тоже автор был на высоте и изобразил такую цивилизацию из паравселенной, которую даже представить довольно затруднительно.

Интересный вопрос поставил Роберт Шекли в рассказе. Что есть человечность? Нравственность, или гуманизм?

Что есть нравственность? Неспособность солгать, или же неприятие традиции «прореживать» население, для того, чтобы дать место для жизни потомству?

Что есть гуманизм? Дать жизнь как можно большему количеству самцов и осчастливить как можно большее количество молодых самочек, или же полнейшее неприятие смерти ближнего своего?

Сильный рассказ. Качественный и эмоциональный.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительный рассказ о толерантности. Болтая о ней, обычно как-то забывают, что это понятие предполагает дорогу с двусторонним движением. Рассказ о том, что происходит, когда встречаются взаимоперпендикулярные направления. И благожелательное отношение одних «толерантов» воспринимается другими «толерантами» весьма специфически.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что есть Добро и Зло? Могут ли два разных человека одинаково ответить на этот вопрос? Вы будете шокированы, если я скажу, что эти понятия крайне субъективны и одинаковых суждений по ним вы не добьетесь даже в пределах своего города! Чего уж там тогда говорить о других странах и народах!

Древние шумеры первыми из людей начали строить города и изучать звездное небо, но в своей общественной жизни еще во многом оставались первобытными дикарями. Приносили жертвы своему требовательному богу Мардуку, строили в его честь высоченные башни — зиккураты и ... обвиняли своих врагов в чародействе. Сейчас такое обвинение кажется просто абсурдным, но в те времена обвиняемый по закону Хаммурапи должен был броситься в реку, чтобы доказать свое честное имя. Если ему удавалось выжить, он имел право требовать смерти обвинителя. В борьбе же против демонов, которых шумеры считали истинными виновниками всех своих несчастий, все средства были хороши — от простых заклинаний жрецов до массовых убийств населения целых городов! При этом все были уверены в справедливости своих деяний.

Если кому-то покажется, что все подобные зверства происходили в далеком прошлом, приведу более свежий пример. Если женщина в мусульманской стране будет обвинена своим мужем в измене, ее следует побить камнями, даже не пытаясь разобраться в справедливости обвинения! Таков закон шариата, изначально объявляющий женщину творением Иблиса (демона зла). Как они там вообще размножаются, если считают женщину порождением дьявола? Чудеса, да и только!

Другой пример. Современная Индия — страна с наивысшей в мире плотностью населения. Мудрость и таланты этой нации хорошо известны, но большинство иностранцев не в курсе, что в этой стране действуют жесточайшие ограничения на общение людей между собой. Общаться можно только в пределах своей касты, но если тебя угораздит нарушить кастовые границы, брахманы и кшатрии будут требовать твоей смерти. Я уж не говорю про поклонников культа Кали, которая даже сегодня требует от своей паствы человеческих жертвоприношений по любым пустякам. Хочешь новый смартфон — убей неверного! Тут очень важно будет сказать, что «неверными» являются не только неверующие граждане самой Индии, но и все без исключения иностранцы. Так что, если вы попали в Индию, лучше не выходите за пределы охраняемой территории отеля! Иначе случится то, что произошло в 2008 году в Мумбаи (Бомбее).

В новелле «Чудовища» Роберт Шекли довел до абсурда мораль подобного общества. Жители некой отдаленной планеты считают себя культурными и образованными людьми, спорят о логике и морали, и, вместе с тем, считают за благо каждые 25 дней убивать своих жен. Так же поступят и с грубияном, который без разрешения перебивает взрослого. А когда опустившиеся на планету космонавты, придя в ужас от подобного варварства, просят пощадить женщин, эти «цивилизованные» монстры объявляют пришельцев «апологетами Зла» и решают их уничтожить, чтобы те не смогли «растлить» местное общество. Инопланетяне вынуждены убраться с планеты, а «чудовища» решают убивать своих женщин чаще, чтобы скомпенсировать те потери, которые им нанесли чужеземцы.

Мораль: все мы на этой маленькой планете кажемся друг другу настоящими чудовищами, потому как живем по своим собственным обычаям и законам, которые кому-то покажутся совершенно абсурдными. У арабов нет общественных туалетов, а немцев шокируют русские туристы, разгуливающие прямо по травяным газонам. За распространенный в мире жест ОК в Тунисе вас могут убить, посчитав, что вы собираетесь совратить чью-то жену, а эскимосы, наоборот, постараются подсунуть вам свою жену, если вы вздумаете переночевать у них в доме.

Следует ли соблюдать чужие обычаи, когда ты приезжаешь в чужую страну, или продолжать жить по своим? Сложно ответить на этот вопрос, если только это вообще возможно.

---------

ИТОГ: притча о том, как сложно бывает отличить культуру от варварства, и как непросто порой согласиться с известным правилом: «О вкусах не спорят».

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ.

Тема у него конечно избитая, но за счет своебразного стиля письма Шекли он был прочитан на ура.

Что есть человек? Кто есть человек? Какой из двух народов, опираясь лишь на свои принципы и нормы морали и не рассматривая позицию другой стороны, вправе считаться более нравственным и «правильным». Возникает конфликт из-за непонимания этой стороны жизни и вместо попыток наладить мирный диалог — происходит эскалация конфликта. К сожадению, так зачастую происходит и у на с вами, на планете Земля..

Все мы разные. Живите и уважайте мнение других людей, или хотя бы изредка попытайтесь поставить себя на их место!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Шекли во всей красе!

Простая и ясная идея – и впечатляющая художественная форма её воплощения.

Сама-то идея – об относительности морали и её обусловленности условиями жизни общества – далеко не нова, но, пожалуй, нельзя более ярко и, так сказать, экстремистски выразить её в небольшом художественном тексте.

Персонажи рассказа – существа не просто разумные, но высокоморальные. У них есть и знания истины, и понятия добра и зла. А если эта мораль, мягко выражаясь, сильно отличается от земной – так что взять с этих чудовищ (и в физическом, и в нравственном плане), т. е. землян.

Даже просто ложь для этих созданий ненавистна и отвратительна, а уж «заранее спланированное убийство» – выше их человеческого понимания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну а то, что они с регулярностью раз в двадцать пять дней убивают своих очередных жён (причём с соблюдением принятого этикета) – так это же строгое соблюдение высоких моральных норм (неизбежных в обществе, где на одного самца рождается восемь самок). Во всяком случае, женщины (они же самочки) в восторге от такого обращения. А насмерть пришибить в ходе вполне интеллектуальной, хотя и немного эмоциональной, дискуссии своего невежливого или излишне упорного оппонента – вам кажется, что это убийство? О, как вы чудовищно безнравственны!

«Это был кошмар наяву, самый страшный, который только мог привидеться. Оказалось, что [прилетевшие] существа не убивают женщин, а, несомненно, позволяют им беспрепятственно размножаться. Мысль об этом вызывала тошноту у самых мужественных.»

Ошеломлённому читателю не остаётся ничего, кроме как, разинув рот, следовать за динамичным сюжетом и созерцать, как неистощимая авторская фантазия прямо-таки с издевательским пафосом не оставляет камня на камне от заповеди «Не убий!».

И если теперь вы услышите выражение «общечеловеческая мораль», то поневоле вспомните о рассказе Шекли.

И всё же сбавлю один балл от максимальной оценки. Почему? Уж больно идея рассказа удручающе отрицательна. Спустя некоторое время по прочтении почувствовал, словно в душе остался какой-то горький привкус…

Маленькое замечание о переводе. У Шекли одного из персонажей зовут Hum, и произношение этого имени так и воспроизведено в русском тексте – Хам; однако это создаёт ассоциацию с библейским Хамом (тем более что оценка постыдного поступка последнего лежит в сфере морали), отсутствующую в оригинале, – ведь по-английски имя библейского персонажа пишется как Ham и в поведении Hum-а нет ничего, что напоминало бы о сыне Ноя. (По-моему, можно было бы избежать такой смысловой связи, обозначив в переводе персонажа рассказа, например, именем Хум).

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждые 25 дней-новая жена, я бы тоже хотел так жить. Даже в гаремах султана не было такой быстрой смены жен. К тому же каждый раз жены молоды и для местных аборигенов наверное красивы. Феминисткам действительно рассказ не понравится, жен не только быстро меняют их еще и убивают сами мужья, как отработанный материал. Но с другой стороны, что еще ожидать от жителей планеты, если у них на 1 мальчика приходится по 9 девчонок. Прикольный рассказ, психология, философия, традиции чужих существ намного отличаются от людских и землянам нужно держать ухо востро, иначе кто-то может из чувства уважения и хвостом кого-то замочить.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Философский рассказ, через нелепость действий инопланетян показывающий нам рассуждения о нравственности. Непривычный для них облик людей не ввел их в заблуждение. Ты можешь выглядеть как лягушка, но твои поступки красноречиво подтвердят наличие разума и морали. Но то, что для одних норма поведения, для других — неприемлемый абсурд. И кто тогда — чудовище?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стандартный для Шекли рассказ. Стандартна тема: недоразумения между людьми и инопланетянами. Стандартен приём: читатель смотрит на всё с точки зрения инопланетян. Вобщем хороший рассказ, но не лучший у Шекли

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

то такое мораль с точки зрения разных народов в разные времена? Это разные понятия. Единства нет. Вся история планеты говорит об этом. Так это же одна планета. А мораль с точки понятия инопланетных рас? Невообразимо даже. Мораль формируется самой жизнью, необходимостью выжить и дуростью лидеров. Шекли окунул нас в инопланетную мораль, где через 25 суток обязательно убивают своих жен -мораль принята для исключения перепроизводства женского пола. Вот такая мораль и с этим согласны даже их жены. Обалдеть!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что такое мораль? Да, ещё с точки зрения иного существа с другой планеты. Мне уже встречалось несколько похожих произведений, но написанных значительно позднее этого и все они произвели соответствующее впечатление: не оценивай других по себе. Мне кажется, что автор умышленно гипертрофировал различия в поведении, чтобы вызвать негативную реакцию у читателя, мол попробуй понять. А как это сделать, если я даже на дух не переношу сексуальные меньшинства. Я пытаюсь их понять, но, как вспомню внука, готов на всё, чтобы оградить его от этого. И как же остаться самим собой в этом мире, когда моральные нормы ломаются через колено?!.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понятия моряли и нравственности субъекьтины, что автор великолепно показвает в этом рассказе.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший рассказ.

Воистину, неправильно «лезть в чужой монастырь со своим уставом».

Ну и, соответственно, априорно высказанные суждения — как правило, сомнительны.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно бессмысленно сравнивать, сопоставлять и оценивать принципы жизни абсолютно различных существ. Это просто разные системы координат... Поэтому суть рассказа — сугубо развлекательная, упражнение по описанию неземной формы жизни. Конечно, можно считать его некой «гипертрофированной» формой сосуществования различных человеческих сообществ, но здесь уж слишком несовпадаемые морльные и прочие позиции.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да этот рассказ как нельзя лучше показывает верность слов в «чужой монастырь со своим уставом не ходят»,а также то что в нашем мире все относительно.И поэтому нельзя относится к этому субъективно,как это сделали «чудовища».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх