FantLab ru

Роберт Шекли «Форма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Голосов:
1080
Моя оценка:
-

подробнее

Форма

Shape

Другие названия: Экспедиция с Глома / Keep Your Shape

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 163
Аннотация:

Под командованием Пида-пилота отряд свободно меняющих обличье инопланетян с планеты Глом прибывает на Землю с целью подготовки плацдарма для последующего вторжения их расы на планету. Странно, но все их предыдущие попытки провалились, и предыдущие двадцать разведывательных отрядов пропали без вести…

Примечание:

Первоначальное название — «Keep Your Shape»; перерабатываетя для включения в сборник «Is THAT What People Do?» (1984; номинировался на «Locus» — 1985).


Входит в:

— условный цикл «Best from Galaxy»  >  антологию «Galaxy 4», 1965 г.

— условный цикл «Alpha»  >  антологию «Alpha 7», 1977 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1953», 1953 г.

— сборник «Где не ступала нога человека», 1954 г.

— журнал «Вокруг света 1965'10», 1965 г.

— антологию «Научно-фантастични разкази», 1969 г.

— антологию «Gates to Tomorrow», 1973 г.

— антологию «Ceux d'ailleurs», 1974 г.

— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.

— сборник «Так люди ЭТИМ занимаются?», 1984 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1990 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.

— антологию «Оборотень», 1991 г.

— антологию «Metamorphoses», 1994 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.

— антологию «Запах мысли», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Паломничество на Землю
1966 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Зарубежная фантастика
1990 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Оборотень
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 4
1991 г.
Три смерти Бена Бакстера
1991 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1993 г.
Metamorphoses
1994 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 8
1994 г.
Фантастика века
1995 г.
Миры Роберта Шекли. Обращаться с осторожностью
1997 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Проблема туземцев
2007 г.
Запах мысли
2008 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, November 1953
1953 г.
(английский)
Вокруг света № 10, октябрь 1965
1965 г.

Самиздат и фэнзины:

Человеко-минимум
2017 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Похмелье и другие рассказы
2004 г.
Обмен разумов. Рассказы
2005 г.
Где не ступала нога человека
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Galaxy 4
1965 г.
(немецкий)
Научно-фантастични разкази
1969 г.
(болгарский)
Gates to Tomorrow
1973 г.
(английский)
Ceux d'ailleurs
1975 г.
(французский)
Alpha 7
1977 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
Great Science Fiction of the 20th Century
1987 г.
(английский)
The Collected Short Fiction of Robert Sheckley
1991 г.
(английский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)

2011 г.
(английский)
Store of the Worlds: The Stories of Robert Sheckley
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как в писательской среде относятся к тому, что идею, использованную в одном рассказе, переносят в другой, с небольшими вариациями (иначе совсем уж нечестно)? Сдаётся мне, что Клиффорд Саймак был не против, что сюжет его рассказа «Дезертирство» принял форму рассказа Роберта Шекли. Только получился забавный, но донельзя предсказуемый перевёртыш, который лично мне показался довольно скучным.

Да, в рассказе есть, конечно, мощный посыл, что наша планета, наполненная всевозможными формами жизни, прекрасна и удивительна. А ещё есть идея и о самоопределении, о том, как важно не ограничивать свою сущность и реализовываться по максимуму, чтобы насладиться сполна данными от рождения талантами и способностями.

Но я устал от постоянных ассоциаций с «Дезертирством». Заменяем человека на инопланетенянина, берём саймаковский сюжет и готово! Не получалось отрешиться от этого и потому впечатления от рассказа очень слабые. Как говорится — прочитал и забыл. А вот «Дезертирство» помню очень ярко, а потому сравнение далеко не в сторону «Формы».

P.S.: Зато теперь я точно знаю, откуда черпали своё вдохновение авторы отечественного мультфильма «Контакт», в котором очень много от рассказа. Но мультфильм мне нравится больше.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тот самый образчик т.н.НФ, которая и не НФ вовсе, а практически в чистом виде метафора о человечестве и о Земле — снабжённая для занимательности НФэшными декорациями. История, в которой практически открытым текстом объясняется, почему страна, в которой ты можешь выбирать способ жить (и демократия тут не при чём — в «реальную демократию» в тех же Штатах верят, я думаю, либо альтернативно одарённые, либо грантоеды), всегда победит все остальные — те, где тебя кто-то другой заставляет (ну, или «побуждает») принять определённый способ жить (здесь пример какого-нибудь японского общества, формально вполне себе демократического, показателен: при всей внешней демократичности это очень жёстко структурированное общество, в котором жизненные сценарии для 99% его членов прописываются этим самым обществом практически уже к моменту поступления члена общества в детский сад). Феодальная и постфеодальная Европа на протяжении всей своей истории выдавливала самых пассионарных (тех, кто хотел сам выбирать способ жить) за океан — и разве были хоть у кого-то иллюзии во время войн 20 века, что Европа может хоть что-то противопоставить «заокеанской демократии»? По мне — нет. Как и сейчас: все всё прекрасно понимают. И дело не в технической оснащённости — а именно в том, что воюют в Штатах те, кто хочет воевать, бабло рубят те, кто хочет его рубить, а дурью маются те, кто хочет маяться. И всё совсем наоборот на противоположной стороне: «у маршала тоже есть сын». И этому сыну нет иного пути, кроме как пойти в маршалы. Или — если он пассионарий — «выбрать свободу» и перейти на сторону «потенциального противника». Где ему будет приятнее маяться дурью, чем быть сыном маршала здесь. Прямо как в рассказе Шекли — кому-то больше нравится быть деревом, чем взрывать бомбы. Второе, конечно, почётнее («мужик должен быть воином») и важнее («Родина тебя не забудет»), но если в душе ты дерево, то какая разница, что там оценит твоя Родина? Которая, к тому же, обычно вообще ничего и никого не ценит.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Два месяца тому исполнилось 65 лет со дня первой публикации этого рассказа. Странно, но в теле человека советского юмор Шекли воспринимался как-то естественнее, что ли. И суть — вовсе не в том, что в те стародавние времена текст был точно из разряда «литература современная», а сегодня это уже чуть ли не раритет. Не в этом дело. Сам «тематический фон», используемая терминология, были, как ни странно, ближе. Это все было у «проклятых империалистов», то есть — где-то бесконечно далеко, но — тем не менее — это была адекватная, вполне рациональная реальность, с массой психологических якорей, обуславливающих незыблемость государства рабочих и крестьян.

Сегодня же, с тёплого песочка дубайского Palm Jumeirah Marine, после православного Рождества в тёплый безветренной день, около +25 по Цельсию, в храме, освященном Патриархом всея Руси, в прекрасном желто — голубом храме (под цвет двух господствующих стихий — безоблачного неба и бескрайнего песка), в окружении минаретов, под монотонное завывание муэдзинов — в таковой новой реальности уже сам факт существования — где-то и когда-то — оного государства мнится чем-то иррациональным и нереальным.

Вот — Фантастика. А текст... Есть в нем что-то от всей этой ситуации, что-то изначально — значимое, весомое, что-то такое, что навевает одновременно и ностальгию по ушедшему и вселяет надежду на будущее.

Как-то так

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов первого гения мировой фантастики. Диктат установленных форм несовместим с врождённой способностью принимать любую возможную. Опыт истории и сама жизнь на каждом шагу показывает бессмысленность в конечном итоге любых попыток этому препятствовать. Многословность Шекли кажущаяся, он как никто лаконичен в выражении своих идей, умея в коротком рассказе сказать больше, чем иной автор в многотомной эпопее. А остроумие? «Может быть, он мыслил?» — страшное подозрение в отношении любого исполнителя воли начальства, пробегающий мимо друг человека, оказывающийся таким же пришельцем, их подражание угловатой походке аборигенов... «Они выбрали свободу» говорили вражьи голоса о беглецах из лагеря социализма. Каждый стремится к свободе для себя, но понятие о ней у каждого своё, для многих казарма с гарантированной похлёбкой милей туманных далей с неясными перспективами, поэтому выбор героя вовсе не очевиден, на то уж воля Автора.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интригующее начало , динамичное повествование без заунылых рассуждений не ослабляет интерес на протяжении всего рассказа, почти всего.

Всё испортили окончание. Долг каждого солдата выполнить задачу и ни какие рассказы окружающих этому не помеха. Рассуждение главного героя выглядит как то киношно: быть или не быть....... делать не делать..... как то так.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

То, что экспедиция (а точнее — вторжение) на Землю провалится было ясно с самого начала. Но именно в этом и есть интрига данного рассказа! Когда стало понятно, что к чему (почему проваливались предыдущие экспедиции), то стало ясно и то, какую участь главный герой выберет для себя. Но вот какую форму? Ну а финал рассказа оказался вообще многообещающим.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ. Читать было любопытно. Запомнился рассказ. Интересные пришельцы (способные менять свой облик, но на родной планете подвластны диктату Формы – могут принимать только вид, установленный для их касты-профессии). Ну и тайна предыдущих двадцати исчезнувших экспедиций на Землю… Написано неплохо, но вот о чём? О том, что попытки загнать в рамки всегда будут вызывать обратную реакцию? Но тут – либо это, либо гибель родной планеты от истощения… Выбор между свободой и долгом (долгом спасти соотечественников). Странно это. А может просто – наивно, можно из такой ситуации и лучшее выжать. Не знаю, как-то расплывчато всё казалось. Больше походило на фантастику ради фантастики. Да, любопытно, но… Да и эта ведь не первая планета, которую они так захватили (как я понял), что же их там не потянуло на Бесформие? Да и Главнокомандующий уже предостерегал, о ненадёжности «низших каст»… и такое предостережение было двадцать раз до этого? Пора бы о чём-то уже догадаться… Ну вот не знаю, какая-то отрывность от жизни что ли была, и от того казалось, что это фантастика ради фантастики, хотя и понимаю, что это такое произведение антитоталитарное что ли, о том, что рамки сковывающие свободу ненадёжны – миг их отсутствия, и вот… что получилось…

Вот так. Такое неудовольствие было. Но читать было любопытно, смысл (какой-никакой) тоже есть, да и запомнилось, что, кстати, с малой прозой Шекли у меня почему-то не всегда случается…

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Не люблю жевать уже жёванное» — эта фраза из отзыва одного лаборанта на «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» вполне подходит и для данного рассказа классика американской фантастики (благо, здесь главный герой тоже испытывает страсть к полёту). Примитивнейшая агитка на тему «свобода лучше, чем несвобода», к тому же ещё и безмерно затянутая (кстати, лишь начав читать Шекли в оригинале, понял, насколько же многословен он был). Приём, использованный автором, известен уже давным-давно и сводится к убеждению, что нечто близкое нам является универсальной ценностью, равно понятной всем вокруг. В качестве таковой ценности может выступать что угодно: христианство, коммунизм или, как в нашем случае, свобода. Герои подобных поделок в угоду авторским вкусам с лёгкостью отказываются от своего мировоззрения в пользу того, которое представляется автору лучшим. В литературе уже были «прозревшие» дикари, принимавшие христианство, были и коммунистические революции в выдуманных странах и на других планетах, теперь вот имеем либеральный фетиш в виде абстрактной «свободы» (пишу «абстрактной», ибо ясно, что под изменчивостью форм Шекли имел в виду свободу как таковую). Увы, если бы всё обстояло так, как хочется таким вот авторам-пропагандистам, весь мир давно принял бы американский образ жизни как наиболее свободный. Этого не происходит, и вовсе не только по причине тирании местных царьков. Вопиющая наивность рассказа проявляется уже в самом начале, когда главному герою объясняют критерии, по которым подобрали его помощников: «Они ненадёжны, но при этом инициативны. Почему-то эти два качества связаны». Ну да, ну да, тысячелетняя цивилизация, вышедшая в космос, не смогла дать ответ на такой элементарный вопрос. Так и хочется полюбопытствовать: «Вы серьёзно, мистер Шекли?». Я уж не говорю о том, что в любой диктатуре можно найти множество вполне лояльных и при этом довольно таки инициативных и изобретательных личностей — стоит только покопаться. Но Шекли писал агитку, отсюда его лесорубная прямолинейность: фрондёр — значит, самостоятельно мыслящий; лояльный — значит, тупой и безинициативный. Чёрт возьми, я понимаю, зачем автор писал это во время «холодной войны» — тогда подобные творения очень хорошо укладывались в рамки официальной идеологии (даром, что потом Шекли заслужил славу бунтаря). Но я, если честно, не очень понимаю такого количества высоких оценок этому рассказу, поставленных сейчас, когда мы, вроде бы, выросли из коротких штанишек чёрно-белого мышления.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошее рассмотрение поведения членов тоталитарного общества в среде, свободной от ограничений.

И антураж подобран очень необычный.

Понравилось.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ хороший, но если разобраться подобный сюжет был у Саймака в рассказе «Дезертирство»(1944). Только там люди остались кайфовать на Юпитере, а тут бесформенные инопланетяне решили остаться на Земле. Но всё равно рассказ очень забавный.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал очень давно. Интересно конечно как существа меняют форму по своему желанию. Вообщем неплохой рассказ о жизненном выборе.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, как то впечатление довольно странное. С оной стороны смысловая нагрузка довольно хороша. Про самоопределение, свободу выбора и т.д. Но вот воплощение мне как то интуитивно не очень. Как то не поварачивается язык назвать это шедвевром. И про превращение пилота я думаю все угадали. Вот этот банальный ход в конце немного подпортил общую картинку.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изящная история. Возникает живое сочувствие этим ребятам-полиформам. И хотя исход этой экспедиции вполне предугадывается, при чтении испытываешь полнейшее удовольствие. Даешь свободу выбора!

И как не позавидовать возможностям этих инопланетян! Хотя некоторый осадок все же остается: планету-то свою они-таки предали...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А конец, друзья, какой замечательный конец!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесподобный рассказ. На месте героев рассказа я поступил бы точно также. Зачем следовать устаревшим кастовым(партийным) идеалам, если встретил рай, где можно делать все то, о чем мечтал всю жизнь?! А то, что рассказ предсказуемый, так это же не детектив, здесь читаешь рассказ и наслаждаешься просто, как все это написано и естественно переживаешь за главного героя. Остается надеяться, что эта внеземная цивилизация пошлет еще немало кораблей, чтобы и их экипаж почувствовал себя в раю.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх