fantlab ru

Генри Лайон Олди «Дитя Ойкумены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
1580
Моя оценка:
-

подробнее

Дитя Ойкумены

Роман, год; цикл «Ойкумена»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мы уже были в этой вселенной. Мы видели взгляд на нее со стороны энергетов. Теперь нам предлагается взглянуть на нее по новому – со стороны техноложцев.

До шести лет Регина ванн Фрассен была совершенно обычным ребенком, но свадьба в детском саду перевернула жизнь семьи – малышка оказалась телепатом. Теперь ей предстоит жить в закрытом интернате «Лебедь» и учиться управлять своими способностями. В мире девочки, играющей на флейте, будет радость и горе, предательство, дружба и жестокость, но пока в холмах гуляет ветер, флейта будет петь.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 210

Активный словарный запас: невероятно высокий (3483 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга первая. Дитя Ойкумены
2010 г.
Urbi et Оrbi, или Городу и Миру
2012 г.

Электронные издания:

Дитя Ойкумени
2022 г.
(украинский)
Urbi et Orbi або Місту та Світу
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вспомнился далёкий уже 1997… а может быть, 1998 год. Друг дал почитать сборник, в котором среди прочего была повесть «Живущий в последний раз» — книга, взявшая нас в плен всерьёз и надолго. Плен был чёрный, серебряный, готический, суровый, симфонический, солёный, жестокий, прекрасный… Имя, стоявшее над заглавием — Генри Лайон Олди — звучало сдержанным рокотом барабана и волнующими нотами виолончели, обещало захватывающие дух новые страницы… «Он русский, понимаешь ты, русский! — горячилась я. — Не может иностранец так написать! А если даже напишет, то теперь уже никто так не переведёт!». «Да почему? — возражал друг. — Мало ли сейчас хороших зарубежных авторов…» — и начинал сыпать именами. «Ну, интересно, и кто ж из твоих иностранцев будет Бальмонта цитировать?» — выкладывала козырь я…

Давно это было. Взахлёб, параллельно и последовательно, были прочитаны «Витражи патриархов», «Восставшие из рая», «Мессия очищает диск», «Пасынки восьмой заповеди», «Дорога», «Войти в образ», «Герой должен быть один»… Мы с другом втягивали в круг поклонников сэра Олди всё больше неофитов… «Путь Меча», «Нопэрапон», «Чёрный баламут»… К этому времени уже ни для кого не был секретом один псевдоним на двоих — Дмитрия Громова и Олега Ладыженского.

А потом… друзья мои как-то охладели к этой бесконечной творческой карусели. «Мага в законе», «Выйти в тираж, или Орден святого Бестселлера», «Приют героев», «Шмагию» и «Гарпию» я уже читала, можно сказать, в одиночестве. Огорчительно. Не с кем было поделиться впечатлениями, радостью, да просто новой книгой.

И вот, боюсь я, настало и моё время. Глухое недовольство тем, как разбрасываются любимые авторы, становится всё отчётливей. Надолго выбил меня из колеи глумливый рассказ «Мы плывём на запад», опубликованный, по-моему, аж в двух сборниках.

Но я не сдаюсь :))

И вот новая книга в руках: «Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга первая. Дитя Ойкумены». Последняя надежда, можно сказать. Сомневалась, правда: если я «Ойкумену» (аж в трёх книгах) не читала, может, не получится? Может, поэтому и не получилось.

«Urbi et orbi…» показалась мне холодной, бледной, насмешливой — как презрительная улыбка. Истории из раннего детства, подросткового времени и юности Регины Ван Фрассен, главной героини грядущей эпопеи, перемежаются её же «взрослыми» умозаключениями — или, скорее, рефлексиями на ещё неизвестное нам. Небогатый сюжет (а вернее, девять разрозненных сюжетов — каждый для рассказа) размазан тонким слоем по 350 страницам и ничего не обещает в конце. Персонажи набросаны небрежными штрихами и аляповатыми мазками, чем напоминают генератов — отнюдь не класса А (с) Джаспер Ффорде.

Ощущение потери — нет, старый друг не умер, просто уехал в далёкие-далёкие края — не помешало мне взяться ещё за одну книгу Олди. Но о ней — в следующий раз, ладно?

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, эпилог дочитан, и можно систематизировать ощущения. Книга в очередной раз ИНАЯ. Да, это мир Ойкумены, но уже в чуть ином ракурсе. Первая трилогия была построена на контрастах восхитительно чуждых, своеобразных и удивительных возможностей (расы-энергеты, контактная имперсонация, антисы) и по-человечески понятных реакций, и духом ее была безграничность. Расовые конфликты энергетов и техноложцев были видны и здесь, но в новой трилогии авторы предлагают нам взглянуть на них не просто изнутри или с другой стороны – я бы сказала, уж ОЧЕНЬ с другой стороны, в который раз озадачивая читателя и переворачивая его представления об уже полюбившейся вселенной. И техноложцы, и их система мира, оказывается, не менее интересны, чем экзотические расы. Основная линия новой книги, пожалуй, даже более жесткая, чем история Лючано. Правда, на мой вкус, местами излишне политизированная – но лишь на мой вкус. Меняется и атмосфера: на смену безграничности приходит Ограничение. Не похожее на ритуальные ограничения вехденов или брамайнов, но направленное, по сути, на то же: отсечение лишнего, обретение своей подлинной сущности, освобождение через осознание границ – и порой очень болезненное. Взросление телепатов и эмпатов в мире обычных (да и необычных) людей – не такой уж легкий процесс, и авторы здесь, как всегда, на высоте: переживания героев ощущаешь кожей, разделяя и сдержанность воспоминаний, и эмоциональный шквал. Да и само «мыслечтение» — явление, столь часто встречающееся в фантастике, что уже успело наскучить — авторы умудряются подать под совсем непривычным углом...

И, как всегда, текст отточен и выверен, как музыкальная фраза: от «ученых титулов» и труднопроизносимых наук Ларгитаса, желто-зеленого демантоида Мондонга, античного мотива «изнаночной реальности» Регины – до колоритных спецназовцев и специфических космогоний овакуруа. Авторский почерк, что и говорить…

Вот только все равно безобразие получается, господа. Надо было удержаться от соблазна и не читать, пока на полке не будут стоять все три книги. А теперь вот сиди и думай, что же и как же там дальше. И все равно ведь не угадаешь. :smile:

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

очень качественный текст, прекрасно построенное повествование. и все. это именно повествование, здесь, по сути, нет сюжета, нет его стандартных составляющих. хотя нет, — это одна нескончаемая завязка.

несмотря на хороший профессиональный язык, единственный эпитет, вертевшийся все время прочтения в голове, — нудная тягомотина. а ведь какая идея — главная героиня активная телепатка, противостоящая... (впрочем, не стану устраивать спойлеров). в общем и противостояния-то особенного не ощутилось, именно что — тягомотина. единственный интересный эпизод с Мондонгом, достойный отдельного романа, и тот авторы умудрились свести в итоге к не самой лучшей журнальной статейке. и фраза «нам понравилась ваша реакция на просмотр Мондонга» (не ручаюсь за точность, но смысл правильный) — она хороша. только никакой реакции читатель не узнал, авторы ее забыли изложить.

потом — этнические миры с политическими намеками. уже аскомину набили, куда не ткни, везде нефть и великодержавный шовинизм (оно, может, и так, но уже надоело). непонятные «энергеты», совершенно никак не объясненные ни с позиций науки, ни просто — здравого смысла. есть они и все тут.

тут писали — «сиди и думай, что же там дальше, а все равно не угадаешь». а мне вот не стало интересно, что там дальше. совершенно не стало.

это первая книга ГЛ Олди, мною прочтенная. возможно, не с той начал. но, вероятно, она станет и последней в этом ряду.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать можно, но зачем?

Зачем читать книгу, если к ней не тянет? Если неинтересно!

Данная книга — сборник эпизодов из жизни юной особы, никак не связанных единой сюжетной линией. Выбросьте любой — и книга не пострадает.

Да, написано неплохим языком. Но лично я уважаю книги сначала за интересный сюжет и только потом за слог автора. Дочитала до конца с большим трудом. Осталось чувство досады и разочарования. Крайне неудачное знакомство с творчеством автора.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Само «Дитя Ойкумены» — это пролог и экспозиция. Структурно состоит из 3 «новелл» более-менее завершенных, в принципе, но играющих роль «глав» одного романа, первая треть которого и вошла в книгу :)

Это история девочки-телепатки, родившейся на самой «технологичной», «научно-продвинутой» планете Ойкумены. Три временных периода — открытие способностей, обучение в спец-интернете «Лебедь», выпуск и получение «аттестата социальной адаптированности», разрывы лет 5 между частями.

На страницах книги перед нами рисуется в чем-то утопический мир: общество, посвятившее себя технологическому прогрессу, и, в том числе, поставившее «производство счастья», личного и общественного, на научную основу. Но под яркой тканью «обложки» таиться много острых граней и общественных, а так же личных, проблем.

Одна из главных тем — в чем-то продолжение «исследовавшейся» в «Гарпии» проблемы толерантности, а так же — взаимоотношение «магии и технологии», «эволюцинного-естественного» и «прогрессивно-научного» пути развития общества. Отношение к телепатам, людям с «паталогией восприятия» и природным даром, в обществе, привыкшем переделывать природу под себя. И отношения этого общества с «энергетами», отвергшими «путь прогресса» и идущими «тропой животных».

И еще раз: это пролог, экспозиция, расстановка фигур. Фигуры расставлены, конфликты и проблемы обозначены, но очень много того, что намечено пунктиром, штрихами, контурами. Хотя подробностей, вроде бы, и по-олдевски много, но картинка (кроме главных действующих лиц) вырисовывается нечеткая. Много недоговоренностей, не виден фундамент, неотчетлива глобальная цель и смысл происходящего. На тактическом уровне все прекрасно, но к чему приведет стратегически — непонятно.

Книга понравилась, ждем продолжения. Планка «ойкуменического» цикла не опущена, расширена и сдвинута в сторону рассматриваемая область.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно эта книга — часть большого и интересного замысла авторов, но я этого оценить не могу, так как прочёл только эту часть и рецензировать буду её как самостоятельное произведение.

Дитя Ойкумены — это плохой текст. Персонажи — ненастоящие, диалоги сомнительные, а порою даже смешные (особенно, забавно читать фразы, которыми будут обмениваться родители Регины), события не вызывают никакого интереса. Помимо этого у авторов постоянные перегибы: в каких то местах им не хватает изобразительной силы, в других, напротив, присутствует неуместная избыточность.

Есть и отдельные перлы, достойные упоминания, вроде справок из нарко и псих диспансера, оказавшихся на страницах фантастического произведения.

Выблр центрального персонажа, как минимум странен. Если судить по данной книге, то это вполне себе заурядный ни чем не примечательный телепат. Почему именно Регина попала в центр повествования? Непонятно. Возможно, обоснование будет в других книгах цикла, но я, например, их читать не собираюсь. Хотели показать какие-то важные точки в развитии телепата, которому, только предстоит стать выдающимся? Так почему эти события никак не вляют на Регину?

Помимо прочего тут присутствует так называемая «философия», а-ля Лукьяненко. Это когда автор вставляет в текст некую неразрешимую или спорную философскую сентенцию и на протяжении всей книги заставляет бедных героев полемизировать (иногда, даже самим с собой) на тему этой философии. Порой одной философской идеи оказывается мало и в произведении появляется ещё, какая-нибудь притянутая за уши заумь. При этом все это никак не связано ни с сюжетом романа, ни с персонажами ни с чем другим. Просто автор вдруг решает, а здесь я вставлю философию! Справедливости ради, стоит сказать, что у Лукьяненко порою получается делать это органично. Олди же в данном случае не справились совсем.

Если резюмировать одним словом — скука.

Добавить к вышесказанному больше нечего. Вероятнее всего это последняя книга авторов, которую я прочёл.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо придется быть «белой вороной». Хоть ты тресни, не прочухал я первую книгу, даже не спешу читать продолжение. Многие оценивают этот цикл даже выше Ойкумены. Может поэтому ждал чего-то особенного, тк Кукольник захватил сразу, а тут сдерживался, чтобы не пропускать абзацы.Как-то всё длинно показалось и не по-существу.Тянется,как сериал, нужно освоить столько-то слово-кадров, сколько книго-серий уже запланировано...

Ну может не в настроение попал, или сьел что :) Сделаю паузу, буду читать дальше

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то тяжело читалась эта книга. Я ее забросила месяца на два, читала рассказы, потом взяла себя в руки и прочла. Конечно, приятно опять встретиться со знакомым миром, но на этом для меня все восторги книгой кончаются. Если в «Кукольнике» действие буквально летит и тебе надо успеть за ним, то тут все течет как-то так «Не шатко, не валко». Кроме того, как-то не нашла я ничего нового для себя в описании телепатов, да есть градации, да описаны способы обучения в интернате «Лебедь», но сама тема-то избита, столько всего написано о телепатах. Да, соглашусь, может не так как здесь, но это только тонкости. «Кукольник» — был для меня открытием, врезался в память и заслонил собой сюжеты других, средненьких книг. Ждала того же и от этой книги. Увы — я разочарована. Хотела поставить «7», но из любви к миру «Кукольника» поставила «8».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далёкое будущее, человечество, расселившееся по звёздам, Галактическое Содружество и... люди с чувствами и эмоциями, ничем не отличающимися от наших. Мир, придуманный Олди, отлично продуман, прекрасно выписан, а главное, предстаёт перед читателем совершенно реальным — в него веришь на все сто процентов. И этот очень реалистичный и невероятно интересный мир уже сам по себе одно из основных достоинств книги.

Но, кроме всего прочего, роман ещё и недюжинно увлекателен. Причём увлекательностью какой-то интеллигентной, без всяких там драк, стрельбы и погонь. Всего лишь несколько эпизодов из жизни девочки, затем девушки Регины ван Фрассен, активной телепатки, что не такая уж и редкость на просторах Ойкумены. Эпизодов, вроде бы, не очень и динамичных, но от знакомства с которыми порой весьма трудно оторваться.

Ну и, наконец, то, о чём мы не устаём повторять, читая книги Олдей — ну как же здорово они пишут! Читать их текст даже безотносительно его общего содержания — большое удовольствие.

Недостаток (если это можно считать недостатком) в книге всего один — в романе нет каких-то особенных проблем. Он умён, серьёзен, увлекательно рассказывает о жизни, но задуматься читателя, кроме как над некоторыми общепринятыми этическими нормами, совершенно не заставляет.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это моя первая книга Олди.

не зацепило совсем. С трудом помню о чем, хотя прочитал 3 дня назад. Совершенно непонятны такие высокие рейтинги.

О чем книга — так и не понял.

От лица ребенка написано, но если сравнить хотя бы с Майлзом Форкосиганом в детском возрасте (у Буджолд) — то проигрывает в несколько раз.

Попробую прочитать следующую книгу в серии- на всякий случай, вдруг герой повзрослеет и станет интереснее :)

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало биографии Регины ван Фрассен. Её детство и истоки, без которых не понять её саму. В то же время, через жизнь маленькой девочки показывается жизнь и реалии самого технологичного и развитого мира Ойкумены, в котором, несмотря на все невероятные достижения, продолжают процветать шовинизм, предрассудки и просто глупость.

Повествование не является строго последовательным, фактически, «Дитя Ойкумены» — это зарисовки, части мозаики. Для создания общей картины равно важна каждая часть.

Для меня ещё роман ясно делится на три перемешанных части. 1 — дитя Регина, со всеми её детскими проблемами и переживаниями. 2 — множество других персонажей, каждый из которых интересен и уникален. 3 — общество Ларгитаса, его устройство и традиции.

Итого — блестящее начало ещё одной космооперы.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал только первую книгу, после Борготы ощущение, что псевдонимы те же, но авторов заменили на Лукьяненко с Эльтарусом. Не бросил на середине только из-за первой трилогии и интересного мира Ойкумены.

От умственных упражнений героев и диалогов, мне хотелось сделать кому-нибудь больно. Как будто смотришь мультфильм трансформеры в дубляже по первому каналу.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, хорошо это или плохо, но есть такие книги, которые вызывают у меня не размышления, а чувства, образы, ощущения, эмоции. «Ойкумена» — из этих книг.

Есть такие картинки, на них сморишь под одним углом и видишь одно, а посмотришь под другим – видишь другое. Цикл «Ойкумена» как эти картинки. Наверное, многие, начиная читать про Регину, ждут того же самого, что было в цикле про Борготту. А на самом деле, авторы не меняя мир, поменяют угол восприятия, и читатель вдруг видит другое. Совершенно иные проблемы, цели и задачи стоят перед героями первой книги о Регине. Кто бы мог подумать, что социальные проблемы, терроризм, вопиющая ксенофобия, гордыня и снобизм процветают в мире Ойкумены. Быть значимым человеком на просторах этого мира оказывается тяжело и опасно.

«Urbi et Оrbi» — это мир телепатов, эмпатов, и жесткого контроля, в котором совсем нет места слабости. Первая книга – знакомство с Региной. С самого начала понятно, что это сильный и волевой персонаж, которого ждут в жизни трудные испытания. Справится ли она с ними? Дальнейшие события все расставят на свои места...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все так просто как будто: далекое будущее или просто параллельная реальность с освоенным космосом, с Лигой, с различными расами, с разделением на «научников», «техноложцев» и «энергетов», которые в отличие от первых основное направление своего развития сделали природным, с накоплением животной энергии... И дальнейшее развитие человека. Если в первой трилогии об Ойкумене это были лидеры, переставшие уже быть людьми и переходящими легко из тела в волну и обратно, да все на фоне бесконечногокосмоса, войн и коротких схваток в вакууме, шпионов, убийц на всех планетах, то теперь идет рассказ о самой богатой, самой передовой, самой «лучшей» планете, которая в первой трилогии не была «засвечена». Это хорошая планета, добрая. Там во главе всего стоят ученые. За ученые достижения они становятся баронами, графами, герцогами и даже королями своей науки. Они впереди Вселенной всей по развитию своей техники... Ну, только если не считать счетчиков-гематров и еще владеющих лучшими накопителями энергии эенергетов, да еще рабовладельцев помпилианцев, ну и еще кое-где по чуть-чуть...

Но в целом-то — они самые лучшие, богатые, развитые, благоустроенные. Равенство всех провозглашено на планете. Счастье изучается в учебных заведениях и является признанной дисциплиной. Вот только рождающимся иногда телепатам и эмпатам татуируют крылья носа, чтобы издали было видно — телепат. Только негласно запрещено принимать в ВУЗы энергетов. Только для получения визы просто для посещения этого рая наяву требуется пройти долгую и кропотливую проверку и доказать, что имеешь право на посещение.

Девочка Регина узнает, как можно управлять людьми. Знакомится с ужасом, хранящимся у каждого в подкорке. Совершает подвиг. тренируется в скрытии своих способностей. И смотрит вокруг широко открытыми глазами, пытаясь понять, с какого момента ограничения, без которых счастья не может быть — так говорит ее мать, герцогиня науки, становятся ущемляющими, давящими стенами, сходящимися все ближе и ближе и раздавливающими человека.

Олди опять написали роман, который непросто читать. Он злободневен. И если ты думаешь, открывая томик со словами «Миры Ойкумены», что опять будет широкий космос, юмор, смех, радость побед и счастье любви, то глубоко ошибешься. Тут будет теснота, запреты, террористы, расизм, и при этом учение, что счастья без ограничений не бывает.

Иногда мысли перескакивают на то, что острее, и рвутся нити повествования. Так и не ясно мне до сих пор, кто был спецназовцами — люди ли они? И если не люди, то кто? Кого не может проверить опытный телепат? У кого срастаются сами края раны, и спецназовец, накрывший своим телом бомбу, снова готов к бою? За мелочь цепляешься и ждешь, что в следующих томах, похоже, Регина снова встретится со спасителями. И боюсь, теперь они будут спасать не ее...

Жду вторую и третью книгу.

Потому что заинтересовало. Потому что некоторые мысли совпали с моими. Потому что по некоторым вопросам хочется посидеть и обсудить, поспорить.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После относительно богатого на агрессивные действия «Кукольника», авторы отрыли новый «подцикл» мира Ойкумены, решив исследовать социум звёздной империи, и интеракцию между различными группами этого социума. Проблему сожительства граждан, с сильными телепатическими способностями с обычными гражданами пытались исследовать многие фантасты, однако так глубоко показать проблему, как это сделали Олди, явно не удавалось ещё никому.

С этой целью авторы создали роман высокого драматического уровня, исследовав проблему в разные моменты жизни возраста телепата — от ребёнка, до юной девушки. Конфликтность нахождения такого существа в среде детей-ровестников, среди взрослых, в ситуациях кризиса.

Роман высок по всем параметрам, однако, на мой взгляд ему крайне тесно в рамках НФ жанра, как это не парадоксально звучит. Все эти космолёты и иные планеты кажутся лишними и мешающими рядом с основной линией романа.

Таким образом, роман читается не так уж легко, что совершенно не обесценивает его качеств для крепких читателей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх