fantlab ru

Майкл Крайтон «Штамм «Андромеда»»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
1162
Моя оценка:
-

подробнее

Штамм «Андромеда»

The Andromeda Strain

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

Исследовательский спутник падает неподалеку от тихого американского городка, выпуская на свободу смертельный вирус, который убивает всех подряд. Пока военные пытаются изолировать зону бедствия, команда лучших ученых в подземной лаборатории пытается раскрыть загадку смертельного вируса, которому присвоено кодовое имя «Андромеда»...

Роман вызвал сенсационный интерес — отчасти по той причине, что автор был молод, отчасти потому, что он сосредоточился на биологическом кризисе, в то время как большинство людей размышляли о ядерных конфликтах держав Земли. Автор в 1970-м стал знаменитостью.

Примечание:

В 2019 году Дэниел Уилсон опубликовал своё продолжение истории под названием «The Andromeda Evolution».

В русских изданиях романа отсутствует эпилог, перевод которого можно найти по адресу

https://medium.com/@LoadedDice/the-andromeda-stand-d3f9beabc81a

Эпилог восстановлен только в издании 2022 года.


Входит в:

— журнал «Неделя № 49 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 50 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 51 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 52 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 1 1970», 1970 г.

— журнал «Неделя № 2 1970», 1970 г.

— антологию «Andromeda almanah naučne fantastike sf2», 1977 г.

— антологию «Штамм Андромеды», 1991 г.

— сборник «Three Complete Novels», 1993 г.

— сборник «Michael Crichton Omnibus», 1994 г.

— сборник «The Michael Crichton Collection», 2000 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第2回 (1971) // Переводной роман

Экранизации:

«Штамм Андромеда» / «The Andromeda Strain» 1971, США, реж: Роберт Уайз

«Штамм «Андромеда»» / «The Andromeda Strain» 2008, США, реж: Микаэл Саломон



Похожие произведения:

 

 


Штамм «Андромеда»
1971 г.
Штамм Андромеды
1991 г.
Штамм «Андромеда». Человек-компьютер
1991 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Человек-терминал
1994 г.
Штамм «Андромеда»
1997 г.
Штамм «Андромеда»
2022 г.

Периодика:

«Неделя» № 49 1969
1969 г.
«Неделя» № 50 1969
1969 г.
«Неделя» № 51 1969
1969 г.
«Неделя» № 52 1969
1969 г.
«Неделя» № 1 1970
1970 г.
«Неделя» № 2 1970
1970 г.

Самиздат и фэнзины:

Штамм «Андромеда»
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Andromeda Strain
1969 г.
(английский)
The Andromeda Strain
1971 г.
(английский)
Andromedas celms
1973 г.
(латышский)
Andromedos štamas
1975 г.
(литовский)
Andromeda almanah naučne fantastike sf2
1977 г.
(сербохорватский )
Щамът Андромеда
1979 г.
(болгарский)
The Andromeda Strain. The Terminal Man. The Great Train Robbery
1993 г.
(английский)
O Enigma de Andrômeda
2018 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1969 году в США вышла первая книга за авторством Майкла Крайтона. Впрочем, для самого писателя это был уже далеко не дебют, а всего лишь первое произведение, выпущенное под собственным именем. До этого Крайтон публиковался исключительно под псевдонимами Джон Ланг и Джеффри Хадсон. В том же году роман «Штамм «Андромеда» перевели и издали в сокращенном виде на страницах газеты «Неделя», а уже в 1971 появилось первое полноценное издание.

К сожалению, причины столь быстрой локализации «дебютной книги молодого американца» были исключительно политическими. Советские деятели приняли писателя за левого антимилитариста, обличающего звериный оскал капиталистической военной машины и выступавшего против «пентагонизации науки». Соответственно, сам роман рассматривался как еще один инструмент в деле антиамериканской пропаганды. Чего стоит только потрясающее по красоте предисловие к первому советскому изданию книги, в котором ради красного словца события романа мало того что рассказаны на триста страниц вперед, так еще и перевернуты с ног на голову для создания у читателя подобающего впечатления о героях «Штамма».

В самих же Соединенных Штатах автора обвинили в прямо противоположных грехах. Встревоженная общественность стала корить Крайтона за то, что он подбрасывает военным перспективные идеи, которые могут быть приняты на вооружение Пентагоном. Истина же, как это часто бывает, крылась даже не посередине, а совершенно в другом месте.

По собственному признанию, при написании книги Крайтон думал о политических последствиях в последнюю очередь. Гораздо больше его волновали проблемы исключительно научного толка. Автор хотел донести мысль, что в природе существует особый вид кризисов, неважно, биологической или технологической природы, которые просто невозможно разрешить в том случае, если они-таки случились. Их можно только не допустить.

Сама же идея «Штамма» пришла к Крайтону еще в институте, когда он вычитал в одной научной работе довольно легкомысленный комментарий о том, что организмы, живущие в верхних слоях атмосферы, еще ни разу не использовались ни в одном научно-фантастическом произведении. Майкл несколько лет обдумывал, как лучше взяться за подобный проект, затем приступил к работе и отправил получившуюся рукопись своему тогдашнему редактору, Бобу Готтлибу. Тот неоднократно заставлял молодого автора переделывать текст, и именно он первым посоветовал использовать прием, ставший впоследствии фирменной чертой Крайтона, — сухой псевдодокументальный стиль повествования, как будто бы книга целиком и полностью основана на реальных событиях.

Редактор попал в яблочко. Роман стал бестселлером, а Крайтон проснулся знаменитым. Более того, в случае со «Штаммом» впервые проявилась еще одна характерная для автора черта – невероятное везение. Книга поступила в продажу всего за несколько недель до возвращения на Землю лунной экспедиции, и общественность тогда была крайне обеспокоена мыслью, что астронавты могли привезти с собой опасные лунные микроорганизмы. Подобные настроения только еще больше подогрели интерес к «Штамму», и Крайтона даже пригласили на телевидение обсудить опасения публики.

Прослеживаются в «Штамме» и другие черты фирменного стиля писателя. Автор очень тщательно подходит к созданию декораций, с мельчайшими подробностями описывает интерьеры секретных лабораторий, алгоритмы научных исследований и процедур. Сухим, но доступным языком он подробно рассказывает о различных научных проблемах и путях их решения, знакомит читателей с новейшими статьями и исследованиями и одновременно мастерски смешивает правду и вымысел. Дошло до того, что очень многие читатели приняли все, описанное в романе, за чистую монету. Впрочем, по словам самого Крайтона, когда несколько лет спустя в Голливуде купили права на экранизацию и приступили к съемкам, им не пришлось долго искать подходящих декораций, поскольку нашлись и подземные лаборатории, и специальные компьютерные программы, и биометрические охранные системы.

В «Штамме» автор очень много внимания уделил проработке характеров персонажей. Крайтон постарался сделать участников программы «Лесной пожар» максимально достоверными, живыми людьми, со своими достоинствами, недостатками, тараканами и скелетами в шкафу. Но вместе с тем в первую очередь его интересовал исключительно разразившийся кризис и попытки его решения. Сконцентрировавшись на идее о неизбежности выхода ситуации из-под контроля (гораздо позже схожие мысли будут звучать из уст Яна Малькольма в «Парке юрского периода»), Крайтон моментально обрывает повествование, как только добивается нужного результата. Таким образом, оказались обрублены несколько перспективных сюжетных линий. Герои очень много времени затратили на исследование «Андромеды» и попытки угадать, откуда она взялась, но в итоге тайна возникновения штамма так и осталась нераскрытой. Более того, автор настолько сильно спешил поставить точку, что в итоге с одними персонажами читатель вообще не успел попрощаться, а других оставил буквально на полуслове.

Еще одним минусом стало искусственное приглушение интриги. Поскольку книга написана в виде псевдодокументального исследования, Крайтон не раз намекал, описываемые события произошли за несколько лет до момента написания, поэтому все действия, ошибки и оплошности действующих лиц известны автору наперед, о чем он и спешит поделиться с читателями. Поступая так, однако, Майкл во-первых принижает важность текущего момента, а во-вторых, избавляет от необходимости переживать за того или иного персонажа, поскольку фразы типа «много недель спустя он вспоминал этот момент» недвусмысленно намекают, что герой благополучно пережил кризис.

Резюме: очень крепкий роман, в котором видны все фирменные черты Майкла Крайтона. Именно такие книги, как «Штамм «Андромеда» принесли автору любовь читателей, многомиллионные тиражи и звание отца технотриллера.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый роман Крайтона – праздничный воздушный шар для ученых, наполненный клаустрофобией, секретностью и слегка научной мишурой. По ощущениям – тот же Индиана Джонс или ранний Бонд, только танцует под музыку научного технотриллера. Ритм выдерживает не всегда. Но к «Штамму “Андромеда”» это традиционно не относят. Книга молодого доктора принята на ура, экранизирована и положена на полку с классикой.

Есть повод для праздника? Кажется, да: редкий мотив заражения из космоса подан не как прямолинейный экшен Гаррисоновской «Чумы из космоса», а как дегустация чего-то изысканного и камерного. Тайные правительственные программы, подземные лаборатории и липкое ощущение: а вдруг такое происходит в самом деле. А может уже было? Будоражит не меньше Тунгусского метеорита. Аутентичность – главная заслуга Майкла. Спасибо.

Это объективность семидесятых. А что сегодня?

Рассказ не захватывает как в 70-е. Технологии и научные данные успели потерять актуальность. Он устарел. Томная обволакивающая атмосфера – это интерес того, что творится на пике науки; что скрывает власть. Напряжение проходит, стоит коллегам собраться вместе. Будни. Легко забыть, что от их работы зависит жизнь на Земле. Мы с самого начала знаем, что все будет хорошо – и зачем было с первых же строк играть реквием по драматичность? Ради пущей «псевдодокументалистичности»? Странный размен.

У «Штамма “Андромеда”» удачная завязка, но никудышная драма, ни одного персонажа – лишь говорящие головы, провисание сюжета в середине, скудный язык и крупица «научпопа». Можно продолжать, но с точки зрения «Твердой» фантастики – это действительно классика со стружкой идей о том, чего человеку делать не стоит. У нас просто может не оказаться под рукой талантливой команды спасателей мира в белых халатах.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко старые книги остаются актуальными долгие годы после написания. Даже любители «Золотого века» фантастики обычно подчеркивают, что это — классика, с хорошими идеями и слогом, но уже мало относящаяся к настоящему времени.

Не таков роман «Штамм «Андромеда». Эта история фантастична только в том плане, что она еще не произошла. Но весь опыт последних десятилетий говорит нам, что это может случиться в любой момент, поскольку, мы, надеюсь, не прекратим свои исследования космоса и упорные поиски внеземной жизни. Или это может произойти из-за наших игр с генетикой. Или еще по какой другой причине. Важно другое: этот рассказ — об обратной стороне любого научного исследования, которое может таить не только эпохальные открытия, но и неведомые нам опасности, и поэтому роман еще не скоро утратит свою актуальность.

Сюжет простой и заезженный голливудскими фильмами последнего десятилетия: проект поиска в космосе новых форм жизни принес, наконец, результат. И, именно такой, на какой рассчитывали и были готовы, заранее построив для изучения новейший научный комплекс. Но никогда не бывает так, как планировалось, когда имеешь дело с силами природы: новая форма жизни оказалась крайне агрессивной и таящей множество сюрпризов, с неожиданными последствиями которых приходится разбираться команде ученых.

Вот эта команда и ее действия — самая сильная сторона романа. Большая часть истории посвящена тому, как происходит научный поиск, определяется единственная дорога, ведущая к открытию, предугадываются его последствия и разрабатываются методы по устранению нежелательных отклонений. Сегодня, когда наука не так популярна, эта часть книги — содержание и философия научного метода познания — должна стать настоящим открытием для молодых читателей.

И еще один нюанс. «Штамму «Андромеда» исключительно не повезло с экранизациями. Последняя из них превратила крепкую историю в бессмысленный и скучный набор штампов фильмов-катастроф. Поэтому не надо ориентироваться на эти поделки, а прочитайте книгу сами, если любите твердое НФ.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доигрались

***

По соотношение произведения\экранизации Майкла Крайтона мало кто обошел. И пусть у него не так много известных фильмов, о парочке слышали, скорее всего, почти все – «Парк Юрского периода» и «Штамм Андромеда». По крайней мере, обе экранизации не просто известны, но и снискали хорошую славу. Что ж, ниже пойдет речь о романе-основе для «Штамма».

Итак, вторая треть XX века, США. Штаты проводят поиски новых типов биологического оружия. Поскольку в соперниках у них советы, американцам приходится пойти на нечто совершенно неординарное. Они пытаются найти биологическое оружие в космосе. Смелая попытка, ничего не скажешь. Собственно, вокруг этого и строится сюжет. Сперва небольшой квест для завязки, затем технотриллер с биологическими выкладками.

Главными героями здесь выступают ученые, что не удивляет. Занятно, что команду из них подобрали очень разнообразную. Рядом с микробиологом, например, находится практикующий хирург. А почему бы и нет? Персонажи у Крайтона довольно условные, всё-таки главный фокус не на их характерах, а на их действиях. Поэтому не стоит ожидать от короткого романа выписанных характеров.

Действие в романе довольно волнообразное. Сперва что-то происходит, начинается драйв, затем небольшое провисание для анализа произошедшего, потом снова – драйв; анализ. Динамика при этом всё равно присутствует, скучать не приходится. Особенно в финальной трети, которая вообще зашкаливает по экшену.

Теперь об актуальности вопроса. «Штамму» уже более полувека, переизданий в РФ не было давно. Видимо, издатели считают, что книга ныне популярной не будет. А зря. Пусть в этой книге есть ЭВМ, нет сотовых, связь идет через полуживой телетайп, но при всём этом проблематика произведения очень злободневна. Речь даже не о бушующем ныне короновирусе. Власти стран не скрывают, что ведутся разработки биологического оружия. И насколько качественно все это проводится? Вряд ли мы узнаем ответ на этот вопрос. Крайтон же наглядно показывает, что учесть всё, даже если учли всё, невозможно. Увы, но он прав. И что, «штамм Андромеда» — это цена риска? Нехилая такая цена.

Заключение: роман «Штамм Андромеда» далеко не нов, но актуален и в наше время. Биологическая составляющая резко выделяет его на фоне твердой НФ. Навскидку, только Уоттс из современников пишет в этой канве. Сейчас популярна космическая НФ, в том числе контактная. Поэтому книга Крайтона не должна быть забыта.

9 штаммов из 10.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Штамм андромеда» был выпущен в 1969 году Крайтоном. В книге описывается принесенный спутником с земли инородный бактериологический организм (типа менингококков) и методах борьбы и контаминации его.

В романе подробно расписывается пятиярусная структура чистого помещения, созданного заранее для борьбы с инфекциями. В котором 1 уровень самый грязный, 5 самый чистый, и значительная часть книги описывает методы дезинфекции сотрудников, которые возрастают от грязного к чистому.

Сейчас, как люди, которые знакомы с методами строительства и эксплуатации стерильных помещений, с улыбкой читаем о методах и способах, например, о методах стерилизации, которые он берет за основу.

Тем не менее, на улице 1967-1968 год, когда он пишет роман. Люди только-только за 10 лет до этого запустили спутник (1957) и осознали, что должны быть нормы чистоты, и только в 1961 впервые построено первое чистое помещение с ламинарным (однонаправленным) воздушным потоком. Только в середине 60-х идет внедрение чистых помещений в медицине производстве лекарственных средств и изделий медицинской техники. Если ранее стерильные помещения оценивались только одним критерием — количеству частиц на 1 м3 воздуха, то только в 60-е вводится требование о «биологически» чистых помещениях, где чистота воздуха оценивается по 2 параметрам — число частиц и число микроорганизмов. Тогда же появляются в конце 60-х первые GMP (Good Manufacturing Practice), которыми руководствуются и по сей день. Российский стандарт, являющийся калькой с международного ISO — ГОСТ Р ИСО 14644 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды» также является руководством в РФ.

В настоящее время уже более 60 лет оценка так и проводится по 2 критериями (количество частиц на литр и количество микроорганизмов (КОЕ) по смыву с поверхностей и по количеству КОЕ в воздухе на литр)

Крайтон выразил в своей книге боязнь человечества научных достижений (под этой сверхсекретной 5-уровневой лабораторией заложен ядерный заряд, постоянная опасность ядерных ударов и взаимного уничтожения также проходит красной нитью в книге), но также он и в который раз подтвердил свою научную осведомленность и подкованность в знании научного базиса (как это было в произведении «Пожиратели мертвых»).

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне показалось, что автор достаточно странно решил поиграться с читателем, на первых страницах же показав ему конфетку и забыть о ней до середины. Зачем так делать? С одной стороны загадочная вирусная катастрофа внеземного происхождения, а с другой занудное знакомство с героями в банальных ситуациях.

Не могу не отметить излишнее спекулирование фактором неудачи, когда в таком небольшом произведении всего за несколько десятков страниц происходят 3-4 неконтролируемых события, которые значительно влияют на происходящее. То кто-то недолистал страничку, а там отгадка, то кого-то отвлекли в нужный момент и он недосмотрел, то бумажечка случайно замялась и теперь атомная бомба не взорвется! Это очень странно. Нехватка воображения?

Ну и конец... я бы сказал, что он ужасен, но его просто нет. Штамм просто обрывается. Да, может и в жизни было бы также, этим напоминает «Войну миров» кстати, но нельзя же так подводить под самую опасную опасность, а потом просто все бросить и уйти! Дескать, само разрешилось.

Прочитал «Штамм Андромеда» и «Человек-компьютер» этого автора и оба мне не зашли по абсолютно одинаковым причинам. Скомканные концы, отсутствие общей идеи или выводов из происходящего. Ну вот странный вирус убивает людей, ученые его исследуют и что? Он сам себя обезопасил. Суета, которая не нужна для решения проблемы. А вот надо провести лечение очень агрессивному и опасному пациенту, врачи делают уникальную операцию на мозгах и... ничего не меняется. Зачем все это было? Какой вывод? Все зло в мире от яйцеголовых? Наука не нужна, ибо от нее одни проблемы?

В итоге сюжет закручивается вокруг интересных событий, которые могут изменить мир, но из этого ничего не получается. Все как-то мелковато и слишком локально.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр книги несомненно научная фантастика, и упор автор делает именно на научность, фантастика присутствует, но в незначительных количествах. Что в романе фантастичного? Неземное происхождение «Андромеды» и, в некоторой степени, оборудование и атмосфера происходящего на секретной базе «Лесного пожара». Причем вся описанная техника, исследовательская аппаратура и прочее на самом деле большей частью реальны для того времени. Фантастичность заключается во-первых в том, что для того времени вся эта техника действительно была на грани фантастики, а во-вторых в том, как все это описывает автор. За научность отвечают многочисленные термины и теории, плюс несколько графиков, рисунков и чертежей. Если делается какой-либо анализ, то от Крайтона вполне можно ожидать, размещения таблицы с результатами. Это делает книгу одновременно и более реалистичной и в тоже время более фантастичной. Подобное количество науки я встречал только у нашего Головачева, но у него она менее реальна и больше оторвана от действительности. Крайтон рассказывает о том, что сейчас понятно каждому: ДНК, генотипы и т.п. Вроде бы все и заумно местами, но автор дает всему подробное объяснение, так что путаться особенно не придется.

Крайтону свойственно постепенное наращивание действия, с каждой прочитанной страницей читатель ощущает все более нарастающее напряжение. Все это эффектно усиливается таинственным происхождением смертоносного микроорганизма, над разгадкой природы которого и бьются ученые. Но. В «Штамме «Андромеда» заканчивается все банально. Мне это сильно не понравилось. Была ведь интереснейшая теория о происхождении и назначении штамма, но автор оставил ее в стороне. Полученный «узел» автор просто взял и разрубил, а не расплел до конца, как стоило бы это сделать. Есть в книге несколько интересных идей, мне, например, понравилась гипотеза решающего голоса, о том, какая категория людей принимает более правильные решения в чрезвычайных ситуациях.Характеры главных героев романа проработаны довольно поверхностно, каждый из них – это типичный ученый, со свойственными этому классу людей типом поведения.

Итог: Качественная научная фантастика с уклоном в достоверность и реальность происходящего.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Биофантастика ближнего прицела. Новый для меня жанр и малопонятный. В отличие от космофантастики такого же дальнодействия, где детально описывается внутренняя обстановка космических кораблей, различные агрегаты и устройства, приводятся чуть ли не чертежи скафандров и радаров, в данном произведении столь же скрупулёзно рассматривается биохимическая лаборатория высшей защиты, предназначенная для изучения микроорганизмов.

Попутно я много чего узнал о ацидозе (да и вообще о кислотно-щелочном балансе крови), влиянию на организм денатурата, приступе эпилепсии и многом другом из медицины и бактериологии.

И я автора понимаю. Как Хайнлайну было важно описать удобный космический скафандр (недаром он ими и занимался в реальной жизни), так, видимо, и Крайтону было важно донести до медиков, учёных и военных свои мысли по обустройству это самой подземной лаборатории. Да и вообще по бактериологической/вирусной угрозе из космоса.

Увы-увы, но автор настолько углубился в науку, что потерял интригу (вернее, загрузил меня как читателя настолько, что я перестал понимать, в чём соль расследования) и слил финал. Это нехорошо.

Понимая это, автор решил «поддать газку» и, плюнув на основной сюжет (хрен с ним, с вирусом, само как-нибудь рассосётся!), закрутил динамику последних страниц вокруг предотвращения ядерного взрыва в лаборатории. И это совсем грустно. Потому что автор ничего не приготовил для этой истории.

Дал в начале два ключа и мысль о том, что холостяки примут более верное решение, не подорваться ли им с друганами. Но:

1) нет метаний/сомнений

2) нет противопоставления холостяка и нехолостяка

3) нет психологических портретов никого, кроме эпилептика (а он-то как раз и не принял участие в сюжете, сразу в обморок упал)

Да и вообще, история о самоподрыве тянет на отдельный роман, желательно с любовной линией, с трогательными звонками на волю жёнам и матерям и т.п., а не беглому ползанию по трубе на пару страничек.

Получается, что как писателю Крайтону стоит поставить тройку (из пяти), но как фантасту, как придумщику, обстоятельному и детальному, чистые пять!

Итого: 4 (то есть 8 по местному счёту)

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий роман.

Чрезвычайно быстрое издание русской версии романа Крайтона в СССР (1971) привело к появлению двух интересных мнений: одни причислили автора к людям радикального, антиамериканского толка, а другие ополчились на него за то, что он… выдает правительственные секреты и новые идеи биологического оружия!

На своем сайте автор указывает, что он руководствовался чисто научными принципами при написании романа – он построил вымышленный пример научного кризиса, при котором технологические ошибки людей могут привести к такой катастрофической ситуации, когда процессом невозможно будет управлять. Другой пример (реальный) – разлив нефти в Мексиканском заливе.

Эти кризисы, как показал Крайтон, происходят независимо от конкретных людей, вовлеченных в науку.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Золотой образец научного триллера. Всю книгу микробиологи сидят в лаборатории и исследуют опасный микроорганизм, случайно занесенный на Землю с упавшим спутником. Стиль — подчеркнуто сухой, псевдодокументалистский. Провели такой-то эксперимент, получили такие-то результаты. Три страницы цифр, диаграмма, обсуждение диаграммы. При этом оторваться от книги вообще невозможно (слава богу, что короткая!)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Майкл Крайтон — настоящий человек эпохи Возрождения нашего времени. Он и сценарист, и писатель, и постановщик, и продюсер и даже PhD в области медицины. Последнее и сыграло, вероятно, свою роль в создании первого популярного и подписанного собственным именем романа автора — «Штамм Андромеда».

Andromeda Strain — это производственный технотриллер о пятерых учёных, запертых в секретной лаборатории для работы с вирусом, упавшим вместе со спутником. Медицинско-производственная часть, особенно для времени создания, описана очень классно, в меру детально. Технологически-триллерная часть тоже не подкачала — ощущение тревоги и потенциального выброса смертельного возбудителя очень увлекает. Плюс, конечно, главная интрига о механизмах действия заразы извне и его свойствах держится очень неплохо.

А вот художественно, конечно, это не шибко интересное чтиво. Герои плосковаты, диалоги дежурны, деталей и проработки маловато. Но читать можно и при любви к жанру даже нужно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Твёрдая как гранит научная фантастика. Одна из самых твёрдых, что мне доводилось читать. Не без изъяна, конечно, но мне понравилось.

Крайтон рисует технократическое общество, где мнение учёного имеет вес не только в глазах общественности, но и в политических кругах. Настолько, что политики передают в руки учёных пусть и тактическое, но ядерное оружие. Причём, решение о применении и сама «красная кнопка» находятся в зоне ответственности сугубо гражданских учёных. Чего в реальности, как мне кажется, не будет никогда. Можно порассуждать об утопии, однако итог будет неизменным.

Тут вот в отзывах многие пишут, что герои безликие, картонные. Да, отчасти это так. Однако по меркам современной среднестатистической фантастики, «в среднем по больнице» герои Крайтона более чем выпуклые и яркие. Да, в принципе, если брать даже мэтров вроде Кларка или Азимова, то и тут можно поспорить. Так что, роман не только строго научно-фантастичен, но и вполне себе продуман с точки зрения психологии.

Если говорить о многочисленных и развёрнутых отступлениях, в которых рассказывается об истории науки, о достижениях, об устройстве подземной лаборатории, то это, конечно, на любителя. Кому-то они могут показаться скучными и необязательными, но мне, например, очень даже пришлись по вкусу. Научпоп, введённый в художественное произведение, — это отличный приём. Пробуждает интерес к предмету вопроса, к прочтению статей по теме.

Ну, и наконец, насколько понимаю, фирменная фишка Крайтона. Мысль о том, что всего предусмотреть невозможно. Что даже самыми компетентными людьмо рано или поздно будет допущена ошибка. В данном романе идея сверкнула не раз, причём зачастую в решающих моментах. Технические ошибки и когнитивные заблуждения в книге не только заставляют героев блуждать во тьме, но и наоборот — спасают от неправильных, преждевременных решений и действий.

В целом, роман оставил приятное впечатление, захватывает, временами оторваться от чтения попросту невозможно. Добротная книга, которую можно рекомендовать широкому кругу читателей. И не только любителям научной фантастики.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Суровые будни конца 60х. Человечество уже знакомо с космосом и вовсю планирует использовать его в своих целях, в том числе и военных. И вот одно из правительственных подразделений реализует программу «Скуп» — исследование микроорганизмов в «ближнем космосе» при помощи спутников, поскольку своя, «земная живность», уже не удовлетворяют спросу военных — им бы всего побольше, да по-забористее. И все бы ничего, если бы один спутник не упал...

В целом рассказ интересен и идеей и сюжетом, но при прочтении вызвал множество противоположных чувств, которые постараюсь объяснить далее.

Общей характеристикой романа я бы назвал — реализм — несмотря на классификацию произведения как фантастика — безусловно, здесь есть доля фантастики, но бОльшая часть вполне реальна, в том числе возможности и опасения описываемого времени. Это придало особенную изюминку рассказу, но в то же время породило вопросы «А действительно ли так было (бы)?», ответ на которые не всегда говорил в его пользу. Критическая ситуация, создание рабочей группы, быстрое развертывание и исследование объекта, заранее продуманные программы на все случаи и варианты — все это создает ощущение некой гордости за человечество, за его решительность и предусмотрительность, готовность к встрече с внеземной жизнью, что несомненно идет только в плюс произведению.

Однако в романе присутствует большое количество второстепенных фактов, объяснений, каких-то рассказов — безусловно связанных с общим ходом событий, но явственно излишних. По мне, так привычка автора — сначала сказать, что «дважды два равно четыре», а потом «травить байки» о том как, кто и когда это доказывал и какие события были связаны с этим — отрицательно сказалась на всем произведении, особенно когда автор еще не успел заинтересовать тебя сюжетом или он неясен, когда ты еще не впиваешься глазами в книгу, жадно поглощая страницу за страницей. Оно все интересно, но когда само выражение «дважды два равно четыре» является маленькой песчинкой в общей песочнице, а связанные с ней «байки» не влияют на ход развития сюжета и их можно смело пропускать — это выглядит дико, так как фактически 60% произведения можно «читать по диагонали». Вообще обилие фактов и теорий создает ощущение, что ты читаешь некий учебник или лекции профессора, который на старости лет любит поболтать и пытается заинтересовать своих студентов, приукрасив лекционный материал то там, то сям, добавив жизненных историй и немного воображения. Если же говорить грубо — то в романе много «воды», которая добавлялась, такое ощущение, для объема.

Другим отрицательным моментом для себя отметил использование автором «предсказаний» сюжета — под конец очередной главы, после высказывания какого-либо мнения или предположения одним из главных героев, он раз и вставит «... но как окажется позже, он был не прав» или на подобии. Зачем?.. Если до того момента «будущего» еще читать страниц 10 романа, для чего предсказывать его развитие? И ведь таких моментов несколько в середине произведения. Также не оставляет равнодушным описание пятиуровневой базы с ее степенями стерильности — так и остался без ответа немой вопрос «А для чего вообще нужно было принимать различный душ 10 раз, несколько ванн, подвергаться различным облучениям, проводить обследования, использовать лекарства и ректальные свечи — для входа на последний уровень, если на нем они, по-сути, только живут, а все исследования делают в стерильных костюмах и изолированных лабораториях, исключающих контакт с зараженным объектом?» А от «центральной шахты» базы и вовсе впал в недоумение — если в нее легко попасть, она соединяет все уровни и выходит наружу, и, более того, предполагается, что в нее может попасть-сбежать крыса (что уж говорить о микроорганизмах тогда) — о какой стерильности и изолированности объекта вообще может идти речь? Высосано из пальца и притянуто за уши.

В итоге читать можно, но не цепляет.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

По тем временам — шедевр, даже без поправки на дебютный роман; представляю, как это читалось в эпоху, когда компьютеры были роскошью и редкостью, а о биотехнологиях вообще мало кто слышал. Концовка слегонца читтерская (опущенный в русском издании эпилог усиливает такое впечатление), но в ней нет ничего принципиально неправдоподобного. Заезженной она кажется лишь тем, кому лень посмотреть на год написания книги.

В плане атмосферы напоминает фильм «Эпидемия» с Дастином Хоффманом. Некоторые сюжетные ходы картины кажутся напрямую заимствованными у Крайтона.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень серьезная и нужная вещь! Роман потрясает своей реалистичностью и профессионализмом описанного! И если в момент написания- это была фантастика, то теперь вспоминая все эти вирусы Эбола, ВИЧ, свинной и птичий гриппы, роман воспринимается как жесткий реализм нынешних дней! Автору блестяще удались все составляющие бестселлера: сюжет, с нарастающим напряжением и интригой, неослабевающей до последних страниц, великолепно поданные персонажи и герои, психология людей внутри секретного объекта, Ооочень профессиональное описание производственных моментов! Читая этот роман, понимаешь главное переживание Крайтона, которое встречается в его произведениях неоднократно- как хрупка та грань, которая отделяет цивилизацию от хаоса и как беззащитно человечество перед неведомыми опасностями! А мы все, как малые дети, играемся со спичками( то вирусы новые пытаемся вывести, то в геном залезть, то коллайдер запустить пытаемся) и мним себя Хозяевами Мироздания! Надо обязательно читать такие романы, действуют отрезвляюще на буйны головы!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх