fantlab ru

Карлос Руис Сафон «Марина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
202
Моя оценка:
-

подробнее

Марина

Marina

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Таинственная Барселона конца 70-х. Подросток по имени Оскар попадает в заброшенный дом на окраине некогда роскошного квартала и знакомится с его обитателями — такими же осколками былого величия, как и их жилище. Вместе с призраками прошлого воскресает и городская легенда — страшная и трагичная история человека гениального и одержимого, изменившего множество судеб. Только вот легенда ли это?

Примечание:

В сети есть любительские переводы.


Номинации на премии:


номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2012 // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Марина
2015 г.
Марина
2018 г.
Марина
2019 г.

Аудиокниги:

Марина
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Marina
2008 г.
(испанский)
Marina
2009 г.
(испанский)
Marina
2021 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

10.02.2024. Марина. Карлос Руис Сафон. 1999 год.

Барселона конец семидесятых годов. Оскар Драй любит побродить по городу, вырвавшись из стен школы-интерната. Одним сентябрьским вечером во время прогулки он натыкается на таинственный особняк. Услышав звуки фортепиано, доносящиеся из дома, подросток как зачарованный пробирается внутрь. Не только пробирается, но и забирает найденные золотые карманные часы. Эти события и послужили началом знакомства Оскара и Марины.

Открыв книгу, читатель получает историю первой любви в окружении Барселоны и мистики.

Благодарю красивому и изящному повествованию, роман читается легко и приятно, а из-за небольшого размера произведение проглатывается на одном дыхании.

И без того отличное погружение в атмосферу книги дополняется описанием Барселоны. При прочтении хорошо ощущается то, как автор любит этот город, и что у него у самого с ним связано много эмоциональных воспоминаний.

Весьма увлекательны вышли и главные герои произведения (второстепенных же скорее можно отнести к атмосфере, чем к полноценным персонажам). Хорошо показана их история дружбы и любви, как эти чувства проходят испытания сверхъестественными и естественными факторами.

Хоть сюжет интересен и части его преподнесены в виде кусочков пазла, которые рассказываются разными персонажами, ему не хватает объёмности. Из-за этого возникает какая-то жанровая неопределенность, то ли это мистика, то ли это детектив, то ли триллер, то ли все это опять лишь часть атмосферы. Хотелось бы все же увидеть более подробную историю и большую проработку второстепенных героев.

По итогам, вполне добротная книга, которую не только приятно прочитать самому, но не менее приятно посоветовать кому-либо.

7 из 10.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё отношение к книге менялось по мере прослушивания. Во время первой половины я относилась к роману прохладно. В «Марине» я видела слабую, бледную копию «Тени ветра». Первая любовь главного героя, печальная судьба родителей Марины, мрачная тайна из прошлого. Ближе к концу книги, когда была обрисована полная история Марины, я больше ей прониклась. Но всё равно в целом роман для меня выглядит несколько сумбурным. Чего-то мне не хватило.

Вообще у меня сложилось такое чувство, будто Сафону понравились определённые сюжетные ходы, используемые в данном романе. Поэтому он их дописал, развил до большей масштабности и получился цикл «Кладбище забытых книг».

По поводу того, что сам Сафон любил «Марину» больше всего в своём творчестве: возможно он вкладывал свои собственные переживания в историю героев. Но это исключительно предположение.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было странно, страшно, но одновременно пугающе-захватывще. В эту книгу я будто провалился, натянув на меня маску главного героя Оскара, смотря на чарующий город Барселоны его глазами, проживая с ним каждый момент этой трагической истории.

В один самый обычный день из города бесследно пропадает парень. Знакомые сбились с ног, чтобы его найти, полиция рыщет по всем закоулкам, но вот спустя несколько дней он появился на вокзале и, когда к нему подошел полицейский, рассказал ему историю Михаила Колвеника и Марины.

И вот честно — это было атмосферно. Все начинается вполне себе тихо и спокойно, но спираль закружилась, уводя с собой читателя все глубже и глубже в тайны Барселоны, в секреты прекрасной Евы и гениального Михаила. И до самого конца ты нетерпеливо перелистываешь страницы, а в конец ты просто не веришь...

Сафон — гениальный писатель. Конечно, если вы уже читали Тень ветра, то вы не получите здесь прекрасного слога. Нет, здесь стиль простоват, но если учесть, что герою 15 лет, то все вопросы исчезают. А так все на месте — и взросление, и осознание любви (Господи, как же я люблю такие вот любовные линии... Сафон истинный гений!), и даже страшная тайна, сокрытая глубоко в городе, и погони, и пожары, и потери...

«Марина» — это целая жизнь. И в конце, на самой последней странице Оскар уже не кажется 15-летним беззаботным мальчишкой. Нет, то, что он повидал, оставило отпечаток в его душе.

Конечно, поначалу дико хочется продолжения, но потом понимаешь что книга закончилась в правильном месте.

Очень рекомендую, Сафон сам говорил, что «Марина» — его любимая книга. И только прочтя ее, понимаешь — почему.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивое произведение. Это, пожалуй, самое верное, что я могу сказать о своём восприятии. Атмосфера старой Барселоны, атмосфера тайны и мистики, нежная дружба между Оскаром и Мариной — всё это автору удалось прекрасно. Сюжет же, мне кажется, здесь в большей степени условность. Это «расследование», которое проводят Марина и Оскар, ни в коем случае не следует воспринимать как детективный сюжет. Слишком легко героям всё даётся, слишком много совпадений, притянутостей за уши и даже нелепостей, и слишком мало рациональных объяснений (рационального вообще в книге не много). Но в случае «Марины» главное не «что», а «как». Красиво.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга – маленький шедевр. Бесконечно лиричная, переливающаяся самыми разными чувствами и красками, от нежности до отвращения и страха, от счастья и радости до горьких слез, она ведет свою историю, нанизывая на нее целый ряд других. Каждая бусинка на этом ожерелье запоминается, каждая трагедия так или иначе затронет читателя, если он не последний сухарь, каждый персонаж заставит в чем-то сопереживать. Финальные главы читаются с комком в горле, все светлые и счастливые моменты испаряются из памяти, когда мы узнаем то, о чем должны были догадаться. Это больно, это неожиданно, это в какой-то степени подло, но это и нужно, ведь именно так произведения и остаются в памяти надолго. А ведь «Марина» еще и совершенно прекрасно, чутко, нежно и с каким-то очень-очень теплым, душевным очарованием написана. Сафону здорово удались описания, характеры, истории, то чувство, будто читаешь русскую классику, оно действительно есть, и его не портят хоррорные моменты, при этом «Марина» не страдает от многочисленных философствований или унылых дум и самоопределения в мире, чем грешна большая часть прозы 18-19-го века, изучаемой в школе. Живая классика века 20-го вполне в ногу со временем включает в себя помимо отличной истории и не менее отличного слога элементы детектива и хоррора, причем они настолько органично вписываются, что даже не задумываешься о неуместности, тем более, что в рамках сюжета все очень хорошо обосновано. Зачатки философских проблем здесь тоже есть, но они больше уступают место странным на первый взгляд парадоксам вроде «Мы помним только то, чего никогда не было». Просто надо оценить фразу, ее смысл, и понять, с каким настроением и чувством ты читал ее в начале книги, а с каким – в конце. Разбив все повествование на отрывки, так или иначе связанные с воспоминаниями людей, Сафон в конце заставляет пересмотреть многое из того, как начиналась история. И это здорово, так как я точно буду перечитывать данный маленький бриллиант.

P.S. Года два назад посмотрел мексиканский фильм, который по схеме воздействия на зрителя очень схож с «Мариной». И перекликается с ее историей. Называется «Инструкции не прилагаются», и смотреть его рекомендую с субтитрами.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения, даже не во время, а почему то именно тогда, когда я закончила книгу я поймала себя на мысли — как хорошо, что я не читала её ночью :)

В целом книга не страшная! Но иногда бывают такие моменты, что прям брррр! А особенно, как представишь! Оооо!

История дружбы, пусть короткой, но такой сильной Оскара и Марины. Вместе им пришлось пройти через такое, куда не каждый согласится пойти! И ведь за эту тайну взялись дети! И пришлось столкнуться со всем — детям! И завершили это всё те же дети...

У книге есть всё! Детектив! Приключения! Мистика! Ужасы! Семейные тайны! И слезы... Читая конец книги у меня ком в горле стоял, настолько цепляет всё происходящее....

К книге я приступала с предвзятым мнением — увы, первое знакомство с данным автором прошло крайне неудачно... И что я получила? Захватившую книгу, которая очень сильно зацепила душу...

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стиль Автора узнаваем, он себе не изменяет и вновь уделяет много внимания своему любимому городу Барселоне. И не только потому, что действие истории происходит в этом городе – мне видится, что Барселона полноправный персонаж сюжета: её здания видно из каждого окна, её улочки, улицы и проспекты постоянно фигурируют в рассказе главного героя, с вершины холмов видно, как просторно и стройно расстилается она внизу, солнце всходит и заходит за крыши домов... Барселона во всём. И Автор говорит о ней с любовью, легко и благодарно.

А сам сюжет довольно прямолинеен. Меня, к сожалению, он мало чем удивил. Даже и не знаю, как стройно это объяснить. Действие начинается вдруг – Оскар и Марина ввязываются в него и в расследование, которое к ним не имеет никакого отношения. Так могут поступить только дети. Но дальше я вижу, что они размышляют, задают вопросы, да попросту ведут допросы совсем ни как маленькие дети, а вполне взрослые люди. Да и чувства друг к другу испытывают вполне серьёзные. К некоторым серьёзным деталям Автор и вовсе не возвращается: ну разгромили кухню в школе, ну перебили там всю посуду, ну разбили дверь в комнате Оскара – никому до этого дела нет, никто даже и не спрашивает в чём дело и откуда на подоконнике кровь.

Мне не хватило глубины истории, хотя Автор и посвящает довольно подробно в прошлое каждого персонажа, от чего они выглядят довольно полновесными и интересными. Не хватило той глубины, чтобы классифицировать роман по сюжету: для мистики слишком мало, да и для хоррора не дотягивает. И главное – в этой истории нет ни одного счастливого персонажа. Грустно как–то.

Но что действительно у Автора получилось – это первая и такая сильная и глубокая, но очень короткая влюблённость Оскара. Хотя нет, она с ним останется на всю жизнь, он навсегда останется заложником этой влюблённости. За него и невероятно грусно и радостно, что Оскару выпало испытать такое сильное чувство. Эта боль навсегда останется в сердце, как осколок и будет постоянно саднить. Первое горе, испытанное Оскаром в жизни, что все происшествия, что произошли с ним в старом доме среди марионеток, в недостроенном театре, в подземельях города – оказываются не страшными, не опасными и очень далёкими. Это горе, от которого он вынужден был бежать ,,без отдыха по людным улицам среди чужих лиц, которым не было дела до моего горя. Вокруг меня был мир, который не знал о Марине и не нуждался в ней. Мир, в котором ее судьба значила меньше, чем дождинка, падающая на асфальт из тучи''©. Но для Оскара Марина оказалась самой жизнью. И эта линия Автору удалась. Она заставила волноваться, сопереживать и сожалеть, что всё вышло вот так.

А сам роман читается очень легко и быстро, так как сюжет не останавливается и не даёт скучать даже тогда, когда Автор описывает свой город. Но всё же от Автора ,,Тени ветра'' мне ожидалось чего–то более глубокого и серьёзного.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман стал первым, который я прочитала у Сафона. «Марина» вызвала очень яркие и положительные впечатления. Что касается самого романа, он окутает вас обворожительной атмосферой Барселоны. «Марина» — это лирическая песня о дружбе и любви, звучащая сквозь городские ужасы, мистику и трагедии. «Марина» будет держать вас на одном дыхании до самого конца. Повествование в романе идет легко и изящно, но если вы решили, что это детская сказка, то вас ждет необычный поворот. Книга пропитана готическим стилем — старинное кладбище, могилы, улицы, петляющие во мраке, заброшенные дома, ожившие марионетки, безумные врачи и их опыты, дама под черной вуалью, шорохи и тени, пожары и смерть – все кажется настолько реальным, что мурашки не раз пробегали по коже. При этом как лучик света держит вас от этой тьмы дыхание любви. «Марина» — это добрая страшная книга, которая затянет вас в один миг.

История Оскара и Марины стала для меня настолько близкой, что проникла в сердце и душу. Их характеры, поступки и мысли так раскрыты, что невольно начинаешь сопереживать героям и в груди появляется тянущее чувство привязанности. Я рада, что причитала этот роман. Несмотря на кажущуюся предсказуемость истории, неизбежность событий, этот роман не так прост, как кажется с первого взгляда. Переплетение мистики, приключений и драмы не должны оставить равнодушными никого. Очень жаль, что нельзя вернуться назад и прочитать книгу еще раз, хотелось бы заново почувствовать все эмоции, которыми наполнила меня «Марина».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать было действительно приятно — к стилю у меня претензий не было, всё описано красиво, даже воздушно. Если изъяны в этом направлении и есть, то они попросту теряются в этом плавном течении повествования. Точно так же и с персонажами и описаниями — всё хорошо и по-живому. В процессе чтения действительно погружаешься в эту сентиментальную атмосферу, столь напоминающую сказку, но сказкой «Марину» я бы не назвал.

И если по ходу чтения всё устраивало, после окончания появилось сильное ощущение, что всё-таки чего-то не хватало. Может, это связано с тем, что персонажи не отличаются особой глубиной, но я бы сказал, что оно здесь и не требуется, ведь книга не про это. Более вероятно, причиной является то, что книгу можно поделить на две части — драму и хоррор, и если рассматривать их по отдельности, то как-то выходит, что ничего особенного они из себя не представляют. Драме сильно мешает начало с конца, присутствующее в книге: сложно полностью влиться в происходящее, если в общих чертах знаешь, чем всё закончится. Хоррор же получился каким-то типичным, даже киношным, но всё-таки в первую очередь предсказуемым.

И несмотря на всё это книга заслуживает внимания, всё-таки стиль искупает многое. Если хочется чего-то лиричного, немного грустного, но не слишком тяжёлого, «Марина» будет отличным выбором.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых же страниц очень не понравился язык. Не знаю, кого здесь винить в первую очередь, автора, переводчика или обоих сразу, но в Марине язык скачет от практически машинописного текста («я встал. Подошел к двери. потянул за ручку. Дверь открвлась». Слегка утрированно, но встречается часто) до запредельной экспрессии. Причем, в обоих случаях налицо незрелость автора как писателя. То он походит на безымянного писаку, которому поручили новелизацию, и Сафон хреначит обзац рубленных коротких предложений, брезгуя причастными и деепричастными оборотами, сложными предложениями, вообще какими-либо украшениями текста. То он все делает полностью наоборот — текст плещет экспресией, все обязательно в превосходных степенях. Если ударился, то боль пронзила все тело, холодно обязательно так, что пальцев не чувствуешь, красива как ангел и не меньше. И выходит, что в первом случае читать просто скучно, так как это обычный набор сухой информации, то во втором от брызжущих эмоций становится неприятно. К тому же, если далее и будет какой-то эпизод, где автор захочет поднять эмоциональную планку, создать кульминацию, то у меня есть сомнения в реализации.

с персонажами все тоже достаточно плохо. Титульная Марина, которая оказывается чуть ли не второстепеныым персонажем, таинственна, красива, девушка-загадка. Это едиственное, что ввзывает аналогии с Дитем Света, но порой образ чистоты и возвышенности рушится оборотами в духе «Марина прошипела». А вот сам Оскар даже на персонажа не тянет. Он имеет замашки клептомана-идиота (я не украл, я случайно, я не хотел, простите меня), и напару с Мариной любят просто так попадать в неприятности.

Об этом даже отдельно стоит сказать. Все произошедшее даже на высоссанное из пальца не тянет. Герои вляпываются в дерьмо не из-за любопытсва, сложившихся обстоятельств или еще чего. Мотивации ноль, события происходят просто потому что. Я художник, я так вижу. За три раза Марина вычислила алгоритм незнакомки, зачем-то пошли следить блаблабла. Старый хрыч непонятно с чего решил рассказать незнакомцу городскую легенду (еще один вопрос почему Оскар ничего не знал о таком известном событии его города, по которому он очень любит гулять) и все в таком духе. Мне непонятны причины столь частой разбивки на главы, кроме как неумение автора логично и цельно выстроить все его флешбеки и отступления.

В общем, я понятия не имею, где люди видят в Марине сказку. Посредственная драма вперемешку с позорной мистикой с франкенштейном от неумеющего писать автора.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано мастерски, такой винтажный виртуозный стиль, собирающий по кирпичикам атмосферу той самой «таинственной Барселоны». Руины величественных особняков, анахроничные кареты, граммофоны, магия живописи, фарфоровая посуда и горячий бульон в промозглый вечер...

Хоррор густой как мед, и я как назло в основном читал ночью, когда темно и тихо должно быть, но вот в трубах что-то посвистывает, в углах что-то скребется, потрескивают стекла на балконе от ветра (от ветра ведь, ОТ ВЕТРА, ДА?).

Превосходно и тщательно выписанные характеры в духе лучших русских классиков рассказывают богатые на события и детали истории жизни. Акцент в книге идет на две главных линии отношений, окруженных стайкой судеб рангом поменьше, но не менее глубоких. Чувствуешь кожей трепет встречи двух одиноких подростков, трагедию гения, чья жизнь пошла в ад по благим намерениям, отчима, чья кривоватая забота в полной мере отразилась на образе приемной дочери и др.

То, что кажется поначалу подростковым наивняком отчасти им и является, и в этом есть свой девственный шарм, но порой происходящее превращается в мрачный готический триллер. Вот как написано в биографии автора «смесь детектива, приключения, мистики и хоррора» вот так и есть, и абсолютно заслуженное «Сафон — самобытный автор».

Он также задает читателю философские вопросы, касающиеся воспоминаний нашей жизни, их роли и значения, серьезные вопросы о религии, противостоянии человеческой и природной сути, о характере необъяснимых вещей, как с ними бороться и вообще стоит ли. Вопросы, которые будут актуальны всегда.

Пару раз я сомневался в мотивации подростков (зачем, Оскар, ЗАЧЕМ ты туда лезешь, там же СТРАШНО), некоторые сцены казались излишне гротескными и неприятными, но это мелочи по сравнению с тем, сколько всего автору удалось вложить в столь короткое произведение. В это жуткое до дрожи, трогательное до слез приключение, таинственно мерцающее в свете фонарей ночной Барселоны.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юношеские воспоминания вкупе с оригинальным и что более важно колоритным языком, прекрасно передают дух Барселоны конца двадцатого века. Все эти незнакомые названия улиц и достопримечательностей, большую часть которых вряд ли найдешь в путеводителях, так и норовят стать явью, одним словом — оживают на страницах. Конечно же, не без помощи своеобразных и живых описаний(а в них и сравнений), рукой и мысленным взором автора. Следующим летом лечу в Барселону, да.

Марина, Герман, Михаил, Виктор — и все остальные персонажи, будто и правда жили в те годы в Барселоне. Настолько хорошо прописаны их истории и судьбы, что ненароком задумываешься: а не поместил ли автор в свой роман реальных людей, а именно — людей, с которыми он был знаком еще будучи юношей, проживающим в Барселоне.

Что до сказки, то она трогичная, и норовит напугать даже малейшим шорохом. Собственно, что есть приключения, как не постоянный страх — страх перед неизведанным, перед тем, что ждет тебя впереди. А уж любопытство... Даже когда старые ужасы позади, всегда приходят новые, которые, возможно, даже хуже старых. Ну, это с какой стороны посмотреть. И вот ты сидишь который час в одном положении, читаешь сказку и до самого конца надеешься на чудо. По-настоящему страшная сказка, которая пугает не тем, чего все привыкли бояться, а вполне естественными вещами.

Эта книга будет еще одним приятным воспоминанием, которое пройдет испытание временем. Еще один кусочек мимолетного счастья.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера Барселоны, ее тенистых скверов, узких вымощенных улиц, старинных особняков, таинственных, наполненных тенями уголков. Атмосфера тайны, предвкушение неизбежного, трагедия, запах которой витает в воздухе. Судьбы двух подростков, которые не заметные окружающим, но которые соединились в одной пространственно-временной точке, став неразрывными. Всё это льется неспешным повествованием со страниц романа, погружая читателя в мрачную атмосферу некогда имевших место событий.

История эта манерой повествования и сюжетом напоминает «Тень ветра»: ныне живущий подросток находит некие таинственные знаки, напоминания о загадочном субъекте, некогда жившем рядом, и начинает искать о нем информацию, что в последствии выливается в цепь трагических событий. Ход хороший, и, вероятно, на этом романе автор его «обкатывал», дабы впоследствии воплотить без изъянов.

Герои в общем-то мало чем примечательны: обычный парень Оскар, таинственная девушка Марина и ее отец, живущие в старинном родовом поместье, — вот составляющие линии реального времени. Куда загадочнее и колоритнее линия времени прошлого: некий изобретатель и его красавица-жена, так и не обретшие счастья по вине ревнивого поклонника. Трагедия озлобила изобретателя, не давая ему упокоения даже после смерти. История его жизни, его любви прекрасна и ужасна, история его мести отталкивающа. Налет трагизма есть и на истории отношений Марины и Оскара, которым не суждено было стать долгими. Это расследование подарило Марине последние яркие мгновения, дружбу и светлую грусть от несбывшихся надежд, но скрасило ее последние дни.

Роман пронизан нотками трагедии, пронзительной ностальгией, печалью, но печалью светлой — по тем безвозвратно ушедшим мгновениям, которые никому не под силу вернуть, а только лишь помнить и не давать себе озлобиться под гнетом разочарования и тоски. Эти две полярные истории — Марины и Оскара и Михаила и Евы — имеют схожую отправную точку, но идут разными путями, показывая, что все зависит от восприятия, от самого человека.

Рассматриваю этот роман как стартовую площадку для более масштабной и совершенной вещи — «Кладбища забытых книг». А потому можно простить ему некоторые огрехи, излишнюю мрачность и фантастичность (ожившие куклы, генетические эксперименты, чудовища). Если воспринимать это как своего рода метафору, то всё встаёт на свои места. Роман-калейдоскоп, роман-лоскутное одеяло, сотканное из осколков воспоминаний и событий.

Стиль и слог Сафона узнаваем с первых строк. И вот уже улыбаешься, словно встретил старого знакомого, устраиваешься поудобнее и внимаешь задушевной беседе, котоорая по окончании оставляет множество впечатлений и неясных чувств, из которых четко только одно — я не хочу, чтобы история заканчивалась...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я будто в паутине увязла. Льется текст, плывут сроки, складываясь в слова. Ощущение влюбленности в историю абсолютно волшебную. Магия и реальность. Мрак и любовь.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх