Джек Керуак «В дороге»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Автобиографический роман Д.Керуака, написанный им за три недели и рассказывающий читателю об увлекательных и безумных странствиях Джека с его полумифическим другом, героем и кумиром целого поколения — Дином Мориарти.
В произведение входит:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— условный цикл «Легенды Дулуоза»
Награды и премии:
Экранизации:
— «На дороге» / «On the Road» 2012, США, Франция, Бразилия, Великобритания, реж: Уолтер Саллес
- /языки:
- русский (16), украинский (1)
- /тип:
- книги (16), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Коган (11), М. Козлова (1), М. Немцов (3), А. Смити (1), А. Щетников (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lucie Morton, 24 июня 2023 г.
50 оттенков Бременских музыкантов — от разудалых дорожных песнопений всей компании вместе и до тихих одиноких грустных голосов оставшихся товарищей в тиши. Книга абсолютно без башни, голая доведённая до абсурда идея «движение — это жизнь», свёрнутая в рулон.
Во многом автобиографичная история двух неприкаянных бродяг по собственной воле — Сальваторе Парадиза (самого Джека Керуака) и Дина Мориарти (Нила Кэссиди IRL). История дороги длиной в бесконечность и самого жесточайшего оттяга, который на ней ждёт. Яркая жизнь (спойлер к дальнейшей судьбе Керуака за страницами романа: и закономерный исход — но я вам этого не говорила)
Больше всего в романе, конечно же, броуновского движения из одного конца матушки-Америки в другой и за её пределы. Далее идут музыка в стиле джаз, конопли большой мешок, водка-пиво разливное, девушки различной социальной ответственности, трипы, недурственная философия и определённо недурственная драма о том, как кто-то, в конце концов, пытается «осесть», остепениться, и это им удаётся (??), а для кого-то до самого конца «ничего на свете лучше нету». Соответствующим голосом в полном одиночестве в морозной нью-йоркской глуши.
Скучновато я как-то живу...
Yarowind, 12 января 2023 г.
Классик и глашатай поколения битников. Кстати, вы знали, что битники это производное от beat generation – разбитое поколение, как аналог довоенного потерянного поколения + окончание “ник” от русского Спутник? Тогда оно было на слуху во всем мире. Я вот не знал. И уж совсем оффтоп, хипстеры – это совсем не новое слово, как оказалось. Термин возник еще в 1940-х, это было наиболее маргинализованное, люмпенское ответвление битников. Не то, что нынешние хипстеры:). Вернемся к книге. Всю книгу автор ездит из Нью-Йорка в Калифорнию и обратно. Один раз даже в Мексику заезжает. Литры спиртного, травка, бессонные ночи в боп-клубах, девки различной степени социальной ответственности, автостоп, жизнь на пределе финансовых и жизненных возможностей. Веселая жизнь была у Джека, ничего не скажешь:). И друзья веселые, даже слишком. Live fast, die young, как оно есть. Временами было интересно, временами скучновато, поэтому только так.
харамаки Зоро, 22 апреля 2018 г.
«Дорога это жизнь»,
«Живешь себе, и всю жизнь тебе безразлично то, чего хотят другие ... ты мчишься, мчишься своей дорогой» — Джек Керуак
Этот роман вещь весьма неоднозначная, очень уж противоречивая. Но слишком многого от этой «культовой» вещи не ожидайте, на любителя всё-таки.
Это, суть, просто четыре отрывка из жизни Сала Парадайза, во время которых он срывается с места, и колесит по Штатам с Дином Мориарти. Произведение не имеет четкой структуры, можно сказать, это четыре повести описывающие судьбу двух людей, и их непростую дружбу. Но эта отрывочность повествования добавляет реалистичности, правдоподобности, что ли. Так же заметно что книжка создавалась на основе наблюдений и дневников автора, очень уж жизненны некоторые злоключения персонажей.
Читается весьма увлекательно. Автору, несмотря на небольшой объем произведения, удалось втиснуть, просто, огромное количество событий — от тривиальной ловли попутки, до танцев с куртизанками в мексиканском публичном доме, людей — от того парня, который мелькнёт на паре страниц, и с которым ты будешь добираться до следующего города на попутке, до интереснейших личностей вроде Старого Буйвола Ли, и идей — от философствований по пьяне, до истинных откровений «с выше».
Так вот если брать эту книжку, как вещь с которой с интересом можно провести с десяток часов, то к ней претензий нет, очень уж крепко написано.
А если начать рассуждать и анализировать прочитанное, то вот тут и выявляются некоторые отрицательные моменты.
У меня больше всего возмущения вызвали главные, так сказать, герои сего опуса, ибо это безответственные, безнравственнейшие маргиналы, бесцельно прожигающие свои жизни. Ладно бы только это, но мне противно то что они совершенно осознанно гадят и причиняют боль своим близким, без какого либо повода.
Керуак всё же не моралист.
Но как бы я не корил Сала Парадайза, к концу книги у него пропадает желание заниматься всеми прелестями такой жизни, он остепеняется. И Дин остается один, лишившись последнего друга, способного разделить его представления о истинной свободе, свободе от всяких условностей, когда можно просто взять закинуть свой скарб в машину и колесить по шоссе на встречу новым местам, знакомствам, впечатлениям.
И ведь в свою очередь Джек изобразил очень яркого человека, который стремился обрести настоящую свободу, добровольно отказываясь, если не всего то, от очень многого, вплоть до лучшего друга. Тут, в свою очередь, вспоминаются слова Паланика: Лишь потеряв всё человек становится действительно свободным.!
Наводит на размышления...
m1t0s, 13 декабря 2017 г.
Дочитал наконец-то! Давно к этой книге присматривался и наконец купил и прочел.
Читается хорошо, но.
Очень удивляют отзывы о радости и жажде жизни, о сумасшедшей воле к жизни или о зависти к персонажам, джазе и т.п. Хм! Как по мне, книга о непрерывной депрессии и попытках ее чем то подавить — алкоголем, наркотиками, женщинами, поездками. Книга о полной бессмысленности жизни и всего сущего. Книга о безнадежности и невозможности что либо изменить. Болото, грязь, мрак, нищета и безнадежность. Такая радость жизни не по мне.
Перечитывать не буду и другие книги Керуака пожалуй пропущу, прочел его Бродяги дхармы и Ангелы опустошения и все, хватит с меня депресняка и безнадежного болота существования. Все его книги об одном и том же — о своих путешествиях и друзьях. Жаль мужика, с такой жизнью ничего удивительного что он убил себя с помощью алкоголя.
Tanity, 21 июля 2016 г.
Конечно, Керуак заслуживает более масштабной рецензии, типа качественного грамотного сочинения, но за неимением мастерства хочу вкратце запечатлеть свои мысли по поводу прочитанного мною произведения. Долго я его «расчитывала», страниц 50 наверно. Не сразу оно меня порадовало. Но потом как-то незаметно я влилась в чудесную атмосферу дороги, беспечной жизни и свободы. По сути, ничего особенного в книге не происходило, можно сказать отсутствие сюжета. Но мне, как любителю Америки, было очень интересно «оказаться» в этой стране, проехать ее вдоль и поперек, наслаждаться названиями штатов, городов, рек и улиц с некоторыми неординарными описаниями и небольшой долей юмора.
Уверена , что многие, кому понравилась книга, захотели взять рюкзак и рвануть куда-нибудь. Куда угодно, лишь бы ехать. Лично мне захотелось))
goldobik, 11 марта 2014 г.
Наверняка, вы уже что-то слышали об этой книге. Почти каждая рецензия и отзыв оценивает ее как библию бит-поколения. Понятно, что книгу с такими высокопарными сравнениями заядлый читатель не захочет пропустить и хотя бы раз поинтересуется о ней пусть даже и в Википедии (а заодно и узнает немного о Керуаке). Книгу в большинстве рецензий либо хвалят, либо просто описывают уже названным выше эпитетом, дескать, знак качества. Однако не исчезает впечатление, что хвалят ее за глаза, по сложившемуся общему мнению, не представляя, о чем там на самом деле написано. Наверное, раз библия, то и читать не надо, и так понятно, что книга не с самым явным смыслом. Вдруг скажешь, что ничего не понятно – тебя битники жжеными тряпками закидают и будут смеяться. Наверное, чтобы не обижать чувства тех самых битников, которые все-таки видят в книге некий тайный смысл, лучше просто поддержать стройный хор (писать-то что-то надо).
Но мы не такие — мы прочитаем, немножко подумаем и напишем чего-нибудь по более менее собственным впечатлениям.
Кто вообще эти битники? Что такое бит-поколение? Интересно, многие ли сегодня без помощи интернета смогут сказать, о каком таком поколении идет речь? Я лично не могу, как-то мимо меня это прошло. У них там за бугром (а может, и у нас тут?), оказывается, была даже какая-то градация поколений! Потерянное поколение, разбитое поколение, поколение хиппи… Условные названия, которые сами по себе (без привязки к эпохе) не слишком-то отражают характер генерации. Но, тем не менее, ярлычки налеплены, от них теперь уже не избавиться – сегодня они сами стали элементом культуры. Точнее, субкультуры. Есть ли сейчас эти самые битники, есть ли сегодня молодежь, которая характеризуется асоциальным поведением и неприятием традиционных культурных ценностей нации? Ну, хотя бы чтобы сравнить, насколько применима к ним книга в качестве иллюстрации такого явления. С одной стороны мне сложно сказать, а с другой стороны ведь не только битники асоциальны и контркультурны. Существуют не менее асоциальные и контркультурные течения. Возможно, и сегодня кто-то себя называет битником, но, по крайней мере, не в моем окружении. Так что же, пропали битники? Или может быть просто затаились на время? Мне кажется, что вопрос в оценке битничества, как явления, не столько в специфике их течения, в их взглядах и жизненных принципах. Лично я склонен считать битничество (наряду с другими не менее контркультурными и асоциальными течениями) одной из разновидностей взросления, характерной для американской молодежи 60-х. Внешняя форма – это лишь то, как взросление проявляет себя на определенном этапе исторического, социально-экономического развития.
Кто в 20-25 (а то и меньше) лет не пил алкоголь, не курил, систематически (более менее безопасно) не размножался, не расширял свое сознание всяческим зельем, пытаясь постичь тайны мироздания? Кто был послушным паинькой, зубрил истины в книжках, строил жизнь по лекалу? Уж всяко не большинство. Все мы были эмпириками и воспринимали только собственный опыт и личные ошибки. Века исторического и социального опыта – под откос; может, там и правда, но не учите меня жить! Все мы, молодые и зеленые, осознав в себе активное начало, вышли на улицу, начали познавать несовершенный мир и стали заявлять протест действительности, самоутверждаться, применять к себе пространство, время, даже сами способы восприятия.
Глубинная и важнейшая, на мой взгляд, цель молодости (о которой она, может быть, даже и не догадывается) – дать новый взгляд, изменение, модификацию, приспособление, а также испытание на жизнеспособность уже существующих явлений и систем, в том числе как материальных, так и социальных. Поэтому не всегда изменения, которые предлагает молодежь, конструктивны. В 60-х таких молодых людей называли битниками, и одной из форм выражения у них стали путешествия на грани бродяжничества и попутное приятное времяпрепровождение: набухаться, обкуриться, секс, бесконечные философские беседы. В 70-х панки и хиппи, митьки (отечественные битники), по-сути, занимались тем же самым с поправкой на социальный строй и условия. В 80-х металлисты. В 90-х рокеры. В 2000-х, какие-нибудь, рэперы. Вроде как и ничего особого не делают, все только диссонанс: пьют, шумят, скандалят. И никто не чувствует за внешним проявлением работу внутреннего взросления. Лишь единицы мудрецов со знанием дела говорят, что все они только дети, и все они наше будущее. Главное – перебеситься, а название и способы самовыражения – это исторический, экономический и т.д. контекст. Основная задача молодежи – развитие во всех его формах – остается перманентной и служит целям сохранения человечества как вида. Вот с этой точки, на мой взгляд, и следует смотреть как на битников, так и на всех остальных, несть им числа.
Но вернемся к книге. В который раз уже мне хочется повторить, что не все книги на века. Некоторым из них нужно свое время. В том смысле, что прочитанное в 15 лет, не всегда понравится мне 30-летнему. И наоборот, скучнейшие для подростка книги покажутся вершиной мысли с появлением первых залысин.
Иллюстрацией битничества книга, несомненно, является, но, на мой взгляд, довольно скучной иллюстрацией. Мне она не кажется таким произведением, которое бы после первых страниц погнало меня в дорогу. Совершенно не имеющая, на мой взгляд, конструктивного значения, но особо подчеркиваемая критиками идея писать роман на рулоне бумаги дополнительно меня раздражает. Сам же автор, кстати, совершенно не придавал этому факту никакого значения, ему так просто было удобнее писать. По-моему, такие акценты в околокеруаковских разговорах – это отголоски того своеобразного пиара, который, я уверен, в свое время имел место в Америке в связи с публикацией книги. Уж очень топорно они расставлены. Скорее всего, так проводить жизнь тогда, в 60-х было естественно для некоторого числа молодых людей без определенных целей, идеологической установки и с самонастроем на беззаботность. Они и стали образцом для подражания. От них книжка и стрельнула. Теперь при ее упоминании обязательно укажут, что библия и что написана на рулоне обоев.
Так почему библия? Что в ней такого заповедного для битника? А вот об этом пока не прочитаешь, не поймешь. Да и когда прочитаешь, без особого настроя тоже не понять. Именно в настроении, на мой взгляд, и кроется загадка. Если в душе ты вольный ветер и тебя ничего не держит на месте, то, может быть, и стоит причаститься этой не самой плохой западной ценности. И чем больше ты — ветер, тем больше Керуак — библия. А если не вовремя ты перерос эпоху перекати-поля, то сможешь либо вспомнить молодость, либо впустую потратить время.
Лично я ничего особенного в ней не увидел. Мне книга представилась нудным затянутым повествованием. Здесь сел на машину, там слез. Не доехал, вернулся. В пути того-то встретил, о чем-то поговорили. Куда-то приехали, потом уехали в другое место, где-то побыли подольше. Кто-то нахамил, кто-то подрался. Повеселились, погоревали. Посмотрели на небо, почувствовали космос. Люди веселые, люди убогие, добрые и откровенные поганцы. Трава, деревья и пыль. Ничего не держит на одном месте, да и не хочется, чтобы что-то держало. В одно ухо влетает, в другое вылетает, а может, что-то и задерживается. Поток жизни без особой идеи и смысла. Может, на словах герои говорят совсем иначе, но впечатление от книги у меня именно такое. И, конечно же, как вы правильно сделали вывод, это только моя проблема, а может даже и беда. Не понимаешь этого, ну не надо. Но кто-то от этого просто тащится.
Adiga-man, 3 июля 2013 г.
Я вообще ничего не понимаю, ребята. Об этой книге я слышал много раз, как в повседной жизни, так и на страницах других книг и везде все восхищались этим романом. Я купил эту книгу в магазине с убеждением, что у меня в руках чуть ли не самая крутая книжка из всех. Но меня наглым образом обманули, эта книга, НИ О ЧЕМ. Просто записки какого-то чудака, который без дела шастается по США, ведет полуголодную пьяную жизнь, время от времени где-то подрабатывая, но большой частью крадет и обманывает людей или живет на иждивении тети.
Как можно пуститься в дорогу, прочитав эту книгу? Я, конечно, не такой романтик, как Керуак, но эта книжка явно не вдохновит меня сорваться с места и пуститься в путь, куда глаза глядят, а не во все тяжкие, как сделал главный герой этой книги. Керуак добился совершенно обратного результата, если я до прочтения этой книге и грезил о путешествиях автостопом, то теперь начал сомневаться, а нужно ли мне это? Если все будет протекать как на страницах этой книги, то увольте, лучше я буду сидеть дома, жевать попкорн и наблюдать за неудачными путешествиями других.
zvezdochet2009, 4 июня 2012 г.
Замечательный роман. Бьет электричеством прямиком в нерв, закачивая в вас жизнелюбие, оптимизм, наслаждение от каждого прожитого момента, от факта, что просто дышишь. И двигаться, двигаться, нестись вперед как ракета! Иначе — смерть. Новые города, новые люди, новые впечатления — новое все! Не меньше трех раз избороздил Сал Парадайз и Дин Мориарти Штаты от Нью-Йорка до ЛА, встречая бесчисленных друзей,подружек и родственников, обретая и теряя, кружась в ритме би-бопа, в барах, подвалах, на улицах; они курили, пили и нюхали, и все это в сумасшедшем ритме, вместе с пульсом самой Америки. Роман — библия автостопщика, гимн бит-поколения и просто литературный рок-н-ролл. Если вы не можете усидеть на месте больше месяца, если вас тянет за горизонт, а пятки чешутся дорогой, вы просто обязаны прочесть этот текст. Феерически радостный, он не позволит вам заскучать, он очень веселый, этот роман, над многими моментами лично я смеялся в голос. Есть здесь, безусловно, и рефлексия, и легкая печаль, но она парит где-то над головой, аж в стратосфере, и так тонка, что сливается с небом. «Да, да, да! Каждый человек — это кайф!»
Цитата номер раз:
- Не знаю, но мы обязаны ехать».
Цитата номер два:
Journalist, 18 мая 2012 г.
Сейчас буду гневно спорить с предыдущим автором Некрасовым. ))))
Да, библия. Да, на нее молятся. Но ведь и в нашей Библии сюжетов понатыкано, так себе с литературной точки зрения. И все казалось бы самые великие вещи очень просты по своему замыслу. Как пять копеек.
В дороге — положило начало целому поколению. В 1957 году еще как то не принято было срываться с места и путешествовать по стране. Как в США, так и в СССР. Но у нас не нашлось Керуака, который взял да поехал. А у них нашелся. Поэтому наши автостопщики появились только с развалом Союза а может и позже (специально эту тему не отслеживал).
По своему уровню В дороге почти ничем не уступает Во ржи. Только у Селлинджера все куда понятнее, так как в романе у него подросток, который в жизни пока ничего не смыслит, но у него есть свой взгляд. А тут у нас совершенно оперившийся дядя, который ни с того ни с сего срывается с насиженного места.
Характеры есть!!! Я Дина Мориарти до сих пор не могу без содрогания вспомнить. Настолько он яркий персонаж. Даже снился мне однажды. Более того, я ясно могу представить, как он тут передо мною стоит. Настолько образ запоминающийся и врезающийся в память. Харизматичный.
Сюжет. А какой вы хотите сюжет от почти биографического произведения? Вы вообще фильм Беспечный ездок смотрели? Расскажите мне сюжет? Ну едут мужики по дороге ))))) А сюжет в книге есть. Книга рассказывает о дороге и о дружбе. И концовочка у нее драматическая.
Проза тоже у Керуака достаточно качественная. Во всяком случае в описаниях и сравнениях мне никогда не приходилось закатывать глаза, как я это делал читая Эльтерруса. На уровне Керуак держится.
Что может не понравиться.
- может не понравиться, чтто герои делают одно и то же. Книга напоминает механический пересказ поездок из Коломны в Одессу на пассажирском плацкарте. Но это только поначалу. Пересильте себя и дочитайте за половину.
- может не понравиться, что героев слишком много и не всех можно запомнить. Не запоминайте! Я вообще кроме Дина и того француза сейчас уже никого не помню.
- может не понравиться, что некоторые считают книгу библией, хотя она таковой и не является. Ну так пусть эти идиоты заблуждаются себе. Я вот тоже заблуждаюсь и мне по кайфу от этого ;)
Nekrasov, 25 апреля 2012 г.
Вот тут говорят, что обсуждать сюжет книги негоже и вообще не комильфо. А вот я бы обсудил. Поскольку больше обсудить в ней нечего. Одна мысль, которую автор, стараясь не расплескать, пронес через всю книгу. Для романа в 350 страниц это, прямо скажем, маловато. Чем же забиты они? А все просто. Подставляйте любой провинциальный и не очень городок, расскажите с кем и как туда приехали и все.
Да, возможно, если бы я был американцем, мне было бы интереснее читать про это, но. Оценивать роман с позиций литературности просто смешно. Примитивный язык, скучные диалоги и проч.
Нетрудно понять, что от худ. литературы требуется наличие интересного сюжета и качественной прозы. Остальное — от лукавого. Если какой-то из этих пунктов превалирует, другим можно пренебречь в определенных пределах. Здесь ни того, ни другого.
Что ж, какое поколение, такая и библия.
Elessar, 21 февраля 2012 г.
Этот роман стал своеобразной библией бит-поколения, манифестом культуры, отвергающей навязанные извне правила и догмы, превыше всего ценящей свободу. А подлинная свобода заключается в независимости, возможности самому выбирать свой путь, свою дорогу. Для Керуака дорога это символ жизни, вечного стремления к счастью, к чему-то настоящему. Так что остановка означает не просто конец пути, но отказ от поиска правды, которую невозможно догнать и схватить. Её можно лишь почувствовать сердцем, в какой-то миг понять, что происходящее с тобой сейчас и есть ЭТО, настоящее. Для Керуака важна даже не конечая цель, а сам процесс движения, постижения дороги и жизни. Ещё в самом начале пути героя один из случайных его попутчиков произнесёт пророческие для него слова: «Вы, парни, куда-то едете или просто едете?». Тогда Сал не понял вопроса, а ведь это был чертовски хороший вопрос.
Рассуждать о сюжете романа — дело странное и неблагодарное. «На дороге» пропитана джазом, сердце книги бъётся в унисон с его битом, и сам роман — сплошная импровизация, нефильтрованный поток чувств и эмоций. Стремления и убеждения целого поколения, воплощённые в бумаге. Такую эфемерную вещь невозможно выразить, руководствуясь готовыми канонами и правилами. Только экспромт, спонтанность, способны приблизиться к сущности, понять и воспроизвести её. И ещё одно — любая импровизация невозможна без слушателей. Рано или поздно наступает момент, когда книга начинает разговаривать с вами, откликаться на ваши тайные надежды и стремления. Просто не молчите, откройте своё сердце, врубитесь в эти строки. В каждом из нас есть чуть-чуть Дина Мориарти, безбашенного мечтателя и весельчака, идеалиста и немного безумца. Каждый в глубине души мечтает, чтобы монотонный и размеренный ход устаканившейся спокойной жизни наконец прерывался, чтобы в дверь к нему постучалось приключение и позвало в путь. Так было и будет, покуда мы живы. Дорога не обещает лёгкости, удобства и глянцевой пасторали за окном комфортного лимузина. Но какая, в сущности, разница, ведь дорога — это жизнь.
Violento, 6 ноября 2011 г.
Библия бит-поколения. Настольная книга для всех любителей Большой дороги. Священная доктрина безнадежных романтиков.
Я эту книгу не читал, я ею жил! Проживал безудержные подъемы и спады личной жизни Дина, путешествовал по лучшим джазовым барам Америки, «врубался» в самых разных людей, влюблялся в города, где никогда не был! Главная сила этого произведения — в каждом на короткий миг просыпается старина Дин Мориарти, и уводит нас в неисследованные дали собственного познания!
Вперед на дорогу, ломая оковы быта и привязаностей!
u6752, 5 августа 2011 г.
Книга поначалу захватила,т.к.мне нравятся многие авторы бит.поколения.Роман просто расходиться на цитаты.Хорошая история о прожигателях жизни потерянного поколения,романтика в дороге и т.д.Только вот на мой взгляд потом немного затянуто показалось,а к концу уже скучно.Сюжет в романе-это действительно«джазовая импровизация»,описываются многие моменты не подробно,а что-ли короткими зарисовками,не знаю даже как обьяснить точно,но конечно особый стиль.Напомнил мне роман«Джанки».Кто читал,согласяться,что чем то похожи,даже по стилю описания событий ,в обоих,кстати герои уезжают в Мексику.Понравился эпизод встречи с Буйволом Ли.Кто-нибудь наверняка заметил-это же знаменитый автор Уильям Берроуз,друг Джека Керуака!
Aleks_MacLeod, 25 декабря 2010 г.
На первый взгляд книга кажется сборником дорожных заметок. Главный герой романа, Сал Парадайз, познакомившись с Дином Мориарти, теряет душевный покой и пускается в путь по бескрайним дорогам Америки. Пересекая континент с востока на запад, севера на юг и обратно, Сал заводит новые знакомства, встречается со старыми друзьями, ссорится, влюбляется, становится свидетелем необычных происшествий и виновником множества неприятностей. Некоторые поступки, совершаемые Салом и Дином, вызывают даже неприкрытое неприятие и отвращение, но в конечном итоге та паталогическая честность, с которой Керуак описывает свои похождения, лишь придает книге дополнительный шарм.
Однако довольно скоро начинаешь понимать, что, в отличие от того же беспечного Дина Мориарти, сам автор куда чаще задается множеством философских вопросов, способных пролить свет на движущие такими людьми как Дин мотивы. В своих путешествиях Сал встречает разных людей — бродяг и нищих, ковбоев и фермеров, писателей и полицейских. Кто-то из них доволен своей жизнью, кто-то — нет, но не может вырваться из затянувшей его рутины. И зачастую оказывается, что одна из основных причин, принуждающих героев пускаться в путь, является скука, серость и обыденность обычной жизни.
Монотонные, как близнецы похожие друг на друга дни, одни и те же лица кругом, одна и та же работа каждый день, ограниченное количество развлечений — как можно бездумно тратить на это всю свою жизнь, когда вокруг так много интересного? Когда в конце города тебя ждет дорога, на которой так много приключений, случайных встреч, новых знакомств, свежих впечатлений. Когда на другом конце страны подают совсем другие яблочные пироги, светят совсем другие звезды и живут совсем другие люди? Как можно погружаться в монотонность серых будней, когда еще столько всего можно узнать и испытать на собственной шкуре? Зачем целый год зарабатывать на жалкие две недели отпуска, если можно пуститься в путь уже завтра, с несколькими долларами в кармане, перебиваясь случайными заработками, путешествуя автостопом, а то и вовсе бродяжничая, разделяя свою трапезу и место под солнцем еще с несколькими десятками таких же романтиков большой дороги.
И невольно задаешься вопросом — а не это ли и является пресловутой американской мечтой? Вот так вот просто мотаться по белому свету, не обременяя себя никакими условностями, не сковывая никакими обязательствами и не признавая никаких запретов? Не это ли является истинной свободой, к которой так стремятся люди? Свобода выбирать себе путь, спутников, место назначения, способ передвижения и завтрак. Независимость от курса доллара, экономической ситуации на рынке, отсутствие необходимости постоянно поступать так, как надо, должно и заведено. Недаром же во все времена жажда путешествовать овладевала умами многих выдающихся писателей, например Джека Лондона, к произведениям которого, к слову, в романе Керуака встречается парочка отсылок. Однако если во времена Джека Лондона самым быстрым способом путешествия для бродяг был поезд, но пятьдесят лет спустя путники пересели на автомобили.
Именно на автомобилях и путешествует по свету Дин, своеобразный герой своего времени, прообраз многих позже созданных персонажей. Человек, который почти наверняка не в ладах с собственной головой и уж точно не знающий, чем он займется следующим вечером. Маньяк, способный без остановки гнать на машине из Сан-Франциско в Нью-Йорк только для того, чтобы повидаться с приятелем. Псих, способный развестись с одной девушкой и жениться на другой только для того, чтобы в первый же брачный вечер сбежать к первой. Святой, своим поведением и речами способный расположить к себе любого и вдохновить на совершение любых глупостей.
Трагедия же Дина состоит в том, что он не меняется. Что бы не случалось с ним в жизни, он остается все таким же сумасбродом. Когда многие его былые товарищи уже утрачивают былую бесшабашность, обзаводятся семьями и пытаются стать благопристойными членами общества, Дин по-прежнему оборачивается для принимающих его друзей настоящим стихийным бедствием, вызывающим раздражение не только семей своих дружков, но их самих. Год за годом Дин лишается своих соратников, и в итоге и вовсе в одиночку отправляется по холодному осеннему Нью-Йорку на вокзал для очередной поездки через всю страну. С ним до слез жалко расставаться, но в глубине души понимаешь, что такие парни неисправимы, и что бы с ними не случилось, они так и будут колесить по миру, не имея за душой ни гроша, однако обращая в свою веру новых аколитов заражающей силой собственного безумия.
Резюме: Настоящее событие в американской литературе, в нашей стране «В дороге» вряд ли обретет культовый статус или хотя бы сыщет массовое внимание публики. Однако затрагиваемые в произведении проблемы вовсе не утратили свою актуальность, и заложенные автором идеи еще смогут отозваться в душах готовых к переменам людей, понуждая их сорваться с места и отправиться в дорогу.