FantLab ru

Александр Петрович Казанцев «Сильнее времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Голосов:
197
Моя оценка:
-

подробнее

Сильнее времени

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Человечество принимает из космоса сигнал с посланием от внеземного разума. Установив, что он исходит с планеты Рела в созвездии Скорпиона, люди отправляют туда звездный рейс. Возлюбленный Вилены Арсений — член экипажа звездного рейса. Принимая во внимание расстояние до Релы и учитывая парадокс времени Эйнштейна, Арсений вернется на Землю после звездоплавания, став старше только на пять лет, в то время как на Земле за это время пройдет пятьдесят лет. Не желая с этим мириться, Вилена пробуждает в себе память предков, чтобы иметь возможность отправиться в звездный рейс к другой звезде и вернуться обратно одновременно с Арсением.

Примечание:

также: Казанцев А. — Парадокс времени (глава из романа)//Правда Севера, Архангельск, 1969г. N49.»


Входит в:

— журнал «Искатель 1968'4», 1968 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 322

Активный словарный запас: средний (2780 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Сильнее времени
1973 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1977 г.
Сильнее времени
1997 г.

Периодика:

Искатель № 4 1968
1968 г.

Издания на иностранных языках:

Plus fort que le temps
1981 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Казанцев очень интересно и убедительно показал Объединённый мир Земли без олигархов, политиканов, мафий, фашизма, нищеты, войн и др. «прелестей» современности. Показал дружбу не только между народами, но и между цивилизациями. Инопланетяне, встретив повреждённый земной корабль, не нападают на него и не берут космонавтов в плен, а спасают. Интересно получилась негуманоидная цивилизация, у которой вместо железных машин живые организмы. Только непонятно, в какой тип записывать этих «энов-эмов-элов». Также автор подметил возможный тупик развития- цивилизацию «живущих в машинах». Вот идея биосферы, где всё живое- сильно уменьшенные копии земных форм, не впечатляет. Зато впечатляет идея извлекать частицы из квантовой пены и разламывать их на составляющие (кварки?) для получения энергии. Это соответствует современной физике. Главное в этой и всех доперестроечных книгах Казанцева- исторический оптимизм, уверенность в неизбежности построения справедливого общества. Чуть-чуть многовато пафоса, но в допустимых дозах. Можно читать и получать удовольствие.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, что пришло время отдать дань уважения книге, которая стала для меня точкой отсчёта, отправным пунктом в мир фантастики и художественной литературы в целом. А началось все в довольно далёком уже 1995-м году. Мне было семь лет, когда я получил в подарок от бабушки книгу с дарственной надписью. Это был второй том собрания сочинений А. Казанцева («Молодая гвардия», 1977). Почему именно второй? Дело в том, что моя любимая бабушка (которой сейчас почти 80 лет, но она даст фору любому студенту) со школьных лет увлекалась загадками древности, всем непознанным и необъяснимым. Поэтому рассказы о Тунгусском метеорите, рисунках Наски, фресках Тассили и т.д. были для меня желаннее любой сказки! Я знал об этих удивительных вещах практически все, но никогда не видел, не мог даже представить, вообразить... Сегодня все эти загадки стали заезженным вдоль и поперек «ширпотребом», а тогда — это было нечто! И вот второй том собрания сочинений Казанцева как раз и стал для меня тем самым «наглядным пособием» — фотографии на вкладках к статье «Из космоса — в прошлое» буквально взорвали мое детское сознание, ошеломили... «Ну это же совершенно точно человек летит в ракете!» — говорил я бабушке, показывая на фото с изображением барельефа в гробнице Пакаля. А рассказ «Гость из космоса»? Это же о Тунгусском метеорите! Неужели действительно корабль? Тогда я не сомневался ни на секунду...

Однажды я пролистал книгу чуть дальше — стало жутко интересно, что же там есть ещё... И вдруг увидел титульную надпись: «Сильнее Времени. Научно-фантастический роман в трёх книгах». Объем этого произведения меня тогда очень сильно озадачил... Я всегда любил читать, но это были в основном энциклопедии или сказки. Настоящей художественной литературы, особенно таких масштабов, для меня тогда ещё не существовало. Робко перелистываю страницу... «Книга первая. Вилена» (никаких параллелей с Владимиром Ильичем мне тогда, разумеется, и в голову не пришло проводить. Просто женское имя невероятной красоты. Космическое имя...). И на следующей же странице я ее увидел... Красивая девушка играла на рояле, а в глазах — такая печаль! И памятник космонавту, а за ним — радиоантенна на фоне бесконечности космоса... Я тогда все прочувствовал! Буквально «считал» с рисунка все эмоции, хотя ещё не знал о чем роман (о том, что этот рисунок создан мастером фантастической иллюстрации Юрием Макаровым, я тогда даже и не догадывался!). Но я подумал, что читать о любви, пусть даже в произведении на космическую тематику, мне ещё рановато и решил перейти сразу ко второй книге. Она называлась «Разумяне»... И вот тут — как гром среди ясного неба (гениальные иллюстрации Макарова снова были на высоте) — изображение «неведомых»! Странные существа в мантиях с миндалевидными глазами и чем-то похожим на хоботы. Я был просто в восторге и мгновенно начал читать... Очень хорошо помню это ощущение глубочайшей таинственности. Было невероятно интересно, в большинстве случаев понятно, но в каком-то лёгком «тумане». А сцена «полета любви» с Эоэллой вызвала особые эмоции — чего-то будоражащего и одновременно печального, но закрытого моему полному пониманию, пока я не стану взрослым. Это была моя первая попытка осилить серьезное произведение. Конечно, дальше второй части я тогда так и не продвинулся, но любовь к такому типу произведений разгорелась во мне не на шутку! Я тогда был настолько вдохновлён этим благородным таинственно-мечтательным настроением, что даже пытался сам сочинять рассказы в таком духе и печатал их на машинке!))) Сейчас все это вспоминается только с улыбкой, но начало большой любви к художественной литературе было положено! А та самая книга, бережно отремонтированная в переплетной мастерской, до сих пор хранится на полке на долгую-вечную память...

К роману «Сильнее времени» я потом с удовольствием возвращался и в годы учебы в колледже. Но только сейчас, перечитав его снова (теперь — в оцифрованном первом издании 1973 года на электронном ридере), я будто впервые «увидел» и «почувствовал» это произведение. Для меня «Сильнее времени» — это роман о человеческой страсти в самом благородном смысле этого слова, о бесконечных возможностях человека, заряженного этой удивительной энергией! Это роман о любви, преодолевающей космические расстояния, об упорстве, меняющем судьбы цивилизаций, о неустанном поиске, который рано или поздно будет вознагражден... Это произведение все время взаимодействовало со мной, заряжая чем-то очень важным и необходимым. Я постоянно ощущал внутренний отклик, какую-то особую вовлечённость, «подключение» к книге.

Сразу хочется отметить удивительную лёгкость и композиционную стройность повествования, чего лично мне не хватило, например, в «Фаэтах» (хотя работа над произведениями велась примерно в одно время).

Первая книга — «Вилена» — покорила своей эмоциональной наполненностью, психологизмом и детально проработанными образами героев. Вроде бы простая, на первый взгляд, человеческая жизнь, а оторваться невозможно! Профессор Шилов, Ваня Болев, академик Руденко, Авеноль — они как живые. Но особенно удалась автору его Вилена. Я поверил ей сразу, поверил в ее любовь к Арсению, в ее человеческие качества... Как возможно было сделать так, чтобы от каждого ее слова, от каждого ее взгляда, решения, действия исходило «вот это»? Безумная, неукротимая женская энергия, скрытая за внешней сдержанностью и спокойствием. Как автор сумел это передать? А в сочетании с тем, как ее изобразил художник Юрий Макаров (в первом издании иллюстрации ещё богаче и красивее, чем в с/с — даже в одних и тех же сценах использованы другие, более удачные на мой взгляд, дубли), Вилена Ланская автоматически заняла вторую строчку в моем личном списке самых ярких женских образов (если угодно — «секс-символов») советской фантастики сразу после Фай Родис.

Говоря о первой книге, хотелось бы упомянуть ещё пару моментов. Мир Земли близкого будущего описан автором настолько зримо, что в отдельных сценах (путешествие Вилены и Арсения в Америку, уже ставшую частью Объединённого мира, посещение Ниагарского водопада, поездка Вилены в Голландию и др.) мне показалось, что не только образы персонажей, но и места, впечатления, мелкие подробности, полностью «списаны» автором со своей собственной жизни и как бы адаптированы под мир будущего и стилистику произведения. Ну и, конечно, уже с первой книги романа мы видим одну из «фирменных фишек» Казанцева — невероятную насыщенность повествования научно-фантастическими идеями, фактами, гипотезами и предположениями. В этом произведении она достигла поистине рекордных масштабов! И центральное, на мой взгляд, место среди них занимает теория вакуумной энергии, которая не только совершает революцию в земной энергетике будущего, но и открывает людям (как, например, теория струйных космических течений из «Парадокса Глебова») путь к свободным межзвездным перелетам. Произведение П. Аматуни из трилогии «Гаяна» я вспомнил не случайно — мне показалось, что Юль Роот является неким прообразом Вилены Ланской. Я не раз мысленно проводил параллели между ними в процессе чтения. Считаю их «сестрами по оружию», но как бы из разных миров.

Вторая книга — «Разумяне» — состоит из трёх сюжетных линий, развивающихся в той или иной степени параллельно друг другу. С учётом этого, повествование стало более сжатым и стремительным, но без скомканности и эффекта нагромождения. Присутствуют четко выверенные линии с кульминацией в финальной главе каждой части. Таким образом, все локации получаются уникальными и, одновременно, косвенно связанными между собой как сюжетно, так и поднимаемыми в них вопросами.

Настоящей творческой находкой автора стала разумная цивилизация Релы (часть первая — «Неведомые» — та самая, которую я прочитал в детстве) с ее невероятным перерождением в трёх ипостасях. Сколько философского смысла зашифровано в этом перерождении! Пусть каждый читатель поймет его по-своему. Главный же вопрос, сформулированный автором в этой сюжетной линии — «может ли истинный Разум быть полноценным отдельно от чувств?» Разум эмов, холодный и безупречный, лишенный душевных проявлений, поначалу восхищал землян:

«...как развивалась бы вся человеческая культура, если бы на нее не влияли страсти жрецов и фараонов, королей и придворных, феодалов, цезарей и римских пап!.. Как бы выглядела наша история без фавориток и временщиков, если бы ее отделить от любви, честолюбия, ненависти, мести? А главное, жажды власти?» 

Но оборотная сторона этой «идеальности» в итоге чуть не стоила Арсению — возлюбленному Вилены — возвращения на Землю!

Уже упомянутая в предыстории сцена с Эоэллой — кульминация первой сюжетной линии — является совершенно особенным эпизодом, который невозможно «разложить по полочкам» и передать словами. Его нужно от начала и до конца пережить самому, т.к. он полностью построен на эмоциональном и чувственном восприятии. И сейчас, спустя 25 лет после первого прочтения в детстве, впечатление нисколько не потускнело, а лишь дополнилось недоступными для восприятия в раннем возрасте красками. Эта сцена, будучи грамотно перенесенной на киноэкран, могла бы составить конкуренцию любому современному фантастическому блокбастеру!

Вторая сюжетная линия (и, соответственно, вторая часть — «Другие миры») лично мне показалась чуть слабее первой и третьей. Но от этого она не стала менее значимой и ценной для повествования. Во первых, именно в этой части автором был сформулирован и отражен очень интересный вопрос не только нравственной, но и психической подготовленности человека, отправляющегося к звездам. В этом плане показательны образы Снастьина, и, в ещё большей степени, Ловского. Именно на нем остановимся подробнее. Этот яркий персонаж — по своей сути индивидуалист-одиночка — изначально внутренне противопоставляет себя цивилизации, имея выдающиеся способности и собственный взгляд на мир (90 процентов читателей «тайно» узнают здесь себя). И взгляд этот, увы, имеет под собой достаточно веские основания, хотя и идёт как бы из «давно пройденного этапа» земной жизни:

«Вспомним гитлеризм, не такое уж давнее прошлое. Люди оказались способными быть хуже зверей. Львы и тигры не истребляют поголовно все лесное стадо, не мучают жертв. Исторические исследования, художественная литература, театр и кино — все это безжалостно изобличало человека, в котором всегда дремлет дикарь.»

«Бесстыдной пропагандой, коварной организацией, обожествлением вождей не раз удавалось в разные времена и в разных странах пробудить дикаря не в отдельных изгоях, а в огромной части трудолюбивого, культурного народа, который потом со стыдом вспоминал это.»

Но весь шарм благородного бунтаря и обличителя мгновенно улетучивается, когда Ловский проявляет себя в деле. Мы видим молодого человека с неуравновешенной психикой, комплексами и манией величия, который не в силах совладать с внезапно обрушившимися на него впечатлениями. Он начинает вызывать в нас жалость и сочувствие, а вовсе не восхищение! Не буду раскрывать подробности сюжета, но именно прелестный минимир, с такой душевной теплотой описанный автором в этой части, выступил в роли «тестирования» на нравственную и психическую состоятельность, которое Ловский, увы, не прошел. Запоминающийся и драматичный образ, безусловная удача автора! Во-вторых — гуманистический и антивоенный посыл этой части также невозможно не ощутить: 

«...В нем он познал бескорыстную гуманность разумян, которую людям, пожалуй, стоило перенять раньше, чем даже антигравитацию.»

«...цивилизация и — уничтожение. Разве это не исключающие друг друга понятия, друг-командир?»

Здесь же получает развитие гипотеза первичного возникновения жизни на пятой планете звёздной системы, как повторяющейся закономерности мироздания (ещё один привет «Фаэтам», далеко не единственный в этом романе!).

Третья часть — «Протостарцы» — пожалуй, стала для меня кульминационной. Яркий сюжет, драматургия, кинематографичность и зрелищность повествования — все соединилось в идеальной пропорции! Неспроста эта часть (в несколько отличающейся по тексту редакции, как и в случае с «Фаэтами») была ещё в 1968 году опубликована в журнале «Искатель» как тизер к роману. Именно здесь новые персонажи показались мне наиболее колоритными — один из них в одночасье полностью перевернет изначально сложившееся мнение о себе (и совсем не так, как это получилось у Ловского), другой — полюбится настолько, что дальнейшее повествование покажется без него неполноценным (к счастью — это почувствует и сам автор!). В этой же части читатель после «долгой разлуки» вновь встретится с Виленой, что дополнительно обогатит повествование эмоционально. 

«Может ли истинный Разум существовать вопреки законам Природы?» Автор сталкивает две противоборствующие концепции — вечная жизнь отдельного разумного существа за счёт искусственных технологий и вечная жизнь цивилизации за счёт постоянного естественного обновления и возрождения в потомках. И ещё один, уже более тонкий и индивидуальный, вопрос незримо проводится автором через эпизодического персонажа по имени Эт, который своими действиями выворачивает душу читателя наизнанку: «Можно ли простить благородного старика, которого внезапный страх перед стремительно приближающейся естественной смертью толкает на предательство?» Что особенно интересно, печальная и неожиданная кульминация этой части удивительным образом подсознательно напомнила мне финал культового аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины Ветров», вышедшего одиннадцатью годами позже. Видимо, мысли обоих авторов были созвучны друг другу!

Третья книга романа — «Даль» — сводит все линии воедино. Здесь я хочу быть более кратким и сказать лишь о самом главном. Сцена возвращения Вилены на Землю спустя десятилетия (одна из сильнейших в романе) дает в полной мере почувствовать, что такое бессмертие человека в поколениях потомков! Это обескураживает, пробирает до глубины души, заставляет каждого из нас еще раз осознать удивительную реальность этой простой истины... Мы можем увидеть и ощутить это сами, познакомившись с новой героиней третьей книги, со всем, что окружает ее, движет ее поступками, составляет ее жизнь! А невероятная процедура пробуждения памяти предков, даже обретения черт личности своего предшественника, так ли она фантастична? Или это удивительная реальность, подаренная нам природой? «У тебя мамина улыбка...», «Твой дедушка поступил бы так же...», «Ты весь в отца!» Это чудо, которое живет с нами тысячелетиями! Мы привыкли к нему, хотя это и есть самая настоящая фантастика!

После прочтения мне всегда особенно интересно попытаться найти глубинную суть каждого произведения — ту мысль, тот образ, который неожиданно становится четко виден лишь когда соединяются все элементы повествования. И именно в третьей книге я окончательно увидел его для себя. Что же в итоге оказалось сильнее времени? Любовь? Уважительное и бережное отношение ко всему живому? Исцеляющая сила подлинного искусства? Вечная эстафета жизни? Тысячу раз да! Но есть еще что-то... Ведь гениальная «игра» на парадоксе времени, как на разнице курсов валют — это яркая находка, в которую автор вложил что-то реальное, земное... Если внимательно посмотреть, что же помимо вышеупомянутых качеств объединяет всех героев этого произведения, то ответ придет сам собой: движение! Постоянное движение! Они не останавливаются ни на секунду, не успевают даже перевести дыхание, бросаясь «из огня — в полымя» и обратно! Они дерзают, пытаясь обогнать время, и оно щедро вознаграждает их за смелость. «Отправить» из настоящего частичку себя — свои мысли, знания, открытия — которые потом чудесным образом «подхватят» тебя и близких тебе людей в будущем! Вот трудный, но единственно доступный человеку способ быть сильнее времени, который, как мне показалось, и хотел обозначить нам автор.

Очень не люблю придираться и искать минусы, особенно в любимых произведениях. Во время чтения я упорно заставлял себя не замечать один факт, но, если прочитано хотя бы несколько значительных произведений советской фантастики, «развидеть» его не удастся (оборотная сторона любого, даже самого маленького читательского опыта). А заключается он в том, что некоторые эпизоды романа написаны, скажем так, под вдохновением от «Баллады о звёздах», «Лезвия бритвы» и «Эллинского секрета», «Туманности Андромеды» и «Магелланова облака». Не буду описывать, в чём именно. Кто знаком с перечисленными произведениями — без труда это увидит. Даже имя Эоэлла позаимствовано Казанцевым из его же собственного произведения «Планета бурь» (оно же — «Внуки Марса»). Но! Для меня это никак не отразилось на качестве и ценности романа, т.к. все заимствования были пропущены автором «через себя» в полной мере и показаны по-своему. Тоже своего рода «память предков»!

Так почему же в итоге десятка?

Все просто! Произведение впервые опубликовано почти пятьдесят лет назад. Почти двадцать лет, как не стало Александра Петровича Казанцева. И я тут сижу в своем далёком двадцать первом веке, перечитываю «из будущего» на высокотехнологичном устройстве это «старье», а в сердце загорается огонек... И мысли — одна за другой...

Значит, действительно «сильнее времени»!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Сильнее времени» производит несколько странное впечатление. С одной стороны, он посвящен вполне «стандартным» НФ темам — космические полеты, контакт, «ксенофантастика», терраформирование и т.д. Но с другой стороны, всё это обилие тем и темок не очень-то хорошо увязано в единое целое. Иногда создается впечатление, что тот или иной поворот сюжета придуман для того лишь, чтобы продемонстрировать ту или иную авторскую идею, подчас сомнительную, вроде палеоконтакта, к которому Казанцев всю жизнь питал особую страсть. С какой целью, к примеру, у людей нужно пробуждать т.н. «генетическю память»? Непонятно. Однако не это является, на мой взгляд, главным недостатком романа. Главный недостаток — явно слабо проработанный психологизм героев. В некоторых ситуациях их поступки (и мотивация) выглядят едва ли не абсурдно с точки зрения элементарной логики, в других — психология присутствует на уровне, так сказать, «детский сад — трусы на лямках». А ведь речь в романе часто идет о любви и прочих непростых вещах.

Казанцеву явно лучше удавались фантастико-производственные романы. В самом деле, такие его вещи как «Пылающий остров» и «Льды возвращаются» вполне читабельны, несмотря на наличие определенных «НФ-несуразностей». Дело, видимо, в том, что там автор часто балансировал на грани гротеска и сатиры, бичуя «капиталистический мир», скажем так. А сам этот жанр допускает отступление от реалистичности, в том числе «реалистичности вымысла». Здесь же явно карикатурные протостарцы, например, рассматриваются под углом серьезной НФ-идеи. Это порождает диссонанс читательского восприятия. Можно привести и другие примеры. В этом романе Казанцев вступает и на почву утопии, а это не каждому писателю по плечу. Все его рассуждения на тему «объединенного мира», воспитания и т.д. правильны, но не глубоки, с оттенком дидактизма опять же на уровне раннего пионерского возраста. К тому же часто в повествовании присутствует неоправданно патетический стиль.

В общем, данный роман представляет более исторический, чем собственно художественный интерес, на мой взгляд. Хотя я и не стал бы утверждать, что он совсем не заслуживает прочтения. Это, очевидно, не «пустое» чтиво, какого очень много и в области фантастики. Здесь есть над чем подумать (хотя бы и в плане критики), а это всегда полезно и, может быть, интересно.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из первых фантастических произведений, прочитанных мной. В детстве читаться взахлеб. Безусловно, есть своя прелесть в советской фантастике, когда при чтении есть о чем задуматься и поискать информацию — при том, что интернета еще нет. Очень, очень интересно читается даже сейчас. Все-таки Казанцев — совсем не рядовой писатель, даже после всех переводных космоопер.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя не отдать должное Ефремову (да, я не промахнулся страницей) — после выхода революционной «Туманности Андромеды» даже такой бронтозавр эпохи фантастики ближнего прицела как Казанцев почувствовал необходимость перемен, ну и воплотил ее как смог. На смену краснозвездным истребителям пришли звездолеты, понемногу начало проявляться свежее увлечение автора уфологией и палеоконтактом, появилась даже сцена почти что секса с инопланетянкой.

Кажется, один из первых случаев, когда Казанцев щедро раскидал по тексту оммажи своим знакомым — археолог Альберто Рус Луильи, член комиссии ФИДЕ по шахматной композиции Питер тен Кате, автор шахматных этюдов Генрих Каспарян целиком подарили свои имена персонажам, дед Казанцева по материнской линии Казимир Курдвановский одолжил фамилию Еве Курдвановской.

Оценка: 2
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж не думал встретить в романе Казанцева, в котором действие происходит при победившем коммунизме, следующую фразу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нормальный цех допотопного ада. Сера и аммиак для приятности обслуживающего персонала. По требованию охраны адского труда.

:)))

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждый роман Александра Казанцева интересен тем, что он развивает читателя умственно. Если в «Фаэтах» автор рассказывает о достоверных исторических фактах нашей планеты, то здесь он рассказывает про космические полеты и связанные с ними законы физики (например парадокс времени Эйнштейна). В этом романе есть многое, что может заинтересовать читателей с совершенно разными вкусами: великая любовь между двумя главными героями, полеты в космосе, исследование трех совершенно разных планет совершенно разных звездных систем, наша планета Земля в будущем и, что на мой взгляд самое важное, в какую сторону изменилось человечество по сравнению с теперешним временем, каких оно стало придерживаться взглядов, идеалов, какие у него появились новые ценности, насколько оно стало по другому смотреть на мир. Так же здесь приводиться множество гипотез, которые, возможно в будущем, лягут в основу новых научных открытий в самых разных областях науки.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из любопытных фантастических «допущений» А. Казанцева — цивилизация анаморфов, к бабочке через личинку.... И тем не менее книжка читается увлекательно, несмотря на очень фантастический фантастический антураж. К тому же к роману нарисовали очень-очень хорошие иллюстрации. Роман перечитывал, когда особенно и выбора в чтении не было, хочу попробовать сделать это еще раз, хотя понимаю, что эта книга — не для слабонервных....

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал роман в детстве. Наверное, первый мой роман о дальнем космосе. Так получилось. Хочу очень перечитать вновь. Я запомнил увлекательный сюжет, встречи с совершенно удивительными мирами и главное эта казанцевская доброта и оптимизм. Поэтому ставлю 10. Для меня этот роман совершенно особенный.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Та научная фантастика, которую не хочется закрыть на пятой странице, или заглянуть на последние уже )) Та фантастика, которая заставляет вдруг гордиться своими учеными и страной. Та фантастика, чьи герои вдохновляют тебя на подражание.

Жаль, что сейчас Казанцева днем с огнем нигде не сыщешь... ((( а я бы назвала ее Национальной и увеличила тиражи изданий.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

:glasses: Этот роман напоминает соц.будущее. Но характеры героев раскрыты полностью. Оссобенно Вилены Ратовой. Она нопоминает мне Герду, которая шла за Каем.

Было интересно читать.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, согласен, это произведение очень эмоционально обогащенное, характеры героев полны самых прекрасных черт, но и они совершают ошибки.

Было очень интересно читать. :pray:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх