fantlab ru

Александр Петрович Казанцев «Планета бурь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Оценок:
290
Моя оценка:
-

подробнее

Планета бурь

Другие названия: Внуки Марса

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Первая экспедиция на Венеру. Два планетолёта доставляют на Венеру международный экипаж, которому предстоит исследовать загадочную планету. Героев ожидает удивительный мир Венеры, чем-то напоминающий Землю Юрского периода, но и отличный от неё. И, кто знает, может быть на Венере люди сумеют отыскать ключ к разгадке сгинувшей марсианской цивилизации...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Второй вариант повести. Действие происходит в Солнечной системе на Венере.

Впервые повесть была опубликована в газете «Комсомольская правда» в 1959 году (10-27 октября), под названием «Планета бурь» и с иллюстрациями Ю. Зайцмана. Этот, газетный вариант существенно отличался от всех последующих, особенно финалом.

Через два года на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, режиссером Павлом Клушанцевым по повести был снят художественный фильм «Планета бурь» (1961).

В 1962 году, в альманахе «Мир Приключений», напечатан второй вариант повести под заголовком: научно фантастический роман «Внуки Марса», книга первая «Планета Бурь». От первой публикации этот текст отличался более развернутыми диалогами, многие эпизоды были добавлены или полность переработаны.

В 1963 году этот же вариант повести напечатан в сборнике: Казанцев А. «Гость из космоса» (нф повесть «Планета бурь»); и отдельным изданием: НФ повесть «Внуки Марса». Повесть была переведена на украинский язык, и в 1967 году опубликована под названием «Марсові онуки». Далее во всех переизданиях — «Планета бурь».

К моменту издания Собрания сочинений (1978 г.) Казанцев ещё раз переработал «Планету бурь». Место действия в этом, третьем варианте повести было перенесено из Солнечной системы в систему звезды 82 Эридана, на планету Венера-2. Однако, такая замена значительно снизила мотивацию поступков персонажей и целей самой экспедиции.


Входит в:

— антологию «Мир приключений. Книга седьмая», 1962 г.

— сборник «Гости из Космоса», 1963 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 128

Активный словарный запас: средний (2839 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Планета бурь» 1962, СССР, реж: Павел Клушанцев



Похожие произведения:

 

 


Мир приключений
1962 г.
 Гости из космоса
1963 г.
Внуки Марса
1963 г.

Самиздат и фэнзины:

Внуки Марса
2013 г.
Внуки Марса
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Марсові онуки
1967 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающее произведение. Возможно, действительно, лучшее у Казанцева. Если научная фантастика должна увлекать людей новыми идеями, то это именно такая книга. Достоинства же её заметить может быть сложновато из-за невозможности точно определить жанр. Твердая научная фантастика (на время написания), альтернативная история, приключенческий боевик или, выходящая на первый план, сказка?

Илья Богатырев, Роман Добров, Алеша Попов — несомненная отсылка к былинам. И так же, как «исторические» богатыри, наши герои являются отражением сложного комплекса общественных отношений. Книга открывается сложной тирадой о эволюции человеческого мозга. И Казанцев великолепно заканчивает её не менее сложным выводом. Дарвин объяснил принципы эволюции, но кардинальное отличие человека от животного всё еще можно оправдать божественным вмешательством. Резко оборванный тезис превращается и в секундное размышление, и в тему, которой Богатырев посвятил всю жизнь. Требующую увлеченности, преданности и настоящей силы воли для ответственного подхода. Явно описанный, как воспитанник и наследник Ефремова, Богатырев представляет собой старшее поколение: сделавшее себя само, преобразовавшее окружающий мир и узнавшее насколько нужно быть осторожным. «Противоположностью» ему представляет Алеша. Человек увлекающийся, чьи интересы огромны на столько же, на сколько для него открыли новые возможности. Так сказать, знание без опыта. Когда в начале описываются его размышления, даже ритм повествования меняется. Алеша Попов — ходячий недостаток, за себя не отвечающий. Способный осуждать недостатки английского буржуазного уклада, но мгновенно находящий общий язык с идеологическим врагом, как только тот выскажет интересную молодому человеку идею. Но воспитание Алеши проходит успешно не по тому, что он копия идейно правильного Ильи Юрьевича, — а по тому, что все люди — братья и интересы их, в конечном счете, одинаковы. В принципе никакого идеологического давления или вскрытия недостатков здесь и нет. Создается впечатление, что Александр Петрович спорит сам с собой. Откровенность, достойная по-настоящему одаренного писателя. Если автор готов раскрыться перед читателем, вспомнить самого себя — это высший признак понимания и веры в возможность его осуществления. Ни Богатырев, ни Попов не находят нужных для себя точных ответов. Не в последнюю очередь по тому, что Добров отстаивает позиции жесткого реализма. Но и в науке гипотеза не сразу становится аксиомой. Красное тепловое пятно: древний город или кольцо вулканов — вопрос открыт. Автор настаивает на вашем участии в дискуссии.

Но нельзя забывать и то, что фантастика должна быть увлекательной и развлекательной. Александр Петрович Казанцев — мастер художественного запечатления момента. Он, с кинематографической точностью, передает ощущение неземной природы, невероятных приключений на каждом шагу, давящих героя эмоций. Но главное, всё же, приключения. И самой внушительной по впечатлениям сценой становится спуск американцев на Венеру. Здесь и красочность опасности, и шутки над ситуацией, и героическая отвага. Без сомнения, такой сценой гордился бы любой американский фантаст. И так же нет сомнений, что его герои бы встали, отряхнулись и перебили всех доисторических гигантов. Казанцев же сталкивает американцев с последствиями безрассудства. Главное правило фильмов ужасов: не разделяться. Но как иначе продвигать сюжет, если герои будут делать всё правильно. Но наши новые богатыри, памятуя историческую быль ( — Кого послать: Добрыня упьется, Алеша по бабам пойдет? — Сам пойду.) и общественный прогресс, идут к своей цели вместе. Приключения их выглядят менее масштабно, зато, сколько бы их ни было, всегда заканчиваются удачно.

Слово нужно сказать и о американских астронавтах. Как с советской стороны Казанцев послал на Венеру переработанных сказочных персонажей, так и с американской стороны мы видим стереотипы, известные советской фантастике. Они должны ярко показать противоречия капиталистического строя, с чем успешно справляются. Но неприязни или отторжения к ним не чувствуется. Следуя идеям гуманизма и убежденности в братских узах народов, Казанцев описывает достойных людей. Человеческие страсти и страхи должны быть понятны каждому. А люди науки всегда найдут общий язык. И, в конце концов, придет осознание, что мы находимся на одной планете. Единственное, что может смутить — это неверие автора в успех кибернетики. Но, пускай многим не понравится, с логической точки зрения Александр Петрович прав. Человек не создаст устройство, не зная как оно работает. Рассказ о том, как работает алгоритм программы может показаться убийством волшебства. Но раз уж автор позволил себе использовать и русских богатырей, и Соловья Разбойника, и вещих птиц, то и я рискну на вольность фантазии. Керн означает пробу породы — пускай в книге дается другое объяснение, но не даром же Аллан Керн постоянно говорит о покорении недр. Вуд — дерево. Стрем — поток. По аналогии это: Горыня, Дубыня и Усыня — великаны русских сказок. Великаны обладают силами стихий, но в сказках они точно знают свою судьбу и не могут ей противостоять. Только главный герой спасает их от саморазрушения. Чем не метафора идеологического противостояния XX века?

Грандиозное произведение эпических масштабов. Если оно заставило Вас над чем-нибудь задуматься — других достоинств ему не нужно.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть (к счастью, я не читал третью, романную версию из Собрания Сочинений Казанцева) представляет собой своего рода эталон, платиновый стандарт советской НФ. Она вся состоит из общих мест, из деталей конструкторского набора советской НФ. В ней нет ничего оригинального, авторского, «своего». Только хардкор, только места общего пользования.

Остальные советские писатели-фантасты пользовались отдельными деталями этого набора, разбавляя общие места своими идеями, но Александр Казанцев использовал детали набора все, без остатка, жёстко и бескомпромиссно, с химической чистотой кристаллизации. Борьба с империализмом и демонстрация преимуществ советского строя перед капитализмом? Есть! Полёты в Космос (горячая тема после запуска первого советского спутника!)? Есть! Красотка-радистка? Да! Роботы? Обязательно! Динозавры? Всенепременно! Инопланетяне? Ну-у... Они не совсем уместны в сюжете, но намёк на них дан. А заодно тайна происхождения человечества затронута, потому что как-то обидно советским людям, строителям коммунизма, происходить от обезъяны. Лучше иметь в предках Аэлиту! И так по всему списку. Что там Адамов, Полещук, Мартынов, Томан, Немцов! Казанцев был самым советским из советских фантастов, никто с ним не сравнится. Эталон, как и было сказано.

Его повесть об экспедиции на Венеру настолько клиширована, что сейчас её возможно воспринимать лишь как концептуалистский текст в духе Пепперштейна и Сорокина. Но, как бы там ни было, для всякого любителя литературного треша чтение «Планеты бурь (Внуков Марса)» — изысканное наслаждение.

Чувста юмора Казанцев был лишён начисто, и это ещё один плюс «Планете бурь». Если бы сам автор понимал, насколько смехотворен его текст, он не смог бы довести дело до конца и закончить повесть на потрясающе пафосной ноте.

Я люблю эту книгу! А иллюстрации бесконечно прекрасного Юрия Макарова, нашего несостоявшегося Стэна Ли, превращают её в подлинный шедевр!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть вместившая в себя пафос своего времени: полеты первых советских космонавтов и запуск автоматической станции «Венера-1». Получилось так, что я сначала посмотрел кинофильм, а затем прочитал повесть. Поэтому в памяти визуальный и графический ряд оказались тесно переплетенными и запомнились надолго.

Очень позитивное и познавательное н-ф произведение, в котором показано как сотрудничество, так и соперничество с Соединенными Штатами Америки. Считаю самым удачным произведением автора.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень яркая книга. Великолепная космическая фантастика. Звездолеты, высадка на Венеру, джунгли, болота, извержения вулканов. Оригинальные интересные герои. Да, конечно, как и во многих произведениях советской фантастики, присутствует противостояния социалистического и капиталистического. И, понятно, что, именно, советская экспедиция спасает несчастных американских космонавтов. Но, это не главное в романе. А главное, великолепные приключения, захватывающие читателя. Книге много лет, но она не устарела и я перечитываю ее регулярно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в детстве. Был очень даже впечатлен. Повесть вполне себе для среднего школьного возраста. Сейчас специально не перечитываю, чтобы не было разочарования. Помню, почему — то очень нравился робот.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть. Настоящая классика советской фантастики, по которой был снят такой же великолепный фильм. Ярко, динамично, интересно. Хотя сама идея Венеры с динозаврами уже была у Беляева — «Прыжок в ничто».

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему мнению, это одна из легендарных фантастических книжек Казанцева. Аргументов в пользу этого достаточно много. Во-первых экспедиция на Венеру прописана весьма подробно, с хорошей интригой, описание среды просто великолепно, а робот в книге вообще стал одним из интереснейших персонажей. Во-вторых, был снят очень интересный и зрелищный фильм по этой повести, с хорошими (для того времени) спецэффектами и отличной динамикой. В-третьих, этот фильм купили американцы, и похоже это был первый фантастический кинофильм уехавший из Москвы за океан. Правда, демонстрировалась не оригинальная советская версия, а переделка, изготовленная американскими монтажерами и якобы приспособленная под вкусы и привычки американцев. Но на мой непросвященный взгляд, этот «римейк» оказался во сто крат хуже оригинала. Жаль, что писатель также попытался переделать повесть и весьма, говорят, неудачно. Казанцевский «римейк» не читал. Для меня «Планета Бурь» так осталась той самой повестью, которая была опубликована в знаменитом томе в сувперобложке «Гость из космоса».

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как бы не ругали Казанцева, но повесть «Планета бурь» явлется эталоном в советской космической фантастике, она намного лучше многих других творений этого жанра. Не зря великий режиссер Павел Клушанцев взялся за её экранизацию и снял одноименный фильм, предвосхитивший развитие мировой космической кинофантастики. Даже Стругацкие, написавшие киносценарий по повести «Стажеры» не смогли добиться экранизации своего произведения.«Планета бурь» написана простым, доступным языком, имеет динамичнай сюжет и доказывает, что Казанцев был талантливым писателем, и кроме «Пылающего острова» написал немало хороших книг.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно перечитал и думал, что плеваться буду (такое уже было), но оказалось, что прошло более 40 лет, а роман очень даже интересен и в наши дни. Еще понравилось, что в книге очень мало идеологии и унижения американцев, которым только, что и надо, так только денег в отличие от советских исследователей, работающих ради идеи и потребности трудиться... (намек на Мартынова «220 дней на звездолете»)

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я заинтересовался этим произведением из-за очень интересного и, по многим причинам, примечательного фильма П. Клушанцева. Пришлось разыскать в сети текст повести без позднейших авторских исправлений, которые, по-видимому, не улучшили первоначальный вариант.

Общее впечатление от прочтения вполне благоприятное. По сути, это приключенческий рассказ («географический роман») об открытии и освоении новых земель. Только земли эти находятся за пределами Земли. И соответствующее настроение открытия чего-то нового, неведомого («романтика») передано неплохо. Космоса как такового в повести мало. Взгляд автора на Венеру предельно антропоморфен и прямолинейно «дарвинистичен». Мы здесь находим что-то вроде обручевской плутонии – каменноугольный период, ящеры (в том числе, размером с океанский лайнер) и т.д. Что ж, такая модель вполне имеет право на существование, особенно, учитывая время написания «Планеты бурь».

Довольно интересно автор подошел к выбору имен персонажей. Илья Богатырев, Роман Добров, Алеша Попов – вот вам три былинных витязя по старшинству. Предложение, в котором написано, что Добров расположился в вездеходе «с ружьем» я, проникнувшись этой аналогией, непроизвольно прочитал как «с копьем». А один из американцев Гарри Вуд (дерево) – именно тот, кто открыл на Венере растительность. Вообще, американцы в повести выглядят несколько карикатурно. Описывая биографию Богатырева, автор почти копирует биографию И. Ефремова. Упомянута даже гобийская палеонтологическая экспедиция, начальником которой действительно был Ефремов. Научные интересы Богатырева также наполовину состоят из научных интересов Ефремова. Вторую половину составляют собственные интересы Казанцева, связанные с разного рода «артефактами», якобы свидетельствующими о посещении Земли в прошлом иными цивилизациями. Но основную часть особого внимания Казанцева к артефактам и загадкам типа «Тунгусского метеорита» унаследовал Алеша Попов(ич).

Есть в повести и украшающие её, забавные эпизоды. Например, когда Аллан Керн, очнувшийся после укола хиноциллина, который ему сделал Железный Джон по радио-приказу Богатырева, в восторге воображает, что это сам Джон научился ставить соответствующие диагнозы.

Компактность текста, безусловно, идет ему на пользу. Данное произведение не отличается философской глубиной, особым динамизмом или, скажем, тонким лиризмом. Оно написано очень доступным, мягко говоря, языком. Тем не менее, вещь вполне читабельная, по своему интересная, и к тому же неплохо характеризующая определенный этап в отечественной НФ.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, вся американская кинофантастика выросла из кинофильма «Планета бурь». Вполне в это верю, так как амеры выкупили этот фильм у нас с потрохами — даже без права показа в Союзе. Современным фантастам стоит поучиться тому, как можно интересно развивать космический сюжет, и при этом не хвататься постоянно за световые мечи и бластеры. Оценка десять.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне тоже кажется, что это лучшее произведение Казанцева. Есть еще «Фаэты», но их я недавно попытался перечитать и не смог, а вот «Планета Бурь», оказалась вполне «перечитабельной». Достаточно динамичный сюжет и довольно яркие герои, особенно отрицательные и Железный Джон (как всегда плохие персонажи получаются более яркими и запоминающимися, чем хорошие). Только настоятельно советую читать вариант 1959-60 года, где герои действительно летят на Венеру. К 1975 году Казанцев переработал «Планету Бурь» до полного маразма, пытаясь подогнать повесть под данные современной науки. Межзвездный корабль открывает у другой звезды планеты, которые называют Венера-2, Земля-2, Марс-2 и т.д. Корабль выходит на орбиту Земли-2, и с него посылают планетолеты для исследования Венеры-2. Далее текст идет с минимальными изменениями, заменяются только названия планет. Но сам сюжет, цели экспедиции, технические средства и мотировации героев, от такой замены, становятся смехотворно нелогичными.

Моя оценка выставлена именно «старому» варианту повести, который даже обладает неповторимым ореолом романтики тех лет, когда человечество уже готово было выйти в космос, но еще не знало, что ближний космос из себя представляет.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я согласен с тем, что если смотреть с позиций литературного стиля, то это лучшее произведение Казанцева, можно сказать — вершина его творчества (вот только творчество в целом выглядит довольно убого). Но тем, кто здесь в отзывах превозносил этот роман, я хотел бы ответить так: положите, пожалуйста, рядом два романа о путешествии на Венеру — этот и «Страну багровых туч» Стругацких, которая к тому времени уже несколько лет, как была издана, — и сравните. Борнатаныч Стругацкий терпеть не может упоминаний об этом их первом романе, считая его абсолютно беспомощным. Да, СБТ сильно проигрывает в сравнении со «зрелыми» романами АБС, но если сравнивать ее с «Планетой бурь», то это просто образец хорошего вкуса и интеллектуальное пиршество ума :wink:

И если, по мнению некоторых, «Планета бурь» оказывается гениальной в сравнении с нынешним мутным потоком фантастической поп-литературы — то это очень грустно (я имею в виду уровень сегодняшней литературы) :frown:

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё гениальное просто и запоминается на всю жизнь!.. Сравните с тем нынешним, что валяется на книжных развалах — день и мрак!..

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

помню. читал и радовался этому замечательному произведению. :smile:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх