FantLab ru

Клайв Баркер «Проклятая игра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Голосов:
341
Моя оценка:
-

подробнее

Проклятая игра

The Damnation Game

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Попавший в тюрьму боксер Марти Штраусс выпущен на свободу для работы телохранителем у известного миллионера. Он предполагал, что ему предстоит весьма непростое дело, но действительность оказалась намного хуже. Его клиенту угрожает некто, требующий расплаты за старый и ужасный долг — результат карточной игры с не знающим проигрыша шулером в разрушенной немцами Варшаве, тот, кто может воскрешать мертвецов и ведет счет своей жизни столетиями. Однако, как выясняется, это не Дьявол, а человек, узнавший секреты тайного искусства, а значит он тоже уязвим.

Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1986 // Роман

номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1987 // Дебютный роман

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Хоррор - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Проклятая игра
1994 г.
Проклятая игра
2008 г.
Проклятая игра
2010 г.
Проклятая игра
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Damnation Game
1985 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Проклятая игра» — дебют Клайва Баркера в крупной форме, но не в писательстве в целом. На момент выхода романа у Баркера уже было издано три сборника из «Книг крови», так что в уровне качества «Проклятой игры» сомневаться не приходится. Тем более, что переиздан он у нас в серии «Легенды хоррора», где, пока что, слабых вещей нет.

Это история Марти Штрауса, только-только вышедшего из тюрьмы со специфическим условием: он должен работать телохранителем на богатого старика с причудами. В противном случае Марти вернется за решётку. Естественно, работа оказывается крайне непростой, и Штрауса впутывают в давнюю игру между его новым работодателем и загадочным Мамуляном, человеком, способным поднимать людей из мертвых.

Роман больше тяготеет к мистике, нежели к хоррору, хотя и жуткие моменты в нём есть. А есть и откровенно мерзкие, в духе тех, что творил с собой и окружающими Брир, Пожиратель Бритв, подручный Мамуляна. Сюжет развивается неторопливо, Баркер явно не хотел просто напугать читателя. Здесь за страшными и запоминающимися образами скрывается своеобразная философия. Поэтому моменты действия часто перемежаются философскими рассуждениями, а откровенно отталкивающие сцены сменяются атмосферно притягательными.

В основе «Проклятой игры» лежат «фаустовские» мотивы. И это хорошо: местная сделка с дьяволом реализована очень любопытно. Но вот плохо то, что во всей истории читателю некому сопереживать. Все персонажи здесь, кроме главного героя, слишком отталкивающие и не харизматичные. Даже главный злодей получился какой-то блеклый, не зря из уст одного из персонажей в его адрес летит фраза: «Ты никто! Ничто!». Что же касается самого Марти, то он попросту никакой. Угрюмый и замкнутый, на протяжении почти всей книги он просто плывет по течению. Лишь в последней трети романа Марти принимает два-три волевых решения, но общую картину это особо не меняет. Лично мне хотелось бы более деятельного главного героя. И гораздо более интересного главного злодея. Но задумка автора, по всей видимости, была иной.

В целом же получилось неплохо. Атмосфера искупает персонажей, сюжет радует как интересными мыслями, так и жуткими сценами. Роман определенно зайдёт не всем любителям хоррора, но попробовать его точно стоит каждому поклоннику жанра.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от всякой эстетической жести, которую мы встречали в «Каньоне...» или в «Восставшем», дебютный роман Баркера больше похож на чистую мистику, хотя и не лишённую элементов мерзости — но их тут меньше. Главное его достоинство — идея, которая в том или ином виде перекочует в последующие работы мастера, а именно искушение. На что готов пойти человек, чтобы стать наравне с Богом? А самое главное что он будет чувствовать и будет ли рад такому выбору? Как это коснётся его близких и друзей? Ответам на все эти вопросы и посвящен этот роман, но скажу сразу, что это именно этот мотив задаёт всю тональность повествованию; а здесь, как водится у Баркера, далеко не всё радужно.

Больше всего удивляет атмосфера, а точнее, её обратный контраст. Поясню: где бы не происходило действие (особняк, трущобы, некогда роскошный отель), всегда будет серость, мрак и безысходность. Эта грязь человеческих пороков лежит повсюду, и не играет никакой роли, оставил её богатый или бедный. Всё это плавно перетекает в психологию самих персонажей — тут нет определённо хороших или плохих героев. Вообще. Даже главного героя святым назвать нельзя, а главного злодея — олицетворением ада. Почему? У всех есть грехи, даже если ты помогаешь старушкам переходить улицы. У всех есть пороки и страхи. Именно отсюда берётся эта грязь, покрывающая мир «Проклятой игры».

Но если смотреть на роман в целом, то он слегка слабее последующих работ. Все держится на идее и атмосфере, а вот всё остальное остаётся на уровне «нормально». Сюжет интригует, но его середина порой лишается какой-либо логики; а концовка и вовсе блуждает на грани «не хорошо, не плохо — есть и есть». Из персонажей можно выделить только двух главных игроков, которые однажды поддались искушению, чтобы превзойти человечество, а в итоге стали играть против друг друга — Уайтхед и Маммулян, а все остальные лишь болванчики, которые нужны, чтобы двигать фигурки на доске этих двух интриганов. Даже главный герой кажется серой мышью против них, да и вообще выступает в роли наблюдателя, нежели он хотя как-то влияет на историю. Опять же, не хорошо, не плохо — есть и есть.

И всё же кроме как идеи мне отметить и нечего. Здесь нет каких-то ярких или запоминающихся сцен (хотя в «Каньоне...» я могу их сосчитать больше десятка), ни удивительных моментов или персонажей, ни чёрного юмора, ни достойного финала. С другой стороны его легко читать, в целом отличен и потраченное на него время себя окупило.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За свою продолжительную писательскую карьеру Клайв Баркер придумал множество удивительных миров, существующих за гранью привычной нам реальности.

При этом в начале творческого пути автор много размышлял о преисподней, которая также является одним из мест, скрытых от глаз простых смертных.

В результате этих размышлений на свет появились роман «Проклятая игра» и самая известная работа Клайва — повесть «Восставший из ада».

Как раз о первом произведении и пойдет речь далее.

В центре его сюжета находится молодой парень Марти Штраус, которого досрочно выпускают из тюрьмы в рамках благотворительной программы, проводимой миллиардером Джозефом Уайтхедом.

Последний выбрал Марти из нескольких претендентов на должность своего нового телохранителя.

Если бы Штраус заранее знал кого именно боится Уайтхед, он возможно передумал бы покидать казенный дом и переезжать в Святилище — старинную усадьбу, расположенную в пригороде Лондона...

Пожалуй, именно зло, преследующее богача удалось Баркеру больше всего.

И не смотря на то, что каждый отрицательный персонаж интересен по-своему, наиболее любопытным получился главный антагонист книги — загадочный игрок в карты по имени Маммолиан.

Лично меня порадовало, как автор изобразил внутренний мир этого героя, не забыв сообщить причины, толкающие его на совершение ужасных деяний.

А уж когда Клайв ближе к финалу романа раскрыл истинную суть игрока, я пришел в неподдельный восторг, осознав как сильно я заблуждался насчет происхождения Маммолиана, став заложником заезженного культурного штампа.

В моем первом (и очень коротком) отзыве на «Проклятую игру», опубликованном на сайте Лаборатории Фантастики 9 лет назад, я заявил, что после прочтения книги у меня возникло «ощущение, что она написана не Баркером, а его подражателем... причем, не самым талантливым».

Каюсь, я был не прав.

Конечно, Клайв не в полной мере проявил свою безумную фантазию, которая раскроется в последующих произведениях, но тем не менее, создал ряд ярких и запоминающихся сцен и образов.

Поругать роман можно разве что за периодические проблемы с логикой поведения персонажей и порой излишнюю многословность.

Понятно, что молодой писатель хотел выложиться на все 100%, но некоторые эпизоды все-таки стоило бы сократить.

В остальном «Проклятая игра» — отличный хоррор, который практически не устарел за 33 года, прошедшие с момента его первого издания.

Да и как иначе?

Ведь настоящая классика не стареет.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такой цветок — бувардия (bouvardia). Все, что о нем должен знать читающий человек, — это то, что в европейских языках сочетание ou в большинстве случаев является фонемой /у/, а не /о/: касается это, например, английского, французского и греческого... Греческий, говорят, на армянский похож, а одним из знаменитых армян стал Рубен Мамулян — американский режиссёр театра и кино. По английски его фамилия писалась как Mamoulian. Весь этот вводный лингвистический бред с сомнительными логическими связками я размещаю здесь затем, что то же самое сочетание латинских согласных встречается на всем протяжении книги. Но переводчик превратил их в «Мамолиан», и мне показалось, что что-то тут не сходится. Мамулян — главный монстр всей книги, которого сравнивают с самим дьяволом, повелителем мух, вместилищем ничто и распадающимся на легион частей, способных зажить своим собственным существованием...

Быть Мамуляном куда логичней, ведь по истории «Проклятой игры», он был русским (!) солдатом во времена европейских империй, а в своём настоящем пел русские колыбельные. Если покопаться в лингвистическом материале, корень его фамилии вообще южно-славянский, как корни высокой лексики современного русского языка, вышедшие из того славянского, который обрёл сакральность в церкви, а изначально был южнорусским переводом греческого... Эти докапывания до имени мне захотелось вести параллельно с персонажами, которым также хотелось разгадать сущность злодея. И получилось куда увлекательней, чем у Баркера, который выдумал для него историю начала девятнадцатого века и историю современности, лишив ключевых точек судьбы на протяжении почти что двухста лет. В первой точке — война германцев, славян и (наверно) англо-саксов в девятнадцатом веке. Во второй точке — в двадцатом (вторая мировая). В последней точке у нас противостояние «армянского русского» Мамуляна, «британо-американского» Уайтхеда и типичного героя какого-нибудь нуара или российского шансона Марти Штрауса с явно германской фамилией.

Первая же глава рассказывает о Мамуляне как о человеке, который ни разу не проигрывал в карты. Так он приманивал к себе жертв, которые по странным причинам начинали служить ему, но в виде оживших трупов. Название книги и легенда о Мамуляне как будто бы дают ответ, что все жертвы были проигравшимися должниками. Ничего подобного: Клайв Баркер мыслит куда более абстрактными категориями. Азарт — всего лишь приманка, как и миф о мастерстве и выигрыше. Азарт — это то, что определяет слабость человека перед куда более могущественной силой. Карты Мамуляна то с эротическими картинками, то вручную нарисованная антикварная роскошь... Мамулян приходит в казино и никогда не играет. Нет, не в карточной игре скрыто управление судьбой.

Многие персонажи книги названы символическими именами. Так, Мамулян — последний европеец. Что-то связанное с его амбициозностью в поисках власти и кризисом империй как таковых строит его разочарованный со временем образ воина, совладельца олигархической империи, а в конце концов — всего лишь потерпевшего крах в любви человека с чистыми пальчиками. Он убийца, который побеждает чужими руками, его война — бой по воле судьбы не казнённого дезертира, решившего спрятаться среди трупов. Его «возлюбленный» Уайтхед — пилигрим и вор, лис и папа. Уайтхед получает секрет удачи, чтобы жить в своё удовольствие за чужой счёт, но, как ни банально, тоже ценой настоящей любви, подменяя истинную привязанность властной — предложением денег и подсиживанием на иглу с доступом к героину, если его дочь останется вместе с ним. Была тут и парочка американцев: молодых людей, вдохновленных религиозными речами типичного евангелического харизматика и наплевавшими на пуританство после первой же слабости.

На таких абстрактных вещах и строится мир книги. Поэтому игра не буквальна — это всего лишь вера в судьбу, удачу... И любовь в такой ложной вере — это прощение выигрыша тому, кому ты захотел дать сыграть из тяги к киданию жребия. Человек, который принял выигрыш за удачу, в его глазах становится избранником. Один играет роль судьбы, а другой — роль восприемника господи удачи. Так Мамулян получает силу бессмертия и воскрешения от монаха, частично осознавшего цену смерти, а Уайтхед и его дочь перенимают дар внушения. Все это ради обретения власти, богатства, удовольствий, когда на самом деле им нужно было совсем другое. Но для того, чтобы это сознать, требуется иная вера...

Разбор структуры фантазийный составляющей ужасов Баркера и держит интерес при чтении. По событиям и диалогам «Проклятая игра» достаточно посредственна и представляет из себя просто ряд эпизодов различной степени отвратительности. В основном это расчлененка, постепенное гниение, результат процессов человеческой выделительной системы, самопожирание...

Кстати, последнее — очень важная метафора для образа отчаявшихся в любви героев, извращение приводит к саморазрушению, в том числе самоедству, как наглядному выражением внутреннего мира. А там — пустота. Поэтому невозможно насытится. И странно, что явно фантазийные ужасы вплотную рисуют реальность: Баркер в своём абстрактном пласте романа демонстрирует достоверный психологизм. В этом, к сожалению, почти что единственный плюс романа.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это было первое знакомство с литературным творчеством Клайва Баркера (я уже видел «Hellraiser» и потому купил роман) и я влюбился в его творчество после прочтения «Проклятой игры». Первый раз прочтение было просто крышесносящим из-за букета фантастических и фантастически убедительных придумок, непрерывно взвинчивающегося саспенса и неожиданно банального, на грани пошлости, финала. Позже, когда я познакомился с другими романами этого мастера и вернулся к «Проклятой игре», я понял, как она устроена.

Несколько совершенно живых персонажей — Марти, Кэрис, Мамулян — введены в пространство литературных мифов, а Мамулян даже «одарён» сверхестественными способностями, которые, впрочем, делают его бесконечно несчастным. И дальше эти герои действуют, как им подсказывает логика их характеров, в лабиринте стеретипов масс-медиа, которые автор то и дело разрывает гротескными эффектами. В самом деле, ведь Пожиратель Лезвий — это герой «Психо» Роберта Блоха (романа, а не фильма) , отец Кэрис — господин Аркадин из одноимённого фильма Орсона Уэллса, остальные персонажи тоже демонстративно заинмствованы, так, чтобы читатель опознавал заимствованность. Но гланые герои — оригинальны и потому непредсказуемы. Они могут проиграть или победить, ведомые своими страстями и страхами, их судьбы не предначертаны (в отличие от призраков масскульта).

Ошарашивающая банальность финала впоследствии стала фирменной фишкой Клайва Баркера: всё оказывается именно так, как предполагалось, и эта «предписанность» действует как сильнейший шок. В конце романа Баркер как бы ставит точку в своём «искусстве», закрывает дверь в текст — больше ничего не случится. Это высший писательский пилотаж!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень хорош, если смотреть с любой стороны. В нем создана атмосфера ужаса и мракобесия, так и атмосфера жизни в доме у богатого магната. Очень хорошо удались персонажи. Почему-то больше симпатизировал злобному Мемолиану, так и загнанному в угол Бриру. Динамика романа очень хороша — все развивается когда нужно и все происходит своевременно. Честно говоря, не совсем понял всех целей и идей Мемолиана — персонаж загадочный, но и одновременно привлекающий к себе внимание. Больше всего из романа запомнился именно он.

Первый роман Баркера произвел на меня сильнейшее впечатление. Не жалею, что познакомился с этой книгой и с творчеством этого автора вообще.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первых же страниц от «Проклятой игры» повеяло атмосферой «Сердце ангела» Хьертсберга. Обрадовался. Однако, в последующем Баркер по спирали заворачивает сцены насилия, крови и секса, а текст становится тяжеловеснее. Без этих составляющих, Баркер был бы пожалуй, не Баркером. На 2\3 роман читается легко и непринужденно, сюжет захватывает. Восточная Европа. Вторая мировая война. Варшава в пепелище, крови и насилии. Среди прочего, некий Вор, обладающий даром безошибочно угадывать выигрыш при различных ситуациях ищет достойного противника в очко. Таковым становится некто Мамулян. Мифический человек, никогда не проигрывающий в карты, однако, страшно-опасный. Встреча с ним не сулит ничего хорошего. Такова канва романа. В последствии, по прошествии многих лет появляется Марти Штраусс, которого из тюрьмы нанимают телохранителем Вора. Как сами понимаете, последний ждет со страхом прихода Мамуляна. Психологическая составляющая романа по-началу велика, да и сам роман захватывает с самого начала, но вот потом....потом начинается Баркеровщина. Кровь, насилие, секс, описание бреда персонажей забивают страницы за страницей, не оставляя порой места и времени для осознания происходящего. Концовка романа на мой взгляд неплохая, однако до хорошей далеко (см. спойлер).

Что мне не понравилось, так это то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В концовке романа все персонажи (их сознание и разум), бессовестно залезают друг в друга. Мамулян в Кэрри, Кэрри в Мамуляна, а потом и сам Штраусс. Описание всего этого процесса длинно и нудно. Мертвый Пожиратель лезвий и вовсе — становится палачом Мамуляна (при всех талантах последнего!)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Проклятая игра» можно смело назвать хоррором, но не обычным и не банальным, а сложным, талантливым и чувствительным. Роман пропитан черной эстетикой, блистательно переданы чувства героев и это оттесняет на задний план мистическую атмосферу. Некоторые моменты слишком жестоки и отвратительны.

На первый взгляд обычные герои содержат в себе бездну чувств и бурю эмоций, что периодически заставляет забывать о смысловой нагрузке сюжета. На мой взгляд, в развитии сюжета вложен чудовищный недосказанный потенциал.

Это произведение отличается от последующих творений автора своей прагматичностью, деловитостью и приземленностью.

Мне кажется, что роман будет интересен всем любителям жанра, а особенно читателям, уставшим от засилья вампиров, зомби и домов с привидениями.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все до ужаса забавно!!! И этот милый маньяк, и заплутавшая в наркоте девочка! Но Маймулин это восхитительно!! я в восторге! Сюжет, язык, идея! Все очень интерено, все очень в стиле Клайва...

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл я дебютный роман Клайва Баркера, моего любимого писателя. Что хотелось бы сказать.

Язык — в сравнении с более поздним творчеством(Сотканный мир, Каньон Холодных сердец) текст изобилует лёгкостью, простыми предложениями, иногда странноватыми конструкциями. Сразу заметно, что Баркер писал непринуждённо, не предавая особое значение красоте и выверенной конструкции фраз. Благодаря таланту автора, он смог написать книгу с прекрасным языком, не прилагая больших усилий.

Идея — ну что сказать? Это же гений сплаттерпанка, у него фантазия настолько мощная, что его произведения невозможно читать без, как минимум, уважения. В Проклятой игре идея так же восхитительна, как и в остальных книгах.

Сюжет — Он течёт медленно, иногда пульсируя сценами ужаса или психологического накала. Сцена в пустой, тёмной комнате — шедевр! Кульминации, как таковой не заметил — но это отнюдь не портит книгу.

Герои — С ними беда. Было пару моментов, когда переживание переходило за черту нейтрального отношения, но в целом, герой получились далёкие. Живые, но далёкие.

Итог — Дебютный роман гениального автора вышел на славу. Тем, кому нравится Клайв Баркер, да и вообще неординарность в лит-ре — читать рекомендую.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«…этот парень чертов гений, но в его голове водятся огромнейшие тараканы. Целые полчища тараканов!» (с) Борис Невский

Все, конечно, соответствует аннотации, но в то же время рядом с ней не лежало. ГЗ – такая себе квинтэссенция сенобитов, невнятный чудак, которому хорошо даже когда плохо. Или правильнее сказать – особенно когда плохо? Я так поняла, что это наш ответ мировому империализму ответ автора на вопрос о бесконечной жизни. В смысле – как же тогда еще приколоться? И пусть жизнь не бесконечна, а просто очень длинна, но проблема встает все та же – скука. Что особенно бьет по персонажам, не склонным к рефлексии. Правда, через сотню-другую лет зарефлексирует любой слесарь-сантехник, ИМХО. В конце концов, был же Волк Ларсен — тоже чУдная иллюстрация похожего героя. Кто-то сумасшедший, как мартовский заяц, но обладающий властью над тобой в лице ГГ.

Вот это, кстати, один из самых неприятных моментов в книге – там имеет место быть сумасшедший маньяк, с которым, усилиями автора, вполне себя ассоциируешь. Жить тошно. Очень рвотная штука: понимаешь, НАСКОЛЬКО эти ребята двинутые. В киношках их нам показывают как кого-то, кто находится по ту сторону баррикад. А Баркер сажает тебя с маньяком в один окоп и заставляет заглядывать ему через плечо. То есть раздает партию, где тебе приходится играть за плохих. Нет, в целом ты за хороших конечно. Но эта глава/партия – за плохих. Мне было очень противно, один из самых неприятных моментов в жизни. Ей-Богу, я предпочла бы упасть в отхожее место.

Помнится, во времена своей читательской молодости, что было не так уж давно – лет шесть тому или семь, меня сильно возмутило описание кошачьего гримуара у Капитана. Это тоже те впечатления, без который я предпочла бы обойтись. Но Баркер его сильно переплюнул как по яркости впечатлений, так и по уровню ужаса и отвращения, который вызывает эта описалочка. Мораль: если не абстрагироваться от идиотов, они пугают еще больше.

Сто раз хотелось бросить это гиблое дело, больно уж неприятно. Я, конечно, люблю ужастики, но предпочитаю монстров, а не расчлененку. Чтоб жутко, а не чтоб мерзко. Но тот самый пресловутый нюанс в том, что бросить нереально. Мышки плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решив начать знакомство с творчеством Баркера, выбрал данную книгу, как первый роман писателя. И не могу сказать, что мне сильно понравилось.

Вроде неплохо задумано и красиво реализовано. Классический и простой вариант – смертельная борьба двух могущественных личностей с кульминацией и самоуничтожением в конце. Данный сюжет является надёжным и проверенным каркасом для построения произведения. Тем не менее, роман оставил двойственные ощущения. Поразмыслив, я выделил два основных момента, смущающих меня в книге:

1. Редкостная глупость основных персонажей, местами переходящая в идиотизм. Мотивы героев не поддаются разумному анализу, а их дальнейшие действия невозможно предугадать – герои могут застрелить друг друга, а могут заняться сексом. Один нанимает телохранителя, который только и умеет, что получать по морде и заниматься сексом с дочкой хозяина. Другой бессмертен и обладает суперспособностями, но использует их совершенно по-дурацки и позволяет себя убить. Третьей не нужен никто кроме героина, но, тем не менее, все упорно пытаются её украсть, спасти и т.д. И сюжет получается соответственный – с высоты вроде всё заманчиво и загадочно, а вблизи – галерея фриков. Кто-то может сказать, что мол это же мистика и нечего соваться сюда с приземлёнными мотивациями, но в моём случае эта позиция не срабатывает и сюжет вызывает недоумение.

2. Второй момент проистекает из первого, но он самый важный. В книге просто не кому сопереживать. Герои настолько далеки от реальности и несимпатичны, что иногда хочется чтобы они все побыстрее друг друга поубивали. Как иначе, если самым интересным и ярким персонажем оказался труп-Пожиратель лезвий.

Несмотря на это – не так уж всё и плохо. Пишет Баркер ярко и атмосферно – что есть то есть. И стилист он, безусловно, более талантливый, чем Стивен Кинг, с которым его сравнивают. И в этой его силе лежит и слабость. Потому что Кинг приземлённей. Его герои – простые парни. Они понятны и логичны, поэтому ужас, который крадётся за ними, ощущаешь на собственной шкуре.

- Буду ли я перечитывать эту книгу? – Нет

- Буду ли я дальше читать Баркера? – Да, попробую «Книги крови».

- Идея – неплоха (4/5)

- Сюжет – нелогичный и бредовый, с претензией на то, что смысл зарыт глубже (2/5)

- Герои – галерея фриков (3/5)

- Стиль – неповторимый (5/5)

- Общая читабельность – хорошо (4/5)

Плюсы: Яркий оригинальный стиль.

Минусы: Нелогичный и немотивированный сюжет, низкий градус сопереживания.

Общая оценка – 6

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Проклятая Игра» — дебют достойный уважения, но не восхищения.

Все события излишне логичны и предсказуемы.

Такое ощущение, что книга написана не Баркером, а его подражателем..., причем, не самым талантливым. :frown:

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ждал большего. Мамолиан, как главный злодей, не шибко впечатлил. Вообще персонажи очень слабо проработаны, что есть они, что нет. Таким сопереживать не хочется, очень уж мало там жизни. Единственное исключение — Бриир. Вот это Образ с большой буквы. В целом неплохо, но на шедевр не тянет. Больше всего понравилась завязка — Вор и Игрок в разрушенном городе. Там и страшно, и мрачно, и красиво. А в нашем времени как раз-таки атмосферности и не хватило.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сложная и необычная вещь... Чтивом для всех и каждого её уж точно не назовешь. Самым интересным в «Проклятой игре» оказался не сюжет и не персонажи. Совсем нет. Во время чтения эти составляющие романа для меня отошли на второй план, они словно бы затушеваны, наполовину скрыты от читателя, до поры, до времени.

Здесь впечатляет совсем другое: сам стиль, нетипичная атмосфера и подача происходящего. Действительно стилистика романа непохожа не только на все остальные опусы Баркера но и на большинство произведений в жанре хоррор в целом, я бы даже назвал ее по-своему уникальной. Зло здесь предстает не источником бед и смерти, а скорее их следствием. Оно пассивно, и страдает точно так же, как и его жертвы. Оно само скорее жертва, чем палач. Не случайно, одна из самых сильных сцен романа та, где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мамолиан уже смирившийся с собственной смертью, без страха и с безразличием ожидает удара топора, который избавит его от страданий, отрубив голову, но волею случая остается в живых. Хотя как становится очевидным позже, счастья ему это не приносит. Парадоксально, но обретя бессмертие, он становится несчастней, чем был...
Ужас без ужаса, не пугающий, но какой-то отталкивающий, разочаровывающий. Каждый из героев не более чем песчинка, капля в огромном, потоке, игрушка в руках слепой и бесжалостной судьбы. Каждый по-своему, они пытаются с этим бороться. Кэрис ищет забвения в дурмане наркотиков, Уайтхед увеличивая свою власть и влияние (которые тоже на поверку оказываются не более, чем пустышкой), или Марти сперва в азартных играх, затем в любви Кэрис. В итоге, как бы они не старались обмануть жизнь, все равно финал предрешен заранее. Можно всеми силами оттягивать неизбежное, пытаться избежать его, но в конце концов придется уплатить по счету.

Композиционное решение романа, мне кажется исключительно удачным, все действие, начиная с пролога и заканчивая финальными сценами, выглядит неразравным и логичным. Книга, может не слишком, сложная, но достачно цельная, и самое главное, завершенная. Эта простота играет Клайву Баркеру на руку: если бы он пошел по пути усложнения сюжетных перипетий и ввел бы дополнительных героев, его дебютный роман начисто лишился бы остроты и содержательности.

Именно простота и беспощадность баркеровской прозы, его безжалостный взгляд на жизнь во всей её красе и неприглядности делают эту книгу изысканным блюдом не для всех, лакомством для гурманов, наделяя тем особым, ни с чем не сравнимым привкусом горечи, который еще очень надолго остается у читателя после прочтения последних её страниц.

И последнее. Такие книги осознаются далеко не сразу, для этого требуется время и читателский опыт.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх