Георгий Шах «Берегись, Наварра!»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Чтобы проверить, как будет работать аварийное снаряжение, учёные под гипнозом внушают испытателям веру в происходящее. Но так ли всё просто? Когда Ольсена отправляют во Францию XVI века, Ольсен не только спасается от врагов и спасает Генриха Наваррского, но ещё и начинает играть на лютне. А ведь не умел...
Впервые произведение опубликовано в журнале «Знание — сила».
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 28», 1984 г.
— сборник «И деревья, как всадники…», 1986 г.
— сборник «Всевидящее Око», 1989 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 8/2. Советская фантастика 80-х годов», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Пушок, 24 мая 2017 г.
Отличная повесть, подлинная жемчужина. с одной стороны — рассказ о приключении «попаданца» , впрочем, во времена написания данной повести и слова-то такого ещё и не знали. Но не суть важно как обозвать уходящего в прошлое исследователя. Вопрос тут о совсем другом... Как совершенно справедливо заметили выше, этот рассказ — тест на нравственность. На некий моральный стержень человека. а ведь нравственность, как и патриотизм, либо она есть, либо её нет. Третьего не дано.
Отличный получился рассказ. Пусть и написанный наверняка под влиянием того же С.Лема.
Вот что нужно читать поклонникам многочисленных книг о современных «попаданцах«! Которые тоже бывают порою нужны. (вспомнил «Мистерию об осаде Орлеана», умилился)
в общем, светлая, грустная и чистая повесть. К югу от Дюма, к северу от Лема...
Гуларян Артем, 2 июля 2012 г.
Это тестирование не на психологическую устойчивость, а на нравственный стержень.
Сможем ли мы путешествовать во времени и остаться людьми — вот о чем идет речь.
Ведь если мы будем созерцать историческую трагедию или борьбу и не вмешаемся — то какие мы тогда люди? А если вмешаемся — то к нашему собственному миру (текущей реальности) придет в гости особо ценный пушной зверёк... Руководители Проекта ставят эксперимент, и по его результатам решают закрыть Проект. Поскольку Человечеству путешествия во времени противопоказаны. Ведь если человек вмешается — то тогда КАК его посылать, а если не вмешается — то тогда ЗАЧЕМ его посылать?
Всем авторам, чьи герои, попав в прошлое, «на раз» перекраивают историю, стоило бы задуматься над этой проблемой...
Kamil, 20 ноября 2008 г.
В своё время рассказ мне очень понравился, только было так жалко, что нет продолжения. Образ короля Генриха IV передан прекрасно. За описание одной встречи он передан во всей многогранности этой противоречивой и неоднозначной личности. Насколько он соответствует реальному Генриху Наварсскому судить не берусь, но это и не важно, перед нами фантастическое произведение, а не историческая монография.
Сейчас в отечественной фантастике на квазиисторическую тему написано даже не море — океан всякого. И, как правило, не идёт в сравнение даже с этим небольшим рассказом. Хорошо бы Шаху писать в наше время. Ведь не секрет, что писатели-фантасты советского времени творили в малой прозе только потому что роман напечатать тогда было нереально.
мрачный маргинал, 5 января 2011 г.
Сама идея тестирования путешественников во времени на психологическую устойчивость достойна использования и в российской фантастике начала 21 в. Жаль, что сюжет не получил развития четверть века назад. Созвучно произведение и «попаданской» стихии нового столетия: героя, очутившегося в виртуальном минувшем, так и подмывает совершить нечто, кародинально меняющее историю...
elent, 11 сентября 2006 г.
Конечно прочла на одном дыхании. Но все таки точит червячок сомнения : не слишком ли сложный путь для испытаний снаряжения.. Проще и есть проще. А тут исторические экскурсы..
amak2508, 9 марта 2017 г.
Остроумная вещица. Даже прочитав добрую половину текста читатель все равно ни за что не угадает, чем же эта повесть в конце концов закончится.
Георгий Шах вообще очень тщательно подходит к проработке темы, на которую собирается писать. Откуда и убедительный исторический антураж, и совершенно неожиданные решения-находки. Вот, и в этом случае, его окончательная концепция путешествий во времени хорошо продумана, взвешена и выглядит гораздо более интересной и правдоподобной, чем у большинства других писателей. Хотя тезис «Хороший (читай настоящий) человек не станет оставаться равнодушным наблюдателем трагедий прошлого — он обязательно что-то предпримет для исправления ситуации, даже если это запрещено инструкцией» выглядит несколько странным, если не сказать больше. Впрочем, с общим итоговым заключением о заморозке проекта путешествий во времени «дабы исключить вмешательства в прошлое, которые могут привести к непредсказуемым результатам», можно скорее согласиться: все мы хорошо помним каноническую растоптанную бабочку из рассказа Брэдбери.
Единственный заметный недостаток повести — некоторая тяжеловесность повествования: языка и стиля изложения. Ну, нет у автора той легкости пера, что была присуща братьям Стругацким, или той, которую сейчас выказывают Олди....
ivanov, 21 октября 2008 г.
Хороший рассказ, жаль что опять разбит на две слабосвязанные части. Впрочем, обе достойные — как само путешествие, так и продолжение. Идея интересная и необычная, выводы любопытные.
Yazewa, 19 февраля 2008 г.
Небезынтересно. И неплохой стиль. Правда, сама идея как-то не очень... но подход нестандартный, и это привлекает.
artem-sailer, 13 января 2015 г.
Из всего сборника «Всевидящее око» этот рассказ понравился, пожалуй, меньше всего. Описания прекрасны, изложение чёткое и ясное. Но сама идея о виртуальном путешествии во времени — не очень. Генная память как средство путешествия в прошлое — сомнительная перспектива. Как-то это ненаучно.
В целом же, как исторический экскурс — рассказ великолепен. Шахназаров вновь порадовал живыми героями и противоречивыми характерами.