Андрей Лазарчук «Спираль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Сверхъестественные способности, супергерои | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В романе использованы стихи Ирины Андронати.
Входит в:
— цикл «S.T.A.L.K.E.R.»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 224
Активный словарный запас: высокий (3040 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2012 // Межавторский проект |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KonoDioDa, 16 августа 2023 г.
Очень хорошее начало, неплохая середина и такой себе конец. Автор словно под конец книги выгорел... Прикольно то, что тут немного другая вселенная, где Зона разрослась подальше от Чернобыля,и возле нее стали делать даже подобия курортов, с артефактами и прочими необычностями. Сюжет неплох — бывший военный, работающий охранником, встречает девушку Алену, работающую на курорте в Зоне, с которой он закрутил роман. Но в Зоне она пропала, а герой нанимается работать в организацию, обеспечивающую в Зоне порядок, чтобы ее спасти. Концовка и удивила, и разочаровала... Не хватило перестрелок и самой Зоны. Читается быстро и интересно, но последние 70 страниц были скучноваты...
kindral1976, 13 декабря 2021 г.
Прочитал книгу и понял, что ничего не понял.
Начало было захватывающим, даже очень. Стремительное погружение в сюжет, на огромной скорости, и, как в шахте, мелькают штреки дополнительных линий. Далее полёт выравнивается, повествование течёт неторопливо, подробно расписывая действительность. Штреки, которые остались позади, никто не вспоминает, что начинает настораживать, ибо середина книги, а «ещё никого не убили». Лазарчук вполне предсказуемо переводит действие в параллельный мир, тем самым снимая с себя ответственность за все последующие косяки. Ну а в последней части мы не движемся, а падаем. Помните фразу из игры Тени Чернобыля: «Всё летит к чертям собачьим...»?
Именно так можно описать концовку книги. Мы приземлились где-то, где нет ничего. От предыдущего пути остались только вопросы, ответы на которые знают только двое ГГ и автор книги. Остальные даже фантазию включить не могут, нечего складывать. Основы для мозаики нет. Одни осколки увлекательной завязки.
Умиляет позиция некоторых людей, которые с умным видом смотрят на эту недоделку и, чтобы не выглядеть, как все, начинают рассказывать, что смысл сей книги лежит за пределом понимания большинства. Да-да. Плавали, знаем. Вы, только избранные, а мы, большинство, так, покурить вышли.
Один так вообще чуть ли не эпопею накатал, где, как и в книге ничего не понять, что же он сказать хотел. Куча слов, выдернутых из разных фраз, должна придать таинственность его статье, на деле же обычное любование собой, дескать видали, как я могу словесами манипулировать, не хуже автора, да что там, в разы лучше. Гы... Детский сад на выезде.
В общем книгу читать стоит. Вещь хорошая. Автор — настоящий писатель. Но он явно просто охладел к проекту и, чтобы выполнить обещание, закончил книгу быстренько скомкав всё. Жаль. Учитывая то количество намёков по ходу сюжета, каждый из которых мог бы стать весьма интересным рассказом, книга могла бы быть толстым романом. Бы... Как и в книге этой: «Слишком много Бы».
Спасибо автору за труд!
amlobin, 22 июня 2019 г.
Очень типичный роман А. Лазарчука: интригующая завязка, увлекательное продолжение и скомканный кое-как сляпанный на «отвали» финал, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов.
Да, ГГ, типичный влюбленный супермен (1 шт) ищет пропавшую героиню. которых в итоге получается две штуки. Но важно не это, а то, что завязочная часть до пропажи героини занимает две трети романа, а собственно главное действие получается очень и очень коротким. Откуда-то возникают маловразумительные злодеи и добрые помощники, главзлодей — невнятный и легкоубиваемый, внезапные перемещения из одного слоя реальности в другой и т.д.
Прежде всего хотелось бы отметить, что Чернобыльской зоны как таковой здесь в общем нет. Лазарчук построил свой мир, многослойный и путаный, в котором нет ни одной привычной локации, хотя реалии Зоны типа (бюрер, артефакт, кровосос, аномалия) время от времени вставляются. А в целом все очень путано. Автор вроде бы выстраивает свое видение Зоны, но до конца это дело не доводит, громоздит одну кучу трупов на другую, но кто с кем воюет не ясно.
Одна сплошная мистика в итоге: видения, предсказания, совпадения, сверхспособности, старинные легенды и еще много чего. На мой вкус чрезмерно эклектично и сумбурно, я так и не понял
В общем, написано хорошо, но ни о чем, увы. В том смысле, что стиль и прочие литературные достоинства здесь присутствуют в полном объеме.
VovaZ, 29 ноября 2015 г.
Оказывается, Андрей Лазарчук тоже отметился в проекте «Сталкер», а ещё и в 2011 году, когда проект, мягко говоря, вошёл в пике.
На мой взгляд, напрасно. Как говорилось в старом анекдоте, «Поковники не бегают. В военное время, это внушает панику, а в мирное — смех.»
Нет, роман вышел не вполне ординарный, в литературном смысле. Интрига интересна. Сюжет не перегруженный, образы героев живы и цельны.
Понравился сценизм, значительно поднимающийся над уровнем привычной для проекта бродилки-стрелялки.
Вышло, однако, как-то замылено. Все эти «слепые собаки», «зомби», «ведьмины студни», и прочее наследие проекта, смотрятся невероятно чужими творчеству мэтра. Такое впечатление, что Лазарчук ставит галочки в списке необходимых атрибутов — «так, зомби встретили, контроллёра встретили, про куклу Машу написали, хабар упомянули...»
А вытряхнуть всю эту мишуру, не плохой роман бы получился... А так, в принципе прочёлся, но особого восторга не вызвал.
Резиновый Лев, 12 января 2015 г.
Лазарчук остался Лазарчуком — таким же бешенно-энергичным, азартным и мітуслівым. Все бегут, всё стреляет. Финал на руинах мира, и усталый победитель сдувает дымок из ствола. Легко представляю этот сюжет уже в чисто лазарчуковских декорациях. Но тогда тираж был бы не 35 000, а в три раза меньше. И гонорар, наверное, тоже (но это совсем не моё дело, поэтому умолкаю, не то по шее получу). Так что, возвращаясь к дискуссии «классики и проэкты», вопрос «кто кого нагнул» (пользуясь терминологией белорусского президента) — «Сталкер» автора или автор «Сталкера» — остаётся открытым.
cadawr, 10 декабря 2013 г.
Роман характерный для «позднего» Лазарчука. Во-первых, бросается в глаза профессионализм: проделана громадная работа по достоверности деталей, в первую очередь армейских. Читаешь, и понимаешь, что именно так оно все и происходит, именно так бой и просчитывается. Во-вторых (вытекает из во-первых), наотмашь бьет реализм. В других книгах серии условность Зоны в глаза не бросается, но все равно текст, несмотря на всю чернушность, воспринимается абсолютной выдумкой, населенной сочиненными обитателями. Здесь же все очень прагматично: приземлено, буднично, рутинно, cкучно. Зона угрюмо сгорбилась, как подтаявший сугроб, утратила свой ореол. И читать это странно, но увлекательно (при этом бьется где-то в груди возмущение: да как же это?.. да за чтож мы, сталкеры, кровь свою!..))). Конечно, это не STALKER. Лазарчуку явно тесно в заданных пределах. О Зоне напоминают редкие упоминания знакомых монстров, полтора листа вводных лекций и один полигон.
(У меня закралась мысль, что на самом деле книга была просто книгой, и Зона в нее добавлена постскриптум дабы опубликовали хотя бы в сточкере. Может, не прав). Но читать интересно, даже первую треть книги, в которой вообще ничего не происходит. Зато последняя треть подкачала, поскольку книга вновь наскучила самому автору. Все скомкано, детализация второстепенных действий и галоп по сюжету, куча непонятно вообще для чего проделанных движений (объем а.л.?),
Если раньше, даже в моем любимом Штурмфогеле (к которому, кстати, в тексте намечен отсыл)), перегруженном недомолвками, присутствовали маячки, по которым можно было восстановить логику событий, то здесь я их не нахожу. Оценка больше за качество текста и за увлекательность первых двух третей.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Ну очень неожиданная книга. сама по себе. Ну ладно Янковский... ну ладно, Зоричи — те и так лишь боевики пишут. Но Лазарчука увидеть автором одной из книг проекта СТАЛКЕР я ну ни как не ожидал. От удивления купил и прочитал :)
И, должен сказать, особо не жалею. Лазарчук, даже творя такой примитив, не сильно схалтурил (в отличии от того же Янковского, у которого в «сталкере» книга откровенно хуже получилась, чем самостоятельные произведения).
Написано по-Лазарчуковски качественно, но само собой без заумностей, двусмысленностей и иносказаний (свойственных его серьёзным романам).
Для поклонников фантастики посерьёзнее, в книге есть бонусы. Отсылки к серьёзным произведениям Лазарчука. Недостаточно начитанный человек этого не увидит и не оценит книгу на должном уровне.
Читается легко, прочитывается на одном дыхании.
cittel, 19 апреля 2012 г.
Я в печали... Все, что я читала у Лазарчука до этого, приводило меня в щенячий восторг. А здесь восторга не получилось, увы... Написано добротно, но... нет послевкусия. Не крутятся в голове ситуации из книги, не возникает мыслей «а вот если бы так». Вроде как шел-шел куда-то, ждал чего-то. Пока шел было интересно и даже местами захватывающе. А пришел, а там.. пустота. Закрыл книгу и гулкая тишина. Грустно мне: разворачивала, разворачивала обертки, а конфетки внутри не оказалось(((
bormotolog, 8 марта 2012 г.
Пожалуй, лучшее из того немногого, что было прочитано мной в этой серии.
ismagil, 6 июля 2011 г.
Разведчик-старлей ни за что выпинывается из армии, оклемавшись, устраивается охранником, счастливо влюбляется и опять-таки ни за что почти теряет счастье: умная, красивенная. но шибко независимая и взбалмошная девица с визгами удаляется в одну из Зон на стыке усердно объединяющихся славянских республик будущего Союза. Зон на Земле куча (Чернобыль угодил в одну из них по совпадению), артефактов, страшных чудес и сталкеров еще больше — а значит, и вакансий в государственных, негосударственных и надгосударственных службах безопасности. Отставной старлей вербуется в одну из них поближе к той самой Зоне — и принимается возвращать любовь сперва из непоняток, потом с того света.
Поплит все-таки сломал Лазарчука. На сегодня библиография лучшего (по уровню, потенциалу и сумме сделанного) российского фантаста чуть ли не на треть состоит из прогулок (разной степени развязанности ног) по чужим мирам. До сих пор лучший российский фантаст даже на чужой территории (в том числе Дика с Хайнлайном) истово пытался играть по своим правилам, главное из которых предусматривает подсовывание второго дна, сумрачного и горького, даже в абсолютно безмозглые коробки типа «Жары». Пресловутый «С.Т.А.Л.К.Е.Р.» свою пресловутость с блеском доказал: Лазарчук дебютировал в проекте книгой, полностью подчиненной правилам этой, прости господи, вселенной.
Формально-то все как раз наоборот. Формально-то автор всех обманул, и в первую очередь массового поклонника этого проекта, привыкшего, что последний зомби брызнул червями на припеве «Алюминиевых огурцов», как раз в тот момент, когда хрущевка напротив с ультразвуковым воем распахнулась фиолетовой пастью прямо по шву панели, и Хрюндель утомленно щелкнул автоматическим переводчиком с одиночного на украинский. Потому что «Спираль» — это отличный мистический роман из современной жизни, к которой в первой половине текста привязан просто чарующе. Это умелая боевка с человеческим и самую малость нечеловеческим лицом. Это «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», в котором «С.Т.А.Л.К.Е.Р.о.в.», Зон и прочего ребячьего смрада шиш да маленько (весьма смачный шиш, чего скрывать). Это отличный слог, спокойный драйв и расторможенное образное мышление. Это фашина аллюзий и кайфов для умелого глаза. И это, увы, сивка-бурка промеж крутых горок. А Рэдрик велел промеж горок не ходить.
Впервые Лазарчук, привычно снабдивший плоскость текста громыхающим поддончиком, четко говорит читателю, что там пусто. Нет совсем ничего. Есть победа голой техникой почти без мошенства и совсем без волшебства. Это правильно, конечно – с точки зрения бисера, Оккама и вседержателей энтропии. Не надо ломать голову над тем, при чем тут дмитровские склады, безглазые псы, убиенные татары (отмечу, что мне сей тренд решительно не нравится), немотивированные подляны, губные гармонисты бундесвера и прочие ложноножки квеста, некоторые из которых автор заботливо перечислил – чтобы подтвердить: чушики. Nevermind. Было да бельем поросло, чего вспоминать-то. Неважно, что ты несешь, свежесть ты ощутил.
Ну да, ощутил, много кто. Я получил кусок классно выписанного текста про нас с вами и хлеб с ними (опять скоропостижно оборванный приключенческими чудесами, ну да к этому нам со времен «Кесаревны Отрады» не привыкать). Подростки получили (возможно) некоторое представление о том, чего еще иногда получается из напечатанных слов. Любители альтернативной истории получили о дивный новый мир. Любители русского оружия получили кучу высококвалифицированных ТТХ и очень симпатичный (честно) образ простого русского офицера, которых своих не бросает, чужим не спускает, призывает милость к падшим, ох как стреляет, бабам нравится, а спящих представителей невероятного противника расстреливает только потому, что иначе никак. Неуловимая секта поклонников АБС получила кучу крючков и веревочек, притягивающих помянутую прости-господи-вселенную к вселенной, аллилуйя, АБС (и не только в пикниковой ее части: отсыл к центральному образу, вдохновившему АБС на «Град обреченный», в финальной части «Спирали» почти назойлив, да и в целом повесть является профессиональным упражнением на тему «Что увидел Саша за стеной» (начиная с фразы про пять моих чувств, пораженных одновременно – и увы, не в пятку)). Лазарчук получил, надеюсь, немало.
Никто не ушел обиженным. А то, что прежние елочные игрушки совсем иные чувства внутри меня вырабатывали – это только моя проблема. И я бы вообще не выступал, если бы после «Спирали» Лазарчук взялся за что-то свое, фирменное и давно анонсированное – «Рай там, где трава», «Богов ближнего боя» или «Парфянскую стрелу».
Cледующей книгой Лазарчука будет текст в проект «Обитаемый остров».