fantlab ru

Дэн Браун «Утраченный символ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
1450
Моя оценка:
-

подробнее

Утраченный символ

The Lost Symbol

Роман, год; цикл «Роберт Лэнгдон»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

Профессор Лэнгдон прилетает в столицу США с целью прочитать лекцию, но оказывается вовлечённым в странную и очень опасную игру. Его противник — тоже большой знаток и любитель символики, настоящий фанатик... или просто маньяк? Ведь протянутая им рука, приглашающая к познанию Мистерий древности, оказывается предметом отнюдь не символическим...

На ноги поднята... нет, не полиция — Служба безопасности ЦРУ. Её начальник Сато уверена, что речь идёт о прямой угрозе национальной безопасности. Но для Роберта Лэнгдона гораздо важнее другое: ставка в этой игре — жизнь близкого ему человека...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Художественная литература (672 голоса)

Экранизации:

«Утраченный символ» / «Dan Brown's The Lost Symbol» 2021, США, реж: Матиас Хендл, Дэн Трахтенберг, Борис Мойсовски



Похожие произведения:

 

 


Утраченный символ
2010 г.
Утраченный символ
2010 г.
Утраченный символ
2010 г.
Утраченный символ
2013 г.
Утраченный символ
2014 г.
Утраченный символ
2015 г.
Утраченный символ
2020 г.
Утраченный символ
2021 г.

Аудиокниги:

Утраченный символ
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Lost Symbol
2009 г.
(английский)
The Lost Symbol
2009 г.
(английский)
Втрачений символ
2010 г.
(украинский)
The Lost Symbol
2010 г.
(английский)
The Lost Symbol
2010 г.
(английский)
Втрачений символ
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дэна Брауна можно любить и ненавидеть. У многочисленных ценителей литературы подобного жанра скопилась масса претензий к нему. Брауну ставят в упрек косноязычный текст исключительно повествовательного типа, неумелое (или умелое — кому как) манипулирование историческими событиями и культурными феноменами, воровство чужих идей и опереточных главных героев и злодеев.

Уже три книги написано про гарвардского профессора в твидовом пиджаке и с наручными часами с изображением диснеевского Микки-Мауса — Роберта Лэнгдона. «Ангелы и Демоны» снискали определенную популярность, но «Код да Винчи» сделал имя автора нарицательным и появилось в миру понятие «дэнбраунщина». Не будь он американцем, если он не воспользовался бы своей славой и не продолжил ковать железо, не отходя от кассы. Именно от кассы. Закрепляя коммерческий успех своих предыдущих творений, он создал новый опус про приключения профессора Лэнгдона. Конечно, упрекнуть Брауна в коммерциализации своего проекта можно, но глупо отвергать тезис, что популярный писатель в США — это в первую очередь бизнесмен. Кто же откажется срубить лишнюю сотню миллионов зелененьких, если всего-то и нужно, что написать книжку на основе одной из сотен теорий заговоров. Благо, главный герой уже создан, и выдумывать ничего не нужно.

Сейчас слово в защиту.

Если кто-то после прочтения «Ангелов…» или «Кода да Винчи» хотя бы одним глазом взглянул на произведения искусства и архитектуры или понял, что Рим это не только Колизей и Юлий Цезарь, а Париж не только Эйфелева башня и Собор Парижской Богоматери, значит с чисто культурологической точки зрения, труд Дэна Брауна достоин права на существование.

Плюсом служит и то, что за развитием интриги действительно интересно следить. Как мастер триллера, он с умением держит читателя в напряжении, пусть даже используя поистине раздражающий и затертый прием обрывания главы на самом интересном месте. Простим ему это. «В пианиста не стрелять — играет, как умеет».

В целом, пишет он из расчета на широкую аудиторию, среди которой не последнее место занимают, ставшие стереотипом, американские домохозяйки, которые, как известно, университетов не кончали, и с превеликим удовольствием смотрят шоу Опры Уинфри. Так и уровень должен быть соответствующим.

В конце прошлого года в свет вышел новый роман Брауна «Утраченный символ». Его рабочее название было «Ключ Соломона», но по неким причинам, неизвестно по каким, автор поменял его название на нынешнее. Ну да ладно, это дело издателей и писателя.

Если говорить про российскую аудиторию, то роман был встречен более чем прохладно. Критики откровенно глумились над ним. И, к сожалению, нельзя не признать, что глумление вполне заслуженно.

Но так ли плох «Утраченный символ»?

Нет, он вполне на уровне предыдущих творений Брауна или почти на уровне. Если кто-то фанат конспирологии и за каждым явлением в общественной или политической жизни видит длинные руки тайных организаций и обществ, книга доставит удовольствие. Но это только для фанатов, для простых читателей, ценителей детективной литературы, роман может вызвать реакцию в промежутке от равнодушия до открытого отторжения. А все потому, что для писателя это очередная золотая жила, а для читателя это третий раз лежащие в траве грабли. Первые два удара читатель пережил и даже увидел звездочки в глазах, но третьи грабли оказались уже без звездочек и принесли только гул в ушах. Сила привычки, однако.

Браун начисто опровергает старинное изречение, что в одну воду нельзя войти дважды. Он смог. Тот же Лэнгдон, «неожиданно» втянутый в цепь событий, та же милая умница-напарница, то же тайное общество (возникли опасения, что Браун будет писать пока не пройдет весь перечень этих самых обществ), тот же артефакт и те же ребусы. Меняем место действия, название организации и артефакта, подкидываем пару отсылок на известнейшие произведения искусства, добавляем колоритного татуированного евнуха в качестве злодея. И… книга готова. Но дело в том, что сюжетные повороты уже предсказуемы, личность злодея угадывается при первом же упоминании о его прошлом, а манипулирование «отцами-основателями» Америки и по совместительству масонами, после просмотра «Сокровищ нации» вызывает кривую усмешку. Америке как государству, чуть более двухсот лет, какие там тайны? Всевидящее око на банкноте? Посмотрите ради интереса в государственной символике каких стран оно еще «нарисовано». Все масонские ритуалы и посвящения давно известны и в крупных городах на зданиях масонских лож чуть ли не таблички висят с указанием «Масонская ложа Усть-Ужо…». Однако, одна из сюжетообразующих линий романа как раз связана с фактом «страшной» тайны членства в масонской организации, подумать только какая таинственность, но нужно же было оправдать присутствие в романе ЦРУ в лице директора службы безопасности, вдумайтесь, почтенного возраста женщины — японки с голосовыми проблемами и при этом чрезвычайно вредной. Даже здесь Дэн Браун допустил оплошность, видимо, бедняга не в курсе, что проводить какие-либо операции или расследования на территории США ЦРУ не может. Это запрещено законодательно и отнесено к исключительному ведению ФБР.

Если первые две книги проглатываются на одном дыхании, то на «Утраченном символе» мозг откровенно бунтует, требуя усилия для продолжения чтения. Роман перегружен лишними эпизодами и оборванными сюжетными линиями, что весьма сказывается на динамичности произведения. Поступки героев поражают своей алогичностью. Лэнгдон и иже с ним, вместо того, чтобы обстоятельно и разобраться в происходящем, разработать план по спасению похищенного друга, начинает скрываться от ЦРУ, устраивая беготню по Капитолию и близлежащим зданиям. Или никого не смущает, что человек доселе никогда не пользующийся сервисом SMS, неожиданно, начинает общаться с помощью коротких сообщений. Обнаружив отрубленную кисть руки, у ЦРУ даже мысли не возникает запеленговать мобильный телефон пропавшего человека. Правильно, куда как интереснее шататься по подвалам Капитолия и разгадывать ребусы, чем ловить опасного маньяка.

Образ главного героя все же претерпел изменения. В предыдущих книгах Роберт Лэнгдон представлял из себя почти Джеймса Бонда в профессорской мантии; умного, уверенного в себе человека, интеллектуала, преследующего благородные цели. Здесь же он крайне нерешителен, аморфен и все его подвиги заключаются в кратких культурологических лекциях, которые он читает всем без исключения. Одним словом — балласт для компании.

Далее непосредственно об «утраченном символе». При всем уважении к мировым религиям и верующим людям, но то, что написал Браун — смешно. Когда тайна символа раскрывается в конце книги, это бьет словно обухом по голове, но не от неожиданности — «о, как завернул», а от непонимания из-за чего весь сыр-бор. Но и на этом наш писатель не успокаивается, чтобы хоть как-то оправдать глупейшую концовку, он вкладывает в диалоги главных героев редкостную псевдофилософскую муть, мол, не просто так «утраченный символ» именно такой и ни какой другой, а чтобы вот!

Мистерия древности, тайный символ, дающий безграничную власть, на деле оказался пшиком. Пусть даже не пшиком, в его вещественном понимании, а банальностью, которая в очередной раз доказывает, что вся масонская таинственность, не что иное, как пускание пыли в глаза.

Исписался ли Дэн Браун? Пожалуй, да! Идя по протоптанной им же дорожке, используя один и тот же алгоритм, он не смог грамотно реализовать собственную задумку. Не покидает ощущение, что писатель попросту нее знал, чем же закончить свое повествование, долго перебирал возможные варианты, но остановил свой выбор на самом неудачном.

Возможно, если бы роман был написан и выпущен раньше «Ангелов и Демонов» или «Кода да Винчи», он бы воспринимался иначе, но сегодня его вторичность и вымученность дают о себе знать. Ему можно простить тотальный американизм, фактологические ошибки и здравомыслие главных героев, но не получается закрыть глаза на сознательную затянутость повествования, штампы в сюжетных поворотах и слабейшую концовку, ради которой подобные книги и читаются.

Плохо, очень плохо, товарищ Дэн!

В итоге:

За начало — 8;

За середину — 6;

За конец — 2.

P.S. Между тем, если у вас творчество Дэна Брауна не вызывает отторжения, а предыдущие романы доставили некоторое удовольствие от прочтения, не проходите мимо «Утраченного символа». Почитайте, местами будет занудно, местами глупо, местами увлекательно.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то дошли руки прочитать очередную книгу Брауна о похождениях профессора Лэнгдона. И только прочтя третью книгу цикла, я отчетливо понял — да Браун же рассказывает нам одну и ту же историю вот уже в третий раз!

Судите сами — завязка сюжета точно такая, как и в первых двух томах. Совершенно неожиданно для себя Лэнгдон оказывается в чужом городе вдали от дома. Неведомые силы втягивают профессора в клубок странных и запутанных проишествий, приходится много думать и много бегать, чтобы спасти свою шкуру и, если повезёт, целый мир впридачу. Герои тоже кочуют из книги в книгу, и здесь речь идёт вовсе не о самом Роберте. Образ антагониста, действующего против Лэнгдона, также не меняется со временем. Это всегда психически неуравновешенный фанатик, обладающий недюжинной физической силой и боевой подготовкой. Этот герой всегда одержим некой идеей, ради которой готов на всё, в том числе и на убийство. Таков монах Сайлас из «Кода Да Винчи», киллер из «Ангелов и демонов» и мистик Малах из «Утраченного символа». В принципе, характеры и мотивации этих персонажей практически одинаковы.

Едем далее — за антагонистом действующим всегда стоит антагонист думающий, направляющий действия убийцы. Как правило, этот человек на протяжении всей книги подаётся как благородный и правильный персонаж — союзник Лэнгдона или просто волею случая оказавшийся рядом. Такими были и старик-профессор из «кода», и камерарий из «АиД». В «утраченном символе» Браун чуть соригинальничал, но общих «правил» отнюдь не нарушил — до самого последнего момента читатель и не усомнится в невиновности настоящего антагониста, стоящего за всем происходящим, и уж тем более не догадается, что он вообще замешан в происходящем))

Типичны и другие образы героев. Как всегда, Лэнгдону противостоит полиция. Из книги в книгу он либо становится целью стражей порядка, либо просто встречает подозрительность и недоверие с их стороны. Однако всегда в книгах о профессоре глава сил правопорядка — резкий и жёсткий, привыкший сперва действовать, а потом думать человек. Но неизменно преданный своему долгу перед страной. Такова и глава СБ ЦРУ Сато — в начале книги она выступает чуть ли не главным противником ГГ наряду с Малахом, но потом, в полном соответствии с каноном, превращается в могущественного союзника «сил добра».

Ничего нового не привнес Браун и в образ «девушки ГГ». Как всегда, она учёная или научный сотрудник, кровными узами связанная с одной из первых жертв антагониста действующего. Роль её в сюжете предельно проста — бегать туда-сюда на пару с Лэнгдоном, иногда помогать ценными советами из своей предметной области (она ведь учёная) и в конце героически чуть не погибнуть.

Не то что бы подобные параллели между книгами серии слишком уж портили роман, но они играют злую шутку с триллерно-детективной составляющей. По-моему, предсказуемый детектив — плохой детектив.

Ещё насчёт персонажей — заявленный возраст Лэнгдона и Кэтрин около 50 лет. Однако персонажи совершенно не воспринимаются таковыми, а, напротив, кажутся намного более молодыми. Или так и задумал автор, или же свою роль играет обилие экшн сцен, до конца не ясно.

Что касаемо экшена, всяческих погонь и перестрелок, то здесь Браун неизменно на высоте. Эти эпизоды написаны увлекательно, кинематографично и живо, читать их — одно удовольствие.

Другое несомненное достоинство книги — многочисленные исторические факты, на этот раз об архитектуре Вашингтона и ордене масонов. Внимательный к деталям читатель может почерпнуть для себя много нового — автор действительно проделал серьёзную работу, и все исторические события и реалии, упомянутые в книге, правдивы на сто процентов. Браун даже нарочно написал об этом в предисловии, дабы все эти удивительные и несомненно полезные сведения не были приняты за авторскую выдумку. Ещё отрадно видеть, что со времён «Цифровой крепости» автор гораздо лучше разобрался в программировании и хакинге — теперь, по крайней мере, описания взлома программ и сайтов у меня улыбку не вызывают.

Что касается центрального квеста-загадки, то здесь всё тоже вполне симпатично. Неясно только, зачем вообще нужны первые три этапа, ведь получив пирамидку в руки, сотрудники ЦРУ наверняка бы обнаружили и фосфорное покрытие на ней, и неоднородность состава. И, таким образом, перешли бы сразу на четвёртый «уровень».

Финал, честно сказать, меня разочаровал. Памятуя об интересных концовках прошлых книг, я ожидал гораздо более необычного и неожиданного решения. А так выходит, что ещё в середине книги всё, по сути, было уже сказано, причём не раз. И вот ещё чего я не понял — если Питер всё знал о разгадке с самого начала, то почему не выдал под пыткой Малаху? Автор не раз подчеркивает, что используя камеру сенсорной депривации, можно заставить жертву рассказать абсолютно всё. А на деле убийца выпытывает всё вплоть до мельчайших деталей о Роберте и Кэтрин и о самой пирамиде с загадкой, но не догадывается просто спросить сразу ответ к загадке. Кстати, идея о сенсорной депривации — одна из самых необычных и сильных в романе (хотя, кажется, и использовалась уже другими авторами, например, Скоттом Бэккером).

Как итог, довольно неплохой триллер с отличной исторической и слабой детективной составляющими. Читается по-прежнему легко и живо, но на фоне предыдущих частей смотрится слабовато. Читать, на мой взгляд, тем не менее стоит, хотя бы ради загадок и фактов для общей эрудиции. В общем, честные 6 из 10.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая слабая из всех частей про приключения профессора Лэнгдона.

Вывеска загадки масонства и расследования Лэнгдона смотрелась увлекательно и маняще, но в итоге оказалась бессмысленной беготнёй с непонятыми мотивами по Вашингтону.

Схема сюжета вновь классическая в этом цикле. Наш герой, исследователь тайных знаков и символов, некий маньяк, ради своей цели готовый на убийства, и девушка напарница, которая в трудную минуту помогает главному герою в его поисках, и которую иногда и спасти не жалко :) Вот только несуразно все. Главный герой и не собирается разгадывать никаких масонских тайн, ведь его друг, похищенный маньяком, сам масон, и потому на каждом шагу автор не забывает упомянуть о том, какие масоны вообще молодцы, ведь сами отцы-основатели были масонами, что в общем еще съедобно, учитывая, что американский читатель другого бы наверное не принял. Но монологи и опусы о величии американской нации, отцов-основателей, масонах, силе Библии (особенно в конце книги, из-за чего, по мне, концовка растянута) уж очень надоедают, заставляют смотреть сколько там страниц до конца осталось? А предмет шантажа спецслужб и втягивания их в сюжет вообще выглядит странновато. Неужели ЭТО угрожает национальной безопасности? неужели другого нельзя было придумать, более интересного? Ведь по ходу книги появляются интересные фрагменты, но они одиночны и редки. А исследования Кэтрин вообще привязанности к действиям главных героев не имеют ни малейшей — абы рассказать про это.

Как ни странно, но именно динамичность, экшн, дает книге хоть какой-то интерес. «Побегушки» главных героев, постоянные загадки, поиск решения, заставляют все таки читать следующие главы не откладывая на потом, да и стиль изложения не изменился по сравнению с остальными частями. Некоторые герои прописаны хорошо, не изумительно конечно, но тот же Малах описан живо и ярко. Некоторые вообще никак: слишком уж шаблонно, словно вышли с Голливудского производства кино про шпионов и ЦРУ.

А главное достоинство книги — это все таки описание достопримечательностей Вашингтона. Все таки не Рим или Париж, а тем не менее роман дал интерес узнавать про город.

Как итог много беготни, пафоса, загадка, которая будоражила на протяжении всего романа, превратилась в пшик. Детективная составляющая по сравнению, опять таки с предыдущими романами цикла, слабенькая. Читать можно, но не шедевр.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый из романов Брауна, о котором я могу сказать: полное г-но, простите. Насколько мне были интересны «Код»» или «Ангелы», настолько негативное впечатление произвёл «Утраченный символ». Проблема тут проста. Браун в своём фирменном стиле умудряется события буквально двух дней уместить в огромный объём, при этом не растягивая их, постоянно держа струну на пределе, читателя в недоумении и ожидании, и кажется, что вот, вот оно, сейчас наступит откровение, сейчас очередная тайна будет разгадана, негодяй будет торговать на рынке пером и пухом из ангельских крыл, Лэнгдон обнаружит очередной Грааль... Но в конце «Символа» наступает лютый, невообразмый пшик. То есть не просто пшик, а что-то в стиле «спасибо, кэп», мы знаем, что такое Библия. Ради такого бессмысленного пшика не было резона городить всю эту захватывающую муть.

Оценка: 1
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начиная читать новый «опус» Брауна я много от него не ждал, но все же ожидал, что будет получше и интереснее.Что касается сюжета.

Профессор Роберт Лэнгдон по просьбе своего друга Питера Соломона, представителя влиятельной семьи,высокопоставленного масона и секретаря Смитсоновского университета едет в Вашингтон (события развиваются в столице США), не все же Европу рекламировать, и в Америке полно тайн и загадок.Друга украли, главному герою, чтобы спасти друга нужно разгадать великое множество масонских и конспирологических тайн при помощи сестры похищенного, ученого, которая придумала, другого слова не могу найти, новую науку ноэтику.

Конечно же есть и главный злодей, картонный, как и все злодеи в романах Брауна, будь то безумный ассасин или фанатик возомнивший себя Богом. Герои бегают от одного здания к другому, к делу подключается ЦРУ, хакеры, масоны.Попутно автор пытается рассуждать на религиозные и философские темы, и вот тут уж получается совсем каша.Одни и те же сюжетные ходы невозможно использовать из раза в раз, из книги в книгу.Как будто Головачева читаешь.Лэнгдон должен разгадать тайну пирамиды масонов и найти Великие Мистерии, которые, древние спрятали и зашифровали путь к ним, ну и естественно, только масоны знают и хранят эту тайну. На масонах хочу остановиться отдельно, книга прямо рекламная брошюра о масонах, мол и добрые, и пушистые, и благородные, и влиятельные, но только во благо используют свою силу и власть. Но в тоже время, влиятельный масон Питер Соломон и другие масоны дико боятся начальничка из ЦРУ, которая применяет к ним пытки и командует как своими подчиненными.

Лэнгдон же, в предыдущих романах веривший во всю конспирологическую муть, в этой книге предстает таким себе скептиком и циником, ни во что не верит, все перепроверяет. Может возраст сказывается?

Ну а концовка вообще убила, гремучая смесь и коктейль из философии, религии и науки, сводится к простому выводу. Люди и есть боги, и сами могут творить невероятные вещи, и как пример этого величия приводится, такие великие вещи как — твитер и википедия.

Вывод- книга слабая, сюжет хромает, много неточностей, автор делает деньги на конспирологических теориях, а раз людям нравится, да еще и деньги это приносит, то можно и дальше ваять такие «замечательные опусы».

Моя оценка-5.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Утраченный символ» явно не дотягивает до АиД и уж тем более до КдаВ. Сюжет динамичный, но предсказуем на 100%. Главные герои не прописаны вообще никак, про некоторых просто откровенно забыли. Типичный американский бестселлер, откровенно попахивает спецзаказом правительства США Брауну в целях популяризации «древних» американских тайн и загадок. Главным героям сопереживаешь мало, всё как-то неискренне. Что «суперучёная» Кэтрин, «взвесившая душу человека», прикончив при этом старичка-преподавателя, что её братец, приторно добрый, умный и богатый, воспитавший при всём своём душевном богатстве сынка наркомана-убийцу. А уж после обожествлении американских президентов вообще остаётся неприятное послевкусие. Если уж Браун поставил себе целью повысить рейтинг бывших и нынешних представителей американской власти и нации в целом, мог бы сработать более тонко. Главный плюс романа — по прочтении хочется найти в поисковике все описанные архитектурные сооружения и произведения искусства. Курортное чтиво — идеально для поезда и во время долгих перелётов.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот я и дочитал третий роман о товарище Лэнгдоне. Книгу очень ругали, и в общем я думаю небезосновательно. По большому счету в книге есть все фирменное от двух предыдущих романов, но когда всплывает концовка, то понимаешь, что вся книга НЕ О ЧЕМ! Если в «Ангелах» пытались предотвратить взрыв Ватикана, в «Коде» спасти «Святой грааль», то здесь как бы все не начиналось глобально, всё свелось к банальной борьбе с маниаком + около 60 страниц в финале рассуждений о Человеке и Боге. Первые две книги понравились тем, что они разворачивались в Европе (Риме и Париже), о истории которых я много читал и слышал. Поэтому все эти места, фамилии казались родными и билзкими. Здесь же все приключения проходили в Вашингтоне, и хоть автор с трепетом вещал о святынях Америки, меня это как-то не заципило абсолютно, показалось очень далеким. Кстати книга полна американского патриотизма, поэтому читающие будьте готовы. В общем, на мой взгляд, роман оказался послабее предыдущих двух, но приключений, беганий, стрелялок и ЦРУ вы встретите здесь кучу, поэтому для отдыха мозга — самое то! Что хотел — отдохнуть — я получил!

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Порой, складывается впечатление, что Дэн Браун просто напросто издевается над читателем. Американец умудрился вывести формулу романа бестселлера и пишет по ней свои романы, меня местами только слагаемые.

И если схожесть «Кода Да Винчи» и «Ангелов и Демонов» автору еще можно простить, ведь первый роман померк в тени славы своего последователя и воспринимался как первая проба пера. А вот спрос с «Утраченного Символа» совсем другой. Правда Брауну на этот факт плевать хотелось с высокой колокольни. Третий роман о Роберте Лэнгдоне полностью повторяет формулу двух предыдущих. Но его все равно интересно читать. Парадокс.

Браун решил больше не мучить бедного Лэнгдона европейскими приключениями и отправил преподавателя Гарварда в Вашингтон. А раз Лэнгдон в Вашингтоне, то нас ждет загадки масонского ордена, от чего все американские читатели должны просто полопаться от счастья. Ни для кого ни секрет, что ввиду отсутствия богатой истории, американцы использовали культуру европейских стран для строительства нового общества. Отцы основатели пытались перенять у европейской истории все лучшее, а простые обыватели облепили раннюю историю США кучей тайн, чтобы объяснить очевидные вещи.

Но вернемся к Лэнгдону. Его старый друг, масон Питер Соломон, позвал его читать лекцию в ротонде, подземном комплексе в Вашингтоне. Прибыв на место, Лэнгдон не обнаруживает ни старого друга, ни слушателей его лекции. Зато зазвонил телефон. Незнакомец сказал, что Питер у него и если Роберт хочет, чтобы его друг остался жив, то он должен разгадать тайну масонов.

Вот и вся завязка. И если вы читали два предыдущих романа Брауна о Лэнгдоне, то знаете как будет развиваться весь сюжет романа. Роберт начнет разгадывать загадки масонов одну за другой, помогать ему будет родственница потерпевшего (в данном случае Кэтрин Соломон, сестра Питера), а бегать за ними и угрожать им будет очередной фанатик (в этот раз это татуированный с головы до ног здоровяк Малах). Ну и сначала вставлять палки в колеса Роберту будет очередной представитель силовых структур (в «Утраченном Символе» это директор службы безопасности ЦРУ Иноуэ Сато). Затем следует неминуемый Хэппи Энд и страниц 50 откровений, где Лэнгдон познает всю суть тайн масонов. Единственное отличие от двух предыдущих романов, никто никого не предает.

Но несмотря на уйму самоповторов читать третью книгу Брауна о Лэнгдое интересно. Автор опять придумал очередные ребусы с символами и приправил их семью реальных фактов и вымыслов. В итоге, доверчивый читатель проникается историей Брауна. Правда, из-за одинаковых сюжетных поворотов, большинство читателей сразу узнают конец истории, поймет, где хранится сокровище масонов и кто выживет входе приключений. Вторично, но интересно.

Тот самый Браун

За использование одних и тех же сюжетных ходов стоит наказать Брауна. Он опять выкрутился с помощью созданных собственноручно мифов, которые оттягивают на себя основное внимания читателя, но этот прием можно использовать ограниченное число раз.

Ну и Браун не мог не плюнуть в науку. В каждой своей книге он обожает писать антинаучную ересь, благо в «Утраченном Символе» он больше времени уделяет истории и символам Вашингтона. Конечно, столица США здорово уступает в этом плане Риму и Парижу, но история все равно занятная.

Конечно, реализма от Брауна просить не стоит, но ЦРУ он выставил форменными идиотами. По словам Сато, похищение Питера Соломона, может повлиять на национальную безопасность США. Но црушники бегают по городу в количестве четырех человек и не могут поймать профессора в метро. Опасного преступника, который может разрушить устои США, ловят тоже вчетвером. Ладно, если бы они были подготовленными бойцами, Лэнгдон убегает от них с завидной регулярностью.

С персонажами, к сожалению, все не так хорошо. Лэнгдон каким был, таким и остался. Никакого развития персонажа нет и в помине, но об этом можно было догадаться по предыдущим книгам. Конечно, Роберт как личность интересен, и встреча с ним, как встреча с другом которого хорошо знаешь и знаешь чего от него ожидать.

Новая напарница Роберта, Кэтрин Соломон, абсолютно не удалась. Пустой персонаж. Не интересной предыстории, никаких тайн, секретов. Просто сестра влиятельного масона, которая сделала прорыв в одной из абсурдных научных областей. Да и характер у нее какой-то серый. Возможно, самому Брауна европейские женщины (героини двух предыдущих романов) кажется намного интересней американок. Поэтому вырисовывается такой контраст.

Иноуэ Сато, маленькая страшненькая курящая японка, директор СБ ЦРУ. Маленькая злая женщина, пекущаяся о безопасности США. Вот и все, что о ней можно сказать. Зато наш злодей, Малах, который в этот раз объединяет в себе заказчика и исполнителя злодеяния (в двух первых романах злодеи действовали парой), очень интересный. Видимо, из-за стероидов, личных переживаний и наркотиков он совсем слетел с катушек. Полностью покрытый татуировками, все из которых являются мистическими символами, знаками и картинами, он ищет Утраченное слово, которое скрывают масоны, чтобы вытатуировать его себе на макушке и превратиться в бога.

***

Продолжая писать романы о Роберте Лэнгдоне по одному сценарию, Браун загоняет себя в тупик. «Утраченный Символ» полностью вторичное для Брауна произведение. Самоповторы губят интригу, персонажи словно близнецы своих же прототипов из прошлых книг. Интересные загадки и история ордена масонов спасает положение, но в следующий раз Брауну это не поможет.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Через несколько лет после выхода «Кода» Дэн Браун выпускает новую книгу — «Утраченный символ». Главный герой тот же — Роберт Лэнгдон, в центре книги опять похищения, загадки и большая тайна, способные поколебать мировоззрения человечества.

В отличие от первых двух книг, третья книга о Роберте посвящена масонам и их тайнам. Завязка следующая: Роберта Лэнгдона приглашает в Вашингтон старый друг Питер Соломон (по совместительству глава ложи масонов) прочитать небольшую речь перед торжественным ужином. Прибыв в Вашингтон (а ужин, между прочим, проходил в одном из залов Капитолия), Роберт узнает, что никакого ужина нет — это была инсценировка, Питер похищен, а похититель хочет, чтобы Роберт в обмен на жизнь Питера нашел для него пирамиду масонов. Пирамида эта не простая — по легендам на ней содержится карта с местонахождением символа древней мудрости, позволяющим открыть человеку свой истинный потенциал.

Дальше, как можно догадаться, будут погони, загадки, разгадки, ну и финал с яркой, но в принципе ожидаемой концовкой.

Но не все так гладко, как кажется. Если в «Коде да Винчи», а еще больше в «Ангелах и Демонах» действие было наполнено экшеном, в новой книге его ну абсолютно не наблюдается. Сюжет развивается не спеша, загадок катастрофически мало, а сцены разбавлены таким количеством лирики и философии, что порой хочется быстрее перелистнуть дальше.

Очень ярко прописан главный злодей — как всегда темная и загадочная личность, причины поступков которого начинаешь понимать только ближе к концу книги.

По ходу книги нам предстоит посетить Капитолий, Стеллу Вашингтона, Смитсоновский музей. Много написано о ритуалах и традициях масонства. Книгу конечно нельзя рассматривать как исторический труд, но много интересного и нового из нее можно подчерпнуть.

В общем результате имеем довольно среднюю книгу, от которой не стоит ожидать драйва и накала страстей, которые есть в первых двух книгах о Лэнгдоне. Местами нудновато, местами действию не хватает остроты, но в общем свой стиль Дэн Браун сохранил.

Если вам нравится творчество Брауна, и в свое время вы зачитывались «Кодом да Винчи» — читайте. Но многого не ждите.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не произвела большого впечатления.

Очередной маньяк (на этот раз татуированный), очень похожий на две предыдущие книги сюжет.

Но больше всего не понравилось, с каким ухарством автор и его персонажи решают вопросы, над которыми человечество бьется тысячи лет — и душу взвесили, два — мыслью влияем на материальный мир и т. д. и т. п.

И вообще, зачем люди что — то изобретают (авто, самолеты, ракеты, лекарства наконец) — почитали книгу Зогар, или Библию и готово! Там ведь все написано. Правда, зашифровано, и глупые люди все забыли. А то ведь Кэтрин какой — то специальной камерой руки целителя сняла — излучение есть, а мы операции делаем, лекарства пьем!

И Больше всего не понравился пафос, и еще раз пафос.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Товарищи, может я наивная :shuffle:

Мои слова ни в коем случае не претендуют на истину, но послушайте...

Я читала книгу с кайфом и упоением. Каждые пять минут бегала к компу и искала то фрески Дюрера, то изображение «Апофеоза», то символы масонства, то пересчитывала строчки и столбики магических квадратов! Это же такой кайф, открывать что-то новое для и себя и почувствовать себя причастным к чему-то неизведанному и таинственному.

«Утраченный символ» — отличная книга. И те, кто разочаровываются, что сюжет и герои однотипны — обманывают сами себя. Хорошо знакомый нам профессор Ленгдон — замечательный персонаж, не лишенный ни скептицизма, ни доверчивости. И мне нравится этот герой! Нравится его живой ум и богатые знания, нравится его образ в целом и даже то, как сыграл его Том Хэнкс — нравится. Я не хочу его ни на что менять. Разве плох в своем постоянстве Шерлок Холмс? По-моему крут :)

Для меня все книжки Брауна — как окно в другой мир, полный тайн и загадок. Честно скажу — я бы в жизни не задумалась и над половиной того, что описывается в его книжках сама.

Масонство никогда меня особо не интересовало, но только по прочтении этой книги я наткнулась на источники происхождения моей фамилии (Яхина)! Мне было удивительно интересно начать собственное расследование по этому поводу.

Главное не быть зашоренными и не отвергать сразу все, что вам предлагают осмыслить. За неизбежной беллетристикой, которая направлена на популяризацию книг, у Брауна всегда найдется несколько очень серьезных идей, которые заставят шарики в голове покрутиться :insane:

«Утраченный символ» для меня не худшая и не лучшая в серии про Профессора. Для меня все они равноценны и дороги наличием интереснейших фактов и мыслей.

Может быть вас смутило место развития сюжета? Не слишком романтично? ))) Конечно, Вашингтон — не Рим или старая Англия. И может быть наше отношение к Америке заранее настраивает нас на разочарование, но это и есть именно те «шоры», про которые я и говорила. Не нужно! Позвольте своему разуму пропутешествовать по всем описанным местам и историческим вехам!

А Роберт Ленгдон — отличный попутчик, в этом интереснейшем приключении!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И чем этот роман отличается от предыдущих романов автора? Нет, даже не так. Чем этот роман лучше написанных ранее? Что нового? Наверняка автор смог раскрыть дальше свой писательский талант и создать очередной запоминающийся шедевр. Или нет?

Кстати, будучи в Риме, я с удовольствием посещал знаменитые места, в том числе описанные в романе «Ангелы и демоны». Ну и вообще, буквосочетания типа Бернини, Микеланджело, Рафаэль — для меня не пустой звук, в том числе и благодаря Брауну. Да что я.. Очень популярными были экскурсии, которые примерно так и назывались «По местам, описанным в романе «Ангелы и демоны». То есть реально, наши с вами соотечественники ехали в Рим не Колизей смотреть, а четко по памятным местам-фонтанам-площадям-соборам-Пантеонам. К чему это я? Да к тому, что после этого романа Брауна вряд ли у кого-нибудь возникнет желание взять да и посетить Вашингтон.

Жалко. Очень. Я ведь ждал этот роман. И ожидал от романа.. Но к середине прочтения четко оформилась мысль — «Ничего нового». Ничего. Злодей, Лэнгдон, загадки, разгадки, беготня (суета) и т.д. Но всё гораздо более низкого уровня. Автор ухитряется повторяться в рамках одного романа, как будто писал дальше, иногда подзабывая о написанном ранее. Нехорошо сравнивать, но в сравнении с предыдущими романами, всё гораздо более ширпотребно, картонно-пластмассово. Нет вкуса, изюминки, нет натуральности, всё изжевано-пережевано, и всё очень-очень недостоверно. Всё-таки раньше и злодеи были более адекватными, и угроза миру была более ощутима.

А здесь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— миру грозит глобальная катастрофа оттого, что несколько сенаторов и пара министров являются масонами и принимают участие в совместных ритуалах. И (о, Боже) кто-то снял на видео как они вместе сидят в масонских одеяниях в одной комнате и принимают в масонскую ложу новых кандидатов..

Всё, человеческой цивилизации конец. Ведь если мир узнает.. Ну бред же, как по мне.

А уж концовку романа вообще писал как будто другой человек. Особенно умилило, это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
здравствуй, папа

Ну ни в какие рамки.

И пусть есть в романе интересные и захватывающие моменты (они в основном связаны с выживанием ГГ и с кознями злодея), но их мало, и общее впечатление им не вытянуть.

Так вот. Не ожидал. К сожалению, рекомендую лучше перечитать «Код да Винчи» или «Ангелов и демонов».

P.S. предыдущие романы автора читал, то есть оценка боле-менее беспристрастна.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написав отзывы на предыдущие части «Лэнгдона», не удержался и скачал «Утраченный символ». Убедился в том, что Дэн Браун методично пишет одну и ту же книгу, меняя города и тайные общества, но сохраняя сюжетную однообразность и слабый литературный уровень. На этот раз жертвами писателя стали Вашингтон и масоны. И тут понять его можно, в конце концов львиная доля читателей живёт в США, а читать про свою страну приятнее, мол не только в старушке-Европе есть тайны и загадки старины, мы тоже могём. В остальном, своего мнения не поменял — хотите Брауна, ограничьтесь «Кодом да Винчи». Снизил оценку на балл за финал, так нельзя в книгах подобного жанра поступать, будь ты хоть трижды Дэн Браун.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не удивил в этот раз Браун.

Вроде бы всё на месте: и лихо закрученный сюжет, и мистические загадочные символы, и приключения, выпавшие на долю Лэнгдона, которого в очередной раз практически утопили, и тайное общество масонов. А всё-таки, на фоне «Ангелов» и «Кода», роман смотрится блекло.

ИМХО дело, скорее всего, в антураже романа. Если действия в первых двух книгах разворачивались на фоне архитектуры средневековых Рима, Парижа, Лондона, то Вашингтон из «Символа», ввиду отсутствия у него средневековой истории, смотрится на их фоне весьма бледно.

Честно говоря, финал тоже разочаровал. Мистериями древности оказалась —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
библия, толкованием которой не занимался только ленивый.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на увиденные перед прочтением негативные отзывы о «шаблонности», книга мне понравилась. Да, схема сюжетов у Брауна примерно одна, но роман сильно отличается от двух предыдущих о Роберте Лэнгдоне. Впрочем, дело вкуса: мне были интересно все те масонские загадки, что описывались в книге. Сюжет, впрочем, тоже порадовал — назвать его «предсказуемым» язык не повернется.

Если вы читали другие книги Брауна, и они вам понравились, то не отказывайтесь от этой.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх