fantlab ru

Чарльз де Линт «Волчья тень»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Волчья тень

The Onion Girl

Роман, год; цикл «Ньюфорд»

Аннотация:

Таинственная авария ставит под угрозу жизнь известной художницы Джилли Копперкорн. Ее лучшие полотна жестоко погублены загадочным злоумышленником. Кто мог желать зла безобидной Джилли? Кто хотел сломить ее гений? Находясь на волосок от смерти, художница обнаруживает в себе способность пересекать границу реальности и в поисках ответов переносится в мир снов. Но там, где оживают прежние страхи, прошлое, словно кровожадная волчица, выходит на охоту. Оно гонится по пятам и требует расплаты, заставляя снова и снова испытывать ужас, казавшийся давно забытым. Чтобы вырваться из мира снов, нужно спастись от волчьей тени. Но что если это твоя собственная тень?


В произведение входит:


8.30 (145)
-
9 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— условный цикл «de Lint Master Mythos Universe»  >  цикл «Ньюфорд»


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2002 // Роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2017 // Книга десятилетия

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Волчья тень
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Onion Girl
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее продолжение, приключения Джилли продолжаются. Правда книжка вышла грустная. Но все равно очень довольна романом, давно хотелось встретиться с героями Городских Легенд, и чтобы не в отдельных рассказах-историях, а в целой книге, посвященной исключительно им. В состав романа входит уже знакомый нам рассказ «В доме врага моего» — на мой взгляд, одна из лучших работ автора. Книга, возможно, уступает некоторым работам Де Линта, здесь все более просто и предсказуемо и не так много загадок, но для меня она — безусловно одна из самых любимых. Много места уделено Миру Снов — это чуть ли не Теларанриод, по нему можно гулять и во сне и во плоти. Половина действия происходит именно там и читатель имеет возможность познакомиться с этим удивительным миром поближе. И очень понравилась идея эдар. Они оказались не менее интересными, чем зверолюди и ньюмены.

Автор вновь обращается к таким тяжелым проблемам, как преступления над детьми. Но несмотря на всю мрачность поднимаемых им вопросов эта книга, как и многие другие вещи писателя, дарит читателю то, что называется душевным подъемом. Потому что она вовсе не о том, как жизнь покалечила Джилли и ее друзей — она скорее о том, что можно подняться из любой грязи и начать все с начала. Самое замечательное здесь — герои. Они собираются вместе — сказочные и реальные жители Ньюфорда и Страны Сновидений. В этой истории Джилли является связующим звеном для всех них. И хочется верить, что мы встретимся с ними еще не раз.

И мне очень понравилась одна из финальных фраз в книге: «Душа есть во всем и во всех. Приглядитесь хорошенько, и вы всюду найдете сказку. Каждый нужен и важен». Лучше и не сказать.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я редко ставлю книгам десятки. Эта книга одна из них. Мои оценки происходят не от анализа предсказуемости или непредсказуемости сюжетной линии, целостности персонажей, лаконичности языка. Мои оценки происходят от субъективного ощущения всей книги после прочтения. Меня порадовало построение не по частям, а по действующим лицам. Это очень сближает с героями. Смена времени действия, смена времени глаголов одновременно раскрывают всю картину, еще крепче связывая нас с героями. Очаровывает волшебство. И ты понимаешь, что да, оно есть. А говорится про него без гипербол и гротесков. Просто, как оно есть в нашей с вами жизни в каждом движении неба, кисти, пера или пальцев по клавиатуре. Язык легкий и почти гениальный. Перевод отличный.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот еще одна книга, которой мне сложно поставить однозначную оценку. Так и хочется разбить на составляющие и сказать, вот это было интересно, это брало за душу, а это я могла бы и пропустить. И все-таки ставлю почти отличную оценку.

По описанию я ожидала от книги просто захватывающую мистическую историю, магический реализм, волшебство по соседству с обычной жизнью, таинственные враги и уличные войны. На самом же деле роман оказался куда как глубже, чем обычно встречающиеся произведения с магией. Тут крепко переплетаются, но в тоже время и существуют сами по себе две отдельные сюжетные линии. Она история про художницу Джилли, про ее настоящее и прошлое. Вторая история — это весь волшебный мир. Но, повторюсь, все это тесно связывается в единый сюжет.

Не у всех жизнь приятна с самого рождения. Кто-то живет в семье, среди любви и заботы, а кто-то просто выживает среди безразличия родителей, среди нападок и насилия со стороны брата. А потом побег, бродяжная жизнь, панель, наркотики, и все ниже и ниже по накатанной дороге... Но вдруг на пути оказываются небезразличные к чужим бедам люди, словно луч солнца в темном царстве. Они помогают обрести кров, отказаться от наркотиков, найти себя в жизни. Они дают надежду и помогают поверить в себя. Помогают почувствовать себя нормальной.

А у других не оказывается на пути нужных людей. И их жизнь так и идет под откос, пока все не заканчивается логичным финалом. Только может и такие люди заслуживают второго шанса? Плохим не рождается никто.

Джилли приходит в себя в больнице. Ее сбила машина, она — все надеются, что временно — прикована к кровати, правая сторона тела ощущается плохо. Теперь она Сломанная Девочка. Вокруг нее с беспокойством толпятся ее близкие друзья, конечно, она жива и это главное, но как дальше жить, если она не сможет больше рисовать? А тут еще один удар. Все чудесные картины Джилли, на которых запечатлены волшебные существа и пейзажи, кто-то безжалостно уничтожил. Кто мог так жестоко обойтись с милой, доброй Джилли, которая словно светится изнутри и с которой приятно просто быть рядом? Во сне покалеченная художница попадает в волшебную страну, где вновь может владеть своим телом, ходить, бегать и рисовать. В страну снов можно уйти от своих проблем, да только они и так могут настигнуть. Никто не может помочь и исцелить тело Сломанной Девочки, пока она не излечит сама свою душу, пока не избавится от ран прошлого.

Читать про проблемы детей, которым не повезло с родителями, которые подвергаются насилию и жестокости, которые с ранних лет вынуждены сами о себе заботится, крайне сложно. Но все-равно интересно. Интересно было читать и про волшебный древний мир, куда одни попадают только во сне, а другие могут целиком пройти в него. Там столько живописных мест, наполненных чудесами, столько колоритных обитателей, что о каждом можно долго рассказывать. Но лучше познакомиться со всеми самостоятельно ;)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джилли, художница, обладающая способностью видеть сверхъестественных существ, попадает под колеса автомобиля. Она теряет подвижность половины тела, и теперь не может самостоятельно передвигаться, и, что самое болезненное – писать картины. Перспективы восстановления здоровья сонительные. Зато отныне в своих снах Джилли переносится в параллельный мир, полный волшебства, где она должна понять, как ей жить дальше и исполнить свое предназначение. Тем временем в нашей реальности кто-то совершает нападение на ее студию, уничтожив часть картин – только те, на которых были изображены волшебные существа…

А много лет назад некая Рейлин сбегает из дома от злобной матери и брата-педофила – и напару с подругой пополняет ряды малолетних преступниц…

Что связывает прославленную художницу, занимающуюся благотворительностью, интеллигентную и добрую женщину с читстой душой, искренне верующую в чудеса и волшебство – и озлобленную представительницу городского дна с искалеченной психикой? Гораздо больше, чем кажется. «Волчья тень» – это детективные загадки, «скелеты в шкафах» персонажей, мистические тайны мира и человеческой судьбы. Книга о путях, которые мы выбираем, и о том, что эти пути не всегда выбирают нас. Книга о мести и прощении, о темных сторонах человеческой психики, и о том, как много можно пережить, не утратив человечность.

Джилли, вырвавшись из среды white trash, попадает «в хорошее общество»: ее друзья – художники, музыканты, общественные деятели, посвятившие жизни благотворительности, ученые и, наконец, самые настоящие маги и шаманы. Сама она старается помочь таким же потерявшимся и заблудшим девушкам подняться со дна социума и раскрыть свой потенциал, стать достойными людьми.

Рейлин, покинув провинциальное криминальное болото, всего лишь переселилась в водоем побольше, с такой же мутной гнилой водичкой, в которой легко ловятся «шальные» деньги. Она ненавидит общество, которое спокойно позволяет существовать всем гнусностям, которые ей довелось видеть в семье и детском доме, а больше всего – тех, кто мог бы ей помочь, но не стал.

Де Линт далек от осуждения кого-либо из персонажей. Ведь и Джилли не сама смогла выбиться в люди – если бы ей не помогли, то, скорее всего, она протянула бы еще год и погибла бы страшной смертью героиновой наркоманки. Душевную силу она обрела позже, и учителя у нее были хорошие. Рейлин же сбежала из «отчего дома» с отмороженной подружкой Рози, которая считала лучшим инструментом решения проблем – выкидной нож. И все же не запила, и не подсела на «дурь», и даже не пошла вслед за Рози на панель. Есть личность, но есть и обстоятельства. Человек волен выбирать, но иногда жизнь предоставляет исключительно дерьмовые варианты…

Но «Волчья тень» – это не только социальный роман. Это еще и мистика высшей пробы. Кстати, я не знаю, как квалифицировать эту книгу в жанровом отношении. Для мистики тут слишком много обыденного (для некоторых героев) волшебства. Обзывать все это «городским фэнтези» как-то не хочется – тут нет битв черных и белых магов, смахивающих на ментовско-бандитские разборки с файерболами. Для магического реализма «Волчья тень» обладает слишком стройной мифологией, магия в ней рациональна и замешана на традиционных символах и представлениях – где кельтских, где индейских. Ближе всего это к книгам Кастанеды, только без руководства к действию.

Магические, параллельные миры в романе де Линта исключительно органично вплетаются в грубую реальность, дополняя и как бы «комментируя», отражая ее. Мир символов, сил и стихий подчеркивает перемены в душах и судьбах героев, которые не так ярко видны в Мире Как Он Есть (авторский термин).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Рейлин свое главное и самое страшное преступление совершает именно там – в реальном мире у нее хватает ума, в отличие от Рози, не переступить грань окончательно, но там, в волшебном лесу, она проявляет свою истинную сущность окончательно отпавшего от Благодати существа. Человек глубоко в душе уже давно уступил место Монстру, и только благодаря прощению Джилли ей дается второй шанс спасти свою душу.

Есть ли за что ругать эту книгу? Ну, пожалуй, автор слишком увлекся контрастами. Тусовка, в которой вращается Джиллли, все эти ее творческие подружки, их посиделки в кофейнях, беседы о магии и картинах, их быт и среда – все это очень хипстерское, интеллигентское, ванильно-приторное. Жизнь же американской глубинки и городских трущоб – жесть и нуар в летальных концентрациях, Дикий Запад пополам с Городом Грехов. Если первое понятно, то второе удивляет – неужели у них реально творится такой вот беспредел? Провинциальная Америка предстает на страницах романа натуральным адом похлеще дантовского. Это и правда так, или в глазах автора-хипстера (режим иронии) любой колхозник, то бишь реднек, выглядит, как полоумный злобный ковбой-маньяк или мутант из фильма ужасов?

Итог: а если говорить серьезно, то вещь сильная, прочувствованная, неглупая. Не говоря уже о том, как тонко и чутко автор воспринимает волшебство. Эта книга наполнена просто реальной магией, автор явно знает о шаманских практиках не понаслышке. Могу рекомендовать любителям мистики и социальной прозы, но в большей степени девушкам – «ванильно-кофейная» атмосфера половины книги больше рассчитана на них, да и «в главных ролях» – дамы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Волчья тень» («The Onion Girl») Чарлза де Линта, канадского писателя голландского происхождения, пишущего в жанре магического реализма и городской фэнтези, принадлежит к циклу «Легенды Ньюфорда», базирующемуся на тотемистических легендах североамериканских индейцев. Выйдя в 2001 году, она получила Всемирную премию фэнтези, хотя мне нелегко далось ее чтение.

Там немного затянутая экспозиция, а еще я не слишком люблю читать о домашнем насилии, инцесте и всяком таком, что там упоминается как предпосылка психологических трудностей главной героини, доброй и сочувственной художницы Джилли Копперкорн, и ее младшей сестры Рейлин Картер, преступницы. Писатель утверждал, что у него самого все это нелегко писалось.

Однако я предпринял усилия – и в очередной раз я почувствовал себя писательскому дару де Линта, который стал одним из моих открытий последних лет. Книга меня не тронула, но читать было приятно. Кроме уже привычного мира магии, тотемов и больших и меньших индейских божеств, путешествующих между измерениями, легко заимствуя наш современный быт, а также невеселого бытия «белой швали» – криминальных и полукриминальных пролетариев, автор умело справляется с темами семьи и друзей, заменяющие ее, семейной близости, приближающейся у сестер Картер семейной внешней схожести к двойничеству и в шутку отдаляется в романе в воспоминаниях о деклассированной семье Морганов, где все были похожи друг на друга... Кроме того, сама Джилли раздваивается, попадая в мир снов одновременно и как дух, и как физическая личность. Как всегда, удались образы забавных мелких существ и трикстера, описания природы, родные для канадцев, которые, кажется, чувствуют себя потомками и наследниками индейцев.

«– Мне ничего не нужно, особенно пистолет. – Вынимаю из кармана нож и пытаюсь вручить ему. – Он мне тоже не понадобится.

Но Уильям не берет.

– Если ты начинаешь новую жизнь, – говорит он, – это еще не значит, что никто в ней не захочет воспользоваться твоей слабостью. Оружие может тебе понадобиться. Запомни, вовсе не стыдно драться, если правда на твоей стороне.

Запомни, вовсе не стыдно драться, если правда на твоей стороне.

– И какая же это правда? – спрашиваю.

– Что люди имеют право быть такими, какими хотят быть. Всегда найдется кто-нибудь, кто попытается лишить их этого права, – что в этом мире, что в другом. Нельзя им этого позволять.

– Значит, ты одобряешь насилие?

Он качает головой:

– Нет, но мы вправе защищать себя от насилия.

Он меня совсем запутал.

– Тогда чем же мы лучше их? – спрашиваю я.

– Подставить другую щеку – значит отдать им победу.

– Да? А я думала, хороший человек должен уметь прощать.

– Чтобы прощать, надо остаться в живых, – говорит он мне.

Я забираю эту мысль с собой, в мир по другую сторону этого мира».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то, типичный ньюфордский Де Линт. Однако, с явным распаданием на два пласта. В одном — острая и болезненная социалка (тема плохих семей, нелюбимых детей, насилия, проституции — интересно, почему автор так не любит социальные службы, неужто они в Канаде столь плохи? — и болезненного выхода из мрака на свет с помощью добрых и самоотверженных людей, и оставшихся ран), в другом — волшебная сказка о мире духов, где таких ужасов быть не может (хотя и не все безоблачно). Собственно сюжет весьма предсказуем, ну и ладно: это своего рода сказочный канон.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласна с предедущим оратором, но я хотела найти легкую и незаумную книжку для чтения, в которую можно «уйти с головой», и я ее получила. Наверное, только конец затянут...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный в общем-то Де Линт: волшебные создания, герои с тяжелым прошлым, не перестающие быть актуальными темы и хэппи-энд для всех. Легко читается и так же легко забывается.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман Де Линта, названный нашими издателями «Волчья тень», не удивил, особо не огорчил, но и ничем не порадовал. Приблизительно на 100-й странице романа (а всего в книге 572 стр. текста) можно легко догадаться, как дальше будут развиваться события. И предчувствия нисколько вас не обманут. Герои словно перекочевали из других де линтовских произведений: главная героиня — художница Джилли, ее «темное отражение» — родная сестра Рэйлин, девочки-вороны, прочее население Волшебной Страны. Еще в романе присутствуют темы сексуального насилия в семье и педофилии — темы, наверное, важные, но набившие изрядную оскомину в современной американской массовой литературе. Не смог обойтись Де Линт и без традиционных антихристианских выпадов. Впрочем, написано все весьма гладко, мастеровитой рукой — роман легко и быстро прочитывается. Наверное, так же легко и быстро забудется. А художницей Джилли все будет хорошо. Да и ее сестра, «темная волчица» Рэйлин, в конце концов встанет на путь исправления. Я, честно говоря, ничего другого и не ждал.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх