FantLab ru

Борис Акунин «Турецкий гамбит»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Голосов:
3430
Моя оценка:
-

подробнее

Турецкий гамбит

Роман, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 218
Аннотация:

Начало русско-турецкой войны 1877-1878 года. Русские войска форсировали Дунай и продолжают наступать, накатывая валом на турецкие позиции и отбрасывая их вглубь территории. На всей территории Российской Империи царят воодушевление и патриотизм, солдаты верят в непоколебимость русского духа, непобедимость армии. Газеты всего мира поют дифирамбы русской армии и русским офицерам, русскому оружию и русскому солдату. Победа, кажется, не за горами, враг будет разбит!

И через эту кровавую вакханалию русская девушка, Варвара Суворова, едет к своему жениху в ставку главнокомандующего. По пути она встречает русского волонтера, везущего крайне важную информацию для командования русской армии...

Примечание:

Время действия — 1877 год. Эрасту Фандорину — 21 год.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 167

Активный словарный запас: очень высокий (3386 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Турецкий гамбит» 2005, Россия, Болгария, реж: Джаник Файзиев



Похожие произведения:

 

 


Азазель. Турецкий гамбит
1998 г.
Смерть в долине, или `Турецкий гамбит`
1999 г.
Турецкий гамбит
2000 г.
Турецкий гамбит
2001 г.
Турецкий гамбит
2003 г.
Турецкий гамбит (подарочное издание)
2003 г.
Турецкий гамбит
2005 г.
Турецкий гамбит
2005 г.
Турецкий гамбит
2005 г.
Турецкий гамбит
2013 г.
Турецкий гамбит
2017 г.
Турецкий гамбит
2018 г.

Аудиокниги:

Турецкий гамбит
2006 г.
Турецкий гамбит
2008 г.
Турецкий гамбит
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Turkish Gambit
2005 г.
(английский)
Turkish Gambit
2005 г.
(английский)
Turkisches Gambit
2007 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман из лучшей половины Фандорианы. В отличие, кстати, от экранизации, которая излишне перенасыщена быстро стареющими спецэффектами, да и выбор кавказца Бероева хуже двух других вариантов. Но возвратимся к книге. Понятно, что её нужно читать сквозь призму приключенеских произведений, иначе возникнет множество вопросов. Например, с какого перепугу в штабе действующей армии тусовалась псевдо-суфражистка Варя. Или явно притянутый за уши главзлодей. Но сам дух книги завораживающе тянул от страницы к странице. Книга на одну ночь, что удаётся немногим современным произведениям, которые читаешь в несколько заходов.

Персонажи прописаны не одной определяющей краской, что усиливает силу произведения. Ладно, сквозному Фандорину менятся сам бог велел. Так меняются чуть ли не каждый герой, и нельзя однозначно сделать вывод, то ли это индивидуальные перемены, то ли вредный автор крутит читателем в своих интересах.

Ну, и исторический момент познавателен. Плевна, Осман-паша, Скобелев (пусть и немного закамуфлирована фамилия), перепелкин-Куропаткин... Не так и часто современный поток информации обращается к некогда важным и не столь уж далёким событиям для России.

Свою роль шпионский детектив выполняет весьма хорошо.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Война, Варвара Андреевна, — ужасная гадость. На ней не б-бывает ни правых, ни виноватых. А хорошие и плохие есть с обеих сторон. Только хороших обычно убивают п-первыми.

Не так давно перечитала «Азазель» и решила дать Фандорину второй шанс. Что же, теперь стала припоминать, почему несколько лет назад бросила серию.

Турецкий гамбит — история, которую видим через Варвару Андреевну. Девушка, придерживающаяся передовых взглядов, тайно отправляется из Петербурга к жениху. Прется в зону боевых действий! Бесстрашная мадам. В поезде ее обворовывает проводник, плюс, чтобы вывести романтическую дурь из башки, осталась одна в сомнительной придорожной корчме. Чтобы понимать — одна женщина среди дикарей-мужиков! Благо Фандорин спешит на помощь.

А потом начался танец с бубнами! Честное слово, как только наши герои попали в лагерь, пошла такая свистопляска! Куча действующих лиц, мест, событий, что хотелось свернуться клубочком и просто ждать, когда все закончится. Чтобы как-то облегчить восприятие, слушала в потрясающей начитке Дарьи Мороз, но даже это не спасло!

Тяжело далась вторая часть приключений Эраста. Герой повзрослел и сбросил детский пушок. После стычки с Азазелем, жизнь радикально изменилась и это даже хорошо. Радует, что читаю в компании, так что —движемся дальше)

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкий авантюрный почти шпионский, почти военный приключенческий роман о похождениях молодого, но уже многое повидавшего и многое изведавшего Эраста Фандорина.

Волею судеб звёзды сошлись над Царьградом, он же Константинополь, он же Стамбул. Русская армия, а с ней — и Эраст, числящихся при свите великого князя, вовсю (или как получится) гонят турка из Европы. Однако ж завелся и тут окоянный шпион, и хотя круг подозреваемых не особенно широк, взять за жабры или, тем более за Фаберже подозреваемых нельзя. Не поймут-с. Поэтому приходится применять дедуктивный метод.

Конечно, есть и прекрасная дама, или скорее дамочка, есть разного рода побочные приключения неуловимого Эраста, но в основном текст по делу, относительно невелик плюс имеет свойство закончиться великолепной развязкой. Рекомендую.

Кстати, к чести авторов сценария фильма по этому роману, ключевая интрига была несколько переделана.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1877 год. На Балканский театр военных действий к жениху прибывает Варвара Суворова, девица весьма прогрессивных взглядов. По дороге на фронт она встретится с русским волонтёром Эрастом Петровичем Фандориным. А в это время в расположении русской армии находится и отнюдь не бездействует безжалостный шпион турецкого султана Анвар. Удастся ли Фандорину вычислить врага, спрятавшегося под чужой личиной?

В классическом детективе злодеем обычно оказывается с виду безобидный товарищ, что с самого начала книги мелькает на заднем плане. Не то у Акунина, здесь ещё с «Азазеля» этим самым злодеем обычно является едва ли не самый симпатичный и интересный читателю персонаж, зачастую действующий не из банальной алчности, а с напрочь сломанной сверхидеей психикой.

При этом случай с сериалом, когда автор поменял одного шпиона на другого, практически не затронув скелет сюжета, чётко показывает, что детектив как жанр — это скорее литературная игра, к которой не стоит относиться излишне серьёзно.

С высоты сегодняшних знаний позабавила цитата из Фандорина: «– Если живешь в г-государстве, надобно либо его беречь, либо уж уезжать – иначе получается паразитизм и лакейские пересуды.» Является ли паразитизмом жизнь в другом государстве, но зарабатывание денег на эту жизнь в России, при условии, что государство Российское ты же и аккуратно поливаешь отнюдь не елеем при каждом случае?

Сам же роман отлично написан как в плане языка, так и в плане сюжета, персонажи выписаны аккуратно и объёмно. Жаль, что не все доживут до конца. Впрочем, в этом, отчасти, и фирменный стиль писателя. Тут пару книг пережить могут истинные счастливцы.

Плюс ко всему «Турецкий гамбит» способен пробудить интерес к истории у молодёжи, что немаловажно. Глядишь, и сквер у метро «Китай-город» будут знать в первую очередь по памятнику «Героям Плевны».

P.S. Почитал отзывы. Многие пишут, что вот какой нехороший Анвар предал родную Турцию. Хочу только напомнить, что Анвар не турок, Анвар — азазель и азазельство это всё, что он действительно может предать, но этим своим идеалам он как раз хранит верность до конца.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В разгаре русско-турецкая война, а Варвара Суворова отправляется на фронт, чтобы встретиться со своим женихом. Она хоть и смелая да смекалистая, но все-таки девушка, да на чужой нерусской земле, и конечно же попадает в затруднительное положение. Однако на помощь приходит интересный молодой человек с седыми висками. Он чуть заикается, держится уверенно, но не фривольно, и Варе ничего не остается, как довериться ему. Эраст Фандорин (мы же сразу его узнали) не подвел.

С приключениями, опасностями, скачками и шашками наголо герои добрались до фронта. Жених Варин нашелся, но его тут же арестовали: в передаваемой шифровке были изменены важные данные, что привело к бесполезным с тактической точки зрения военным действиям и большим потерям в будущем. Да только начальство подозревает, что не Петя Яблоков во всем виноват, а в ряды русской армии затесался самый настоящий шпион и предатель. И действует он так активно и нагло, что победа русских уже под большим вопросом.

Шпиона искать будет, конечно же, Фандорин. Да только читатель не увидит большую часть его расследований и поисков, не узнает его мыслей и подозрений, потому что повествование второй части цикла ведется от Вариного лица. Но знаете, это не делает книгу хуже, по мне так наоборот, делает сюжет гораздо более ярким и живым, таким, какой является сама Варя.

Слушала книгу в исполнении Дарьи Мороз, и это, как мне кажется, вышло отлично. Голос очень подходил Варе Суворовой, а в голове так и рисовался задорный боевой девичий образ.

Акунин задумал цикл про Эраста Фандорина таким, что каждая отдельная часть будет представителем разного стиля детективного романа. Будет крайней интересно прочитать их всех.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно :) На одном дыхании!

Повествование ведется не от женского лица, но, скажем так, со стороны девушки!

Получилось очень интересно, несмотря на то, что книга о войне!

Варя поехала к своему «бывшему будущему мужу» как сама его называет. Поехала в место, где ведутся военные действия! Не хило! И, когда ей осталось совсем не много, её бросает и обворовывает проводник! Вот она в забегаловке, полной мужиков, без денег, одна, как в ловушке. Лихорадочно соображает КАК ЕЙ ВЫКРУТИТЬСЯ?! И встречает Фандорина :) Кстати вот кого-кого, а Эраста Фандорина в книге не так уж много. А вот его работа очень значительна!

Варя меня просто поразила. Просто взять, поехать в место боевых действий к жениху. Да там остаться! Понимаю в качестве медсестры, но нет. Просто как девушка. Как украшение мужскому обществу! Нет, Варя совсем не глупа. Но ей так нравится внимание мужчин… Еще бы, единственная мадемуазель!

Поразили и мужчины… Вояки – а какие галантные! По отношению к даме. Никто не забывает правила приличия. А рядом война… Не позволяют себе лишнего, под предлогом «Я с поле боя, я уставший, вот хочу и веду себя грубо». Повезло Варе с обществом :)

В итоге – злодей найден. Дело сделано. Каждый уехал обратно. До следующей книги :)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И второй роман из цикла про Эраста Фандорина я начал читать с некоторой опаской. Поскольку фильм (и в коротком и в длинном варианте) смотрел не единожды, возникали вполне обоснованные опасения, что читать будет неинтересно, тем более, что фильм мне понравился и образы, взлелеянные неоднократным просмотром фильма накрепко засели в сознании. А что, если книга не будет соответствовать???

Но все опасения были напрасными. Прочитал с большим удовольствием. Фандорин здесь уже не тот юноша со взором горящим, наивный и пылкий, которого мы знали по Азазель. Хотя прошел всего год, но он заматерел, немного почерствел душой (вполне понятно почему), стал заикаться (потому же) и явно поумнел. :-)

По-прежнему замечательный легкий язык, увлекательный сюжет, неожиданная концовка (вдвойне неожиданная для тех, кто смотрел фильм). Очень понравилось. Рекомендую всем!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичная «патер-брауновщина». Вот этот вот человек (на которого все думают, что он убийца, потому что факты и т.д.) — убийцей быть никак не может, у него типаж личности как бы несовместим с понятием «убийство». Это ясно любому, у кого есть хоть капелька здравого смысла. И наоборот, вот перед нами совершенно, казалось бы, невинная овечка — так если вы, ув. гг., хоть чуть-чуть напряжете извилины, то сразу же поймете, что... Ну и т.п. Весь роман, собственно, Фандорин ищет не столько шпиона, сколько убийцу. Акунин в очередной раз всех натянул, подсунув читателю классический детектив под видом полит. триллера.

Вычисляют вражину, естессно, не только по психологии, а и по уликам тоже. Но, как обычно бывает в стилизациях под «старый» детектив, здесь одно неразрывно связано с другим. Эээх, ностальгия... Жаль, такие книги уже не пишутся всерьез. Жаль, что это — хоть и искусная — но все же под(д)елка.

з.ы.: Попадались при чтении забавные моменты («Это что еще за балаган?! — гаркнул Соболев». Так и видишь Сергея Соболева с Фантлаба в роли отважного, хоть и своенравного генерала =)) Интересно, господин по фамилии Караваев там случаем нигде не пробегал? ;))

з.з.ы.: Интрига

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в фильме
тоже хороша. И финал... Вот уж где автор меня удивил так удивил...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фандорин стал на год старше. У него появилась седина на висках (в 21-то!). Гремит русско-турецкая война. Юная нигилистка Варвара Суворова спешит к своему жениху прямо в гущу событий. По пути она встречает Эраста Фандорина, и они не без приключений добираются до места. Жених Варвары служит шифровальщиком. В момент встречи влюбленных, он зачем-то покинул свой пост, оставив шифровальную машину в одиночестве. И тут началось такое...

Роман ведется от лица Варвары Суворовой, бойкой девушки, которая может и пококетничать и пойти в разведку. Фандорин же отодвинут на второй план до поры, до времени. Он тугодумит, ошибается, русская армия несет потери, в то время как турки и их шпион в стане нашей армии наводит хаос.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самый любимый мной роман про приключения Фандорина. «Азазелль» мне понравился больше.

Главная героиня произведения — Варвара Суворова, а Э. Фандорин на протяжении почти всего действия книги стоит в стороне. Все его выводы оказываются ошибочными, а все подозреваемые по очереди становятся непричастными к шпионажу.

Но, как всегда, в финале, Эраст Петрович раскрывает все тайны и спасает Отечество. Н-да! Читаешь другие книги про контрразведчиков, там все решается за часы и минуты. Ведь цена ошибки — победа в войне и жизни тысяч солдат и офицеров! А у Акунина герой ковыряется со своими дедукциями больше пол-года. За что его держат на службе? Ошибка за ошибкой, а начальство на него чуть не молится!

Зато, Анвар — супер герой! Наш пострел везде успел! В одиночку вертит стратегией русско-турецкой войны как только хочет.

В общем, роман не оставил сильного впечатления.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения Турецкого Гамбита, книга оставила двойственное впечатление. С одной стороны и читается легко и юмор понравился, а с другой стороны не очень понравилось как Акунин восхищается Анваром Эфенди и тугоумость Фандорина, Вари и всего руководства российской армии.

Теперь пройдемся по героям.

Итак главный герой всего цикла господин Фандорин. Тут он впервые предстает в своем новом образе франта, заикается, седые виски, разбирание фактов по полкам и еще пока без японских привычек. В данном романе как ни странно отодвинут на 2-й план. Он практически ничего не делает на протяжении всего действия и только тормозит. А в конце появляется таким героем и разоблачает турецкого разведчика. Причем успевает в последний момент, когда уже понесены кое какие потери.

Далее Варвара Суворова — персонаж от лица которого ведется повествование. Очень странный персонаж, который кокетничает (может даже что-то и больше) со всеми мужиками в произведении. И с гусарами, и с офицерами, и с белым генералом, и с журналистами. Итог, совершенно неинтересный персонаж, плоский, не цепляющий и не вызывающий сопереживания.

Затем Д,Эвре (он же Анвар Эфенди). Этот персонаж в одиночку пытается выиграть войну у России. При этом у него какая-то странная мотивация. Якобы нужно остановить Российскую империю, которая несет угрозу всему цивилизованному миру и дать спокойно развиваться Европе и США, при этом он спокойно жертвует своей Родиной — Турцией. Для меня он не дотягивает до антогонистов 3-й и 4-ой книг.

Еще здесь имеется Зуров, отвечающий за юмор в данном произведении, Соболев,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о смерти которого мы будем читать в Смерти Ахилесса
, показаннй здесь бесшабашным воякой.

Интриги для меня не было, сразу было понятно, что крыса Д,Эвре.

Итог 7 баллов. Лучше Азазеля, но хуже Левиафана и Смерти Ахилесса.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При прочтении ТГ мне казалось, что Б.Акунин восхищается своим персонажем-шефом турецкой спецслужбы Анваром-эфенди. Иначе как объяснить тугодумность титулярного советника Э.Фандорина и его компаньонки Суворовой.

Кстати о Варваре Суворовой. Очень странный персонаж-прав был её папенька, назвав дочуру «полоумной нигилисткой». Не поверю, чтобы в ситуации, когда девушка «просвещённых взглядов», находится в мужском обществе, да каком-сплошь офицеры, гусары, бравые журналисты и Белый Генерал до кучи-и хранила верность своему «блаженному» жениху-Пете Яблокову. Даже если и так, чужая молва коварна-и репутация порядочной девушки навсегда была бы погублена, независимо от того-сохранила верность «мужу» или нет. Совершенно неинтересный персонаж, плоский и не цепляющий.

Фандорин Э.П. тут тоже практически проходной персонаж-подцепил Варю в кабаке, разгласил важную информацию в присутствии кучи людей, морщил лоб и косячил налево и направо, в конце концов эффектно разоблачил Анвара и уехал в Японию. И никакой ответственности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за смерть Ипполита Зурова, полковника Казанзаки, убийство полковника Лукана и Маклафлина и пр.

Да и Анвар-эфенди

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(журналист Д'Эвре)
действовал уж очень смело и нагло, чтобы его нельзя было заподозрить после
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дуэли с Луканом и истории о незащищённой плевне
. Слишком уж благородными чертами наделил его автор, чтобы это было правдой.

Конечно фильм по сравнению с книгой смотрится бледненько, но не понимаю, почему в фильме изменён главный злодей. Это шутка такая, что ли, причём вдвойне непонятно, когда выяснилось, что автором сценария был сам Акунин.

Слабовато, даже в сравнении с «Азазель».

Оценка 7.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Турецкий гамбит».

Продолжение ранее написанной книги трудное дело, ведь перед автором стоит задача не просто в написании хорошей книги, а книги достойной своим продолжением. Писатель старается не ударить в грязь лицом, пытается подтвердить свой прошлый успех, не очернив репутации. В восприятии продолжений повествования в последующих книгах многое зависти, конечно, и от самого читателя. И к удовлетворению читательских ожиданий стремится писатель, цель которого, порадовать своих поклонников, вновь вызвав в них те самые радостные чувства, что и при прочтении начальных частей. Но не всегда автору удается сделать это на отлично, правда «Турецкого гамбита» это не касается. Стоит ли говорить, что вторая часть «Приключений Эраста Фандорина» получилась не менее лучшей, захватывающей и интересней, чем первая, а во многом даже превзошедшая ее! Свидетельствовать об этом могут как восторженные отзывы читателей, так и успех одноименной экранизации романа.

В новых приключениях знакомого и полюбившегося нам титулярного советника сопровождает и новая героиня. Молодая, смелая, умная, находчивая, верная женщина Варвара Суворова. Она, не побоявшись ни нападения разбойников башибузуков, ни турецкого плена, пребывает на передовую военных действий, легко и непринужденно вливается в исключительно мужской коллектив, состоящий из солдат, офицеров и корреспондентов. Варя очень яркий и запоминающийся образ — эталон женственности ХІХ века!

Но события, на фоне которых развивается повествование, далеко не радостны и уж точно не приятны — война. Российско-турецкая война 1877-1878 годов. Именно на войне человек в страхе за свою жизнь и переживая за судьбы своих товарищей, своей семьи, своей Родины полностью обличается и тогда все становятся равными в одинаковой степени. Не могу говорить о безупречности, ибо ничто не есть таковым, но Борису Акунину особенно удачно удается сочетать мотивы исторического романа и детектива. Читать такое приятно, интересно и легко. Историческая достоверность ясно прослеживается в основных событиях, которые органично соединяется с ходом детективного расследования. Все это — удачные, героические образы, умелое оперирование историческими фактами, превосходная детективная линия — и есть залог того, что «Турецкий гамбит» — достойное продолжение в частности и отличное произведение в целом.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из моих любимых книг вообще, и едва ли не самая любимая среди книг Акунина в частности.

Я не особо фанатею от детективов, и по правде говоря, кроме Артура Конана Дойла и Агаты Кристи, ничего и не читала в этом жанре (ошибка ранней юности в виде пары книжек Донцовой не в счёт)... Но цикл о Фандорине покорил меня, хотя — видит Бог, я никак не могла добраться до этой серии в течении целого года, хотя мне её советовали сразу несколько человек. Но когда всё-таки свершилось... Это затянуло меня глубоко и надолго.

Легко читается, очень интересен не только сам детективный элемент, но и герои, их отношения и характеры, — неплохо проработанные, между прочим ; а также, в данном случае — еще и историческая составляющая, хотя она и изобилует неточностями, но ведь здесь это отнюдь не главное.

Вердикт — читать, однозначно.

Хотя мне сказал кто-то такую вещь : когда начинаешь читать Фандорина, тебе эти книги или сразу нравятся настолько, что невозможно оторваться, или же моментально становится понятно, что это совершенно не твоё. Полутонов практически не бывает. Кто знает, может оно так и есть.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Детективы не мой жанр. Никогда особо не любил читать о том, как расследуются преступления, собираются улики и как из числа подозреваемых вычисляется преступник. Но для расширения литературного кругозора полезно иногда почитать произведения даже из нелюбимых жанров. Выбор пал на «Турецкий гамбит», ведь я неоднократно сталкивался с мнением о том, что этот роман является одним из наиболее удачных произведений Акунина. Тем более, что одноимённый фильм в своё время я смотрел не очень внимательно и поэтому сюжет помнил лишь в самых общих чертах. Ну и знал, что в фильме и в книге на роль главного злодея назначены разные персонажи. Так что интрига, не смотря на знакомство с сюжетом, сохранялась

Впечатления от романа у меня остались нейтральными. Роман не захватил и не увлёк, но читался без особого напряжения. Спасибо хорошему литературному языку, которым написан «Турецкий гамбит».

Вольности в трактовке исторических событий меня не смутили, для исторического романа это нормально. Темп событий – высокий, так что заскучать читатель не успеет.

Герои в целом совпали со своими экранными образами. Разве что выяснилось, что создатели киноленты изрядно польстили Варваре Андреевне, ведь в книге у неё тараканов оказалось гораздо больше, чем в фильме. И если в финале картины ещё может возникнуть вопрос «а правильно ли поступил Фандорин, что не ответил на чувства девушки?», то после прочтения романа такого вопроса возникнуть просто не может. Наоборот, остаётся порадоваться за Эраста Петровича, что подобное «счастье» досталось другому.

Единственным моментом, который зацепил меня, является эпизод в конце романа, в котором Анвар-эфенди излагает Варваре Андреевне мотивы, которые побудили его разыграть пресловутый Турецкий гамбит. В фильме я этот момент как-то пропустил, так что читая роман я всё не мог понять, чем руководствовалась столь незаурядная личность, когда решила, что её место не в Константинополе и даже не в турецком генштабе, а в русской армии?

Какого же было моё удивление, что Гений (а Анвар изображён Акунином именно Гением, на фоне деятельности которого остальные герои откровенно теряются) руководствовался совершенно феерическими мотивами. Судите сами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Наш девятнадцатый век решает судьбу человечества, в этом я глубоко убежден. Надо помочь силам разума и терпимости взять верх, иначе Землю в скором будущем ждут тяжкие и ненужные потрясения. Ах, какие многообещающие процессы разворачиваются на западе Европы и в североамериканских Соединенных Штатах!» «Россия таит в себе страшную угрозу для цивилизации»; «Россию необходимо поставить на место, укоротить ей руки. Это пойдет вам же на пользу, а Европе даст возможность и дальше развиваться в нужном направлении»; «Идет грандиозная шахматная партия, и в ней я играю за белых».

Разумеется, с реальностью эта картина имеет мало общего. Однако, руководствуясь именно ею, Анвар-эфенди совершает предательство своей родной страны, принося её в жертву. Ведь не так уж и важно: удастся ли его Гамбит или нет, но максимальные потери от войны (что экономические, что людские) понесёт именно Турция. Но Анвара мало заботят подобные «мелочи», ведь что такое «страна упущенных возможностей» (а именно так он отзывается о своей родине) по сравнению с выгодами, которые могут получить страны пресвящённой Европы!

Наверное, в этом виновато воспитание, ведь Анвар турок только по национальности. С раннего детства он воспитывался в интернате, который располагался в Швейцарии. В результате вырос космополит, для которого Турция всего лишь «страна великих упущенных возможностей», а Европа – натуральный Валинор, ради спасения которого от мифической русской угрозы можно пожертвовать не только своей жизнью, но и своей родиной.

Уж не знаю, специально Акунин так сделал или у него это получилось случайно, но он показал какая каша царит в головах многих наших либерально настроенных соотечественников.

Кстати, а сколько за последние двадцать лет выросло таких «анваров» среди детей русских бизнесменов и политиков, которые были направлены для обучения в Европу и Америку? И сколько вреда подобные космополиты нанесут России, если надумают вернуться на «родину»?

Итог: неплохое произведение, но желание читать другие произведения фандоринского цикла у меня не возникло. Всё же детективы не мой жанр.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх