fantlab ru

Мэтт Хейг «Семья Рэдли»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.70
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Семья Рэдли

The Radleys

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Герои романа «Семья Рэдли» — типичные консервативные обыватели, отец, мать и двое детей, проживающие в благопристойной среднестатистической английской деревне. Если у них и есть странности, то совсем безобидные: слабое здоровье, легкая аллергия на… чеснок и солнечный свет. И нечего на них коситься, они — хорошие люди. Дети Рэдли, Роуэн и Клара, даже и не подозревают, что их родители уже семнадцать лет воздерживаются, подавляя свою истинную природу. Пока однажды в пятницу вечером не происходит роковой инцидент, влекущий за собой череду неотвратимых перемен. К лучшему или нет — время покажет…

Награды и премии:


лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2011

Номинации на премии:


номинант
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2010

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Ю. Фёдорова (1)

Семья Рэдли
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кровь не вода

И упасть, опаленным звездой по имени Солнце

Вот ведь какая занятная штука, мне и в голову не приходило рассмотреть «Звезду по имени Солнце» с точки зрения вампирьей эстетики. Смотрите-ка: вечность и юная смерть, принявшие которую отчего-то не горемыки, но любимцы судьбы. Почему? Они что, получают что-то взамен той обыденности, какой живет скучное большинство? И красная красная кровь. И упасть, опаленным солнцем. Да еще эти граффити всюду «Цой жив!» Ведь сколько лет прошло, а все появляются, будто дыма без огня не бывает

Ну что за чушь, у Цоя это просто романтика, он и не дожил до волны книжного и киновампиризма. Конечно, хотя внешне эстетика самая та, а ведь были и смазливее его, и те, кто молодыми ушли, но никто не стал предметом культа, в отличие от него. Верно и впрямь что-то такое было, животный какой-то магнетизм. Тот самый, который герои «Семьи Рэдли» упорно в себе подавляют вот уже семнадцать лет. И никто не скажет, глядя на Питера и Хелен, что они не среднестатистическая, изрядно подуставшая друг от друга и от обыденности пара с двумя детьми подростками, но вовсе даже могучие вампиры.

А все потому, что однажды приняли осознанное решение не пить человеческой крови, что для вампиров означает стать как все. Ну и что? Да ничего. Кроме того, что пришлось отказаться от силы, скорости, привлекательности, умения летать и еще кое-каких, не столь зрелищных, сверхспособностей. Зато совесть их чиста, мда. И все же ведь ради детей было, чтобы воспитать их хорошими людьми. Какие дети, что за чушь? У вампиров не бывает. Вопросы к Мэтту Хейгу, которого почитываю время от времени, иногда с большим удовольствием, а иногда так — плечами пожать, как с этой книгой.

Что, нехороша? Да как сказать, скорее всего просто пришла ко мне не в то время и не в том настроении. Вот кстати о детях, тема подросткового буллинга красной нитью проходит через книги Хейга и думаю, он делает немалой важности дело, вселяя в одиноких подростков уверенность, что они не одни, что многие через подобное проходили, и все у них в результате хорошо сложилось, в то время, как звероподобным мучителям из числа бывших одноклассников прямая дорога — к заводскому конвейеру, если не вообще по тюрьмам.

Но как-то мне уже поднадоело, тем более, что здешние брат и сестра, Роуэн и Клара ощущают себя задротами единственно по причине собственной подавляемой природы, о которой знать ничего не знают, Клара так и вовсе объявила себя вегетарианкой и потихоньку угасает на морковных соках. Пока на вечеринке, отбиваясь от насильника, случайно не перегрызает ему горло — нет, чисто рефлекторно.

Вот тогда-то все и завертится. Не самое мое у Хейга, но кому-то может понравиться. и он всегда остроумен, литературоцентричен, занятен.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Штампы! Штампы везде! Повсюду! В сюжете, в диалогах, в персонажах – абсолютно везде в этой книге. Можно взять список штампов из среднестатистического американского подросткового сериала о школьной жизни и просто отмечать галочками все совпадения.

— Неуверенный в себе герой – есть.

— Он нитакой как окружающие его простачки — есть

— Первая красавица класса, в которую он тайно влюблён, но слишком застенчив чтобы даже просто поговорить с ней – есть. (Бонус – он пишет ей стихи)

— Младшая сестра/брат со странными, немного раздражающими идеями – есть.

— Школьный хулиган с бандой подпевал, который издевается над главным героем – есть.

— Он (хулиган) слишком туп, чтобы распознать опасность, и потому умрёт первым – есть.

Продолжать можно довольно долго, перечислив каждого героя и каждый сюжетный поворот книги. И каждый диалог – говорят персонажи тоже клишированными фразами из примитивных сериалов. А что получается, когда книга банальна? Скука, предсказуемость и раздражение.

Сюжет не захватывает – он раздражает. Персонажи – усреднённый картон без ярких черт. Никому не захотелось сопереживать, никто не вызвал симпатии или интереса. Ни ужаса, ни юмора, ни иронии – которые обещали в аннотации. Никакой даже самой маленькой попытки как-то обыграть штампы, перевернуть их, пошутить над жанром. Ничего, что сделало бы книгу интересной.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все бы ничего, но уж очень сюжет романа предсказуем.

Семья Рэдли — супруги Питер и Хелен и двое детей Роэн и Клара — живут в тихой английской деревеньке. Рэдли — вампиры, отрицающие свою природу и старающиеся жить «как нормальные люди», а дети и вовсе не знают о себе ничего. Понятно, рано или поздно висящее на стене ружье выстрелит...

Что испортило впечатление о книге — вроде бы роман о вампирах, но на самом деле — о кризисе среднего возраста, опостылевшем браке и непонимании в семье. При чем, происходящее настолько банально, настолько прозрачно читается, что никакого удовольствия от развития сюжета я не получила.

Хотя описаны все эти предсказуемые и надоевшие сюжетные повороты с должным мастерством и талантом.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о семействе вампиров, пытающихся жить нормальной человеческой жизнью: отец семейства Питер Рэдли работает в местной больнице, его жена Хелен ведет домашнее хозяйство, пишет пейзажи акварелью и посещает книжный клуб, дети Роуэн и Клара ходят в школу. Но все меняется, когда Клара случайно убивает одноклассника, по пьяни пристававшего к ней на вечеринке. В попытке скрыть это старшие Рэдли обращаются за помощью к брату Питера — практикующему вампиру Уиллу, и, как говорится, все заверте...

При такой завязке дальнейшее действие романа развивается совсем не в том направлении, в каком можно было бы предположить, но при этом концовка, как уже сказал Lyolik, разочаровывает. Если бы не тот факт, что главные герои — вампиры, «Семья Рэдли» могла бы быть самой обычной историей о кризисе отношений в отдельно взятом семействе.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, во-первых, ничего нового автор в жанр не привнес, хоть об этом заявляется на оборотной стороне обложки. Сомневаюсь, что в жанр вампирского фэнтези вообще можно что-то принести. Во-вторых, это не фэнтези в полном смысле слова, это городская проза с добавлением вампиров. Честно говоря, если бы семья Рэдли была не вампирами, а людьми с какими-нибудь реальными отклонениями, мне бы книга показалась более глубокой, но, как говорится, «пипл хавает».

Что касается сюжетной линии. Жила, да была семья, которая маскировалась под обычных людей, но в один прекрасный день, случилось что-то, пробудившее в семейке жажду крови (ну без трупов не обойдется, конечно же). Герои уж какие-то утрированные получились: если плохой вампир — так очень плохой, вампир-гедонист, свой собственный фанат. Если законченный веган — то уж очень законченный, прям хотелось иногда об стену шарахнуть, так достает своими нравоучениями. Ну и так далее...

Прочиталась, конечно, быстро. Линдквист «Впусти меня» гораздо более травмоопасен для психики. С другой стороны, «Семья Рэдли» это и не «Сумерки», а что-то среднее. Вроде как автор замахнулся на крутую литературу, но слегка не дотянул. Но я бы подождала его следующих произведений, да и имя запомню.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читала какую-то совершенно другую, тяжелую книгу. И хотя книга была хороша, следить, как жизнь персонажей строчка за строчкой сворачивается в тугой узел личностного кошмара, бывает сложно. Так что я решила сделать небольшой перерыв и проветрить чем-нибудь голову, буквально на пару страниц.

Так я вдумчиво запустила руку в один из своих кошмарных мешков с распродажи книг (у меня их стоит штук 5-6, кажется), и выудила, что под руку попалось. Попалась «Семья Рэдли».

Скажу сразу: история про вампиров. Но не такая, как мы привыкли. Здесь нет блестящих пупсиков а-ля Эдик Каллен, нет мрачных убийц вроде Лестата, и даже с брутальными красавцами типа Билла и Эрика из «Настоящей крови» напряженка.

Здесь есть семья, которая живет в глубинке Англии и старается не попадать под прямой солнечный свет. Которая изо всех сил старается быть [i]обычной[/i] семьей, [i]нормальной[/i] семьей. Он — врач, она — готовит барашка и ходит в книжный клуб. Дети мучаются кожной аллергией и тем, что в школе стали лузерами. Обычная семья. Они «воздерживающиеся».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пока дочка не срывается и не убивает своего одноклассника, приставшего к ней как-то на вечеринке. Стоя по уши в крови, выгрызая ему часть органов, она понятия не имеет, что происходит. А потом появляется дядя Уилл — практикующий красавец-мужчина, чьи жертвы исчисляются чуть ли не тысячами — и все вообще летит к чертям. Правда роль его отнюдь не так проста, как кажется, а по-своему трагична. «Ты влюблялся когда-нибудь? — говорит он мужчине, который собирается его убить. — Я да. Она жена моего брата».

На самом деле, это история про кризис отношений, про эгоистов и семейные ценности — просто она упакована в симпатичную кровавую коробочку. Вампиры тут такие, какими можно было бы представить их в реальной жизни — они НЕ живут вечно, они НЕ пафосные суперсильные существа и они НЕ могут перебить целый город, лишь бы сохранить себе жизнь. Это социум, где одни подставляют других, как и во всяком другом тесном обществе. Здесь они стареют и теряют свои способности, если долго не пьют кровь. Да, еще они могут рожать, что совсем весело (:

Книга достаточно легкая, хоть и не такая поверхностная как серия True Blood, например. Язык весьма пристойный, и если бы не всеобщая вампирская мода последних лет, то история вообще воспринималась бы без предубеждений. Это не легкое чтиво — просто тема оказалась попсовой.

Прочитала я ее быстро — за полдня. И не было ни одной страницы, где бы я заскучала или зевнула. До последнего кажется, что сюжет развернется иначе — а нет, ни разу. Честно говоря, даже немного жаль. Я бы другой конец приделала, но это я (:

Постоянно ловила себя на мысли, что из нее можно было бы сделать отличный — не вампирский, а просто отличный — фильм. Чуть-чуть подредактировать, и... получилась бы конфетка с хорошей психологией и на актуальную (пока еще тему). Но здесь надо думать, а не просто смотреть на красавцев с клыками, так что вряд ли история попадет в планы Голливудского мейнстрима.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Семья Рэдли» Мэтта Хейга — несомненно, выдающееся явление в современной литературе о вампирах. Казалось бы, что нового можно сказать в этой теме после того, как в последнее десятилетие мы пережили настоящий вампирический бум? Однако очевидно, что на фоне массового интереса к вампирам сам жанр находится в глубоком кризисе и стремительно теряет свои характерные особенности. Вампиров уже не боятся – они утратили казавшуюся нерасторжимой связь с культурой ужасов. Вместе с исчезновением этого типа отношений отходят на задний план и ставшие привычными для читателя модели представления о вампирах. Выяснилось, что куда удобнее описывать вампирическую реальность с позиции человека, вставшего на точку зрения Другого — вампира: его мысли и дела, его слова и поступки. Словом, произошла субъективация вампира. Чего уж там говорить — вампир и до этого был самым коммерчески успешным персонажем культуры ужасов, единственным её настоящим героем в полным смысле, но сегодня он покинул жанровые рамки и вышел на широкий простор прибыли, совместив в себе черты образа «хорошего плохого». Вампир Энн Райс ещё не пытался приспособиться к жизни в качестве обычного человека: писательница прежде всего стремилась показать повседневную жизнь вампира, что ей и удалось. А вот вампиры Стефани Майер уже просто очеловечены — в нарушение всех канонов жанра, как формальных, так и содержательных. В этом тренде Мэтт Хейг смотрится как будто ретроградом — но так кажется только на первый взгляд. При ближайшем знакомстве оказывается, что перед нами одно из самых удивительных изложений вампирического мифа в постмодернистском ключе. С одной стороны, вампиры могут «воздерживаться», то есть не пить кровь, быть в своём роде вегетарианцами (а некоторые и веганами) и вообще стараться в полной мере адаптироваться к «обычному» дневному миру с его солнечным светом, постоянной работой, зарплатой, карьерой, покупками, интригами и флиртом — чем не следование толерантности и политкорректности, даже на уровне терминов? С другой же стороны, всегда остаётся в силе и романтический миф о вампире. Однако и он переосмыслен вполне в духе постмодерна — вампирами, оказывается, были многие великие писатели и художники, а в наши дни — и знаменитые рок-музыканты. Изучением поэзии эпохи романтизма, насквозь пропитанной вампирическим духом, и занимался один из членов семьи Рэдли, представляющий собой «ортодоксального» вампира, постоянно пьющего кровь и безжалостно убивающего, «безымянного хищника». От этого образа мы, надо признать, порядочно отвыкли. Мэтт Хейг возвращает его во всём готическом великолепии — как и обязательную для литературы о вампирах яркую любовную историю, полную страстей и страданий и, конечно, неутолённой жажды. Впрочем, сопутствующим жанру антуражем находки Мэтта Хейга по «воскрешению» традиционного вампира далеко не исчерпываются. Его вампиры страшны по-настоящему, но их суть проявляется постепенно, и роман, начинающийся как комедия положений с классическим английским юмором, заканчивается трагедией шекспировского масштаба. Отдельно надо сказать о блестящем переводе, передающем тонкий и ироничный стиль автора — настоящую английскую прозу «большого романа», созданную остроумным и наблюдательным писателем, как будто случайно заехавшим в тихий провинциальный городок и просто внимательно присмотревшимся к своим новым и кажущимся такими обычными соседям…

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга читается легко, достоинство ли это перевода? не знаю… Своей формой изложения книга напоминает расписанный до размеров романа сценарий к фильму. Повествование развивается по нарастающей. Персонажи прописаны хорошо, но логика действий героев к концу книги начинает хромать. В тексте проскальзывают несколько клише связанных с Россией, что говорит не в пользу оного. Описание сообщества и история мира вампиров собирается на протяжении романа по кусочкам, однако к концу книги картина эта не закончена. Средняя работа, не заслуживающая восторженных откликов на обложке.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то в захолустной деревушке под Манчестером живет семейство Рэдли. Отец – терапевт в местном медицинском пункте, мать – домохозяйка, а дети (сын Роуэн и дочь Клара) – старшеклассники. Внешне они ничем не выделяются на местном фоне, но за дверьми их дома спрятана жуткая тайна – они вампиры. Но и вампиры они тоже необычные. Почти 20 лет родители воздерживаются от употребления крови и ведут жизнь простых обывателей. Дети же даже не знают о своей истинной природе. Но в эту пятницу их пастораль будет разрушена, когда отбиваясь от пьяного одноклассника Клара познает свою сущность.

«Семья Рэдли» дает то, чего так не хватало в «Чернее черного» Мантел – производственных будней необычных обитателей современной Англии. Воздерживающиеся вампиры спят по ночам (ну во всяком случае пытаются), обмазавшись солнцезащитным кремом ходят днем на работу, заводят детей и скучно стареют. Вампиры у Хейга делятся на три группы. Тех, кто полностью контролируют свои инстинкты, тех, что покупают бутилированную кровь вампиров и утоляют свою жажду только ей и третьих, ведущих активный образ жизни и полностью соответствующих нашим представлениям об этих бессмертных тварях. За последними следит полиция, ведь по заключенному сторонами соглашению охотиться они могут только на представителей строго оговоренных социальных групп.

Вся история построена на принципе «все тайное становится явным». Раскрытая ложь тянет за собой цепь событий, благодаря которым Хейг показывает, что за фасадом благополучия могут кипеть нешуточные страсти. Текст разбит на небольшие, в пару страниц, главки, где повествование идет от лица одного из героев книги. Такая структура явно идет роману на пользу. Взгляд на ситуацию со стороны разных людей делает сцены из жизни глубже и интереснее. За счет этого удается удерживать ураганный темп и держать внимание читателя. Приходилось даже прикладывать усилия, чтобы остановиться и не читать дальше.

Но концовка романа откровенно разочаровывает, особенно при таком многообещающем начале. В какой-то момент все происходящее становится вдруг типичным и предсказуемым, несмотря на то, что сам текст все еще действительно здорово написан. Что касается юмора, который, если судить по задней обложке книги, должен быть изюминкой книги, то смеяться в голос тут совершенно не над чем. Присутствует ирония (например, главный герой работает врачом, а тут тебе и донорство и различные порезы, а потенциально обладающий невероятной силой Роуэн становится в школе забитым изгоем), но не более того.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх